Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса первой ступени образования
составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта
основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10
№1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города
Каменск-Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных
к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана,
локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской Программы по систематическому курсу русского
языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой
«Программы по учебным предметам», ( УМК «Перспективная начальная школа»).
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует
познавательную и социокультурную цели:
 познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке
как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с
основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учащихся; формирование языковой
эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
формирование научного представления о системе и структуре родного языка,
развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского)
языка как части окружающего мира;
 социокультурная
цель
изучения русского языка включает формирование
коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека;
обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе
необходимо решение следующих практических задач:
 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
 освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
 овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и
повествования небольшого объема;
 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
 овладение способами орфографического действия;
 развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня
(звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и
сравнивать;
 формирование учебной деятельности учащихся;
 формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации,
включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус
УМК)).
 усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет
обучения,
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение русского
языка в начальной школе выделяется 607 ч. Из них в 1 классе 165 ч.(5 ч.- в неделю, 33
учебные недели), во 2 классе по 170 ч. (5 ч. - в неделю, 34 учебные недели в каждом классе),в
3-4 классах 136 часов(4ч.в неделю, 34учебные недели в каждом классе)
Данная программа ориентирована на использование учебника:
Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: учебник в 3 ч. (части 1,2
3) – М.: Академкнига/Учебник.
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
 осознание языка как основного средства человеческого общения;
 восприятие русского языка как явление национальной культуры;
 понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;
 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
 способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
 овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
* умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач; способность
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
* умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации
общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,
учитывать различные мнения и координировать различные позиции в
сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
* стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
* умение задавать вопросы;
* самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план
решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
*
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление
причинных связей и зависимостей между объектами;
*
умение работать с таблицами, схемами, моделями;
*
умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
*
умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей
(математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
*
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
*
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
 овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и
правилах речевого этикета;
 умение применять орфографические правила и правила постановки знаков
препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
 умение проверять написанное;
 умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать,
характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи,
член предложения, простое предложение;

 способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по
развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
* интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
* познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной
самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также
умений принимать, сохранять и ставить новые цели в учебной
деятельности и работать над их достижением);
*организационных (организовывать сотрудничество и планировать
собственную деятельность).
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые
сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.
Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к
концу 3-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
 свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную
словарную статью;
 свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений,
находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление", быстро находить
выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте,
находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
 работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль
(идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и
удерживать заявленный аспект;
 работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в
одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными
источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами,
сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных УУД
Обучающиеся научатся:
В рамках инициативного сотрудничества:
 работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между
собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее
поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
 понимать основание разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и
мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку
зрения;
 находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными
героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные
статьи, правила, таблицы, модели.
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)
Обучающиеся научатся:
 осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
Содержание курса «Русский язык» 3 класс (136 ч)
Фонетика и орфография .

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме:
чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в
соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.
Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.
Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на -с, -зПравописание предлогов.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого
гласного.
Написание суффикса –ок- после шипящих.
Звукобуквенный разбор слова.
Морфемика и словообразование
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.
Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с
соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных
чередований при словообразовании и словоизменении.
Разбор слова по составу.
Морфология и лексика
Понятие о частях речи.
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение.
Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность.
Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа
(изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по
числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение.
Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и
падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Правописание безударных падежных окончаний.
Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание
существительных с суффиксом -ищ-.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные
местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его
начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола
прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь).
Изменение по временам. Изменение по числам.
Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по
лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3
л. ед. и мн. ч.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия
однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении
орфографических задач.

Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения.
Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов
предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения
ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Формирование умения составлять схему предложения.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений,
орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь
«Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения
орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Развитие речи с элементами культуры речи
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста.
Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания
изложения и сочинения.
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте
разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием
описания и повествования.
Сравнение научно-популярных и художественных текстов.
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту
же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ
разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной
мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных
произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации
речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с
точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и
содержания.
Словарь
Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой,
горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер,
космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро,
молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог,
пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние,
рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай,
троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр,
экскурсия, январь (75 слов)
№п/п

1
2
3
4
5

Тематическое планирование
Наименование раздела

Для чего нужна речь. Что такое орфограмма
Что такое орфограмма. Звукобуквенный разбор слова
Какие бывают предложения. Текст, тема и основная мысль текста
Части речи. Существительное
Части речи. Прилагательное

Коли
чество
часов
3 ч.
2ч
1 ч.
2ч
2ч

3
6
7
8
9
10
11
12
13
14
3
15
3
16
17
3
18
19
20
21
22
23
3
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
34
35
36
37

Работа с картиной Главное переживание автора, выраженное в тексте

1ч

Глагол
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова
Части речи. Местоимение
Порядок абзацев в тексте Предлоги и приставки
Научные названия главных членов предложения
Синонимы
Порядок абзацев в тексте Изменение существительных по числам
Изменение существительных по падежам
Падежи существительных
Письменное изложение
Падежи существительных
Азбука вежливости
Падежи существительных
Антонимы
Описание и повествование
Различение падежей
Что такое устойчивые выражения. Работа с картиной. Устное
сочинение
Склонения имен существительных
Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова
Различение склонений существительных. Правописание падежных
окончаний
Второстепенные члены предложения.
Учимся писать сочинение, изложение
Повторение
Существительное. Безударные окончания существительных в
единственном числе
Как пишутся приставки
Безударные окончания существительных
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

2ч
2ч
2ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
6ч
1ч
1ч
2ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях
существительных
Жизнь корня в составе разных частей речи
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.
Устное изложение
Окончания существительных
Прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и
падежам
Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые
гласные звуки
Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые
гласные звуки
Склонение прилагательных во множественном числе
Глагол Начальная форма глагола. Времена глагола
Повторение

2ч

6ч
2ч
4ч
5ч
5 ч.
1ч
2ч
5 ч.
7 ч.
5ч

1ч
1ч
9ч
7ч
1ч
3ч
8ч
14 ч
3ч

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

русский язык

НА 2021-2022 УЧ.ГОД.
\предмет\
Классы
3
Кол-во часов на год 131 ч.
Учитель: Илюхина Елена Николаевна
Кол-во уроков в неделю 4 ч
№
№
Раздел /тема урока
Коли
Дата
Примечание
п/п урока
честПо
фактиче
во
плану
ски
в
часо
разде
в
ле
1 четверть 34 ч.
1
1

1.1

2

1.2

3

1.3
2

4

2.1

5

2.2

3
6

3.1.

4
7

4.1

8

4.2

Для чего нужна речь. Что такое орфограмма 3 ч.
Речь и ее значение (0,5 часа).
1
01.09.
Повторение изученных орфограмм
Повторение правописания
1
02.09.
орфограмм в корне слова. Большая
буква в начале предложения;
правописание предлогов со словами;
Ь после шипящих
Разделительные Ъ и Ь.
1
06.09.
Правописание суффиксов -чик- и -ок
Что такое орфограмма. Звукобуквенный разбор слова 2 ч
Сложные слова Звукобуквенный
1
07.09.
разбор слова
Контрольная работа
1
08.09.
(взаимопроверка). Работа над
ошибками по инструкции на
форзаце учебника
Какие бывают предложения. Текст, тема и основная мысль текста 1ч
Виды предложений по цели
высказывания и интонации. Текст,
тема и основная мысль текста.
Последовательность предложений в
тексте
Части речи. Существительное 2 ч

1

Части речи. Имя существительное
Условные сокращения после
существительных в Толковом
словаре. Одушевленные и
неодушевленные существительные
Вводная проверочная работа
Словообразование
существительного. Существительное
как член предложения

1

13.09.

1

14.09.

09.09.

5
9

5.1

10

5.2
3

11

3.2

6

Части речи. Прилагательное 2 ч
Прилагательное как часть речи.
1
15.09.
Условные сокращения после
прилагательных в Толковом словаре
Прилагательное. Правописание
1
16.09.
орфограмм в прилагательных
Работа с картиной Главное переживание автора, выраженное в тексте 1 ч
Работа с картиной «Прогулка»
(Устное сочинение). Главное
переживание автора, выраженное в
тексте
Глагол 2 ч

1

1

20.09.

12

6.1

Глагол как часть речи

13

6.2

Словообразование существительных
1
22.09.
от глаголов и прилагательных. Ъ в
глаголах с приставкой
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова 2 ч

7
14

7.1

15

7.2

8

21.09.

Многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова
Работа с картиной. Сравнительный
анализ двух картин («Зеленый шум»,
«Прогулка») Многозначные слова
Части речи. Местоимение 2ч.

1

23.09.

1

27.09.

16

8.1

Местоимение

1

28.09.

17

8.2

Местоимение

1

29.09.

18

9

Порядок абзацев в тексте Предлоги и приставки 1ч

9.1

План текста (0,5 часа) Порядок
1
30.09.
абзацев в тексте Предлоги и
приставки
Научные названия главных членов предложения 1 ч

10
19

10.1
11

20

11.1
12

21

12.1

22

12.2
13

23

13.1.

Подлежащее и сказуемое – основа
предложения
Синонимы 1 ч

1

04.10

Синонимы

1

05.10.

Порядок абзацев в тексте Изменение существительных по числам 2 ч
Устное изложение. (0,5 часа)
1
06.10.
Изменение существительных по
числам
Комплексная работа (повторение за 3
1
07.10.
класс)
Изменение существительных по падежам 1 ч.
Изменение существительных по

1

11.10.

падежам
14

Падежи существительных 6 ч

24

14.1

Именительный падеж

25

14.2

Родительный падеж

1

13.10

26

14.3

Дательный падеж

1

14.10.

27

14.4

Контрольная работа

1

18.10.

28

14.5

Винительный падеж

1

19.10.

29

14.6

Определение винительного падежа
существительных. Проверка
(самоконтроль) с помощью приема
подстановки
Письменное изложение 1ч

1

20.10.

3
30

31

3.3

Письменное изложение

15

Падежи существительных 1 ч

15.1

3.4

33
34

12.10.

1

21.10

1

25.10

1

26.10

1

27.10

Азбука вежливости 2ч

3
32

Творительный падеж

1

3.5

16

Азбука вежливости. Как писать
письмо
Проверочная работа за 1 четверть

Текст-описание и текст1
повествование
2 четверть 32 ч

28.10

Падежи существительных 2 ч.

35

16.1

Предложный падеж

1

08.11.

36

16.2

Предложный падеж.
Самостоятельная работа
Антонимы 1ч

1

09.11.

Антонимы

1

10.11.

Текст-описание и текстповествование
Различение падежей 2 ч

1

11.11.

1

17
37

17.1
3

38

3.6
18

Описание и повествование 1 ч

39

18.1

Различение падежей

40

18.2

Различение падежей. Контрольная
1
16.11.
работа (взаимопроверка)
Что такое устойчивые выражения. Работа с картиной. Устное сочинение 1ч

19

15.11.

41

19.1

20

Работа со словарем устойчивых
1
выражений (0,5 ч). Работа с
картиной (0,5 ч). Устное
сочинение
Склонения имен существительных 6 ч

17.11.

1

22.11.

20.3

Склонение существительных. I, II
и III склонение существительных
Текст-описание и текстповествование
Существительные I склонения

1

23.11.

45

20.4

Существительные II склонения

1

24.11.

46

20.5

Существительные III склонения

1

25.11.

47

20.6

Работа с картиной. Письменное
1
29.11.
сочинение
Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова 2 ч

42

20.1

43

20.2

44

21
48

21.1

49

21.2
22

50

22.1

51

22.2

52

22.3

53

22.4
23

1

18.11.

Написание удвоенной буквы
1
30.11.
согласного на границе частей
слова
Проверка орфограммы с помощью
1
01.12.
словообразования
Различение склонений существительных. Правописание падежных
окончаний 4 ч
Правописание падежных
1
02.12.
окончаний существительных
Текст-описание и текст1
06.12.
повествование
Правописание падежных
1
07.12.
окончаний существительных.
Самостоятельная работа
Учимся писать сочинение
1
08.12.
Второстепенные члены предложения. 5 ч

54

23.1

Обстоятельства

1

09.12.

55

23.2

1

13.12.

56

23.3

1

14.12.

57

23.4

Предварительная комплексная
работа
Второстепенные члены
предложения. Дополнения
Диктант

1

15.12.

58

23.5

Проверочная работа

1

16.12.

3
59

3.7

60

3.8

61

3.9

Учимся писать сочинение, изложение 5 ч.
Учимся писать сочинение
(продолжение)
Устное изложение (Трясогузкины
письма)
Письменное изложение

1

20.12.

