муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры гуманитарного, художественно-эстетического и оздоровительного цикла МБОУ СОШ №3 от 24.11. 2022г. № Секретарь МО< Щ ^ С й ^ Забураева Л.Г СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ___ Яценко Н.А «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №3 И.А. Золотова АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 8 «А» класса Учитель: Гнеушева Елена Юрьевна 2022 - 2023 учебный год Пояснительная записка Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для слабовидящих обучающихся разработана с целью обеспечения содержательных условий получения качественного образования, гарантированного законодательством РФ. Данная программа адаптирована с учетом психофизических особенностей ребенка с ЗПР : низкого темпа деятельности, сниженной работоспособности. Целями реализации адаптированной рабочей программы основного общего образования по учебному предмету «Обществознание» для обучающихся с ЗПР является усвоение содержания учебного предмета «Обществознание» и достижение обучающимся результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и адаптированной образовательной программой основного общего образования, а также гармоничное личностное и психофизическое развитие учащегося. Задачами реализации учебного предмета «Обществознание» являются: 1. Формировать представления об иностранном языке как средстве общения; 2. Обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию обучающихся к новому языковому миру; 3. Развивать личностные качества обучающихся, а также их эмоциональную сферу; 4. Формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; 5. Развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности 6. Формирование коммуникативных умений и навыков (умение вести диалог в паре, в малой группе, учитывая сходство и разницу позиций, взаимодействие с партнерами для получения общего продукта или результата, умение занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей). Данная программа представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы основного общего образования (далее — АООП ООО обучающихся с ЗПР- для слабовидящих детей). Требования к структуре АООП ООО обучающихся с ЗПР (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту основного общего образования. АООП ООО обучающихся с ЗПР разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ, СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015), СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015), Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598, Уставом школы, с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ СОШ № 3; Учебного плана МБОУ СОШ №3, Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №3. АООП ООО обучающихся с ЗПР является самостоятельной составляющей обеспечивающей духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития обучающихся основного общего образования. Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП ООО обучающихся с ЗПР, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР. Реализация АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные возможности на основе особенностей психофизического развития, что поможет обеспечить социальную адаптацию и коррекцию нарушения развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР является психологопедагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа педагогов, реализующих программу коррекционной работы. Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане. Учебный предмет (обществознание) в учебном плане – 2 часа в неделю. 1) Программа включает обязательный минимум содержания обществоведческого образования в основной школе. 2) Программа предполагает эмоционально-образное изучение предмета. В основе такого подхода лежат научно выявленные особенности познавательных возможностей учащихся специально-коррекционных классов и опыт преподавания в классах этого типа. 3) Реализация программы рассчитана на применение специальных педагогических методы воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, рекомендованных ПМПК: Особенности отбора и адаптации учебного материала по обществознанию Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Обществознание», направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности и самостоятельности суждений, создание условий для осмысленного выполнения учебной работы, формирование умения работать с текстом учебника и самостоятельно пополнять свои знания, в том числе из источников внеурочной информации. Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении данного учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями их познавательной деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный уровень развития логического мышления, затруднения в установлении причинно- следственных связей, сниженная память, отставания в развитии речи, слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся замедленно овладевают необходимыми обобщенными представлениями и понятиями, испытывают трудности при анализе текста учебника. На уроках обществознания обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта). Примерная программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Темы для ознакомительного изучения в программе выделены курсивом. Объём основного содержания по предмету сокращается несущественно за счёт устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Обществознание» Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми образовательными потребностями. Необходимо усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР необходимо использовать опорные слова и клише. Необходимо обучать подростков составлению тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия, разбор фрагментов фильмов, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовка сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации, коллективные проектные работы. Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. В учебнике по обществознанию имеется словарь терминов, которые изучаются в данном курсе. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии. начало работы с более легких заданий; дробление задания на небольшие части, контроль работы над каждой частью, внесение необходимых корректировок; учет замедленного темпа деятельности в процессе выполнения заданий; на контрольной работе желательно предоставить время, для того чтобы обучающийся смог закончить начатое задание; создание условий, способствующих сохранению мотивации к учебной деятельности: проявление поддержки и одобрения, создание ситуации успеха, повышения самооценки; привлечение к выполнению заданий в занимательной форме; предложение инструкций в спокойной доброжелательной форме, применение системы поощрений. восполнение пробелов в знаниях; развитие познавательных УУД: подбор синонимов, антонимов, задания на понимание инструкций, задания с «пропуском»; задачи на соотнесение, сравнение, классификацию, анализ, синтез, обобщение, абстракцию, на установление причинно-следственных связей. Создание на занятиях охранительного педагогического режима: благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности, учет темпа деятельности, предоставление дополнительного времени для обдумывания ответа, соблюдение температурного, светового режима, соответствия мебели росту. Изучение обществознания в основной школе для учащихся с ОВЗ направлено на достижение следующих целей: развитиеличности в ответственный период социального взросления человека , её познавательных интересов; нравственной и правовой культуры, способность к самоопределению и самореализации; воспитаниегражданской ответственности, уважение к социальным нормам; коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр. освоениеграмотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: о человеке; основных социальных ролях; об обществе; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; овладение умениямипознавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; формирование опыта применение полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданской общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; правоотношениях; семейнобытовых отношениях. Задачамиобучения являются: оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ по обществознанию; осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической помощи детям с ОВЗ; совершенствование навыка обществоведческой культуры; привитие первоначального умения анализировать информацию с целью углубления их эстетического восприятия. Общая характеристика учебного предмета. Содержание основного общего образования для учащихся ОВЗ по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: человека в обществе; взаимосвязь человека и природы; общество и его основные сферы; правовое регулирование общественных отношений. На уроках школьники узнают об основных понятиях и проблемах современного общества, об отличии культуры от цивилизации, о том, почему социализация продолжается всю жизнь. Учащиеся научатся определять свой личный статус, социальный слой и класс, измерять семейный доход и уровень жизни, престиж профессии, уровень образования, образ жизни. Уроки обществознания нацелены сформировать у обучающихся гражданскую ответственность и правовое сознание, духовность и культуру, инициативность и самостоятельность. Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов. Первый этап ( 6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Второй этап (7 – 9 класс) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует подготовке учащихся ОВЗ. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учётом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся с ОВЗ. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, православной культуры и другими учебными дисциплинами. Место предмета в учебном плане: на изучение учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования для детей с ЗПР в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Всего 70 часов. Особенности программы по обществознанию: содержит минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся в специальнокоррекционных классах от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья; соответствует основным направлениям модернизации образования, поскольку делается акцент на роль человеческого фактора, цивилизационную составляющую исторического процесса. Предполагает использовать специальные педагогические методы воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, используемые на уроках: словесные методы с использованием наглядности и практической деятельности, игровые приемы, приемы подражания, прием работы по образцу под контролем педагогов, методы и приемы для привлечения внимания, для лучшего запоминания, специальные приемы, используемые при переходе от одного вида деятельности к другой — тактильные, слуховые, наглядные, двигательные. темп урока должен соответствовать возможностям ученика; чётко обобщать каждый этап урока; новый учебный материал объяснять по частям; вопросы формулировать четко и ясно; больше опираться на конкретный опыт ученика; повторять изученное; проводить физкультпаузы и игровые моменты через 25 минут от начала урока; на каждом уроке обязательна словарная работа с понятиями и терминами; переключать с одного вида деятельности на другой; включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; использование возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии; создавать проблемные ситуации с привлечением жизненного опыта Нацелена на создание на занятиях охранительного педагогического режима: благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности, учет темпа деятельности, предоставление дополнительного времени для обдумывания ответа, соблюдение температурного, светового режима, соответствия мебели росту. Планируемые результаты освоения курса обществознания в 8 классе ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ основного общего образования В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен Знать/понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Содержание курса обществознание 8 класс . Тема 1.Личность и общество. Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХ1 веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Тема 2. Сфера духовной культуры. Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Тема 3.Экономика. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно – правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешне-торговая политика. Тема 4.Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношения к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействия людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Тематическое планирование № 1 2 ср ок и Типуро ка Элементысодержа нияобразования Планируемыерезультатыосвоен ияматериала Введение Изучен иеновог оматер иала Структуракурсаоб ществознания;чел овекичеловеческо еотношениекокру жающемумиру. Актуализациязнаний Бытьличность ю Комбин ирован ный Темаурока Личностьиобщество(4) Осознаниесвязице лижизничеловека аргументироватьсвоёотношение ипотребностей. кпроявлениючеловекакакличнос тивобществеанализироватьсоциальнуюситуа цию,соотноситьмировоззрениеи жизненныеценности, составлятьсравнительнуютабли цу признаки называтьпризнакичеловека,хара ктеризующиеегокакличностьика киндивидуальность -объяснятьосновныепонятия Кол воч асо в 1 1 Элементысодерж аниястандарта гуманизм Биологическоеис оциальноевчелове ке.