ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. КаменскаШахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных актов школы. Цель программы: -постижение ребенком духовного содержания декоративно – прикладного искусства, его образного языка и возможностей; - формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности; - развитие самостоятельности анализа и мышления; - воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе. Задачи программы: - обучение конкретным трудовым навыкам; - обучение детей безопасным приёмам работы с различными инструментами; - знакомство детей с терминологией, техниками работы по ручному труду; - воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека декоративно-прикладного искусства; - формирование художественно-образного мышления и эмоциональночувственного отношения к предметам и явлениям действительности; - воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры; -развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, умения выражать в художественных образах решение творческих задач; - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; - воспитывать нравственные качества детей; - воспитание эстетического, художественного вкуса, культуры зрительного восприятия прекрасного, радости от совместного творчества; - формирование чувства самоконтроля, взаимопомощи, самостоятельности; - формирование всесторонне развитой личности Место курса в учебном плане Согласно базисному учебному плану на изучение курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели). ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Личностные результаты учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Младшие школьники получат возможность для формирования: - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. Метапредметные результаты Регулятивные - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. Младшие школьники получат возможность научиться: -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества. -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; Познавательные - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве. - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; - художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства. Младшие школьники получат возможность научиться: -создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; - понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом. Коммуникативные -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию. Младшие школьники получат возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Предметные результаты -уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека; -понимать образную сущность искусства; -сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка. -выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. -создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного. Учащиеся должны знать: - пластилин, виды пластилина, его свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином; разнообразие техник работ с пластилином; - жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж; - особенности построения композиции, основные декоративные элементы народных росписей; - историю возникновения и развития бумаги, бумагопластики, оригами, квиллинга, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ; - виды бумаги, ее свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой; разнообразие техник работ с бумагой; - общие понятия построения объемно-пространственной композиции. - понятия: орнамент, роспись, Гжель, Хохлома, Городец, Дымково. - технологию создания панно. - понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. - цветовое и композиционное решение; - технологию создания народной куклы; историю русского народного костюма; - классификацию кукол; их роль и место в русских обрядах и традициях; - сувенир, виды и назначение сувениров; Учащиеся должны уметь: - передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). - наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов; - моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы; - пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. - воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства, изображающие природу, человека, явления; - понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что - в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам; - учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства; - называть функциональное назначение приспособлений и инструментов; - выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет); - выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож; - выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль; - выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей, - наблюдать и описывать свойства используемых материалов; - подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия; - сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах - добывать необходимую информацию (устную и графическую). - анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления; - определять основные конструктивные особенности изделий; - подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом - соблюдать общие требования дизайна изделий; - планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Основы культуры труда и самообслуживания. Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья. Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий. Организация рабочего места для работы с различными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений). Анализ объекта и его назначения. 