Рабочая программа по ОДНКНР 6 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарного, художественноэстетического и оздоровительного цикла
МБОУ СОШ №3
От 30.08.2021 г. № 2
________ секретарь Храмченкова Ю.Г.
подпись

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Яценко Н.А.
подпись

30.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3 _______________________________________________
Приказ от _______30.08.2021_________________________№_246_______________
И.А. Золотова
Подпись руководителя____________________________________________________
Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОДНКНР 6 класс
Учитель: Куштаева Светлана Ильинична
(высшая квалификационная категория)
на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по ОДНКНР в средней школы разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение
новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
предполагается в пятом классе.
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» для 6 класса на 2019-2020 учебный год составлена в соответствии с примерной программой
основного общего образования, с учетом требований Федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования, на основании следующих нормативно-правовых
документов:

Федеральный закон от 29.12.1012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» ( в ред. От
24.04.2015 № 362-ЗС).

Устав МБОУ СОШ №3

Учебный план МБОУ СОШ №3 на 2019-20 учебный год

Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №3

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования пр. №345 от 28 декабря 2018 года

Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02. 2010 года № Пр271
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжают формирование
первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в
культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает
возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных
ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс,
направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса
состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных
отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно
общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть
его
интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие
школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на
следующие основные разделы:
1.
Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской
культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2.
Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной
жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные
ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3.
Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных
религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Цели изучения ОДНКНР в основной школе следующие:
совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовнонравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид могут
благополучно
существовать
и
развиваться,
если
стремятся
к
нравственному
самосовершенствованию, проявляют готовность к духовному саморазвитию;
•
углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились,

•

2

хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные
традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
•
осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в
повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
•
становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что
отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его
религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством
любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям.

Место предмета в учебном плане
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе
является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других
предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории»,
«Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с
программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что
обогатит содержание и методы проведения уроков.
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов
обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией,
представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной
жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния
разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим
вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика
учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного
содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного
общего образования в качестве внеурочной деятельности в 6 классе в объеме 33 часа, исходя из 1
часа в неделю.

УМК
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» Виноградовой Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры народов России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф,
2019

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
КУРСА (ФГОС)
Личностными результатами обучения ОДНКНР в средней школе являются:
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования
содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые
должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию;
способность
оценивать
свои
поступки,взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
3

личностные
качества,
позволяющие
успешно
осуществлять
различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая
группа
целей
передает
социальную
позицию
школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
·
формирование
основ
российской
гражданской
идентичности,
понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо отих
возраста, национальности, вероисповедания;
·
понимание
роли
человека
в
обществе,
принятие
норм
нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
·
формирование
эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебныхдействий разного типа
(познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно
формируются средствами данного предмета. Среди них:
· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения
(готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и
разнообразной форме;
· овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных
задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
·
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предметными результатами изучения курса ОДНКНР 6 класса являются:
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство
привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю
России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в
совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников
диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
4

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в
разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся
научатся:
·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать
главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
·
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников
беседы, добавлять, приводить доказательства.
· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный
портрет героя.
· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
· Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения
человека.
· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы
саморазвития.
·Работать с историческими источниками и документами
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
ОДНКНР - 6 класс (35 ч)
Введение Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России (2 ч)
Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека.
Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки
возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры.
Человек — носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки,
архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры.
Раздел I Религия и культура (18 ч)
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных культовых
ценностей культуры. Представления о сотворении мира в разных религиях.
Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие
общества и становление культуры народа. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль монастырей в развитии
образования. Традиции православной религии в воспитании детей. Художественные ценности
5

христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры. Икона —
художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря. Православные праздники.
Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII—XII вв.
— золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть
— архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии
культуры и образования мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь.
Мусульманские праздники.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора
— Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о
сотворении мира. Синагога — дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев.
Еврейский календарь. Праздники в иудаизме.
Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в
России. Буддийские монастыри — очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских
монахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусство танка.
Буддийский календарь. Буддийские праздники.
Раздел II Как сохранить духовные ценности (5 ч)
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на
свободу исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий
России.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел III Твой духовный мир (8 ч)
Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы, склонности,
убеждения человека. Культура человека и его образованность. Влияние образования на повышение
уровня культуры.
Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни.
Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. Развитие в себе чувства
прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства. Культура поведения
человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

6 класс
( 1 час в неделю, всего - 33 ч. )
№
п/п
1
2
3
4
Итого

Тема

Кол-во часов

Введение. Что вы уже знаете о духовно- нравственной
культуре народов России
Раздел I. Религия и культура
Раздел II. Как сохранить духовные ценности
Раздел III. Твой духовный мир

2
18
5
8
33

Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР 6 класс
( 33 часа, 1 час в неделю)
6

№
п/п

№в
разд.

