рабочая программа музыка 8 класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
Гуманитарного, художественно-эстетического
и оздоровительного цикла

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Яценко И.А.
подпись

МБОУ СОШ №3
МО Забураева Л.Г.

УТВЕРЖДЕНО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке 8 класс
Учитель: Гревпак Алина Олеговна
(первая квалификационная категория)
на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке 8 класса разработана на основе
федерального государственного общеобразовательного стандарта основного
общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 г. № 1897), закона РФ «Об образовании», требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или
допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ
№3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, учётом примерной
программы основного общего образования по музыке для 8 класса
разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской
«Музыка. 5-8 классы», издательство «Просвещение» 2018г.
Цели и задачи
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение
следующих целей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной
памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и
ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе,
жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах,
особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом
наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных
композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими
видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том
числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании,
музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации
исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству
своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся;
потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой
и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к
музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели
программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни
каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и
окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям,
потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на
основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами
художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие
музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение,
проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета «музыка» в учебном плане
Широкое культурологическое пространство программы позволяет
осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в
контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы,
изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному
развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления,
познавательных интересов, становлению творческих способностей
развивающейся личности.
Предмет «Музыка» изучается на ступени общего образования в
качестве обязательного предмета в 8 классах в о объеме 34 ч. 1 час в неделю.

Планируемые результаты
Изучение курса музыки в 8 классе дает возможность обучающимся достичь
следующих результатов:
в направлении личностного развития:
-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и
воспринимать
музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
-принятие мультикультурной картины современного мира;
-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры;
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и
творческих
задач;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности учащихся:

Регулятивные УУД:
– умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
– умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Познавательные УУД:
– умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации; устанавливать причинно-следственные связи, размышлять,
рассуждать и делать выводы;
– смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять
функции и роли участников, например, в художественном проекте,
взаимодействовать и работать в группе;
– формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию3.
Содержание учебного предмета «Музыка» 8 класс
Изучение музыки на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
•
формирование музыкальной культуры личности, освоение
музыкальной картины мира;
•
развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности,
развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии
и воображения;
•
развитие творческих способностей учащихся в различных видах
музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных
инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Общая характеристика учебного предмета
Особенности содержания курса «Музыка» в основной школе обусловлены
формированием у учащихся потребности в общении с музыкой в ходе
дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации,

самообразования, организации содержательного культурного досуга на
основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в
развитии мировой культуры происходит в опоре на продуктивную
музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных
произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение), развитие
общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на
основе восприятия и анализа музыкальных образов.
Программа предполагает расширение музыкального и общего культурного
кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого
интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию.
Овладение основами музыкальной грамотности осуществляется в опоре на
способность эмоционального восприятия музыки как живого образного
искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и
ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
В основной школе происходит становление и развитие динамической
системы ценностных ориентаций и мотиваций. При изучении музыки
закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов
творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных
художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии,
воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов
решения проблем.
Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к
основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их
углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит
формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию
чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры,
становление собственных творческих инициатив в мире музыки.
Организация учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является урок. Виды
музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и
направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной
музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое,
ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; различного рода импровизации (ритмические,
вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен),
сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов
музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое
начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке
(оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка

музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение
стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений),
самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской
(проектной) деятельности и др.
Основные содержательные линии:
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационнообразных построений. Средства музыкальной выразительности в создании
музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной,
инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и
театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и
трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных образов (лирические, драматические, героические,
романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие
связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с
изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном
искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.
Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры
народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры
русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы
художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).
Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной
культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и
интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной
музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.
Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских
композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в
становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка
русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые
черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной
духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал,
мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант
эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт,

Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист,
Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов
XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX
века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка,
опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная
и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов
(И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов,
Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ
столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века
(импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке,
ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и
настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.).
Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и
воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом:
концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).
Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах,
А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков,
Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо,
М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.)
классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры
музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная
музыка считаться классической? Классическая музыка в современных
обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной
правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие
музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы
жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в
национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая
сила музыки как вида искусства.
Содержание учебного предмета по годам обучения
Тема 1 полугодия: « Классика и современность»
Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование
целостного представления о музыкальном искусстве. Современная
музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и

интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран.
Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и
зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные
коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка.
Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония,
симфония-действо и др.).
Тема 2 полугодия: «Традиции и новаторство в музыке»
Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители. Классическая
музыка в современных обработках. Всемирные центры музыкальной
культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные
технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной
жизни в России и за рубежом. Значение музыки в жизни человека.
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе.
Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные
проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие
функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние
средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные
залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и
инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность
музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.
Тематическое планирование
№ п/п

Наименование разделов

1.
2.

