ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Православная культура» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. КаменскаШахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных актов школы. Цели предмета «Православная культура» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на: 1. Приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников; 2. Обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации; 3. Воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам; 4. Интеграцию личности в национальную и мировую культуру; 5. Формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества. В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, связи представлений ребёнка о его жизни с православной культурой. В соответствии с этим, а также с учётом возрастных особенностей младших школьников определены задачи обучения предмету: 1. актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников; 2. развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте; 3. приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов православной культуры; 4. формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм христианской этики. Место курса в учебном плане Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение внеурочной деятельности «Православная культура» отводится 1 час в неделю. Итого 34 часа в год. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка. Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) – создателей объектов православной культуры. Православная культура, как язык (способ) выражения, осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов – цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства – жанров, интонации; религии – через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению является формирование следующих компетенций: Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии; учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.); учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)); Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Коммуникативные УУД: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)); совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); привлечение родителей к совместной деятельности. Освоение школьниками учебного курса «Основы православной культуры» должно обеспечить следующие предметные результаты: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений об основах православной культуры; формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям; знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Содержание курса выстраивается на материале 6 образовательных линий: 1. Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии; Основы религиозно-философской мысли). 2. Нравственно-этическая культура православия. 3. История православной культурной традиции России (образ жизни). 4. Письменные источники православной культуры. 5. Христианское искусство. 6. Православное искусство и религиозные культуры мира. Авторская программа по предмету Л.Л. Шевченко предполагает выделение общей темы для каждого года обучения. Общей темой первого года обучения является «Красота Божиего мира». Раздел «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем» (7 ч.) Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Священная история рассказывает о мире: Бог – Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам – любимое чадо Божие; общение человека с Богом; поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель. В какой книге написано о сотворении мира? Библия. Раздел «В ожидании Рождества - самого красивого события зимы» (7 ч.) Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия: непослушание, печаль, болезнь, смерть. Поступки человека. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? О чем рассказывают стихотворения? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Мог ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем? Зимние игры и забавы. О Пресвятой Богородице и Ее праздника. Песнопения и величания. Раздел «Праздники-радости» (10 ч.) Рождество Христово - самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи. Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. Новый год. Масленица. Как христиане понимали праздники? Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. Имя человека. Святой покровитель. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской. Раздел «Пасха: цвета и звуки весны» (6 ч.) Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности христианина: по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность каждого - сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я? ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование раздела 1 Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем. В ожидании Рождества – самого красивого события зимы Праздники-радости Пасха: цвета и звуки весны всего 2 3 4 Количество часов 7 7 10 6 30