1

21.12.

1

22.12

62

3.10

63
24

Члены предложения. Составляем
рассказ по рисунку
Проверочная работа за 1
полугодие.
Повторение 2 ч

1

23.12.

1

27.12.

64

3.11

Учимся писать сочинение

1

28.12

65

24.1

Части речи. Члены предложения.

1

29.12

66

24.2

Части речи. Члены предложения.

1

30.12

3 четверть 38ч
25
67

25.1

68

25.1

26
69

26.1

70

26.2

71

26.3

72

26.4

73

26.5

27
74

27.1

75

27.2

76

27.3

77

27.4

78

27.5

79

27.6

Существительное. Безударные окончания существительных в единственном
числе 2 ч
Правописание безударных
1
13.01.
окончаний существительных в
единственном числе
Правописание безударных
1
17.01.
окончаний существительных в
единственном числе
Как пишутся приставки 5 ч.
Правописание приставок РАЗ-/
РАСНаучный текст

1

18.01.

1

19.01.

Правописание приставок ИЗ- /
1
20.01.
ИСПравописание приставок ИЗ- /
1
24.01.
ИСПравописание Ъ после приставок,
1
25.01.
оканчивающихся на букву
согласного перед буквами Е, Ё, Ю,
Я
Безударные окончания существительных 7 ч.
Правописание безударных
окончаний существительных в
единственном числе
Правописание безударных
окончаний существительных I
склонения в Р.п., Д.п., П.п. в
единственном числе
Контрольная работа

1

26.01.

1

27.01.

1

31.01.

Правописание безударных
окончаний существительных II
склонения в П.п. в единственном
числе
Научно-популярный текст

1

01.02.

1

02.02

Существительные с подвижным и
неподвижным ударением

1

03.02.

80

27.7
28

Окончания существительных I и II 1
07.02.
склонения
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков 5 ч
1

08.02.

1

09.02.

28.3

Правописание слов с удвоенной
буквой согласного в середине
слова (0,5 часа) Предварительная
комплексная работа (0,5 часа)
Окончания существительных III
склонения
Научно-популярный текст

1

10.02.

84

28.4

Проверочная работа

1

14.02.

85

28.5

Слова с удвоенной буквой
1
15.02.
согласного, пришедшие из других
языков. Устное сочинение (0,5 ч)
Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных 2
ч
Буквы О и Е после шипящих и Ц в
1
16.02.
окончаниях существительных
Правописание букв О и Е после
1
17.02.
шипящих и Ц в окончаниях
существительных
Жизнь корня в составе разных частей речи 1 ч

81

28.1

82

28.2

83

29
86

29.1

87

29.2

30
88

30.1
31

89

31.1

32
90

32.1

91

32.2

92

32.3

93

32.4

94

32.5

95

32.6

96

32.7

Родственные слова разных частей
1
21.02.
речи
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Устное
изложение 1 ч
Слова с удвоенной буквой
1
22.02.
согласного, пришедшие из других
языков Устное изложение (0,5 ч)
Окончания существительных 9 ч
Окончания существительных во
множественном числе в И.п.
Письменное изложение (0,5 ч)
Окончания существительных во
множественном числе в И.п.
Работа с картиной. Устное
сочинение (0,5 ч)
Окончания существительных во
множественном числе в Р.п.
Проверочная работа

1

24.02.

1

28.02.

1

01.03

1

02.03

Написание существительных с
суффиксом -ищ Диктант

1

03.03.

1

09.03.

Окончания существительных во
мн. ч. в разных падежах Как
правильно говорить по телефону

1

10.03.

97

32.8

98

32.9
33

99

33.1

100

33.2

101

33.3

102

33.4

103
104

33.5

34
105

34.1

106

34.3

107

34.4

35
108

35.1

109

35.2

110

35.3

111

35.4

112

35.5

113

35.6

114

35.7

Окончания существительных во
1
14.03.
мн. ч. в разных падежах
Написание суффикса -ок - после
1
15.03.
шипящих
Прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам 5 ч
Изменение прилагательных по
1
родам и числам
Изменение прилагательных по
1
родам и числам. Учимся слушать
других и стараемся, чтобы
услышали нас (0,5)
Правописание безударных
1
окончаний прилагательных
Окончания прилагательных
1
мужского и среднего рода в И.п. и
В.п
1
Проверочная работа за 3
четверть
Окончания прилагательных
1
мужского и среднего рода в Р. п. и
В. п. Описание и повествование
4 четверть 25 ч

16.03.
17.03.

