муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР <Яценко Н.А. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры гуманитарного цикла МБОУ СОШ №3 подпись От 31.08.2022г. №2 (Ж с^ Секретарь МО Забураева Л.Г. подшщь УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №3 И.А. Золотова Приказ^от 31.08.2022 года №221/1 И.А.Золотова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 7 класс Учитель: Ерохина Светлана Владимировна на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа технологии в7 классесоставлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10. №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск - Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, с учётом примерной программы по технологии 5-9 классы (стандарты второго поколения 2008г.), ориентирована на учебник по технологии для общеобразовательных организаций: Под редакцией Казакевича В.М./ В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова, Е.Н. Филимонова, Г. Л. Копотева, Е.Н. Максимова Просвещение, Москва, 2019 Приказ Минобразования РФ от 28.12.2018г. № 345 Цели изученияучебного предмета «Технология» Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются: обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их развития; освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности; формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники; овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда; развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере; формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности. Общая характеристика учебного предмета «Технология» Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. На основе данной программы в образовательной организации допускается построение рабочей программы, в которой иначе строятся разделы и темы, с минимально допустимой коррекцией объёма времени, отводимого на их изучение. Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям: распространённые технологии современного производства и сферы услуг; культура и эстетика труда; получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; элементы черчения, графики и дизайна; элементы прикладной экономики, предпринимательства; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; творческая, проектно-исследовательская деятельность; технологическая культура производства и культура труда; история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии. Содержание деятельности обучающихся по программе в соответствии с целями выстроено в структуре 12 разделов: Раздел 1. Методы и средства творческой проектной деятельности Раздел 2. Производство Раздел 3. Технология Раздел 4. Техника Раздел 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов Раздел 6. Технологии приготовления мучных изделий Раздел 7. Технологии получения и обработки рыбы и морепродуктов Раздел 8. Технологии получения, преобразования и использования энергии Раздел 9. Технологии получения, обработки и использования информации Раздел 10. Технологии растениеводства Раздел 11. Кормление животных как основа технологии их выращивания и преобразования в интересах человека Раздел 12. Социальные технологии Все разделы содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного раздела служат исходным продуктом для постановки задач в другом – от информирования, моделирования элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя. Основная форма обучения – познавательная и созидательная деятельность обучающихся. Приоритетными методами обучения являются познавательно-трудовые упражнения, лабораторно-практические, опытно-практические работы. Программой предусмотрено построение годового учебного плана занятий с введением творческой проектной деятельности с начала учебного года. При организации творческой проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления (его потребительной стоимости). Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечивал бы охват максимума рекомендуемых в программе технологических операций. При этом надо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста. Для более глубокого освоения предмета «Технология» желательно организовать для обучающихся летнюю (или осеннюю) технологическую практику за счёт времени из компонента образовательной организации. В период практики школьники под руководством учителя могут выполнять посильный ремонт учебных приборов и наглядных пособий, классного оборудования, школьных помещений, санитарнотехнических коммуникаций, выполнять сельскохозяйственные работы и др. Особенно это целесообразно по технологиям растениеводства и животноводства. Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с биологией при рассмотрении и анализе технологий получения и преобразования объектов живой природы, как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; с физикой при изучении характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов, с иностранным языком при трактовке терминов и понятий. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов. Место предмета «Технология» в базисном учебном плане Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание субъективно новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на изучение, создание и преобразование материальных, информационных и социальных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт познавательной и практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Педагогическое сопровождение со стороны учителя принимает форму прямого руководства, консультирования или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии). Рекомендуется строить учебный процесс таким образом, чтобы объяснение учителя в той или иной форме составляло не более 0,2 урочного времени и не более 0,15 объёма программы. Основной формой обучения должна быть познавательно-созидательная деятельность учащихся. Класс-7 Количество часов в неделю-2 Требования к результатам изучения учебного предмета «Технология» При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» в 7 классе учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным результатам, предметным и требования индивидуализации обучения. Личностные результаты 1.Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. 2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. 3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. 4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. 5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации. 6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры. 7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации. 8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. 9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. 10. Проявление технико-технологического организации своей деятельности. и экономического мышления при Метапредметные результаты Метапредметными результатами являются: освоение обучающимися 7 класса межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в предметнопреобразующей деятельности; самостоятельность планирования и осуществления предметнопреобразующей деятельности; организация сотрудничества; построение индивидуальной образовательной траектории. Регулятивные Обучающиеся научатся или получат возможность научиться: - планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом); - планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам. Познавательные Обучающиеся научатся или получат возможность научиться: - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Универсальные логические действия: - имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); - составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем). В сфере развития познавательных УУД ученики 7 класса научатся: - использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования; - овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач. Коммуникативные Обучающиеся научатся или получат возможность научиться: - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); - формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); - формирование умения работать в парах и малых группах; - формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). В сфере коммуникативных УУД ученики 7 класса смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера); - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; - адекватно передавать информацию; - отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Предметные результаты В познавательной сфере: 1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; 2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения; 3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах, и технологиях создания объектов труда; 4) классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природу и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; 5) распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; 6) владение кодами и методами чтения, и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; 7) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; 8) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; 9) Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов; 10) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач. В трудовой сфере: 1) планирование технологического процесса и процесса труда; 2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; 3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; 4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; 5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; 6) анализ, разработка и/или реализация прикладных проектов; 7) анализ, разработка и/или реализация технологических проектов, предполагающих оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике); 8) анализ, разработка и/или реализация проектов, предполагающих планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации); 9) планирование (разработка) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов; 10) разработка плана продвижения продукта; 11) проведение и анализ конструирования механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора); 12) планирование последовательности операций и разработка инструкции, технологической карты для исполнителя, согласование с заинтересованными субъектами; 13) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; 14) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами; 15) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни; 16) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья; 17) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья; 18) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности; 19) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; 20) соблюдение трудовой и технологической дисциплины; 21) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; 22) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля; 23) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; 24) документирование результатов труда и проектной деятельности; 25) расчёт себестоимости продукта труда. В мотивационной сфере: 1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; 2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; 3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства; 4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности; 5) осознание ответственности за качество результатов труда; 6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; 7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: 1) дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; 2) применение различных технологий технического творчества и декоративноприкладного искусства (резьба по дереву, чеканка, роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры; 3) моделирование художественного оформления объекта труда; 4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры; 5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды; 6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности; 7) создание художественного образа и воплощение его в продукте; 8) развитие пространственного художественного воображения; 9) развитие композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма, стиля и формы; 12) понимание