рабочая программа информатика 5 класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Заместитель директора по УВР
Яценко Н.А.

Методического объединения
Естественно-математического цикла

подпись

МБОУ СОШ №3

От 31.08.2022г. №2
секретарь МО Галактионова И.Н.
юдпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3 И.А. Золотова
Приказ от 31.08.2022 года №221/1
И.А.Золотова

Подпись руководите.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике 5 класс
Учитель: Ерохина Светлана Владимировна
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатики в 5 классе составлена на основе федерального
государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования
(приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10. №1897), закона РФ «Об
образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск - Шахтинский,
федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в
образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ
СОШ №3, с учётом примерной программы по информатики 5-9 классы (стандарты
второго поколения 2008г.), ориентирована на учебник по информатики для
общеобразовательных организаций: Под редакцией Босова Л.Л./Босова А.Ю. Бином,
Москва, 2018 Приказ Минобразования РФ от 28.12.2018г. № 345
Настоящая рабочая программа учитывает многоуровневую структуру предмета
«Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно
развивающий знания школьников в области информатики и информационно –
коммуникационных технологий.
Цели учебного предмета
Изучение информатики в 5 классе вносит значительный вклад в достижение главных
целей основного общего образования, способствуя:
Целямиизучения информатикинауровне5классаявляются:

формированиерядаметапредметныхпонятий,втомчислепонятий«объект»,
«система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для
успешногопродолженияучебнопознавательнойдеятельностииосновынаучногомировоззрения;

формированиеалгоритмическогостилямышлениякакнеобходимогоусловия
профессиональнойдеятельностивсовременномвысокотехнологичномобществе;

формированиенеобходимыхдляуспешнойжизнивменяющемсямиреуниверс
альных учебных действий (универсальных компетентностей) на основесредствиметодов
информатики иинформационных технологий, втомчислеовладение умениями работать с
различными видами информации, самостоятельнопланировать и осуществлять
индивидуальную
и
коллективную
информационнуюдеятельность,представлятьиоцениватьеёрезультаты;

формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций
цифровойэкономики,таких,какбазовое
программирование,основыработыс
данными,коммуникация в современных цифровых средах, информационная
безопасность;воспитаниеответственногоиизбирательногоотношенияк информации
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «ИНФОРМАТИКА»восновномобщемобразованииотражает:

сущностьинформатикикакнаучнойдисциплины,изучающейзакономерности
протеканияивозможностиавтоматизацииинформационныхпроцессоввразличныхсистемах
;

основныеобластипримененияинформатики,преждевсегоинформационныет
ехнологии,управление исоциальнуюсферу;

междисциплинарныйхарактеринформатикииинформационнойдеятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формированиемировоззренияшкольника,егожизненнуюпозицию,закладываетосновыпон
иманияпринциповфункционированияииспользованияинформационныхтехнологийкакнео
бходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее
значимыхтехнологических достижений современной цивилизации. Многие предметные
знания и способыдеятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики,
находят применение как врамках образовательного процесса при изучении других
предметных
областей,
так
и
в
иныхжизненныхситуациях,становятсязначимымидляформированиякачествличности,т.е.о

риентированынаформированиеметапредметныхиличностныхрезультатовобучения.
Основныезадачиучебногопредмета«ИНФОРМАТИКА»сформироватьуобучающихся:

пониманиепринциповустройстваифункционированияобъектовцифровогоо
кружения,представленияобисторииитенденцияхразвитияинформатикипериода
цифровойтрансформациисовременногообщества;

знания, умения и навыки цифровой грамотности постановки задач,
возникающихвпрактическойдеятельности,дляихрешенияспомощьюинформационныхтех
нологий;умения и навыкиформализованногоописанияпоставленныхзадач;

базовыезнанияобинформационноммоделировании,втомчислеоматематиче
скоммоделировании;

знание основных алгоритмических структур и умение применять эти
знания дляпостроения алгоритмоврешения задач по ихматематическиммоделям;

умения и навыки составления простых программ по построенному
алгоритму наодномизязыковпрограммированиявысокогоуровня;

уменияинавыкиэффективногоиспользованияосновныхтиповприкладныхпр
ограмм(приложений)общегоназначенияиинформационныхсистемдлярешениясихпомощь
ю практическихзадач;

владениебазовыминормамиинформационнойэтикииправа,основамиинф
ормационнойбезопасности;

умение грамотно интерпретировать результатырешения практических
задач
спомощьюинформационныхтехнологий,применятьполученныерезультатывпрактической
деятельности.
ЦЕЛИИЗАДАЧИИЗУЧЕНИЯИНФОРМАТИКИНАУРОВНЕОСНОВНОГООБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯОПРЕДЕЛЯЮТСТРУКТУРУОСНОВНОГОСОДЕРЖАНИЯУЧЕБНОГ
ОПРЕДМЕТАВВИДЕ СЛЕДУЮЩИХЧЕТЫРЁХТЕМАТИЧЕСКИХРАЗДЕЛОВ:
1.
цифровая грамотность;
2.
теоретическиеосновыинформатики;
3.
алгоритмыипрограммирование;
информационныетехнологии
Место предмета в базисном учебном плане
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на
изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной
культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере
общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса
информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе
и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В
настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным
государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной
школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.
Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические
навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс
информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже
имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение
этого опыта.
Всистемеобщегообразования«Информатика»признанаобязательнымучебнымпредмето
м,входящимвсоставпредметнойобласти«Математика иинформатика».
Учебным планом на изучение информатики в 5 классе на базовом уровне отведено
34учебныхчаса–по1часувнеделю.
Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ ООП ОО в
рамках изучения предмета «Информатика» в 5классе

