Пояснительная записка Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск-Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, ,авторской Программы по литературному чтению Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской «Программы по учебным предметам», ( УМК «Перспективная начальная школа»). Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3,базисного учебного плана и требований к результатам начального общего образования. Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования. В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи: – духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции); – духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали); – литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы)); – библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи). Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения). Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных (то есть с короткой строчкой) текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX – начала XXI века. Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе.В силу особенностей учебного предмета выделяем: Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству. Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность. Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие. Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание. Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве . Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Место курса «Литературное чтение» в учебном плане В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по математике предмет «Литературное чтение» изучается с 1 (1класс – «Обучение грамоте. Чтение» и «Литературное чтение») по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов. Курс 3 класса рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю). Данная программа ориентирована на использование учебника: Чуракова Н.А. Литературное чтение.3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1,2. — М.: Академкнига/Учебник. Малаховская О.В. Литературное чтение.3 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник Планируемые результаты ( в рамках ФГОС общего образования - личностные, метапредметные и предметные) освоения предмета «Литературное чтение В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития. Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности. Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи. В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи: -духовно-нравственные; -духовно-эстетические; -литературоведческие; -библиографические. Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения. Результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Обучающие научатся: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения; писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»; называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе; рассказывать о любимом литературном герое; выявлять авторское отношение к герою; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору); ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации. Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться: составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по её элементам; самостоятельно читать выбранные книги; высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; самостоятельно работать со словарями. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст). Обучающие научатся: различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку; различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования; находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор). Обучающиеся получат возможность научиться: понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени; обнаруживать «бродячие» сюжеты в сказках разных народов мира. Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов. Обучающие научатся: понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи; интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного; принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов. Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться: читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний; устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений. Метапредметные результаты: Познавательные УУД учащиеся научатся: • свободно ориентироваться в содержании учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; • свободно ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить специально выделенных разделах нужную информацию; • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию; заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации: другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам; учащиеся получат возможность научиться: • освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются). Коммуникативные УУД обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; б) в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. Регулятивные УУД учащиеся научатся: • осуществлять самоконтроль и контроль над ходом выполнения работы и полученного результата. Содержание курса «Литературное чтение» 3 класс (136 ч) Программа 3 класса знакомит школьников с такими жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям и взрослым. Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении. Содержание программы Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков. Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения. Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения. Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов. Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать. Раздел «Формирование библиографической культуры» Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Устное народное творчество. Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени. Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Авторское творчество Жанр басни. Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. Жанр бытовой сказки. Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни. Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров. Поэзия Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор) Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений. Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом» Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями. Круг чтения Сказки народов мира о животных Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства». Пословицы и поговорки из сборника В. Даля. Русская бытовая сказка «Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель». Авторская литература народов мира Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран. Классики русской литературы Поэзия А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки». Проза А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». Классики советской и русской детской литературы Поэзия В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин». Проза А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение». Современная детская литература на рубеже 20-21 веков Поэзия В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки». Проза Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*, Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию. Тематическое планирование (129час) №п/п урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название раздела Тема урока Учимся наблюдать и копим впечатления Количество Часов 26часов 16 часов 18часов 10 часов 14 часов Постигаем секреты сравнения . Пытаемся понять, почему люди фантазируют Учимся любить. Набираемся житейской мудрости. Продолжаем разгадывать секреты смешного. Как рождается герой. Сравниваем прошлое и настоящее 14часов 20 часов 11 часов КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ Литературное чтение НА 2021-2022 УЧ.ГОД. \предмет\ Классы 3 Кол-во часов на год 129 ч. Учитель: Илюхина Елена Николаевна Кол-во уроков в неделю 4 ч №п/п урока № п/п урока в разделе 1. Название раздела Тема урока 1 четверть(33 часа) Учимся наблюдать и копим впечатления 26часов Олицетворение в произведении. Сергей Козлов «Июль». Поход в «Музейный Дом»: А. Герасимов «После дождя» Красота природы в произведениях. Юрий Коваль «Берёзовый пирожок». Поход в «Музейный Дом»: М. Шагал «Окно в сад» Коли чест во Часо в Дата по плану 1 01.09 1 02.09 1 1.1 2 1.2 3 4 1.3 1.4 Приём олицетворения и сравнения в произведениях. Владимир Маяковский «Тучкины штучки С. Козлов «Мимо белого яблока луны»» 2 06.09 07.09 5 1.5 1 08.09 6 1.6 С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» Слушаем музыку А. Скрябин, П.Чайковский А.С.Пущкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…» 1 09.09 7 8 1.7 1.8 Олицетворение. Хокку Дзёсо, Басё. Вадим Шефнер «Середина марта». Поход в «Музейный Дом»: И. Грабарь «Мартовский снег» Контраст. Хокку Басё Поход в Музейный дом 2 13.09 14.09 1 15.09 9 Дата факти чески Примечани е 1.9 10 1.10 11 12 13 1.11 1.12 1.13 14 1.14 15 1.15 16 1.16 17 18 19 1.17 1.18 1.19 20 21 22 И. Грабарь Мартовский снег Н. Матвеева «Гуси на снегу» Звукопись Эмма Мошковская «Где тихий, тихий пруд», хокку Ёса Бусона Звукопись Эмма Мошковская «Где тихий, тихий пруд», хокку Ёса Бусона Использование художественных приёмов: сравнение, контраст. С. Козлов «Сентябрь», сказка « Как оттенить тишину» Поэзия. Звуковые впечатления. Иван Бунин «Листопад» Записная книжка Кости Погодина. Подготовка к использованию приёма олицетворения в своём сочинении Очередное заседание клуба «Ключ и заря» по теме «Учимся переживать красоту» А .