рабочая программа литература 6 Б класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 город Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарного, художественно-эстетического
и оздоровительного цикла
МБОУ СОШ №3
от 3.1.0^2022 Г. №2
секретарь МО Забураева Л.Г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Яценко Н.А.
подпись

31.08.2022 г.

И О Д П ^ ’Б '

«Утверждаю»

Золотова
г №222/1
Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе 66 класс
Учитель: Емельянова Ольга Эдуардовна
на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства
Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы №3 города КаменскаШахтинского, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в
образовательномпроцессе в МБОУ СОШ №3 , учебного плана локальных актов МБОУ СОШ №3,
авторской программы по литературе 5-7 классов Литература: Учебник
для 6 класса

общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово –
учебник», 2012. – (ФГОС Инновационная школа).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой
личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи
искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и
анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными
средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре,
уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира
школьников, их жизненного и эстетического опыта;
 развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом
значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об
отдельных произведениях зарубежной классики;
 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в
них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
русским языком.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным
произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их
художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить
учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими
художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические
идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Место предмета в учебном плане. Согласно учебному плану МБОУ СОШ №3 на
изучение литературы в 6 классе отводится 3 часа в неделю, 101 час в год.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
УМК
1.Литература: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост.
Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
2

Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса)
Личностными результатамиформируемыми при изучениипредмета «Литература»,
являются:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувствалюбви
к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатамиизучения курса «Литература» является формирование
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
 планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
 осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Познавательные УУД:
 формулировать
проблему,выдвигать
аргументы,строить
логическую
цепь
рассуждения,находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
 осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из
различных источников;
 определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения,
выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
 применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
 перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.
Коммуникативные УУД:
 владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
 адекватно воспринимать устную и письменную речь;
 точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной
проблеме;
 соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и
правила русского речевого этикета.
Предметные результаты изучения литературы являются:
1)в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора ифольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX
вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявлениезаложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и
ихсовременного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
кодному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции,изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытииидейно-художественного
содержания произведения (элементы филологическогоанализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
3

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры,сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,
ихоценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтениеи
адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованиемобразных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы
попрослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологическиевысказывания
разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикойизученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты
на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетическоговкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, ролиизобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образовлитературных
произведений.
Предметными результатами изучения курса литературы в 6 классе являются:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам
в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её
интерпретацию
средствами
других
искусств
(иллюстрация,
мультипликация,
художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском
национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты
национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки, соблюдая соответствующую интонацию «устного
высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для
народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять
жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
4

– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения
для самостоятельного чтения;
– выявлятьи интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и
на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского
и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные
линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты
национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую
функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под
руководством учителя) определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять
её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Учащиеся должны знать и применять на практике:
 понятия, связанные с общими свойствами литературы (художественный образ, роль
художественного вымысла в литературе);
 понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея,
композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев (портрет, речь,
авторская характеристика); роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства
языка, особенности стихотворной речи;
 понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны
 объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его
темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;
5

 характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного
или нескольких произведений;
 обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
 определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к
одному из литературных родов и жанров;
 выразительно читать (в частности наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
 давать устный и письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о
героях произведения, о его нравственном содержании);
 писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему;
 писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного
отношения к событиям и героям.
Воспитательный компонент уроков
Рабочая программа по литературе разработана с учётом рабочей программы воспитания и
направлена на развитие гражданско-патриотической, духовно-нравственной, эстетической
сторон личности учащихся.
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
№
Тема
п/п
1
Введение
2
Из греческой мифологии
3
Из устного народного творчества
4
Из древнерусской литературы
5
Из русской литературы XIII века
6
Из русской литературы XIXвека
7
Из русской литературы XXвека
8
Из поэзии о Великой Отечественной Войне
9
Из зарубежной литературы
С учетом праздничных и выходных дней

Кол-во часов
1
3
3
4
3
53
25
2
7
101

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

№в
разд.

1

1

2
3

1
2

4

3

Тема урока

Колво
час.

