«Пояснительная записка» Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10. №1897), закона РФ «Обобразовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск - Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, с учетом примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, 7-е издание, «Просвещение» под редакцией и руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского Цели и задачи. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы; • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. «Место учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в учебном плане» Учебный план МБОУ СОШ №3, с учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основной формой организации учебного процесса является урок. Рабочая учебная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения курса изобразительное искусств, которые определены стандартом. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации 1 учебный час в неделю. Программа «Изобразительное искусство» для 7 класса является целостным интегративным курсом. Класс – 7 Количество часов в неделю – 1 ч. Количество часов в год – 7а - 34ч. 7б – 32 ч. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС) уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль; знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объёме); моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур; владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; использовать разнообразные художественные материалы. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование 7 нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Требования к уровню подготовки обучающихся Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. 1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест. 2.Текущий контроль в форме творческой работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. 3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста. 4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест. ученик должен: - уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; - понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль; - знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; - конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объёме); - моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; - работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; - конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур; - владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; - создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; - использовать разнообразные художественные материалы. «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» I раздел. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуальнопсихологические и социальные аспекты. II раздел. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне IIIраздел. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека . Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете. IVраздел. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир. Тематическое планирование Название темы раздела № раздела п/п Количество Количество часов часов (7а – класс) (7б – класс) Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. 8 8 8 8 3 Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека . 11 9 4 Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. 7 7 Всего 34 32 1 2 Календарно - тематическое планирование 7 а класс № п/п Номер Колич Дата (план) Дата Примечание Тема урока раздела ество Причина и темы часов (факт корректировк урока ) и Раздел 1. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. (8 часов) 1,2 1.1 Основы композиции в конструктивных 2 03.09.2021 искусствах. 10.09.2021 3 1.2 Прямые линии и организация 1 17.09.2021 пространства 4 1.3 Цвет — элемент композиционного 1 24.09.2021 творчества. 5 1.4 Свободные формы: линии и тоновые 1 01.10.2021 пятна. 6 1.5 Буква — строка -текст. Искусство 1 08.10.2021 шрифта. 7 1.6 Композиционные основы 1 15.10.2021 макетирования графическом дизайне. 8 1.7 Многообразие форм графического 1 22.10.2021 дизайна. Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. (8час.) 9 2.1 Объект и пространство. Контрольная работа 1 10 2.2 Взаимосвязь объектов в архитектурном макете 1 29.10.2021 12.11.2021 11,12 2.3 Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. 