С. Пушкин « Зимнее утро» Диагностическая контрольная работа (проверка техники чтения) Валентин Берестов «Большой мороз». Плащ 1 16.09 2 1 20.09 21.09 22.09 1 23.09 1 27.09 1 28.09 2 29.09 30.09. 04.10 С.Козлов «Разрешите с вами посумерничать» 1 1.20 1.21 1.22 Юрий Коваль «Вода с закрытыми глазами», В Поленов «Заросший пруд» Хокку Ранрана. 2 В. Берестов «Первый листопад», В.Лунин «Идём в лучах зари». 1 05.10 06.10 07.10 23 1.23 1 11.10 24 1.24 1 12.10 25 26 1.25 1.26 Учимся находить сравнения в тексте. В. Лунин «Ливень», В. Берестов Отражение». Учимся находить сравнения в тексте. В. Лунин «Ливень», В. Берестов Отражение». А. Иванов «Как Хома картины собирал» Поход в Музейный дом. Выставка рисунков. В. Попков «С санками». Обобщение по разделу. Проверочная работа Постигаем секреты сравнения 16 часов Сказка индейцев Северной Америки « Откуда пошли болезни и лекарства» Африканская сказка «Гиена и черепаха». Алтайская сказка «Нарядный бурундук» Контрольная работа за 1 ч (Умение работать с текстом) Венгерская сказка «Два жадных медвежонка». Корейская сказка «Как барсук и куница судились» Индийская сказка «Золотая рыба» Чем похожи бродячие истории? Индийская сказка «Золотая рыба» Чем похожи бродячие истории? Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне» 1 1 13.10 14.10 1 18.10 1 1 19.10 20.10 1 1 21.10 25.10 1 26.10 1 27.10 2. 27 2.1 28 29 2.2 2.3 30 31 2.4 2.5 32 2.6 33 2.7 34 2.8 28.10 1 2 четверть(30 час) 35 Индийская сказка «О собаке, кошке и 1 08.11 36 2.9 37 2.10 38 2.11 39 40 2.12 2.13 41 2.14 42 2.15 43 2.16 44 45 46 3.1 3.2 3.3 47 3.4 48 3.5 49 3.6 50 51 52 3.7 3.8 3.9 53 3.10 54 55 3.11 3.12 56 3.13 57 58 59 60 61 3.14 3.15 3.16 3.17 3.18 62 63 64 65 4.1 4.2 4.3 4.4 3. 4. обезьяне» 1 Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удавмаха» 1 Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удавмаха» 1 Индийская сказка «Хитрый шакал». Сравнительный анализ двух сказок 1 Сборник «Сказки народов мира» Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская 1 сказка «Как птицы царя выбирали» 1 Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали» 1 Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки» Д.Дмитриев «Встреча» 1 Шведская сказка «По заслугам и расчёт». Обобщение по разделу. Проверочная работа Пытаемся понять, почему люди фантазируют 18часов 1 Н. Матвеева «Картофельные олени» 1 Н. Матвеева «Картофельные олени» 1 Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде и т.п.» 1 Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак» 1 Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один» 1 Очередное заседание клуба «Ключ и заря» по теме «Почему люди фантазируют» Т. Пономарёва «Автобус» 1 Татьяна Понамарёва «В шкафу» 1 Эмма Мошковская «Вода в колодце». 1 Герой-выдумщик. Борис Житков «Как я ловил человечков» 1 Изобретательность главного героя. Борис Житков «Как я ловил человечков» 1 Тим Собакин «Игра в птиц» 1 Константин Бальмонт «Гномы». Поход в «Музейный Дом»: В. Кандинский «Двое на лошади» 1 Константин Бальмонт «Гномы». Поход в «Музейный Дом»: В. Кандинский «Двое на лошади». 1 М. Яснов «Мы и птицы»(Хр) 1 Э. Мошковская «Мотылёк»(Хр.) 1 С.Козлов «Звуки и голоса»(Хр.) 1 О. Кургузов «Мальчик-папа» (Хр.) 1 Обобщение по разделу. Проверочная работа Учимся любить. 10 часов 1 Пономарёва «Прогноз погоды» 1 Татьяна Пономарёва «Лето в чайнике». 1 Мария Вайсман «Лучший друг медуз» 1 Александр Куприн «Слон» 09.11 10.11 11.11 15.11 16.11 17.11 18.11 22.11 23.11 24.11 25.11 29.11 30.11 01.12 02.12 06.12 07.12 08.12 09.12 13.12 14.12 15.12 16.12 20.12 21.12 22.12 23.12 25.12 27.12 28.12 66 67 4.5 68 69 70 71 4.6 4.7 4.8 4.9 72 4.10 73 5.1 74 75 5.2 5.3 76 5.4 77 5.5 78 5.6 79 5.7 80 5.8 81 5.9 82 5.10 83 5.11 84 85 86 5.12 5.13 5.14 Александр Куприн «Слон» Проверка техники чтения. 1 29.12 30.12 3 четверть(40 час) 5. 6. 87 88 6.1 6.2 89 90 6.3 6.4 91 92 93 6.5 6.6 6.7 94 6.8 1 13.01 Константин Паустовский «Заячьи лапы» 1 17.01 С. Козлов «Если меня совсем нет». 1 18.01 С. Козлов «Если меня совсем нет». 1 19.01 Э. Мошковская «Когда я уезжаю» В. Драгунский «Кот в сапогах» 1 20.01 Обобщение по теме «Учимся любить». Проверочная работа. Набираемся житейской мудрости. 14 часов 1 24.01 Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб» 1 25.01 Эзоп«Соловей и ястреб» 1 26.01 Двучленная структура басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев» 1 27.01 Лента времени. Эзоп «Ворон и лисица», Иван Крылов «Ворона и лисица». 1 31.01 Эзоп «Лисица и виноград», Иван Крылов «Лисица и виноград». 1 01.02 Эзоп «Лисица и виноград», Иван Крылов «Лисица и виноград». 1 02.02 Иван Крылов «Квартет». Графическая иллюстрация В. Серова к басне. 1 03.02 Иван Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Зеркало и обезьяна» 1 07.02 Бытовая сказка «Каша из топора». Бытовые сказки «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан» 1 08.02 Ж. Лафонтен «Волк и журавль. Рисунок В. Серова к басне. 