Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа разработана на основе требований федерального
государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ
Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании»,
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №3 города Каменск-Шахтинский, федерального перечня
учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе
в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской программы
«Перспективная начальная школа». Программы по учебным предметам 1-4 классы. В двух
частях Часть 1. Руководитель проекта «Перспективная начальная школа» и составитель
сборника программ профессор Р.Г.Чуракова 2011г. авторской Программы по литературному
чтению Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской «Программы по учебным предметам», ( УМК
«Перспективная начальная школа»).
Программа закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального
развития младших школьников, умение пользоваться устным и письменным родным языком.
Курс «Литературное чтение на родном языке (русском)» обеспечивает достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП, успешность
изучения других предметов учебного плана в начальной школе.
Программа направлена на достижение следующих целей:
– совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и
развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка
межнационального общения;
– обучение русскому языку детей младшего школьного возраста как средству
укрепления русского языка (как родного).
Достижение поставленных целей изучения литературного чтения на родном языке
обеспечивается решением следующих задач:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном
языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке.
В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года
№1577. Изучение данной предметной области должно обеспечить:
– воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
– приобщение к литературному наследию своего народа;
– формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа;
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях
и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Место учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в учебном
плане.

Данная программа ориентирована на использование учебника:
Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах.-Ростов н/Д:ЗАО « Книга»,2005.
«Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке».
На изучение курса «Литературное чтение на родном языке (русском)» в начальной
школе в 3 классе – 18 ч(18 учебных недель). Уроки литературного чтения на родном языке
проводятся 1 раз в неделю во втором полугодии..
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального
российского общества;
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
• овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
• наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в
соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока
(воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание
произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные
задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать
результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);
• определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по
ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость, позитивно относиться к
своим успехам, стремиться к улучшению результата;
• анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по
просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.

Познавательные УУД
• понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации (условные
обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать
устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью
моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения;
сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них
(художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя; сопоставлять
эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой).
Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному
учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 24 предложений;
• осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и
литературных произведений как часть родной национальной культуры;
• осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту,
пословицы и поговорки, тему, жанр;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок,
песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении
проектных заданий;
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.
Коммуникативные УУД
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем,
проявлять инициативу и активность в ходе беседы;
• формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей
точки зрения из 3-4 предложений.
• строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать
партнёра по общению, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками
литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
• воспринимать на слух различные виды текстов;
• различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
• принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным
произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и
прочитанных самостоятельно вслух текстов;
• называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения,
обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками
литературных героев;
• читать и понимать жанры устного народного творчества;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• при чтении отражать настроение автора читаемого текста.
Обучающиеся научатся:
Творческая деятельность
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

• составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения
(это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под
руководством учителя;
• составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных
отношений под руководством учителя;
• соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и
семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами,
поставленными учителем;
Обучающиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика:
• различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие фольклорные
формы;
• отличать прозаический текст от поэтического;
• называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• находить в текстах народных сказок факты, связанные с историей России, её
культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования);
• использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки,
небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей
литературно-творческой деятельности.
• Содержание учебного предмета
• Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи.
• Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному
произведению.
• Чтение вслух.
• Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),
постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных
норм чтения.
• Чтение про себя.
• Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру
произведений, осмысление цели чтения.
• Работа с разными видами текста.
• Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научнопопулярного и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.
• Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга
учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление,
титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды

информации в книге. Типы книг. Выбор книг на основе рекомендованного списка, открытого
доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения.
Пополнение понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об
авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре. Получение первоначальных
представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о
«живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и
музыкальности стихотворной речи).
Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания.
Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на
поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту.
Круг детского чтения.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности
детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх,
приключениях, о природе и ее охране, помогающие накоплению социально-нравственного
опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных
произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня; определение художественных
особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных
средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка
(синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с
использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя),
рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь.
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён
героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование
их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий. Развитие
умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей,
оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с
художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные
своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Тематическое планирование 18 часов

№
п/п

Разделы

Количество
часов

1
2
3
4

Как я провел лето?
Устное народное творчество
Смешные девчонки,мальчи-шки
Зима. Новый год
Береги родную землю
Мои родственники. Весна
Маленькие друзья
В здоровом теле здоровый дух

2ч
2ч
2ч
2ч
3ч
2ч
3ч
2ч

5
6.
7.
8

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
литературное чтение на родном языке
НА 2021-2022 УЧ.ГОД.
\предмет\
Классы
3
Кол-во часов на год 18 ч.
Учитель: Илюхина Елена Николаевна
Кол-во уроков в неделю 1 ч
№
№ Тема уроке/раздела
п/п
п/п
урока
1 Как я провел лето?
1.
1.1 А.Гайдар.Тимур и его команда.(
отрывок)
1.2 А.Гайдар.Тимур и его команда.(
2.
отрывок)
2 Устное народное творчество
3
2.1 Сказка «Иван царевич и серый
волк»(с.26-33)
4
2.2 Докучные сказки(с.48-49)
3 Смешные девчонки,мальчишки
5
3.1 Н.Носов.Огурцы.( с.274-277)
6
3.2 В.Драгунский.Надо иметь
чувство юмора.
4 Зима. Новый год
7
4.1 К.Бальмонт. Снежинка.
Е.Благинина.Стихи о ёлке, о
сером волке, о стрекозе и о
бедной козе
8
4.2 .М.Зощенко.Ёлка.
5
Береги родную землю
9
5.1 Д.Н.Мамин-Сибиряк.
Приёмыш.
10
5.2 Д.Н.Мамин-Сибиряк.
Приёмыш
11
5.3 М.Пришвин.Журка.Деревья в
плену.

Количество
часов

Дата
по
плану

2ч
1

14.01

1

21.01

2ч
1

28.01

1
2ч

04.02

1
1

11.02
18.02

2ч
1

25.02

1
3ч
1

04.03

1

18.03

1

25.03

11.03

Дата
фактич.

Примечани
е

12

6.
6.1

13

6.2

17

7
7.1
7.2
7.3
8
8.1

18

8.2

14
15
16

Мои родственники. Весна
Н.Некрасов.Дедушка Мазай и
зайцы.
Ф.Тютчев.Весенние
воды.А.Плещеев.Весна.
Маленькие друзья
А.Чехов.Белолобый.
А.Чехов.Белолобый
А.Чехов.Белолобый
В здоровом теле здоровый дух
Ю.Тувим. Письмо ко всем детям
по одному важному делу.
Итоговый контроль.

2ч
1

08.04

1

15.04

3ч
1
1
1
2ч
1

22.04
29.04
06.05

1
С учетом праздничных дней 18 часов

13.05
20.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».