Рабочая программа по литературе 7А класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства
Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы №3 города КаменскаШахтинского, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в
образовательном процессе в МБОУ СОШ №3 , учебного плана локальных актов МБОУ СОШ №3,
авторской программы по литературе 5-7 классов Литература: Учебник
для 7 класса

общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово –
учебник», 2012. – (ФГОС Инновационная школа).

Цели изучения литературы:
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности
с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,
единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий
теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать
художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского
литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к
родной
культуре,
обладающей
гуманистическим
мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание
любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам
других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и
эстетического опыта;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской
культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественной литературы,
эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом
значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и
творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений
с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением
выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание,
правильно пользоваться русским языком.

Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ СОШ № 3 отводит на изучение литературы в 7 классе 3 часа в
неделю, всего 102 часа в год.
Согласно календарному учебному графику и расписанию уроков на 2020-2021 учебный
год рабочая программа составлена на 102 часа в 7 классе. Материал изучается в полном
объёме.

УМК
1. Учебник «Литература 7 класс» (Авт.- сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО
«ТИД» «Русское слово», 2014.
2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным
произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их
художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить
учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими
художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические
идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Личностными результатами формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам
других народов;
2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является
формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
 ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
 планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
 осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
Познавательные УУД
 формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь
рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
 осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую ин-формацию из
различных источников;
 определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения,
выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
 применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
 перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами
Коммуникативные УУД
 владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
 адекватно воспринимать устную и письменную речь;
 точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по
поставленной проблеме;
 соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и
правила русского речевого этикета
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX
вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в
них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
3

литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь
вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и
общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предметные результаты изучения курса литературы 7 класса являются:
Обучающиеся должны знать:
-содержание изученных художественных произведений, основные факты жизни и
творческого пути писателей и поэтов, изучаемых в 7 классе; изученные теоретико-литературные
понятия.
Обучающиеся должны уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части
художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр произведения; характеризовать особенности сюжета,
композиции, роль выразительных средств;
-выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать
характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и
сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы
литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в
связи с изученным произведением;
4

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения
и аргументировать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении; пользоваться
справочным аппаратом учебника и школьным словарём литературоведческих терминов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
ЛИТЕРАТУРА - 7 класс (Г.С. Меркин, 102 часа, 3 часа в неделю)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Введение (1 час)
Устное народное творчество (5 часов)
Из древнерусской литературы (3 часа)
Из русской литературы XVIII века (11 часов)
Из литературы XIX века (41 часов)
Русская литература XX века (29 часов)
Зарубежная литература (12 часов)

7-а класс
(3 часа в неделю, всего – 101 час )
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Итого:

Тема

Кол-во часов

Введение
Устное народное творчество
Из древнерусской литературы
Из русской литературы XVIII века
Из литературы XIX века
Русская литература XX века
Зарубежная литература

1
5
3
11
42
29
10
101

Календарно-тематическое планирование по литературе
№
п/п

№в
разд.

1

1

Тема урока

Колво
час.

Дата
План Факт

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Любите читать. Литературные рода. Личность
автора, позиция писателя.

1

01.09

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (5 ч)
Былинные герои. Былины «Илья Муромец и
1 03.09

2

1

3-4

2-3

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

2

04.0908.09

5

4

1

10.09

6

5

А. К. Толстой «Илья Муромец». События в
былине, речь
Русские народные песни. Обрядовая поэзия.
Лироэпические песни

1

11.09

Соловей-разбойник»

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)
5

Примечание.
Причина
корректиров
ки

7-8

1-2

9

3

10

1

11

2

12

3

13

4

14

5

15

6

16
17

7
8

18

9

19

10

20

11

21-22

1-2

23

3

24

4

25-26

Из «Повести временных лет». Поучительный
характер древнерусской литературы
«Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Анализ образов «Повести о Петре и Февронии
Муромских»

