Пояснительная записка Рабочая программа по «Обществознанию» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: . Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; . Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897; . Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №52 г. Брянска (ФГОС ООО); . Примерной образовательной программе основного общего образования; . Учебного плана МБОУ СОШ № 52 г. Брянска на 2019-2020 учебный год . Авторской программы: основного общего образования по «Обществознанию» Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016. . . . Рабочая программа по Обществознанию 7 класс. –Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016. Тематическое планирование курса обществознания для 7 класса. Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2019. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой «Обществознание. 7 класс». ФГОС (к новому учебнику)/ А.С. Митькин – 8–е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен» 2018. – 110, [2] c.: ил. (Серия «Учебно-методический комплект») Цели и задачи курса «Обществознания» для 7 класса Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования; овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства; формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10— 15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений. Рабочая программа направлена на решение следующих задач: -содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации; -формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства; -воспитание гражданственности и любви к Родине; -создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний; -выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры; -содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами; -помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений; -ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание» В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно предмет «Обществознание» даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»). Изучение содержания курса по обществознанию в 7 классе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Развитию у учащихся 7-х классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности Место учебного предмета, курса в учебном плане школы Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. Объем учебного времени: 34 часов Форма обучения: очная Режим занятий: 1 час в неделю Планируемые результаты освоения учебного предмета по «Обществознанию» для 7 класса Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; Эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; •понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Содержание учебного предмета Введение (1 час) Тема 1. Вводный урок (1 час) Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома. Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (11 часов) Тема 2. Что значит жить по правилам (1 час) Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. Тема 3-4. Права и обязанности граждан (2 часа) Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Тема 5-6. Почему важно соблюдать законы (2 часа) Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Тема 7-8. Защита отечества (2 часа) Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Тема 9. Для чего нужна дисциплина (1 час) Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Тема 10. Виновен – отвечай (1 час) Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Тема 11. Кто стоит на страже закона (1 час) Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Тема 12. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» (1 час) Глава 2. Человек в экономических отношениях (13 часов) Тема 13-14. Экономика и ее основные участники (2 часа) Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители. Тема 15. Мастерство работника (1 час) Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Тема 16-17. Производство: затраты, выручка, прибыль (2 часа) Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Тема 18-19. Виды и формы бизнеса (2 часа) Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. Тема 20. Обмен, торговля, реклама (1 час) Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. Тема 21. Деньги, их функции (1 час) Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Тема 22-23. Экономика семьи (2 часа) Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Тема 24-25. Практикум по теме : «Человек в экономических отношениях» (2 часа) Глава 3. Человек и природа (5 часов) Тема 26. Воздействие человека на природу (1 час) Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. Тема 27. Охранять природу – значит охранять жизнь (1 час) Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Тема 28. Закон на страже природы (1 час) Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности. Тема 29-30. Практикум по теме «Человек и природа» (2 часа) Тема 31-32. Заключительные уроки (2 часа) Резерв (3 часа) Тематическое планирование по «Обществознанию» для 7 А, Б классов № Название раздела 1. 2. 3. 4. 4 Введение Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе Глава 2. Человек в экономических отношениях Глава 3. Человек и природа Заключительные уроки Всего: Количество часов 1 12 13 6 2 34 Календарно-тематическое планирование «Обществознание», 7б класс. Ном ер урок а 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Название раздела и тема урока Колич ество часов Дата план Введение Как работать с учебником 1 06.09 Тема 1 Регулирование поведения людей в обществе Что значит жить по правилам?Учимся общаться в интернете. Вводная контрольная работа. Права и обязанности граждан Учимся пользоваться своими правами Почему важно соблюдать законы.