я познаю мир 3 класс 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Каменск - Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ С0Д1 №3 от 31.08.2022 г. №2
и и секретарь МО Кузнецова Е.Ю.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_ Яценко Н.А.
31.08.2022 г.

«Утверждаю»
У СОШ №3
отова И.А.
2 г. № 222/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022-2023 учебный год
по внеурочной деятельности «Я познаю мир» 3 класс
количество часов: 34 часа
Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, сделавшего упор на формирование УУД, на
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании
в Ростовской области»; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, на основе
анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа
России»; учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2022-2023 учебный год, положения о
рабочей программе МБОУ СОШ №3.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся,
вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование
активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
 Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную
деятельность по изучению и охране окружающей среды.
 Изучение природы родного края.
 Развитие познавательного интереса учащихся к природе
 Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к
окружающей среде.
Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» предназначен для
обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся. В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023
учебный год общий объём учебного времени в 3 классе составляет 34 часа (34 учебные
недели) по 1часу в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я»
как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
 проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с
историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
 формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на
основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных
стран, в том числе стран зарубежной Европы;
 целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через
последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в
природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на
основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и
различного в политическом устройстве государств;
 формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ
безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
 внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца
ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные,

социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного
взаимодействия в природной среде и социуме;
 осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по
отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
 эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии,
знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов
России и разных стан мира;
 этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека,
его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
 способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами,
соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к
окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению,
в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
 установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах
органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в
квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической
безопасности в повседневной жизни;
 мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
 понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую
учителем;
 сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе
выполнения работы на различных этапах урока);
 выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
 планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений
для раскрытия темы, приводить примеры);
 планировать свои действия в течение урока;
 фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой
на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно
относиться к своим успехам/неуспехам;
 оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и критерии, заданные учителем;
 соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
 контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
 понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике,
рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
 выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и
научно-познавательной);
 использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и
схемы для решения учебных задач;
 понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
 анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с
выделением отличительных признаков;

 классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
 сравнивать объекты по различным признакам;
 осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота

воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
 строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
 проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
 моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот
воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
 включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками,
проблем и вопросов;
 формулировать ответы на вопросы;
 слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
 проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию
партнёра в общении;
 признавать свои ошибки, озвучивать их;
 употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости,
я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
 понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;
 строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с
учётом возрастных особенностей, норм);
 готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
 составлять рассказ на заданную тему;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
 находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры
достопримечательностей этих городов;
 осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и
культуры;
 находить на карте страны — соседи России и их столицы;
 определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
 осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость
ответственного отношения к природе;
 различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать
проявления внутреннего мира человека;
 различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
 проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
 исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы,
моделировать круговорот воды в природе;

 классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и

другим изученным группам;
 пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
 обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их
с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
 приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
 использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для
поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
 устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем
органов человека;
 использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья;
 оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
 вырабатывать правильную осанку;
 выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения
болезней;
 понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие
правила;
 правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
 соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки
разных групп, следовать их указаниям;
 понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть
скрытую опасность и избегать её;
 соблюдать правила безопасного поведения в природе;
 понимать,
что такое экологическая безопасность, соблюдать правила
экологической безопасности в повседневной жизни;
 раскрывать роль экономики в нашей жизни;
 осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека,
необходимость бережного отношения к природным богатствам;
 различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
 понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
 объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты
налогов гражданами страны;
 понимать, как ведётся хозяйство семьи;
 обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие
экологические прогнозы;
 рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией
из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
 приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные,
добрососедские отношения между странами и народами;
 использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска
информации о человеке и обществе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч)
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ (4 ч)
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (4 ч)
Цепи питания.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч)
Растения и их роль на Земле. Экскурсия.
О братьях наших меньших.
Рыбы и их многообразие.
Час эрудитов «Птичьи имена».
Проект «Сохраним красоту природы»
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА (3 ч)
Человек и его корни. Родословное древо семьи.
Моя Родина – Россия!
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч)
Откуда пошла земля Русская!
Ледовое побоище.
Слово о полку Игореве.
Московское государство.
Московский Кремль.
Екатерина Великая
Михаил Васильевич Ломоносов.
Отечественная война 1812 года.
Император Александр II
Времена Советской власти и СССР.
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой
Отечественной войны»
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч)
Российская Федерация
Проект «Сохраним историю родного края»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Разделы

Вещество и энергия
Оболочка планеты, охваченная жизнью
Экологическая система
Живые участники круговорота веществ
Твои родные и твоя родина
Времена древней Руси, московского государства, российской империи,
советской России и СССР
Современная Россия
ИТОГО:

Общее
кол-во
часов
3
4
4
5
3
13
2
34

Календарно-тематический план
по внеурочной деятельности я познаю мир
на 2022-2023 учебный год
Класс 3

Кол-во часов на год 34 ч.

Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна

Кол-во уроков в неделю 1 ч.

№
п/п

Тема урока

1.

1.1

2.

1.2

3.

1.3

4.

2.1

5.

2.2

6.

2.3

7.

2.4

8.

3.1

9.

3.2

10.

3.3

11.

3.4

12.

4.1

13.

4.2

14.

4.3

15.

4.4

Колво
час.
Вещество и энергия 3 ч
1
Круглый стол

Дата
план

Почему пластилин
01.09
мягкий, а стекло –
твёрдое?
Энергия. Что происходит
1
Познавательная
08.09
беседа
при превращении энергии.
Интеллектуальная игра
1
Интеллектуальная
15.09
игра
«Умники и умницы»
Оболочка планеты, охваченная жизнью 4 ч
Живая оболочка планеты.
1
Познавательная
22.09
беседа
О тех, кто всех кормит,
1
Познавательная
29.09
беседа
всех поедает, всё убирает.
Солнце - как источник
1
Круглый стол
06.10
энергии.
КВН «Планета загадок»
1
Интеллектуальная
13.10
игра
Экологическая система 4 ч
Цепи питания
1
Познавательная
20.10
беседа
Различные экосистемы и
1
Экскурсия.
27.10
их обитатели.
Лесные заморочки. Игра
1
Интеллектуальная
10.11
игра
«Детектив»
Игра – турнир по
1
Интеллектуальная
17.11
игра
экологии «Что, где,
когда?»
Живые участники круговорота веществ 5 ч
Растения и их роль на
1
Экскурсия.
24.11
Земле.
О братьях наших
1
Викторина
01.12
меньших.
Рыбы и их многообразие.
1
Познавательная
08.12
беседа
Час эрудитов «Птичьи
1
Интеллектуальная
15.12
игра

Дата
факт

Примечание

имена»
Проект «Сохраним
красоту природы»

16.

4.5

17.

5.1

18.

5.2

19.

5.3

20.

6.1

21.

6.2

Ледовое побоище.

1

22.

6.3

Слово о полку Игореве.

1

23.

6.4

Московское государство.

1

24.

6.5

Московский Кремль.

1

25.

6.6

Смутное время в России.

1

26.

6.7

Преобразования Петра I

1

27.

6.8

Екатерина Великая

1

28.

6.9

Михаил Васильевич
Ломоносов
6.10 Отечественная война
1812 года.
6.11 Император Александр II

1

29.
30.
31.
32.

33.
34.

1

Проектная работа

22.12

Твои родные и твоя родина 3 ч
Человек и его корни.
1
Проектная работа
12.01
Родословное древо семьи
Моя Родина – Россия!
1
Интеллектуальная
19.01
игра
Путешествие в прошлое.
1
Экскурсия.
26.01
История моей Родины.
Времена Древней Руси, Московского государства,
Российской империи, Советской России и СССР 13 ч
Откуда пошла земля
1
Познавательная
02.02
беседа
Русская!
Познавательная
беседа
Познавательная
беседа
Познавательная
беседа
Познавательная
беседа
Познавательная
беседа
Познавательная
беседа
Познавательная
беседа
Познавательная
беседа

09.02

1

Познавательная
беседа

20.04

1

Познавательная
беседа
Экскурсия.

27.04

6.12 Времена Советской
1
власти и СССР.
6.13 Выставка рисунков «Мой
1
Выставка рисунков
предок – защитник
Родины в годы Великой
Отечественной войны»
Современная Россия 2 ч
7.1 Российская Федерация
1
Познавательная
беседа
7.2 Проект «Сохраним
1
Проектная работа
историю родного края»

16.02
02.03
09.03
16.03
30.03
06.04
13.04

04.05
11.05

18.05
25.05

С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч.

шнуровано и скреплено печатью
У
листов.
У СОШ №3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».