2
1

15.0917.09
18.09

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (11 ч)
Классицизм. М. В. Ломоносов. Жизнь и судьба
1 22.09
поэта, просветителя, ученого
Мысли о просвещении в «Оде на день
восшествия на престол…императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).«Я
знак бессмертия себе воздвигнул…»
О мире художественного слова.
Теория о «трех штилях»
Биография Г. Р. Державина. Особенности
творческой биографии.
Проблематика стихотворения «Властителям и
судиям». Тема поэта и власти. Своеобразие
стихов Державина Г. Р.
Д. И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе
Пьеса «Недоросль». Основной конфликт
Пьеса «Недоросль». Образы комедии Д. И.
Фонвизина .
Образование и образованность в комедии
«Недоросль»
Воспитание и семья в комедии. Отцы и дети в
комедии «Недоросль»
Социальные вопросы в комедии «Недоросль»
РР Сочинение по комедии Д. И. Фонвизина
«Недоросль»

1
24.09

1
1
1
1
1
1

25.09
29.09
01.10
02.10
06.10
08.10

1

09.10

1
1

13.10
15.10

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (42 ч)
А. С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в
стихотворении «К Чаадаеву»
Свободолюбивые мотивы в стихотворении «Во
глубине сибирских руд…»
Человек и природа в стихотворении
А. С. Пушкина «Туча»

2

16.1020.10

1

22.10

1

23.10

5-6

Дружба и тема долга в стихах А. С. Пушкина

2

27-28

7-8

2

29-30

9-10

31-32

11-12

33

13

34

14

35-36

15-16

37

17

38-39

18-19

40-41

20-21

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в
летописном тексте и балладе Пушкина
«Полтава» (в сокращении): образ Петра и тема
России в поэме
М. Ю. Лермонтов «Родина», «Три пальмы».
Тема, идея произведения
Родина в лирическом и эпическом произведении.
Тема, идея.
Проблематика и основные мотивы «Песни про
царя Ивана Васильевича…»
М.Ю. Лермонтов Художественное богатство
«Песни…»
Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. Гоголь в
Петербурге
Н.В.Гоголь «Шинель». Основной конфликт.
Образ Акакия Акакиевича
Авторское отношение к героям в повести

27.1029.10
10.1112.11
13.1117.11
19.1120.11

6

2
2
1

24.11

1

26.11

2

27.1101.12

1

03.12

2

04.1208.12
10.12-

2

42-43

22-23

44
45-46

24
25-26

47

27

48-49

28-29

50

30

51

31

52

32

53-54

33-34

55

35

56-57

36-37

58

38

59

39

60
61

62

40
41
42

«Шинель»
И. С. Тургенев. Рассказ о жизни писателя в
60-е годы
Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы».
И. С. Тургенев «Певцы». Образ певцов,
внешность персонажей.
Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика,
художественное богатство
Н. А. Некрасов «Железная дорога». Доля народа.
Н.А. Некрасов «Размышление у парадного
подъезда».
Судьба русской женщины. «Русские женщины»
(«Княгиня Трубецкая»). Тема стихотворения
М. Е. Салтыков-Щедрин. Биография писателя.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»
Своеобразие сюжета, проблематика сказки
«Дикий помещик». Позиция М. Е. СалтыковаЩедрина в сказках. Мораль сказок.
Л. Н. Толстой – участник обороны Севастополя.
Человек и война. «Севастополь в декабре
месяце». Основные темы рассказа.
Н. С. Лесков. Краткие сведения о биографии
писателя. Стиль повести.
«Левша». Особенность проблематики и главная
идея повести. Образный мир повести «Левша»
Главное достоинство стихотворений Ф.И.
Тютчева. Стихотворение «Фонтан».
А. А. Фет. Русская природа в стихах «Вечер»,
«Зреет рожь над жаркой нивой…»
Общечеловеческое в лирике А. А. Фета
А. П. Чехов. Социальная направленность
рассказа «Хамелеон». Способы создания
образов. Рассказ «Смерть чиновника»
Стихи о России поэтов 19-20 веков. «О Русская
земля…» Своеобразие раскрытия темы России в
стихах поэтов 19-20 веков
Итоговый тест за 1 полугодие

2
1
2

11.12
15.1217.12
18.12
22.1224.12

1

25.12

2

29.1214.01

1

15.01

1
1

19.01

21.01

2

22.0126.01

1

28.01

2

29.0102.02

1

04.02

1
1
1

05.02

09.02

11.02
12.02

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ( 29 ч)
63-64

1-2

65-66

3-4

67-6869-70

5-8

71

9

72-73

10-11

74-75

12-13

И. А. Бунин. Образ природы в стихотворении
«Догорел апрельский светлый вечер…» И. А.
Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия
А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Сюжетная линия рассказа.
Художественная идея рассказа А. И. Куприна
«Куст сирени»
М. Горький «Детство». Основные сюжетные
линии автобиографической повести. М. Горький
«Cтаруха Изергиль» («Легенда о Данко» )