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно-полезной,
учебноисследовательской, творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
–
освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
 владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
 владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,

диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от
стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
 ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования
и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и
звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений;
коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации;
анализ информации).
Предметные результаты-включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты
изучения информатики в основной школе отражают:
 формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных
средств обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых
результатов
 Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: учебник для 6 класса (ФГОС). - М.:
БИНОМ.
Содержание учебного предмета «Информатика»
Цифроваяграмотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами,
мобильнымиустройствамиидругимиэлементамицифровогоокружения
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее
попрограмме.Мобильныеустройства.Основныекомпонентыперсональныхком
пьютеров
и
мобильных
устройств.
Процессор.
Оперативная
и
долговременнаяпамять.Устройствавводаивывода.
Программыдлякомпьютеров.Пользователии
программисты.Прикладныепрограммы(приложения),системноепрограммн
оеобеспечение(операционные системы). Запуск и завершение работы
программы (приложения).Имяфайла(папки, каталога).

Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на
вебстранице.Поисковыесистемы.Поискинформациипоключевымсловамипоизобр
ажению.Достоверностьинформации,полученнойизИнтернета.
Правила
безопасного
поведения
в
Интернете.
Процесс
аутентификации.Видыаутентификации(аутентификацияпопаролям,аутентиф
икацияспомощьюSMS,биометрическаяаутентификация,аутентификациячере
згеографическое
местоположение,
многофакторнаяаутентификация).
Паролидляаккаунтоввсоциальныхсетях.Кибербуллинг.
Теоретическиеосновыинформатики
Информациявжизничеловека.Способы восприятияинформациичеловеком.
Рользрениявполучениичеловекоминформации.Компьютерноезрение.
Действия
с
информацией.
Кодированиеинформации.Данные
—
записанная(зафиксированная)информация,котораяможетбытьобработанаавто
матизированнойсистемой.
Искусственныйинтеллектиегорольвжизничеловека.
Алгоритмыипрограммирование.
Понятие
алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные
алгоритмы.
Циклическиеалгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного
илитекстовогопрограммирования.
Информационныетехнологии
Графическийредактор.Растровыерисунки.Пиксель.Использованиеграфичес
кихпримитивов.Операциисфрагментамиизображения:выделение,копировани
е,поворот,отражение.
Текстовыйредактор.Правиланаборатекста.
Текстовыйпроцессор.Редактированиетекста.Проверкаправописания.Расста
новка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые,
сзасечками,моноширинные).Полужирноеикурсивноеначертание.Свойстваабз
ацев:
границы,
абзацныйотступ,интервал,выравнивание.Вставка
изображенийвтекстовыедокументы.Обтеканиеизображенийтекстом.Компьют
ерныепрезентации.Слайд.Добавлениенаслайдтекстаиизображений.Работасне
сколькимислайдами.
Изучениеинформатикив5классенаправленонадостижениеобучающимисяличностных,
метапредметныхипредметныхрезультатовосвоенияучебногопредмета.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития исоциализацииобучающихсясредствамипредмета.
Патриотическоевоспитание:
ценностноеотношениекотечественномукультурному,историческомуинаучномунаслед
ию;пониманиезначенияинформатикикакнаукивжизнисовременногообщества;владение
достовернойинформацией опередовых мировых и отечественных достижениях вобласти
информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях
оцифровойтрансформациисовременногообщества.
Духовно-нравственноевоспитание:
ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственноговыбора;готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей
спозиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активноенеприятие асоциальныхпоступков,втомчислевсетиИнтернет.