Тема урока

колво
час.

Дата
План

Факт

Введение. Что вы уже знаете о духовно- нравственной культуре народов России
(2 часа)
1
2

1
2

3
4

1
2

5

3

6
7

4
5

8

6

9

7

10
11
12
13
14
15
16

8
9
10
11
12
13
14

17
18

15
16

19

17

20

18

21

1

22

2

23
24
25

3
4
5

26

1

27
28

2
3

29

4

1
06.09
Культура общества. Индивидуальная культура.
1
13.09
Человек – носитель и творец культуры.
Раздел I. Религия и культура (19 часов)
1
20.09
Роль религии в развитии культуры
1
27.09
Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры
1
04.10
Представление о сотворении мира в разных
религиях.
1
11.10
Культурное наследие христианской Руси
1
18.10
Христианская вера и образование в Древней
Руси
1
25.10
Традиции православной религии в воспитании
детей
1
07.11
Православный храм как культурное
произведение архитектуры
14.11
Икона – художественное произведение
1
21.11
Духовная музыка. Богослужебное пение
1
28.11
Особенности православного календаря
1
05.12
Православные праздники
1
12.12
Культура ислама. Ислам в России.
1
19.12
VII-XII вв. – золотое время исламской культуры
1
26.12
Исламский календарь. Мусульманские
праздники
1
16.01
Иудаизм и культура. Иудаизм в России
1
23.01
Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – дом
окнами на Восток
1
30.01
Культурные традиции буддизма. Буддизм в
России.
1
06.02
Буддийский календарь. Буддийские праздники
Раздел II. Как сохранить духовные ценности (5 часов)
1
13.02
Забота государства о сохранении культурных
ценностей
1
20.02
Конституционные права граждан на свободу
вероисповедания
1
27.02
Расцвет традиционных религий России
1
05.03
Хранить память предков
1
12.03
Примеры благотворительности из российской
истории. Известные меценаты России
Раздел III. Твой духовный мир (8 часов)
1
19.03
Что составляет твой духовный мир. Взгляды
человека на мир
1
09.04
Культура человека и его образованность
1
16.04
Влияние образования на повышение уровня
культуры
1
23.04
Расширение представлений об истории,
научных открытиях, событиях общественной
жизни

7

1
30.04
Эмоциональное отношение к окружающему
миру
1
31
6
07.05
Развитие в себе чувств прекрасного
1
32
7
14.05
Культура поведения человека. Этикет в разных
жизненных ситуациях
1
33
8
21.05
Нравственные качества человека
Итого: 33 часа
Критерии контроля и нормы оценочной деятельности для оценивания устного ответа на
уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
30

5

При оценивании устного ответа обучающегося оценка ставится:
1.за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке
2. за исправление ответов учащихся
3.за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя,
наглядные материалы)
4. за выполнение домашней работы;
5. за работу в группах по какой-либо теме;
6. за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;
7. за ролевую игру или викторину
8.за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;
Оценивание устного ответа по ОДНКНР
Отметка «5» ставится, если учащийся дал полное описание события, явления (названы характерные
черты, приведены главные факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы; явления
рассмотрены в историческом контексте, соотнесены с другими событиями; раскрыты причинно –
следственные связи; при сравнении показаны черты общего и различия
Отметка «4» ставится, если учащийся назвал главные характерные черты события, явления без
необходимой конкретизации их фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован);
недостаточно раскрыты связи событий, их преемственность; при сравнении черты общего и
различия раскрыты неполно; допущены неточности.
Отметка «3» ставится, если приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и
т. д.); изложены единичные факты, фрагментарные сведения без раскрытия исторических связей
событий; в сравнении указана только одна общая черта или только единичные различия; ответ
неполон, непоследователен.
Критерии оценки письменных ответов в тестовом формате по ОДНКНР:
80% от максимальной суммы баллов – отметка «5»
60-80% - отметка «4»
40-60% - отметка «3»
0-40% - отметка «2»
Контрольно – измерительные материалы
по учебному предмету
«Основы духовно – нравственной культуры народов России»
для 6 класса
Инструкция для учащихся
Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией:
1. Отвечая на вопрос с выбором правильного ответа, правильный, на ваш взгляд, ответ (ответы)
обведите в кружок.
2. В заданиях открытой формы впишите ответ в пропуск.
3. В заданиях на соответствие заполните таблицу или соедините линией.
4. Отвечая на вопрос, напишите краткий или развернутый ответ.
8