Введение (1час)
О литературе, писателе и читателе
Из греческой мифологии (3 часа)
Мифы о героях. «Пять веков».

Героизм, стремление познать мир,
реализовать мечту.«Прометей»
Значение
древнегреческих
мифов.«Яблоки Гесперид».

1

02.09

1
1

03.09

1

09.09

Из устного народного творчества (3 часа)

6

Дата
Примечание
Причина
План Факт
корректиров
ки

05.09

5

1

6

2

7

3

8

1

9

2

10

3

11

4

12

1

13

2

14

3

15

1

16

2

17

3

18

4

19

5

20

6

21

7

22

8

23

9

24

10

25

11

Нравственный
идеал
русского
1
фольклора.Сказка«Солдат и смерть»
Из эпоса народов России.
1
Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя
в предании «Как Бадынко победил
одноглазого великана»
Народные представления о добре и зле.
1
«Сказка о молодильных яблоках и живой
воде».
Из древнерусской литературы (4 часа)
Особенности древнерусской литературы,
1
отражение в ней истории Древней Руси и
представлений о событиях и людях.
«Сказание о белгородских колодцах»
Гимн в честь воинского подвига. «Повесть
1
о разорении Рязани Батыем».
Поучительный характер древнерусской
1
литературы. «Поучение Владимира
Мономаха».
Поучительный характер древнерусской
1
литературы.
Из русской литературыXIII века (3часа)
М.В. Ломоносов- гениальный ученый,
1
теоретик литературы, поэт, гражданин.
Отражение мыслей ученого и поэта;
1
независимость, гармония - основные
мотивы стихотворения.«Стихи, сочиненные
на дороге в Петергоф»
М.В. Ломоносов означениирусскогоязыка.
1
М.В. Ломоносов иПетрВеликий.
Из русской литературы XIX века (53 часа)
В.А. Жуковский. Краткие сведения о
1
писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.
Жанр баллады втворчествеВ.А. Жуковского
1
«Светлана». Творческаяисториябаллады.

10.09

Фантастическое и реальное, связь
сфольклором, особенности языка и
образов в балладе В.А. Жуковского

1

08.10

1

10.10

1

14.10

1

15.10

Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее
утро».

1

17.10

В мире пушкинского стихотворения
«Зимний вечер».
Стихотворные размеры (метры).
Стихотворный ритм.
Урок практикум по теме «Стихотворные
размеры».
Контр.работа по лирике А.С.Пушкина.

1

21.10

1

22.10

1

24.10

1

28.10

«Светлана».
Лицейв жизни
итворческойбиографииА.С.Пушкина
Тема «барства дикого» в стихотворении
А.С. Пушкина «Деревня».
Тема природы в лирике А. С. Пушкина.
«Редеет облаков летучая гряда».

7

12.09

16.09

17.09

19.09
23.09

24.09

26.09
30.09

01.10

03.10
07.10

Осенние каникулы
26

12

27

13

А.С. Пушкин «Дубровский».Историческая
эпоха в романе. История создания.
Прототипы.
Ссора Дубровского с Троекуровым.

28

14

Отец и сын Дубровские.

29

15

30

16

Владимир
Дубровский
—доблестный
гвардейский
офицер, необыкновенный учитель и
благородный разбойник.
Дубровский иМашаТроекурова.

31

17

32

18

33

19

34

20

35

21

36

22

37

23

38

24

39

25

40

26

41

27

42

28

Остап
и
Андрий.
Сравнительная
характеристика (характеры, типы, речь).
Остап и Андрий. Сравнительная
характеристика (характеры, типы, речь).
Подвиг Тараса Бульбы.