2 19.11.2021 26.11.2021 13 2.4 Важнейшие архитектурные элементы Здания. 1 03.12.2021 Красота и целесообразность. Вещь как 1 10.12.2021 сочетание объёмов и образ времени. 15 2.6 Форма и материал. 1 17.12.2021 16 2.7 Цвет в архитектуре и дизайне. Роль 1 24.12.2021 цвета в формотворчестве. Контрольная работа Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. (11 часов) 17 3.1 Город сквозь времена и страны. Образы 14.01.2022 материальной культуры прошлого. 1 18 3.2 Город сегодня и завтра. Пути развития 1 21.01.2022 современной архитектуры и дизайна. 19 3.3 Живое пространство города. Город, 1 28.01.2022 микрорайон, улица 14 2.5 Вещь в городе и дома. Городской 2 04.02.2022 дизайн. 11.02.2022 22 3.5 Интерьер и вещь в доме. Дизайн 1 18.02.2022 пространственно-вещной среды Интерьера. 23,24 3.6 Природа и архитектура. Организация 2 25.02.2022 архитектурно-ландшафтного 04.03.2022 пространства. 25,26, 3.7 Ты — архитектор! Замысел 3 11.03.2022 27 архитектурного проекта и его 18.03.2022 осуществление. 25.03.2022 Контрольная работа Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. (7 часов) 20,21 3.4 4.1 28 29 30 4.2 4.3 31-32 4.4 33 34 4.5 4.6 Мой дом — мой образ жизни. Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. Мода, культура и ты. Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одёжке. Автопортрет на каждый день. Итого: С учетом выходных и праздничных дней всего - 34 часа 1 08.04.2022 1 1 15.04.2022 22.04.2022 2 29.04.2022 06.05.2022 1 1 13.05.2022 20.05.2022 34 Календарно - тематическое планирование 7 б класс № п/п Номер Колич Дата (план) Дата Примечание Тема урока раздела ество Причина и темы часов (факт корректировк урока ) и Раздел 1. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. (8 часов) 1,2 1.1 Основы композиции в конструктивных 2 07.09.2021 искусствах. 14.09.2021 3 1.2 Прямые линии и организация 1 21.09.2021 пространства 4 1.3 Цвет — элемент композиционного 1 28.09.2021 творчества. 5 1.4 Свободные формы: линии и тоновые 1 05.10.2021 пятна. 6 1.5 Буква — строка -текст. Искусство 1 12.10.2021 шрифта. 7 1.6 Композиционные основы 1 19.10.2021 макетирования графическом дизайне. 8 1.7 Многообразие форм графического 1 26.10.2021 дизайна. Контрольная работа Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. (8час.) 9 2.1 Объект и пространство. 1 09.11.2021 10 2.2 Взаимосвязь объектов в архитектурном макете 1 16.11.2021 11,12 2.3 Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. 2 23.11.2021 30.11.2021 13 2.4 Важнейшие архитектурные элементы Здания. 1 07.12.2021 Красота и целесообразность. Вещь как 1 14.12.2021 сочетание объёмов и образ времени. 15 2.6 Форма и материал. 1 21.12.2021 16 2.7 Цвет в архитектуре и дизайне. Роль 1 28.12.2021 цвета в формотворчестве. Контрольная работа Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. (9 часов) 17 3.1 Город сквозь времена и страны. Образы 18.01.2022 материальной культуры прошлого. 1 18 3.2 Город сегодня и завтра. Пути развития 1 25.01.2022 современной архитектуры и дизайна. 19 3.3 Живое пространство города. Город, 1 01.02.2022 14 2.5 20,21 22 23,24 25 микрорайон, улица Вещь в городе и дома. Городской 2 08.02.2022 дизайн. 15.02.2022 3.5 Интерьер и вещь в доме. Дизайн 1 22.02.2022 пространственно-вещной среды Интерьера. 3.6 Природа и архитектура. Организация 2 01.03.2022 архитектурно-ландшафтного 15.03.2022 пространства. 3.7 Ты — архитектор! Замысел 1 22.03.2022 архитектурного проекта и его осуществление. Контрольная работа Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. (7 часов) 3.4 4.1 26 27 28 4.2 4.3 29 30 4.4 31 32 4.5 4.6 Мой дом — мой образ жизни. Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. Мода, культура и ты. Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одёжке. Автопортрет на каждый день. Контрольная работа Итого: С учетом выходных и праздничных дней всего - 32 часа 1 12.04.2022 1 1 19.04.2022 26.04.2022 2 03.05.2022 10.05.2022 1 1 17.05.2022 24.05.2022 32 Отметки выставляются на основе планируемых результатов и с учетом индивидуального роста каждого ученика: Отметка «5» - полностью справляется с поставленной целью урока; - правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; - верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; - умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное ; - полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений; - вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет творческую работу, соблюдая все правила композиции, цветового решения, форму предмета и т.д. - ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности ; - может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; - правильно применяет приемы и изученные техники рисования; - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески; - уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения; - учебная задача по методу полностью выполнена. Отметка «4» - полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; - гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; - умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. - полностью овладел программным материалом, но при выполнении рисунка испытывает небольшие затруднения в передаче света, тени, полутени и т.д. - при выполнении рисунка и творческих работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений. - допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя; - работа выполнена в заданное время, самостоятельно. - уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения); - учебная задача по методу выполнена. Отметка «3» - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; - допускает неточность в изложении изученного материала. - основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных условностей изображений усвоил; - обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно; - в рисунке допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и помощью учителя. - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; - понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; - работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности. - уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения; - учебная задача по методу в основном выполнена (или выполнена не полностью) Отметка «2» - допускает грубые ошибки в ответе; - не справляется с поставленной целью урока; - обнаруживает полное незнание учебного материала. - обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; - допускает существенные ошибки в рисунке, которые не может исправить даже с помощью учителя. - не знает основных элементов процесса рисования; - не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте. - уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения; - учебная задача по методу не выполнена (или выполнена не полностью) - уровень художественной грамотности не может быть оценен, поскольку учебная задача по методу сознательно не выполнялась. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для 7 класса Входной контроль Тема «Изобразительное искусство » Вариант № 1 1. Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна. А) графика; Б) живопись; В) скульптура; Г) ДПИ. 2. Основные цвета это – А) цвета, которые есть в природе Б) цвета, которые нельзя получить путём смешения красок В) цвета, которые образуются путём смешения других цветов 3. Произведения, какого вида искусства имеют трехмерный объём: А) архитектура, Б) графика, В) скульптура, Г) живопись; 4. Светотень - это: А) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого; Б) тень, уходящая в глубину; В) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света. 5. Портрет художника или скульптора, выполненный им самим. А) портрет Б) автопортрет В) скульптура 6.Творческое задание. Выполнить набросок двух геометрических тел. Вариант № 2 1. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет. А) графика; Б) живопись; В) скульптура; Г) ДПИ. 2. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях А) Золотое сечение Б) Канон В) Лепка формы 3. Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных в единой среде и объединенных в группу: А) натюрморт, Б) пейзаж, В) портрет; 4. Система отображения на плоскости глубины пространства называется: А) конструкция Б) объем В) перспектива 5. Разворот головы персонажа в «профиль» - это: А) вид спереди; Б) вид сбоку; В) вид пол-оборота. 