муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ЛГ»3 город Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры гуманитарного, художественно-эстетического и оздоровительного цикла МБОУ СОШ №3 от 3 ^ 8 .^ 9 2 2 г. №2 '(^-секретарь МО Забураева Л.Г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Яценко Н.А. ттодпись д: 31.08.2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по немецкому языку 9 класс Учитель: Емельянова Ольга Эдуардовна на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по немецкому языку для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы №3 города Каменска-Шахтинского, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, авторского учебнометодического комплекса Бим И.Л, М.З. Биболетова и др. М.: Астрель, 2004. Целью изучения немецкого языка в основной школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно - познавательная компетенции: - речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); - языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения для 8 класса; освоение знаний о языковых явлениях немецкого языка, разных способах выражения мысли в родном и немецком языках; социокультурная компетенция приобщение обучающихся к культуре, традициям и реалиям страны (стран) изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям девятиклассников; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; - компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; - учебно - познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление со способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в т.ч. с использованием ИКТ. Место учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану МБОУ СОШ №3 на изучение немецкого языка в 9 классе отводится 3 часа в неделю, 101 час в год. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебно – методический комплекс: Немецкий язык, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Рос. акад. наук. М.: Просвещение, 2011. – 224 с. Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса) Говорение На данном этапе желательно сформировать элементарную коммуникативную компетенцию в говорении и письме: школьники должны проявлять способность и готовность варьировать и комбинировать языковой материал, ориентируясь на решение конкретных коммуникативных задач в наиболее распространенных ситуациях общения. Требования к обучению диалогической речи Школьникам обеспечивается возможность научиться: 1. Что-либо утверждать и обосновывать сказанное, т. е. решать комплексные коммуникативные задачи типа «Вырази свое мнение и обоснуй его» или «Сообщи партнеру о ... и вырази свое отношение к услышанному от него» и т. д. 2. Вести групповое обсуждение (унисон, спор):— включаться в беседу;— поддерживать ее;— проявлять заинтересованность, удивление и т. п. (с опорой на образец или без него). 3. Вести ритуализированные диалоги 1 в стандартных ситуациях общения, используя речевой этикет (если необходимо — с опорой на разговорник, словарь). Требования к обучению монологической речи Ученикам дается возможность:1. Делать краткое сообщение в русле основных тем и сфер общения: семейно-бытовой, учебно-трудовой, социокультурной применительно к своей стране, стране изучаемого языка 2. Выражать свое отношение к прочитанному, используя определенные речевые клише типа „Es hat mir gefallen/nicht gefallen... Eine besonders große Bedeutung hat ...“; „Den größten Eindruck hat auf mich ... gemacht“.3. Строить рассуждение по схеме: тезис + аргумент + резюме, т. е. что-то охарактеризовать, обосновать. Сочетать разные коммуникативные типы речи, т. е. решать комплексные коммуникативные задачи: сообщать и описывать, рассказывать и характеризовать с опорой на текст. Письмо. Требования к обучению письму. Школьники учатся:1. Письменно готовить краткую аннотацию с непосредственной опорой на текст.2. Заполнять анкету, формуляр, писать письмо. Требования к овладению продуктивными языковыми средствами Лексическая сторона речи Ученикам предлагается овладеть дополнительно к усвоенным ранее 110—120 лексическими единицами, включающими устойчивые словосочетания и реплики-клише. Это прежде всего слова, обозначающие: — способы проведения немецкими школьниками летних каникул; — излюбленные места отдыха немцев в Германии и за ее пределами; — впечатления детей о каникулах, о внешнем виде друг друга после летнего отдыха; — проблемы чтения (читать — значит общаться; читая немецкие книги, мы можем продолжить путешествие по Германии); — что читает молодежь в Германии; — что мы знаем о немецкой поэзии, о таких ее представителях, как Гете, Шиллер, Гейне; — что предлагает своим читателям каталог современной детской литературы; — какие книги мы читаем с удовольствием, какие нет; - проблемы современных подростков, молодёжные субкультуры; - ряд профессий; - каковы