Личность.Жиз ненныеценностии ориентиры.Самоп ознание.Мировоз зрение.Социализа цияличности. Мат ериа луч ебн ика С.35 §1 3 Обществокак формажизнед еятельности людей Комбин ирован ный 45 Развитиеобще ства Комбин ирован ный Общество,основн ыесферыобществе ннойжизни.Видыо бществ.Социальн ыенормы.Традици онное,индустриал ьноеипостиндустр иальноеобщество. Изменениечелове кавобществевпроц ессеразвития. Многообразиесов ременногомира.Гл обальныепроблем ысовременности. Путирешениямир овыхпроблем.Еди нениемира. объяснятьзначениенаучногопон ятия«общество»,сравниватьсоци альные нормывформедозволения,предп исания,запрета,аргументировать изменениевжизнилюдей -объяснятьосновныепонятия 1 Обществокакфор мажизнедеятельн ости людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. §2 высказыватьсвоюточкузренияоп роцессеразвитияобщества составлятьсравнительнуютабли цу -объяснятьосновныепонятия 1 Человечествов21в еке,основныевызо выиугрозы.Причи ныиопасностьме жд.терроризма. Социальныеизме ненияиихформы. §3 Сферадуховнойжизни(8) 6 Сферадуховн ойжизни Изучен иеновог оматер иала 7 Мораль Комбин ирован ный 89 Долгисовесть Комбин ирован ный Духовнаяиматери альнаякультура.Н аука.Художествен ноетворчество.Ис тина.Сокровищач еловекаичеловече ства.Понятие«кул ьтура» Моральпомогаетч еловекужитьсооб щасдругимилюдь ми.Мораль,челове чность,нравственн ость,добро,зло,мо ральнаяответствен ность,общечелове ческиеценности,и деалы,нравственн ыепринципыличн ости. объяснятьсвязькультурыобщест ваикультурычеловека характеризоватьособенностикул ьтурысовременнойРоссии -объяснятьосновныепонятия 1 Сферадуховнойж изнииееособенно сти. §4 объяснятьназначениеморалидля людей,характеризоватьпризнаки морали,даватьоценкугуманизму каквысшейморальнойценности,о пределятьпоступки,вкоторыхпр оявляетсялюбовькближнему сравниватьпатриотизмиграждан ственность,анализироватьсоциа льныеситуации 1 Мораль. Патриотизм. Гражданственнос ть. Гуманизм. Добро и зло. §5 Мораль,долг,сове сть,поведение. анализироватьсоциальныеситуа ции характеризоватьпонятиедолгисо весть,высказыватьсвоёпонимани еконтроляиоценивания приисполнениидолга 1 §6 10 Образование Комбин ирован ный ЗаконРФ«Обобраз овании.»Конвекци яоправахребенка. КонституцияРФоп равенаобразовани е. 11 Наукавсоврем енномобщест ве Комбин ирован ный Духовнаяиматери альнаякультура.Н аука.Истина.Наук авсовременномоб ществе. 12 Религиякакод наизформкуль туры Комбин ирован ный Религиозноеверов ание.Свободасове сти,гуманистичес кийсмыслрелигии, правонасвободусо вестииегогаранти и. 13 Обобщениепо теме 1,2 Повтор ительно – обобща ющийу рок анализироватьсоциальныеситуа ции даватьобъяснениеприоритетност иобразования,анализироватьзна чимостьобразованиявинформац ионномобществе называтьосновныекачествачелов екаинформационного общества называтьосновныеэлементыобра зовательнойсистемыРФ анализироватьдокументыисоциа льныеситуации характеризоватьнаукукакособу юсистемузнаний объяснятьрольнаукивсовременн омобществе даватьобъяснениепринципасвоб одысовестиивероисповедания систематизироватьматериал,сос тавлятьтаблицу; -даватьопределениерелигии -знатьфункциирелигии перечислитьосновныевидырелиг иозныхорганизаций объяснятьпонятие«сферадуховн ойжизни»,сопоставлятьнаукуио бразование,объяснятьзначением оралидлячеловека, излагатьрольрелигиивжизниобщ ества 1 Образованиеегозн ачимостьвуслови яхинформационн огообщества.Воз можностиполуче нияобщегоипроф ессиональногообр азованиявРФ. §8 1 Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных знаний в современном мире §9 1 Религия,религиоз ныеорганизациии объединения,ихр ольвжизнисоврем енногообщества. §10 Социальнаястру ктураобщества. Социальнаямоб ильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт и пути его разрешения. §23 1 Социальнаясфера(4) 14 Социальнаяст руктураобщес тва Изучен иеновог оматер иала Социальнаяструкт ураисоциальноене равенство.Социал ьнаямобильность. Социальныегрупп ы..Социальныйко нфликт. анализироватьдокументыисоциа льныеситуации,анализироватьст атистическиеданные,выделятьпр изнакиипричинысоциальногоне равенства,анализироватьрольсо цхконфликтоввразвитииобщества , Систематизироватьматериал,сос тавлятьтаблицу«Многообразиес оциальныхгрупп»,знатьосновны епонятияитермины,называтьпри знакистраты,называтьпризнакии видысоциальныхгрупп 2 15 Социальныест атусыироли Комбин ирован ный Социальныйстату с.