6.Творческое задание. Выполнить набросок двух геометрических тел. Контрольная работа по теме «Художник. Дизайн. Архитектура » Вариант № 1 1. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях А.Золотое сечение Б.Канон В.Лепка формы 2. Правила и закономерности изображения предметов в пространстве. А.Колорит Б.Перспектива. В.Пропорции предметов. Г.Конструкция. 3. Материал скульптуры А. Бумага Б. Камень В. Холст 4. Как переводится слово конструкция? А) геометрические тела; Б) взаимное расположение частей предмета, их соотношение; В) геометрические фигуры разной величины 5.Светотень - это: А) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого; Б) тень, уходящая в глубину; В) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света. 6.Обведи кружком букву, соответствующую правильному ответу. Статика - это… 7.Что создают художники? А) Предметы быта Б) Произведения искусства В) Ювелирные украшения Г) Книги 8. Перспектива-это А) Учение о способах передачи пространства на плоскости изображения. Б) Учение о способах заполнения пространства. В) Умение планировать свою деятельность. 9. Русский художник, сказочник, автор картин "Богатыри", "Аленушка", "Ковер-самолет". А) И. Билибин Б) В. Васильев В) В. Васнецов 10. Творч еское задани е. Вы полни одно из задани й на твой выбор Вариант № 2 1. Архитектура – это… А. Искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Б. Искусство проектировать и строить объекты. В. Искусство строить объекты. 2.Основное средство языка живописи А. Объем Б. Цвет В. Штрих 3.Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях А.Золотое сечение Б.Канон В.Лепка формы 4. Пропорции- это: А)равенство двух отношений; Б)несоответствие с чем-либо в количественном отношении; В)соотношение величин частей, составляющих одно целое. 5.Светотень - это: А) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого; Б) тень, уходящая в глубину; В) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света. 6.Обведи кружком букву, соответствующую правильному ответу. Статика - это… 7. Что создают художники? А) Предметы быта Б) Произведения искусства В) Ювелирные украшения Г) Книги 8. Страницы старинных рукописных книг были украшены рисунками, иллюстрировавшими текст книги. Эти рисунки назывались .... А) Литографиями Б) Миниатюрами В) Иллюстрациями 9. Русский художник, сказочник, автор картин "Богатыри", "Аленушка", "Ковер-самолет". А) И. Билибин Б) В. Васильев В) В. Васнецов 10. Творческое задание. Выполни одно из заданий на твойвыбо Контрольная работа № 2 По теме «В мире вещей и зданий» Вариант № 1 1. Художественный стиль XVII – XVIII вв., в буквальном переводе означают «причудливый», для которого характерно богатство и пышность форм, обилие декора. А) классицизм; Б) модерн; В) барокко; Г) рококо. 2. Назовите условный термин, применяемый для обозначения течений в искусстве XX в., которые, порывая с реализмом, отказывались от существующих норм и традиций, превращали новизну в самоцель. А) примитивизм; Б) символизм; В) авангардизм; Г) супрематизм. 3. Структурная основа любого изображения: декоративного, графического, живописного – это… А)Этюд Б) Эскиз В) Зарисовка Г) Рисунок 4. Витраж – это… А) рисунок на стене, Б) рисунок на стекле (окна, двери и пр.), В) рисунок на ткани. 5.Архитектура - это… А) искусство создания облика вещей, их формы, Б) искусство «сочинения» зданий и одновременно сами здания, окружающие нас. 6. Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, назначением. А) Композиция Б) Сюжет В) Перспектива характером и 7. Гармония - это… А) Согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое. Б) Несогласованность, нарушение соответствия чего-либо с чем-либо В) Строгая соразмерность, симметричность зданий. 8. Сгруппируйте понятия: А) Виды изобразительного искусства - _______________________ Б) Жанры изобразительного искусства - _______________________ 1. архитектура, 2. пейзаж, 3. натюрморт, 4. живопись, 5. ДПИ, 6. анимализм, 7. бытовая картина, 8. скульптура, 9. историческое полотно, 10 портрет, 11.