ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск-Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской программы «Перспективная начальная школа». Программы по учебным предметам 1-4 классы. В двух частях Часть 1. Руководитель проекта «Перспективная начальная школа» и составитель сборника программ профессор Р.Г.Чуракова 2011г. авторской Программы по литературному чтению Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской «Программы по учебным предметам», ( УМК «Перспективная начальная школа»). Программа закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального развития младших школьников, умение пользоваться устным и письменным родным языком. Курс «Литературное чтение на родном языке (русском)» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП, успешность изучения других предметов учебного плана в начальной школе. Программа направлена на достижение следующих целей: – совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения; – обучение русскому языку детей младшего школьного возраста как средству укрепления русского языка (как родного). Достижение поставленных целей изучения литературного чтения на родном языке обеспечивается решением следующих задач: – формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; – развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке. В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года №1577. Изучение данной предметной области должно обеспечить: – воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; – приобщение к литературному наследию своего народа; – формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; – обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; – получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Место учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в учебном плане. Данная программа ориентирована на использование учебника: Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах.-Ростов н/Д:ЗАО « Книга»,2005. «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке». На изучение курса «Литературное чтение на родном языке (русском)» в начальной школе в 3 классе – 18 ч(18 учебных недель). Уроки литературного чтения на родном языке проводятся 1 раз в неделю во втором полугодии.. Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты: • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества; • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур; • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД • осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); • планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем); • определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; • анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки. Познавательные УУД • понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 24 предложений; • осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и литературных произведений как часть родной национальной культуры; • осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему, жанр; • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий; • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого. Коммуникативные УУД • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы; • формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений. • строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства. Предметные результаты: Обучающиеся научатся: Виды речевой и читательской деятельности • воспринимать на слух различные виды текстов; • различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок; • принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов; • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев; • читать и понимать жанры устного народного творчества; Обучающиеся получат возможность научиться: • при чтении отражать настроение автора читаемого текста. Обучающиеся научатся: Творческая деятельность • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя; • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…). Обучающиеся получат возможность научиться: • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя; • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; • соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем; Обучающиеся научатся: Литературоведческая пропедевтика: • различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие фольклорные формы; • отличать прозаический текст от поэтического; • называть героев произведения, давать их простейшую характеристику. Обучающиеся получат возможность научиться: • находить в текстах народных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования); • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности. • Содержание учебного предмета • Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. • Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному произведению. • Чтение вслух. • Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. • Чтение про себя. • Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. • Работа с разными видами текста. • Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научнопопулярного и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста. • Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге. Типы книг. Выбор книг на основе рекомендованного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Работа с текстом художественного произведения. Пополнение понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре. Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня; определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция). Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. Тематическое планирование 18 часов № п/п Разделы Количество часов 1 2 3 4 Как я провел лето? Устное народное творчество Смешные девчонки,мальчи-шки Зима. Новый год Береги родную землю Мои родственники. Весна Маленькие друзья В здоровом теле здоровый дух 2ч 2ч 2ч 2ч 3ч 2ч 3ч 2ч 5 6. 7. 8 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ литературное чтение на родном языке НА 2021-2022 УЧ.ГОД. \предмет\ Классы 3 Кол-во часов на год 18 ч. Учитель: Илюхина Елена Николаевна Кол-во уроков в неделю 1 ч № № Тема уроке/раздела п/п п/п урока 1 Как я провел лето? 1. 1.1 А.Гайдар.Тимур и его команда.( отрывок) 1.2 А.Гайдар.Тимур и его команда.( 2. отрывок) 2 Устное народное творчество 3 2.1 Сказка «Иван царевич и серый волк»(с.26-33) 4 2.2 Докучные сказки(с.48-49) 3 Смешные девчонки,мальчишки 5 3.1 Н.Носов.Огурцы.( с.274-277) 6 3.2 В.Драгунский.Надо иметь чувство юмора. 4 Зима. Новый год 7 4.1 К.Бальмонт. Снежинка. Е.Благинина.Стихи о ёлке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе 8 4.2 .М.Зощенко.Ёлка. 5 Береги родную землю 9 5.1 Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш. 10 5.2 Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш 11 5.3 М.Пришвин.Журка.Деревья в плену. Количество часов Дата по плану 2ч 1 14.01 1 21.01 2ч 1 28.01 1 2ч 04.02 1 1 11.02 18.02 2ч 1 25.02 1 3ч 1 04.03 1 18.03 1 25.03 11.03 Дата фактич. Примечани е 12 6. 6.1 13 6.2 17 7 7.1 7.2 7.3 8 8.1 18 8.2 14 15 16 Мои родственники. Весна Н.Некрасов.Дедушка Мазай и зайцы. Ф.Тютчев.Весенние воды.А.Плещеев.Весна. Маленькие друзья А.Чехов.Белолобый. А.Чехов.Белолобый А.Чехов.Белолобый В здоровом теле здоровый дух Ю.Тувим. Письмо ко всем детям по одному важному делу. Итоговый контроль. 2ч 1 08.04 1 15.04 3ч 1 1 1 2ч 1 22.04 29.04 06.05 1 С учетом праздничных дней 18 часов 13.05 20.05