муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры гуманитарного, художественноэстетического и оздоровительного цикла МБОУ СОШ №3 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________Яценко Н.А. подпись От 30.08.2021 г. № 2 ________ секретарь Храмченкова Ю.Г. подпись 30.08.2021г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №3 _______________________________________________ Приказ от _______30.08.2021_________________________№_246_______________ И.А. Золотова Подпись руководителя____________________________________________________ Печать РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» 9 класс Учитель: Куштаева Светлана Ильинична высшая квалификационная категория на 2021-2022 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 3 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 п. 18.2.2. (для 5-7 классов) Письма Министерства образования Ростовской области № 24/4.1 «О примерной структуре рабочих программ учителей». Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва); СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Количество часов по учебному плану МБОУ СОШ № 3. Всего 33 часа; в неделю 1 час. Цель данной программы - формирование у обучающихся культуры питания как составляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению их здоровья. Задачи, решаемые данной программой: Программа курса необходима обучающимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь. Основные правила здорового образа жизни и питания должны постоянно находиться в поле зрения каждого человека. Обучение должно начинаться с семьи, детского сада и далее продолжаться во всех образовательных организациях, независимо от их профиля. При реализации государственной политики по формированию здорового образа жизни и питания важно учитывать еще один фактор – необходимость активного участия в поддержании, сохранении и восстановлении своего здоровья самого человека. Сформировать у людей сознательное, уважительное отношение к себе и своему здоровью от начала жизни до преклонного возраста – задача врачей и педагогов, обладающих научной информацией о здоровье, и средств массовой информации, способных понятно, доходчиво, интересно донести необходимые знания до человека. Личностные, метапредметные и предметные результаты Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). слушать и понимать речь других. Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; знакомство с миром профессий и важностью правильного выбора профессии. осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; - формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда. Содержание курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании». Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о здоровье и правильном питании» для обучающихся 9 класса состоит из 5 тематических разделов. 1. Здоровье человека и факторы, его определяющие. 2. Заболевания, обусловленные неправильным питанием. Алиментарнозависимые заболевания. 3. Физиология питания. 4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов. 5. Особенности питания населения Самарской области. Раздел 1. Здоровье человека и факторы, его определяющие Состояние здоровья современного человека. Факторы, влияющие на здоровье школьников. Особенности обменных процессов, происходящих в организме человека в соответствии с возрастными периодами. Культура здоровья, здорового питания человека. Пирамида питания. Еда и ее влияние на жизнь человека. Твои привычки в питании и твое здоровье. Здоровый стиль жизни и питание. Раздел 2. Алиментарно-зависимые заболевания Компоненты еды. Разнообразие пищи. Заболевания, обусловленные неправильным питанием. Алиментарно-зависимые заболевания и факторы их вызывающие. Нарушение питания и факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Меры профилактики алиментарнозависимых заболеваний. Здоровые привычки питания. Несбалансированное питание. Несбалансированность питания и болезни. Роль витаминов и минеральных веществ в организме человека. Что происходит с жирами в период приготовления пищи и как это влияет на организм. Свободные радикалы. Холестерин. Его роль в организме. Углеводы (сахара) и здоровье. Соль в еде и гормоны. Раздел 3. Физиология питания Краткие сведения о физиологии питания человека, о механизме пищеварения и правильном характере обмена веществ в организме человека. Требования и правила построения рационов питания для