театр-жизнь моя 3 класс 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Каменск - Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
СОД1 №3 от 31.08.2022 г. №2
секретарь МО Кузнецова Е.Ю.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Яценко Н.А.
31.08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022-2023 учебный год
по внеурочной деятельности «Театр - жизнь моя» 3 класс
количество часов: 34 часа
Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Театр - жизнь моя» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об
образовании в Ростовской области»; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, на
основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК
«Школа России»; учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2022-2023 учебный год, положения
о рабочей программе МБОУ СОШ №3.
Цель программы: формирование творческой личности средствами театральной
педагогики.
Основные задачи:
- знакомство детей с различными видами театра;
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества;
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения
образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
- через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные
сведения о ней.
Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Театр - жизнь моя» предназначен для
обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся. В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023
учебный год общий объём учебного времени в 3 классе составляет 34 часа (34 учебные
недели) по 1часу в неделю.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД:
Личностные результаты:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремлении прислушиваться к мнению
одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
1

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок,
этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить
к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Создание спектакля (5 ч)
Работа режиссера: распределение ролей и репетиции. Знакомство с мастерской
художника-декоратора, костюмера. Синтетичность театрального искусства. Живопись и
декорация: назначение, сходство и различие. Повторение: «эскиз», «афиша». Задание «Я –
художник». Рисование афиши с необходимой информацией на ней.
Раздел 2. Мастерская художника (4 ч)
Театральные профессии. Бутафория – бутафор. Изготовление и назначение в
спектакле. «Дом, где водятся привидения». Чтение отрывка из сказки Т. Янссон «Опасное
лето». Реквизит – реквизитор. Изготовление и назначение в спектакле. Чтение статьи из
Детской энциклопедии «Чем заведуют «Ходячие энциклопедии». Театральный художник.
Изготовление и назначение декорации в спектакле. Цвет и время года. Цвет и предмет.
Человек и время года. Задание: дорисуй вторую половину картин. Радость и горе в цвете,
в звуке и жесте. Палитра для красок и палитра чувств. Значение света и цвета в жизни и
театре.
Раздел 3. Как самому сделать макет декорации (2 ч)
Декоратор – декорация. Эскиз декорации. Я – художник-декоратор. Рисование
эскиза декорации и изготовление макета декорации. Сценическая история с
нарисованными героями в макете декорации. Эскиз к сказке Дж. Р.Р. Толкина «Туда и
обратно». Задание: составление композиции
Раздел 4. Пластилиновый мир (2 ч)

2

Тело – материал для актёра. Этюды «Скульптор», «Сад». Художник-скульптор и
используемый им материал. Задание: слепи из пластилина выдуманное существо и
придумай историю с ним. Разыграй «Пластилиновую сказку».
Раздел 5. Истории про театр (7 ч)
Происхождение театра. Муза театра. Вид древнегреческого театра. Театр «Глобус».
Нарисовать театр У. Шекспира, используя его словесное описание. Театр под крышей.
Вид театра в конце IX века. Первые декорации. Современный театр. Сообщения: «О
профессии режиссёра и актёра». Игра «Что? Где? Когда?». Мини-сочинение «Мой
любимый актёр». Современные театры. Задание: «Нарисуй театр твоей мечты».
Устройство зрительного зала. Понятия «сцена»,«авансцена», «рампа», «партер»,
«амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон». Сравнение древнегреческого и современного
театров. Рисование схемы устройства зрительного зала в театральный альбом. Игра
«Построй театр». Театральный билет. Назначение билета и его изготовление. Театр кукол.
История появления кукол. Куклы в Древнем Египте и Африке. Кукла в твоей жизни. Виды
кукол. Кукольные театры. Изготовление куклы.
Раздел 6. Музыка в театре. Музыкальный театр (3 ч)
Евтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Знакомство с разными видами
музыкального спектакля: опера, балет, мюзикл, оперетта. Основной язык музыки – звук,
мелодия, ритм. Роль музыки в спектакле. Опера. История появления оперы. Первые
оперные композиторы. Шедевры оперной музыки. Детские воспоминания С. Образцова об
опере. Балет. История возникновения балета. Роль музыки в балете. Шедевры балетного
искусства. Просмотр видеоматериала. Оперетта и мюзикл. Музыка в красках. История
появления оперетты и мюзикла. Шедевры оперетты и мюзикла. Просмотр или
прослушивание известных мюзиклов и оперетт. Музыкальные инструменты.
Музыкальные театры. Роль музыки в жизни каждого человека и в спектакле. Задание:
«Любимая песня». Театральные жанры: драма; трагедия; комедия; мюзикл.
Раздел 7. Цирк – зрелищный вид искусства (2 ч)
Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультипликация, цирк. История
появления цирка в нашей стране и за рубежом. «Цирк – это…» Цирковое представление
по истории цирка. Игра «Что? Где? Когда?». «Рекламная кампания в поддержку цирка» по
стихотворению Д. Хармса «Цирк Принтипрам». Цирковые профессии. Сходства и
различия циркового представления и спектакля, здания цирка и театра.
Раздел 8. Театральное мастерство. Этюд (3 ч)
Этюд в разных видах искусства. Театральный этюд. Актёр – единство материала и
инструмента. Этюд на одушевление неодушевлённых предметов: «Из жизни
мороженого». Задание: «Оживи слова: лампочка, стиральная машинка». Этюд
«Знакомство» и «Ссора». Этюды «В театре», «Покупка театрального билета».
Раздел 9. Музыкальное сопровождение (1 ч)
Роль музыки в спектакле. Фонограмма и «живая музыка». Виды оркестров. Детские
воспоминания Н. Сац о посещении музыкального театра. Чтение стихотворения Ю.
Владимирова «Оркестр» в предлагаемых обстоятельствах. Шумовая и звуковая машинка.
Раздел 10. Звук и шумы (1 ч)
Место звуков и шумов в жизни и на сцене. «О чём кричим и о чём шепчем».
Атмосфера различных мест действия. Создание атмосферы «Леса», «Болота», «Моря»,
«Перемены». Чтение стихотворения А. Кушнера в предлагаемых обстоятельствах.
Озвучивание места действия. Звуковая машинка.
Раздел 11. Зритель в театре (1 ч)
Зритель – обязательная и составная часть театра. Этика поведения в театре. Этюд
«Как надо вести себя в театре».
Раздел 12. Урок-концерт (3 ч)

3

Репетиция лучших сценических историй, этюдов, наиболее удачных игровых
упражнений. Подготовка выставки лучших детских работ: эскизов и макетов декораций,
театральных билетов, афиш. Показ театрализованного представления.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
N п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Название раздела
Создание спектакля
Мастерская художника
Как самому сделать макет декорации
Пластилиновый мир
Истории про театр
Музыка в театре
Цирк – зрелищный вид искусства
Театральное мастерство. Этюд
Музыкальное сопровождение
Звук и шумы
Зритель в театре
Урок-концерт

Всего часов
5
4
2
2
7
3
2
3
1
1
1
3
34

Итого:
Календарно-тематический план

по внеурочной деятельности театр - жизнь моя
на 2022-2023 учебный год
Класс 3

Кол-во часов на год 34 ч.

Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна

Кол-во уроков в неделю 1 ч.

№
уро
ка

Наименование раздела,
темы

1.

1.1

2.

1.2

3.

1.3

4.

1.4

5.

1.5

Ко
лво
часов

Форма деятельности

Создание спектакля (5ч)
Чтение сказки А.
1
Игровой тренинг.
Толстого «Приключения
Упражнение «Полет в
Буратино» по ролям
страну фантазии».
Игровой тренинг"
Змейка".
Драматург в театре. Пьеса
1
Игровой тренинг. "Нос,
«Приключения Буратино»
пол, потолок"
Работа театральных
1
Игры «Нос, пол,
мастерских по подготовке
потолок», «Жмурки».
спектакля
Репетиция спектакля
1
Игра «Снежный ком»,
«Приключения Буратино»
работа с пластикой тела и
упражнение «Буратино».
Афиша к спектаклю.
1
Игра «Снежный ком»,
Показ спектакля
работа с пластикой тела и
упражнение «Буратино».

Дата
(план)

Дата
(факт)

Приме
чание

06.09

13.09
20.09

27.09

04.10

4

6.

2.1

7.

2.2

8.

2.3

9.

2.4

10.

3.1

11.

3.2

12.

4.1

13.

4.2

14.

5.1

15.

5.2

16.

5.3

17.

5.4

18.

