ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по ОБЖ для 6-х классов разработана на основе «РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ПРЕДМЕТНОЙ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ В. Н. Латчука, В. В. Маркова, М. И. Кузнецова и др. для 5-9 классов», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» и основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 31» на 2015-2020 годы. Нормативные документы: В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Вклад учебного предмета в общее образование: Изучение данного курса предполагает получение учащимися углубленных знаний по безопасности, которая определяет решающую роль человека в выработке способностей и умения сохранить здоровье и жизнь в условиях различного рода экстремальных ситуаций природного, техногенного, экологического и социального характера. Более детальное рассмотрение вопросов безопасного поведения в условиях автономного существования, что позволит обобщить накопленный ими опыт и получить новые знания. Учебных материал на уроках ОБЖ даётся на основе анализа конкретных ситуаций, что значительно активизирует учебно-воспитательный процесс, станет побудительным фактором к творческому подходу в поиске правильных решений по выходу из чрезвычайных ситуаций. Особенности рабочей программы по предмету: Решение воспитательно-образовательных задач в области безопасности жизнедеятельности рациональнее проводить с учащимися шестых классов общеобразовательных учреждений. Получив первичные основы знаний по безопасности в 5-ом классе, во время классных часов и факультативных занятий, они готовы к восприятию основных жизненных навыков по безопасному образу жизни. Учащиеся шестых классов уже в состоянии анализировать с помощью учителя различные экстремальные ситуации и делать необходимые выводы. Именно в этот период жизни следует донести до учащихся знания о том, как вести себя в чрезвычайных ситуациях в лесу и как не попадать в них. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 6-ом классе направлено на достижение следующих целей: усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, социального характера; психологическая подготовка в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в условиях автономного существования; умения правильно действовать при возникновении экстремальных ситуаций в природных условиях, в ЧС социального характера; понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности; ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Курс предназначен для решения следующих задач: освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь; развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Структурно в 6 классах курс представлен двумя разделами: В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии. Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения». Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни». Понятийная база и содержание курса полностью соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным правовым документам Российской Федерации, в том числе Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897. Роль и важность предмета с точки зрения современных требований к выпускнику: Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют многомерного видения картины социально сложного и технически насыщенного окружающего мира. Темы данного курса тесно переплетаются с жизненными ситуациями, что предусматривает получение конкретных знаний и навыков по предупреждению чрезвычайных ситуаций, умению ликвидировать их в начальной стадии, а оказавшись в зоне опасности, быстро находить правильный выход из создавшейся ситуации, не допуская паники. Формы работы с обучающимися: Викторина с вариантами ответов; Работа над проектом; Игра. Самостоятельные работы; Индивидуальные задания; Тестирование; Устный опрос; Методы работы с обучающимися: Репродуктивный; Диалогический метод. Проблемно-поисковый; Дедуктивный; Эвристический метод; Словесный; Исследовательский метод. Практический. Наглядные методы; Преемственность: Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология», «История», «География», «Физика», «Химия», «Экология», «Физическая культура». Формы контроля: 1. Фронтальный опрос; 3. Защита проектов; 2. Индивидуальный опрос; 4. Само и взаимоконтроль; 5. Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В соответствии с Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе основного общего образования осуществляется из расчета – 1 час в неделю, всего 34 часа, в том числе на проведение контрольных работ - 3 часа. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте; формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах; развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки; умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения; овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности; умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека; умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях; освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности; формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации. Предметные результаты: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни; понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства; знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания. -Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов. -Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов. -Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов. -Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов. Тематический план (6 класс) № раздела и темы Наименование разделов и тем Количество часов Раздел 23 Тема I Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях 1 Чрезвычайные и экстремальные ситуации в природе. 2 2 3 3 Психологические основы выживания в природных условиях. Как избежать попадание в экстремальную ситуацию. 4 Автономное существование человека в природе. 10 5 Смена климатогеографических условий. 3 6 Защита населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни Правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Основы здорового образа жизни 3 II 7 8 Всего часов: 2 11 7 4 33 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 Перечень разделов и тем урока По плану Фактически Раздел I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (23 часа) Тема 1. Чрезвычайные и экстремальные ситуации в природе (2 часов) 03.09.21 Экстремальные ситуации в природе и их причины. 10.09.21 Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. Тема 2. Психологические основы выживания в природных условиях (3 часа) Что надо знать о себе, что бы выжить. Страх. 17.09.21 24.09.21 Внимание. Ощущения и восприятие 01.10.21 Память и мышление. Воображение и элементы выживания. Влияние характера на поступки в условиях выживания. Тема 3. Как избежать попадание в экстремальную ситуацию (2 часа) 08.10.21 Как избежать попадания в экстремальную ситуацию. Надежная одежда и обувь - необходимы для безопасности. Контрольная работа №1 по теме: «Чрезвычайные и экс15.10.21 тремальные ситуации в природе и основы выживания» Тема 4. Автономное существование человека в природе (10 часов) 8 Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях. 22.10.21 9 Действия при потере ориентирования. 29.10.21 10 Способы ориентирования и определение направления движения. 12.11.21 11 Техника движения в природных условиях. 19.11.21 12 Сооружение временного жилища. 26.11.21 13 Способы добычи огня. 03.12.21 14 Обеспечение питанием и водой. 10.12.21 15 Поиск и приготовление пищи. 17.12.21 16 Сигналы бедствия. 24.12.21 17 Особенности лыжных, водных и велосипедных походов. Безопас14.01.22 ность на водоемах. Тема 5. Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме (3 часа) 18 Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном 21.01.22 туризме. 19 Акклиматизация в различных природно-климатических условиях. 28.01.22 20 Контрольная работа № 2 по теме: «Автономное существование че04.02.22 ловека в природе, безопасность туризма» Тема 6: Безопасность в чрезвычайных ситуациях (3 ч) 21 Коллективные и индивидуальные средства защиты. 11.02.22 22 Захват террористами воздушных и морских судов, других транс18.02.22 портных средств. 23 Взрывы в местах массового скопления людей. 25.02.22 Раздел 2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни (11 часов) Тема 7. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (7 часов) 24 Средства оказания медицинской помощи. 04.03.22 25 Укусы насекомых. Укусы змей. 11.03.22 26 Ожог кожи. Солнечный ожог. 18.03.22 27 Отморожение и охлаждение организма. 25.03.22 28 Беда на воде. 08.04.22 29 Закрытые травмы. 15.04.22 30 Способы переноски пострадавших. 22.04.22 7 31 Тема 8: Основы здорового образа жизни (3 часа) Правильное питание – основа здорового образа жизни. Значение 29.04.22 белков, жиров и углеводов в питании человека. 32 33 34 Гигиена и культура питания. Особенности подросткового возраста. Контрольная работа №1 по теме: «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» Учитывая выходные и праздничные дни ______ час 06.05.22 13.05.22 20.05.22 Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний. Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических. Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс - опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи). Критерии оценки Оценка устных ответов учащихся. Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двухтрех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов. Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и уме- ниям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Оценка письменных контрольных работ. Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Оценка практических работ. Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности. Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки. Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности. Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине. Контрольно измерительные материалы по ОБЖ 6 класс 1.Назначение работы. Тестовая работа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса предназначена для осуществления контроля знаний по основам безопасности жизнедеятельности на базовом уровне. 2.Структура работы. Тестовая работа состоит из 15 заданий, которые предусматривают выбор единственного или нескольких ответов. 3. Время выполнения. Тестовая работа рассчитана на 1 урок ( 45 минут). 4. Дополнительные материалы и оборудование. Дополнительные материалы и оборудование: лист для черновых записей. 5.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. За каждый правильный ответ даётся по 1 баллу, неверный ответ или его отсутствие оценивается 0 баллов. Итого за выполнение работы можно получить максимальный балл - 15 баллов. Шкала перевода баллов в оценки оценка количество правильно выполненных заданий «5» 15-14 «4» 13-11 «3» 10-8 «2» 7 и ниже Ключи 1 1б, 2а,б,г, 3в, 4б, 5б, 6в, 7а, 8в, 9 , 10б,в, 11б,г,е, 12г,е,ж,з, 13 а, 14а,г, 15а,е,в,д,б. Ключи 2 1в, 2в, 3в, 4г, 5в, 6в, 7в, 8а, 9б,г, 10в,е, 11д,в,г, 12б,з, 13б,в, 14а,в,д, 15а,г,в,д. Ключи 3 1-а, 2-б, 3-а, 4-а, 5-б, 6-а, 7-а, 8-а, 9-а, 10-б, 11-в, 12-а, 13-в, 14-а,15-а Ключи 4 1-а, 2-а, 3-в, 4-( а ,б), 5-а, 6-а, 7-(а, б), 8 –б, 9 - (б ,в), 10- (б, в ), 11-б, 12-(а, б, в), 13 (а, б, в), 14 –в, 15-(а, б, в). Контрольная работа №1 1. Автономное существование это … а) изучение флоры фауны за пределами населенного пункта; б) существование человека «один на один» с природой; в) существование человека в природе при сложных погодных условиях; г) существование человека за пределами своей страны, т.е. за границей. 2. В целях безопасности во время грозы НЕ следует: а) находиться у высоких деревьев; б) находиться в воде; в) находиться в густом кустарнике; г) приближаться к высотным объектам. 3. При нарушении правил акклиматизации в горах человеку угрожает: а) обезвоживание; б) состояние паники; в) кислородное голодание г) инфекционные заболевания. 4. Водоемы являются опасными: а) весной, при таянии льда; б) в любое время года; в) зимой, из-за очень низкой температуры воды; г) летом, по причине большого скопления людей. 5. Каким из перечисленных способов следует сушить одежду у костра? а) на «рогатке» над открытым огнем; б) на веревках или «рогатках» невдалеке от открытого огня; в) разложив мокрую одежду на большие поленья костра; г) не снимая одежды встать поближе к огню. 6. Болезненное состояние, связанное с общим понижением температуры тела, под воздействием холода – это… а) отморожение; б) болевой шок; в) переохлаждение; г) обморок. 7. Повреждение тканей, вызванное воздействием на них высоких температур – это… а) ожог; б) тепловой удар; в) солнечный удар; г) обморок. 8. Какова безопасная дневная продолжительность нахождения перед монитором компьютера школьника подросткового возраста? а) 60 мин; б) 3 часа; в) 30 мин; г) 6 часов. 9. Выбери ошибочное утверждение по поводу сооружения жилища: а) сооружать жилище следует на открытой местности, а не в зарослях кустарника; б) палатку и костер следует располагать, учитывая направление ветра; в) не следует ставить палатку на низком берегу у самой воды; г) в бурю или грозу сооружайте жилище под большим деревом для защиты от осадков. 10. Загорая на пляже, ты заметил тонущего в озере товарища. На берегу у отдыхающих имеются. Выбери те предметы и вещи, которые можно использовать для спасения утопающего а) рюкзак с продуктами; б) надувной матрас; в) пустая канистра;. г) сигнальная ракета; д) лыжная палка; е) рыбацкие сети. 11. Найдите в приведенном ниже списке признаки, по которым можно определить стороны горизонта: а) по направлению течения реки; д) по направлению ветра; б) по мху на дереве; е) по пологой стороне муравейника; в) по цвету листвы деревьев; ж) по таянию снега на склонах оврага; г) по годичным кольцам на пнях; з) по расположению камней на скалистых берегах. 