43

29

Классное сочинение №2 по повести

44

30

45

31

46

32

47

33

48

34

Классное сочинение №1 - сравнительная
характеристика
(«Троекуров
–
Дубровский»)
М.Ю. Лермонтов.Личность и судьба поэта.
Мотив странничества в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Тучи».
Вольнолюбивые мотивы в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Парус».
Трагическое одиночество человека в мире и
исторической «бездомности» поколения в
стихотворении
М.Ю.
Лермонтова
«Листок».
Трагическая непреодолимость одиночества
при общей родственности судьбы в
стихотворенииМ.Ю.
Лермонтова
«На
севере диком…»
Конкурс творческих работ.
Н.В. Гоголь.Слово о писателе. «Тарас
Бульба»: история создания повести,
историческая основа и народнопоэтические
истоки.
Степькак образРодины вповестиГоголя

«Тарас Бульба».
Классное сочинение №2 по повести

«Тарас Бульба».
Казачествов
изображенииН.В.
Гоголя
(отрывок из речи Тараса о товариществе
наизусть)
Контрольный тест за I полугодие
Анализ тестовых работ

07.11

1
1
1

11.11

1
1

18.11

1
1

21.11
25.11

1

26.11

1

28.11

1

02.12

1
1

03.12
05.12

1
1

09.12

1

12.12

1
1

16.12

1

19.12

1

23.12

1
1

24.12
26.12

1

09.01

12.11
14.11

19.11

10.12

17.12

Зимние каникулы
И. С. Тургенев. «Записки охотника»:
творческая
история
и
своеобразие
композиции.

8

49

35

50

36

51

37

52
53

38
39

54

40

55

41

56

42

57

43

58

44

59

45

60

46

61

47

62

48

63

49

64

50

65

51

66

52

И. С. Тургенев «Бирюк»:служебный и
человеческий долг, общечеловеческое в
рассказе.
Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В
дороге».
Н. А. Некрасов. Гражданская позиция
поэта.Тема народного труда и «долюшки
женской» - основные в творчестве
поэта.(«В
полном
разгаре
страда
деревенская…»,
«Великое чувство!У
каждых дверей…»)
Л.Н. Толстойв 30—50 гг.XIX в.
Общее настроение внутренней
неустроенности и беспокойства, присущее
герою повести Л.Н. Толстого «Детство».
Общее настроение внутренней
неустроенности и беспокойства, присущее
герою повести Л.Н. Толстого «Детство».
Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ
«Бедные люди».
Домашнее сочинение-размышление «Какие
мысли и чувства навеял на меня пересказ
Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?»
В.Г. Короленко. «В дурном обществе»
(«Дети подземелья»). Картины нищеты и
страданий бедных людей в изображении
рассказчика. Протест против социального
неравенства и унижения человеческого
достоинства. Отец и сын.
В.Г. Короленко. «В дурном обществе»
(«Дети подземелья»). Картины нищеты и
страданий бедных людей в изображении
рассказчика. Протест против социального
неравенства и унижения человеческого
достоинства. Отец и сын.
Роль дружбы в жизни героев повестиВ.Г.
Короленко «В дурном обществе».
Дети и взрослые в повести В.Г. Короленко
«В дурном обществе».
Классное сочинение №3 «Мой друг Вася
(от имени Валека)».
Классное сочинение №3 «Мой друг Вася
(от имени Валека)».
Особенности раннего творчества А.П.
Чехова.
Сатирические
июмористическиерассказыА.П.
Чехова.
«Налим».
Особенности раннего творчества А.П.
Чехова. Сатирические
июмористическиерассказыА.П. Чехова.
«Налим».
А.П. Чехов «Толстый и тонкий»:
социальное неравенство. Чинопочитание,
угодливость в рассказе.
Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

9

1

13.01

1

14.01

1

16.01

1
1

20.01
21.01

1

23.01

1

27.01

1

28.01

1

30.01

1

03.02

1

04.02

1

06.02

1

10.02

1

11.02

1

13.02

1

17.02

1

18.02

1

20.02

67

53

68

1

69

2

70

3

71

4

72

5

73

6

74

7

75

8

76

9

77

10

78

11

79

12

80

13

81
82

14
15

83

16

84

17

85

18

Мастерскаятворческогописьма.Смешнойсл
1
учай изжизни.
Из русской литературы XX ВЕКА (25 часов)
Мир природы и человека в стихотворениях
1
И.А.Бунина («Не видно птиц.Покорно
чахнет…»)
Мир природы и человека в стихотворениях
1
И.А.Бунина («Не видно птиц.Покорно
чахнет…»)
И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в
1
изображении писателя.
А.И. Куприн.Личность писателя. Повесть
1
«Белый пудель».Судьба бродячих артистов
в рассказе.
А.И. Куприн.Личность писателя. Повесть
1
«Белый пудель».Судьба бродячих артистов
в рассказе.
Чувство
собственного
достоинства,
1
верность дружбе в рассказеА.И. Куприна
«Белый пудель».
А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема и
1
образы в рассказе; внутренний мир
человека и приемы его художественного
раскрытия.
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о
1
собаке»: творческая история; автор и его
герои.