4. Время на выполнение теста – 45 мин.
5. За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 22 . Желаем удачи!
Проверочная работа № 1
I ЧЕТВЕРТЬ
«Виды духовных ценностей народов России»
1. Как переводится слово Библия:
а) откровение; б) созерцание;
в) книги; г) проповедь.
2. Где родился Иисус Христос?
а) в Назарете; б) в Иерусалиме;
в) в Вифлееме; г) в Риме.
3.Летоисчисление ведётся:
а) от всемирного потопа; б) от рождества Христова;
в) от рождения Пресвятой Богородицы; г) от сотворения мира.
4. Кому Бог даровал 10 заповедей:
а) Исааку; б) Аврааму;
в) Моисею; г) Ною.
5. Кто явился родоначальником ислама:
а) Абдаллах; б) Хадиджа;
в) Мухаммад; г) Абу-Талиб.
6. Кого называют основателем буддизма:
а) Махавира Вардхамана; б) Шуддходана;
в) Сиддхартха Гаутама; г) Кришна.

Цифра
Буква
Установите соответствие:
1 - «Библия»
А - Главная книга иудаизма
2 - «Тора»
Б - Главная книга ислама
3 - «Трипитака»
В - Главная книга христианства
4 - «Коран»
Г - Главная книга буддизма

8. Выберите духовные ценности человека:
а) знания, книги; б) деньги; в) красота;
г) автомобиль; д) любовь; е) милосердие;
ж) телефон; з) справедливость; и) квартира, дом;
к) честность; л) одежда; м) дружба.
9. Впишите в места пропусков подходящие по смыслу слова, относящиеся к одной из основных
духовных ценностей человека:
___________ люди счастливее остальных, потому что, совершая _________, они несут миру радость
и пользу, помогают окружающим. В основе __________ поступков лежит сострадание, бескорыстие
и желание помочь.
9

10. Как вы понимаете, что такое дружба?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

Инструкция для учащихся
Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией:
1. Отвечая на вопрос с выбором правильного ответа, правильный, на ваш взгляд, ответ (ответы)
обведите в кружок.
2. В заданиях открытой формы впишите ответ в пропуск.
3. В заданиях на соответствие заполните таблицу или соедините линией.
4. Отвечая на вопрос, напишите краткий или развернутый ответ.
4. Время на выполнение теста – 45 мин.
5. За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 25. Желаем удачи!
Проверочная работа № 2
II ЧЕТВЕРТЬ
«Народы России»

1. Россия занимает первое место в мире:
А) по численности населения; Б) по площади территории;
В) по уровню жизни; Г) по естественному приросту населения.
2. Наибольшее количество последователей в России имеет:
А) Ислам; Б) Православие;
В) Буддизм; Г) Иудаизм.
3. К славянской языковой группе относятся:
А) Буряты; Б) Русские; В) Алтайцы;
Г) Якуты; Д) Белорусы; Е) Украинцы.
4. К тюркской языковой группе относятся:
А) Латыши; Б) Татары; В) Русские;
Г) Казахи; Д) Украинцы; Е) Башкиры.
5. К финно – угорской языковой группе относятся:
А) Башкиры; Б) Мордва; В) Удмурты;
Г) Марийцы; Д) Киргизы; Е) Украинцы.
Буква
Цифра

10

7. Распределите элементы народного костюма:
А) Русский народный костюм;
Б) Украинский народный костюм;
В) Башкирский народный костюм;
Г) Латышский народный костюм;
1) Шаровары, сорочка - вышиванка, кушак;
2) Камзол, елян, казакин;
3) Постолы, шаль – виллайне, сакт;
4) Сарафан, кафтан, кокошник.
8. Установите соответствие по названиям национальных блюд:
А) Башкирские блюда: 1) щи, похлебка, блины, затируха, каша;
Б) Русские блюда: 2) пампушки, борщ, сало, вареники, сырники;
В) Латышские блюда: 3) бишбармак, корот, казы, кумыс, айран;
Г) Украинские блюда: 4) путра, путельс¸ бакштейн, пипаркукас.
9. Впишите в места пропусков подходящее по смыслу слово:
_______________ означает уважение к взглядам, нравам, религии, особенностям
внешности других людей и народов. С латинского данный термин переводится как
«терпимость».
10. Почему все люди, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить
дружно?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________
Инструкция для учащихся
Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией:
1. Отвечая на вопрос с выбором правильного ответа, правильный, на ваш взгляд, ответ (ответы)
обведите в кружок.
2. В заданиях открытой формы впишите ответ в пропуск.
3. В заданиях на соответствие заполните таблицу или соедините линией.
4. Отвечая на вопрос, напишите краткий или развернутый ответ.
4. Время на выполнение теста – 45 мин.
5. За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 32 . Желаем удачи!
Проверочная работа № 3
III ЧЕТВЕРТЬ
«Народы России и Башкортостана»
11

