1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» построена
согласно
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования, с учетом концепции духовно – нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Рабочая
программа
по
курсу
внеурочной
деятельности
«Здоровое
питание»
ориентирована на учащихся 9-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3 составлена на основе следующих нормативноправовых документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (редакция от 23.07.2013)
2.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)
4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
5. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022г. № 568 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 №69675)
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России
01.11.2022 N 70799), с изменениями и дополнениями от: 21 июля 2023г., 21 февраля,
21 мая 2024 года.
8.Учебного плана МБОУ СОШ №3, Положения о рабочей программе МБОУ СОШ
№3.
Программа составлена на основе Комплексной общеобразовательной программы по
формированию культуры здоровья, культуры питания у обучающихся в
условиях
образовательной организации. Авторы составители Н.В.Герасименко, Р.А. Тимурбулатов.
Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы
правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально
широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов
собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся,
освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю
себя».
Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает
содержание отдельных тем предметных областей «Биологии», в ходе её изучения,
обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о
правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование
готовности
соблюдать
их,
учатся
осмысливать
причинно-следственные
связи
формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа
жизни.
Согласно учебному плану на 2022-2023 учебный год МБОУ СОШ № 3 отводит для
внеурочной деятельности в 9 классе 34 часа в год, час в неделю.
Цель данного курса: формирование у обучающихся
полезных привычек и
предпочтений, поведенческих навыков в области питания и ценностного отношения к
собственному здоровью.
Задачи данного курса:
-
формирование и развитие представления обучающихся о собственном здоровье,
как одной из важнейших человеческих ценностей;
-
формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
-
формирование у обучающихся знаний о правилах рационального питания, их роли
в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
-
расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства
уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
-
развитие творческих способностей и кругозора обучающихся, их интересов и
познавательной деятельности;
-
развитие коммуникативных навыков у обучающихся,
умения эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности:
Личностными результатами освоения обучающимися содержание программы по
формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
активно включатся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
-
уважения и доброжелательности;
ориентироваться
-
в
ассортименте
наиболее
типичных
продуктов
питания,
сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям
-
здорового образа жизни.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-
формирование здорового и безопасного образа жизни;
-
умение характеризовать действия и поступки, на основе полученных знаний и
имеющегося первичного опыта;
-
умение ориентироваться в информационном пространстве (сети Интернет);
-
умение собирать, обрабатывать и анализировать полученную информацию;
-
умение взаимодействовать со сверстниками
на принципах взаимоуважения,
взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Предметные результаты:
Обучающиеся по окончании программного курса внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании» научатся:
- правилам и основам рационального питания;
- необходимости соблюдения гигиены питания;
- структуре ежедневного рациона питания.
Учащиеся получат возможность научиться оценивать свой рацион и режим
питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом
границ личностной активности корректировать несоответствия.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании» в 9 классе
№
п/п
№ темы и
раздела
1
1.1
Темы занятий
КолДата по
Дата
во
плану
факт.
часов
Раздел 1. Здоровье человека и факторы, его определяющие -5 часов
Особенности питания
1
06.09.2024
современных школьников.
2
3
4
5
1.2
Пирамида питания
1
13.09.2024
Практическая работа
1
20.09.2024
«Составление пирамиды
питания»
1.4
Твои привычки в питании
1
27.09.2024
и твоё здоровье
1.5
Здоровый стиль жизни и
1
04.10.2024
питание
Раздел 2. Алиментарно зависимые заболевания – 9 часов
1.3
1
11.10.2024
1
18.10.2024
1
25.10.2024
1
08.11.2024
2.5
Меры профилактики
алиментарно-зависимых
заболеваний
Несбалансированное
питание и болезни
Влияние жиров на
организм
Холестерин, его роль для
организма человека
Углеводы
1
15.11.2024
11
2.6
Соль в еде и гормоны
1
22.11.2024
1213
14
2.72.8
2.9
15
3.1
6
2.1
7
2.2
8
2.3
9
2.4
10
Мини-проект «Соль и
2
29.11.2024
гормоны»
06.12.2024
Мини -проект «Польза и
1
13.12.2024
вред соли»
Раздел 3. Физиология питания – 6 часов
Физиология питания
1
20.12.2024
Калории пищи и вес
1
27.12.2024
человека
17
3.3
Практическая работа
1
28.12.2024
«Составление недельного
меню и калорий»
18
3.4
Как привести организм к
1
10.01.2025
сбалансированному
равновесию?
193.5Исследовательская работа:
2
17.01.2025
20
3.6
«Соответствие моего веса к
24.01.2025
росту»
Раздел 4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов – 9
часов
21
4.1
Реклама продуктов
1
31.01.2025
питания и здоровье.
16
3.2
22
4.2
23
4.3
24
4.4
25
4.5
26
4.6
27
4.7
28
4.8
29
4.9
30
5.1
31
Пропаганде здорового
1
07.02.2025
питания.
Сладости и сахар
1
14.02.2025
(углеводы), польза и вред
Мини-проект «Сахар и
1
21.02.2025
обмен веществ»
Жиры. Соль и
1
28.02.2025
консервирование
продуктов.
Практическая работа
1
07.03.2025
«Имитации способов
консервирования с
наблюдениями характера и
изменений качества
продукта»
Приемы и способы
1
14.03.2025
кулинарной обработки
пищевых продуктов.
Мини-исследование
1
21.03.2025
«Влияние консервантов на
здоровье человека?»
Моя любимая еда. Конкурс
1
04.04.2025
полезных рецептов
Раздел 5. Кухня народов Мира - 5 часов
1
11.04.2025
5.2
Кулинарное путешествие
по России.
Итальянская кухня
1
18.04.2025
32
5.3
Восточно – азиатская кухня
1
25.04.2025
33
5.4
1
16.05.2025
34
5.5
Особенности питания
населения Донского края.
Обобщающий урок
1
23.05.2025
Всего за год с учётом праздничных и выходных дней – 34 часа
Список литературы:
1 Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном
питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2019,79с.
2 Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере
здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2019, 79с.
3
Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2018г,400с.
4
Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие. - М.:
ФЛИНТА; 2019. - 559 с.
5
Здоровое питание. В.Н. Шилов, В.П. Мицьо. - М.: Парус, 2018. - 224 с.
6
Питание как фактор формирования здоровья обучающихся /Г.П. Пешкова,
В.С. Бердина, С.И. Ворошилин и др. // Матер. XIV Всерос. конгр. диетологов и
нутрициологов с междунар. участием. - 2019. - С.66.
Интернет-ресурсы:
https://www.jv.ru/
http://salatshop.ru/
http://www.takzdorovo.ru/