Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ^ Яценко Н.А. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №3 от 31.08.2022 г. ■-/ секретарь МО Кузнецова Е.Ю. 31.08.2022 г. «Утверждаю» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2022-2023 учебный год по внеурочной деятельности «Театр - жизнь моя» количество часов: 34 часа учитель: Илюхина Елена Николаевна 2022 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовнонравственного направления «Театр – жизнь моя» составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской «Программы по учебным предметам», (УМК «Перспективная начальная школа»). Цель программы:воспитывать гармоничную разностороннюю личность, развивая творческие способности учащихся. Программа «Театр – жизнь моя» ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения. Основная задача данной программы заключается в гармоничной дозировке в учебно - репетиционном процессе технических навыков наряду с использованием свободной игровой природы детского творчества. В программе выделено два типа задач: Первый тип – воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ученика средствами детского театра. Второй тип – образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. Дополнительная образовательная программа относится к программам художественноэстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. «Театр – жизнь моя» в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует следующие цели: 1) опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка, 2) социализация младших школьников, помощь в овладении навыком коллективного взаимодействия и коммуникаций, 3) через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, 4) научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе. Задачи программы 1. Развить художественно-эстетическое развитие учащегося. 2. Привить ребенку любовь к прекрасному миру театра. 3. Раскрыть творческие возможности. 4. Развивать различные анализаторы: зрительные, слуховые, речедвигательные, кинестетические. 5. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи; 6. Воспитать чувство коллективизма, ответственность друг за друга; 7. Проявить талант через самовыражение. 8. Помочь ребёнку стать яркой, незаурядной личностью. Обучающие задачи: формировать целостное представление об искусстве; сформировать навыки творческой деятельности; сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства; сформировать навыки и умения в области актерского мастерства; работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания. Воспитательные задачи: способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству; развивать способность активного восприятия искусства. Развивающие задачи: создать условия реализации творческих способностей; развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение; выявлять и развивать индивидуальные творческие способности; сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей. Планируемые результаты освоения учащимися программы К концу четвертого года обучения воспитанник должен: ЗНАТЬ: - понятия: “монтировка спектакля”, “аллегория”, “метафора”, “гипербола”, “факты жизни”; - правила техники безопасности при работе с партнером и в сценической конструкции; - организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров; - 5-10 новых скороговорок; - 3-5 стихотворных и прозаических произведения или их отрывки. УМЕТЬ: - владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления; - применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью; - описать эмоции, которые испытывает герой этюда или драматического произведения, и дать истолкование этим эмоциям; - произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и при нагрузках. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе “Театр – жизнь моя”: правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу; выполнять организаторскую функцию; Знать: - Особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины. - Игры и упражнения актерского тренинга. - Основы сценической грамоты, правила пользования микрофоном, безопасного поведения на сцене. Уметь: - Исполнить роль в постановке. - Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами, - Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий. - Четко и выразительно говорить, - Изготовить несложные атрибуты, реквизит, - Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены. Овладеют средствами творческого самовыражения - Основами выразительной речи, пластики, движения. Будут сформированы - Навыки общения. - Активное, деятельное отношение к окружающей действительности. - Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании. - Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности. Ожидаемые результаты: Первый уровень результатов приобретение обучающимися общественно-социальных знаний; введение в мир театра, его историю, а так же театрально - игровую деятельность. (1 класс) Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); расширение знаний обучающихся в области театрального искусства, знакомство с актёрской грамотой; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности. Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.; закрепление актёрских навыков обучающихся, углубление знаний в области проектно-исследовательской деятельности. Содержание программы 4 год обучения Вводное занятие. Техника безопасности «Театральные правила» Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика театрального мастерства. Техника безопасности на занятиях. Педагог знакомит воспитанником с планом работы на учебный год. Мастерство актёра. Работа актёра над образом. Драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление. Вспомогательная роль этих выразительных средств. Стержень театрального искусства – исполнительское мастерство актера. Этюды. Специфика актёрских задач Я – предмет. Я – стихия. Я – животное. Я – фантастическое животное. Форма (законченность) и внешняя характерность. Понятие «актёрская задача». Учимся её определять в своих ролях. Миниатюры на свободную тему. Творческий проект. Возможности актера «превращать», преображать место, время, ситуацию, партнеров с помощью своего поведения. Компоненты поведения (интонация, мимика, жест). Выразительность действий по наблюдениям в жизни, этюдах, художественной литературе, кино, театральном искусстве, живописи.Сценическая речь. Дыхание, голос, дикция Правила логического чтения текста: речевой такт, логические паузы, знаки препинания (точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, скобки, кавычки). Логические ударения в речевом такте, логическое ударение в смысловом отрезке, главное и второстепенное ударения. Работа над текстом. Краткие сведения о механизме голосообразования и некоторых особенностях звука: направлении (фокусе), резонировании, высоте (диапазоне), силе. Выработка ровности, плавности и длительности выдоха со звуком. Упражнения, развивающие слух учащихся. Пластика. Координация движений Равновесие. Движение каждой части тела по отдельности в разных плоскостях. Движение в пространстве. Взаимодействие партнёров друг с другом. Этюды. Движение и музыка Мажор, минор. Темп, ритм, такт, сила звука. Развитие фантазии, попытки создания образа. Импровизация. Просмотр спектакля Обсуждение по плану (примерно): 1. «Образ» спектакля, идея, жанр. 2. Персонажи и актёрская игра 3. Декорации и оформление 4. Своё мнение – что понравилось, не понравилось, не понял, показалось лишним и т.п. Постановочная работа. 8. Выбор пьесы, миниатюры 9. Знакомство детей со сценарием, обсуждение. Распределение ролей. 10. Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен, событий в процессе работы над их сценическим воплощением («Придумки» - как показать то или иное действие) 11. Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен 12. Изготовление декораций, реквизита. Запись музыкальной фонограммы. Репетиция песен, танцев, пантомим 13. Репетиции всего спектакля целиком в полном оформлении (прогоны). 14. Генеральная репетиция Итоговое занятие. Тематическое планирование (1 часа в неделю, 4класс 34ч) № урока Количество часов Раздел Вводное занятие. 1 Мастерство актёра: 9 Сценическая речь: 9 Постановочная работа. 9 Пластика. 6 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочной деятельности«Театр – жизнь моя» НА 2022-2023 УЧ.ГОД. \предмет\ Классы 4 Кол-во часов на год 34 ч. Учитель: Илюхина Елена Николаевна Кол-во уроков в неделю 1 ч № № Раздел /темаурока Кол Дата Примеча п/п урока ичес Поплан фактиче ние ту ски в воча разде сов ле 1 четверть9 ч. 1. Вводное занятие. 1 ч. 1 1.1. Вводное занятие 1 01.09. 1. 2. 3. 4. 5. 2. 2 3 4 5 6 7 8 9 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8 Мастерство актёра 9 ч. Мастерство актёра 1 1 1 1 1 1 1 1 2 четверть 8 ч. 08.09. 15.09. 22.09. 29.09. 06.10. 13.10. 20.10. 27.10. 10 2.9. 3. 11 12 13 14 15 16 17 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 1 10.11. 1 1 1 1 1 1 1 17.11. 24.11. 01.12. 08.12. 15.12. 22.12. 29.12. 1 1 19.01. 26.01. 1 1 1 1 1 1 02.02. 09.02. 16.02. 02.03. 16.03. 23.03. 1 1 1 05.04. 12.04. 19.04. Сценическая речь 9 ч. Сценическая речь 3 четверть8 ч. 18 19 20 21 22 23 24 25 3.8. 3.9. 4. Постановочная работа 9 ч. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4 четверть 8 ч. 26 27 28 4.7. 4.8. 4.9. 5. Пластика 5 ч. 29 5.1. 26.04. 30 5.2. 03.05. 31 5.2. 10.05. 32 5.3. 17.05. 33 5.65.4. 24.05. 34 31.05 Учитывая выходные и праздничные дни запланировано 34 ч. 2 Прошнуровано и скреплено печатью ^ листов МБОУ СОШ № 3