планы на будущее у современной молодёжи; - средства массовой информации, их влияние на человека. Грамматическая сторона речи Синтаксис Ученикам предлагаются для активного использования в речи временные придаточные предложения с союзами als, wenn. Аудирование Школьники учатся:1. Воспринимать на слух и понимать монологическое сообщение, относящееся к разным коммуникативным типам речи (описание, сообщение, рассказ), содержащее отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по контексту или сходству слов с родным языком.2. Воспринимать на слух аутентичный текст и выделять его основную мысль (прогноз погоды, объявление на вокзале, рекламу и т. д.).3. Воспринимать на слух и понимать основное содержание диалогов (интервью, обмен мнениями и т. п.), т. е. понимать, о чем идет речь. Чтение Школьникам обеспечивается возможность:1. Прочитать и понять основное содержание легких аутентичных текстов, содержащих новые слова, о значении которых можно догадаться на основе контекста, словообразования, сходства с родным языком, а также опуская те новые слова, которые не мешают пониманию основного содержания 2 текста (ознакомительное чтение).2. Найти в процессе чтения основную мысль (идею) текста, разграничить существенные и второстепенные факты в содержании текста, проанализировать отдельные места, определяя подлежащее, сказуемое для полного понимания частично адаптированных и простых аутентичных текстов разных жанров, содержащих значительное количество незнакомых слов, используя при необходимости словарь (изучающее чтение).3. Пользоваться в процессе чтения сносками, лингвострановедческим комментарием к тексту и грамматическим справочником.4. Просмотреть несложный текст (несколько небольших текстов) в поисках нужной (интересующей) информации, т. е. овладеть приемами просмотрового чтения (прогнозирование содержания по заголовку, выделение наиболее значимой для читающего информации). Содержание учебного предмета Основные содержательные линии. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в социокультурной/межкультурной коммуникации. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык». Предметное содержание речи 1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. 2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки. 3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. 4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. 5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. 6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт. 7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). 8. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи),страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Названия блоков 1. Lesen macht klug – содержит большей частью несколько текстов и ориентирован на обучение главным образом чтению. 3 2. Lernst du was, dann weisst du was!Предусматривает работу над закреплением лексики для ее узнавания при чтении и аудировании и активного употребления при говорении и письме. 3. Wir sind ganz Ohr – включает серию упражнений для обучении главным образом говорению на основе преимущественно диалогических и полилогических текстов. 4. Grammatik. Ist das eine harte Nuss? Содержит задания для восприятия речи на слух, а также послетекстовые задания на проверку понимания, некоторые задания предусматривают письменную фиксацию учащимися значимой информации во время прослушивания или после прослушивания текста. 5. Reden ist Silber und Schweigen ist Gold. Aber nicht beim Fremdsprachen lernen! Составлен из серии грамматических упражнений, содержит грамматические обобщения, которые даются в виде памяток. 6. Wir prufen, was wir schon konnen. Содержит в основном материал для повторения, обобщения и контроля по теме в целом. 7. Deutsch lernen – Land und Leute kennenlernen. Содержит дополнительные материалы страноведческого характера. Тематическое планирование Наименование темы № Кол-во часов п/ п 1 Каникулы, до свиданья! 8 2 Книги и каникулы 22 3 Современная молодёжь. Какие у неё проблемы? 17 4 Будущее начинается уже сегодня. Как обстоит дело с выбором профессии? 21 5 Средства массовой информации. Это действительно четвёртая власть? 23 6 Повторение 10 Всего с учётом праздничных и выходных дней 101 час Воспитательный компонент уроков Рабочая программа по русскому языку разработана с учётом рабочей программы воспитания и направлена на развитие гражданско-патриотической, духовнонравственной, эстетической сторон личности учащихся. 4 Календарно-тематическое планирование Номер раздела № п/п Тема урока Кол-во Дата часов (план) Примечание Причина корректировки (факт) Дата 1. Каникулы, до свидания! (8 часов) 1 2 3 4 5 6 7 8 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 Летние каникулы школьников. 