плавание 3 класс 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Каменск - Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
ЮУ СОД1 №3 от 31.08.2022 г. №2
секретарь МО Кузнецова Е.Ю.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Яценко Н.А.
31.08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022-2023 учебный год
по внеурочной деятельности «Плавание» 3 класс
количество часов: 34 часа
Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Плавание» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в
Ростовской области»; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на основе
анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа
России»; учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2022-2023 учебный год, положения о рабочей
программе МБОУ СОШ №3.
Плавание как один из видов спортивно-оздоровительной деятельности, способствует
развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности
сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Оно является одним из важнейших
средств закаливания учащихся.
Актуальность общеобразовательной программы «Плавание» по внеурочной
деятельности для начальных классов состоит в том, что традиционная организация учебного
процесса при доминантной сидячей рабочей позе учащихся требует проведение специальных
мероприятий, направленных на профилактику заболеваний опорно–двигательного аппарата.
Особенно остро стоит вопрос в начальной школе. Резкая перемена двигательного режима,
выражается в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности.
Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данного
фактора.
Плавание – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Огромное
количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умеют
плавать, причем большую часть пострадавших на воде составляют дети школьного и
младшего школьного возраста. Многие дети просто боятся воды.
Цель: формирование основ здорового образа жизни, развитие и совершенствование
физических качеств, а также творческой самостоятельности посредством освоения
двигательной деятельности, а именно – умение плавать.
Задачи:
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию
организма;
- повышение умственной и физической работоспособности;
- приобретение жизненно необходимого умения плавать;
- овладение элементами трех способов плавания, стартов и поворотов;
- улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств
лечебно-оздоровительного плавания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление
дисциплинированности, трудолюбие и упорство в
достижении
поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка
и общих интересов.













1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.
5.
6.





Метапредметные результаты:
характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их
исправления;
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация
отдыха в процессе её выполнения;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и
способов их улучшения;
видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в
движениях и передвижениях человека;
оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильное выполнение двигательных действий.
В результате изучения программы обучающийся должен знать:
Названия плавательных упражнений.
Стили прикладного и спортивного плавания, и названия предметов для обучения.
Влияние плавания на состояние здоровья.
Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.
Обучающийся должен уметь:
Проплывать 25м любым стилем плавания, уверенно преодолевая дистанцию с
соблюдением правильно выполненной техники и дыхания.
Умение правильно применять плавательный инвентарь.
Чувствовать себя комфортно и расслабленно во время плавания более 15м.
Применять полученные навыки и умения прикладного плавания.
Применять элементы плавания для поддержания здоровья и укрепления организма.
Соблюдать правила личной гигиены и закаливания.
Форма подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
тестирование;
проплывание спортивным способом плавания без учёта времени с сохранением
правильной техники и дыхания;
сравнение показаний здоровья в начале учебного года с окончанием.

Предметные результаты:
 представлять занятия в секции как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки обучающегося;












оказывать посильную помощь и моральную поддержку при выполнении учебных
заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
организовывать и проводить подвижные игры и элементы соревнований,
осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с
заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её
напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПЛАВАНИЕ»
Раздел 1. Знания о плавании

История возникновения и развития плавания как вида спорта. История развития
плавания как вида спорта в мире, в Российской Федерации, в регионе. Достижения
отечественных пловцов на мировых первенствах и Олимпийских играх. Главные
организации/федерации (международные, российские), осуществляющие управление
плаванием.
Характеристика видов плавания (спортивное, синхронное, водное поло, прыжки в
воду). Характеристика стилей плавания. Дистанции и программа соревнований по плаванию.
Основные правила проведения соревнований по плаванию. Судейская коллегия,
обслуживающая соревнования (функции). Основные требования к плавательному бассейну,
его размерам, дорожкам, допустимой температуре воды. Словарь терминов и определений по
плаванию.
Занятия плаванием, как средство укрепления здоровья, повышения функциональных
возможностей основных систем организма и закаливания.
Сведения о физических качествах, необходимых пловцу и способах их развития. Основные
средства и методы обучения технике способов плавания. Основы прикладного плавания и его
значение. Игры и развлечения на воде.
Влияние занятий плаванием на формирование положительных качеств личности
человека.
Правила поведения и техники безопасности при занятиях плаванием в плавательном
бассейне и на открытых водоемах в различное время года. Способы спасения пострадавшего
на воде. Основные и подручные средства спасения на воде.
Режим дня при занятиях плаванием. Личная гигиена во время занятий плаванием.
Форма одежды/плавательная экипировка (спортивный костюм, плавательный костюм,