2

16.0218.02

2

19.0225.02

4

26.0202.0304.0305.03

Александр Грин. О творческой истории
повести «Алые паруса»
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче». Поэт и поэзия. Художественное
своеобразие стихотворения
С. А. Есенин. Человек и природа в

1

7

2

2

09.03
11.0312.03
16.03-

76

77

78-79

14

15

16-17

80

18

81-82

19-20

83-84

21-22

85

23

86-87

24-25

88-89

26-27

90-91

28-29

стихотворении «Отговорила роща золотая…»,«Я
покинул родимый дом…»
И. С. Шмелев. Рассказ «Русская песня».
Сюжетные линии рассказа. Национальный
характер в изображении И. С. Шмелева в
рассказе «Русская песня»
М. И. Пришвин. «Москва-река». Родина, человек
и природа в рассказе. Образ рассказчика в
рассказе «Москва-река». К. Г. Паустовский.
Краткие сведения о жизни писателя
Мещерская сторона» (глава «Обыкновенная
земля»). Главы «Леса», «Луга»
Малая родина в главе «Бескорыстие» из
произведения К. Г. Паустовского «Мещерская
сторона» Создание образа «малой родины» в
главе «Бескорыстие»
Н. А. Заболоцкий. Идея стихотворения «Не
позволяй душе лениться…»
А. Т. Твардовский «Прощаемся мы с
матерями…» (из цикла «Памяти матери»), «На
дне моей жизни…». «Василий Теркин».
Композиция поэмы
А.Т. Твардовский. О поэме «Василий Тёркин».
Как был написан «Василий Тёркин».
Лирика поэтов – участников Великой
Отечественной Войны»
Б. А. Васильев «Экспонат №…» Смысл названия
рассказа
В. М. Шукшин. Краткие сведения о писателе
«Чудаки» и «чудики» в рассказах В. М.
Шукшина
Своеобразие раскрытия темы России в стихах
поэтов ХХ века: А. А. Вознесенского, Я. В.
Смелякова, А. Д. Дементьева

18.03

1
19.03

1
23.03

2
25.0326.03

1 06.04
2
08.0409.04

2 13.0415.04

1 16.04
2 20.0422.04

2 23.0427.04

2 29.0430.04

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРЫ (10ч)
92

93
94
95-96

97

98

1

2
3
4-5
6
7

99

8

100

9

101

10

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Темы и
мотивы сонетов У. Шекспира. Вечные темы
(любовь, жизнь, смерть, красота) в сонете
«Люблю, но реже говорю об этом…»

1

Мацуо Басё – поэт-странник.
Хокку – жанр японской поэзии.
Р. Бернс. Стихотворение «Возвращение
солдата». Основные мотивы произведения.
«Джон ячменное зерно» - образ и персонаж?
Р. Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Р.
Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (часть третья).
Приемы создания образов
А. Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе.
Основные события и позиция автора в «Планете
людей». («Линия», «Самолет»)
Я. Купала. Краткие сведения. Я. Купала
«Мужик», «Алеся». А кто там идёт?
Итоговый годовой тест по пройденному
материалу
Анализ итогового теста.