2. Технология ручной обработки материалов. Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала. Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с природными материалами. Практические работы: композиции из листьев, композиции из соломки, шахматы из шишек. Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений. Практические работы: лепка героев сказок, фигурок домашних животных, составление коллективных композиций. Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги. Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой. Практические работы: аппликации, работа с гофрированным картоном, объемные игрушки из бумаги, оригами. Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений. Приемы работы с текстильными материалами. Практические работы: прихватка, аппликации из ниток, простейшее плетение. 3. Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов. Практические работы: вертушка, парашют, конструирование мебели. 4. Дизайн. Подход к работе детей в мастерской дизайна будет иным. Ученики должны учитывать основные правила дизайна: для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне; в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид; каждая вещь должна соответствовать общей обстановке, характеру и облику своего хозяина. Подобный подход будет применим и целесообразен при выполнении каждого задания. Например, изготовление упаковки предполагает учет того, для чего именно она предназначена: упаковка должна сочетаться с подарком по форме, размеру, декору. Такая работа постепенно позволяет вырабатывать у обучающихся правильное отношение к вещам, стремление избегать ненужной вычурности и бессмысленных излишеств. А значит, формирует истинное понимание дизайнерских правил, хороший эстетический вкус. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и дисциплин Кол-во часов 1 2 Работа с природным материалом Работа с бумагой и картоном. Техники: оригами, аппликации, квиллинг Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремёсла Рукоделие из ниток Работа с бросовым материалом Итого: 5 10 3 4 5 9 5 5 34 Календарно-тематический план по внеурочной деятельности город мастеров на 2021-2022 учебный год Класс 2 Кол-во часов на год 34 ч. Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна Кол-во уроков в неделю 1 ч. № урока Название темы 1 1.1 2 2.1 3 2.2 4 2.3 5 2.4 6 3.1 7 3.2 8 3.3 9 3.4 Кол-во часов Дата (план) Дата (факт) Вводное занятие. Материалы и 1 01.09 инструменты. Техника безопасности на занятиях. «Работа с природным материалом» (4 часа) Создание поделок из веток, 1 08.09 шишек, каштанов, листьев. Техника безопасности при работе с природными материалами. Беседа «Флористика». 1 15.09 Создание икебаны. Картины из листьев и семян. Аппликация из крупы (манной 1 22.09 крупы, риса, пшена). Создание сувениров с 1 29.09 использованием всех природных материалов. Выставка «Узоры матушки природы» «Работа с бумагой и картоном. Техники: оригами, аппликации, квиллинг» (10 часов) Техника складывания бумаги – 1 06.10 «оригами». Изделие «Журавлик», «Лебедь». Поделки в технике «оригами». 1 13.10 Изделия: «Пароход», «Кораблик». Поделки в технике «оригами». 1 20.10 Изделие: «Тюльпан», «Лилия». Беседа «История создания 1 27.10 бумаги». Изготовление животных из бумаги. Изделие «Цыпленок». примечание 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Беседа « Как появились 1 10.11 ножницы». Объемная водяная лилия. 3.6 Знакомство с видами бумаги и 1 17.11 техникой ее обработки. Композиции и аппликация. 3.7 Мозаика из кусочков цветной 1 24.11 бумаги. Изделие «Божья коровка». 3.8 История возникновения 1 01.12 технологии бумагокручения квиллинга. Основные формы «ролл», «капелька», «глаз». Изделие «Гроздь винограда» 3.9 Основные формы «долька», 1 08.12 «треугольник», «квадрат». Конструирование из основных форм квиллинга . Изготовление простых, несложных цветов. 3.10 Создание объемных форм из 1 15.12 бумаги (шары, фонарики) Выставка «Бумажная страна» «Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремёсла» (9 часов) 4.1 Беседа «Декоративно1 22.12 прикладное искусство. Росписи и ремёсла.» 4.2 Предметы быта. Гончарное 1 29.12 мастерство. Лепка посуды. 4.3 Украшение предметов быта. 1 19.01 Орнаменты в полосе, круге, квадрате. 4.4 Лепка овощей и фруктов. 1 26.01 4.5 Плоскостная лепка. Композиция 1 02.02 из фруктов и ягод. 4.6 Знакомство с народными 1 09.02 ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись. Роспись предметов быта. 4.7 Гжель. Цвета, мотивы, 1 16.02 традиции. Роспись посудных форм. 4.8 Городецкая роспись. 1 02.03 Русская красавица. 3.5 24 4.9 25 5.1 26 5.2 27 5.3 28 5.4 29 5.5 30 6.1 31 32 33 6.2 6.3 6.4 34 6.5 Дымковская игрушка. Роспись. 1 09.03 Выставка «Народные ремесла» «Рукоделие из ниток» (5 часов) Народная кукла. 1 16.03 Изготовление кукол-марионеток из ниток. Открытка «Для тебя!» 1 23.03 Изонить. Вышивание цветов. Открытка «Для тебя!» 1 06.04 Изонить. Вышивание цветов. Плетение из ниток, шнурков, 1 13.04 лент. Закладка для книги. Плетение из ниток, шнурков, 1 20.04 лент. Изделие «Браслет». Выставка «Чудесное превращение ниточки». «Работа с бросовым материалом» (5 часов) Аппликация из фантиков. 1 27.04 «Веселый автомобиль» Панно из карандашных стружек. 1 04.05 Мебель из спичечных коробок. 1 11.05 Ваза из пластиковой бутылки. 1 18.05 Выставка «Чудеса из ненужных вещей». 1 25.05 Итоговое занятие. Выставка творческих работ. С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч.