рабочая программа театр-моя жизнь 4 класс 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
^ Яценко Н.А.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №3 от 31.08.2022 г.
■-/ секретарь МО Кузнецова Е.Ю.

31.08.2022 г.

«Утверждаю»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022-2023 учебный год
по внеурочной деятельности «Театр - жизнь моя»
количество часов: 34 часа
учитель: Илюхина Елена Николаевна

2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовнонравственного направления «Театр – жизнь моя» составлена на основе
федерального государственного общеобразовательного стандарта основного
общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от
17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или
допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ
№3, учебного плана,
локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской
«Программы по учебным предметам», (УМК «Перспективная начальная
школа»).
Цель программы:воспитывать гармоничную разностороннюю личность,
развивая творческие способности учащихся.
Программа «Театр – жизнь моя» ориентирована на всестороннее
развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. В
программе систематизированы средства и методы театрально-игровой
деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов
детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в
процессе театрального воплощения.
Основная задача данной программы заключается в гармоничной
дозировке в учебно - репетиционном процессе технических навыков наряду с
использованием свободной игровой природы детского творчества.
В программе выделено два типа задач:
Первый тип – воспитательные задачи, которые направлены на развитие
эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей
ученика средствами детского театра.
Второй тип – образовательные задачи, которые связаны
непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических
воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Дополнительная образовательная программа относится к программам
художественноэстетической направленности, так как ориентирована на
развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных
способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер,
предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой
импровизации.
«Театр – жизнь моя» в начальной школе, являясь предметом
дополнительного образования, преследует следующие цели:

1) опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого
ребенка,
2) социализация младших школьников, помощь в овладении навыком
коллективного взаимодействия и коммуникаций,
3) через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать
первичные сведения о ней,
4) научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой
работе.
Задачи программы
1. Развить художественно-эстетическое развитие учащегося.
2. Привить ребенку любовь к прекрасному миру театра.
3. Раскрыть творческие возможности.
4. Развивать различные
анализаторы:
зрительные, слуховые,
речедвигательные, кинестетические.
5. Активизировать
и
совершенствовать
словарный
запас,
грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи,
мелодико-интонационную
сторону
речи,
темп, выразительность
речи;
6. Воспитать чувство коллективизма, ответственность друг за друга;
7. Проявить талант через самовыражение.
8. Помочь ребёнку стать яркой, незаурядной личностью.
Обучающие задачи:
формировать целостное представление об искусстве;
сформировать навыки творческой деятельности;
сформировать и расширить представления о понятиях общих и
специальных для разных видов искусства;
сформировать навыки и умения в области актерского мастерства;
работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь
применять на практике полученные знания.
Воспитательные задачи:
способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса
к искусству;
развивать способность активного восприятия искусства.
Развивающие задачи:
создать условия реализации творческих способностей;
развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и
воображение;
выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;

сформировать способность самостоятельного освоения художественных
ценностей.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы
К концу четвертого года обучения воспитанник должен:
ЗНАТЬ:
- понятия: “монтировка спектакля”, “аллегория”, “метафора”, “гипербола”, “факты
жизни”;
- правила техники безопасности при работе с партнером и в сценической конструкции;
- организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел,
подключив к работе партнеров;
- 5-10 новых скороговорок;
- 3-5 стихотворных и прозаических произведения или их отрывки.
УМЕТЬ:
- владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;
- применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в
самостоятельной работе над ролью;
- описать эмоции, которые испытывает герой этюда или драматического произведения, и
дать истолкование этим эмоциям;
- произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и
при нагрузках.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе “Театр
– жизнь моя”:
правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу;
выполнять организаторскую функцию;
Знать:
- Особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины. - Игры и
упражнения актерского тренинга.
- Основы сценической грамоты,
правила пользования микрофоном, безопасного
поведения на сцене.
Уметь:
- Исполнить роль в постановке.
- Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами,
- Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.
- Четко и выразительно говорить,
- Изготовить несложные атрибуты, реквизит,
- Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.
Овладеют средствами творческого самовыражения
- Основами выразительной речи, пластики, движения.
Будут сформированы
- Навыки общения.
- Активное, деятельное отношение к окружающей действительности.
- Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном
контексте и содержании.

- Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей
собственной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов приобретение обучающимися общественно-социальных
знаний; введение в мир театра, его историю, а так же театрально - игровую деятельность.
(1 класс)
Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура); расширение знаний обучающихся в области театрального
искусства, знакомство с актёрской грамотой; углубление знаний обучающихся,
знакомство с навыками исследовательской деятельности.
Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия.; закрепление актёрских навыков обучающихся, углубление
знаний в области проектно-исследовательской деятельности.
Содержание программы 4 год обучения
Вводное занятие. Техника безопасности «Театральные правила»
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика
театрального мастерства. Техника безопасности на занятиях. Педагог знакомит
воспитанником с планом работы на учебный год.
Мастерство актёра. Работа актёра над образом. Драматургия, декорации, костюмы,
грим, музыкальное и шумовое оформление. Вспомогательная роль этих выразительных
средств. Стержень театрального искусства – исполнительское мастерство актера. Этюды.
Специфика актёрских задач
Я – предмет. Я – стихия. Я – животное. Я – фантастическое животное. Форма
(законченность) и внешняя характерность. Понятие «актёрская задача». Учимся её
определять в своих ролях.
Миниатюры на свободную тему.
Творческий проект. Возможности актера «превращать», преображать место, время,
ситуацию, партнеров с помощью своего поведения. Компоненты поведения (интонация,
мимика, жест). Выразительность действий по наблюдениям в жизни, этюдах,
художественной литературе, кино, театральном искусстве, живописи.Сценическая речь.
Дыхание, голос, дикция
Правила логического чтения текста: речевой такт, логические паузы, знаки препинания
(точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный и восклицательный
знаки, многоточие, скобки, кавычки). Логические ударения в речевом такте, логическое
ударение в смысловом отрезке, главное и второстепенное ударения.
Работа над текстом.
Краткие сведения о механизме голосообразования и некоторых особенностях звука:
направлении (фокусе), резонировании, высоте (диапазоне), силе. Выработка ровности,
плавности и длительности выдоха со звуком. Упражнения, развивающие слух учащихся.
Пластика. Координация движений
Равновесие. Движение каждой части тела по отдельности в разных плоскостях. Движение
в пространстве. Взаимодействие партнёров друг с другом. Этюды.
Движение и музыка
Мажор, минор. Темп, ритм, такт, сила звука. Развитие фантазии, попытки создания образа.
Импровизация.

Просмотр спектакля
Обсуждение по плану (примерно): 1. «Образ» спектакля, идея, жанр. 2. Персонажи и
актёрская игра 3. Декорации и оформление 4. Своё мнение – что понравилось, не
понравилось, не понял, показалось лишним и т.п.
Постановочная работа.
8. Выбор пьесы, миниатюры
9. Знакомство детей со сценарием, обсуждение.
Распределение ролей. 10. Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен, событий в
процессе работы над их сценическим воплощением («Придумки» - как показать то или
иное действие) 11. Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен 12. Изготовление
декораций, реквизита. Запись музыкальной фонограммы. Репетиция песен, танцев,
пантомим 13. Репетиции всего спектакля целиком в полном оформлении (прогоны). 14.
Генеральная репетиция
Итоговое занятие.

Тематическое планирование (1 часа в неделю, 4класс 34ч)
№
урока

Количество
часов

Раздел

Вводное занятие.
1
Мастерство актёра:
9
Сценическая речь:
9
Постановочная работа.
9
Пластика.
6
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности«Театр – жизнь моя»
НА 2022-2023 УЧ.ГОД.
\предмет\
Классы
4
Кол-во часов на год 34 ч.
Учитель: Илюхина Елена Николаевна
Кол-во уроков в неделю 1 ч
№
№
Раздел /темаурока
Кол
Дата
Примеча
п/п урока
ичес Поплан фактиче
ние
ту
ски
в
воча
разде
сов
ле
1 четверть9 ч.
1.
Вводное занятие. 1 ч.
1
1.1.
Вводное занятие
1
01.09.
1.
2.
3.
4.
5.

2.
2
3
4
5
6
7
8
9

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8

Мастерство актёра 9 ч.
Мастерство актёра

1
1
1
1
1
1
1
1
2 четверть 8 ч.

08.09.
15.09.
22.09.
29.09.
06.10.
13.10.
20.10.
27.10.

10

2.9.
3.

11
12
13
14
15
16
17

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

1

10.11.

1
1
1
1
1
1
1

17.11.
24.11.
01.12.
08.12.
15.12.
22.12.
29.12.

1
1

19.01.
26.01.

1
1
1
1
1
1

02.02.
09.02.
16.02.
02.03.
16.03.
23.03.

1
1
1

05.04.
12.04.
19.04.

Сценическая речь 9 ч.
Сценическая речь

3 четверть8 ч.
18
19
20
21
22
23
24
25

3.8.
3.9.
4.

Постановочная работа 9 ч.

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4 четверть 8 ч.

26
27
28

4.7.
4.8.
4.9.
5.

Пластика 5 ч.

29
5.1.
26.04.
30
5.2.
03.05.
31
5.2.
10.05.
32
5.3.
17.05.
33 5.65.4.
24.05.
34
31.05
Учитывая выходные и праздничные дни запланировано 34 ч.

2

Прошнуровано и скреплено печатью
^
листов
МБОУ СОШ № 3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».