Современныйэта псоциальногоразв ития.Социальнаяр оль. 16 Нацииимежна циональныеот ношения Комбин ирован ный Этническиеобщно сти.Понятие«наци я».Отношениекис торииитрадициям народа.Межнацио нальныеотношени явсоврем.обве.Этнос,нации,на ционсть,племя,народно сть,культурамежн ациональныхотно шении. 17 Отклоняющее сяповедение Комбин ирован ный 18 Экономикаиеё рольвжизниоб щества Изучен иеновог оматер иала анализироватьдокументыисоциа льныеситуации,анализироватьст атистическиеданные,объяснять, чтоопределяетстатусчеловека,ср авниватьстатусы,анализироватьс татусныепозициимолодыхвобще стве,объяснятьзакреплениегенде рныхролей,знатьосновныепонят ияитермины 1 Социальная роль. Социальные роли подростков. Социальный статус. §24 анализироватьдокументыисоциа льныеситуации,сравниватьпонят ия«нация»и«этнос»,объяснятьзн ачениенацхтрадиций,анализироватьзаинте ресованностьнародоввсотрудни честве,объяснятьопасностьмежн ацхконфликтов,высказатьсвоёмне ниеомерахпопредотвращениюко нфликтов,называтьнормыповоп росамразвитиянацийинациональ ныхотношенийвзаконахРоссии Социальныенорм ыиотклоняющееся анализироватьдокументыисоциа поведение.Разнов льныеситуации,анализироватьст идностиотклоняю атистическиеданные,проследить щегосяповедения. связьмеждупонятиями«социаль Алкоголизминарк наянорма»и«отклоняющеесяпов омания. едение» аргументироватьпричиныивреда лкоголизмаинаркоманиидлячело века,общества, приводитьпримерыпозитивного отклоняющегосяповедения Экономика(15) 1 Этнические группы. Межнациональ ные и межконфессион альные отношения. §25 1 Отклоняющееся поведение.Опас ностьнаркомани ииалкоголизмад лячеловекаиоб щества. §26 Какрождаетсяэкон омика.Экономиче скаясфераобществ а:понятиеиосновн ыеэлементы.Техн икаитехнология.Н ТРиеёсоциальные последствия. анализироватьдокументыисоциа льныеситуации,систематизирова тьматериал,составлятьтаблицу;о бъяснятькакэкономиказависитот объемаинаправленностипотребн остей показыватькакопределяетсяальт ернативнаястоимостьвыбора, даватьопределениепонятиям 1 .Экономикаиеёро львжизниобществ а.Ресурсыипотреб ности,ограниченн остьресурсов.Аль тернативнаястои мость. 19 Главныевопро сыэкономики Комбин ирован ный Потребностиирес урсы:проблемавы бора.Факторыпро изводства.Главны ересурсыэкономи ки. 20 Собственност ь Комбин ирован ный 21 Рыночнаяэкон омика.Спроси предложение. Комбин ирован ный Имущественныео тношения. Собственность. Формысобственно сти.Защитаправас обственности. Рынокиусловияег офункционирован ия.Спросипредло жениенарынке.Ры ночноеравновесие .«Невидимаярука» рынка. 22 23 Производство – основаэконом ики Комбин ирован ный Главныйисточник экономическихбла г.Производство.Т оварыиуслуги.Фак торыпроизводства .Разделениетрудаи специализация. 24 25 Предпринима тельскаядеяте льность Комбин ирован ный Рольпредпринима тельствавэкономи ке.Целифирмыиеё основныеорганиза ционноправовыеформы. Малоепредприни мательство. анализироватьдокументыисоциа льныеситуации,систематизирова тьматериал,составлятьтаблицу;н аходитьрешениепротиворечиюм еждуограниченностьюресурсови ростомпотребностейлюдей сопоставлятьспособыкоординац ииэкономическоговыборавразли чныхэкономическихсистемах,об ъяснятьособенностифункционир ованияосновныхэкономических систем, знатьосновныепонятияитермин ы анализироватьдокументыисоциа льныеситуации, знатьосновныепонятияитермин ы 1 Экономические системы. 1 Собственность.П равособственност и. объяснятьдействиеспросаипредл ожения,даватьоценкупринципа« невидимойрукирынка»,объяснят ьмеханизмустановленияравнове снойцены,анализироватьдокуме нтыисоциальныеситуации,знать основныепонятияитермины,наз ыватьфункциирынка 1 Рынокирыночный механизм. объяснятьрольпроизводствавэко номике,объяснятьзначениеразде лениетрудаиспециализации, анализироватьдокументыисоциа льныеситуации, даватьхарактеристикуфакторам производства, знатьосновныепонятияитермин ы, называтьусловияперехода«прод укт-товар» - сравнивать организационноправовые форм предпринимательства анализироватьдокументыисоциа льныеситуации, составлять сравнительную таблицу, знатьотличияпредпринимательс койдеятельностиотдругихформх озяйствования,называтьфункции предпринимательства,называтьц елифирмы,знатьосновныепонят ияитермины 2 Производство. Факторы производства. Товары и услуги. Производительно сть труда. Разделение труда. Специализация 2 Предприниматель ствоиегоорганиза ционноправовыеформы. Малоепредприни мательствоиферм ерскоехозяйство. 