12. Найдите в приведенном ниже списке косвенные признаки, указывающие, что растение (плоды) съедобно? а) небольшая высота растений; д) яркая окраска плодов; б) яркая окраска плодов; е) множество косточек у основания дерева; в) растение с неприятным запахом; ж) плоды поклеваны птицами; г) кора обглодана животными; з) плоды растения обнаружены в гнездах. 13. Какие признаки свидетельствуют о приближении ненастной погоды: а) вечерняя заря имеет ярко-красный цвет; б) ласточки летают высоко в небе; в) туман стелиться по земле; г) повышение температуры воздуха вечером и ночью. 14. Укажите признаки недоброкачественной рыбы: а) мутные глаза и неприятный запах; б) слипшаяся чешуя; в) затверделые плавники; г) побелевшие жабры; д) легко отделяющаяся чешуя. 15. Восстановите порядок действий при оказании первой помощи пострадавшему от укуса змеи: а) обработать место укуса дезинфицирующим средством; б) доставить пострадавшего в медпункт; в) пострадавшему обеспечить покой и горизонтальное положение; г) попытаться выдавить из раны несколько капель крови, удаляя еще не всосавшийся яд; д) дать пострадавшему обильное питье; е) наложить стерильную повязку. Контрольная работа № 2 1. Экстремальная ситуация – это: а) ситуация, которая помогает найти выход из трудного положения; б) ситуация, в которой человек побеждает страх и трусость; в) ситуация, которая содержит угрозу жизни, здоровью и имуществу человека; г) ситуация, когда человек не умеет предвидеть опасности. 2. В целях безопасности во время грозы НЕ следует: а) находиться у открытого огня (костра); б) находиться у железнодорожного полотна; в) находиться у водоемов; г) находиться в яме или овраге. 3. При нарушении правил акклиматизации в жарких континентах человеку угрожает: а) кислородное голодание; б) переохлаждения организма; в) обезвоживание организма; г) скука и отсутствие общения. 4. Преодолевать водоем по льду следует: а) на рассвете, когда лед наиболее крепкий; б) в светлое время суток и при хорошей видимости; в) морозной ночью, при ясной луне; г) учитывая надежность льда – в любое время. 5. Каким из перечисленных способов следует сушить обувь у костра? а) не снимая обуви держать ноги у огня: б) поставить мокрую обувь к огню; в) повесить обувь подошвой вверх на вбитые у костра колышки; г) насыпать в мокрую обувь теплой золы от прогоревшего костра. 6. Болезненное состояние, связанное с общим перегревом организма под воздействием тепловых факторов – это… а) солнечный ожог; б) утомление; в) тепловой удар; г) болевой шок. 7. Повреждение тканей организма в результате воздействия на них низких температур – это… а) лучевая болезнь; б) переохлаждение; в) отморожение; г) травматический шок. 8. Через какой период времени работы за компьютером школьники 1-6 классов должны делать перерывы в работе? а) через каждые 10 мин; б) через каждый час; в) через каждые 5 мин; г) через каждые 3 часа. 9. Выбери ошибочное утверждение по поводу сооружения жилища: а) все типы укрытий расставляются напротив костра с наветренной стороны; б) удобно и безопасно сооружать жилище под склоном горы или скалистого утеса; в) сооружать жилище следует неподалеку от источников пресной воды; г) нельзя разбивать место стоянки на дне сухих русел рек. 10. Загорая на пляже, ты заметил тонущего в озере товарища. На берегу у отдыхающих имеются. Выбери те предметы и вещи, которые можно использовать для спасения утопающего а) рюкзак с продуктами; б) пустая канистра; в) рыбацкие сети; г) зажигалка; д) веревка; е) доска. 11. Найдите в приведенном ниже списке признаки, по которым можно определить стороны горизонта: а) по наклону дерева; д) по годичным кольцам на пнях; б) по таянию снега на склонах оврага; е) по направлению течения реки; в) по пологой стороне муравейника; ж) по направлению звериной тропы; г) по лишайникам на стволах деревьев; з) по направлению ветра. 12. Найдите в приведенном ниже списке косвенные признаки указывающие, что растение (плоды) несъедобно? Ответ запишите буквами в алфавитном порядке. а) шипы (волоски) на корнях и стеблях; б) множество косточек у основания дерева в) растение с неприятным запахом; г) птичий помет на ветках; д) небольшая высота растений; е) растение на изломе выделяет млечный сок; ж) засохшее растение; з) плоды растения обнаружены в гнездах. 