1 06.05
1 07.05
2 11.05-

С учетом праздничных и выходных дней – 101 час
8

04.05

13.05

1
14.05

1
18.05

1 20.05
1 21.05
1 25.05

Приложение №1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
7 КЛАСС
Вариант 1
1. Назначение контрольной работы
Работа предназначена для проведения процедуры текущего контроля индивидуальной
общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Литература».
2. Документы, определяющие содержание работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и
науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Концептуальные подходы к формированию КИМ для 7 класса по литературе определялись
спецификой предмета в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом.
Намеченный во ФГОС основного общего образования компетентностный подход отразился в
содержании работы. Работа проверяет читательскую компетенцию обучающихся (способность к
осмыслению письменных художественных текстов и рефлексии на них, поиску и анализу
информации).
О степени сформированности литературоведческой компетенции говорят умения и навыки
обучающихся, связанные со знанием основных закономерностей историко-литературного процесса,
особенностей литературных направлений и течений,
художественного мира, сюжетов,
проблематики произведений конкретного писателя.
Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися
умениями давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с
использованием цитирования
4. Структура КИМ
Контрольная работа по литературе для 7 класса состоит из12 заданий.
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.
В работу по литературе включено 8 заданий с выбором ответа, 3 задания с кратким ответом
(задание открытого типа на запись самостоятельно сформулированного ответа и два задания на
выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов) и 1 задание с
развернутым ответом.
Ответ на задания даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания,
последовательности чисел.
Задание открытого типа с развёрнутым ответом проверяет умение создавать собственное
высказывание на основе прочитанного текста.
Всего заданий – 12; из них по уровню сложности: Б (базовый) – 8 (1-8); П (повышенный)– 4(9-12).
5.Распределение заданий по разделам программы и уровню сложности программы
Таблица 1
Количество
Количество
заданий базового заданий
Раздел программы
уровня
повышенного
сложности
уровня
сложности
Сведения по теории и истории 4
2
литературы
Из литературы первой половины XIX 4
2
века
Всего заданий
8
4
9

Заданий базового уровня сложности – 8 (75%), повышенного – 4 (25%).
6. Обобщенный план работы
Таблица 2
Раздел программы
Из литературы первой половины XIX века
Сведения по теории и истории литературы
Всего заданий

Задания
1-4,6-9,12
5,10,11
12

7. Типы заданий; система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Распределение заданий разных типов представлено в таблице.
Количество
Максимальный балл
Тип заданий
заданий
8
3
1

8
6
6

С выбором ответа
С кратким ответом
С развернутым ответом

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За каждое правильно выполненное задания с 1 по 8 (1-8) начисляется 1 балл. В этих заданиях
необходимо выбрать один правильный ответ. В 9 задании необходимо установить соответствие
между строками первого и второго столбцов; в 10-11 задании дать краткий ответ в виде цифры,
слова/словосочетания. За каждое правильно выполненное задание (9-11) ставится 2 балла.
12 задание требует написания связного текста в объеме 8-10 предложений. Максимальное
количество баллов, которое может набрать ученик, правильно выполнивший 11 заданий, – 14
баллов. Максимальное количество баллов за задание 12 – 6. Максимальное количество баллов за
всю работу – 20.
Оценивание выполнения 12 задания
1 критерий
Соответствие ответа заданию
Ответ полностью соотнесен с поставленным вопросом. Искажение
авторской позиции и фактические ошибки отсутствуют.
Ответ соотнесен с поставленным вопросом частично, есть отклонения от
темы. Допущены 1-2 фактические ошибки.
Содержательный ответ отсутствует
2 критерий
Аргументированность (опора на текст произведения)
Суждения аргументируются анализом элементов текста.
Суждения аргументируются только общими рассуждениями о тексте или
его пересказом.
Текст произведения не привлекается.
3 критерий
Фактологическая, логическая, речевая точность ответа
Фактические, логические, речевые ошибки отсутствуют
Допущено не более одной ошибки каждого вида
Допущено две или более ошибок каждого вида
Максимальный балл
10

Количество
часов
2
1
0

2
1
0

2
1
0
6

Ответы
№ задания

ответ

1

Б

2

в

3

А

4

г

5

Б

6

Б

7

В

8

Б

9

413

10

2

11

интерьер

Основные тезисы к 12 заданию:
1. Писатель обращался к прошлому в поисках великих дел и героических характеров. Он
противопоставлял их негероической современности.
2. Тарас показан как мудрый казак и опытный воин.
3.Главные ценности его жизни – борьба за христианскую веру и товарищество.
Максимальное количество баллов за работу – 20.
9. Таблица перевода первичных баллов в пятибалльную систему оценок
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»

Первичные баллы
17-20
13-16
9-12
0-8

Вариант №2
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по литературе отводится 40 минут.
Контрольная работа включает в себя 12 заданий. Задания 1-8 предполагают выбор одного
правильного ответа. За каждое правильно выполненное задание с 1 по 8 (1-8) начисляется 1балл.
В 9-10 заданиях необходимо установить соответствие между строками первого и второго
столбцов; в 11 задании дать краткий ответ в виде слова/словосочетания. За каждое правильно
выполненное задание (9-11) начисляется 2 балла.
Задание 12 требует написания связного текста в объеме 8-10 предложений. За выполнение
этого задания Вы можете получить 6 баллов.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить
как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
11