26 Рольгосударст вавэкономике Комбин ирован ный Рольгосударствав регулированииэко номики.Налоговая система.Государс твенныйбюджет.С татьирасхода,деф ицитбюджета. 27 Распределени едоходов Комбин ирован ный Доходыгражданип рожиточныймини мум.Неравенствод оходов.Перераспр еделениедоходов. Экономическиеме рысоциальнойпод держкинаселения. 28 Потребление Комбин ирован ный Потребление.Сем ейноепотребление .Страховыеуслуги ,предоставляемые гражданам.Эконо мическиеосновып равпотребителей. 29 Инфляцияисе мейнаяэконом ика Комбин ирован ный Номинальныеиреа льныедоходы.Фор мысбережениягра ждан.Банковскиеу слуги. систематизироватьматериал,сос тавлятьсхему,таблицу,анализир оватьдокументыисоциальныесит уации,анализироватьнеобходим остьрынкадлягос-ва называтькругэкон.проблем,регу лируемыхгосударством называтьгосударственныеспосо бывоздействиянаэкономикузнат ьосновныепонятияитермины анализироватьдокументыисоциа льныеситуации,объяснятьпричи нынеравенствалюдейиихдоходо в,анализироватьневозможностьу странениянеравенствавдоходах объяснятьэкономическиемерыго сударствапосоциальнойподдерж ке даватьобщуюоценкусоциальным программамиадреснойпомощи,з натьосновныепонятияитермины, называтьисточникидоходовнасе ления анализироватьдокументыисоциа льныеситуации, Объяснять,чтовлияетнаобъемис труктурупотребительскихрасход ов,объяснятьсвязьмеждудоходо мипотреблением,даватьоценкус тепениблагосостоянияграждан,а нализироватьвозможностьшколь никавноситьличныйвкладвсовок упныйдоходсемьи,даватьоценку защитыправпотребителя,знатьос новныепонятияитермины,назыв атьвидыстраховыхуслуг анализироватьдокументыисоциа льныеситуации объяснятьростценврыночнойэко номике,объяснятьразницумежду номинальнымиреальнымдоходо м -систематизироватьматериал,сос тавлятьтаблицу,знатьосновныеп онятияитермины,называтьвлиян иеинфляциинадоходы,называть формысбереженияграждан, называтьназначениепотребитель скогокредита 1 Экономическиеце лиифункциигосуд арства.Налоги. 1 Неравенство доходов. экономические меры социальной поддержки. 1 Страховыеуслуги. Социальноестрах ование.Экономич ескиеосновыправ потребителей. 1 Деньги,инфляция. Формысбережени яграждан.Банковс киеуслуги,предос тавляемыегражда нам. 30 Безработица,е ёпричиныипо следствия Комбин ирован ный 31 Мировоехозя йствоимежду народнаяторг овля Комбин ирован ный 32 Обобщение по теме 3,4 Повтор ительно – обобща ющийу рок 33 Итоговоеобоб щение Повтор ительно – обобща ющийу рок 34 Урок коррекции знаний Безработица – спутникрыночной экономики.Причи ныбезработицы.Э кономическиеисо циальныепоследст виябезработицы.Р ольгосударстваво беспечениизанято сти. анализироватьдокументыисоциа льныеситуации,анализироватьст атистическиеданные;объяснятьэ кономическиеисоциальныепосле дствиябезработицы составлениетаблицы«Последств иябезработицы»,знатьосновные понятияитермины,называтьприч ины безработицы,называтькатегории занятыхибезработных, Мировоехозяйств о.Внешняяторговл анализироватьдокументыисоциа я.Внешнеторговая льныеситуации,анализироватьст политика.Обменн атистическиеданные,объяснятьв ыекурсывалют. ыгодыстранотучастиявмеждмразделениитруда анализироватьусловияизменени яобменногокурсавалют,знатьосн овныепонятияитермины -уметьвестидискуссию анализироватьстатистическиеда нные; презентоватьсделанные выводы Итоговое повторение (2 часа) 1 Безработица. Профсоюз. 1 Международнаят орговля.Обменны екурсывалют. 1 тест 2 Календарно-тематическое планирование 8 класс № п/п Название раздела. Тема урока Образование Кол -во часо в 2 1-2 3-4 Дата план 30.11 07.12 Наука в современном обществе 2 09.12. 14.12 5-6 Религия как одна из форм культуры 2 16.12 21.12 7-8 Практикум по теме «Сфера духовной культуры» 2 23.12 28.12 Раздел 3. Социальная сфера (5 часов) Социальная структура общества 9-10 Социальные статусы и роли 2 11.01 13.01 1112 Нации и межнациональные отношения 1314 Отклоняющееся поведение 1516 Практикум по теме «Социальная сфера» 2 18.01 20.01 2 24.01 27.01 2 01.02 03.02 Раздел 4. экономика (13 часов) Экономика и ее роль в жизни общества 1718 Главные вопросы экономики 2 02.02 10.02 факт 1920 Собственность 2122 Рыночная экономика 2324 Производство – основа экономики 25 Предпринимательская деятельность 1 10.03 2627 Роль государства в экономике 2 15.03 2829 Распределение доходов 3031 Потребление 3234 Инфляция и семейная экономика 2 15.02 17.02 2 21.02 24.02 2 01.03 03.03 17.03 2 31.03 05.04 2 07.04 12.04 3 14.04 19.04 21.04 3536 Безработица, ее причины и последствия 37 Мировое хозяйство и международная торговля 2 26.04 28.04 2 38 03.05 05.05 3940 Практикум по теме «Экономика» 41 Повторение главы 1. 