1.Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» построена согласно требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа ориентирована на по учащихся курсу 7-8-х внеурочной классов деятельности Муниципального «Здоровое питание» общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 составлена на основе следующих нормативно- правовых документов: 1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013) 2.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) 3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) 4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 5. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022г. № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 №69675) 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799) 8.Учебного плана МБОУ СОШ №3, Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №3. Программа составлена на основе Комплексной общеобразовательной программы по формированию культуры здоровья, культуры питания у обучающихся в условиях образовательной организации. Авторы составители Н.В.Герасименко, Р.А. Тимурбулатов. Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя». Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биологии», в ходе её изучения, обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их, учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. Согласно учебному плану на 2023-2024 учебный год МБОУ СОШ № 3 отводит для внеурочной деятельности в 7-8 классах 34 часа в год, час в неделю. Цель данного курса: формирование у обучающихся полезных привычек и предпочтений, поведенческих навыков в области питания и ценностного отношения к собственному здоровью. Задачи данного курса: - формирование и развитие представления обучающихся о собственном здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей; - формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; - формирование у обучающихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; - расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; - развитие творческих способностей и кругозора обучающихся, их интересов и познавательной деятельности; - развитие коммуникативных навыков у обучающихся, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности: Личностными результатами освоения обучающимися содержание программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: - активно включатся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности; - ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; - оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни. Метапредметными результатами изучения курса являются: - формирование здорового и безопасного образа жизни; - умение характеризовать действия и поступки, на основе полученных знаний и имеющегося первичного опыта; - умение ориентироваться в информационном пространстве (сети Интернет); - умение собирать, обрабатывать и анализировать полученную информацию; - умение взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы и толерантности. Предметные результаты: Обучающиеся по окончании программного курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» научатся: - правилам и основам рационального питания; - необходимости соблюдения гигиены питания; - структуре ежедневного рациона питания. Учащиеся получат возможность научиться оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия. Воспитательный компонент уроков: Осмысление и интериоризация (присвоение) школьниками системы ценностей. Формирование и развитие представления учащихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье, мотивировать учащихся к формированию интереса к самостоятельному выбору полезных продуктов питания. Календарно-тематическое планирование в 7а классе (34 часа, 1ч. в неделю) № п/п № темы и раздела Темы занятий Кол-во часов Дата по плану Дата факт. Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Раздел 1. Здоровье человека и факторы, его определяющие -5 часов 1 1.1 Состояние здоровья современного человека. Факторы, влияющие на здоровье школьников. 1 2 1.2 Особенности обменных процессов, происходящих в организме человека в соответствии с возрастными периодами. «Составление режима дня» 1 3 1.3 05.09.23 12.09.23 1 19.09.23 4 1.4 Культура здоровья, культура здорового питания человека. 