21.03.
22.03.

23.03.
24.03.

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые
гласные звуки 2 ч
Чередование звуков в корне слова.
1
06.04.
Е и О – беглые гласные звуки
Устное изложение
1
07.04.
Чередование звуков в корне слова.
Е и О – беглые гласные звуки
Написание -ек-, -ик-. Отличие
1
11.04.
слов с беглым гласным звуком в
суффиксе от слов, в которых
беглого гласного нет
Склонение прилагательных во множественном числе 8 ч
Склонение прилагательных во мн
ч. Окончания прилагательных во
мн. ч. в И.п. и В.п.
Окончания прилагательных во
множественном числе в Р.п., В.п.,
П.п.
Устный рассказ по рисунку

1

12.04.

1

13.04.

1

14.04.

Окончания прилагательных во мн.
ч. в Д.п., Т.п.
Роль прилагательного в
предложении. Определение
Итоговая комплексная работа

1

18.04.

1

19.04.

1

20.04.

Работа над ошибками. Слова с
удвоенной буквой согласного

1

21.04.

115

35.8
36

116

36.1

117

36.2

118

36.3

119

36.4

120

36.5

121

36.6

122

36.7

123

36.8

124

36.9

125

36.10

126

36.11

127

36.12

128

36.13

Письменное изложение

36.14

25.04.

Глагол Начальная форма глагола. Времена глагола 14 ч
Начальная форма глагола.
Суффикс -ть (-ти, -чь)
Написание частицы -ся

1

26.04.

1

27.04.

Ь перед частицей -ся в начальной
форме глагола
Другие суффиксы глагола: -а-, -е-,
-и-, -о-, -у-, -я
Работа с картиной. Письменное
сочинение
Времена глагола. Прошедшее
время глагола
Времена глагола. Прошедшее
время глагола
Времена глагола. Настоящее
время глагола
Будущее время глагола

1

28.04.

1

04.05

1

05.05.

1

11.05.

1

12.05.

1

16.05.

1

17.05.

Времена глагола; изменение
глаголов настоящего и будущего
времени. Изменение глаголов
прошедшего времени.
Итоговый диктант

1

18.05.

1

19.05.

Работа с картиной. Устное
сочинение
Проверочная работа

1

23.05.

1

24.05.

1

25.05.

Написание Ь после шипящих во
всех формах глагола
С учётом выходных и праздничных дней – 129
ч.

129

1

Критерии оценивания.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по
русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервнопсихические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций
ребенка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения
третьеклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт
выполнен».
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный
уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в третьем классе. Объектом оценки
предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения»,
при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются
материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому
языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие
успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных
действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные
работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы
или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с
помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок
выбираются узловые вопросы программы; проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных,
определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил
проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения
самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится
5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за
повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых
стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные,
предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и
сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе.
Одной из ее целей является сценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по
русскому языку в третьем классе:
способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи,
обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

сформированность

При
оценивании письменных
работ учитель
каллиграфических и графических навыков.

сформированность

принимает

во

внимание

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь
в виду следующее:
- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды
написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);
- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как
одна;
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки
(например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);
- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);
- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
- дважды написанное одно и то же слово.
Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не
изучались;
- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
- нарушение орфографических правил при написании слов;
- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой
каждого класса;
- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:
- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями
каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной
орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие
отклонения от каллиграфических норм.
«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3
пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.
«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Грамматическое задание
«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное
усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в
ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не меж 3/4 заданий;
«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе
правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, справляется с большинством
грамматических заданий;
«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Контрольное списывание

Словарный диктант

Тест

«5» - ставится за безошибочное
аккуратное выполнение работы

«5» - без ошибок.

«5» - верно выполнено более 5/6
заданий.

«4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление

«4» - 1 ошибка
исправление

и

1

«4» - верно выполнено 3/4
заданий.

«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки
и 1 исправление.

«3»- 2
ошибки
исправление

«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки.