25.02

«Разбуди меня завтра рано…»: пафос и
тема стихотворенияС.А. Есенин

1

18.03

Весенние каникулы
Слово о писателе1

31.03

1

01.04

1

03.04

1

07.04

1
1
1

08.04

1

15.04

1

17.04

М.М. Пришвин.
натуралисте.
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» —
сказка-быль. Особенностижанра.
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».Настя и
Митраша.
Смыслназваниясказки-былиМ.М.
Пришвина «Кладовая солнца».
В мастерской художника (М.М. Пришвина)

В мастерской художника (М.М. Пришвина)
Проблема жестокости, справедливости,
подвига,
долга,
жизни
и
смерти,
бессмертия,
любви
к
родине
в
стихотворениях
А.А.
Ахматовой
«Мужество», «Победа», «Родная земля»,
«Перед весной бывают дни такие…»
Проблема жестокости, справедливости,
подвига,
долга,
жизни
и
смерти,
бессмертия,
любви
к
родине
в
стихотворениях
А.А.
Ахматовой
«Мужество», «Победа», Родная земля»,
«Перед весной бывают дни такие…»
Из поэзии о Великой Отечественной войне.
Литературно-

10

27.02

03.03

04.03
06.03

10.03

11.03

13.03

17.03

10.04
14.04

86
87

88

89

90
91

92

93

94

95

96

97

98

99
100
101

музыкальнаякомпозиция:«Сороковые
роковые…».
Краткиесведения оВ.П. Астафьеве. Повесть
19
1
«Последний поклон».
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
20
1
Изображение быта и жизни сибирской
деревни в послевоенные годы.
Нравственные проблемы в рассказе В.П.
21
1
Астафьева
«Конь
с
розовой
гривой».Бабушка Екатерина Петровна, ее
роль в рассказе. Герой рассказа Санька
Леонтьев
22
Нравственные проблемы в рассказе В.П.
1
Астафьева «Конь с розовой
гривой».Бабушка Екатерина Петровна, ее
роль в рассказе. Герой рассказа Санька
Леонтьев
Творческая работа по рассказу В.П.
23
1
Астафьева«Конь с розовой гривой».
Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и
24
1
природа в поэзии Рубцова. Стихотворение
«Звезда полей»
Неразрывная связь героя с Родиной в
25
1
стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя
родина».
Из поэзии о Великой Отечественной Войне (2 часа)
1
Поэты о Войне. М.В. Исаковский, С.С.
1
Орлов, К.М. Симонов, Д.С. Самойлов,
Расул Гамзатов.
Факты биографии Н.М. Рубцова. «Звезда
полей», «Тихая моя Родина»
2
Факты биографии В.П. Астафьева. Детство
1
героев рассказа «Конь с розовой гривой».
Из зарубежной литературы (7 часов)
1
Восточные сказки. Разнообразие тем и
1
сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна
ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе».
История создания, тематика, проблематика.
Краткиесведенияо братьяхГримм.
2
1
Сходство
иразличиянародных
илитературных
сказок.СказкабратьевГримм«Снегурочка»
и«Сказкао
мертвойцаревнеи
о
семибогатырях»А.С. Пушкина.
3
Краткие сведения об О. Генри.
1
Утверждение душевной красоты
«маленьких людей» в новелле «Дары
волхвов».
О детстве с улыбкой и всерьёз.О. Генри.
4
1
«Вождь краснокожих». Языковые средства
создания комического.
Краткиесведенияо
Дж.
5
1
Лондоне.«Северныерассказы»
6
Итоговый контрольный тест
1
Анализ итогового контрольного теста.
7

11

21.04
22.04

24.04

28.04

29.04
05.05

06.05

12.05

13.05

15.05

19.05

20.05

22.05

26.05
27.05
29.05

С учетом праздничных и выходных дней – 101 час

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по РКО.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное
сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в
конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и
правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление
ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что
и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и
доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал
непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибкив формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным
препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное непонимание и незнание
материала
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные
критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов,
правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического
содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала,
важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в
цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях;
соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
12

-точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний,
умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
-глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании
текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении
целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
-стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее
содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
-достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание
литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими
для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
-логичное и последовательное изложение содержания;
-написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее
содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а
также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
-в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или
недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в
изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
-материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в
последовательности выражения мыслей;
-обнаруживается владение основами письменной речи;
-в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
-не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании
текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и
обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
-характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
-отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Контрольно-измерительные материалы
Контрольный тест за I полугодие
\
1.Какое из произведений не является произведением древнерусской литературы?
«Сказание о белгородском киселе» «Песнь о вещем Олеге»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Повесть о разорении Рязани Батыем»
2.Назовите имя королевича из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
Ярослав Елисей Алексей Всеволод
3.Исследовательское прочтение художественного текста
Аллегория антитеза анализ эпилог
4.Укажите даты жизни А.С.Пушкина
1814-1841 1799-1837 1860-1904 1817-1883

13

5.Укажите даты жизни М.Ю.Лермонтова
1799-1837 1860-1904 1817-1883 1814-1841
6. Укажите даты жизни И.С.Тургенева
1817-1883 1799-1837 1860-1904 1814-1841
7. Укажите даты жизни А.П.Чехова
1860-1904 1799-1837 1817-1883 1814-1841
8.Кто такой И.А.Крылов?
Поэт писатель баснописец журналист
9.Определите жанр произведения А.С.Пушкина «Дубровский»
Повесть рассказ роман новелла
10.Что заставило Дубровского от мести Троекурову?
Любовь в Марии Кирилловне Страх перед Троекуровым
Равнодушие Уважительное отношение к богатому господину
11.Укажите стихотворение М.Ю.Лермонтова
«Тучки небесные…» «Узник» «Зимнее утро» «И.И.Пущину»
12.Укажите лицейских друзей А.С.Пушкина?
А. ДельвигВ.ЖуковскийВ.КюхельбекерИ.Пущин
13.Определите жанр произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Роман повесть притча рассказ
14.Почему отказалась от помощи Дубровского Мария Кирилловна?
Разлюбила его обиделась за его опоздание не простила его
Обвенчалась в церкви с Верейскими должна была хранить ему верность
15.Кто автор произведения «Ночь перед Рождеством»?
Н.ГогольА.ПушкинМ.ЛермонтовИ.Тургенев
16.Кто автор стихотворения «Парус»?
М.ЛермонтовА.ПушкинФ.ТютчевА.Фет
17.Кто автор баллады «Светлана»?
Жуковский Пушкин Лермонтов Вяземский
18. Кого из героев можно назвать главным в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»?
Очумелова Хрюкина щенка генерала
19.Кто автор стихотворения «В полном разгаре страда деревенская»?
И.БунинМ.ГорькийН.НекрасовА.Фет
20.Кто автор рассказа «Шуточка»?
А.КупринА.ЧеховИ.БунинМ.Горький
21. Укажите автора произведения «Хамелеон»?
И.ТургеневА.ЧеховН.ГогольЛ.Толстой
22.Определите жанр произведения М.Пришкина «Кладовая солнца»
Повесть сказка сказка-быль рассказ