графика 9. Выскажи свое мнение, приведи не менее двух примеров. Какими качествами должен обладать архитектор? ________________________________________________________________________ 10. Вставь пропущенное слово: Ландшафтная архитектура – это искусство, планирование, дизайн, управление, сохранение и восстановление … и дизайн конструкций. Возможности этой профессии включают проект … оформления, планирование участка, парки и планирование отдыха. 11. Закончи предложение: Объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного ансамбля, города, называется … 12. Творческое задание Вариант № 2 1.Какой архитектурный стиль отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более природных линий, а также использование металла и стекла? А) Модерн; Б) Ампир; В) Барокко; 2 .Соединение стилей в архитектуре называется: А) Импровизация; Б) Инсталляция; В) Эклектика. 3.Искусство составления букетов: А) Ландшафт; Б)Бонсай; В) Икебана. 4. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях А) Золотое сечение; Б) Канон; В) Лепка формы; Г) Тон. 5. Пространственное искусство (визуальное). А) Театр; Б) Музыка; В) Живопись; Г) Архитектура; 6. Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. А) Композиция; Б) Сюжет; Г) Перспектива. 7. Первое и главное мерило всему в архитектуре и дизайне А) Высота зданий; Б) Красота зданий; Г) Человек. 8. Свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка называется ________, это же регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты. 9. Художники эпохи Возрождения первыми разработали правило деления пространства на планы: А) ближний план ___________________________________________________ Б) средний план ____________________________________________________ В) дальний план ____________________________________________________ (1. самый разработанный, тона мягкие;2.теплый и контрастный; 3. светлый обобщенный). 10. Выскажи свое мнение, приведи не менее двух примеров. Какими качествами должен обладать архитектор? ________________________________________________________________________ 11. Вставь пропущенное слово: Ландшафтная архитектура – это искусство, планирование, дизайн, управление, сохранение и восстановление … и дизайн конструкций. Возможности этой профессии включают проект … оформления, планирование участка, парки и планирование отдыха. 12. Творческое задание Контрольная работа № 3 по теме «Город и человек» Вариант № 1 1. Произведение декоративного искусства, выполненного из цветного стекла. А) Панно; Б) Гобелен; В) Батик; Г) Витраж. 2 Симметрия – это… А) соединение отдельных частей в единое целое, расположенное в пространстве или на плоскости; Б) согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое; В) когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено осью; Г) фирменный стиль организации и основной его элемент. 3. С каким собором связывают имя Галилео Галилея? А) Собор в Вормсе Б) Тауэр В) Пизанский собор Г) Замок Шамбор 4.Узнайте по очертаниям архитектурный шедевр. 5. Соотнесите архитектурное сооружение и его местонахождение. 1.Ворота богини Иштар 2.Пирамиды Солнца и Луны 3.Колизей 4.Пантеон 5.Пещерные храмы Аджанты 6.Стоунхендж 7.Эрехтейон 8.Парфенон 9.Биг Бен а) Америка б) Италия в) Междуречье г) Египет д) Индия е) Англия ж) Греция 6.Что такое ритм? А) выразительность и гармония; Б) Чередование изобразительных элементов; В) Полноправный элемент композиции 7. Что такое планировка помещений? А) расположение и взаимосвязь помещений в здании; Б) план – карта местности; В) оформление и декорирование стен, потолка, пола. 8. Что такое ландшафтная архитектура? А) Оформление и организация природной среды; Б) Строительство садов, парков, бульваров; В) Строительство здания на сложном рельефе 9. Стиль это… А) Устойчивая общность выразительных приёмов, черт; Б) Оформление и организация природной среды; В) Организация удобной и комфортной среды для человека. 10. Элементами композиции могут быть: А) линии, геометрические фигуры, буквы. Б) геометрические фигуры, линии, пятна, цвет, пространство В) пространство в композиции Г) пятна, цвет 11. Что не относится к малым архитектурным формам? А) скамейка; Б) баня; В) фонтан; Г) фонари 12.Творческое задание Вариант № 2 1. Правила и закономерности изображения предметов в пространстве. А) Колорит; Б) Перспектива; В) Пропорции предметов; Г) Конструкция. 