Гражданскоевоспитание:
представлениеосоциальныхнормахиправилахмежличностныхотношенийвколлективе,
в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в
томчисленавыковбезопасногоповедениявинтернетсреде;готовностькразнообразнойсовместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных
задач,
создании
учебныхпроектов;стремлениеквзаимопониманиюивзаимопомощивпроцессеэтойучебной
деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позициинравственныхиправовыхнормсучётомосознанияпоследствийпоступков.
Ценностинаучногопознания:
сформированность
мировоззренческих
представлений
об
информации,
информационныхпроцессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развитиянауки и общественной практики и составляющих
базовую основу для понимания сущностинаучнойкартинымира;
интерескобучениюипознанию;любознательность;готовностьиспособностьксамообразо
ванию,осознанномувыборунаправленностииуровняобучениявдальнейшем;
овладениеосновныминавыкамиисследовательскойдеятельности,установканаосмыслен
ие опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достиженияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия;
сформированность
информационной
культуры,
в
том
числе
навыков
самостоятельнойработысучебнымитекстами,справочнойлитературой,разнообразнымисре
дствамиинформационныхтехнологий,атакжеумениясамостоятельноопределятьцелисвоег
ообучения,ставитьиформулироватьдлясебяновыезадачивучёбеипознавательнойдеятельно
сти,развиватьмотивыиинтересысвоейпознавательнойдеятельности;
Формированиекультурыздоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка
наздоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопаснойэксплуатациисредствинформационныхикоммуникационныхтехнологий(ИКТ)
.
Трудовоевоспитание:
интерескпрактическомуизучениюпрофессийитрудавсферахпрофессиональнойдеятель
ности,связанныхсинформатикой,программированиемиинформационнымитехнологиями,
основанныминадостиженияхнаукиинформатикиинаучно-техническогопрогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненныхплановсучётомличныхиобщественныхинтересовипотребностей.
Экологическоевоспитание:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в
томчисле сучётомвозможностейИКТ.
Адаптацияобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойсреды:
освоениеобучающимисясоциальногоопыта,основныхсоциальныхролей,соответствую
щих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,форм
социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в
виртуальномпространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметныерезультатыосвоенияобразовательнойпрограммыпоинформатикеотра
жаютовладениеуниверсальнымиучебнымидействиями
—
познавательными,коммуникативными,регулятивными.
Универсальныепознавательные действия
Базовыелогическиедействия:
умениеопределятьпонятия,создаватьобобщения,устанавливатьаналогии,классифициро
вать,самостоятельновыбиратьоснованияикритериидляклассификации,устанавливатьприч
инноследственныесвязи,строитьлогическиерассуждения,делатьумозаключения(индуктивные,

дедуктивные ипоаналогии)ивыводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
длярешенияучебныхипознавательныхзадач;
самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойзадачи(сравниватьнескольковарианто
врешения,выбиратьнаиболееподходящийсучётомсамостоятельновыделенныхкритериев).
Базовыеисследовательскиедействия:
формулироватьвопросы,фиксирующиеразрывмеждуреальнымижелательнымсостояни
емситуации,объекта,исамостоятельноустанавливатьискомоеиданное;
оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювходеисследован
ия;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия ваналогичных илисходных ситуациях,атакжевыдвигатьпредположения об
их развитии вновыхусловияхиконтекстах.
Работа синформацией:
выявлятьдефицитинформации,данных,необходимыхдлярешенияпоставленнойзадачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информацииилиданныхизисточниковсучётомпредложеннойучебнойзадачиизаданныхкри
териев;
выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразличны
хвидовиформпредставления;
самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформацииииллюстриро
вать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
ихкомбинациями;
оцениватьнадёжностьинформациипокритериям,предложеннымучителемилисформули
рованнымсамостоятельно;
эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию.
Универсальныекоммуникативныедействия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживатьразличие исходствопозиций;
публично
представлять
результаты
выполненного опыта (эксперимента,
исследования,проекта);
самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучётомзадачпрезентациииособенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты
сиспользованиемиллюстративныхматериалов.
Совместнаядеятельность(сотрудничество):
пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойииндивидуальнойработыприрешении
конкретнойпроблемы,втомчислеприсозданииинформационного продукта;
приниматьцельсовместнойинформационнойдеятельностипосбору,обработке,передаче,
формализацииинформации;коллективностроитьдействияпоеёдостижению:распределять
роли,договариваться,обсуждатьпроцесс ирезультат совместнойработы;
выполнятьсвоючастьработысинформациейилиинформационнымпродуктом,достигаяка
чественногорезультатапосвоемунаправлениюикоординируясвоидействияс
другимичленамикоманды;
оценивать
качествосвоего
вклада в
общий
информационный
продукт
покритериям,самостоятельносформулированнымучастникамивзаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижениерезультатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчётапередгруппой.
Универсальныерегулятивныедействия
Самоорганизация:
выявлятьв жизненныхиучебныхситуацияхпроблемы, требующиерешения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное
принятиерешений,принятиерешенийвгруппе);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способрешенияучебнойзадачис
учётомимеющихсяресурсовисобственныхвозможностей,аргументироватьпредлагаемыев
ариантырешений;
составлятьпландействий(планреализациинамеченногоалгоритмарешения),корректиро
ватьпредложенныйалгоритмсучётомполученияновыхзнанийобизучаемомобъекте;
делатьвыборвусловияхпротиворечивойинформацииибратьответственностьзарешение.
Самоконтроль(рефлексия):
владеть
способами
самоконтроля,
самомотивации
и
рефлексии;даватьадекватнуюоценкуситуации
и
предлагатьпланеёизменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решенииучебнойзадачи,адаптироватьрешениек меняющимсяобстоятельствам;
объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовинформационнойдеятельно
сти,даватьоценкуприобретённомуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшейситуа
ции;
вноситькоррективывдеятельностьнаосновеновыхобстоятельств,изменившихсяситуаци
й,установленныхошибок,возникшихтрудностей;
оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям.
Эмоциональныйинтеллект:
ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамерениядругого.
Принятие себяидругих:
осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокругдажевусловияхоткрытогодоступ
а к любымобъёмаминформации.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
соблюдать
правила
гигиены
и
безопасности
приработе
с
компьютеромидругимиэлементамицифровогоокружения;иметьпредставление
оправилахбезопасногоповедения вИнтернете;
называть
основные
компоненты
персональных
компьютеров
и
мобильныхустройств,объяснятьихназначение;
понимать
содержание
понятий
«программное
обеспечение»,
«операционнаясистема»,«файл»;
искатьинформациювИнтернете(втомчислепоключевымсловам,поизображе
нию);критическиотноситьсякнайденнойинформации,осознаваяопасностьдлял
ичностииобществараспространениявредоноснойинформации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их
работу;пояснять
на
примерах
смысл
понятий
«алгоритм»,
«исполнитель»,
«программа управления
исполнителем»,
«искусственный
интеллект»;составлятьпрограммыдляуправленияисполнителемвсредеблочног
оили
текстового
программирования
с
использованиемпоследовательноговыполненияоперацийициклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые
документы;знатьправиланаборатекстов;использоватьавтоматическуюпроверк
управописания;устанавливатьсвойстваотдельныхсимволов,словиабзацев;илл
юстрироватьдокументыспомощьюизображений;
создаватьиредактироватьрастровыеизображения;использоватьинструме
нты
графического
редактора
для
выполнения
операций
с
фрагментамиизображения;
создавать
компьютерные
презентации,
включающие
текстовую
играфическуюинформацию.
Тематическое планирование 5 «А» класса