1 01.09 Как отдыхают молодые люди в Германии? Любимые места отдыха молодежи. Грамматика. Passiv. Системы образования в Германии и России. Вводная контрольная работа. Домашнее чтение. Обобщающий урок. 1 1 1 1 1 1 1 03.09 05.09 08.09 10.09 12.09 15.09 17.09 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19.09 22.09 24.09 26.09 29.09 01.10 03.10 06.10 08.10 10.10 13.10 15.10 17.10 20.10 22.10 24.10 2. Книги и каникулы (22 часа) 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 Что читали на каникулах? Что любят читать подростки? Немецкие писатели. Чтение – семейное хобби. Как правильно читать книгу? Творчество Гете и Шиллера. Домашнее чтение. Как читают немцы и русские? Домашнее чтение. Какой я читатель? Значимость чтения в жизни человека. Как создается книга? О вкусах не спорят. Мнения о книгах. Каталоги издательств. Аннотация к книге. Выражение своего мнения и оценки. 5 25 2.17 26 27 28 29 30 2.18 2.19 2.20 2.21 2.22 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 3.17 48 49 50 51 52 53 54 55 56 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 Тест по пройденной теме Осенние каникулы Урок страноведения Грамматика. Инфинитивный оборот Грамматика. Придаточные предложения времени Домашнее чтение Обобщающий урок 3. Современная молодежь. Какие у нее проблемы? (17 часов) Современная молодежь Молодежь в Германии Отношения в школе, в семье Семья, родители, одноклассники О чем мечтают молодые люди? Домашнее чтение Мы слушаем. Урок аудирования Проблемы молодежи и подростков Мечты и желания подростков О чем мечтают подростки? Домашнее чтение Учить немецкий язык – значит знакомиться со страной и людьми Чтение страноведческих текстов Домашнее чтение Обобщение. Тренировочные упражнения Контрольная работа Анализ контрольных работ Зимние каникулы 4. Будущее начинается уже сегодня. Выбор профессии (21 час) Система образования в Германии Типы школ в Германии Возможности получения профессионального образования в Германии Профессии, о которых мечтают подростки Как в Германии готовят учеников к выбору профессии? Кумиры молодежи и их воздействие на выбор профессии Что нужно, чтобы стать хорошим специалистом? Качества хорошего специалиста Где можно получить профессии? 1 27.10 1 1 1 1 1 07.11 10.11 12.11 14.11 17.11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19.11 21.11 24.11 26.11 28.11 01.12 03.12 05.12 08.12 10.12 12.12 15.12 17.12 19.12 22.12 24.12 26.12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 09.01 12.01 14.01 16.01 19.01 21.01 23.01 26.01 28.01 6 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 4.15 4.16 4.17 4.18 4.19 4.20 4.21 69 70 71 72 73 74 75 76 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 5.14 5.15 5.16 5.17 5.18 5.19 5.20 5.21 5.22 Возможность и желание получить профессию Факторы, влияющие на выбор профессии Востребованные профессии в настоящее Мои планы на будущее Проблемы при подготовке к будущей профессии Пути получения профессии Домашнее чтение Грамматика. Сложное прошедшее время Тестирование по пройденной теме Обобщение. Ведение полилога Защита профессии Обобщающий урок 5. Средства массовой информации. Это действительно 4-я власть? Средства массовой информации Газеты и журналы в Германии Газеты и журналы в России. Школьная газета – СМИ в школе Телевидение. Популярные каналы в России и Германии. Интернет как средство массовой информации. Компьютер и его место в жизни молодежи Я и интернет. Весенние каникулы Преимущества и недостатки СМИ СМИ – это четвертая власть Грамматика. Немецкие предлоги Грамматика. Немецкие предлоги Немецкие и русские радиостанции и каналы Грамматика. Сложноподчиненное предложение Грамматика. Сложноподчиненное предложение Домашнее чтение Проверяем то, что знаем Изучать немецкий язык – значит знакомиться со страной и людьми Домашнее чтение Урок закрепления грамматики Лексический практикум Урок самоконтроля 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30.01 02.02 04.02 06.02 09.02 11.02 13.02 16.02 18.02 20.02 25.02 27.02 1 1 1 1 1 1 1 1 02.03 04.03 07.03 09.03 11.03 13.03 16.03 18.03 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30.03 01.04 03.04 06.04 08.04 10.04 13.04 15.04 17.04 20.04 22.04 24.04 27.04 29.04 (23 часа) 7 91 5.23 Итоговый контроль по теме 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6. Обобщение (10 часов) Повторение и обобщение лексического материала. Повторение и обобщение лексического материала. Повторение и обобщение грамматического материала. Повторение и обобщение грамматического материала. Повторение и обобщение страноведческого материала. Повторение и обобщение страноведческого материала. Итоговое тестирование. Анализ тестовых работ. Домашнее чтение Мои планы на лето 04.05 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 06.05 11.05 13.05 15.05 18.05 20.05 22.05 25.05 27.05 29.05 8 Прошнуровано и скреплено печатью