муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры Гуманитарного, художественно-эстетического и оздоровительного цикла СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Яценко И.А. подпись МБОУ СОШ №3 МО Забураева Л.Г. УТВЕРЖДЕНО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке 8 класс Учитель: Гревпак Алина Олеговна (первая квалификационная категория) на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по музыке 8 класса разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, учётом примерной программы основного общего образования по музыке для 8 класса разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка. 5-8 классы», издательство «Просвещение» 2018г. Цели и задачи Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей: - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; - развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса, - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем: - научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; - содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру; - воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; - способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства; - научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний; - сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений; - развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве; - воспитывать культуру мышления и речи. Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета «музыка» в учебном плане Широкое культурологическое пространство программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности. Предмет «Музыка» изучается на ступени общего образования в качестве обязательного предмета в 8 классах в о объеме 34 ч. 1 час в неделю. Планируемые результаты Изучение курса музыки в 8 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов: в направлении личностного развития: -формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров; -принятие мультикультурной картины современного мира; -становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; -формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; -готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; -умение познавать мир через музыкальные формы и образы. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: Регулятивные УУД: – умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; – умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; – владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД: – умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы; – смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; – умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные УУД: – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; – формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию3. Содержание учебного предмета «Музыка» 8 класс Изучение музыки на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира; • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.). Общая характеристика учебного предмета Особенности содержания курса «Музыка» в основной школе обусловлены формированием у учащихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры происходит в опоре на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение), развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов. Программа предполагает расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию. Овладение основами музыкальной грамотности осуществляется в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту. В основной школе происходит становление и развитие динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственных творческих инициатив в мире музыки. Организация учебного процесса Основной формой организации учебного процесса является урок. Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Основные содержательные линии: Музыка как вид искусства Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационнообразных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Народное музыкальное творчество Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Современная музыкальная жизнь Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. Значение музыки в жизни человека Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Содержание учебного предмета по годам обучения Тема 1 полугодия: « Классика и современность» Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления о музыкальном искусстве. Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Тема 2 полугодия: «Традиции и новаторство в музыке» Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители. Классическая музыка в современных обработках. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом. Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур. Тематическое планирование № п/п Наименование разделов 1. 2. «Классика и современность» «Традиции и новаторство в музыке» Итого Кол-во часов 16 ч 18 ч 34 ч Календарно-тематическое планирование по музыке 8 класс № № п/п раздела Тема урока (раздел) и темы урока 1. «Классика и современность» 16 ч. 1 2 1.1 1.2 Классика в нашей жизни. Примеча ние Кол-во Дата Дата Причина часов (план) (факт) корректи ровки 1 02.09 02.09 В музыкальном театре. Опера. Опера 1 09.09 09.09 3 4 5 6 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 7 8 1.8 1.9 9 10 11 12 1.10 1.11 1.12 1.13 13 14 15 1.14 1.15 1.16 16 «Князь Игорь». В музыкальном театре. Опера «Князь 1 Игорь». Русская эпическая опера. В музыкальном театре. Балет. Балет 1 «Ярославна» В музыкальном театре. Балет Б.И. 1 Тищенко «Ярославна». В музыкальном театре. Мюзикл. Рок1 опера. «Человек есть тайна». Рок-опера Э. Артемьева «Преступление и 1 наказание». Мюзикл Ж Пресгюрвика. «Ромео и 1 Джульетта: от ненависти до любви». Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» Музыкальные 1 зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена 1 «Пер Гюнт». «Гоголь –сюита» из музыки к 1 спектаклю «Ревизская сказка». Музыка в кино. 1 Музыка к фильму «Властелин колец». В концертном зале. Симфония. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. 1 Шуберта» В концертном зале. Симфония № 5 П. 1 И. Чайковского. В концертном зале. Симфония № 1 1 («Классическая») С. Прокофьева. Музыка - это огромный мир, окружающий человека... 1 2. «Традиции и новаторство в музыке» 18ч. 17 2.1 Музыканты - извечные маги. 2.2 И снова в музыкальном театре. Опера 18 «Порги и Бесс» Дж. Гершвин. 2.3 Развитие традиций оперного 19 спектакля. 2.4 Опера «Кармен» самая популярная 20 опера в мире. Образ Кармен. 2.5 Опера «Кармен» самая популярная 21 опера в мире. Образ Хозе и 16.09 16.09 23.09 23.09 30.09 30.09 07.10 07.10 14.10 14.10 21.10 21.10 28.10 28.10 11.11 11.11 18.11 18.11 25.11 25.11 02.12 02.12 09.12 09.12 16.12 16.12 23.12 23.12 1 13.01 13.01 1 20.01 20.01 1 27.01 27.01 1 03.02 03.02 1 10.02 10.02 22 23 2.6 2.7 2.8 24 25 26 27 28 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 29 30 31 2.14 2.15 2.16 32 33 34 2.17 2.18 Эскамильо. Портреты великих исполнителей. 1 Елена Образцова. Балет «Кармен-сюита». Новое 1 прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Хозе. 1 Образы «масок» и Тореадора. Портреты великих исполнителей. 1 Майя Плисецкая. Современный музыкальный театр. 1 Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке. 1 В концертном зале. Симфония № 7. Д. 1 Шостаковича («Ленинградская») В концертном зале. Симфония № 7. Д. Шостаковича («Ленинградская»). 1 Литературные страницы. Аттестационная контрольная работа. 1 Музыка в храмовом синтезе искусств. 1 Неизвестный Свиридов цикл «Песнопения и молитвы». Свет 1 фресок Дионисия – миру. Музыкальные завещания потомкам. 1 Пусть музыка звучит! Обобщающий урок: «Традиции и новаторство в 1 музыке». 17.02 17.02 03.03 03.03 10.03 10.03 17.03 17.03 31.03 31.03 07.04 07.04 14.04 14.04 21.04 21.04 28.04 05.05 28.04 05.05 12.05 12.05 19.05 19.05 26.05 26.05 г ровано и скреплено печатью _ листов, р МБОУ СОШ №3 Золотова И. А.