5.5

Мастерская художника. Театральные профессии (4 ч)
Бутафория – бутафор.
1
Игра «Снежный ком»,
11.10
Изготовление и
работа с пластикой тела и
назначение в спектакле
упражнение «Буратино».
Реквизит – реквизитор
1
Углубить представление о 18.10
театральных профессиях,
получить информацию о
работе художника в театре
Художник-декоратор
1
Игровой тренинг.
25.10
Упражнения
«Превращения квадрата»,
«Дорога из чисел»
Я – художник
1
Игровой тренинг.
08.11
Упражнение «Расскажи
стихи руками».
Как самому сделать макет декорации (2 ч)
Изготовление макета
1
Игровой тренинг. Игра
15.11
декорации
«Шар». Проведение
игрового тренинга,
упражнение «Слушаем
тишину».
Эскиз декорации к сказке
1
Игровой тренинг. Игра
22.11
Дж. Р. Р. Толкина «Туда и
«Нос, пол, потолок».
обратно»
Пластилиновый мир (2 ч)
Скульптор. Изготовление
1
Игровой тренинг.
29.11
пластилиновых кукол
Упражнение «Гномы».
Игровой тренинг,
пластическая
импровизация
«Волшебная палочка»,
игра «Запрет».
Разыгрывание историй с
1
Коллективная игра
06.12
пластилиновыми куклами
«Хоровод»
Истории про театр (7 ч)
Происхождение театра
1
Игровой тренинг.
13.12
Упражнение «Гномы»,
пластическая
импровизация
«Волшебная палочка»,
игра «Запрет».
История про театр «У
1
Упражнения
20.12
креста»
«Колокольчики», «Кто
сильнее».
История про театр под
1
Игры «Нос, пол,
27.12
крышей
потолок», «Жмурки».
История про современный
1
Игровой тренинг.
10.01
театр
Упражнение «Расскажи
стихи руками».
История про устройство
1
Игровой тренинг.
17.01
зрительного зала
Упражнение «Расскажи
5

19.

5.6

20.

5.7

21.

6.1

22.

6.2

23.

6.3

24.

7.1

25.

7.2

26.

8.1

27.

8.2

28.

8.3

29.

9.1

стихи руками».
История про театральный
1
Игровой тренинг.
билет
Упражнение «Гномы»,
пластическая
импровизация
«Волшебная палочка»,
игра «Запрет».
История про кукольный
1
Игры «Нос, пол,
театр
потолок», «Жмурки».
Музыка в театре. Музыкальный театр (3 ч)
Опера
1
Работа по книге.
Выражение настроения,
характера через мимику и
жесты. Коллективное
выполнение упражнения
«В пещере горного
короля».
Балет
1
Игровой тренинг,
обсуждение,
распределение ролей и
разыгрывание
стихотворений.
Оперетта и мюзикл
1
Игровой тренинг,
обсуждение,
распределение ролей и
разыгрывание
стихотворений. Работа в
парах.
Цирк – зрелищный вид искусства (2 ч)
Истории про цирк.
1
Упражнения
Музыка в цирке
«Колокольчики», «Кто
сильнее».
Разыгрывание
1
Изготовление
стихотворения Д. Хармса
плоскостных декораций
«Цирк Принтипрам»
(деревья, дома).
Театральное мастерство. Этюд (3 ч)
Этюд. Одушевление
1
Игровой тренинг
неодушевлённых
«Хлопки»
предметов
Этюд «Знакомство» и
1
Игровой тренинг,
«Ссора»
обсуждение,
распределение ролей и
разыгрывание
стихотворений
Этюды «В театре»,
1
Упражнения
«Покупка театрального
«Колокольчики», «Кто
билета»
сильнее»
Музыкальное сопровождение (1 ч)
Роль музыки в театре
1
Игровой тренинг «На
корабль погрузили»
Звук и шумы (1 ч)

24.01

31.01

07.02

14.02

21.02

28.02

07.03

14.03

04.04

11.04

18.04

6

30.

10.1

31.

11.1

32.

12.1

33.

12.2

34.

12.3

Создание атмосферы
места действия

Игровой тренинг
«Карлики и великаны»
Зритель в театре (1 ч)
Этика поведения в театре.
1
Распределение ролей к
Этюд «В театре»
уроку-концерту.
Групповые игры,
тренинги, упражнения в
парах.
Урок-концерт (3 ч)
Репетиция урока-концерта
1
Распределение ролей к
уроку-концерту.
Групповые игры,
тренинги, упражнения в
парах.
Открытый урок-концерт
1
Групповые игры,
тренинги, упражнения в
парах.
Открытый урок-концерт
1
Групповые
игры,
тренинги, упражнения в
парах.
1

25.04

02.05

16.05

23.05

30.05

С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч.

7

9

А

Прошнуровано и скреплено печатью
4
листов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».