1. К какому литературному роду принадлежит произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»?
А) лирика
Б) лироэпос
В) эпос
Г) драма
Ответ: __________________
2. «Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и там уже они
обыкновенно несколько шлифовались и получали что-то общее, делавшее их похожими друг
на друга» В каком значении употребляется здесь слово «бурса»?
А) общежитие для студентов
Б) духовное училище
В) церковно-приходская школа
Г) университет
Ответ: __________________
3. Герои-запорожцы Н.В.Гоголя близки персонажам:
А) былин
Б) легенд
В) сказок
Г) исторических песен
Ответ: __________________
4. Какой герой повести Л.Н.Толстого «Детство» характеризуется следующими предметными
деталями: щипцы на лоточке, табакерка, зеленый футляр для очков:
А) отец
Б) мать
В) князь Иван Иваныч
Г) Карл Иваныч
Ответ: __________________
5. Тургенев использует в произведении «Близнецы» художественный прием:
А) гиперболу
Б) антитезу
В) метафору
Г) сравнение
«Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица,
их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо. Они
одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до
странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова,
произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ. Я не выдержал,
взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:— Бранись уж лучше тут, перед этим
зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко».
Ответ: __________________
6.В цикл И.С. Тургенева «Записки охотника» не входит рассказ:
А) «Бирюк»
Б) «Бежин луг»
В) «Муму»
Г) «Певцы»
Ответ: __________________
7. Какое образное средство реализуется в названии сказки «Дикий помещик» использовано
образное средство:
А) метафора
Б) аллегория
12

В) эпитет
Г) гипербола
Ответ: __________________
8. Это портрет героя повести Л.Н. Толстого «Детство»:
А) отца
Б) юродивого
В) Карла Ивановича
Г) князя Ивана Ивановича
«У него была дурная привычка, когда он задумывался, останавливать глаза на одной точке и
беспрестанно мигать, подергивая при этом носом и бровями. Все находили, что эта привычка очень
портит его, но я находил ее до того милою, что невольно привык делать то же самое, и чрез
несколько дней после моего с ним знакомства бабушка спросила: не болят ли у меня глаза, что я ими
хлопаю, как филин».
Ответ: __________________
Ответом к заданиям 9-11 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
9.Установите соответствие между персонажами и их портретными характеристиками. К
каждой позиции первого столбца таблицы подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
Персонажи
Портретные характеристики
А) Андрий
1. «…человек лет пятидесяти, с бледным,
изрытым оспою продолговатым лицом,
длинными седыми волосами и редкой
рыжеватой бородой»
Б) Бирюк
2. «Весь он, с головы до ног, оброс
волосами, словно древний Исав, а ногти у
него сделались как железные…ходил же все
больше на четвереньках..»
В) Дикий помещик
3. «Так и летели черные волосы из-под
медной его шапки; вился завязанный на
руке дорогой шарф, шитый руками первой
красавицы…объятый пылом и жаром
битвы…как молодой борзой пес,
красивейший, быстрейший…»
4. «Он был высокого роста, плечист и
сложен на славу. Из-под мокрой замашной
рубашки выпукло выставлялись его
могучие мышцы. Черная курчавая борода
закрывала до половины его суровое и
мужественное лицо...»
Ответ запишите цифрами в таблице
А
Б
В
10. Прочитайте
портретную характеристику и из приведенного ниже перечня выберите
номер, соответствующий типу приведенного портрета героя.
1) портрет-описание
2) портрет-впечатление
3) портрет-сравнение

13

«Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую
и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца... Красавица была ветрена, как полячка, но
глаза ее, глаза чудесные, пронзительно-ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство»
11. Как называется предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер?
Ответ: __________________
12. Дайте связный ответ на вопрос (примерный объем 8-10 предложений). Аргументируйте
ответ, опираясь на текст произведения. Соблюдайте нормы речи.
Какими художественными приемами пользуется М.Е. Салтыков-Щедрин, создавая образ «дикого
помещика»?
______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
СПЕЦИФИКАЦИЯ
КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
7 КЛАСС
Вариант 2
1. Назначение контрольной работы
Работа предназначена для проведения процедуры текущего контроля индивидуальной
общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Литература».
2. Документы, определяющие содержание работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и
науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.).
3.Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Концептуальные подходы к формированию КИМ для 7 класса по литературе определялись
спецификой предмета в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом.
Намеченный во ФГОС основного общего образования компетентностный подход отразился в
содержании работы. Работа проверяет читательскую компетенцию обучающихся (способность к
осмыслению письменных художественных текстов и рефлексии на них, поиску и анализу
информации).
О степени сформированности литературоведческой компетенции говорят умения и навыки
обучающихся, связанные со знанием основных закономерностей историко-литературного процесса,
особенностей литературных направлений и течений, художественного мира, сюжетов, проблематики
произведений конкретного писателя.
Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися
умениями давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с
использованием цитирования.
4. Структура КИМ
Контрольная
работа
по
литературе
для
7
класса
состоит
из
12 заданий.
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.
В работу по литературе включено 8 заданий с выбором ответа, 3 задания с кратким ответом
(задание открытого типа на запись самостоятельно сформулированного ответа и два задания на
выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов) и 1 задание с
развернутым ответом.
Ответ на задания даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания,
последовательности чисел.
14