2. Симметрия – это… А) соединение отдельных частей в единое целое, расположенное в пространстве или на плоскости; Б) согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое; В) когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено осью; Г) фирменный стиль организации и основной его элемент. 3.В каком стиле построена знаменитый собор Парижской Богоматери? А) Романский стиль; Б) Готический стиль; В) Модерн. 4. Узнайте по очертаниям архитектурный шедевр. 5. Соотнесите архитектурное сооружение и его местонахождение. 1.Ворота богини Иштар 2.Пирамиды Солнца и Луны 3.Колизей 4.Пантеон 5.Пещерные храмы Аджанты 6.Стоунхендж 7.Эрехтейон 8.Парфенон 9.Биг Бен а) Америка б) Италия в) Междуречье г) Египет д) Индия е) Англия ж) Греция 6. Элементами композиции могут быть: А) Линии, геометрические фигуры, буквы; Б) Геометрические фигуры, линии, пятна, цвет, пространство; В) Пространство в композиции; Г) Пятна, цвет. 7. Какое традиционное направление ландшафтной архитектуры, существуют в Европе? А) английская школа; В) Бельгийская школа; б) Итальянская школа; Г) Немецкая школа 8.Художественный стиль, в переводе означает «древний», для которого характерно строгостью и лаконичностью форм. А) Классицизм; Б) Античность; В) Барокко; Г) Рококо. 9. Стиль это… А) устойчивая общность выразительных приёмов, черт; Б) оформление и организация природной среды; В) организация удобной и комфортной среды для человека. 10. Как называется композиция, где предметы расположены под углом к краю поля? А) глубинная; Б) фронтальная, В) замкнутая, Г) симметричная 11. Художественные признаки, свойственные искусству той или иной эпохи. А) Стиль; Б) направление; В) жанр; Г) техника. 12.Творческое задание Контрольная работа № 4 по теме «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» Вариант № 1 1. Закончи предложение: Искусство создания облика вещей, их формы, это многообразный мир вещей – от вилки ижурнала до одежды и машин, называется … 2. Сочетание каких объёмов можно выявить в конструкции разных вещей? А) кубов и призм; В) шаров и конусов; Б) геометрических тел; Г) только цилиндров. 3.Соединение стилей в архитектуре называется: А) Импровизация; Б) Инсталляция; В) Эклектика. 4. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях – А) Золотое сечение; Б) Канон; В) Лепка формы; Г) Тон. 5.Дизайнер одежды – А) специалист лёгкой промышленности, разрабатывающий эскизы новых моделей одежды; Б) мастер по закрою материала для шитья платья; В) специалист по шитью одежды, платья. 6.Ритм это: А) изображение слева подобно изображению справа и разделено по какой-либо оси; Б) чередование изобразительных элементов; В) зрительное равновесие в композиции. 7. Впечатление, образ, который человек создает в глазах других людей А) силуэт; Б) имидж; В) стиль. 8 Соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения – а) композиция; б) стиль; в) мода. 9. Совокупность привычек и вкусов (в отношении одежды), господствующих в определённой общественной среде в определённое время: А) мода Б) вкус В) стиль 10.Теория и практика планировки и застройки городов – А) ландшафт Б) градостроительство; В) микрорайон. 11. Творческое задание. Нарисовать эскиз платья на тему «Весеннее настроение» Вариант № 2 1. Какую роль играет городской дизайн? А) Делает город удобным; Б) украшает город; В) создаёт неповторимый облик; Г) меняет планировку города; д) поднимает настроение. 2 .Сочетание каких объёмов можно выявить в конструкции разных вещей? А) кубов и призм; В) шаров и конусов; Б) геометрических тел; Г) только цилиндров. 3. Пространственное искусство (визуальное). А) Театр; Б) Музыка; В) Живопись; Г) Архитектура 4.Правила и закономерности изображения предметов в пространстве. А) колорит Б) перспектива. В) пропорции предметов. Г) конструкция. 5. Дизайн - это? А) мода Б) инженерное решение проблемы В) новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности возникший в 20в. Г) стиль 18в. 6. Выбрать верное определение: Гармоничность – это… А) единство эстетических и логических характеристик композиции, при котором её внутреннее содержание полностью выражается во внешней форме; Б) впечатление, которое производит художественное произведение; В) предпочтение простейшего решения, экономия средств. 7.