роли света в образовании формы и цвета; 13) решение художественного образа средствами фактуры материалов; 14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей; 15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве; 16) применение методов художественного проектирования одежды; 17) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола; 18) соблюдение правил этикета. В коммуникативной сфере: 1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива; 2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; 3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; 4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.; 5) способность к коллективному решению творческих задач; 6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива; 7) способность прийти на помощь товарищу; 8) способность бесконфликтного общения в коллективе. Результаты, заявленные разделам содержания образовательной программой «Технология» по Раздел 1. Методы и средства творческой проектной деятельности Теоретические сведения Техническая и технологическая документация проекта, их виды и варианты оформления. Методы творческой деятельности: метод фокальных объектов, мозговой штурм, морфологический анализ. Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы творчества в проектной деятельности. Экономическая оценка проекта и его презентация. Реклама полученного продукта труда на рынке товаров и услуг. Практическая деятельность Деловая игра «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе морфологического анализа. Разработка изделия на основе метода фокальных объектов и морфологической матрицы.Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта. Расчёт себестоимости проекта. Подготовка презентации проекта с помощью MicrosoftPowerPoint. Раздел 2. Производство Теоретические сведения Энергия, информация, социальные объекты как предметы труда. Предметы труда сельскохозяйственного производства. Энергетические установки и аппараты как средства труда. Продукт труда. Средства измерения и контроля процесса производства и продуктов труда. Транспортные средства при производстве материальных и нематериальных благ. Особенности транспортировки жидкостей и газов. Практическая деятельность Сравнение характеристик транспортных средств. Моделирование транспортных средств. Экскурсии. Подготовка иллюстрированных рефератов и коллажей по темам раздела. Ознакомление с образцами предметов труда различных производств. Раздел 3. Технология Теоретические сведения Инфраструктура как необходимое условие реализации высоких технологий Перспективные технологии XXI века. Объёмное 3D-моделирование. Нано технологии, их особенности и области применения. Новые энергетические технологии. Перспективы развития информационных технологий. Биотехнологии и генная инженерия. Новые транспортные технологии. Практическая деятельность Учебное управление технологическими средствами труда. Ознакомление с измерительными приборами для контроля технологий и проведение измерений различных технических, технологических и физических параметров предмета труда. Экскурсии. Подготовка рефератов. Раздел 4. Техника Теоретические сведения Двигатели машин, как основных видов техники. Виды двигателей. Передаточные механизмы в технике: виды, предназначение и характеристики. Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссии. Органы управления техникой. Системы управления. Автоматизированная техника. Автоматические устройства и машины. Станки с ЧПУ. Техника для транспортирования. Сравнение характеристик транспортных средств. Моделирование транспортных средств. Практическая деятельность Ознакомление с конструкциями и работой различных передаточных механизмов и трансмиссий. Изготовление моделей передаточных механизмов. Раздел 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов ДРЕВЕСИНА Основные технологические операции и приёмы ручной обработки древесины и древесных материалов с помощью механических и электрифицированных (аккумуляторных) ручных инструментов: пиление, строгание, сверление, шлифование; особенности их выполнения. Технологический процесс и точность изготовления изделий. Правила безопасной работы ручными столярными механическими и электрифицированными инструментами. Настройка к работе ручных инструментов. Сборка деталей изделия гвоздями, шурупами, склеиванием. Зачистка, окраска и лакирование деревянных поверхностей. Практическая деятельность Изготовление изделия из древесных материалов с применением различных способов соединения деталей. Подготовка к работе токарного станка для вытачивания изделий из древесины. МЕТАЛЛЫ И ПЛАСТМАССЫ Применение штангенциркуля для разработки чертежей и изготовления изделий из проката. Устройство штангенциркуля. Измерение штангенциркулем. Правила безопасной работы со штангенциркулем. Сверлильный станок: назначение, устройство. Инструменты и оснастка. Приёмы работы на сверлильном станке. Крепление заготовок. Правила безопасной работы на сверлильном станке. Токарно-винторезные станки и их назначение. Инструменты и приспособления. Крепление заготовки и резца. Правила безопасной работы на токарном станке. Виды и приёмы работ. Чертежи деталей, вытачиваемых на токарном станке. Информация о токарных станках с ЧПУ. Практическая деятельность Ознакомление с видами и свойствами металлического проката и конструкционных пластмасс. Разработка сборочного чертежа изделия с использованием штангенциркуля. Обработка металлического проката механическими и электрифицированными (аккумуляторными) ручными инструментами. Ознакомление с устройством и принципом работы токарно-винторезного станка. Крепление заготовки и резца. Точение наружной цилиндрической поверхности заготовки. Точение детали по чертежу и технологической карте с соблюдением правил безопасной работы. Контроль размеров детали. ТЕКСТИЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И КОЖА Теоретические сведения Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО. Подготовка ткани и ниток к вышивке. Отделка швейных изделий вышивкой: вышивание швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование компьютера в проектировании вышивке крестом. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков. Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Закрепление ленты в игле. Швы, используемые в вышивке лентами. Оформление готовой работы. Материалы для вязания крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Практическая деятельность Проведение влажно-тепловых работ. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану. Создание схем вышивки. Выполнение образцов вышивки. Раздел 6. Технология приготовления мучных изделий Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Кулинарная классификация овощей. Питательная ценность фруктов. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Технология приготовления блюд из сырых овощей (фруктов). Виды тепловой обработки продуктов. Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления блюд из варёных овощей. Виды круп, применяемых в питании человека. Технология приготовления крупяных каш. Требования к качеству рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Требования к качеству готовых блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд. Расчёт расхода круп и макаронных изделий с учетом объема приготовления. Значение молока в питании человека. Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Требования к качеству молочных готовых блюд. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Первичная обработка рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы. Практическая деятельность Исследование каш и макаронных изделий быстрого приготовления. Приготовление блюд из творога. Сравнительный анализ коровьего и козьего молока. Использование различных приёмов при обработке рыбы. Исследование качества муки. Приготовление домашней выпечки. Приготовление сладких блюд. Приготовление желе. Раздел 7. Технологии получения и обработки рыбы и морепродуктов Теоретические сведения Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Практическая деятельность Первичная обработка рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы. Раздел 8. Технологии получения, преобразования и использования энергии Теоретические сведения Энергия магнитного поля и её применение. Электрическая энергия. Способы получения и источники электрической энергии. Электрические аккумуляторы. Электроприёмники, электрические цепи их подключения. Схемы электрических цепей. Преобразование электрической энергии в другие виды энергии и работу. Энергия магнитного поля и энергия электромагнитного поля и их применение. Практическая деятельность Изготовление игрушки «йо-йо». Сбор дополнительной информации об областях получения и применения тепловой энергии в Интернете и справочной литературе. Ознакомление с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытание. Сбор дополнительной информации об областях получения и применения ядерной и термоядерной энергии в Интернете и справочной литературе. Подготовка иллюстрированных рефератов по теме. Ознакомление с работкой радиометра и дозиметра. Раздел 9. Технологии получения, обработки и использования информации Теоретические сведения Технологии получения информации. Методы и средства наблюдений. Опыты и исследования. Технологии записи и хранения информации. Запоминание как метод записи информации. Средства и методы записи знаковой и символьной, и образной информации, аудиоинформации, видеоинформации. Компьютер как средство получения, обработки и записи информации. Практическая деятельность Чтение и запись информации различными средствами отображения информации. Проведение хронометража и фотографии учебной деятельности. Освоение методов запоминания информации. Аудио-, фото- и видеозапись информации. Представление, запись информации и обработка информации с помощью компьютера. Раздел 10. Технологии растениеводства Теоретические сведения Основные виды дикорастущих растений, используемых человеком. Предназначение дикорастущих растений в жизни человека. Технологии заготовки сырья дикорастущих растений. Технологии переработки и применения сырья дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды. Технологии флористики. Технологии фитодизайна. Технологии ландшафтного дизайна.Ознакомление с понятием «генная (генетическая) инженерия». Практическая деятельность Освоение способов подготовки почвы для выращивания комнатных растений, рассады овощных культур в условиях школьного кабинета. Определение чистоты и всхожести семян. Освоение способов подготовки семян к посеву на примере комнатных или овощных культур. Освоение основных способов посева/посадки комнатных или овощных культурных растений в условиях школьного кабинета. Составление графика агротехнологических приёмов ухода за культурными растениями. Освоение способов хранения овощей и фруктов. Освоение основных технологических приёмов аранжировки цветочных композиций. Освоение основных технологических приёмов использования комнатных культур в оформлении помещений (на примере школьных помещений). Освоение основных технологических приёмов использования цветочно-декоративных культур в оформлении ландшафта пришкольной территории. Раздел 11. Кормление животных как основа технологии их выращивания и преобразования в интересах человека Теоретические сведения Содержание животных как элемент технологии преобразования животных организмов в интересах человека. Строительство и оборудование помещений для животных, технические устройства, обеспечивающиенеобходимые условия содержания животных и уход за ними. Кормление животных, как элемент технологии их преобразования в интересах человека. Принципы кормления животных. Экономические показатели кормления и выращивания сельскохозяйственных животных.