№
Раздела
1

Тема раздела
Цифровая грамотность

Количество часов
8

2

Теоретическиеосновыинформатики

3

3

Алгоритмы ипрограммирование

10

4

Информационные технологии

12
Всего

33

Календарно-тематическое планирование5 «А» класса

№
раздел
№ п/п
аи
темы
урока

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5

6

7
8

9
10
11

12
13

6
7
8

12

Тема урока (раздел)

Колво
часов

Раздел1.Цифроваяграмотность 8 ч.
Правилагигиеныитехникабезопасности
при
работе
с
1
компьютерами.
Информация вокруг нас
1
Компьютер-универсальная машина для
работы с информацией
Ввод информации в память компьютера.
Работа 1 «Вспоминаем клавиатуру»
Управление компьютера.
Имя

Дата
(план)

06.09
13.09

1

20.09

1

27.09

1

04.10

файла
(папки,каталога).Практическая работа
1
11.04
«Выполнениеосновных
операций
спапками
(создание,переименование,сохранение)
1
18.04
Контрольная работа за 1 четверть
Практическаяработа
«Поискинформациипоключевым
1
25.10
словамипоизображению»
Раздел2.Теоретическиеосновыинформатики 3ч.
Передача информации
1
08.11
Действиясинформацией.Кодирование
1
15.11
информации.
Текстовая информация.
1
22.11
Компьютерный практикум
Раздел 3. Алгоритмы ипрограммирование 10 ч.
Понятиеалгоритма.
1
29.11
Исполнителиалгоритмов.
Линейныеалгоритмы.
1
06.12
Циклическиеалгоритмы.

Примеч
ание
Дата Причин
(факт)
а
коррект
ировки

Практическаяработа
«Знакомство со
средойпрограммирования»
Контрольная работа за 2 четверть

14
15
16
17
18
19
20
21
22

9
10

23

11
24

25
26

27
28
29
30
31
32

33

1
1

13.12
20.12

Практическаяработа
27.12
«Реализация линейныхалгоритмоввсреде
2
10.01
программирования»
Практическаяработа
17.01
«Реализацияциклическихалгоритмоввсреде
3
24.01
программирования»
31.01
Тестпотеме«Алгоритмы
1
07.02
ипрограммирование»
Раздел4. Информационные технологии 12 ч.
Представление информации в форме таблиц
1
14.02
Наглядные формы представления информации
Практическаяработа
«Создание иредактированиепростого
изображения спомощью
инструментовграфическогоредактора»
Компьютерная графика
Практическаяработа
«Работа с
фрагментамиизображениясиспользование
м
инструментовграфическогоредактора»
Текстовыйредактор.
Правиланаборатекста.
Практическаяработа
«Создание небольшихтекстовых документов
сиспользованием базовыхсредствтекстовых
редакторов»
Текстовыйпроцессор.
Редактированиетекста.
Практическаяработа
«Редактированиетекстовыхдокументов»
Практическаяработа
«Форматированиетекстовыхдокументов»
Практическаяработа
«Вставкавдокументизображений»
Компьютерные
презентации.
Контрольная работа за 4 четверть
Практическаяработа
«Созданиепрезентации
на основе
готовыхшаблонов»Промежуточнаяаттестац
ия

1

21.02

1

28.02

1

14.03

1

04.04

1

11.04

1

18.04

1

25.04

1

02.05

1

16.05

1

23.05

1

30.05

Количество 33 часов в год
Тематическое планирование 5 «Б» класса

№
Раздела
1

Тема раздела
Цифровая грамотность

Количество часов
8

2

Теоретическиеосновыинформатики

3

3

Алгоритмы ипрограммирование

10

4

Информационные технологии

12
Всего

33

Календарно-тематическое планирование5 «Б» класса

№
раздел
№ п/п
аи
темы
урока

1
2

1

3

2

4
5

3
4
5

6

7
8
9
10
11

12
13
14

6
7
8

12

Тема урока (раздел)