13. Какие признаки свидетельствуют о хорошей ясной погоде: а) ласточки летают низко к земле; б) обильная утренняя роса; в) бледно-розовый закат; г) вечером становится теплее, чем днем. 14. Какие признаки говорят, что консервы, возможно, испорчены? а) вздутие крышки, восстанавливающееся после нажатия б) бульканье в) окончен срок годности г) ржавчина на банке д) не герметичность упаковки 15. Восстанови порядок действий при оказании первой помощи пострадавшему от укуса клеща: а) место укуса обработать дезинфицирующим средством; б) доставить пострадавшего в медпункт; в) прокаленным пинцетом раскачивая вынуть клеща из раны; г) смазать клеща на месте укуса маслом или вазелином; д) тщательно вымыть руки после удаления клеща; е) залить кипятком насекомое. Контрольная работа № 3 1. Чрезвычайные ситуации это: а) обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф б) аварии и катастрофы в) стихийные бедствия 2. При первых признаках усталости в период акклиматизации необходимо: а) обратиться к врачу б) немедленно прекратить работу и лечь отдохнуть в) продолжить работу 3. При голодании необходимо: а) больше лежать б) больше двигаться в) больше стоять 4. При ограниченных запасах воды вы: а) установите норму ее расхода б) выпьете ее сразу в) будете пить как можно чаще 5. При ограниченных запасах воды вы будете передвигаться: а) в жаркое время суток б) в прохладное время суток в) не будете двигаться совсем 6. В жаркое время при долгом пребывании на солнце необходимо носить: а) темные очки б) светлые очки в) ходить без очков 7. На снежной равнине при ярком солнце при отсутствии темных очков необходимо: а) вокруг глаз очертить темные круги сажей б) смазать вокруг глаз вазелином в) продолжать движение не обращая внимания 8. В солнечный день тень указывает в обед на: а) север б) юг В) запад г) восток 9. Полярная звезда находится на: а) север б) юг в) запад г) восток 10. При устройстве шалаша крышу следует накрывать: а) сверху – вниз б) снизу – вверх в) справа – налево 11. Муравейник всегда стоит у дерева с: а) западной стороны б) с восточной стороны в) с южной стороны г) с северной стороны 12. Чтобы заварить чай, можно использовать: а) мяту б) помыть в) волчью ягоду 13. Чтобы определить, съедобно растение или нет, необходимо: а) попробовать его на вкус б) посмотреть на цвет в) посмотреть на наличие червей или насекомых, едящих это растение 14. Очистить воду от грязи можно: а) при помощи подручного материала б) бросив в воду питьевую (чайную) соду в) бросив в воду медного купороса 15. Обеззараживание воды в полевых условиях осуществляется: а) кипячением б) очисткой через песок в) очисткой через глину Контрольная работа № 4 1.Чему вы учитесь и будете учиться на уроках ОБЖ? А) Учусь предвидеть опасность и учусь избегать её по возможности. Б) Учусь как действовать, если опасная ситуация неизбежна. В) Учусь оказывать самопомощь и первую медицинскую помощь. 2. Какое правило является обязательным в любой опасной ситуации? А) Не паникуй Б) Чувствуй себя увереннее В) Надейся только на себя 3.Какой сигнал является специальным для оповещения населения о самых опасных и чрезвычайных ситуациях А) «Тревога!» Б) «Внимание всем!» В) «Будьте внимательны!» 4.Укажите основные виды экстремальных ситуаций в природе А) Смена климатогеографических условий Б) Вынужденное автономное существование человека в природных условиях В) Заболевания и повреждения организма человека 5.Что означает термин автономное существование человека в природных условиях? А) Быть одному без помощи других людей Б) Ждать помощи других людей В) Быть на природе на автомобиле 6.Какая задача при подготовке к туристическому походу является главной? А) Обеспечение безопасности Б)Полное прохождение маршрута В) Хороший отдых 7.Как предотвратить ситуацию отставания от группы? А) Иметь сильного замыкающего Б) Каждому хорошо знать маршрут В) Двигаться в колонне. Каждый последующий должен держать в поле зрения предыдущего 8.Какие действия помогают не заблудиться в лесу при походе? А) Умение подавать сигналы бедствия Б) Хорошее знание съедобных грибов и ягод В) Хорошее изучение карты местности и маршрута следования, запоминание и оставление ориентиров 9. Определить сторон ы горизонта на местности можно по: А) Направлению ветра Б) Собственной тени В) Часам 10.По каким местным приметам можно определить стороны горизонта? А) Кустарнику и сухой траве Б) Лишайнику и мху В) Таянию снега(по лункам возле деревьев) 11.На каком костре быстро вскипит вода в котелке? А) «Нодья» Б) «Шалаш» В.)«Колодец» 12.Что запрещается при разведении костра? А) Разводить костёр на торфянике Б) Разводить костёр вблизи деревьев В) Использовать для костра живые деревья 13.При возникновении аварийных, опасных ситуаций надо уметь подавать сигналы бедствия. Для передачи простейших сообщений можно использовать… А) Сигналы международного кода, которые выкладываются на открытом месте, видимом с воздуха, при помощи каких-либо подручных средств Б) Можно использовать зеркало В) Можно использовать крик, свист, красную ракету 14.Указанные сигналы международного кода при подаче сигналов бедствия можно расшифровать ( II, F, ) А) Здесь возможна посадка, нужны пища и вода, нужны медикаменты Б) Нужны пища и вода, нужны медикаменты, нужны компас и карта В) Нужны медикаменты, нужны пища и вода, здесь возможна посадка 15.