муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры гуманитарного, художественноэстетического и оздоровительного цикла МБОУ СОШ №3 От 30.08.2021 г. № 2 ________ секретарь Храмченкова Ю.Г. подпись СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________Яценко Н.А. подпись 30.08.2021г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №3 _______________________________________________ Приказ от _______30.08.2021_________________________№_246_______________ Подпись руководителя____________________________________________________ И.А. Золотова Печать РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Родной литературе» (русской) 5-а класс Учитель: Куштаева Светлана Ильинична высшая квалификационная категория на 2021-2022 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по «Родной литературе(русской)» для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы №3 города КаменскаШахтинского, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3 , учебного плана локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской программы по «Родному языку» 5-7 классов». Родной язык»: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 1 ч./ автор-сост. О.М. Александрова, О.В. Заговорская и др. Москва «Просвещение», «Учебная литература» - 2020г. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучения учащихся 5 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015); приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Курс «Родной литература» в 5 классе рассчитан на 17 ч (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели). Цели освоения учебного предмета в 5 классе: воспитание ценностного отношения к родной (русской) литературе как хранителю культуры; приобщение к литературному наследию своего народа; чтение вершинных произведений отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании; приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и современной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. 2 Главная задача программы по родной (русской) литературе – изучение литературы от фольклора к русской литературе XIX, XX веков, современной литературе и литературе родного края. Ведущая задача изучения родной (русской) литературы в 5 классе – внимание к книге. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3 -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Предметные результаты: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления». 4 Содержание учебного предмета Введение. Русский фольклор. Русские пословицы и поговорки. Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти. Толкование русских пословиц. Вариативность пословиц и поговорок. Пословицы и пословично-поговорочные выражения в художественном тексте. Словари и сборники пословиц и поговорок. Сказка «Ворона и рак». Нравоучительный и философский характер русских народных сказок. Сюжет в волшебной сказке. Типы сказочных персонажей. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы: пословицы, поговорки; антитеза, антонимы, иносказание. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сказочный персонаж, типы сказочных персонажей. Образы животных. Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи, сказывание сказки, сочинение собственной сказки. Связь с другими искусствами: кинофильмы и мультипликационные фильмы по мотивам сказочных сюжетов. Литературная сказка. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке. Теория литературы: литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки. Развитие речи: отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке, сочинение собственной сказки. Древнерусская литература Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. Теория литературы: жанры древнерусской литературы (летописание, похвала, поучение). Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Русская басня Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке. С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола. Развитие речи: чтение наизусть, чтение по ролям, инсценирование басни. Литература XIX века К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу. Теория литературы: дума как жанр литературы, монолог героя, лирическое начало, ораторский стиль (риторические вопросы, восклицания, обращения). Развитие речи: выразительное чтение. Связь с другими искусствами: прослушивание фрагментов оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Композиция стихотворения. Особенности повествования. Пейзаж. Любовь и уважение поэта к простому рабочему человеку. 5 Теория литературы: эпитет, инверсия, диалог, характеристика-портрет, речевая характеристика. Развитие речи: выразительное чтение. Связь с другими искусствами: репродукция картины «Канун Пасхи» Б.М. Кустодиева. Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования. Лексические особенности произведения. Теория литературы: повесть как жанр литературы, сюжетная линия. Развитие речи: краткий и подробный пересказ. Русские поэты 19 века. И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро». А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат…». Композиция стихотворений, роль пейзажа. Отношение авторов к родной природе и судьбе соотечественников. Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора, инверсия, анафора. Развитие речи: выразительное чтение наизусть. Особенности композиции. Рифма и ритмика стихотворения. Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение. Развитие речи: выразительное чтение наизусть. Литература XX века А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Тема милосердия, человеколюбия, доброты в творчестве писателя. История создания произведения. Контраст как основа композиции. Смысл названия. Теория литературы: рассказ, композиция (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), контраст, реализм. Развитие речи: краткий пересказ, дискуссия. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями к рассказу художника Г. Мазурина. И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведьпровожатый». Природа и человек в рассказах. Теория литературы: рассказ как жанр литературы. Развитие речи: пересказ. Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям. Теория литературы: рассказ как жанр литературы. Развитие речи: рассказ о герое по плану, краткий выборочный пересказ. В.П. Астафьев. «Белогрудка». Отношение человека к природе. Призыв писателя к милосердию, бережному и трепетному отношению ко всему живому на земле Теория литературы: рассказ, завязка, кульминация, развязка. Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся. Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне? Теория литературы: композиция, рассказ, завязка, кульминация, развязка. Развитие речи: выборочный пересказ, характеристика персонажей, письменный отзыв об эпизоде, сочинение-письмо с фронта. А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя. Теория литературы: композиция, (завязка, кульминация, развязка). Развитие речи: выразительное чтение, характеристика персонажа. Современная литература Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка). 6 Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 раз в неделю - 34 часа Раздел, тема урока № урока Кол час Дата Дата план факт 17 Введение. Устное народное творчество. Древнерусская литература. Русская басня – 10 часов 1.1 Введение. Русский фольклор. Русские 1 01.09 пословицы и поговорки. 1.2 Русский фольклор. Русские пословицы и 1 08.09 поговорки. 1.3 Сказка «Ворона и рак» 1 15.09 1.4 Сказка «Ворона и рак» 1 22.09 1.5 Литературная сказка. А.Н. Толстой 1 29.09 «Золотой ключик, или Приключения Буратино». 1.6 Литературная сказка. А.Н. Толстой 1 06.10 «Золотой ключик, или Приключения Буратино». 1.7 Древнерусская литература. Домострой. Как 1 13.10 детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём. 1.8 Древнерусская литература. Домострой. Как 1 20.10 детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём. 1.9 Русская басня. Русская басня в XX веке. С.В. 1 27.10 Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало» 1.10 Русская басня. Русская басня в XX веке. С.В. 1 13.11 Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало» Литература XIX века – 8 часа 2.1 К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». 1 20.11 2.2 К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». 1 27.11 2.3 Н.А. Некрасов. «Накануне светлого 1 03.12 праздника» 2.4 Н.А. Некрасов. «Накануне светлого 1 10.12 праздника» 2.5 Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый 1 17.12 мальчик». 2.6 Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый 1 24.12 мальчик». Итоговый тест №1 за 1 полугодие 2.7 Русские поэты 19 века. 1 14.01 18 2.8 Русские поэты 19 века. 19 20 3.1 3.2 Литература XX - XXI веков - 14 часов А.И. Куприн. «Чудесный доктор» 1 28.01 А.И. Куприн. «Чудесный доктор» 1 04.02 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 7 21.01 Примеча ние. Причина корректи ровки И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Медведь-провожатый». 22 3.4 И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Медведь-провожатый». 23 3.5 Е.И. Носов. «Варька» 24 3.6 Е.И. Носов. «Варька» 25 3.7 В.П. Астафьев. «Белогрудка». 26 3.8 В.П. Астафьев. «Белогрудка». 27 3.9 Ю.Я. Яковлев. «Реликвия» 28 3.10 Ю.Я. Яковлев. «Реликвия» 29 3.11 А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». 30 3.12 А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». 31 3.13 Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». 32 3.14 Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». Итоги года – 2 ч 33 4.1 Итоговый урок. Творческая работа по прочитанным произведениям за курс 5 класса. 34 4.2 Урок выразительного чтения С учетом праздничных и выходных дней – 34 часа 21 3.3 1 11.02 1 18.02 1 1 1 1 1 1 1 25.02 04.03 11.03 18.03 25.03 08.04 15.04 1 22.04 1 29.04 1 06.05 1 13.05 1 20.05 Критерии оценивания 1. Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке 8 определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. 3. Оценка сочинений С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи". Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов. Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: • соответствие работы ученика теме и основной мысли; • полнота раскрытия темы; • правильность фактического материала; • последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам: О це нк а Основные критерии оценки Содержание и речь 1 Грамотность 2 3 9 «5 » 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка «4 » 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов «3 » 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов Допускаются: • 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4» Допускаются: • 0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых); • 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки 10 2» 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических. «1 » Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц. При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл. Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений. При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 23-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. Ошибки и недочеты в сочинениях Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи. Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или 11 искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать: - повторение одного и того же слова; - однообразие словарных конструкций; - неудачный порядок слов; - различного рода стилевые смешения. Ошибки в содержании сочинений Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей. В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат. Логические ошибки -нарушение последовательности в высказывании; -отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; -неоправданное повторение высказанной ранее мысли; -раздробление одной микротемы другой микротемой; -несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей; -перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); -неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица. Речевые ошибки К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические. К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения: • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол; • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке; • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами; • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно; • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке); • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе; Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи: • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский; • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей; • смешение лексики разных исторических эпох; • употребление штампов. Речевые ошибки в построении текста: • бедность и однообразие синтаксических конструкций; • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед; • стилистически неоправданное повторение слов; 12 • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула; • неудачный порядок слов. Грамматические ошибки Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик. Разновидности грамматических ошибок • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические. • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.) • Синтаксические а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе; б) ошибки в структуре простого предложения: - нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; - нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке; - разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн; - ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени; - местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки; - пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол. в) ошибки в структуре сложного предложения: - смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами; - отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе; г) смешение прямой и косвенной речи; д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная. Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое. 13 КИМы Итоговый тест №1 за 1 полугодие 1 вариант 1. Жанры фольклора: (отметь лишнее) а). Загадки б) Поговорки в) Рассказы г) Потешки д) Предания 2. Как называется сказка, у которой есть автор: а) литературная б) удивительная в) сказочная. 3. Краткое народное изречение с назидательным содержанием называется а) загадкой; б) пословицей; в) сказкой; г) мифом. 4. Сказка – это а) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле; б) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания; в) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях. 5. Какой вид сказок назван неверно? а) о животных; б) бытовые; в) волшебные; г) фантастико-бытовые. 6. Какая черта не является чертой волшебной сказки? а) концовка; б) присказка; в) зачин; г) мораль; д) повторы. 7. Как называется данная часть сказки: «И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.» а) зачин б) кульминация в) развитие действия г) концовка 8. Какое волшебное число повторяется в сказке «Царевна-лягушка»? а) 7; б) 3; в) 13; г) 5. 9. «Жили – были старик да старуха…» - это: а) присказка; б) зачин; в) эпитет; г) концовка 10. К какому виду сказок принадлежит сказка «Царевна – лягушка»: а ) бытовая сказка; б) волшебная сказка; в) сказка о животных; г)сказка о добре и зле 11. Летопись – это… а) книга в кожаном переплёте; б) памятник исторической письменности, где повествование ведётся в хронологической последовательности в) произведение, которое передаётся из уст в уста. 12. Кого А.С. Пушкин назвал «первым нашим университетом»? а). М.Ю. Лермонтова б) И.А. Крылова с) М.В. Ломоносова 14 13. Роды литературы (выбери из перечисленного): а). эпос б). Рассказ в). Лирика г). Комедия д). Драма 14. Произведение эпического рода литературы, краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл – это …. а). повесть; б). баллада в). басня 15. Вывод в басне называется а) поучение; б) мораль; в) наставление; г) рассуждение. 16. А.С. Пушкин родился а) в Москве; б) в Петербурге; в) в Казани; г) в Киеве. 17. Няню поэта звали а) Нина Родионовна; б) Арина Родионовна; в) Арина Ивановна; г) Нина Ивановна. 18. Сказка А.С. Пушкина называется: а) «Сказка о семи богатырях»; б) «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»; в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 19. Что сделала царевна, когда пришла в терем к богатырям? а) легла спать; б) всё порядком убрала; в) приготовила обед и поела. 