Колво
часов

Раздел1.Цифроваяграмотность 8 ч.
Правилагигиеныитехникабезопасности
при
работе
с
1
компьютерами.
Информация вокруг нас
1
Компьютер-универсальная машина для
1
работы с информацией
Ввод информации в память компьютера.
1
Работа 1 «Вспоминаем клавиатуру»
Управление компьютера.
1
файла
(папки,каталога).Практическая работа
«Выполнениеосновных
операций
спапками
(создание,переименование,сохранение)
Практическаяработа
«Поискинформациипоключевым
словамипоизображению»

Дата
(план)

05.09
12.09
19.09
26.09
03.10

Имя

1

10.04

1

17.04

1
24.10
Контрольная работа за 1 четверть
Раздел2.Теоретическиеосновыинформатики 3ч.
Передача информации
1
07.11
Действиясинформацией.Кодирование
1
14.11
информации.
Текстовая информация.
1
21.11
Компьютерный практикум
Раздел 3. Алгоритмы ипрограммирование 10 ч.
Понятиеалгоритма.
1
28.11
Исполнителиалгоритмов.
Линейныеалгоритмы.
1
05.12
Циклическиеалгоритмы.
Практическаяработа
1
12.12

Примеч
ание
Дата Причин
(факт)
а
коррект
ировки

«Знакомство со
средойпрограммирования»
Контрольная работа за 2 четверть

15
16
17
18
19
20
21
22

9
10

23

11
24

25
26

27
28
29
30
31
32

33

1

19.12

Практическаяработа
26.12
«Реализация линейныхалгоритмоввсреде
2
09.01
программирования»
Практическаяработа
16.01
«Реализацияциклическихалгоритмоввсреде
3
23.01
программирования»
30.01
Тестпотеме«Алгоритмы
1
06.02
ипрограммирование»
Раздел4. Информационные технологии 12 ч.
Представление информации в форме таблиц
1
13.02
Наглядные формы представления информации
Практическаяработа
«Создание иредактированиепростого
изображения спомощью
инструментовграфическогоредактора»
Компьютерная графика
Практическаяработа
«Работа с
фрагментамиизображениясиспользование
м
инструментовграфическогоредактора»
Текстовыйредактор.
Правиланаборатекста.
Практическаяработа
«Создание небольшихтекстовых документов
сиспользованием базовыхсредствтекстовых
редакторов»
Текстовыйпроцессор.
Редактированиетекста.
Практическаяработа
«Редактированиетекстовыхдокументов»
Практическаяработа
«Форматированиетекстовыхдокументов»
Практическаяработа
«Вставкавдокументизображений»
Компьютерные
презентации.
Контрольная работа за 4 четверть
Практическаяработа
«Созданиепрезентации
на основе
готовыхшаблонов»Промежуточнаяаттестац
ия

1

20.02

1

27.02

1

06.03

1

13.03

1

03.04

1

10.04

1

17.04

1

24.04

1

15.05

1

22.05

1

29.05

Количество 33 часов в год

Контрольная работа «Обработка текстовой информации», 5 класс
Вариант № 1

Часть I
1. Отметьте элементы окна приложения WordPad.
a) Название приложения;
f) Палитра;
b) Строка меню;
g) Панель Стандартная;
c) Кнопка закрыть;
h) Панель Форматирование;
d) Кнопка свернуть;
i) Рабочая область;
e) Панель инструментов;
j) Полосы прокрутки.
2. Отметьте операции при редактировании документов.
a) Вставка;
e) Изменение начертания;
b) Удаление;
f) Изменение цвета;
c) Замена;
g) Поиск и замена;
d) Изменение шрифта;
h) Выравнивание.
3. Отметьте инструменты графического редактора.
a) Распылит
b) Прямоуго
c) Ножницы
ель
льник
d) Карандаш
4. Отметьте верное.
При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …
a) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
b) обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её
содержания.
5.Выберите правильные ответы. Основными элементами текстового документа являются…
a) абзацы;
e) строки;
b) символы;
f) страницы;
c) курсорные клавиши;
g) файлы.
d) слова;
Часть II
6. Соотнесите операции и пиктограммы или цепочки команд меню.
1 Выровнять абзац по левому краю

А

2 Отменить предыдущую операцию

Б

3 Вывести на печать

В

4 Сохранить документ

Г

5 Выбор шрифта

Д

6 Подчеркнуть выделенный текст

Е

ФайлСохранить как…

7. Дайте определения следующим понятиям:
а) Текстовый редактор –
б) Форматирование текста –
8. Запишите этапы подготовки документов на компьютере.
9. Для чего служит клавиша BackSpace ?
10. Как связаны систематизация и поиск информации?
Часть III. Практическая часть
11. Наберите следующий текст:
Антошка
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку,
Антошка, Антошка,

Пойдем копать картошку.
Припев:
Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали,
Тарам-пам-пам.
Отформатируйте текст следующим образом:
- заголовок – шрифт Arial, полужирный, размер шрифта – 18, цвет – красный,
выравнивание – по центру;
- текст куплета песни – шрифт ComicSansMS, цвет – синий, размер – 14, выравнивание
– по левому краю;
- текст припева – шрифт MonotypeCorsiva, цвет – фиолетовый, размер – 16,
выравнивание – по правому краю;
- слово Припев – шрифт TimesNewRoman, подчёркнутый курсив, цвет – красный,
размер – 16, выравнивание – по левому краю;
Сохраните работу на рабочий стол в папку КР_5 с именем КР_ФИ_класс.