1 09.02 Ж. Лафонтен«Ворона в павлиньих перьях» Рисунок В. Серова к басне. 1 10.02 И. Крылов «Волк и журавль». 1 14.02 Индийская сказка «О радже и птичке 1 15.02 Обобщение по теме. Проверочная работа. Продолжаем разгадывать секреты смешного. 14часов 1 16.02 Леонид Каминский «Сочинение» 1 17.02 Ирина Пивоварова «Сочинение» Отрывок из книги «О чём думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3-го класса» 1 21.02 Марина Бородицкая «На контрольной» 1 22.02 Лев Яковлев «Для Лены» Михаил Яснов «Подходящий угол» 1 24.02 Надежда Тэффи «Преступник» 1 28.02 Надежда Тэффи «Преступник» 1 01.03 Короткие истории из книги Корнея Чуковского «От двух до пяти». 1 02.03 Стихи Григория Остера «Вредные советы». Татьяна Понамарёва «Помощь» 95 96 97 98 99 6.9 6.10 6.11 6.12 6.13 100 6.14 7. Виктор Драгунский «Ровно 25 кило» Виктор Драгунский «Ровно 25 кило» Н. Носов «Мишкина каша» М. Вайсман «Приставочка моя любименькая» Т. Кочиев. Такая яблоня. Обобщение по теме «Продолжаем разгадывать секреты смешного» Итоговая проверочная работа за 3 ч Как рождается герой. 20 часов Что характерно для сказочного героя: Б. Заходер «История гусеницы», Ю. Мориц «Жора Кошкин» Борис Заходер «История Гусеницы» Леонид Яхнин «Лесные жуки» Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы». Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы». Михаил Яснов «Гусеница-Бабочке». Поход в «Музейный Дом»: С. Жуковский «Плотина» 1 1 1 1 1 03.03 09.03 10.03 14.03 15.03 1 16.03 1 17.03 1 21.03 1 22.03 1 23.03 1 24.03 101 7.1 102 7.2 103 7.3 104 7.4 105 7.5 106 7.6 Михаил Яснов «Гусеница-Бабочке». Поход в «Музейный Дом»: С. Жуковский «Плотина» 1 06.04 107 7.7 1 07.04 108 7.8 1 11.04 109 7.9 1 12.04 110 7.10 1 13.04 111 112 7.11 7.12 1 1 14.04 18.04 113 114 7.13 7.14 1 1 19.04 20.04 115 116 117 7.15 7.16 7.17 1 1 1 21.04 25.04 26.04 118 7.18 1 27.04 119 7.19 1 28.04 120 7.20 Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». Леонид Пантелеев «Честное слово». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Огюста Ренуара «Девочка с Лейкой» Н.Некрасов «На Волге». Н.Некрасов «На Волге». Поход в «Музейный Дом»: картина А. Мешерского «У лесного озера» Сергей Махотин «Самый маленький» Сергей Махотин «Самый маленький» Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок) А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок) Обобщение по разделу. Сравниваем прошлое и настоящее 14 часов Сравниваем прошлое и настоящее. Б. Кустодиев «Масленица», Н Римский- 1 04.05 1 05.05 4 четверть 29 часов 8. 121 8.1 122 8.2 123 8.4 124 8.5 125 8.6 126 8.8 127 8.9 128 8.10 128 129 8.11 8.13 Корсаков «Снегурочка», И. Стравинский «Петрушка» Константин Паустовский «Растрёпанный воробей» Поход в Музейный дом. Иллюстрация Владимира Боровиковского, Зинаиды Серебряковой. А. Пушкин «Цветок». Контрольная работа за год Аркадий Гайдар «Чук и Гек». Отрывок «Телеграмма» Аркадий Гайдар «Чук и Гек». Отрывок «Вот и приехали», «Одни в лесной сторожке» Аркадий Гайдар «Чук и Гек». Отрывок «Вот оно-счастье» Поход в Музейный дом. Иллюстрация Константина Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад». Юрий Коваль «Под соснами». Поход в «Музейный Дом»: рисунки В. Попова К. Паустовский «Стальное колечко» Обобщение по теме «Сравниваем прошлое и настоящее». 1 11.05 1 12.05 1 16.05 1 17.05 1 18.05 1 19.05 1 23.05 1 1 24.05 25.05 С учётом выходных и праздничных дней – 129 ч. Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по литературному чтению В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме навыка чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе). Навык чтения Оценка по навыку чтения выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность. Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования. Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований. Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования. Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка. Норма беглости чтения: Классы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Базовый уровень 1тр 2тр Зтр 20-30 сл. 30-40 40-50 50-60 60-65 65-70 70-80 80-85 85-90 95-100 Чтение наизусть Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста. Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст Выразительное чтение текста Требования к выразительному чтению: 1. Правильная постановка логического ударения 2. Соблюдение пауз 3. Правильный выбор темпа 4. Соблюдение нужной интонации 5. Безошибочное чтение Оценка "5" - выполнены правильно все требования Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: 1. Своевременно начинать читать свои слова 2. Подбирать правильную интонацию 3. Читать безошибочно 4. Читать выразительно Оценка "5" - выполнены все требования Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям Пересказ Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их. Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного. Контрольно-измерительные материалы Проверочная работа по литературному чтению 3 класс 1 полугодие. Как барсук и куница судились Корейская сказка Однажды барсук и куница увидели на лесной тропинке кусок мяса. -Моя находка! – закричал барсук. -Нет, моя! – закричала куница. -Я первый увидел! – рассердился барсук. -Нет, я, - твердит куница. Долго они спорили, а договориться никак не могли. Тогда барсук сказал: -Пойдём к лисе. Пусть лиса нас рассудит. Когда лиса выслушала барсука и куницу, она сказала: -Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть барсук, другую – куница. – И лиса разорвала кусок на две части… -У куницы кусок больше! – заскулил барсук. -Сейчас я подравняю, - сказала лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса. -Теперь у барсука больше! – закричала куница. -Сейчас я и его долю подравняю. И лисица откусила кусок мяса от доли барсука. И так она выравнивала куски мяса до тех пор, пока всё не съела. Задания: 1. Кто герои сказки? Напиши ___________________________________. 2. Какое решение предложил барсук после спора? Строчки, из которых это видно, подчеркни красным цветом. 3. Какое решение приняла лиса? Строчки, из которых это видно, подчеркни синим цветом. 4. Чем закончилась эта история? Строчки, из которых это видно, подчеркни жёлтым цветом. 5. Как ты думаешь, лиса прибегает к хитрости: да или нет? Нужное подчеркни. 6. Прочитай пословицы и подчерки ту из них, которую можно использовать в качестве вывода к сказке: Один в поле не воин. Один про Фому, другой про Ерёму. Жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают. 7. Отметь место этой сказочной истории на ленте времени с помощью галочки: * Проверочная работа по литературному чтению 3 класс 2 полугодие. Чужое яйцо (По рассказу К. Ушинского) Рано утром встала старушка Дарья, положила в корзину на мягкое сено 13 яиц и посадила на них курицу. Чуть светало, и старушка не разглядела, что одно яйцо было зеленоватое и поменьше прочих. Сидит курица прилежно, греет яйца. Только изредка сбегает поклевать зёрен, попить воды – и опять на место. Прошло три недели, и стали из яиц один за другим цыплята выклёвываться. Позже всех проклюнулся цыплёнок из зеленоватого яйца. И какой же странный он вышел: сам жёлтый, ножки короткие, носик широкий. Петух смотрит на него, удивляется. Стала курица малышей учить, как из земли червяков выкапывать. Привела их на берег пруда – там и червей больше, и земля мягче. У пруда корова и коза сочную травку щиплют, свинья бродит, сладкие корешки выкапывает. Как только коротконогий цыплёнок завидел воду, так прямо в неё и кинулся. Что тут началось! Курица кудахчет, петух кукарекает, корова мычит, коза блеет, свинья хрюкает. Помогите, мол, тонут! Прибежала старушка Дарья, увидела, что делается, и заохала: «Вот те раз! Видно, я сослепу под курицу чужое яйцо подложила. Это же утёнок!» А утёнок, не обращая внимания на переполох, весело и легко плавал себе на пруду, загребая воду своими широкими перепончатыми лапками. Задания: 1. Определи, это сказка, рассказ, небылица? Нужное подчеркни. 2. Как курица высиживала яйца? Строчки, из которых это видно, подчеркни синим цветом. 3. Как выглядел вылупившийся из зеленоватого яйца цыплёнок? Строчки, из которых это видно, подчеркни жёлтым цветом. 4. Как вёл себя цыплёнок, увидев воду? Строчки, из которых это видно, подчеркни зелёным цветом. 5. Какую ошибку допустила старушка Дарья? Строчки, из которых это видно, подчеркни красным цветом. 6. Прочитай выделенные предложения. Как одним словом (синонимом) можно назвать эту ситуацию? Напиши __________________________ Проверочные работы по литературному чтению. 3 класс. Учебник – автор Чуракова Н.А.. Издательство «Академкнига/Учебник» Проверочная работа по разделу №1 «Учимся наблюдать и копим впечатления» ФИ…………………………………………… дата…………………… 1. Прочитайте названия произведений. Подчеркните те, которые написал С. Козлов. а)«Июль»; б)«Мимо белого...»; в)«Березовый пирожок»; г)«Сентябрь». 2. Прочитайте хокку. Выполните задания. Посадили деревья в саду. Тихо, тихо, чтоб их ободрить, Шепчет осенний дождь. (Басё.) 1)Какое настроение остается после прочтения этих строк? Подчеркните. а)веселое, радостное; б)грустное, лирическое; в)тревожное; г)торжественное, приподнятое. Какой прием использует автор, рисуя дождь? Напишите………………………………………………….. 3. Прочитайте стихотворение. Выполните задания. Вечерний лес еще не спит, Луна восходит яркая. И где-то дерево скрипит, Как старый ворон, каркая. Все этой ночью хочет петь. А неспособным к пению Осталось гнуться да скрипеть, Встречая ночь весеннюю. С. Маршак Подчеркните прямой линией слова, которые создают зрительный, видимый образ ночи. Какие звуки слышит поэт ночью в лесу? Подчеркните волнистой линией слова, предложения, создающие звуковой образ ночи. Найдите в тексте сравнение, подчеркните его двумя чертами. 