2 10.05 12.05 1 12.05 42 Повторение главы 2. 43 Повторение главы 3. 44 Повторение главы контрольной работе. 45 Годовая контрольная работа. 46 Заключительный урок 4. Подготовка к годовой Учитывая выходные и праздничные дни в 8 классе – 46 часов Критерии эффективности реализации программы, форма контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся. - оценка «отлично» «5» – учащийся освоил минимальный теоретический материал курса, применяет его при решении конкретных заданий; - оценка «хорошо «4» - учащийся может выполнять индивидуальную работу, самостоятельную работу, но с недочётами. То есть, оценка «хорошо» - это оценка за усердие и прилежание, которые привели к положительным результатам, свидетельствующим о возрастании общих умений; - оценка «удовлетворительно» «3» - учащийся усвоил простые идеи и методы курса, что позволяет ему решать задания по данному курсу хорошо, в пределах школьной программы. - оценки «неудовлетворительно» «2» - считаю не следует ставить по той простой причине, что это вызовет потерюинтереса к предмету. Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение 1. Введение в обществознание. Актуальные проблемы: посо-бие.-М., 1991. 2. Введение в обществознание: учеб. пособие для 8—9 кл. общеобр. учреж. / под ред. Л. Н. Боголюбова. 2-е изд. - М., 1997. 3. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. -М., 1995. 4. Кравченко, А. И. Введение в социологию. - М., 1995. 5. Кравченко, А. И. Обществознание: учеб. для 8 кл. Ч. 1. -М.: Русское слово, 2006. - 192 с. 6. Липсиц, И. В. Экономика без тайн. - М., 1993. 7. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. -М., 1995. КИМ для осуществления различных видов контроля и оценки достижения планируемых результатов обучения: КИМы. Обществознание: 8 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2011. Электронные пособия: Электронное приложение к учебнику «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова. 8 класс. Литература для учителя обществознания (основная школа): 1. Маленкова, Л. И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. М.: Педагогическое общество России, 2000. 2. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1. 3. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин -М., 2008. 4. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. -- СПб., 2001. 5. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007. 6. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. -- СПб., 2001. 7. Тишков В. А. Российский народ. Ккнига для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010. 8. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. - СПб. 2008. 9. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. - М., 2008. 10. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М., 2005. Цифровые образовательные ресурсы: http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации). http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации. http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html-Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.50.economicus.ru-50 лекций по микроэкономике. http://www.gallery.economicus.ru- Галерея экономистов. http://www.be.economicus.ru- Основы экономики. Вводный курс. http://www.mba-start.ru/— Бизнес-образование без границ. http://www.businessvoc.ru— Бизнес-словарь. http://www.hpo.opg— Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru— Президент России — гражданам школьного возраста. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Декларация прав школьника. nttp://www.schoolsector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете. http://www.chelt.ru— журнал «Человек и труд». http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества. http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии. http://www.russianculture.ru/— Культура России. http://www.ecolife.ru/index.shtml— Экология и жизнь. Международный экологический портал. http://www.ecosysterna.ru/— Экологический центр «Экосистема» .http://www.priroda.ru/— Национальный портал «Природа России». http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика). http: //www.glossary.ru/— Глоссарий по социальным наукам. http://www.ihtik.libru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники. ^ г** ОШ № 3 Золотова И.А. нуровано и скреплено печатью листов