20. К кому обращается за помощью королевич Елисей: а) ветер, месяц, солнце б) день, ночь, утро в) ветер, месяц, дождь 21. Кто указал королевичу правильный путь? а) солнце; б) месяц; в) ветер. 22. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова? а) родители; б) гувернёры; в) бабушка. 23.Какому историческому событию посвящено одно из стихотворений Лермонтова? а) Полтавской битве; б) Бородинскому сражению; в) Куликовской битве. 24. Персонаж, которому принадлежат слова: «Ребята, не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой…» а) старый солдат б) драгун в) полковник 25. Какую форму повествования использует М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино» а) повествование б) диалог в) монолог г) авторское рассуждение 26. Какое произведение Н.В.Гоголя начинается словами: «Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да что вы думаете? Право, скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя»: а) «Заколдованное место» б) «Пропавшая грамота» в) «Майская ночь, или Утопленница» 27. История деда в произведении Н.В. Гоголя «Заколдованное место» – это : а) сказка б) быль в) легенда 15 28. Укажите название произведения и автора этих строк: «..Красавица, миру на диво Румяня, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка.» _____________________________________________ 29. Укажите автора и название рассказа, главным героем которого является крепостной Герасим. _______________________________________________________________________ 2 вариант 1. Жанры фольклора: (выбери из перечисленного) 1). Прибаутки; 2). Поговорки 3). Рассказы; 4). Предания; 5). Загадки 2. Как называется сказка, у которой нет автора: 1) литературная 2) народная 3) сказочная 3. Краткое народное изречение с назидательным содержанием называется 1) басней; 2) мифом; 3) сказкой; 4) пословицей 5) загадкой 4. Какой вид сказок назван неверно? 1) о животных; 2) бытовые; 3) фантастико-бытовые. 4) волшебные. 5. Сказка – это 1) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания; 2) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях. 3) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле. 6. Какая черта не является чертой волшебной сказки? 1) мораль; 2) концовка; 3) присказка; 4) зачин; 5) повторы. 7. Как называется данная часть сказки: «И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил...» 1) концовка 2) зачин 3) кульминация 4) развитие действия 8. Какое волшебное число повторяется в сказке «Царевна-лягушка»? 1) 7; 2) 3; 3) 5. 4) 13; 9. «Жили – были старик да старуха…» - это: присказка; 2) концовка 3) эпитет; 4) зачин; 10. К какому виду сказок принадлежит сказка «Царевна – лягушка»: 1) бытовая сказка; 2) волшебная сказка; 3)сказка о животных 4) сказка о добре и зле 11. Летопись – это 16 1) книга в кожаном переплёте; 2)памятник исторической письменности, где повествование ведётся в хронологической последовательности; 3) произведение, которое передаётся из уст в уста. 12. Кого А.С. Пушкин назвал «первым нашим университетом»? 1). М.Ю. Лермонтова 2) И.А. Крылова 3) М.В. Ломоносова 13. Роды литературы (выбери из перечисленного): 1). эпос 2.) Рассказ 3). Лирика 4). Комедия 5). Драма 14. Произведение эпического рода литературы, краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл – это …. 1). повесть 2) басня 3). баллада 15. Вывод в басне называется: 1) поучение; 2) мораль; 3) наставление; 4) рассуждение. 16. А.С. Пушкин родился 1) в Москве; 2) в Петербурге; 3) в Казани; 4) в Киеве. 17. Няню поэта звали 1) Нина Родионовна; 2) Арина Ивановна; 3) Арина Родионовна; 4) Нина Ивановна. 18. Сказка А.С. Пушкина называется: 1) «Сказка о семи богатырях»; 2) «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»; 3) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 19. Что сделала царевна, когда пришла в терем к богатырям? 1) легла спать; 2) всё порядком убрала; 3) приготовила обед и поела. 20. К кому обращается за помощью королевич Елисей: 1) день, ночь, утро 2) ветер, месяц, солнце 3) ветер, месяц, дождь 21. Кто указал королевичу правильный путь? 1) ветер; 2) солнце; 3) месяц; 22. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова? 1) родители; 2) гувернёры; 3) бабушка. 23. Какому историческому событию посвящено одно из стихотворений Лермонтова? 1) Полтавской битве; 2) Куликовской битве; 3) Бородинскому сражению. 24. Персонаж, которому принадлежат слова: «Ребята, не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой…» 1) старый солдат 2) полковник 3) драгун 25. Какую форму повествования использует М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино» 1) диалог 2) повествование 3) авторское рассуждение 4) монолог 17 26. Какое произведение Н.В.Гоголя начинается словами: «Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да что вы думаете? Право, скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя»: 1) «Пропавшая грамота» 2) «Майская ночь, или Утопленница; 3) «Заколдованное место» 27. История деда в произведении Н.В. Гоголя «Заколдованное место» – это : 1) быль 2) сказка 3) легенда 28. Укажите название произведения и автора этих строк: «..Красавица, миру на диво Румяня, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка.» _____________________________________________ 29. Укажите имя главного героя рассказа И.С. Тургенева «Муму» ______________________________________________________________________ 18