Задание открытого типа с развёрнутым ответом проверяет умение создавать собственное
высказывание на основе прочитанного текста.
Всего заданий – 12; из них по уровню сложности: Б (базовый) – 8 (1-8); П (повышенный)– 4 (9-12).
5. Распределение заданий по разделам программы и уровню сложности программы
Таблица 1
Количество
Количество
заданий базового заданий
Раздел программы
уровня
повышенного
сложности
уровня
сложности
Сведения по теории и истории 4
2
литературы
Из литературы первой половины XIX 4
2
века
Всего заданий
8
4
Заданий базового уровня сложности – 8 (75%), повышенного – 4 (25%).
6. Обобщенный план работы
Таблица 2
Раздел программы
Задания
Из литературы первой половины XIX века
1-4,6-9,12
Сведения по теории и истории литературы
5,10,11
Всего заданий
12
7. Типы заданий; система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Распределение заданий разных типов представлено в таблице.
Количество
Максимальный балл
Тип заданий
заданий
8
8
С выбором ответа
3
6
С кратким ответом
1
6
С развернутым ответом
8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За каждое правильно выполненное задания с 1 по 8 (1-8) ставится 1 балл. В этих заданиях
необходимо выбрать один правильный ответ.
В задании 9 необходимо установить соответствие между строками первого и второго
столбцов; в 10-11 заданиях дать краткий ответ в виде цифры, слова/словосочетания.
За каждое полностью правильно выполненное задание (9-11) начисляется 2 балла.
12 задание требует написания связного текста в объеме 8-10 предложений. Максимальное
количество баллов, которое может набрать ученик, правильно выполнивший 11 заданий, – 14
баллов. Максимальное количество баллов за 12 задание – 6. Максимальное количество баллов за
всю работу – 20.
Оценка выполнения 12 задания
1 критерий
Соответствие ответа заданию
Ответ полностью соотнесен с поставленным вопросом. Искажение
авторской позиции и фактические ошибки отсутствуют.
Ответ соотнесен с поставленным вопросом частично, есть отклонения
от темы. Допущены 1-2 фактические ошибки.
Содержательный ответ отсутствует
2 критерий
Аргументированность (опора на текст произведения)
15

Количество
часов
2
1
0

Суждения аргументируются анализом элементов текста.
Суждения аргументируются только общими рассуждениями о тексте
или его пересказом.
Текст произведения не привлекается.
3 критерий
Фактологическая, логическая, речевая точность ответа
Фактические, логические, речевые ошибки отсутствуют
Допущено не более одной ошибки каждого вида
Допущено две или более ошибок каждого вида
Максимальный балл
Ответы
№ задания
ответ
1

в

2

Б

3

А

4

г

5

г

6

в

7

в

8

Б

9

342

10

3

11

гротеск

2
1
0

2
1
0
6

Основные тезисы к 12 заданию:
1. Помещик как сатирический собирательный образ представителей правящих классов.
2. Сочетание реальности и фантастики помогает создать образ абсурдной эпохи.
3. Гипербола подчеркивает глупость помещика.
4. При помощи гротеска сатирик показывает духовную и физическую деградацию героя.
Максимальное количество баллов за работу – 20.
9. Таблица перевода первичных баллов в пятибалльную систему оценок
Оценка
Первичные баллы
«5»
17-20
«4»
13-16
«3»
9-12
«2»
0-8