4. Напиши литературные приёмы, которые используют писатели для создания образов: 1)………………………………………………… 2)……………………………………………… 3)……………………………………………………4)…………………………………………… 5 Напиши определение слов. Олицетворение – это…………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………… Строфа – это …………………………………………………………………………………… 6 В хокку Басё определите литературный приём, который использует поэт. Уродливый ворон – И он прекрасен на первом снегу В зимнее утро! …………………………………… 7 В стихотворении Эммы Мошковской какой литературный приём использует поэтесса? Где тихий-тихий пруд, Где тихая беседка, Где сам с собой паук Беседовал нередко, Т тихо короеды вели свои беседы… ……………………………… 8. Как ты думаешь, что лучше помогает человеку в трудную минуту: мир природы, который рядом, или проявление заботы со стороны хорошего человека? Почему? ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………… Проверочная работа по разделу №2 «Постигаем секреты сравнения» ФИ…………………………………………………………дата…………………………. В каждой строке подчеркните «лишнего» героя. Собака, кошка, куница, обезьяна. Черепаха, медведь, леопард, гиена. Черепаха, кролик, лиса, удав-маха. Определите, из какой страны сказка. Соедините линией страну и название произведения. Индия«Откуда пошли болезни и лекарства» Америка«Два жадных медвежонка» Венгрия«Храбрый шакал» Напишите название одной: самой древней сказки просто древней сказки Что ценилось в просто древней сказке? Нужное подчеркните. Жадность, зависть, хитрость, глупость, ум, трудолюбие. Как называются такие сказочные истории, в которых похожи события, герои, сходное поведение героев и сходное построение? Напишите. ………………………………………. Приведите пример такой сказки. ………………………………………….. ………………. 6.Чему учат менее древние сказки? ………………………………………………………………………………………………… 7 Чему тебя научили эти сказки? ………………………………………………………………………………….. Проверочная работа по разделу №2 «Постигаем секреты сравнения» ФИ………………………………………………………………………….дата…………… В каждой строке подчеркните «лишнего» героя. Собака, кошка, куница, обезьяна. Черепаха, медведь, леопард, гиена. Черепаха, кролик, лиса, удав-маха. Определите, из какой страны сказка. Соедините линией страну и название произведения. Индия«Откуда пошли болезни и лекарства» Америка«Два жадных медвежонка» Венгрия«Храбрый шакал» Напишите название одной: самой древней сказки просто древней сказки Что ценилось в просто древней сказке? Нужное подчеркните. Жадность, зависть, хитрость, глупость, ум, трудолюбие. Как называются такие сказочные истории, в которых похожи события, герои, сходное поведение героев и сходное построение? Напишите. ………………………………………. Приведите пример такой сказки. ………………………………………….. 6.Чему учат менее древние сказки? …………………………………………………………………………………………………… 7 Чему тебя научили эти сказки? ………………………………………………………………………………….. ……………….. …………………………………………………………………………………………………… Проверочная работа №3 по разделу «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» ФИ…………………………………………………………дата……………… 1 Как меняется мир, если смотреть на него через волшебное стекло воображения? мир остается прежним мир становится сказочным мир становится скучным 2 Какова главная мысль рассказа Тима Собакина "Игра в птиц"? Способные нынче дети растут. Тот, кто чему-нибудь учит, должен сам уметь это делать превосходно. Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете. 3 От чего зависит умение превращать обыденность в сказку? От силы воображения. От волшебства. От знаний. 4 Продолжи высказывание : "Фантазерам всё вокруг кажется ... ... непонятным. ... смешным. ...одушевлённым и живым. 5 Художники, поэты и композиторы часто в своих произведениях соединяют.... ... настоящую жизнь и фантазию. ... краски и ноты. ... ноты и слова. 6. Вам необходимо вставить слова из стихотворения «Вода в колодце» . Пахнет стогами,……………………………………… Пахнет деньками …………………………………………… !Кто ………………………………………… Воды …………………………………………………. ,Обязательно …………………………………………………..! 7. . Соедини жанр и его определение Повесть Небольшое прозаическое произведение. Цель – рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характеры людей Небылица Литературное произведение по объёму больше рассказа Сказка Жанр усного народного творчества. Цель – поразить необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает. рассказ Жанр усного народного творчества. Цель – приоткрыть тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром. 8. Напиши значения слов: Монолог – это …………………………………………………………………………… … Мозаика – это …………………………………………………………………………………………………… Проверочная работа №4 по разделу «Учимся любить» ФИ…………………………………………………………………дата………………………… 1. Напиши авторов данных произведений. «Слон» …………………………………… «Заячьи лапы»………………………………. 