1 26.09.23 5 1.5 Составление памятки «Рекомендации по поддержанию здорового образа жизни» 1 03.10.23 Урок-лекция, групповая форма, дискуссия Урок-игра, парная форма, учебная игра Беседа, дискуссия, фронтальная форма, обсуждение ситуаций, практическая работа Урокбеседа, разыгрывание ситуаций Групповая, фронтальная форма, практическая работа Раздел 2. Алиментарно зависимые заболевания – 9 часов 6 2.1 Компоненты еды. Разнообразие пищи. 1 7 2.2 Заболевания, обусловленные 1 10.10.23 17.10.23 Урок-лекция, групповая форма, дискуссия Урок-беседа, 8 2.3 неправильным питанием. Алиментарно-зависимые заболевания и факторы их вызывающие. Нарушение питания и факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. групповая форма, игра 9 2.4 Здоровые привычки питания. 1 07.11.23 Проектная деятельность, групповая форма, минипроект 10 2.5 Роль витаминов и минеральных веществ в организме человека. 1 14.11.23 Индивидуальная форма, минипроект 11 2.6 «Обнаружение витаминов в продуктах и по их количеству после обработки пищи» 1 21.11.23 Практическая работа №2, групповая форма, дискуссия 12-13 2.72.8 «Почему важно знать, откуда продукты?» 2 28.11.23 05.12.23 Мини-проект, групповая форма, дискуссия 14 2.9 Проект «Витаминка» 1 12.12.23 Фронтальная форма урока с использованием наглядного метода и разьяснительноиллюстративног о изложения 1 24.10.23 Индивидуальная форма, решение проблемных задач, дискуссия Раздел 3. Физиология питания – 6 часов 15 3.1 16 3.2 Краткие сведения о физиологии питания человека, о механизме пищеварения и правильном характере обмена веществ в организме человека. Требования и правила построения рационов 1 19.12.23 Урок-лекция, групповая форма, дискуссия 1 26.12.23 Урок-рассказ с питания для различных возрастных групп. использованием наглядного метода 17 3.3 Твой рацион – это ты. Рацион с низким содержанием жиров. 1 09.01.24 Урок-лекция с использованием наглядного метода 18 3.4 «Составление дневного меню» 1 16.01.24 1920 3.53.6 «Питайся правильно будешь здоров!» 2 23.01.24 30.01.24 Фронтальная форма урока с использованием наглядного метода и разьяснительноиллюстративног о изложения. Практическая работа Конкурс, групповая форма, дискуссия Раздел 4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов – 9 часов 21 4.1 Реклама продуктов 1 06.02.24 питания и здоровье. Урок-рассказ с использованием наглядного метода 22 4.2 Рекламная акция по пропаганде здорового питания. 1 13.02.24 Урок-беседа, групповая форма, игра 23 4.3 Сладости и сахар (углеводы) 1 20.02.24 Театральные постановки, групповая форма 24 4.4 1 27.02.24 Мини-проект 25 4.5 «Сахар и обмен веществ» Жиры. Соль и консервирование 1 05.03.24 Урок-лекция, групповая продуктов. 26 4.6 27 4.7 28 4.8 29 4.9 форма, дискуссия «Имитации способов консервирования с наблюдениями характера и изменений качества продукта» Приемы и способы кулинарной обработки пищевых продуктов. 1 12.03.24 Практическая работа 1 19.03.24 Практическое занятия с элементами игр Мини-исследование «Как влияют консерванты на здоровье?» Что любишь из еды? Как любишь есть? Почему это делаешь? 1 02.04.24 Практическое занятия с элементами игр 1 09.04.24 Самостоятельная творческая работа, учебная игра Раздел 5. Кухня народов России - 5 часов 30 5.1 Кулинарное путешествие по России. 1 16.04.24 Урок-беседа, групповая форма, игра 31 5.2 «Кулинарный глобус» 1 23.04.24 Индивидуальная форма, минипроект 32 5.3 Гостеприимство. Как угощать гостей. 1 07.05.24 33 5.4 «Сервировка праздничного стола» 1 14.05.24 Самостоятельная творческая работа, учебная игра Практическая работа, выполнение творческих работ 34 5.5 Особенности питания населения Донского края. 1 21.05.24 С учетом праздничных и выходных дней – 34 часа Урок-зачет, индивидуальная форма Календарно-тематическое планирование в 7б классе (34 часа, 1ч. в неделю) № п/п № темы и раздела Темы занятий Кол-во часов Дата по плану Дата факт. Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Раздел 1. Здоровье человека и факторы, его определяющие -5 часов 1 1.1 Состояние здоровья современного человека. Факторы, влияющие на здоровье школьников. 