2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» в рамках учебно-методического комплекса «Школа России» по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык 2 класс. М.: Просвещение, 2020, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3, учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2021-2022 учебный год. В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели: – ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; – формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Задачами курса являются: – развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; – формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; – формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; – воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год общий объём учебного времени во 2 классе составляет 170 часов (34 учебные недели) по 5 часов в неделю. 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные представления о своей этнической принадлежности; развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык; представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.); осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле; подсознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку; представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины; положительного отношения к языковой деятельности; заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности; понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы; развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей; развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности; представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности. Предметные Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения; воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления; первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса); 4 начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний; овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса); применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса); первоначальные умения проверять написанное; овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами; формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса) Метапредметные регулятивные Принимать и сохранять цель и учебную задачу; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках); проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. познавательные Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); 5 воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты); ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях; пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач; пользоваться словарями и справочным материалом учебника; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст); составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям; обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.); осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте. коммуникативные оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 6 принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.); выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками; задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания; признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и аргументировать его; работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; — развитие коммуникативных умений; — развитие нравственных и эстетических чувств; — развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Наша речь (4 ч.) 7 Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи. Текст (5 ч.) Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте. Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей. Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения. Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя. Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки. Предложение (12 ч.) Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись. 8 Слова, слова, слова… (22 ч.) Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов). Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. Звуки и буквы (34 ч.) Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем. 9 Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухостизвонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ЖИ-ШИ, ЧУЩУ, ЧА-ЩА (29 ч.) Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь. Части речи (47 ч.) Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. 10 Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами. Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными. Повторение (10 ч.) Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА № 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование разделов и тем Наша речь Текст Предложение Слова, слова, слова Звуки и буквы Правописание буквосочетаний с шипящими звуками Части речи Повторение Итого: Всего часов 4 5 12 22 34 29 47 10 163 11 Календарно-тематический план по учебному предмету русский язык на 2021-2022 учебный год Класс 2 Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна № урока Наименование разделов и тем 1. 1.1 2. 1.2 3. 1.3 4. 1.4 5. 6. 2.1 2.2 7. 8. 2.3 2.4 9. 2.5 10. 11. 3.1 3.2 12. 13. 3.3 3.4 14. 3.5 15. 3.6 16. 3.7 17. 3.8 Кол-во часов на год 163 ч. Кол-во уроков в неделю 5 ч. Ко лво час ов Наша речь (4ч.) Знакомство с учебником. Какая 1 бывает речь Что можно узнать о человеке по его 1 речи? Как отличить диалог от и 1 монолога? Проверка знаний. 1 Текст (5ч.) Что такое текст? 1 Что такое тема и главная мысль 1 текста? Входной диктант по теме «Текст» 1 Работа над ошибками, 1 допущенными в диктанте. Части текста 1 Предложение (12ч.) Что такое предложение? 