Ритм это: А) изображение слева подобно изображению справа и разделено по какой-либо оси; Б) чередование изобразительных элементов; В) зрительное равновесие в композиции. 8. Впечатление, образ, который человек создает в глазах других людей А) силуэт; Б) имидж; В) стиль. 9. Специалист по уходу за лицом, подбирающий для него макияж, причёску, аксессуары: А) дизайнер; Б) визажист; В) гримёр. 10.Теория и практика планировки и застройки городов – А) ландшафт; Б) градостроительство; В) микрорайон. 11. Творческое задание. Нарисовать эскиз прически на тему «Весеннее настроение» Итоговая контрольная работа по теме « Дизайн и архитектура в жизни человека» Вариант № 1 1.Основные цвета это – А) цвета, которые есть в природе Б) цвета, которые нельзя получить путём смешения красок В) цвета, которые образуются путём смешения других цветов 2. Произведения, какого вида искусства имеют трехмерный объём: А) архитектура, Б) графика, В) скульптура, Г) живопись; 3. Первое и главное мерило всему в архитектуре и дизайне А) Высота зданий Б) Красота зданий В) Человек. 4. Архитектура – это… А) Искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Б) Искусство проектировать и строить объекты. В) Искусство строить объекты. 5. Пропорциональность- это: А) баланс объема и пространства Б) строение частей здания по отношению друг к другу и к целому В) отношение высоты здания к его ширине 6.Выбери верное утверждение. А) Композиция состоит только из изобразительных элементов. Б) Композиция состоит не только из изобразительных элементов, но и из пространства между ними. В) Композиция второстепенный элемент в изобразительном искусстве. 7. Перспектива-это А). Учение о способах передачи пространства на плоскости изображения. Б). Учение о способах заполнения пространства. В). Умение планировать свою деятельность. 8. Рельеф местности это: А) карта определенного участка земли Б) совокупность зданий на определённой местности 9.Какой из этих видов искусств не относится к изобразительным? А) Скульптура, Б) Дизайн, В) Живопись, Г) Графика 10. Что является «сердцем города» А) центр Б) периферия В) средняя зона 11. Наружная реклама это: А) рекламные баннера, рекламные вывески, щиты Б) листовки, визитки, флайера В) газеты, журналы 12. Садово-парковое искусство это А) городская архитектура Б) рельеф местности В) ландшафтная архитектура 13. Что такое ритм? А) Чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой Б) Соответствие в расположении частей относительно центра понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции 14. Что такое интерьер? А) внутреннее убранство помещения; Б) внешний вид здания; В) название мебели. 15. Что не относится к малым архитектурным формам? А) скамейка; Б) баня; В) фонтан; Г) фонари 16. Шрифт – это… А) буквы, объединённые одним стилем графического начертания; Б) буквы, объединённые одним цветом; В) буквы, объединённые одним размером. 17. Виды графического дизайна: А) полиграфический дизайн; Б) дизайн корпоративного стиля; В) дизайн плакатов; Г) дизайн упаковки; Д) дизайн одежды; Е) дизайн интерьера. 18. Крупная, отличающаяся от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги – это… А) форзац; Б) шмуцтитул; В) буквица; Г) переплёт; Д) разворот. 19. Творческое задание. Вариант № 2 1.Основные цвета это – А) цвета, которые есть в природе Б) цвета, которые нельзя получить путём смешения красок В) цвета, которые образуются путём смешения других цветов 2. Произведения, какого вида искусства имеют трехмерный объём: А) архитектура, Б) графика, В) скульптура, Г) живопись; 3. Архитектурный макет является: А) плоской графикой Б) объемно-пространственным В) наброском 4.Рельефность зданий создается А) наличием балконов, лоджий, вертикалями наружных водостоков или шахт для лифта и при помощи декора Б) путем выбранного строительного материала, цветового решения здания. В) балансом объема и пространства 5) Античное искусство зародилось А) в Древнем Египте Б) в Древней Греции В) во Франции 6.Перспектива-это А) Учение о способах передачи пространства на плоскости изображения. Б) Учение о способах заполнения пространства. В) Умение планировать свою деятельность. 