1 2 1.2 Особенности обменных процессов, происходящих в организме человека в соответствии с возрастными периодами. «Составление режима дня» 1 3 1.3 07.09.23 14.09.23 1 21.09.23 4 1.4 Культура здоровья, культура здорового питания человека. 1 28.09.23 5 1.5 Составление памятки «Рекомендации по поддержанию здорового образа жизни» 1 05.10.23 Урок-лекция, групповая форма, дискуссия Урок-игра, парная форма, учебная игра Беседа, дискуссия, фронтальная форма, обсуждение ситуаций, практическая работа Урокбеседа, разыгрывание ситуаций Групповая, фронтальная форма, практическая работа Раздел 2. Алиментарно зависимые заболевания – 9 часов 6 2.1 Компоненты еды. Разнообразие пищи. 1 7 2.2 Заболевания, обусловленные 1 12.10.23 19.10.23 Урок-лекция, групповая форма, дискуссия Урок-беседа, 8 2.3 неправильным питанием. Алиментарно-зависимые заболевания и факторы их вызывающие. Нарушение питания и факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. групповая форма, игра 9 2.4 Здоровые привычки питания. 1 09.11.23 Проектная деятельность, групповая форма, минипроект 10 2.5 Роль витаминов и минеральных веществ в организме человека. 1 16.11.23 Индивидуальная форма, минипроект 11 2.6 «Обнаружение витаминов в продуктах и по их количеству после обработки пищи» 1 23.11.23 Практическая работа №2, групповая форма, дискуссия 12-13 2.72.8 «Почему важно знать, откуда продукты?» 2 30.11.23 07.12.23 Мини-проект, групповая форма, дискуссия 14 2.9 Проект «Витаминка» 1 14.12.23 Фронтальная форма урока с использованием наглядного метода и разьяснительноиллюстративног о изложения 1 26.10.23 Индивидуальная форма, решение проблемных задач, дискуссия Раздел 3. Физиология питания – 6 часов 15 3.1 16 3.2 Краткие сведения о физиологии питания человека, о механизме пищеварения и правильном характере обмена веществ в организме человека. Требования и правила построения рационов 1 21.12.23 Урок-лекция, групповая форма, дискуссия 1 28.12.23 Урок-рассказ с питания для различных возрастных групп. использованием наглядного метода 17 3.3 Твой рацион – это ты. Рацион с низким содержанием жиров. 1 11.01.24 Урок-лекция с использованием наглядного метода 18 3.4 «Составление дневного меню» 1 18.01.24 1920 3.53.6 «Питайся правильно будешь здоров!» 2 25.01.24 01.02.24 Фронтальная форма урока с использованием наглядного метода и разьяснительноиллюстративног о изложения. Практическая работа Конкурс, групповая форма, дискуссия Раздел 4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов – 9 часов 21 4.1 Реклама продуктов 1 08.02.24 питания и здоровье. Урок-рассказ с использованием наглядного метода 22 4.2 Рекламная акция по пропаганде здорового питания. 1 15.02.24 Урок-беседа, групповая форма, игра 23 4.3 Сладости и сахар (углеводы) 1 22.02.24 Театральные постановки, групповая форма 24 4.4 1 29.02.24 Мини-проект 25 4.5 «Сахар и обмен веществ» Жиры. Соль и консервирование 1 07.03.24 Урок-лекция, групповая продуктов. 26 4.6 27 4.7 28 4.8 29 4.9 форма, дискуссия «Имитации способов консервирования с наблюдениями характера и изменений качества продукта» Приемы и способы кулинарной обработки пищевых продуктов. 1 14.03.24 Практическая работа 1 21.03.24 Практическое занятия с элементами игр Мини-исследование «Как влияют консерванты на здоровье?» Что любишь из еды? Как любишь есть? Почему это делаешь? 1 04.04.24 Практическое занятия с элементами игр 1 11.04.24 Самостоятельная творческая работа, учебная игра Раздел 5. Кухня народов России - 5 часов 30 5.1 Кулинарное путешествие по России. 1 18.04.24 Урок-беседа, групповая форма, игра 31 5.2 «Кулинарный глобус» 1 25.04.24 Индивидуальная форма, минипроект 32 5.3 Гостеприимство. Как угощать гостей. 1 02.05.24 33 5.4 «Сервировка праздничного стола» 1 16.05.24 Самостоятельная творческая работа, учебная игра Практическая работа, выполнение творческих работ 34 5.5 Особенности питания населения Донского края. 1 23.05.24 С учетом праздничных и выходных дней – 34 часа Урок-зачет, индивидуальная форма Календарно-тематическое планирование в 8 классе (34 часа, 1ч. в неделю) Но мер п/п Наименование разделов и занятий Количе ство часов Датаплан Датафакт Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Введение. Здоровье человека и факторы, его определяющие. 1. Состояние здоровья современного человека. 