Контрольная работа «Обработка текстовой информации», 5 класс
Вариант № 2

Часть I

1. Отметьте элементы окна приложения Paint.
a) Название приложения;

f) Палитра;

b) Строка меню;

g) Панель Стандартная;

c) Кнопка закрыть;

h) Панель Форматирование;

d) Кнопка свернуть;

i) Рабочая область;

e) Панель инструментов;
2. Отметьте операции при форматировании документов.

j) Полосы прокрутки.

a) Вставка;
b) Удаление;

f) Изменение цвета;

c) Замена;

g) Поиск и замена;

d) Изменение шрифта;

h) Выравнивание.

e) Изменение начертания;
3. Отметьте инструменты графического редактора.
a) Ластик

b) Треуголь
ник

c) Кисть

d) Заливка
4. Отметьте верное.
При форматировании текстового документа происходит …
a) обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её
содержания;
b) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации
5.Выберите правильные ответы. Основными элементами текстового документа являются…
h) абзацы;
i)

символы;

j)

курсорные клавиши;

k) слова;
l)

строки;

m) страницы;
n) файлы.

Часть II
6. Соотнесите операции и пиктограммы или цепочки команд меню.
1 Выровнять абзац по правому краю

А

2 Отменить предыдущую операцию

Б

3 Вывести на печать

В

4 Сохранить документ

Г

5 Выбор шрифта

Д

6 Курсивом выделить текст

Е

ФайлСохранить как…

7. Дайте определения следующим понятиям:
а) Текстовый процессор –
б) Редактирование текста –
8. Запишите этапы подготовки документов на компьютере.
9. Для чего служит клавиша Delete?
10. Как связаны поиск информации и систематизация?
Часть III. Практическая часть
11. Наберите следующий текст:
Антошка
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку,
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку.
Припев:
Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали,
Тарам-пам-пам.
Отформатируйте текст следующим образом:
- заголовок – шрифт Arial, полужирный, размер шрифта – 18, цвет – красный, выравнивание – по центру;
- текст куплета песни – шрифт ComicSansMS, цвет – синий, размер – 14, выравнивание – по левому краю;
- текст припева – шрифт MonotypeCorsiva, цвет – фиолетовый, размер – 16, выравнивание – по правому
краю;
- слово Припев – шрифт TimesNewRoman, подчёркнутый курсив, цвет – красный, размер – 16,
выравнивание – по левому краю;
Сохраните работу на рабочий стол в папку КР_5 с именем КР_ФИ_класс.
Контрольная работа «Информация и информационные технологии», 5 класс

Вариант № 1
Часть I. Тест.
1. Отметьте неверное высказывание.
А) Таблица – удобная форма представления однотипной информации.
Б) Таблица – менее наглядный способ представления информации, чем текст.
В) С помощью таблиц удобно фиксировать связь между объектами.
Г) Таблица – более наглядный способ представления информации, чем текст.
2. Для наглядного представления взаимосвязи объектов используется:
А) схема

Б) иллюстрация
В) диаграмма
Г) текст
3. После выделения части рисунка и выбора командыКопировать в графическом редакторе этот
фрагмент:
А) исчезнет с экрана
Б) останется на экране и будет помещен в буфер обмена
В) будет помещен в буфер обмена
Г) останется на экране
4. Систематизация это – :
А) кодирование данных
Б) преобразование информации по заданным правилам из одной формы в другую
В) обработка документа с целью получения новых данных
Г) разделение информации по определенному признаку на группы
5. Обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации:
А) набор текста в текстовом редакторе и форматирование
Б) запись воспоминаний
В) решение математической или логической задачи
Г) упорядочивание имеющихся данных в хронологической последовательности
Часть II
6. Решите логическую задачу (таблицу начертите в тетрадь).
Для участия в олимпиаде из разных городов: Москвы, Самары, Севастополя, Казани приехали Катя, Борис,
Зина, Евгений.
Катя не живет ни в Москве, ни в Самаре.Евгений приезжал в гости к Борису в Севастополь. Зина была на
экскурсии в Москве. Из каких городов приехали ребята?

7. Запишите названия морей России, согласно линейной диаграмме.
Площадь Балтийского моря — 419 км2, Охотского — 1603 км2, Берингова — 2315 км2.

8. Установите соответствие (в ответе запишите последовательность цифр и букв).
1. Графический редактор
а) набор текста
б) создание иллюстраций
2. Текстовый редактор
в) редактирование сочинений
г) редактирование фотографий

9. Преобразуйте текстовую информацию в математическую запись и найдите ответ на вопрос задачи.
У одного мужика 23 овцы, а у другого на 7 больше. Сколько у них овец вместе? (Из «Арифметики» Л.Н.
Толстого)
10. Представьте содержание текста в схематичной форме (схему начертите в тетрадь).
Если за основу классификации видов информации выбрать способ представления, то можно выделить
текстовую, числовую, графическую информацию. По предназначению информацию можно подразделить на
массовую, специальную и личную.