«Классика и современность»
«Традиции и новаторство в музыке»
Итого

Кол-во
часов
16 ч
18 ч
34 ч

Календарно-тематическое планирование по музыке 8 класс
№
№ п/п раздела Тема урока (раздел)
и темы
урока
1. «Классика и современность» 16 ч.
1
2

1.1
1.2

Классика в нашей жизни.

Примеча
ние
Кол-во Дата Дата
Причина
часов (план) (факт)
корректи
ровки
1

02.09

02.09

В музыкальном театре. Опера. Опера 1

09.09

09.09

3
4
5
6

1.3
1.4
1.5
1.6
1.7

7
8

1.8
1.9

9

10
11
12

1.10
1.11
1.12
1.13

13
14
15

1.14
1.15
1.16

16

«Князь Игорь».
В музыкальном театре. Опера «Князь
1
Игорь». Русская эпическая опера.
В музыкальном театре. Балет. Балет
1
«Ярославна»
В музыкальном театре. Балет Б.И.
1
Тищенко «Ярославна».
В музыкальном театре. Мюзикл. Рок1
опера.
«Человек есть тайна». Рок-опера Э.
Артемьева «Преступление и
1
наказание».
Мюзикл Ж Пресгюрвика. «Ромео и
1
Джульетта: от ненависти до любви».
Музыка к драматическому спектаклю.
«Ромео и Джульетта» Музыкальные
1
зарисовки для большого
симфонического оркестра.
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена
1
«Пер Гюнт».
«Гоголь –сюита» из музыки к
1
спектаклю «Ревизская сказка».
Музыка в кино.
1
Музыка к фильму «Властелин колец».
В концертном зале. Симфония.
Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. 1
Шуберта»
В концертном зале. Симфония № 5 П.
1
И. Чайковского.
В концертном зале. Симфония № 1
1
(«Классическая») С. Прокофьева.
Музыка - это огромный мир,
окружающий человека...
1

2. «Традиции и новаторство в музыке» 18ч.
17
2.1
Музыканты - извечные маги.
2.2
И снова в музыкальном театре. Опера
18
«Порги и Бесс» Дж. Гершвин.
2.3
Развитие традиций оперного
19
спектакля.
2.4
Опера «Кармен» самая популярная
20
опера в мире. Образ Кармен.
2.5
Опера «Кармен» самая популярная
21
опера в мире. Образ Хозе и

16.09

16.09

23.09

23.09

30.09

30.09

07.10

07.10

14.10

14.10

21.10

21.10

28.10

28.10

11.11

11.11

18.11

18.11

25.11

25.11

02.12

02.12

09.12

09.12

16.12

16.12

23.12

23.12

1

13.01

13.01

1

20.01

20.01

1

27.01

27.01

1

03.02

03.02

1

10.02

10.02

22
23

2.6
2.7
2.8

24
25
26
27
28

2.9
2.10
2.11
2.12
2.13

29
30
31

2.14
2.15
2.16

32
33
34

2.17
2.18

Эскамильо.
Портреты великих исполнителей.
1
Елена Образцова.
Балет «Кармен-сюита». Новое
1
прочтение оперы Бизе. Образ Кармен.
Балет «Кармен-сюита». Новое
прочтение оперы Бизе. Образ Хозе.
1
Образы «масок» и Тореадора.
Портреты великих исполнителей.
1
Майя Плисецкая.
Современный музыкальный театр.
1
Великие мюзиклы мира.
Классика в современной обработке. 1
В концертном зале. Симфония № 7. Д.
1
Шостаковича («Ленинградская»)
В концертном зале. Симфония № 7. Д.
Шостаковича («Ленинградская»).
1
Литературные страницы.
Аттестационная контрольная работа. 1
Музыка в храмовом синтезе искусств. 1
Неизвестный Свиридов цикл
«Песнопения и молитвы». Свет
1
фресок Дионисия – миру.
Музыкальные завещания потомкам. 1
Пусть музыка звучит! Обобщающий
урок: «Традиции и новаторство в
1
музыке».

17.02

17.02

03.03

03.03

10.03

10.03

17.03

17.03

31.03

31.03

07.04

07.04

14.04

14.04

21.04

21.04

28.04
05.05

28.04
05.05

12.05

12.05

19.05

19.05

26.05

26.05

г
ровано и скреплено печатью
_ листов,
р МБОУ СОШ №3
Золотова И. А.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».