«2» - 3-5 ошибок.

и

1

«3» - верно
заданий

выполнено

1/2

«2» - верно выполнено менее 1/2
заданий.

Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых орфографических ошибок,
допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2)
фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 и правления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в
последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений,беден словарь, 3-6
орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части,
основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между
частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5
исправлений.
Сочинение
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографическ1 ошибок, допущено 1-2
исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2)
фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности
изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2
исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной
мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует ( связь между частями,
отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий
неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Контрольно-измерительные материалы 3 класс ПНШ

характер,

УМК «ПНШ» Вводный контроль по русскому языку
Проверяемое содержание курса
№ Орфограммы и пунктограммы
1 безударный гласный в корне
слова, проверяемый ударением
2 парный звонкий-глухой согласный на конце
слова
3 буквосочетания жи-ши
4 буквосочетание чк
5 разделительный ь
6 слитное написание приставок
7 раздельное написание предлогов
8 оформление предложения
9

Случаи использования в тексте
зиме, мохнатые, снежинки, над землёй,
повалил, у окна, зимы
рад, снег (2)
снежинки, пушистыми
лавочка
хлопьями
повалил
над землёй, у окна, с неба
заглавная буква в начале предложения
точка в конце предложения

ПЕРВЫЙ СНЕГ
Я всегда рад зиме и снегу. Вот, наконец, и первый снег.* Крупные мохнатые снежинки
кружили над землёй. Вот снег повалил хлопьями. Лавочка у окна и ветви ели стали белыми и
пушистыми. А с неба сыпал и сыпал белый пух зимы.
(По Г.А. Скребицкому) (40 слов)
Слова для справок: всегда, наконец.
Примечание. Выделенные написания четко (орфографически) проговариваются
учителем. Сообщается о постановке запятых в предложении, отмеченном звездочкой.
Грамматическое задание
Вариант 1
1. Подчеркни основу в 3-м предложении.
1. 2. Выпиши из 3-го предложения словосочетание, в котором командует слово-название
действия.
Вариант 2
2. Выпиши из 3-го предложения словосочетание, в котором командует слово-название
действия.
3. Запиши первое слово 4-го предложения звуками. Дай характеристику каждому
согласному звуку.

Контрольный диктант за 1 полугодие 3 класс
ВЕСНОЙ
Вошли в лес. Молодые осинки и берёзки спускаются по косогору к широкому лугу. Среди
деревьев идёт дорога. Рядом вьётся совсем сухая пешеходная тропка. По ней мы углубляемся в

лес. Вот где чувствуется весна! Ветви осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Берёзовые
веточки стали шоколадного цвета. Они все в крупных почках. Скоро покажутся язычки молодых
листьев.
(По Г.А. Скребицкому) (55 слов)
Слова для справок: совсем, пешеходная, шоколадного, косогору.
Примечание. Выделенные написания четко (орфографически) проговариваются учителем.
Грамматическое задание
Вариант 1
1.
В 1-м предложении подчеркни главные члены предложения. Напиши над ними, какими
частями речи они являются.
2.
Найди в тексте и выпиши разные формы одного прилагательного. Разбери их по составу.
Вариант 2
1. Выпиши из текста родственные слова. Напиши, от основы какого слова они образованы.
Покажи стрелками, как образовалось одно из них.
2. В 3-м предложении подчеркни главные члены предложения. Напиши над ними, какими частями
речи они являются.

Контрольная работа за 3-ю четверть
№
1

Орфограммы и пунктограммы
Случаи использования в тексте
слитное написание приставок; написание услышал, разбивал, ощипывал, подкрался,
приставок раз-/рас- и др.
прошло

2

безударный гласный в * корне слова,
проверяемый ударением

лесной, тропинке, вершине, сидел, разбивал,
спине, осень, хожу, сосне, встречаюсь, знакомым

3
4

словарные слова
парный звонкий-глухой согласный в
середине и на конце слова

вдруг, потом
стук, шишку, пятнышко, лет

5
6
7

буквосочетания жи-ши, ча-ща
вершине, шишку, встречаюсь
разделительный ь
фоторужьё
безударные окончания существительных. на (засохшей) вершине, по (тихой лесной)
тропинке, на затылке