Экологические проблемы. Бездомные животные как социальная проблема. Практическая деятельность Сбор информации и описание условий содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей. Проектирование и изготовление простейших технических устройств, обеспечивающих условия содержания животных и облегчающих уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др. Бездомные животные (проблема своего микрорайона). Составление рационов для домашних животных в семье, организация их кормления. Сбор информации и описание работы по улучшению пород кошек и собак в клубах. Раздел 12. Социальные технологии Теоретические сведения Методы и средства получения информации в процессе социальных технологий. Опросы. Анкетирование. Интервью. Наблюдение. Рынок и его сущность. Маркетинг как вид социальной технологии. Спрос и его характеристики. Потребительная и меновая стоимость товара. Деньги. Методы и средства стимулирования сбыта. Бизнес и предпринимательство. Отличительные особенности предпринимательской деятельности. Понятие о бизнес-плане. Практическая деятельность Составление вопросников, анкет и тестов для контроля знаний по учебным предметам. Проведение анкетирования и обработка результатов. Составление вопросников для выявления требований к качеству конкретного товара. Оценка качества рекламы в средствах массовой информации. Тематическое планирование № Наименование раздела 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Кол-во часов 5 5 2 5 и 6 Методы и средства творческой и проектной деятельности Производство Технология Техника Технологии получения, обработки, преобразования использования материалов Технологии приготовления мучных изделий Технологии получения и обработки рыбы и морепродуктов Технологии получения, преобразования и использования энергии Технологии получения, обработки и использования информации Технологии растениеводства Кормление животных как основа технологии их выращивания и преобразования в интересах человека Социально-экономические технологии Итого 6 4 3 5 4 6 13 66 Календарно-тематическое планирование по технологии 7 класса Примеч № ание Колраздел Дата Дата Причин № п/п Тема урока (раздел) во аи (план) (факт) а часов темы коррект урока ировки 1.Методы и средства творческой проектной деятельности 5 ч. Вводный инструктаж по О.Т. и правил по 01.09 1 технике безопасности в кабинете технологии. 1 Санитарно-гигиенические требования. Создание новых идей методом фокальных 1 05.09. объектов. Создание новых идей методом фокальных 2 1 08.09. 1.1 объектов. 1.2 Техническая документация в проекте. 3 12.09 Конструкторская документация. 2 4 15.09 5 1.3-1.4 Технологическая документация в проекте. 2. Производство 5 ч. 1 19.09 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 2.1-2.2 Современные средства ручного труда. 2.3 Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии. Практическая работа 3. Технология 2ч. 3.1-3.3 Культура производства. Технологическая культура производства. Культура труда 4.Техника 5ч. 4.1-4.4 Двигатели. Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Паровые двигатели 4.5 Тепловые двигатели внутреннего сгорания. Контрольная работа за 1 четверть 1 1 1 22.09 26.09 29.09 2 03.10. 06.10 2 10.10 13.10 2 1 1 17.10 20.10 24.10 27.10 17 4.6 Реактивные и ракетные двигатели. 1 07.11 18 4.7 Электрические двигатели. 1 10.11 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов 6ч. н 5.1-5.4 Производство металлов. Производство древесных материалов. Производство искусственных и синтетических волокон в текстильном производстве. 5.5-5.6 Свойства искусственных волокон. Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием. 5.7-5.8 Производственные технологии пластического формования материалов. Физико-химические и 23 термические технологии обработки 24 конструкционных материалов 21 22 2 14.11 17.11 2 21.11 24.11 2 28.11 01.12 33 34 6. Технологии приготовления мучных изделий 6ч. 6.1-6.2 Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления 05.12 2 изделий из теста. Хлеб и продукты 08.12 хлебопекарной промышленности. 6.3 Мучные кондитерские изделия и тесто для их 12.12 2 приготовления 15.12 Практическая работа 1 19.12 Контрольная работа за 2 четверть 1 22.12 7. Технологии получения и обработки рыбы и морепродуктов 4ч. 7.1-7.2 Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность 26.12 2 рыбы 09.01 7.2-7.3 Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. Морепродукты. Рыбные 12.01 2 консервы и пресервы. 16.01 35 36 8. Технологии получения, преобразования и использования энергии 3ч. 8.1-8.2 Энергия магнитного поля. Энергия 19.01 2 электрического поля. 23.01 25 26 27 28 29 30 31 32 8.3-8.4 Энергия электрического тока. Энергия 1 26.01 электромагнитного поля 9. Технологии получения, обработки и использования информации 5ч. 38 9.1 Источники и каналы получения информации 1 30.01 9.2-9.3 Метод наблюдения в получении новой 39 02.02 информации. Технические средства проведения 2 40 06.02 наблюдений 9.4 Опыты и эксперименты для получения новой 41 1 09.02 информации 42 Практическая работа 1 13.02 10. Технологии растениеводства 4ч. 10.1- Грибы, их значение в природе и жизни 10.3 человека. Характеристика искусственно 43 16.02 выращиваемых съедобных грибов. Требования 2 44 20.02 к среде и условиям выращивания культивируемых грибов 10.4- Технологии ухода за грибницами и получение 27.02 45 10.5 урожая шампиньонов и вешенок. Безопасные 2 02.03 46 технологии сбора и заготовок дикорастущих грибов 11. Кормление животных как основа технологии их выращивания и преобразования в интересах человека 6 ч. 11.1 Корма для животных. Состав кормов и их 06.03 47 питательность. Составление рационов 1 кормления. 48 Контрольная работа за 3 четверть. 1 09.03 49 11.2 Корма для животных. 1 13.03 50 11.3 Состав кормов и их питательность. 1 16.03 51 11.3 Составление рационов кормления 1 30.03 11.1- Подготовка кормов к скармливанию и раздача 52 03.04 11.3 животным. 2 53 06.04 37 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 12. Социальные технологии 13 ч. 12.1 Назначение социологических исследований. 2 12.2 Технологии опроса: анкетирование. 12.3 Технологии опроса: интервью. Творческий проект «Сувенир» Контрольная работа за 4 четверть Творческий проект «Буклет» Итоговый проект Защита проектов Итого: Количество часов в год 67 2 2 1 1 1 2 2 10.04 13.04 17.04 20.04 24.04 27.04 04.05 11.05 15.05 18.05 22.05 25.05 29.05 67