Учимся читать и уважать закон. Защита Отечества Четвертная контрольная работа (1 четверть) Учимся быть мужественными Для чего нужна дисциплина Виновен- отвечай. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений Учимся уважать закон Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы Учимся соблюдать законы.Практическая работа Полугодова контрольная работа Тема 2 Человек в экономических отношениях Экономика и ее основные участники Учимся принимать рациональное решение Мастерство работника Учимся секретам профессионального успеха Производство:затраты, выручка, прибыль Учимся прогнозировать успешность своего дела Виды и формы бизнеса Учимся создавать свой бизнес Обмен, торговля, реклама.Учимся создавать свой бизнес Деньги, их функция. Четвертная контрольная работа (3четверть) Экономика семьи Тема 4 Человек и природа Воздействие человека на природу Охранять природу - значит охранять жизнь Закон на страже природы Учимся беречь природу Полугодовая контрольная работа. 15 1 13.09 1 1 1 1 20.09 27.09 04.10 11.10 1 1 1 1 1 18.10 25.10 08.11 15.11 22.11 1 1 29.11 06.12 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13.12 20.12 1 1 1 7 1 1 1 1 1 14.03 21.03 11.04 27.12 17.01 24.12 31.01 07.02 14.02 21.02 28.02 07.03 18.04 25.04 02.05 16.05 23.05 Дата факт Приме чания 34 35 Закрепление пройденного класс» и систематизация знаний 2 материала: «Обществознание 7 30.05 Учитывая выходные и праздничные дни в 7б классе – 35 часов Календарно-тематическое планирование «Обществознание», 7а класс. Ном ер урок а 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Название раздела и тема урока Колич ество часов Дата план Введение Как работать с учебником 1 07.09 Тема 1 Регулирование поведения людей в обществе Что значит жить по правилам?Учимся общаться в интернете. Вводная контрольная работа Права и обязанности граждан Учимся пользоваться своими правами Почему важно соблюдать законы.Учимся читать и уважать закон. Четвертная контрольная работа (1 четверть) Защита Отечества Учимся быть мужественными Для чего нужна дисциплина Виновен- отвечай. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений Учимся уважать закон Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы Учимся соблюдать законы.Практическая работа Полугодова контрольная работа. Тема 2 Человек в экономических отношениях Экономика и ее основные участники Учимся принимать рациональное решение Мастерство работника Учимся секретам профессионального успеха Производство:затраты, выручка, прибыль Учимся прогнозировать успешность своего дела Виды и формы бизнеса Учимся создавать свой бизнес Обмен, торговля, реклама.Учимся создавать свой бизнес. Четвертная контрольная работа (3 четверть) Деньги, их функция 15 1 14.09 1 1 1 1 21.09 28.09 05.10 12.10 1 1 1 1 1 19.10 26.10 09.11 16.11 23.11 1 1 30.11 07.12 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14.12 21.12 1 1 15.03 22.03 28.12 18.01 25.12 01.02 08.02 15.02 22.02 28.02 01.03 Дата факт При меча ния 28 29 30 31 32 33 Экономика семьи Тема 4 Человек и природа Воздействие человека на природу Охранять природу - значит охранять жизнь Закон на страже природы. Учимся беречь природу Годовая контрольная работа Закрепление и систематизация знаний пройденного материала: «Обществознание 7 класс» 1 7 1 1 1 12.04 1 1 24.05 31.05 19.04 26.04 17.05 Учитывая выходные и праздничные дни в 7б классе – 33 часов ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ При оценивании устного ответа учащихся Формы устного ответа Критерии оценивания Отметка «5» устные индивидуальные ответы учащегося на уроке, устный ответ на обобщающем уроке; участие во внеурочных мероприятиях по предмету, защита учебной презентации, доклада или сообщения по теме; умение использовать в ответе различные источники знаний: текст учебника, рассказ учителя, "4" наглядный учебный материал, материал художественной литературы, кинофильмов, защита рефератов. использование знаний учащимися на уроках истории, полученных при "3" изучении курса обществоведения и наоборот. "2" 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 4. Глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. При оценивании письменных ответов оценка ставится: Формы письменных работ Критерии оценивания Отметка 1. выполнил работу без ошибок и недочетов; «5» Конспект. 2) допустил не более одного недочета. Таблица "4" Если ученик выполнил работу полностью, но Опорная схема допустил в ней Письменный рассказ 1. не более одной негрубой ошибки и одного Историческое сочинение. недочета; Эссе 2. или не более двух недочетов. Дифференцированная "3" Если ученик правильно выполнил не менее тематическая работа 2/3 работы или допустил: (тематический тест, ответы на поставленные вопросы) Дифференцированный контрольный тест /контрольная работа. Итоговая контрольная работа "2" 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы. Оценка тестовых работ по обществознанию Промежуточная и итоговая аттестация за 80-100% 60-79% учебный курс. 40-59% Нормативный тест (контрольный тест, контрольная работа по разделу, блоку)) 85-100% 66-84% 41-65% Критериальный тест (тематическая работа) 90-100% 70-89% 50-69% Отметка «5» «4» «3» Контрольно измерительные материалы Входной контроль для 7 класса 1 вариант 039% 040% 049% «2» 1. Приведи 5-ть отличий, по которым человек отличается от животного. 2. Верны ли следующие суждения о личности? А. Личность возникает в результате биологического развития человека Б. Огромное влияние на становление личности оказывает общество 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны 3. Верны ли следующие суждения? А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми Б. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «Я» 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны 4. Установи последовательность, используя следующие слова: средства, цель, результат 5. К социальным потребностям относятся: 1) потребность в еде 2) потребность в получении знаний и умений 3) потребность в тепле 4) потребность в труде 6. Вставьте в текст следующие пропущенные слова: потребности, труд, благо. «…Важной характеристикой семьи является совместный ________________ и ведение домашнего хозяйства. Общая деятельность помогает удовлетворить необходимые для жизни ___________________, среди которых есть жизненно важные – в пище, одежде, отдыхе…» Какое слово получилось лишним ____________________________________ 7. Прочитай ступени образования и запиши правильную последовательность цифр: 1) дошкольное образование 2) среднее (полное) образование 3) начальное образование 4) основное (общее) образование 5) высшее образование 8. Установи соответствие: Понятия А) Товар Б) Услуга В) Заработная плата Определения 1) продукт, произведенный на продажу 2) денежная компенсация, которую работник получает в обмен на свой труд 3) действие, приносящее пользу другому человеку 9. Вычеркни лишнее слово: смекалка, творчество, обыденность, мастерство. 10. Слово «демократия» в переводе с греческого языка означает: 1) власть избранных 2) власть богатых 3) власть народа 4) безвластие 11. Так называется наука о гербах 1) нумизматика 2) генеалогия 3) геральдика 4) фалеристика 12. Основной Закон страны, закрепляющий определенное государственное устройство, имеющий высшую юридическую силу, называется _______________________________ 13. Перечислите в последовательности сверху в низ цвета Российского флага _______________________________________________________________________ ____ Входной контроль для 7 класса 2 вариант 1. Приведи 5-ть отличий, по которым животное отличается от человека. 2. Верны ли следующие суждения о личности? А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны 3. Установи соответствие: Понятия А) Самопознание Б) Самооценка В) Потребность Определения 1) оценка самого себя как личности; важный регулятор поведения 2) нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, общества в целом; внутренний побудитель активности 3) изучение личностью собственных психологических и физических особенностей, осмысление самого себя; оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь 4. Что объединяет слова: игра, учение, труд? 1) это потребность организма человека 2) это виды деятельности 3) это качества человека 4) это способ получения заработка 5. Потребность в отдыхе относится к: 1) духовной потребности 2) моральной потребности 3) биологической потребности 4) социальной потребности 6. Слово «экономика» в переводе с греческого означает: 1) закон ведения домашнего хозяйства 2) закон, как тратить деньги 3) правило, как добывать деньги 4) правило, как получать выгоду 7. В нашей стране обязательно: 1) высшее образование 2) неполное высшее образование 3) среднее специальное образование 4) основное общее образование 8. Человек, покровительствующий какому-нибудь делу, начинанию, помогающий науке и искусству 1) магнат 2) бизнесмен 3) меценат 4) предприниматель 9. Вычеркни лишнее слово: творчество, новое, ценное, однообразное. 10. Напиши название субъекта Российской Федерации, в котором ты живешь _______________________________________________________________________ ___ 11. На гербе Российской Федерации изображен орел, который держит в лапах 1) державу и меч 2) скипетр и державу 3) пучок молний 4) меч и скипетр 12. Согласно Конституции РФ человек имеет право на: (напишите 5 пунктов) 13. Перечислите в последовательности сверху в низ цвета флага РФ _______________________________________________________________________ ____ Ответы к итоговому тесту для внутренней аттестации учащихся по обществознанию за курс 6 класса № 1 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 вариант 1. Владеет речью 2. Способен к творчеству 3. Способен к прямо хождению 4. Способен действовать по плану 5. Имеет развитый головной мозг и т.д. 3 3 Цель-Средства-Результат 4 Труд, потребности. Лишнее слово – благо 1,3,4,2,5 А-1, Б-3, В-2 Обыденность 3 3 Конституция 13 Белый, синий, красный 15 2 3 4 5 6 7 8 9 11 11 12 2 вариант 1. Не владеет речью 2. Не способно к творчеству 3. Не способно к прямо хождению 4. Не способно действовать по плану 5. Не имеет развитого головного мозга и т.д. 3 А-3, Б-1, В-2 2 3 1 4 3 Однообразное Белгородская область 2 1. Жизнь 2. Свободу вероисповедания 3. Образование 4. Медицинское обслуживание 5. Избирать и быть избранным и т.д. Белый, синий, красный Контрольная работа по обществознанию за 1 четверть 7 класс I вариант Часть 1 1. Ученики 7 класса отвечали на вопрос: «Какую роль выполняют правила в жизни людей?» Один из ответов был неверным. Найди его. 1. Правила помогают в разрешении спорных вопросов. 2. Правила нужны для оценки действий. 3. Правила организуют деятельность людей. 4. Правила всегда заставляют людей действовать вопреки собственным интересам и желаниям. 2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже. Обычай, правило этикета, традиция, …………. 1. закон 2. Труд 3. Игра 4. Обязанность 3. Укажите ситуацию или пример действия формальной нормы. 1. Выпускники часто приходят в школу и встречаются с учащимися. 2. Хочешь быть здоровым – занимайся физкультурой. 3. На перекрестке водитель включил сигнал поворота. 4. В выходные дни Ивановы всегда отправляются на дачу. 4. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите снимание, на то, что предложенных ответов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамматической форме (именит. падеж, единств. число) «При повторении определенных действий у человека возникают ______ (А). Большинство из них формируется ______ (Б), под влиянием ситуации, в которой люди оказываются часто. Сложившийся таким образом стереотип поведения позволяет человеку действовать ____ (В). Список слов: 1. Ритуал 2. Осознанно 3. Привычка 4. Стихийно 5. Эффективно 5. Найдите термин, обобщающий перечисленные понятия: право на участие в культурной жизни, свобода творчества, возможность пользоваться учреждениями культуры – это 1. личные права 2. Социальные права 3. Культурные права 4. Гражданские права 6. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано 1. гарантии прав и свобод 2. Защита прав 3. Конвенция о правах ребенка 4. Уплата налогов 5. Всеобщая декларация прав человека 7. Найдите ситуацию, которая связана с реализацией политического права 1. надежде исполнилось 18 лет, и она впервые голосовала на выборах в Гос Думу 2. Надежда учится в Юридической академии 3. После рождения второго ребенка мама Надежды получила материнский капитал 4. Надина семья купила квартиру 8. Приведенные ниже ситуации связаны с реализацией прав или обязанностей. Сопоставьте две колонки, соблюдая последовательность первого столбца Ситуации Реализация 1. Николая призвали на воинскую службу А. реализация прав 2. предприниматель Калачев заплатил налог Б. исполнение обязанностей 3. Степан работает водителем такси 4. граждане не дали построить гараж на территории городского парка 5. В этом году гражданин А. уходит в отпуск в сентябре 6. СМИ сообщили о создании акционерного общества 9. К гражданским правам ребенка относится: 1. Право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития; 2. Право на отдых и досуг; 3. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнение любых вредных работ; 4. Ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. 10. Найдите слово (понятие), которое ОБОБЩАЕТ все остальные перечисленные понятия, и запишите цифру, под которым оно указано. 1. увольнение 2. награждение почетной грамотой 3. внушение 4. санкция 5. аплодисменты 11. Установите соответствие между видами прав и примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца примеры Виды прав 1. право на образование А. социальные 2. право участвовать в культурной жизни Б. культурные 3. свобода творчества 4. право на жилище 5. защита семьи, материнства и детства 12. Выберите правильные высказывания. 1. Экономические права граждан предназначены для защиты их чести и достоинства. 2. Если права человека нарушены, он может обратиться в суд. 3. В соответствии с Конституцией РФ ребенку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина. 4.Забота о детях – это право и обязанность родителей. ЧАСТЬ 2. 13. Объясните смысл высказывания. Права человека носят неотчуждаемый характер. 14. Объясните своими словами смысл одного из высказываний 14.1. «Действовать без правил – самое трудное и самое утомительное занятие». 14.2. «Лучшие законы рождаются из обычаев». 14.3. «Не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства других людей». Диагностическая работа по обществознанию за 1 четверть 7 класс II вариант Часть 1 1. Ученики 7 класса отвечали на вопрос: «Для чего создаются правила?» Один из ответов был неверным. Найди его. 1. Правила предназначены для того, чтобы установить порядок в обществе. 2. Правила всегда усложняют жизнь людям. 3. Правила нужны для организации деятельности людей. 4. Правила помогают взаимодействовать в спорных ситуациях. 2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже. Наказание, внушение, выговор, ________________ 1. правило 2. Норма 3. Санкция 4. Увольнение 3. Укажите ситуацию или пример действия неформальной нормы. 1. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу народу 2. Законы РФ принимает Государственная Дума. 3. Мария Ивановна усадила сына в детское кресло и пристегнула ремнем безопасности 4. По семейной традиции в день рождения внука бабушка печет пирожки с ягодами. 4. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите снимание, на то, что предложенных ответов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамматической форме (именит. падеж, единств. число) Правила поведения – это важный _____ (А) общественных отношений. Выполняя их, ты соблюдаешь ___ (Б), установленный обществом. Общество использует различные ___ (В) для поощрения правомерного поведения или наказания негативных поступков. Список слов: 1. Закон 2. Санкции 3. Регулятор 4. Порядок 5. Пример 5. Найдите слово (понятие), которое ОБОБЩАЕТ все остальные перечисленные понятия, и запишите цифру, под которым оно указано. 1. обычай, 2. этикет 3. Норма 4. Закон 5. Традиция 6. Установите соответствие между видами прав и примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца примеры Виды прав 1. право на жизнь А. гражданские 2. право на честь и достоинство Б. политические 3. право избирать депутатов Государственной Думы РФ 4. право быть избранным Президентом РФ 5. никто не должен подвергаться жестокому обращению 7. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано 1. право на жизнь 2. Право на защиту чести и доброго имени 3. Право на личную неприкосновенность 4. Политические права 5. Всеобщая декларация прав человека 8. Найдите ситуацию, которая связана с реализацией социального права 1. В конце учебного года Саша Петров вместе со своими одноклассниками прошел диспансеризацию 2. Семья Петровых приняла участие в первомайской демонстрации 3. Старший брат Саши Петрова- известный писатель 4. Петровы любят путешествовать 9. Приведенные ниже ситуации связаны с реализацией прав или исполнением обязанностей. Сопоставьте две колонки, соблюдая последовательность первого столбца Ситуации Реализация 1. Сергей во всем помогает старенькой бабушке А. реализация прав 2. Карасёвы получили уведомление о налоге на дачный Б. исполнение участок обязанностей 3. Гражданин К. принял участие в выборах Президента РФ 4. Светлана решила стать дипломатом 5. у Ольги поднялась температура, и ее мама вызвала врача 6. Старшеклассники заботятся о памятнике Герою Советского Союза, который находится недалеко от школы 10. К экономическим правам ребенка относится: 1. Право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития; 2. Право на отдых и досуг 3. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнение любых вредных работ; 4. Ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. 11. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано 1. Свобода 2. Порядок 3. Справедливость 4. Законность 5. Угнетение 12. Выберите правильные высказывания. 1. Свобода состоит в возможности делать все, что хочется 2. Люди обязаны соблюдать законы. 3. Трудовой кодекс указывает, какие действия являются преступлениями. 4. Российское государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека. Часть 2. 13. Объясните смысл высказывания. Права человека неделимы. 14. Объясните своими словами смысл одного из высказываний 14.1. «Действовать без правил – самое трудное и самое утомительное занятие». 14.2. «Лучшие законы рождаются из обычаев». 14.3. «Не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства других людей». Контрольная работа за первое полугодие (7 класс) 1 вариант ЧАСТЬ 1 1. Наказание за нарушение установленных правил: 1. 2. 3. 4. Мораль Санкции Конституция Действие 2. Различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки): 1. 2. 3. 4. Приговор Санкция Поздравление Внимание 3. Отношения, связанные с соблюдением каких-либо формальностей, правил: 1. 2. 3. 4. Официальные Дружеские Личные родственные 4. Верны ли суждения о межличностных отношениях: а) межличностные отношения зависят от умения находить взаимопонимание и устанавливать взаимодействие; б) межличностные отношения зависят от желания всегда отстоять своё мнение? 1) верно только а 2)верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 5. Верны ли суждения о группах: а) семью относят к малым группам; б) членов семьи как участников группы обязательно объединяет место проживания? 1) верно только а 2)верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 6. Внешние формы поведения, получившие оценку окружающих: 1. 2. 3. 4. этикет правила манеры обычаи 7. Верны ли суждения об этикете: а) этикет - чётко зафиксированное в письменной форме правило; б) этикет - правила, обеспечиваемые обычаями и привычками? 1) верно только а 2)верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 8. С какого времени наступает полная ответственность за совершённое преступление? 1. 2. 3. 4. С 14 лет С 15 лет С 16 лет С 17 лет 9. Верны ли суждения о наказаниях: а) цель наказания - вернуть человека к нормальной жизни; б) цель наказания - возместить причинённый правонарушением ущерб? 1) верно только а 2)верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 10. Верны ли суждения об акционерном обществе: а) собственником предприятия выступают все держатели акций; б) акционерное общество - самое дорогое и сложное по организации предприятие бизнеса? 1) верно только а 2)верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 11. Человек, создающий экономические продукты: 1. 2. 3. 4. Покупатель Потребитель Перекупщик Производитель 12. Главная проблема всех экономических систем: 1. 2. 3. 4. Рост населения Плохие дороги Загрязнение окружающей среды Ограниченность ресурсов 13. Верны ли суждения о производительности труда: а) к росту производительности труда приведёт закупка нового оборудования для производства; б) производительность труда - это поиск новых поставщиков сырья? 1) верно только а 2)верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 4) оба суждения неверны ЧАСТЬ 2 14. Назовите различные потребности человека, приведите примеры. 15. Каковы мотивы потребителя? Приведите по одному примеру потребительских мотивов. 16. Найдите в приведённом списке примеры, относящиеся к дружбе как виду межличностных отношений. 1. 2. 3. 4. 5. У человека может быть много друзей Друзья появляются каждый день В дружбе необходимо взаимопонимание Дружба всегда бескорыстна Невозможно дружить по принуждению Ответ:_____________________________ 1. Правила, устанавливающие, кто, в какой очерёдности, с помощью каких неизменных слов, жестов или предметов совершает действие: 1. 2. 3. 4. Расследование Преступление Ритуал Общение 2. Верны ли суждения о правах и свободах человека: а) государство обязуется принимать законы, гарантирующие каждому человеку его права; б) государство обязуется признавать Всеобщую декларацию прав человекаосновным законом страны? 1) верно только а 2)верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 3. К обязанностям граждан России относится: 1. 2. 3. 4. Охрана природы Участие в управлении государством Приобщение к национальной культуре Соблюдение моральных норм 4. В чём проявляется свобода человека? 1. 2. 3. 4. В праве каждого поступать так, как ему хочется В возможности не исполнять свои обязанности; В строгом соблюдении законов в обществе всеми гражданами; В нарушении прав других людей. 5. Угроза ядерной войны в современном мире является: 1. 2. 3. 4. Частной Внутренней Региональной Глобальной 6. К какому виду обязанностей относятся обязанности часового в армии? 1. 2. 3. 4. Общие Должностные Военные Специальные 7. Верны ли суждения о внешней дисциплине: а) внешняя дисциплина основана на самосознании и самоконтроле; б) внешняя дисциплина основана на страхе наказания? 1) верно только а 2)верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 8. Верны ли суждения о соучастниках преступления:: а) соучастник преступления - человек, подстрекавший к совершению преступления; б) соучастником преступления является человек, не сообщивший об увиденном им преступлении? 1) верно только а 2)верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 9. Верно ли, что: а) несовершеннолетний будет привлечён к уголовной ответственности с 14 лет за терроризм или ложное сообщение об акте терроризма; б) несовершеннолетний будет привлечён к уголовной ответственности взяточничество? с 14 лет за 1) верно только а 2)верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 10. Верно ли, что: а) к правоохранительным органам не относятся таможня, ФСБ, частные детективные агентства; б) судья должен иметь высшее юридическое образование? 1) верно только а 2)верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 11. Верны ли суждения о покупательских мотивах: а) признаком эмоциональных покупательских мотивов является стремление приобрести качественную мебель; б) эмоциональным покупательским мотивом является приобретение необходимых товаров с предоставлением гарантии? 1) верно только а 2)верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 12. Верны ли суждения о заработной плате: а) заработная плата бывает сдельной и повременной; б) заработная плата - трудовое денежное вознаграждение? 1) верно только а 2)верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 13. Верны ли суждения о прибыли: а) прибыль - это разница между доходами и расходами; б) прибыль можно рассчитать умножением цены на количество произведённого продукта? 1) верно только а 2)верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны ЧАСТЬ 2 14. Заполните пропуск в предложении. Реклама - ... о потребительских свойствах товара или услуги с целью его продажи. Ответ:________________________________________ 15. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие "симпатия". Укажите термин, относящийся к другому понятию. 1. 2. 3. 4. 5. Расположение Позитив Удовольствие Содрогание Радость Ответ:______________________________________ 16. Найдите в приведённом списке примеры, относящиеся к дружбе как виду межличностных отношений. 6. 7. 8. 9. 10. У человека может быть много друзей Друзья появляются каждый день В дружбе необходимо взаимопонимание Дружба всегда бескорыстна Невозможно дружить по принуждению Ответ:_____________________________ Критерии оценивания 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 1 10 1 11 1 12 1 13 1 Часть 2 14 2 15 2 16 2 Итого за работу 20 За выполнение заданий 1-13 -1 балл За выполнение заданий Части 2 13-16 -2 балла Нормы оценивания «5» -20- 117 «4»-16-14 «3»-13-10 «2»-менее 9 баллов Контролоьная работа за 3 четверть 1вариант Выбери правильный ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл. 1) Если на рынке поднять цены на молочную продукцию, то последствием этого, скорее всего, будет: 1) снижение предложения молочной продукции 2) рост спроса на молочную продукцию 3) падение спроса на молочную продукцию 4) люди не перестанут покупать молочную продукцию 2) Если большинство населения занято в с/х, то это, скорее всего: 1) традиционная система 2) плановая система 3) смешанная система 4) рыночная система 3) Что из перечисленного не будет последствием конкуренции: 1) снижение цен на рынке 2) улучшение качества продаваемых товаров 3) расширится ассортимент товаров на рынке 4) государство запретит расширение конкурентной борьбы 4) Верны ли суждения? А. Производителем может являться и отдельный гражданин и фирма, и государство. Б. Предпринимательская деятельность нацелена на получение прибыли.. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 5) Одной из причин современных экологических бедствий не является: 1. Рост числа животных на планете 2. Посадка лесов вокруг городов 3. Строительство новых газопроводов 4. Нерациональное использование ресурсов 6. Превышение выручки от продажи над затратами на производство товаров: 1) заработная плата 2) издержки 3) прибыль 4) расходы 7. Предприятие, которым владеет и управляет один человек: 1)коллективное хозяйство 3) индивидуальное предприятие 2) акционерное общество 4) товарищество 8.К безналичным деньгам относятся: 1)чеки 2)купюры 3)монеты 4)банкноты 9. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.(за правильно выполненное задание 2 бала) 1)прибыль А) превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию 2)акция Б) специальные знания, умения, навыки, полученные работником для практической деятельности 3)бюджет В) ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли в виде дивидендов и на участие в управлении 4) квалификация Г) план доходов и расходов на определенный период 5)капитал Д) имущество, способное приносить доход 1 2 3 4 5 10. Особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом товаров и услуг,- это 1) драгоценные металлы 2) деньги 3) инфляция 4) сбережения Ответы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответы 1 Вариант Вопрос Ответ 1 3 2 1 3 4 4 3 5 2 6 3 7 3 8 1 9 1-А 2-В 3-Г 4-Б 5-Д 10 2 2вариант Выбери правильный ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл. 1) Все, на что направлена трудовая деятельность человека, 1) предмет труда 2) орудия труда 3) средства труда 4) техника 2) Предприятие, которым владеет один человек 1) индивидуальное предприятие 3) товарищество 2) акционерное общество 3) Место, где покупатели и продавцы обмениваются товарами и услугами, в экономике называется … 1) ярмарка 2) супермаркет 3) рынок 4) магазин 4) Что из перечисленного нельзя охарактеризовать как природные ресурсы? 