2.Выберите, кто из героев так сказал? «Если тебя нет, то и меня нет. Понял?» а)Медвежонок; б) Ежик; в)Заяц. «Не можете ли Вы отпустить вашего слона ко мне домой?..» а)хозяин зверинца; б)папа; в)Надя. «...я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь — бросить!» а)Ваня; б)Карл Петрович; в)дед Ларион. 3.Узнайте произведение по описанию. Запишите его автора и название. Это произведение о двух друзьях, которые, глядя на звездное небо, делятся переживаниями и размышлениями о жизни. ……………………………………………………………………… 4. Дайте характеристику понравившемуся герою из любого произведения из пройденного раздела. …………………………………………………………………………………………………… 5. Напишите причины данного поведения героев. 1) Почему бабушка из рассказа «Прогноз погоды» изменила погоду? ……………………………………………………………………………….. …………………. 2) Почему дедушка из рассказа «Лето в чайнике» поставил чайник назад на полку? ………………………………………………………. ………………………………………….. 3) Почему Филя из рассказа «Лучший друг медуз» стал лучшим другом медуз? …………………………………………………………………………………………………… 4) Что заставило папу привести в дом настоящего слона ? («Слон»)………………………………………………………………………………….. ……. 6. Чему учат данные произведения? «Лето в чайнике» ……………………………………………………………………………… «Слон»…………………………………………………………………………………………… «Заячьи лапы»………………………………………………………………………………… «Если меня совсем нет»……………………………………………………………………… Проверочная работа №5 по теме «Набираемся житейской мудрости»». 3 класс ФИ………………………………………………………………………дата………………… Басня – это …………………………………………………………………………………………… 2. Первым баснописец - ______________________. 3. Основная часть басни называется __________________, а вывод басни ______________. 4. Герои басни – это чаще всего __________________________________ а вывод басни касается ______________ .4. Соедини автора и название произведения: И. Крылов Быки и лев Эзоп Зеркало и обезьяна Ворона и лисица Отец и сыновья 5. Напиши басню по её сточкам. Из басен Крылова, которые стали крылатыми выражениями. Уж сколь раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок ………………………………………………………………………………….. А вы, друзья, ка ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь. ………………………………………………………………………………… Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. …………………………………………………………………………………… 6. Пословица – это…………………………………………………………………………… 6. Какая басня тебе нравится больше всего? _______________________________________. Объясни почему? …………………………………………………………………………………………………… 7. Допиши слова из басен На тут беду Лиса близёхонько …………………………………………………….; Вдруг сырный дух Лису …………………………………………………………: Лисица видит …………………………………………., - Лисицу сыр ……………………………………………………… .Поклажа бы для них казалась ……………………………………………………….: Да лебедь рвётся ………………………………………………………………………, Рак пятится ……………………………………………………., а Щука тянет …………………………………………………………… .Проверочная работа № 6 по разделу «Продолжаем разгадывать секреты смешного» ФИ……………………………………………дата…………………. Над чем смеется Л.Каминский в рассказе «Сочинение»? ………………………………………………………………………………………… Чему учит мама дочку в рассказе и. Пивоваровой «Сочинение»? …………………………………………………………………………………………… Что смешное в стихотворение М.Бородицкой «На контрольной»? ………………………… …………………………………………………………………. Чему учит стихотворение Яковлева «Для Лены»? …………………………………………………………………………………………….. Какой важный урок даёт тебе рассказ «Преступник»? …………………………………………………………………………………………… Н.Тэффи дала название своему произведению «Преступник» всерьёз, или в названии содержится добрая усмешка автора? ………………………………………………………………………………………….. Почему стихотворение Г.Остера называется «Вредные советы»? ……………………….. …………………………………………………………………… Какими перед нами предстают герои Мишка и Дениска из рассказа «Ровно 25 кило»? ………………………………………………………………………………………………… Отгадай название произведения по опорным словам Красный карандаш, красный наперсток, ищейки …………………………………………… Лена, Горохов, шут……………………………………………………………………… Бабушка, зоопарк, лев …………………………………………………………………. Праздник, стрельба, весы ………………………………………………………………….. Проверочная работа №7 по разделу «Как рождается герой» Фамилия________________________________________дата……………………………… 1. Какой день для Гусеницы стал «роковым»?А) Ее схватил скворушкаБ) Ей не хотелось больше естьВ) У нее появились крылья 2. Гусеница, замотавшая себя в кокон, называется…А) Коконка Б) Кубышка В) Куколка 3. Куколка превратилась в бабочку…А) Осенью Б) Весной В) Летом 4. В какое время суток Тёма после болезни приходит в себя и спрашивает о Жучке:А) День Б) Ночь В) Вечер 5. Где находится Жучка?А) В сливной яме Б) В колодце В) В канаве 6. План по спасению Жучки Тёма:А) Придумал самБ) Увидел во сне 7. Тёма спас Жучку. Назови главную причину того, что помогло Тёме. ________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 8. Определи жанр произведения Л. Пантелеева «Честное слово».