14

23.Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»?
Платонов Астафьев Пришвин Распутин
24.Кто автор стихотворения «Сороковые роковые»?
Ахматова Рубцов Самойлов Гамзатов
25.Кто автор стихотворения «Тихая моя родина»?
Рубцов Самойлов Гамзатов Ваншенкин
26.Кто из русских поэтов родился в с.Константиново Рязанской области?
С.ЕсенинИ.БунинН.РубцовА.Блок
27. Кто из русских писателей основал школу в Ясной Поляне?
С.ЕсенинЛ.ТолстойА.ЧеховВ.Короленко
28. Кто автор стихотворения «Мужество»?
Самойлов Ахматова Рубцов Гамзатов
Критерий оценивания:
Каждый правильный ответ – 1 балл
№ 12 – 3 балла
От 0-15- «2»
От 16-23-«3»
От 24-27- «4»
От 28-30- «5»
Ключ:
1. «Песнь о вещем Олеге» 2. Елисей 3. анализ 4. 1799-1837 5. 1814-1841 6. 1817-1883 7. 1860-1904 8.
баснописец 9. Повесть 10. Любовь в Марии Кирилловне 11. «Тучки небесные…» 12. А.
ДельвигВ.КюхельбекерИ.Пущин 13. повесть 14. Обвенчалась в церкви с Верейскими должна была
хранить ему верность 15. Н.Гоголь 16. М.Лермонтов 17. Жуковский 18. Очумелов 19. Н.Некрасов 20.
А.Чехов 21. А.Чехов 22. сказка-быль 23. Астафьев 24. Самойлов 25. Рубцов 26. С.Есенин 27. Л.Толстой
28. Ахматова

I ВАРИАНТ
1. Определить стихотворный размер
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит Всё же мне вас жаль немножко,
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.
2. Эпитет – это …
1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;
2) художественное определение;
3) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
4) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы
3. Слепая елань (топкое место в болоте) в произведении «Кладовая солнца» называлась
так, потому что:
1) Люди, попав в нее, теряли зрение
2) Здесь росли цветы, которые народ зовет «куриная слепота»
3) Внешне она никак не отличалась от остального болота
15

4. Кто написал рассказ «Конь с розовой гривой»?
1) В.П.Астафьев
2) Н.В. Гоголь
3) А.С. Пушкин
4) М.Ю.Лермонтов
5. Трехсложный размер стиха с ударением на первом слоге:
1) ямб;
2) дактиль;
3) анапест;
4) амфибрахий.
6. О.Генри – автор произведения:
1) «Любовь к жизни»
2) «Вождь Краснокожих»
3) «Снегурочка»
4) «Соловей»
7. Укажите жанр произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»:
1)Повесть
2)Сказка
3) Сказка-быль
8. Как звали сыновей Тараса Бульбы в одноименной повести Н.В.Гоголя:
1) Валек и Вася
2) Остап и Андрий
3) Дмитрий и Даниил
4) Сергей и Иван
9. Напишите авторов к произведениям:
1) Баллада «Светлана» 2) Роман «Дубровский» 3) Повесть «Тарас Бульба» 4) Рассказ «Певцы», «Бирюк» 5) Повесть «Детство»6) Рассказ «В дурном обществе»7) Рассказ «Троп» 8) Рассказ «Конь с розовой гривой» 9) Рассказ «Вождь краснокожих» 10) Рассказ «Любовь к жизни» 10.Соотнесите названия произведений и авторов.
1) «Тучи» а) Л.Н. Толстой
2) «Бирюк» б) А.С. Пушкин
3) «Зимнее утро» в) М.Ю. Лермонтов
4) «Светлана» г) Н.В. Гоголь
5) «Бедные люди» д) И.С. Тургенев
6) «Тарас Бульба» е) В.А. Жуковский
7) «Толстый и тонкий» ж) А.И. Куприн
8) «Конь с розовой гривой» з) М.М. Пришвин
9) «Кладовая солнца» и) А.П. Чехов
10) «Тапёр» к) В.П. Астафьев
11. Соотнесите героев и произведения.
1) Троекуров
а) «Белый пудель»
2) Николенька
б) «Кладовая солнца»
3) Маруся
в) «Дубровский»
4) Мартын Лодыжкин г) «Детство»
5) Настя
д) «В дурном обществе»
16