1) бензин 2) уголь 3) древесина 4)нефть 5) Какую главную проблему позволяет решать экономика? 1) наличие дешевой рабочей силы 2) загрязнение окружающей среды 3) социальных последствий НТР 4) ограниченности ресурсов 6. Верны ли суждения? А. В современном мире широко используются безналичные и виртуальные деньги. Б. Деньги – это особый товар, который принимается в обмен на любые товары и услуги. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 7. Вид торговли, осуществляемой между странами: 1) межнациональная 2)внутри союзная 3)региональная 4) внутренняя 8. Ценная бумага, дающая владельцу право на управление предприятием и получение части прибыли: 1) вексель 2)облигция 3)чек 4) акция 9. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.(за правильно выполненное задание 2 бала) 1)номинал А) особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров 2)бизнес Б) целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей В) экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли Г) натуральный обмен одного товара на другой Д) нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах. монетах 3)бартер 4) труд 5)деньги 1 2 3 4 5 10. К обязательным затратам семьи относится 1) оплата за электроэнергию 2) покупка хлеба 3) покупка экзотических фруктов 4) оплата услуг сети Интернет Ответы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответы 2 Вариант Вопрос Ответ 1 1 2 1 3 3 4 1 5 4 6 3 7 1 8 4 9 1-Д 2-В 3-Г 4-Б 5-А 10 1 Годовая контрольная работа Контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса Вариант -1 Часть 1 (А) А1. Высокий уровень межличностных отношений характеризует: 1. знакомство 2. компромисс 3. апатия 4. Дружба А2. Примером неречевого общения может служить: 1. письмо другу 2. улыбка при встрече друзей 3. разговор пассажиров автобуса 4. беседа с приятелем А3. Наказание за нарушение установленных правил: 1. мораль 2. санкция 3. Конституция 4. Действие А4. Основной, главный закон страны: 1. Великая хартия вольностей 2. декларация 3. Конституция 4. Конвенция А5. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений? 1. с 12 лет 2. с 14 лет 3. с 16 лет 4. с 18 лет А6. Насильственное хищение чужого имущества: 1. вымогательство 2. кража 3. попрошайничество 4. Разбой А7. К внешним угрозам нашей стране относится: 1. создание незаконных вооруженных формирований 2. торговля наркотиками на улицах 3. военный конфликт в соседнем государстве 4. распространение оружия А8. Наука об ограниченных возможностях и безграничных потребностях человека: 1. философия 2. Обществознание 3. Экономика 4. История А9. Какое проявление экономики приведено: «Завод выпустил партию новых легковых автомобилей»? 1. производство 2. Распределение 3. Обмен 4. Реклама А10. Что из перечисленного характеризует торговое предпринимательство? 1. Ремесло 2. Купля-продажа товара 3. Ростовщичество 4. Уплата налогов А11. Предприятие, которым владеет и управляет один человек: 1. Госкорпорация 2. Акционерное общество 3 товарищество 4. Индивидуальное предприятие А12. К каким ресурсам семьи относится заработная плата родителей? 1. К материальным 2. К трудовым 3. К финансовым 4 к информационным А13. Одной из причин современных экологических бедствий является: 1. Рост числа животных на планете 2. Посадка лесов вокруг городов 3. Большое число любителей создания гербариев 4. Нерациональное использование ресурсов Часть 2 (В) В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «формы бизнеса». Укажите термин, относящийся к другому понятию. 1. Индивидуальное предприятие 2. Госкорпорация 3. Товарищество 4. Акционерное общество 5. Посредничество В2. Распределите в два столбика услуги 1- коммунальные 2- жилищные (записать цифры) 1- коммунальные 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 2- жилищные Газоснабжение, горячее водоотведение, капитальный ремонт, электроснабжение содержание и ремонт жилья предоставление жилья по договору найма отопление В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 1. акция А) превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию 2. бюджет Б) специальные знания, умения. Навыки, полученные работником для практической деятельности 3. прибыль В) ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли в виде дивидендов и на участие в управлении 4. капитал Г) план доходов и расходов на определенный период 5. квалификация Д) имущество, способное приносить доход 1 2 3 4 5 Контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса Вариант -2 Часть 1 (А) А1. Отношения между людьми, в основе которых лежат симпатия, взаимная тяга, стремление к контакту: 1. знакомство 2. антипатия 3. дружба 4. Приятельство А2. Деловое общение характеризуется: 1. соблюдением этикета 2. выражением эмоций 3 дружеским тоном общения 4. неформальным поведением А3. Правила, устанавливающие, кто, в какой очередности, с помощью каких неизменных слов, жестов или предметов совершает действие: 1. расследование 2. преступление 3. ритуал 4. Общение А4. К обязанностям граждан России относится: 1. охрана природы 2. участие в управлении государством 3 приобщение к национальной культуре 4. соблюдение моральных норм А5. В чем проявляется свобода человека? 