различных возрастных групп. Рацион с низким содержанием жиров, насыщенных жиров и холестерина. Твой рацион - это ты. Калории пищи и вес человека. Как привести организм к сбалансированному равновесию. Соль в еде и гормоны. Раздел 4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов Реклама продуктов питания и здоровье. Сладости и сахар (углеводы). Жиры. Соль и консервирование продуктов. Реклама продуктов питания и здоровье. Современные тенденции развития индустрии питания в Российской Федерации и за рубежом. Особенности питания детей, обучающихся, лечебнопрофилактического, диетического питания, питания в предприятиях открытой сети (ресторанах, кафе, столовых, закусочных и др. типов). Структура ассортимента продукции общественного питания. Приемы и способы кулинарной обработки пищевых продукт ов. Что любишь из еды? Как любишь есть? Почему это делаешь? Алкоголь и его влияние на здоровье. Раздел 5. Особенности питания населения Самарской области. Лен для здоровья. Гостеприимство: когда угощать гостей. Этикет еды как процесс безопасности для организма, уважения к окружающим и эстетического удовольствия. Какие привычки в питании семьи можно считать соответствующими здоровому стилю жизни. Особенности питания населения Самарской области. Этикет с точки зрения врача: почему так много ограничений в поведении Планируемые результаты Универсальными компетенциями обучающихся на этапе формирования здорового и безопасного образа жизни являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; — оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. № п/п 1 2 3 4 5 Календарно-тематическое планирование Тема занятия Количество часов Дата план Раздел 1. Здоровье человека и факторы, его определяющие - 5 часов Составляющие здоровья современного школьника. 1 07.09 Выпуск буклета «Мы выбираем здоровье». Составляющие здоровья современного школьника. 1 14.09 Выпуск буклета «Мы выбираем здоровье». Составляющие здоровья современного школьника. 1 21.09 Выпуск буклета «Мы выбираем здоровье». Мини - проект «Здоровье в порядке-спасибо зарядке» 1 28.09 Анкета «Как сохранить здоровье». 1 05.10 факт 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Раздел 2. Алиментарно-зависимые заболевания - 9 часов Алиментарно-зависимые заболевания, факторы их 1 12.10 вызывающие. Заболевания, развивающиеся при неправильном питании. 19.10 Питание во время болезни. Калорийность продуктов. Ожирение и калории. 26.10 Полезные углеводы, их влияние на детский организм. 09.11 Праздничный обед. Совместимость пищевых продуктов 16.11 Химия и пища. Нитраты и токсины в продуктах питания. 23.11 Консерванты пищевых продуктов. 1 30.11 Мини - проект «Чистую воду пить - долго жить». 07.12 Мини – проект «Национальные кухни народов Ростовской 14.12 области» Раздел 3. Физиология питания - 6 часов Влияние калорийности жиров, белков и углеводов пищи на 1 21.12 развитие детского организма. Факторы, способствующие поддержанию организма в 1 28.12 сбалансированном равновесии. Исследовательская работа «Сбалансированное питание». 1 18.01 Режим питания школьника во время экзаменов» 1 25.01 Практическая работа №2 «Составление поваренной книги 1 01.02 «Наши любимые рецепты». Мини - проект «Кулинарный глобус» 1 08.02 Раздел 4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов - 9 часов Современные тенденции развития индустрии питания в 1 22.02 Российской Федерации. Особенности питания детей в предприятиях открытой сети 1 01.03 (ресторанах, кафе, столовых, закусочных и др. типов). Сюжетно - ролевая игра «Кафе» 1 15.03 Разнообразие диет, их влияние на развитие подростков. 1 22.03 Раздельное питание, влияние на детский организм 1 12.04 Вегетарианство - польза или вред 1 19.04 Влияние фастфуда на организм подростка. 1 26.04 Алкогольные напитки, их влияние на здоровье. 1 03.05 Исследовательская работа «Описание наблюдений и 10.05 литературных примеров о влиянии алкогольных напитков на уклад жизни людей из различных слоев общества». Этикет еды. Раздел 5. Особенности питания населения Ростовской области - 4 часа 1 Практическая работа №4 «Имитации возможных 17.05 опасностей для здоровья человека во время еды». Какие привычки в питании семьи можно считать соответствующими здоровому образу жизни. Мини - исследование «Кулинарные секреты питания 1 24.05 населения Ростовской области». Конкурс «Национальные кухни народов Ростовской области» С учетом выходных и праздничных дней 32 часа