Контрольная работа «Информация и информационные технологии», 5 класс

Вариант № 2
Часть I. Тест.
1. Отметьте неверное высказывание.
А) Таблица – удобная форма представления однотипной информации.
Б) Таблица – более наглядный способ представления информации, чем текст.
В) С помощью таблиц удобно фиксировать связь между объектами.
Г) Таблица – сложная и неудобная форма представления информации.
2. Для наглядного представления числовых данных используется:
А) схема
Б) диаграмма
В) рисунок
Г) текст
3. После выделения части рисунка и выбора командыВырезать в графическом редакторе этот
фрагмент:
А) исчезнет с экрана

Б) останется на экране и будет помещен в буфер обмена
В) исчезнет с экрана ибудет помещен в буфер обмена
Г) останется на экране
4. Разделение информации по определенным признакам на группы:
А) преобразование
Б) систематизация
В) изменение формы исходных данных
Г) обновление
5. Обработка, связанная с изменением формы представления информации:
А) кодирование данных
Б) поиск новых данных с последующим изменением содержания документа
В) разгадывание головоломки, ребуса
Г) составление сводной таблицы с использованием новых данных
Часть II
6. Решите логическую задачу (таблицу начертите в тетрадь).
В олимпиаде принимали участие Катя, Борис, Зина, Евгений. Они заняли 4 призовых места.
Катя не заняла ни первого места, ни четвертого. Борис оказался на втором месте. Зина не заняла четвертое
место. Как распределились места между участниками?

7. Запишите названия рек России, согласно линейной диаграмме.
Длина реки Дон — 1870 км, Лены — 2824 км, Волги — 3690 км.

8. Установите соответствие (в ответе запишите последовательность цифр и букв).
1. Графический редактор
а) редактирование рисунков
б) сочинение стихотворения
2. Текстовый редактор
в) рисование
г) редактирование изложения
9. Преобразуйте текстовую информацию в математическую запись и найдите ответ на вопрос задачи.
У одного мужика 26 овец, а у другого на 5 овец меньше. Сколько у них овец вместе? (Из «Арифметики» Л.Н.
Толстого)

10. Представьте содержание текста в схематичной форме (схему начертите в тетрадь).
Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам (например, по способу представления, по
предназначению и т. д.). Если за основу классификации видов информации принять способ ее восприятия
человеком, то можно выделить информацию тактильную, обонятельную, осязательную, звуковую,
визуальную.

Годовая контрольная работа по информатике для 5 класса
Вариант 1.
Задание 1. Укажите жизненные ситуации, связанные с хранением информации:
1) Пятиклассница заучивает стихотворение наизусть
2) Родители получают СМС-сообщение о результатах успеваемости сына
3) Ученик читает текст параграфа
4) Мама сохраняет в своём мобильном телефоне номер классного руководителя
5) Туристы фотографируются на фоне достопримечательностей
Задание 2. Установите соответствие между характеристиками объектов и органов чувств, при помощи
которых они воспринимаются человеком: для каждой буквы из левого столбика подберите соответствующую
цифру из правого столбика.
А) громкий
1) глаза
Б) светлый
2) уши
В) сочный
3) нос
Г) мягкий
4) язык
Д) ароматный
5) кожа
Запишите последовательность цифр-букв.
Задание 3. Количественные характеристики объектов окружающего мира — возраст, рост человека,
численность населения, площади лесов и т.д. представляют в форме …
1) числовой информации
4) звуковой информации
2) текстовой информации
5) видеоинформации
3) графической информации
Задание 4. Закодируйте пословицу Век живи – век учись, заменив буквы на цифры, соответствующие их
порядковому номеру в русском алфавите.

Задание 5. Декодируйте данные 10 15 22 16 18 14 1 24 10 33, используя принцип кодирование из задания 4.
Задание 6. Выпишите устройства, предназначенные для вывода информации.
1) Принтер
6) Джойстик
2) Процессор
7) Клавиатура
3) Монитор
8) Мышь
4) Сканер
9) Микрофон
5) Графопостроитель
10) Акустические колонки
Задание 7. Как называется пакет программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих его
взаимодействие с пользователем?
1) Аппаратное обеспечение
3) Приложения
2) Программное обеспечение
4) Операционная система
8. Сколько всего файлов размещено на фрагменте рабочего стола?

Задание 9. Выпишите операции, выполняемые при редактировании документов.
1) Вставка
5) Изменение начертания
2) Удаление
6) Изменение цвета
3) Замена
7) Поиск и замена
4) Изменение шрифта
8) Выравнивание
Задание 10. Какого инструмента нет в графическом редакторе Paint?

