ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2023-2024 учебный год, положения о рабочей программе МБОУ СОШ №3. Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе. Задачи: Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. Изучение природы родного края. Развитие познавательного интереса учащихся к природе Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде. Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» предназначен для обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В соответствии с учебным планом школы на 2023-2024 учебный год общий объём учебного времени в 4 классе составляет 34 часа (34 учебные недели) по 1часу в неделю. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру; проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России; формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы; целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств; формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде; внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме; осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры; эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики; способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности; установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни; мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); планировать свои действия в течение урока; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам; оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные Обучающийся научится: понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации; выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной); использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков; классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; сравнивать объекты по различным признакам; осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.; моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ). Коммуникативные Обучающийся научится: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении; признавать свои ошибки, озвучивать их; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; составлять рассказ на заданную тему; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников. Предметные результаты Обучающийся научится: находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; находить на карте страны — соседи России и их столицы; определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов; обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; приводить примеры растений и животных из Красной книги России; использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе; устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека; использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; вырабатывать правильную осанку; выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила; правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её; соблюдать правила безопасного поведения в природе; понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; раскрывать роль экономики в нашей жизни; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; понимать, как ведётся хозяйство семьи; обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы; рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника); приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами; использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Евразия - самый большой материк на планете Земля Материк Евразия. Страны материка. Народности, населяющие материк. Животные Африка - самый жаркий материк на планете Моря и океаны, омывающие Африку. Природные зоны и растения. Кроссворд «Природа Африки» Северная Америка – материк заливов и островов Океаны, омывающие материк. США, Канада, Мексика - государства, расположенные на территории Северной Америки. Животный и растительный мир материка. Южная Америка - самый дождливый материк Низменности и плоскогорья Южной Америки. Государства: Бразилия, Чили, Эквадор, Колумбия, Аргентина. Население Южной Америки. Животный мир. Антарктида - ледяной материк Океаны, омывающие Антарктиду. Мощный покров из снега и льда. Животные Антарктиды. Австралия - самый сухой материк Штаты и территории Австралии. Самая большая пустыня Австралии. Государственное устройство страны. Растения и животные, населяющие страну. Обобщение по разделу «Материки планеты Земля» Викторина. Работа над проектом. Русский путешественник Афанасий Никитин Биографические сведения. Знание иностранных языков. Длительное путешествие. Плен. Особенности пребывания в Индии. Дневник А.Никитина «Хождение за три моря». Знаменитый первооткрыватель Христофор Колумб Христофор Колумб - испанский мореплаватель, итальянского происхождения. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана Испанский мореплаватель португальского происхождения. Первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие. Своим путешествием доказал, что Земля имеет форму шара. Исследователь Арктики Виллем Баренц Известный голландский первооткрыватель и исследователь. Руководил несколькими экспедициями, которые должны были открыть северный морской путь в Ост-Индию. Иван Федорович Крузенштерн - руководитель первой русской кругосветной экспедиции. Российский мореплаватель и адмирал, руководитель первой русской кругосветной экспедиции, один из учредителей Русского географического сообщества. Русский мореплаватель, возглавлявший в 1803-1806 годах первое русское кругосветное плавание. Адмирал, генерал, состоящий при особе Его Императорского величества. Как Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли Антарктиду Открытие Антарктиды. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778–1852), русский мореплаватель, адмирал, участник кругосветных плаваний, руководитель первой русской антарктической (кругосветной) экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный». Открытие в январе 1820 года Антарктиды и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах. Обобщение по разделу «Великие путешественники и мореплаватели» Викторина. Работа над проектом. Великие реки мира Нил. Лена. Амазонка. Миссисипи, Разгадывание кроссворда. Крупнейшие горные системы Растения, встречающиеся в Гималаях. Животные, обитающие в Национальном парке Денали в Кордильерах. Крупнейшие горные системы мира и материки, на которых они расположены. Самые крупные озёра мира Озёра Верхнее, Мичиган, Гурон, Виктория. Животные, обитающие в воде и на берегу озера Виктория. Великие водопады мира Водопад Виктория. Водопад на реке Замбези в Южной Африке. Четвертый в мире по ширине и один из крупнейших по расходу воды. Ниагарский водопад. Комплекс водопадов на реке Ниагаре, отделяющий американский штат Нью-Йорк от канадской провинции Онтарио. Обобщение по разделу «Великие природные объекты» Тест. Работа над проектом. Семь чудес света Семь чудес света – это выдающиеся творения рук человеческих, ставшие достоянием всемирной истории, известны еще до нашей эры: Пирамида Хеопса (2600 лет до н. э.) Висячие сады Семирамиды (605 г. до н. э.) Статуя Зевса в Олимпии (435 г. до н. э.) Храм Артемиды в Эфесе (560 г. до н. э.) Мавзолей в Галикарнасе (351 г. до н. э.) Колосс Родосский (280 г. до н. э.) Александрийский маяк (3 век до н. э.) Чудеса природы Красный пляж. Каменный лес Шилинь. Растения и животные Большого каньона. Удивительные острова планеты Острова Комодо и Врангеля, Галапагосские, Сокотра. Животные и растения, обитающие на этих островах. Самые загадочные пустыни Цветная пустыня. Пустыня Белых песков. Цветущая пустыня Анза - Борреро. Природные явления, связанные с Черной пустыней в Африке. Местонахождение пустынь. Великие сооружения мира Великая китайская стена. Биг-Бен (Великобритания). Эйфелева башня (Франция). Статуя Христа-Искупителя (Бразилия). Статуя Свободы (США). Колизей. Мамаев курган. Обобщение по разделу «Чудеса света» Тест. Работа над проектом. Древний Египет Культуры, которые выращивали земледельцы Египта. Ремёсла древних египтян. Древняя Греция Какую хозяйственную деятельность вели древние греки. Древнегреческие боги. Греция – родина Олимпийских игр. Каким частям света соответствуют 5 колец. Греческое государство. Спарта и спартанцы. Древний Рим Где этруски строили свои города и как укрепляли их. Кто стоял во главе этрусских государств? Что происходило в результате войн между греками и этрусками? Как возник Рим? Патриции. Плебеи. Сенат. Консулы и преторы. Цивилизация майя, инков, ацтеков Государство майя. Науки. достигшие большого развития в государстве. Каменные столбы - стелы в городах майя. Теночтитлан. Обобщение по разделу «Древние цивилизации» Заполнение таблицы. Установление соответствий. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Разделы Материки планеты Земля Великие путешественники и мореплаватели Великие природные объекты Чудеса света Древние цивилизации ИТОГО: Общее кол-во часов 8 8 6 7 5 34