шапочка, полотенце), сопутствующий инвентарь и оборудование для занятий плаванием.
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности
Самоконтроль во время занятий плаванием и при купании в бассейне и открытых
водоемах. Первые внешние признаки утомления. Средства восстановления организма после
физической нагрузки.
Режим дня юного пловца. Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде
(плавательной экипировке) для занятий плаванием. Правильное сбалансированное питание
пловца. Характерные травмы во время занятий плаванием и мероприятия по их
предупреждению.
Выбор и подготовка места для плавания, купания. Выбор одежды для занятий
плаванием (плавательная экипировка). Правила использования спортивного инвентаря и
оборудования для занятий плаванием. Организация и проведение подвижных игр с
элементами плавания во время активного отдыха и каникул. Судейство простейших
спортивных соревнований по плаванию в качестве судьи или помощника судьи.
Подбор и составление комплексов упражнений, включающих общеразвивающие,
специальные и имитационные упражнения на суше; подготовительные упражнения для
освоения с водой; учебные прыжки в воду; игры и развлечения на воде; упражнения для
изучения техники спортивных способов плавания и их совершенствования. Самостоятельное
освоение двигательных действий. Оценка техники осваиваемых упражнений и движений по
эталонному образцу, внутренним ощущениям; способы выявления и исправления технических
ошибок. Тестирование уровня физической подготовленности в плавании.
Раздел 3. Физическое совершенствование
Комплексы упражнений на развитие основных физических качеств (выносливости,
силы, гибкости, ловкости и скоростных способностей).
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше.
Подготовительные упражнения для освоения с водой (упражнения для: ознакомления с
плотностью и сопротивлением воды; погружения в воду с головой, подныривания и открывания глаз в воде; всплывания и лежания на воде; выдохи в воду; скольжения).
Упражнения с использованием плавательных досок, гимнастических палок, аква-гантелей,
нудлсов и других вспомогательных средств.
Учебные прыжки в воду из положения сидя на бортике с упором рукой, ногами, из упора
присев, из положения стоя соскок вниз ногами с шага и прыжка, спад из положения
согнувшись, прыжок вниз головой.
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения для освоения способов
плавания: упражнения для изучения движений ногами; согласования движений ногами и
дыхания; движений руками; движений руками и дыхания; общего согласования движений
(включая имитационные упражнения на суше, упражнения в воде с неподвижной, подвижной
опорой, без опоры).
Спортивные способы плавания (начальный этап) в бассейне (брасс, кроль на груди и
кроль на спине; баттерфляй (дельфин). Упражнения и игры для совершенствования техники
плавания.

Старты и повороты (имитационные упражнения на суше, упражнения в воде): упражнения
для изучения стартового прыжка, старта из воды; упражнения для изучения открытого плоского
поворота в кроле на груди, на спине, поворота «маятником» в брассе, поворота кувырком
вперед в кроле на груди и на спине.
Проплывание учебных дистанций произвольным способом. Плавание различными
способами плавания в полной координации. Участие в соревновательной деятельности.
Прикладные способы плавания: плавание на боку; ныряние; брасс на спине. Способы
погружения при нырянии. Плавание в экстремальных ситуациях (длительное пребывание в
воде; способы отдыха в воде; при судорогах во время плавания; плавание в водорослях, при
сильной волне, при сильном течении и водоворотах при провале под лед; в одежде). Приемы
освобождения от захватов тонущего; транспортировка пострадавшего на воде. Применение
спасательных средств.
Игры и развлечения на воде (с элементами соревнования, не имеющие сюжета, игры
сюжетного характера командные игры).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3

Разделы

Общее
кол-во
часов
6
6
22
34

Знания о плавании
Способы физкультурной деятельности
Физическое совершенствование
ИТОГО:

Календарно-тематический план
по внеурочной деятельности плавание
на 2022-2023 учебный год
Класс 3

Кол-во часов на год 34 ч.

Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна

Кол-во уроков в неделю 1 ч.

№
урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наименование раздела,
темы

Техника безопасности на
занятиях плаванием.
Освоение с водой.
Освоение с водой.
Техника плавания способом
кроль на груди.
Техника плавания способом
кроль на груди.
Техника плавания способом
кроль на груди.

Колво
часов

Форма деятельности

дата

1

Познавательная беседа

06.09

1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

13.09
20.09
27.09

1

Практическое занятие

04.10

1

Практическое занятие

11.10

план

факт

Примечание

1

Практическое занятие

18.10

1

Практическое занятие

25.10

1

Практическое занятие

08.11

1

Практическое занятие

15.11

1
1

Практическое занятие
Практическое занятие

22.11
29.11

1

Практическое занятие

06.12

1
1
1
1
1

Спортивные игры
Спортивные игры
Спортивные игры
Познавательная беседа
Познавательная беседа

13.12
20.12
27.12
10.01
17.01

1

Познавательная беседа

24.01

20.

Техника плавания способом
кроль на спине.
Техника плавания способом
кроль на спине.
Техника плавания способом
кроль на спине.
Техника выполнения
поворотов.
Техника стартового прыжка.
Плавание избранным
способом.
Плавание избранным
способом.
Игры на воде.
Игры на воде.
Игры на воде.
Понятие о закаливании.
Развитие плавания как вида
спорта в мире, в России.
Здоровый образ жизни и его
слагаемые
Общая физическая подготовка.

1

31.01

21.

Общая физическая подготовка.

1

22.

Общая физическая подготовка.

1

23.

Общая физическая подготовка.

1

24.

Общая физическая подготовка.

1

25.

Общая физическая подготовка.

1

26.

Общая физическая подготовка.

1

27.

Плавание избранным
способом.
Техника стартового прыжка.
Плавание избранным
способом. Комплексное
плавание.
Плавание избранным
способом. Эстафетное
плавание.
Игры и развлечения на воде.
Игры и развлечения на воде.
Контрольный урок.
Игры на воде.
Плавание и качества личности
человека.

1

Комплексы физических
упражнений
Комплексы физических
упражнений
Комплексы физических
упражнений
Комплексы физических
упражнений
Комплексы физических
упражнений
Комплексы физических
упражнений
Комплексы физических
упражнений
Практическое занятие

1

Практическое занятие

11.04

1

Спортивные эстафеты

18.04

1
1
1

Спортивные игры
Спортивные игры
Соревнования

25.04
02.05
16.05

1

Познавательная беседа
Психологические
упражнения

23.05

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

28.

29.

30.
31.
32.
33.

07.02
14.02
21.02
28.02
07.03
14.03
04.04

34.

Способы спасения
пострадавшего на воде

1

Познавательная беседа

30.05

С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч.

Прошнуровано и скреплено печатью
листов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».