А) Рассказ Б) Сказка В) Басня 9. Допиши предложение. Главный герой рассказа Л. Пантелеева «Честное слово» ________________________ 10. Какую роль в игре исполнял мальчик?А) сторож Б) охранник В) часовой Г) маршал 11. Кто приказал мальчику оставить пост?А) красноармеец Б) лейтенант В) майор Г) маршал 12. Какие пословицы можно отнести к рассказу Л. Пантелеева «Честное слово» ?А) Как аукнется, так и откликнется Б) Не давши слова – крепись, а давши – держись.В) Будь своему слову хозяин. Г) Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 13. Установи соответствие. Запиши выбранные цифры под соответствующими буквами. Фамилия автора Название произведенияА Л.Пантелеев 1 «Детство Тёмы»Б Н.Некрасов 2 «Честное слово»В Н. Гарин-Михайловский 3 «История гусеницы»Г Заходер 4 «На Волге» А - ………… Б - ………. В - ………. Г - ………….. Итоговый проверочный тест по литературному чтению за 2 полугодие ФИ ---------------------------------------------------------------------------дата……………………. 1.Как называется основная часть басни. А) мораль Б) мысль В)повествование 2. «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру…..»- кто автор произведения? А) Эзоп Б) Лафонтен В) И. Крылов 3.Почему свое произведение Надежда Тэффи назвала «Преступник»? А) герой брал чужие вещи Б) герой хитрый В) герой коварный 4. Кто герои рассказов Виктора Драгунского? А) Маша и Медведь Б) Дениска и Мишка В) Чук и Гек. 5. С точки зрения ученых ГЕРОИ многих сказок ведут себя одинаково- напиши поэтапно как? …………………………………………………………………………………………………… 6 Кто героиня произведения Б. Заходера для которой важна только крапива А)бабочка Б) куколка В) гусеница 7.Назовите произведение и его автора, в котором у героя крепкое слово и сильная воля. А)Т. Понамарева- Помощь Б)В. Драгунский- Ровно 25 кило В) Л. Пантелеев – Честное слово 8.Кто вернул стеклянный букетик семье? А)ворона Б) Маша В) воробей Пашка 9.Автор и кто, главные герои произведения, в котором членов семьи разделяет огромное расстояние и из-за ссоры теряется важная телеграмма. А) Мишка и Дениска- В. Драгунский Б) Чук и Гек – А. Гайдар В)Коля и Мишка- Н. Носов 10.Из какого произведения отрывок и кто автор? «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь Не мышонка ,не лягушку А неведому зверюшку». А)Э.Мошковская «Мотылек» Б)Д.Дмитриев «Встреча» В) А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» Аннотация к рабочей программе по литературному чтению, 3 класс, УМК «ПНШ» Нормативная база и УМК Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе • Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897) федерального перечня учебников, рекомендованных использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3 учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3\ или допущенных к • Авторской программы Н.А. Чуракова, «Литературное чтение», 2012г. Программу обеспечивает УМК «Перспективная начальная школа»: 1. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3класс: учебник. В 2ч.- М: Академкнига / Учебник, 2017; 2. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3 класс: учебник. Хрестоматия. - М: Академкнига / Учебник, 2017; 3. Малаховская, О. В. Литературное чтение: тетрадь для самостоятельной работы. 3 класс. №1 и №2 -М.: Академкнига / Учебник, 2020; 4. Чуракова, Н. А., Малаховская, О. В. Литературное чтение.3 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2016 Цели и задачи курса Основная литературоведческая цель курса — сформировать инструментарий для анализа художественных произведений. • Идея первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы. • Идея вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется). • Идея третья. Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования. • Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников. Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности; • развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле; • приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования. В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи: • духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений; • духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали; • литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы); • библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи. Количество часов на изучение дисциплины Количество часов в неделю -4 часа. Количество часов в год – 136 часов. Основные разделы дисциплины 1.Учимся наблюдать и копим впечатления 2.Постигаем секреты сравнения 3.Пытаемся понять, почему люди фантазируют 4.Учимся любить 5.Набираемся житейской мудрости 6.Продолжаем разгадывать секреты смешного 7.Как рождается герой 8.Сравниваем прошлое и настоящее