ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Праздники и традиции Донского казачества» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных актов школы. Целью изучения программы является формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций донского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся. Основными задачами программы являются: 1.Знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда; 2.Ознакомление с основными историческими вехами донского казачества, приобщение учащихся к донским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам; 3.Воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Донского края; 4.Привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия; 5.Развитие творческих способностей детей; 6.Формирование у учащихся интереса к исследовательской работе. Место курса в учебном плане Согласно базисному учебному плану на изучение курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные универсальные учебные действия: - внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально–положительного отношения к казачеству, чувства гордости за принадлежность к нему, готовности продолжать его традиции; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач. - воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков. -развитие нравственных качеств, эстетической и экологической воспитанности, творческих способностей; -формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности; --воспитание патриотизма, формирование семейных и общечеловеческих ценностей; формирование межличностных отношений. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом; -мотивация на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи; -обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности; обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области. Познавательные универсальные учебные действия: - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -получение знаний о красоте живой природы, культуре, культурных ценностях; -формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину; -совершенствование умения искать, анализировать и обобщать информацию; -знакомство с произведениями устного народного творчества. - строить рассуждения в форме связи простых суждений о поступках героев сказок и их личностных качествах, формулировать выводы. Коммуникативные универсальные учебные действия: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам; -обогащение словарного запаса; обучение невербальному общению, умению распределять роли, чувствовать как весь коллектив, так и каждого его члена в отдельности, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; отработка умения слушать и вступать в диалог, выступать на сцене; участие в коллективных творческих делах. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Курс «Праздники и традиции Донского казачества» предназначен для ознакомления обучающихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. 1. Донские казаки (1 ч.) Наши предки – казаки. 2. Традиции и обычаи казаков (6 ч.) Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака. Основные памятные даты и знаменательные события. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного донского казачества. 3. Труд и быт (6 ч.) Как жили казаки. Красный угол. Быт казачьей семьи. Труд казачьей семьи. Донская кухня. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Материалы, из которых мастера декоративно-прикладного искусства нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы изделий, предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных в Ростовской области. 4. Православие в жизни казачества (6 ч.) Казак без веры – не казак. Казачьи традиции. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Особо почитаемые святые среди донских казаков. Казачьи традиции. Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры. Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. 5. Казачье войско: история и современность (6 ч.) Всевеликое войско Донское. Атаман. Казачья служба. Казачья честь. Казачьи заповеди Нравственные качества - основа патриотизма донского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казаки в годы Великой Отечественной войны 6. Традиционная культура донского казачества (9 ч.) Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры казачат. Пословицы и поговорки, колыбельные песни донских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи сказки, легенды, былички. Донской говор. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН N п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Название раздела Донские казаки Традиции и обычаи казаков Труд и быт Православие в жизни казачества Казачье войско: история и современность Традиционная культура донского казачества Итого: Всего часов 1 6 6 6 6 9 34