1. Сколько народностей насчитывают в России?
А) около 100; Б) около 1000;
В) около 200; В) около 2000.
2. К народам Кавказа относятся:
А) Аварцы; Б) Эскимосы; В) Ингуши;
Г) Грузины; Д) Буряты; Е) Украинцы.
3. К народам Сибири относятся:
А) Белорусы; Б) Якуты; В) Чеченцы;
Г) Буряты; Д) Армяне; Е) Тувинцы.
4. К народам Дальнего Востока относятся:
А) Азербайджанцы; Б) Татары; В) Эвенки;
Г) Нанайцы; Д) Эвены; Е) Узбеки.
5. Малыми народами России являются:
А) Татары, чуваши; Б) Башкиры, марийцы;
В) Ханты, манси; Г) Мордва, удмурты.
6. Выберите коренное население России:
А) Чуваши; Б) Татары; В) Китайцы; Г) Башкиры; Д) Немцы;
Е) Украинцы; Ж) Корейцы; З) Чукчи; И) Евреи; К) Русские.
7. Выберите «народы – путешественники» в России:
А) Русские; Б) Немцы; В) Башкиры;
Г) Цыгане; Д) Белорусы; Е) Евреи.
8. Распределите по частям численность народов Башкортостана:
(проведите стрелкой от слов к долям)
Башкиры
Татары
Русские
Лица других национальностей
9. Подберите слова и впишите в места пропусков:
В ____________ - живут чукчи, эвены, коряки, юкагары.
В ____________ - живут ненцы, якуты, эвенки, кеты.
______________ - жилище кочевых народов степей и полустепей.
______________ - традиционное жилище славянских народов.
______________ - жилище жителей юга России.
Слова для справок: изба, юрта, чум, яранга, мазанка.
10. Напиши мини – сочинение по теме «Дружба народов».
Начни сочинение так: « В моем понимании дружба народов – это …»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Инструкция для учащихся
Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией:
1. Отвечая на вопрос с выбором правильного ответа, правильный, на ваш взгляд, ответ (ответы)
обведите в кружок.
2. В заданиях открытой формы впишите ответ в пропуск.
3. В заданиях на соответствие заполните таблицу или соедините линией.
4. Отвечая на вопрос, напишите краткий или развернутый ответ.
4. Время на выполнение теста – 45 мин.
5. За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 35 . Желаем удачи!
Проверочная работа № 4
IV ЧЕТВЕРТЬ
«Города России»

1. Как называется храм, расположенный на Красной площади Москвы?
А) Храм Святителя Николая Чудотворца; Б) Храм Христа Спасителя;
В) Храм Василия Блаженного; В) Храм Святой Матроны Московской.
2. Выберите культурные центры Москвы:
А) Большой театр; Б) Петергоф; В) Третьяковская галерея;
Г) Могила неизвестного солдата; Д) Храм всех религий; Е) Конгресс-холл.
3. Как назывался город до того, как получил название Санкт – Петербург?
А) Петербург; Б) Ленинград;
В) Санкт – град; Г) Питер.
4. Выберите культурные центры Санкт – Петербурга:
А) Мечеть Ляля – Тюльпан; Б) Останкинская телебашня; Г) Эрмитаж;
Д) Кунсткамера; Е) Парк Тысячелетия; Ж) Петропавловская крепость.
5. Выберите города «Золотого кольца» России:
А) Сергиев Посад; Б) Казань; В) Переславль – Залесский; Г) Ростов;
Д) Самара; Е) Ярославль; Ж) Кострома; З) Пермь; И) Иваново; К) Уфа;
Л) Суздаль; М) Владимир; Н) Красноярск; О) Волгоград П) Москва.
6. Выберите культурные центры городов «Золотого кольца»:
А) Троице-Сергиева Лавра; Б) Казанский Кремль; В) Храм на крови;
Г) Музей деревянного зодчества; Д) Ботик Петра I; Е) Ростовский кремль.
7. Выберите культурные центры Казани:
А) Мечеть Кул – Шариф; Б) Соборная мечеть Ар – Рахим; В) Петергоф;
Г) Башня Сююмбике; Д) Петропавловский собор; Е) Монумент Дружбы.
8. Выберите культурные центры Екатеринбурга:
А) Гостиный двор; Б) Дом Севастьянова; В) Ганина Яма;
13