Задание 11. Вы в кабинете информатики. Изображение на мониторе дёргается и мерцает.
Ваши действия?
1) Просмотрю настройки монитора и исправлю их.
2) Перезагружу компьютер.
3) Скажу о неисправности учителю.
4) Посмотрю соединительные кабели, выходящие из монитора.
Задание 12. Выберите истинные утверждения.
Для безопасной работы в сети Интернет рекомендуется:
1) заходить на проверенные сайты;
2) смело оставлять свои данные и номер мобильного телефона на любом сайте;
3) тщательно продумывать пароли и никому их не сообщать;
4) использовать в качестве пароля свою дату рождения или номер мобильного, так как другой пароль можно
забыть.
Задание 13. Решите логическую задачу табличным способом. Встретились три подруги — Белова, Краснова
и Чернова. На одной из них было черное платье, на другой — красное, на третьей — белое. Девочка в белом
платье сказала Черновой: "Нам троим надо поменяться платьями, а то цвета наших платьев не соответствуют
нашим фамилиям».
Задание 14. Начертите таблицу в тетрадь и заполните пропуски в ней, используя данные, представленные на
круговой диаграмме.

Название океана
Индийский
Северные Ледовитый
Тихий
Атлантический

Площадь,
млн км 2
76
14
170
90

Сектор диаграммы

Проценты
(приблизительно)

Задание 15. Начертите прямоугольную систему координат и отметьте на ней точки:А(6,7), Б(3,4), В(3,10),
Г(6,9), Д(12,9),Е(12,7), Ж(15,10), З(15,4), И(12,5), К(6,5).
Полученные точки соедините в следующей последовательности:
А – Б – В – А-Г- Д – Е – Ж – З – Е – И – К-А

Годовая контрольная работа по информатике для 5 класса
Вариант 2.
Задание 1. Укажите жизненные ситуации, связанные с передачей информации:
1) Пятиклассница заучивает стихотворение наизусть
2) Родители получают СМС-сообщение о результатах успеваемости сына
3) Ученик читает текст параграфа
4) Мама сохраняет в своём мобильном телефоне номер классного руководителя
5) Туристы фотографируются на фоне достопримечательностей
Задание 2. Установите соответствие между характеристиками объектов и органов чувств, при помощи
которых они воспринимаются человеком: для каждой буквы из левого столбика подберите соответствующую
цифру из правого столбика.
А) сочный
1) уши
Б) яркий
2) глаза
В) шумный
3) кожа
Г) ароматный
4) язык
Д) мягкий
5) нос
Запишите последовательность цифр-букв.
Задание 3. Количественные характеристики объектов окружающего мира — вес, запасы полезных
ископаемых, площади лесов и т.д. представляют в форме …
1) числовой информации
4) звуковой информации
2) текстовой информации
5) видеоинформации
3) графической информации
Задание 4. Закодируйте пословицуВсё хорошо в меру, заменив буквы на цифры, соответствующие их
порядковому номеру в русском алфавите.

Задание 5. Декодируйте данные 10 15 22 16 18 14 1 20 10 12 1, используя принцип кодирование из
задания 4.
Задание 6. Выпишите устройства, предназначенные для ввода информации.
1) Принтер
6) Джойстик
2) Процессор
7) Клавиатура
3) Монитор
8) Мышь
4) Сканер
9) Микрофон
5) Графопостроитель
10) Акустические колонки
Задание 7. Как называется пакет программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих его
взаимодействие с пользователем?
1) Аппаратное обеспечение
3) Приложения
2) Программное обеспечение
4) Операционная система
Задание 8. Сколько всего ярлыков размещено на фрагменте рабочего стола?

Задание 9. Выпишите операции, выполняемые при форматировании документов.

1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)

Вставка
Удаление
Замена
Изменение шрифта
Изменение начертания
Изменение цвета
Поиск и замена
Выравнивание

Задание 10. Какие инструменты есть в графическом редакторе Paint?

Задание 11. Вы в кабинете информатики. Изображение на мониторе дёргается и мерцает.
Ваши действия?
1) Перезагружу компьютер.
2) Посмотрю соединительные кабели, выходящие из монитора.
3) Скажу о неисправности учителю.
4) Просмотрю настройки монитора и исправлю их.
Задание 12. Выберите ложные утверждения.
Для безопасной работы в сети Интернет рекомендуется:
1) заходить на проверенные сайты;
2) смело оставлять свои данные и номер мобильного телефона на любом сайте;
3) тщательно продумывать пароли и никому их не сообщать;
4) использовать в качестве пароля свою дату рождения или номер мобильного, так как другой
пароль можно забыть.
Задание 13. Решите логическую задачу табличным способом. Встретились три подруги — Белова,
Рыжова и Чернова. У одной из них были черные волосы, у другой — рыжие, у третьей — белые.
Девочка с белыми волосами сказала Черновой: "Нам троим надо поменять цвет волос, а то цвета
наших волос не соответствуют нашим фамилиям».
Задание 14. Начертите таблицу в тетрадь и заполните пропуски в ней, используя данные,
представленные на круговой диаграмме.

Название океана
Тихий
Северные Ледовитый

Площадь,
млн км 2
170
14

Сектор диаграммы

Проценты
(приблизительно)

Индийский
Атлантический

76
90

Задание 15. Начертите прямоугольную систему координат и отметьте на ней точки: А(6,7), Б(3,4),
В(3,10), Г(6,9), Д(12,9),Е(12,7), Ж(15,10), З(15,4), И(12,5), К(6,5).
Полученные точки соедините в следующей последовательности:
А – Б – В – А-Г- Д – Е – Ж – З – Е – И – К-А

\


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».