12. Назовите средство выразительности, использованное автором в следующем отрывке:
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
13. Расположите и запишите в правильном порядке элементы композиции: завязка,
экспозиция, кульминация, развитие сюжета, развязка.
Итоговый контрольный тест
II ВАРИАНТ
1.Определить стихотворный размер.
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
2. Миф – это:
1) произведение, созданное народной фантазией, о происхождении мира, природных явлений, о
подвигах богов и героев
2 ) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле
3) повествование от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи
4) короткий рассказ с нравоучительным выводом, часто стихотворного вида.
3.Небольшой иносказательный рассказ, заключающий религиозное или моральное
поучение, - это:
1) поговорка;
2) притча;
3) басня;
4) анекдот.
4. Кто автор повести «В дурном обществе»
1) Н. С. Лесков;
2) А. С. Пушкин;
3) Н. В. Гоголь;
4) В.Г. Короленко
5. Двухсложный размер стиха с ударением на первом слоге:
1) ямб;
2) дактиль;
3) хорей;
4) амфибрахий.
6. Повествование в «Кладовой солнца» ведется от лица:
1) Митраши и Насти
2) Геологов
3) Жителей деревни
7. Метафора – это…
1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;
2) художественное определение;
3) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
4) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы
8. Рассказ «Любовь к жизни» написал:
1) Марк Твен;
2) Сетон- Томпсон;
17

3) Астрид Линдгрен;
4) Джек Лондон.
9. Напишите каждому автору свое произведение:
1) А.С.Пушкин –
2) Н.В.Гоголь –
3) В.А.Жуковский –
4) И.С.Тургенев –
5) А.П.Чехов –
6) А.И.Куприн –
7) В.Г.Короленко –
8) М.М.Пришвин –
9) В.К.Железников –
10) В.П.Астафьев –
10.Соотнесите названия произведений и авторов.
1) «Парус»
а) Л.Н. Толстой
2) «Кладова солнца»
б) М.М.Пришвин
3) «Бирюк»
в) М.Ю. Лермонтов
4) «В дурном обществе»
г) Н.В. Гоголь
5) «Детство»
д) И.С. Тургенев
6) «Тарас Бульба»
е) В.Г. Короленко
7) «Налим»
ж) А.И. Куприн
8) «Конь с розовой гривой» з) В.П. Астафьев
9) «Лапти»
и) А.П. Чехов
10) «Белый пудель»
к) И.А. Бунин
11. Соотнесите героев и произведения.
1) Шабашкин а) «Белый пудель»
2) Нафанаил
б) «Кладовая солнца»
3) Тыбурций
в) «Дубровский»
4) Арто
г) «Толстый и тонкий»
5) Митраша д) «В дурном обществе»
12. Назовите средство выразительности, использованное автором в следующем отрывке:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
13. Расположите и запишите в правильном порядке элементы композиции: завязка,
экспозиция, кульминация, развитие сюжета, развязка.
Ключ:
I вариант
Хорей
2
3
1
2
2
3
2
В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев,Л.Н. Толстой, В.Г.Короленко,
В.К.Железников, В.П.Астафьев, О.Генри, Д.Лондон.
10. 1в
2д
3б
18
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

4е
5а
6г
7и
8к
9з
10ж
11. 1в

2г
3д
4а
5б
12. Олицетворение
13. Экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка.
Задания 1-8, 12 – макс. – 1 балл
Задания 9,10 - по одному баллу за каждый правильный ответ. Макс. – 10 баллов.
Задания 11,13 - по одному баллу за каждый правильный ответ. Макс. – 5 баллов.
II вариант
1. Ямб
2. 1
3. 2
4. 4
5. 3
6. 2
7. 1
8. 4
9. За каждое верно выбранное произведение по 1 баллу
10. 1в
2б
3д
4е
5а
6г
7и
8з
9к
10ж
11. 1в
2г
3д
4а
5б
12. Метафора
13. Экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка.

Задания 1-8, 12 – макс. – 1 балл
Задания 9,10 - по одному баллу за каждый правильный ответ. Макс. – 10 баллов.
Задания 11,13 - по одному баллу за каждый правильный ответ. Макс. – 5 баллов.
19

Прошнуровано и скреплено печатью
~/9
листов,
ектор МБОУ СОШ №3
Золотова И. А.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».