1 06.09.23 Урок-лекция, групповая форма, дискуссия 2. Режим дня. Исследовательский проект «Секреты хорошего настроения». Наука о питании – древняя и современная. 1 13.09.23 Урок-игра, парная форма, учебная игра 1 20.09.23 4. Пирамида здорового питания. 1 27.09.23 Беседа, дискуссия, фронтальная форма, обсуждение ситуаций Урокбеседа, разыгрывание ситуаций 5. Факторы, влияющие на состояние здоровьядетей дошкольного и раннего школьного возраста. 1 04.10.23 Групповая, фронтальная форма, учебная игра 6. Факторы, влияющие на состояние здоровьяшкольников. 1 11.10.23 Урок-лекция, групповая форма, дискуссия 7. Особенности обменных процессов, происходящих в организме человека в соответствии с возрастными периодами. Гигиена питания – круглый стол. 1 18.10.23 Урок-беседа, групповая форма, игра 1 25.10.23 Индивидуальная форма, решение проблемных задач, дисскусия 3. 8. Физиология питания 9. Механизм пищеварения и правильный характер обмена веществ в организме человека. 1 08.11.23 Проектная деятельность, групповая форма, мини-проект 10. Расход энергии. Нормы питания. Режимпитания. 1 15.11.23 Индивидуальная форма, мини-проект Структура ассортимента свойства пищевых продуктов 11. Основные блюда и их значение. 1 22.11.23 Урок-практикум, групповая форма, дискуссия 12. Три кита питания. 1 29.11.23 Урок-лекция, групповая форма, дискуссия 13. Витаминная азбука. 1 06.12.23 Фронтальная форма урока с использованием наглядного метода и разьяснительноиллюстративного изложения 14. Овощи и фрукты – полезные продукты. 1 13.12.23 Урок-лекция, групповая форма, дискуссия 15. Аналитический проект «Каникулы – дело серьезное». 1 20.12.23 Урок-рассказ с использованием наглядного метода 16 Составление индивидуального меню. 1 27.12.23 Урок-лекция с использованием наглядного метода Практическая работа 17. Пищевые риски, продукты, опасные дляздоровья. 1 10.01.24 Фронтальная форма урока с использованием наглядного метода и разьяснительноиллюстративного изложения Кухня народов России Проект «Дни национальной кухни». 2 17.01.24 24.01.24 Урок-лекция, групповая форма, дискуссия 20. Создание кулинарной книги «Рецепты моей бабушки». 1 31.01.24 Урок-рассказ с использованием наглядного метода 21 Продукты питания в разных культурах. 1 07.02.24 Урок-беседа, 1819 групповая форма, игра 22 Ядовитые грибы и растения. 1 14.02.24 Урок-лекция с использованием наглядного метода 23 Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Значение жидкости для организма человека. Полезные напитки. 1 21.02.24 Урок-беседа, групповая форма, 1 28.02.24 Урок-лекция, групповая форма, дискуссия 24 Санитария и гигиена питания. 25 Нарушение питания и факторы риска развития хронических заболеваний. 1 06.03.24 Учебная игра 26 Проект «Все сезоны года». 1 13.03.24 Практическое занятия с элементами игр 27 Проект «Все сезоны года». 1 20.03.24 Практическое занятия с элементами игр 28 Конкурс презентаций домашнего меню. 1 03.04.24 Самостоятельная творческая работа 29 Правила поведения в гостях. 1 10.04.24 Урок-беседа, форма, игра 30 Особенности и правила личной гигиены. 1 17.04.24 Индивидуальная мини-проект 31 Особенности и правила личной гигиены. 1 24.04.24 Урок-лекция, групповая форма, дискуссия 32 Пищевые отравления и их недопущение. 1 08.05.24 Индивидуальная мини-проект 33 Надёжные помощники – гигиена и спорт. 1 15.05.24 Урок-беседа, Правильное питание – это здоровье и красота. 1 34 групповая форма, форма, выполнение творческих работ 22.05.24 Урок-зачет, индивидуальная форма, решение проблемных задач С учетом праздничных и выходных дней – 34 часа Список литературы: 1 Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2019,79с. 2 Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2019, 79с. 3 Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2018 400с. 4 Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА; 2019. - 559 с. 5 Здоровое питание. В.Н. Шилов, В.П. Мицьо. - М.: Парус, 2018. - 224 с. 6 Питание как фактор формирования здоровья обучающихся /Г.П. Пешкова, В.С. Бердина, С.И. Ворошилин и др. // Матер. XIV Всерос. конгр. диетологов и нутрициологов с междунар. участием. - 2019. - С.66. Интернет-ресурсы: https://www.jv.ru/ http://salatshop.ru/ http://www.takzdorovo.ru/