8

раздельное
написание
предлогов

по тихой лесной тропинке, на засохшей вершине,
в него, на спине, на затылке, у него, с тех пор, к
сухой сосне, со старым знакомым

9

оформление предложения

заглавная буква в начале предложения
точка в конце предложения

10

СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ

Шёл я по тихой тропинке. Вдруг я услышал стук. На засохшей вершине сидел дятел. Он.
разбивал шишку. Потом дятел отдыхал. Тогда он ощипывал пёрышки на спине. На затылке
у него было красное пятнышко.Я подкрался и прицелился в него фоторужьём.
Я подкрался и прицелился в него фоторужьём.
С тех пор прошло пять лет. Каждую осень я хожу к сухой сосне. Там я встречаюсь со
старым знакомым.
(По В.В. Бианки) (59 слов)
Слова для справок: шёл, прицелился, тогда.
Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются
учителем.
Грамматическое задание
Вариант 1
3.
В 3-м предложении подчеркни основу предложения.
4.
Во 2-м и в 4-м предложениях найди существительные, которые стоят в одном и том же
падеже. Укажи над словами склонение и падеж.
Вариант 2
1.
Из первого абзаца выпиши в столбик существительные с одинаковым суффиксом.
Выдели в каждом корень, в скобках запиши слово, от которого образовалось
существительное.
2.
Подчеркни в последнем предложении основу предложения. К глаголу подбери
родственное существительное со значением действия.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (в рамках промежуточной аттестации 2020-2021 учебный год) 3
КЛАСС
ПОДАРКИ
Весной и летом ёлочки не было. Осенью ёлочка вдруг появилась. Раздвинула листья и
выглянула из земли. Деревья роняли листья.
Прошло много лет. Каждую осень деревья вспоминают о дне рождения ёлочки. Они дарят
ёлочке чудесные подарки. Осинка дарит красные фонарики. Клён - оранжевые звёзды.*
Стоит ёлочка счастливая. Раскинула она лапки. На них подарки. Их уже некуда деть. А
всё дарят и дарят.
(По Н.И. Сладкову) (60 слов)
Примечание. Выделенные написания четко (орфографически) проговариваются учителем.
Сообщается о постановке тире в предложении, отмеченном звёздочкой.
Грамматическое задание
Вариант 1
1.
В 3-м и 4-м предложениях второго абзаца найди существительные, которые стоят в тексте в
одном и том же падеже. Над ними укажи склонение и падеж.
2.
Из второго абзаца выпиши через запятую разные формы одного глагола. Рядом в скобках
запиши начальную форму этого глагола.
Вариант 2
1. Найди в тексте и: обведи простым карандашом форму мн.ч. слова дерево. Определи, каким
членом предложения оно является в каждом предложении, и подчеркни его как следует. Над словами укажи падеж.
2-е предложение третьего абзаца разбери по членам предложения. Над словами напиши, какими
частями речи они являются.

Аннотация к рабочей программе
по русскому языку, 3 класс, УМК «ПНШ»
Нормативная база и УМК
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе
• Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС) (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в
образовательном процессе в МБОУ СОШ №3
 учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3

• Авторской программы Р. Г. Чураковой, Т. А. Байковой «Русский язык», 2012г. Курс

рассчитан на 170 часов (5 часов в неделю).
Программу обеспечивает УМК «Перспективная начальная школа»
1. Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс. Учебник, 3 ч. — М.: Академкнига/Учебник,
2017.
2. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 3 класс. — М:
Академкнига/Учебник, 2017.
3. Чуракова Н.А. . Гольфман Е.Р Русский язык. класс: Методическое пособие.- М.:
Академкнига/Учебник, 2016.
4. Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 3 класс:
методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2017-2018.
5. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3-4
классы: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2017.
Цели и задачи курса
Цели курса:
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует
познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными
положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического
восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование
коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека,
развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе
необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и текстыповествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Количество часов на изучение дисциплины
Количество часов в неделю -5 часов.
Количество часов в год – 170 часов.
Основные разделы дисциплины

1.Что такое орфограмма?
2.Части речи
3.Имя существительное
4.Имя прилагательное
5.Глагол
6.Местоимение
7.Второстепенные члены предложения
8.Безударные окончания существительных в единственном числе
9.Изменение прилагательных по родам и числам
10.Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода
11.Времена глагола.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».