Г) Плотинка; Д) Александрийский театр; Е) Триумфальные ворота.
9. Распределите города Сибири и Дальнего Востока:
Города Сибири
Города Дальнего Востока
А
Б
Г
В
Д
Е

А) Омск; Б) Владивосток;
В) Хабаровск; Г) Новосибирск;
Д) Красноярск; Е) Находка.
10. В каких городах России тебе хотелось бы побывать и почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Контрольно – измерительные материалы
для учащихся 6 класса по ОДНКНР
1.Назначение КИМ
Контрольные измерительные материалы предназначены для определения уровня теоретических
знаний и практических умений учащихся 6 класса по предмету ОДНКНР. Результаты мониторинга
используются для определения уровня знаний обучающихся по итогам изучения курса ОДНКНР в
течение года по каждой четверти.
2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Контрольная работа состоит из заданий базового и повышенного уровня сложности.
Работа позволит измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний,
умений по итогам изучения разделов курса ОДНКНР в 5 классе.
Содержание работы определяется на основе следующих нормативных документов:
• Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №
1897)
• Программа: комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников
«Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения:
основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013.
14

• Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс / Виноградова Н.Ф.,
Власенко В.И., Поляков А.В. – 3-е изд., стереотип. - М.: Вентана-Граф, 2016.
3. Структура КИМ – проверочная работа с элементами тестирования и развернутого ответа.
В проверочную работу по ОДНКНР включены вопросы в форме теста, задания с выбором двух или
нескольких ответов, задания на установление соответствия, задания с полным кратким или
развернутым ответом.
4. Критерии оценивания тестовых работ.
Оценка за контроль ключевых компетенций учащихся производится по пятибалльной системе. При
выполнении заданий ставится отметка:
«3» - за 50-70% правильно выполненных заданий,
«4» - за 70-80% правильно выполненных заданий,
«5» - за правильное выполнение более 80% заданий.

5. Распределение ответов в тестах:
Проверочная работа №1
№ задания
Ключ
Баллы
1
В
1
2
В
1
3
Б
1
4
В
1
5
В
1
6
В
1
7
1 – В,
2 – А,
3 – Г,
4–Б
4
8
А, В, Д, Е, З, К, М
7
9
добрые
добро
15

добрых
2
10
Свободный ответ
3
Проверочная работа №2
№ задания
Ключ
Баллы
1
Б
1
2
Б
1
3
Б, Д, Е
3
4
Б, Г, Е
3
5
Б, В, Г
3
6
А
1
7
А – 4,
Б – 1,
В – 2,
Г–3
4
8
А – 3,
Б – 1,
В – 4,
Г-2
4
9
толерантность
2
10
Свободный ответ
3
Проверочная работа №3
№ задания
Ключ
Баллы
1
В
1
2
16

А, В, Г
3
3
Б, Г, Е
3
4
В, Г, Д
3
5
В
1
6
А, Б, Г, Е, З, К
6
7
Б, Г, Е
3
8
1 – русские,
2 – башкиры,
3 – татары,
4 – лица других национальностей
4
9
1 – яранга,
2 – чум,
3 – юрта,
4 – изба,
5 - мазанка
5
10
Свободный ответ
3
Проверочная работа №4
№ задания
Ключ
Баллы
1
В
1
2
А, В, Г
3
3
Б
1
4
Г, Д, Ж
3
5
А, В, Г, Е, Ж, И, Л, М
8
6
А, Г, Д, Е,
17

4
7
А, Г, Д
3
8
Б, В, Г
3
9
г. Сибири – А, Г, Д,
г. Д. Востока – Б, В, Е
6
10
Свободный ответ
3

7. Условия проведения:
Проверочная работа выполняется непосредственно в бланке с текстами заданий.
В заданиях с выбором ответа ученик отмечает тот ответ, который считает верным.
В заданиях на соотнесение, в которых устанавливается соответствие между
рассматриваемыми объектами для каждой цифры подбирает соответствующую букву.
Задания с выбором нескольких ответов считаются выполненными, если выбранные учащимися
номера ответов совпадают с верными ответами.

В заданиях со свободным ответом ученик записывает ответ в виде сочинения, выражая
свои мысли в виде законченных предложений.
Вопросы тестового характера с 1 по 6 соответствуют базовому уровню.
Задания с 8 по 10 повышенного уровня, где требуется дополнить ответ или записать
ответ в виде текста.
За выполнение проверочной работы выставляются оценки, набранные баллы переводятся в
соответствующий уровень. Переводная шкала приведена в таблице.
Переводная шкала:
Менее 6
Ниже базового
«2»
Менее 9
Ниже базового
«2»
Менее 11
Ниже базового
«2»

Менее 10
Ниже базового
«2»

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».