1. В праве каждого поступать так, как ему хочется 2. В возможности не исполнять свои обязанности 3. В строгом соблюдении законов в обществе всеми гражданами 4. В нарушении прав других людей А6. Тайное хищение чужого имущества: 1. вымогательство 2. кража 3. попрошайничество 4. Разбой А7. К внутренним угрозам нашей стране относится: 1. Угроза ядерной войны 2. Рост преступности 3. Военные конфликты с соседними государствами 4. Деятельность международных террористических организаций А8. К основным проявлениям экономики не относится: 1. Производство 2. Распределение 3. Обмен 4. Реклама А9. Какое проявление экономики приведено: « На заводе было решено несколько новых легковых автомобилей подарить ветеранам»? 1. Производство 2. Распределение 3. Обмен 4. Реклама А10. Что является главной целью занятия бизнесом? 1. Рост производства 2. Снижение затрат 3. Получение прибыли 4 создание дополнительных рабочих мест А11. Ценная бумага, дающая владельцу право на управление предприятием и получение части прибыли: 1. Облигация 2. Акция 3. Прокламация 4. Вексель А12. К каким ресурсам семьи относятся время и силы домочадцев, необходимые для выполнения домашней работы? 1. К материальным 2. К трудовым 3. К энергетическим 4. К информационным А13. К исчерпаемым природным ресурсам относятся: 1. Ветер 2. Солнце 3. Почва 4. Приливы и отливы Часть 2 (В) В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «собственность». Укажите термин, относящийся к другому понятию. 1. Владение 2. Распоряжение 3. Творчество 4. Пользование 5. Наследование 6. Имущество В2. Распределите в два столбика услуги 1- коммунальные 2- жилищные (записать цифры) 1- коммунальные 2- жилищные 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Газоснабжение, горячее водоотведение, капитальный ремонт, электроснабжение содержание и ремонт жилья предоставление жилья по договору найма отопление В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 1. бартер А) особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров 2. деньги Б) целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей 3. номинал В) экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли 4. труд Г) натуральный обмен одного товара на другой 5. бизнес Д) нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах. монетах 1 № вопроса А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 В1 2 3 4 Ключ к контрольной работе по обществознанию 7 класс 1- вариант 2 - вариант 4 4 2 1 2 3 3 1 3 3 4 2 3 2 3 4 1 2 2 3 4 2 3 2 4 3 5 3 5 В2 В3 1. 1247 2 - 356 ВГАДБ 1-1247 2 -356 ГАДБВ Учебно-методическое обеспечение Учебник: 1. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Н.Ф. Виноградова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение. 2011. 2. Обществознание. Рабочая тетрадь к учебнику "Обществознание. 7 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М: Просвещение, 2014 Литература: 1. Атлас народов России для школьника: для среднего и старшего школьного возраста/ авт. – сост Ботяков О.А. – М: Олма – пресс. – 2000. – 184 с. 2. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России: научно – популярное издание для детей. – М: ЗАО «Россмен – ПРЕСС» - 2005. – 48с. 3. Женило М.Ю. Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся. – М., 2006. 4. Уваров, А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. Ю. Уваров. – М. : МИРОС, 2001. – 224 с. 5. Ученические социальные проекты в системе школьного образования [Текст] : метод. рекомендации / авт.–сост. Н. И. Элиасберг. – СПб. : Союз, 2004. – 61 с. 6. Через образование - к гражданственности [Текст]: Сборник материалов. – Спб. : Союз, 2005. – 67с. 7. Фалькович Т.А., Шупина Т.И. По законам добра: изучаем Конституцию Российской Федерации. - М: ООО «5 за знания», 2006. – 144с. Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ Список литературы 1. Нормативные и программные документы. Закон «Об образовании РФ». Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. 2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение, 2011. 3. Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2012. 4. Интернет ресурсы: standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru Литература для учителя обществознания (основная школа): 1. Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008. 2. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001. 3. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007. 4. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001. 5. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010. 6. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000. 7. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002. 8. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. — М., 2004. 9. Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001. 10. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004. 11. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005. 12. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003. 13. Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов 14. вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001. 15. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008. 16. Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004. 17. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / A. И. Кравченко. - М., 2008. 18. Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов / B. В. Латышева. — М., 2004. 19. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005. 20. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. — М., 2005. 21. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008. 22. Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007. 23. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.