16

Приложение №2
КИМы
Итоговый тест за 1 полугодие
1 вариант
1. Годы жизни М.Ю. Лермонтова?
а) 1743-1816
б) 1711-1765
в) 1814-1841
г) 1809-1852
2. Автором какого стихотворения является М.Ю. Лермонтов?
а) «Зимнее утро» б) «Узник»
в) «И.И. Пущину»
г) «Три пальмы»
3. В каком произведении А.С. Пушкин прославляет мужество и отвагу русских людей?
а) «Полтава»
б) «Песнь о вещем Олеге»
в) «Станционный смотритель»
г) «Руслан и Людмила»
4. Почему память народная сохранила образ купца Калашникова?
а) победил в бою
б) был гордым, с чувством достоинства
в) умел вести дела
г) оставил богатое наследство потомкам
5. Определите по отрывку имя героя, произведение, автора.
«Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны, и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе».
6. В каких строчках стихотворения «К Чаадаеву» А.С. Пушкина звучит основная идея?
а) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман…»
б) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…»
в) «Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман…»
г) Идея выражена в других строчках
7. За что бился в кулачном бою купец Калашников?
а) хотел показать свою удаль перед царём
б) за младших братьев
в) за честь семьи
г) за родину
8.События, о которых идёт речь в "Песне про … купца Калашникова", относятся ко времени правления:
а) Владимира Мономаха
б) Ивана Грозного
в) Петра I.
9. Какой прием использует М.Ю. Лермонтов в « Песне про … купца Калашникова …»:
« Побледнел, как осенний лист», « Повалился, будто сосенка»?
а) эпитет
б) гипербола
в) сравнение
г) олицетворение
10. Что явилось источником для создания А.С. Пушкиным «Песни о Вещем Олеге»?
а) «Повесть временных лет»
б) «История государства Российского» Н.М. Карамзина
в) исторические хроники.
11. О ком идет речь:
« Здесь, в Тарханах, слышал он народные песни, неторопливые рассказы о волжских разбойниках. …У народа
учился он чистой русской речи».
а) А.С. Пушкин

17

б) М.Ю. Лермонтов
в) Н.В. Гоголь
г) А.П. Чехов
12. С каким чувством А.С. Пушкин рассказывает о Полтавской битве? Это:
а) страдание и боль
б) спокойный анализ
в) восхищение боем
г) насмешка над шведами
2 вариант
1. Годы жизни А.С. Пушкина?
а) 1743-1816
б) 1799-1837
в) 1814-1841
г) 1809-1852
2. Кто такие волхвы из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:
а) бродячие артисты
б) странники
в) колдуны
г) предсказатели
3. Как отреагировал князь Олег в «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина на слова кудесника?
а) не поверил
б) поверил
в) поверил, но усомнился
4. Какому социальному слою принадлежал Калашников?
а) дворянин
б) крестьянин
в) купец
г) боярин
5. Определите по портрету имя героя, произведение, автора.
«………Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь как божия гроза. Идёт…»
6. Годы жизни М.Ю. Лермонтова?
а) 1743-1816
б) 1711-1765
в) 1814-1841
г) 1809-1852
7. Определите жанр произведения «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
а) былина
б) поэма
в) стихотворение
г) баллада
8. В каких строчках стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная идея:
а) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман…»
б) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…»
в) «Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман…»
г) Идея выражена в других строчках
9.Купец Калашников вызвал Кирибеевича на бой, чтобы:
а) показать свою силу
б) отстоять честь жены
в) его не считали трусом
10. Соотнесите названия литературных произведений с их авторами.
1. А.С. Пушкин А) "Песня про … купца Калашникова"
2. М.Ю. Лермонтов Б) «Полтава»
В) «Три пальмы»
Г) «Во глубине сибирских руд…»

18

11. Как, по мнению кудесника, должен был погибнуть князь Олег?
а) на поле боя
б) от змеи
в) от коня
г) от несчастного случая
12. Кому посвящено стихотворение А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»
а) рабочим на рудниках
б) декабристам
в) адресата нет
Ответы
1 вариант 2 вариант
1в1б
2г2г
3а3б
4б4в
5 Князь Олег. Песнь о вещем Олеге.
А.С. Пушкин. 5 Петр 1. Поэма «Полтава». А.С. Пушкин
6б6в
7в7в
8б8б
9в9б
10 а 10 1.б,г 2. а, в
11 б 11 в
12 в 12 б