1 Как составить из слов 1 предложение? Контрольное списывание 1 Главные члены предложения 1 (основа). Второстепенные члены 1 предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое — 1 главные члены предложения Распространённые и 1 нераспространённые предложения. Связь слов в предложении 1 Дата план Дата факт Примечан. 01.09 02.09 03.09 06.09 07.09 08.09 09.09 10.09 13.09 14.09 15.09 16.09 17.09 20.09 21.09 22.09 23.09 12 18. 3.9 19. 20. 3.10 3.11 21. 3.12 22. 23. 24. 4.1 4.2 4.3 25. 4.4 26. 27. 28. 29. 4.5 4.6 4.7 4.8 30. 4.9 31. 32. 4.10 4.11 33. 4.12 34. 4.13 35. 4.14 36. 37. 4.15 4.16 38. 39. 40. 41. 42. 43. 4.17 4.18 4.19 4.20 4.21 4.22 Сочинение по картине 1 И. С. Остроухова «Золотая осень». Анализ сочинений 1 Контрольный диктант по теме: 1 «Предложение» Работа над ошибками, 1 допущенными в диктанте. Слова, слова, слова (22ч.) Слово и его значение. 1 Лексическое значение слова 1 Однозначные и многозначные 1 слова Прямое и переносное значения 1 слов. Синонимы 1 Антонимы 1 Что такое антонимы 1 Родственные (однокоренные) 1 слова. Родственные (однокоренные) 1 слова. Корень слова. 1 Контрольный диктант по теме 1 «Слова» Корень слова. Однокоренные 1 слова. Работа над ошибками Корень слова. Однокоренные 1 слова. Слог как минимальная 1 произносительная единица. Контрольный диктант 1 Работа над ошибками, 1 допущенными в диктанте. Определение ударного слога. 1 Перенос слов. Правила переноса 1 Перенос слов. Правила переноса 1 Проверочная работа. 1 Однокоренные слова. 1 Развитие речи. Составление 1 рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. Звуки и буквы (34ч.) 24.09 27.09 28.09 29.09 30.09 01.10 04.10 05.10 06.10 07.10 08.10 11.10 12.10 13.10 14.10 15.10 18.10 19.10 20.10 21.10 22.10 25.10 26.10 27.10 28.10 29.10 13 44. 45. 46. 47. 5.1 5.2 5.3 5.4 48. 49. 5.5 5.6 50. 5.7 51. 5.8 52. 5.9 53. 5.10 54. 5.11 55. 5.12 56. 5.13 57. 5.14 58. 5.15 59. 5.16 60. 5.17 61. 5.18 62. 63. 5.19 5.20 64. 5.21 65. 66. 5.22 5.23 Звуки и буквы. Алфавит. Алфавит. Употребление прописной (заглавной) буквы Как определить гласные звуки. Контрольный диктант. Звуки и буквы Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Развитие речи. Обучающее сочинение. С.А.Турунов Диктант. Проверочная работа. Правописание безударных гласных. Работа над ошибками допущенными в диктанте Определение согласных звуков. Согласный звук [и'] и буква «и краткое» Согласный звук [и'] и буква «и краткое» Слова с удвоенными согласными Коллективное составление рассказа 1 1 1 1 08.11 09.11 10.11 11.11 1 1 12.11 15.11 1 16.11 1 17.11 1 18.11 1 19.11 1 22.11 1 23.11 1 24.11 1 25.11 1 26.11 1 29.11 1 30.11 1 01.12 1 1 02.12 03.12 1 06.12 1 1 07.12 08.12 14 67. 68. 69. 70 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. 5.24 Наши проекты. И в шутку и в 1 09.12 серьез. 5.25 Твёрдые и мягкие согласные звуки 1 10.12 и буквы для их обозначения 5.26 Твёрдые и мягкие согласные звуки 1 13.12 и буквы для их обозначения 5.27 Мягкий знак (ь) 1 14.12 5.28 Правописание слов с мягким 1 15.12 знаком на конце и в середине перед согласным. 5.29 Правописание слов с мягким 1 16.12 знаком на конце и в середине перед согласным. 5.30 Правописание слов с мягким 1 17.12 знаком. 5.31 Проверочная работа. 1 20.12 5.32 Обобщающий урок 1 21.12 5.33 Контрольный диктант. 1 22.12 5.34 Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. 1 23.12 Работа над ошибками. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч.) 6.1 Наши проекты. Пишем письмо. 1 24.12 6.2 Развитие речи. Обучающие 1 27.12 изложение. Л.Н.Толстой 6.3 Повторение темы «Твердые и 1 28.12 мягкие согласные» 6.4 Проверочная работа. 1 29.12 Буквосочетания. 6.5 Работа над ошибками. 1 30.12 6.6 Проект «Рифма». 1 13.01 6.7 Буквосочетания жи—ши, ча—ща, 1 14.01 чу—щу 6.8 Буквосочетания жи—ши, ча—ща, 1 17.01 чу—щу 6.9 Буквосочетания жи—ши, ча—ща, 1 18.01 чу—щу 6.10 Как отличить звонкие согласные 1 19.01 звуки от глухих 6.11 Как отличить звонкие согласные 1 20.01 звуки от глухих. 6.12 Проверка парных согласных в 1 21.01 15 90. 6.13 91. 6.14 92. 6.15 93. 6.16 94. 6.17 95. 6.18 96. 97. 6.19 6.20 98. 6.21 99. 6.22 100. 6.23 101. 6.24 102. 6.25 103. 6.26 104. 6.27 105. 6.28 106. 6.29 107. 108. 109. 7.1 7.2 7.3 110. 7.4 111. 7.5 корне слова. Проверка парных согласных в корне слова. Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. Каток. Правописание парных звонких и глухих согласных. Правописание парных звонких и глухих согласных. Правописание парных звонких и глухих согласных. Правописание парных звонких и глухих согласных. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. Проверка знаний. Контрольный диктант по теме: «Парные согласные» Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам Разделительный мягкий знак (ь) Разделительный мягкий знак (ь) Правописание слов с разделительным мягким знаком Разделительный мягкий знак (ь) Обобщение изученного материала Контрольное списывание. Обучающее сочинение. Зимние забавы. Проверка знаний Обобщение изученного материала. Части речи (47ч.) Что такое части речи. Что такое части речи. Общее представление об имени существительном как части речи Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. 1 24.01 1 25.01 1 26.01 1 27.01 1 28.01 1 31.01 1 1 01.02 02.02 1 03.02 1 1 1 04.02 07.02 08.02 1 09.02 1 1 10.02 11.02 1 1 14.02 15.02 1 1 1 16.02 17.02 18.02 1 21.02 1 22.02 16 112. 7.6 113. 7.7 114. 7.8 115. 7.9 116. 7.10 117. 7.11 118. 7.12 119. 7.13 120. 7.14 121. 7.15 122. 7.16 123. 7.17 124. 7.18 125. 7.19 126. 7.20 127. 7.21 128. 7.22 129. 7.23 Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, название книг, журналов и газет. Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных) Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) Обучающее изложение. Люлька. Обобщение знаний, Написание слов с заглавной буквой. Диктант. Заглавная буква в именах собственных. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Число имён существительных. Единственное и множественное число имен существительных Единственное и множественное число имен существительных Обучающие изложение Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) Контрольный диктант по теме « Имя существительное» Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени существительном Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи Упражнения в различении глаголов. Восстановление 1 24.02 1 25.02 1 28.02 1 01.03 1 1 02.03 03.03 1 04.03 1 09.03 1 1 10.03 11.03 1 14.03 1 1 15.03 16.03 1 17.03 1 18.03 1 21.03 1 22.03 1 23.03 17 130. 7.24 131. 7.25 132. 7.26 133. 134. 135. 136. 7.27 7.28 7.29 7.30 137. 7.31 138. 7.32 139. 7.33 140. 7.34 141. 7.35 142. 7.36 143. 7.37 144. 7.38 145. 7.39 146. 7.40 147. 7.41 148. 149. 150. 151. 152. 153. 7.42 7.43 7.44 7.45 7.46 7.47 деформированного текста Число глагола. Изменение глагола по числам. Число глагола. Изменение глагола по числам. Правописание частицы не с глаголом Обобщение знаний о глаголе Что такое тест повествование. Проверка знаний Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имен существительных с именами прилагательными. Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению Изменение имён прилагательных по числам. Понятие о тексте-описании Роль имён прилагательных в текстеописании. Обобщение знаний об имени прилагательном Проверочная работа «Проверь себя» Предлог как часть речи. Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи Восстановление предложения. Проверочная работа «Проверь себя» Диктант. Части речи. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Что такое местоимение Что такое местоимение Что такое текст- рассуждение Проверка знаний Контрольный диктант за 2 класс Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о частях речи 1 24.03 1 25.03 1 06.04 1 1 1 1 07.04 08.04 11.04 12.04 1 13.04 1 14.04 1 15.04 1 18.04 1 19.04 1 1 20.04 21.04 1 1 22.04 25.04 1 1 26.04 27.04 1 1 1 1 1 1 28.04 29.04 04.05 05.05 06.05 11.05 18 «Проверь себя» 154. 155. 156. 157. 158. 159. 160. 161. 162. 163. Повторение (10 ч.) 8.1 Виды текстов. Обобщение знаний о 1 признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа 8.2 Сочинение по картине 1 И.И. Шишкина. 8.3 Предложение. Знаки препинания в 1 конце предложений 8.4 Главные члены предложения их 1 распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении 8.5 Слово и его лексическое значение. 1 Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. 8.6 Контрольный диктант. 1 8.7 Работа над ошибками. Части речи 1 их различение. Разбор слова как части речи 8.8 Звуки и буквы. Алфавит. Звуко1 буквенный разбор слов 8.9 Обобщение знаний об изученных 1 правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. 8.10 Повторение и закрепление 1 изученного материала. 12.05 13.05 16.05 17.05 18.05 19.05 20.05 23.05 24.05 25.04 С учетом выходных и праздничных дней – 163 ч. 19 КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Виды письменных работ и нормы оценивания: Контрольный диктант 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Первое полугодие 25-30 слов 45-55 слов 60-70 слов Второе полугодие 15-25 слов 35-45 слов 55-6- слов 70-80 слов Оценки: Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма. Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок. Работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии. Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно. Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. Ошибкой в диктанте следует считать: • нарушение правил орфографии при написании слов; • пропуск и искажение букв в словах; • замену слов; • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов. За ошибку в диктанте не считаются: • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались; • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы; • единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются: • два исправления; • две пунктуационные ошибки; • повторение ошибок в одном и том же слове. Негрубыми ошибками считаются следующие: • повторение одной и той же буквы в слове; • недописанное слово; • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; • дважды записанное одно и то же слово в предложении; 20 • отсутствие «красной» строки. Примечание При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы. Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Грамматическое задание. Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы. Оценки: «5» – без ошибок. «4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий. «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий. «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий. Контрольное списывание. Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта. Первое полугодие Второе полугодие 1 класс 20-30 слов 2 класс 30-35 слов 40-50 слов 3 класс 50-60 слов 60-65 слов 4 класс 65-75 слов 75-90 слов Оценки: «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений. «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления. «3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки. «2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок. 21 Словарный диктант. 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс Первое полугодие 8-10 слов 10-12 слов 12-15 слов Второе полугодие 5-6 слов 10-12 слов 12-15 слов 15-18 слов Оценки: «5» – без ошибок. «4» – 1 ошибка и 1 исправление. «3» – 2 ошибки и 1 исправление. «2» – 3–5 ошибок. Тест. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Оценки: «5» – верно выполнено более 3/4 заданий. «4» – верно выполнено 3/4 заданий. «3» – верно выполнено 1/2 заданий. «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий. Критерии оценки работ творческого характера. К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится. Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание. В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку. Нормы оценки работ творческого характера. За содержание: Оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, 22 отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности. Оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста. Оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста. Оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста. За грамотность: Оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления. Оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно –два исправления. Оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно –два исправления. Оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления. Примечание Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения с сочинения. Изложение Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов. «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления. 23 «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления. «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления. «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений. Сочинение «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления. «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления. «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления. «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений. 24 Входная контрольная работа 1 вариант 1. Внимательно прочитай и спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Утром Игор_ и Лёня пошли на рыбалку. Речка ш_рокая и чистая. В ней ж_вёт много рыбы. Хитрая щ_ка сорвалась с удочки. Но ребята поймали лещ_. 2. Раздели слова на слоги вертикальной линией. Месяц, ужин, пение, попугай. 3. Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса горизонтальной чертой (например, чайка) Месяц, ужин, пение, попугай. 4. Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно. к, синица, шустрая, подлетела, кормушке 5. Укажи количество букв и звуков в слове: Зверьки – ___ букв, ___ звуков. 6. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение. Земли – з__мля, козы – к__за, лисы – л__са, страны – стр__на. 7. Вставь пропущенные буквы, подчеркни парные по глухостизвонкости согласные. Тетради – тетра__, морозы – моро__, пироги – пиро__. 8. Выдели зелёным цветом мягкие согласные. Чайки, змейка, щука. 9. Выдели синим цветом твёрдые согласные. Жираф, шёпот, сцена. 2 вариант 1. Внимательно прочитай и спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Нач__ло дня. Мама и Варя вышли на прогулку. Они следят за пуш__стым облаком. Вот оно стало ж__рафом. По небу плывут ч__десные звери. 2. Раздели слова на слоги вертикальной линией. Фокусник, афиша, чтение, указ. 3. Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса горизонтальной чертой (например, чай-ка) Фокусник, афиша, чтение, указ. 4. Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно. в, снежинки, кружатся, воздухе, белые 5. Укажи количество букв и звуков в слове: Деньки – ____ букв, _____ звуков. 6. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение. 25 Горы – г__ра, письма – п__сьмо, лес – л__са, врач – вр__чи. 7. Вставь пропущенные буквы, подчеркни парные по глухостизвонкости согласные. Хлеба – хле__, моржи – мор__, глаза – гла__. 8. Выдели зелёным цветом мягкие согласные. Чайник, лейка, роща. 9. Выдели синим цветом твёрдые согласные. Этажи, шесть, центр. Контрольный диктант (с грамматическим заданием) за I четверть В лесу Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с осины. Скоро наступит осень. Задания: 1. подчеркнуть во втором (восьмом) предложении главные члены предложения; 2. обозначить в словах ударение; 3. выписать любое трёхсложное слово и разделить его чертой для переноса. Контрольный диктант (с грамматическим заданием) за I полугодие Зимний денёк Сильные морозы сковали озёра и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц! Задания: 1. выписать три слова, в которых есть безударный гласный звук в корне, рядом записать проверочное; 2. подчеркнуть главные члены предложения в пятом предложении, указать связь слов в предложении. Контрольный диктант (с грамматическим заданием) за III четверть Весна. Тепло. Тают рыхлые снега. По небу плывут лёгкие облака. На деревьях кричат грачи. Скоро прилетят весёлые скворцы. По улице бежит широкий ручей. Саша и Кузьма пускают по воде кораблик. Слышны звонкие крики воробьёв и лай Жучки. Задания: 26 подчеркнуть главные члены предложения в третьем (седьмом) предложении, указать над словами известные части речи; 2. выписать глагол (существительное) во множественном числе, а рядом записать этот же глагол (существительное) в единственном числе. 1. Итоговый контрольный диктант (с грамматическим заданием) Помощники Мы живём в селе Чайка. В конце села есть ферма. Ученики помогают взрослым. У коровы Зорьки родился телёнок Борька. У Борьки гладкая шерсть. На спине белое пятно. Девочка Галя дала малышу тёплое молоко. Коля принёс для коровы душистое сено. Юра и Глеб часто пасли коров на лугу у реки. 1. 2. 3. 4. Задания: в первом предложении подчеркнуть в словах изученные орфограммы; указать над словами седьмого предложения части речи; выписать имя прилагательное + имя существительное; подчеркнуть в третьем предложении главные члены, указать связь слов. 27 28