7. Готический стиль зародился: А) в Древнем Египте Б) в Древней Греции В) во Франции 8. Что из перечисленного не является архитектурным стилем: А) барокко Б) ренессанс В) импрессионизм 9. Что является «сердцем города» А) центр Б) периферия В) средняя зона 10. Убранство и оформление внутреннего пространства это А) фасад Б) интерьер В) ландшафт 11. Садово-парковое искусство это А) городская архитектура Б) рельеф местности В) ландшафтная архитектура 12. Чем определяется объемная композиция? А) Объёмным построением формы, которое в данном случае является доминирующим Б) Сравнением В) Особенностями ландшафта 13. Исключи лишнее. Объясни свой выбор. Скульптура, Дизайн. Опера, Графика. Архитектура. Живопись Декоративно-прикладное искусство, Театр 14. Что такое планировка помещений? А) расположение и взаимосвязь помещений в здании; Б) план – карта местности; В) оформление и декорирование стен, потолка, пола. 15. Что такое интерьер? А) внутреннее убранство помещения; Б) внешний вид здания; В) название мебели. 16. Дизайн – это… А) искусство «сочинения» зданий и одновременно сами здания, окружающие нас; Б) искусство создания облика вещей, их формы. 17 Логотип – это… А) соединение отдельных частей в единое целое, расположенное в пространстве или на плоскости; Б) согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое; В) когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено осью; Г) фирменный стиль организации и основной его элемент. 18. Виды графического дизайна: А) полиграфический дизайн; Б) дизайн корпоративного стиля; В) дизайн плакатов; Г) дизайн упаковки; Д) дизайн одежды; Е) дизайн интерьера. 19. Творческое задание. Ключи к тестам. Входной контроль Тема «Изобразительное искусство » Система оценивания заданий с 1-5 работы по 1 баллу, а 6 творческое задание оценивается по 3балла, если все выполнено правильно Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» от 7-8 баллов от 5-6 баллов 4 балла От 3 и ниже Вариант № 1 1.А 2.Б 3.В 4.А 5.Б 6.Творческое задание Вариант № 2 1.Б 2.А 3.А 4.В 5.Б 6. Творческое задание Контрольная работа № 1 тема «Художник. Дизайн. Архитектура » Система оценивания заданий с 1-10 работы по 1 баллу Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» Вариант № 1 1.А 2.Б 3.Б 4.Б 5.В 6.Д от 9-10 баллов от 7-8баллов 5-6 баллов От 4 и ниже 7.Б 8.А 9.В 10. Творческое задание Вариант № 2 1.А 2.Б 3.А 4.В 5.В 6.Д 7.Б 8.В 9.В 10. Творческое задание Контрольная работа № 2 тема «В мире вещей и зданий» Система оценивания заданий с 1-12 работы по 1 баллу Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» Вариант № 1 1.В 2.Г 3.Г 4.А 5.Б от 11-12 баллов от 9-10 баллов 7-9 баллов От 6 и ниже 6.Б 7.А 8.А-1,4,5,8,11 Б-2,3,6,7,9,10 9.Т.З 10.Земли, художественного. 11.Архетектурный макет. 12. Творческое задание Вариант № 2 1.А 2.В 3.В 4.А 5.В 6.А 7.В 8.Канон 9.А-1; Б-2; В-3. 10.Т.З. 11.Земли, художественного 12. Творческое задание Контрольная работа № 3 тема «Город и человек» Система оценивания заданий с 1-12 работы по 1 баллу Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» Вариант № 1 от 11-12 баллов от 9-10 баллов 7-9 баллов От 6 и ниже 1.Г 2.В 3.В 4.Эффелевая башня, Колизей 5.В-1; Б-2; А-3; Д-5;Е-6; Г-7;Е-8;Ж-9. 6.Б 7.В 8.А 9.А 10.А 11.Б 12. Творческое задание Вариант № 2 1.Б 2.В 3.Б 4.Колизей, Собор Парижской Богоматери. 5.В-1; Б-2; А-3; А-4; Д-5; Е-6; Г-7. 6.Б 7.А 8.Б 9.А 10.Б 11.А 12. Творческое задание Контрольная работа № 4 тема «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» Система оценивания заданий с 1-11 работы по 1 баллу Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» Вариант № 1 1.Дизайн 2.Б 3.В 4.А 5.А 6.Б 7.В 8.А 9.А 10.Б 11. Творческое задание Вариант № 2 1.В 2.Б 3.В 4.Б 5.В 6.А 7.Б 8.Б 9.Б от 10-11 баллов от 8-9 баллов 6-7 баллов От 5 и ниже 10.Б 11. Творческое задание Итоговая контрольная работа Тема «Дизайн и архитектура в жизни человека» Система оценивания заданий с 1-19 работы по 1 баллу Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» Вариант № 1 1.Б 2.В 3.В 4.А 5.В 6.Б 7.А 8.А 9.А, Б Вариант № 2 1.Б 2.В 3.Б 4.В 5.Б 6.А 7.В 8.В 9.А 10.Б 11.В 12.А 13.Опера, театр 14.А 15.А 16.Б 17.Г 18.В, А, Г 19. Творческое задание от 17-19 баллов от 14-16 баллов 12-1Т баллов От 11 и ниже 10.А 11.А 12.В 13.А 14.А 15.Б 16.А 17.А, В, Г 18.В 19. Творческое задание