Итоговый тест за 2 полугодие
Характеристика литературного героя: приемы и средства раскрытия внутреннего мира
персонажа
Вариант № 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по литературе отводится 40 минут.
Контрольная работа включает в себя 12 заданий. Задания 1-8 предполагают выбор одного
правильного ответа. За каждое правильно выполненное задание с 1 по 8 (1-8) ставится 1балл.
В заданиях 9-10 необходимо установить соответствие между строками первого и второго
столбцов; в 11 задании дать краткий ответ в виде слова/словосочетания. За каждое правильно
выполненное задание (9-11) ставится 2 балла.
Задание 12 требует написания связного текста в объеме 8-10 предложений. За выполнение
этого задания Вы можете получить 6 баллов.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить
как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
1. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» можно определить как:
А) лирическую поэму
Б) эпический сказ
В) семейную хронику
Г) историческое исследование
Ответ: __________________
2. Л.Н. Толстой в повести «Детство» использует слова, которые сегодня перешли в разряд
историзмов. Из перечисленных ниже слов одно не является обозначением одежды. Это:
А) армяк
19

Б) бекеша
В) линейка
Г) зипун
Ответ: __________________
3. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина отличаются от фольклорных сказок:
А) аллегоричностью
Б) отсутствием «словесных сказочных формул»
В) изображением психологии героев
Г) фантастикой
Ответ: __________________
4. Какая деталь характеризует желание Тараса Бульбы ничего не оставлять на вражеской земле:
А) сабля Б) медальон
В) нагайка
Г) люлька
Ответ: __________________
5.Тургенев использует в произведении «Два богача» художественный прием:
А) гиперболу
Б) антитезу
В) метафору
Г) параллелизм
«Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет
целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и
умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе,
принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на
что будет соли добыть, похлебку посолить...
— А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!»
Ответ: __________________
6. Основная тема цикла «Записки охотника» И.С.Тургенева:
А) русская природа
Б) взаимоотношения крестьян и помещиков
В) взаимоотношения в крестьянской среде
Г) тема крестьянского быта
Ответ: __________________
7. Н.Е.Салтыков-Щедрин не является автором сказки:
А) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Б) «Премудрый пискарь»
В) «Три медведя»
Г) «Медведь на воеводстве»
Ответ: __________________
8. Это портрет героини повести Л.Н.Толстого:
А) сестры
Б) матери
В) Натальи Савишны
Г) Любочки
«Когда _____ улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом
все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я
бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою
20

лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно
обыкновенно; если она портит его, то оно дурно».
Ответ: __________________
Ответом к заданиям 9-11 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
9. Установите соответствие между персонажами и их портретными характеристиками. К
каждой позиции первого столбца таблицы подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
Персонажи
А) мать Николеньки

Б) Андрий
В) отец Николеньки

Портретные характеристики
1. ясною твердостью сверкал глаз его,
смелою дугою выгнулась бархатная бровь,
загорелые щеки блистали всею яркостью
девственного огня, и как шелк, лоснился
молодой черный ус.
2. «стекла с головы его мокрая земля,
потекла по усам и по щекам и все лицо
замазала ему грязью»
3. « Большой статный рост, странная,
маленькими шажками, походка, привычка
подёргивать плечом, маленькие, всегда
улыбающиеся глазки, большой орлиный
нос, неправильные губы…»
4. «…карие глаза, выражающие всегда
одинаковую доброту и любовь, родинка на
шее, немного ниже того места, где вьются
маленькие волосики, шитый белый
воротничок, нежная сухая рука…»

Ответ запишите цифрами в таблице
А
Б
В
10. Прочитайте
портретную характеристику и из приведенного ниже перечня выберите
номер, соответствующий типу приведенного портрета героя.
1) портрет-описание
2) портрет-впечатление
3) портрет-сравнение
«Голос его был груб и хрипл, движения торопливы и неровны, речь бессмысленна и несвязна (он
никогда не употреблял местоимений), но ударения так трогательны и желтое уродливое лицо его
принимало иногда такое откровенно печальное выражение, что, слушая его, нельзя было удержаться
от какого-то смешанного чувства сожаления, страха и грусти».
Ответ: __________________
11. Как называется изображение обстановки помещений, в которых живут и действуют
персонажи?
Ответ: __________________
12. Дайте связный ответ на вопрос (примерный объем 8-10 предложений). Аргументируйте
ответ, опираясь на текст произведения. Соблюдайте нормы речи.
Какие качества Тараса Бульбы как народного героя воплощены в повести Н.В. Гоголя?

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».