Уходя с места стоянки, потуши костёр А) Залей водой Б) Засыпь землёй, В) камнями Вводный контроль знаний по предмету Обеспечение Безопасности Жизнедеятельности , 6 класс Цель: Проверка знаний, умений и навыков поведения в опасных ситуациях для человека, требующих принятия правильного решения. 1. Какие природные явления относят к стихийным бедствиям? а) дождь, ветер, снег, пожар; б) землетрясение, наводнение, ураганы, сели; в) оползни, снежные заносы, лесные пожары; г) затрудняюсь ответить. 2. Как осуществляется оповещение населения об угрозе возникновения стихийных бедствий? а) оповещение не осуществляется; б) по радио, телевидению; в) через средства печати; 3. Что такое землетрясение? а) сильное колебание температуры; б) сильное колебание земной коры; в) совокупность мероприятий, упорядочивающих землепользование. 4. Как называется наука, изучающая колебание земной коры? а) этология; б) социология; в) экология; г) сейсмология. 5) Как называется прибор для записи колебаний земной поверхности? а) колебанограф; б) этнограф; в) сейсмограф; г) хронограф. 6) Сколько у вас в запасе времени, чтобы покинуть одноэтажное помещение, если начались первые внезапные толчки землетрясения. а) 5-10 сек; б) 10-15 сек; в) 15-20 сек; г) 20- 25 сек.. 7) Как вы поступите, если сильные подземные толчки застали вас на улице? а) следует подойти к зданию и сооружению и укрыться в нем; б) следует подойти к ближайшему предприятию, сооружению и просить о помощи; в) следует отойти от зданий и сооружений, высоких столбов и заборов; 8) Что необходимо предпринять во время наводнения людям, проживающим на нижних этажах? а) следует кричать, звать на помощь; б) следует как можно скорее покинуть здание; в) следует перейти на верхние этажи, в одноэтажных домах занять чердачные помещения, крыши зданий; г) не следует покидать здания, надо надеяться на помощь. 9) Если вы оказались в воде, что необходимо делать? а) следует плыть к ближайшему незатопленному участку не против течения, а под углом к нему; б) следует плыть против течения; в) следует кричать и звать на помощь; г) следует как можно быстрее сбросить с себя одежду. 10) Что собой представляет штормовое предупреждение? а) прерывистые гудки; б) сообщение по телевидению; в) сообщение по радио; г) завывает ветер. 11) Находясь в здании во время урагана, чего необходимо остерегаться? а) не следует не чего остерегаться, так как вы дома; б) следует остерегаться грозы; в) следует остерегаться ранений осколками выбитых стекол. 12) Какие должны быть правила личной безопасности, если ураган застал вас на улице? а) не следует вообще укрываться «будь, что будет»; б) не следует укрываться в ближайшем от вас зданий; в) следует выйти на открытое место и спрятаться в канаве; г) следует укрыться в ближайшем прочном здании или естественном укрытии. 13) Что собой напоминает по звуку селевой поток? а) пение соловья; б) журчащий ручей; в) грохот идущего на большой скорости грузового поезда; г) шорох падающих листьев. 14) Для какой местности характерен сель? а) для возвышенности; б) для горных и предгорных районов; в) для равнинной местности. 15) В чем отличие селя от обычных потоков? а) сель движется, как правило, плавно, непрерывно; б) сель движется, как правило, не непрерывно, а отдельными волнами; в) сель движется, как правило, плавно заполняя собой всю местность. 16) Дайте определение понятию: «Оползни - это ..» а) ветер большой разрушительной силы; б) поток смеси воды, песка и грязи; в) временное затопление значительной части суши в результате подъема уровня воды в реках; г) скользящее смещение участков земной поверхности вниз по склону под действием собственного веса. 17) Причины вынужденного автономного существования в природных условиях являются: а) выпадение осадков; б) авария транспортных средств; в) потеря части продуктов питания; г) потеря компаса; ж) потеря группы в результате отставания или несвоевременного выхода к месту сбора; д) потеря ориентировки на местности; е) резкое понижение температуры воздуха. 18) Наиболее удобной обувью в походе являются: а) туристические ботинки; б) сапоги резиновые; в) сапоги хромовые; г) кроссовки; д) легкие спортивные тапочки; ж) кеды. 19) Как определить стороны света, находясь в лесу в безлунную ночь? а) по часам; б) по луне; в) по Полярной звезде. 20) При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать: а) сверху – вниз; б) справа – налево; в) снизу – вверх; д) безразлично как. Ответы ОБЖ 6 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 б,в б,в б г в в в в а бв в г в б б г бдж агж в в