1.Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» построена согласно требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Здоровое питание» ориентирована на учащихся 9-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 составлена на основе следующих нормативноправовых документов: 1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013) 2.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) 3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) 4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 5. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022г. № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 №69675) 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799), с изменениями и дополнениями от: 21 июля 2023г., 21 февраля, 21 мая 2024 года. 8.Учебного плана МБОУ СОШ №3, Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №3. Программа составлена на основе Комплексной общеобразовательной программы по формированию культуры здоровья, культуры питания у обучающихся в условиях образовательной организации. Авторы составители Н.В.Герасименко, Р.А. Тимурбулатов. Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя». Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биологии», в ходе её изучения, обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их, учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. Согласно учебному плану на 2022-2023 учебный год МБОУ СОШ № 3 отводит для внеурочной деятельности в 9 классе 34 часа в год, час в неделю. Цель данного курса: формирование у обучающихся полезных привычек и предпочтений, поведенческих навыков в области питания и ценностного отношения к собственному здоровью. Задачи данного курса: - формирование и развитие представления обучающихся о собственном здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей; - формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; - формирование у обучающихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; - расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; - развитие творческих способностей и кругозора обучающихся, их интересов и познавательной деятельности; - развитие коммуникативных навыков у обучающихся, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности: Личностными результатами освоения обучающимися содержание программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: активно включатся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах - уважения и доброжелательности; ориентироваться - в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям - здорового образа жизни. Метапредметными результатами изучения курса являются: - формирование здорового и безопасного образа жизни; - умение характеризовать действия и поступки, на основе полученных знаний и имеющегося первичного опыта; - умение ориентироваться в информационном пространстве (сети Интернет); - умение собирать, обрабатывать и анализировать полученную информацию; - умение взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы и толерантности. Предметные результаты: Обучающиеся по окончании программного курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» научатся: - правилам и основам рационального питания; - необходимости соблюдения гигиены питания; - структуре ежедневного рациона питания. Учащиеся получат возможность научиться оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» в 9 классе № п/п № темы и раздела 1 1.1 Темы занятий КолДата по Дата во плану факт. часов Раздел 1. Здоровье человека и факторы, его определяющие -5 часов Особенности питания 1 06.09.2024 современных школьников. 2 3 4 5 1.2 Пирамида питания 1 13.09.2024 Практическая работа 1 20.09.2024 «Составление пирамиды питания» 1.4 Твои привычки в питании 1 27.09.2024 и твоё здоровье 1.5 Здоровый стиль жизни и 1 04.10.2024 питание Раздел 2. Алиментарно зависимые заболевания – 9 часов 1.3 1 11.10.2024 1 18.10.2024 1 25.10.2024 1 08.11.2024 2.5 Меры профилактики алиментарно-зависимых заболеваний Несбалансированное питание и болезни Влияние жиров на организм Холестерин, его роль для организма человека Углеводы 1 15.11.2024 11 2.6 Соль в еде и гормоны 1 22.11.2024 1213 14 2.72.8 2.9 15 3.1 6 2.1 7 2.2 8 2.3 9 2.4 10 Мини-проект «Соль и 2 29.11.2024 гормоны» 06.12.2024 Мини -проект «Польза и 1 13.12.2024 вред соли» Раздел 3. Физиология питания – 6 часов Физиология питания 1 20.12.2024 Калории пищи и вес 1 27.12.2024 человека 17 3.3 Практическая работа 1 28.12.2024 «Составление недельного меню и калорий» 18 3.4 Как привести организм к 1 10.01.2025 сбалансированному равновесию? 193.5Исследовательская работа: 2 17.01.2025 20 3.6 «Соответствие моего веса к 24.01.2025 росту» Раздел 4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов – 9 часов 21 4.1 Реклама продуктов 1 31.01.2025 питания и здоровье. 16 3.2 22 4.2 23 4.3 24 4.4 25 4.5 26 4.6 27 4.7 28 4.8 29 4.9 30 5.1 31 Пропаганде здорового 1 07.02.2025 питания. Сладости и сахар 1 14.02.2025 (углеводы), польза и вред Мини-проект «Сахар и 1 21.02.2025 обмен веществ» Жиры. Соль и 1 28.02.2025 консервирование продуктов. Практическая работа 1 07.03.2025 «Имитации способов консервирования с наблюдениями характера и изменений качества продукта» Приемы и способы 1 14.03.2025 кулинарной обработки пищевых продуктов. Мини-исследование 1 21.03.2025 «Влияние консервантов на здоровье человека?» Моя любимая еда. Конкурс 1 04.04.2025 полезных рецептов Раздел 5. Кухня народов Мира - 5 часов 1 11.04.2025 5.2 Кулинарное путешествие по России. Итальянская кухня 1 18.04.2025 32 5.3 Восточно – азиатская кухня 1 25.04.2025 33 5.4 1 16.05.2025 34 5.5 Особенности питания населения Донского края. Обобщающий урок 1 23.05.2025 Всего за год с учётом праздничных и выходных дней – 34 часа Список литературы: 1 Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2019,79с. 2 Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2019, 79с. 3 Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2018г,400с. 4 Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА; 2019. - 559 с. 5 Здоровое питание. В.Н. Шилов, В.П. Мицьо. - М.: Парус, 2018. - 224 с. 6 Питание как фактор формирования здоровья обучающихся /Г.П. Пешкова, В.С. Бердина, С.И. Ворошилин и др. // Матер. XIV Всерос. конгр. диетологов и нутрициологов с междунар. участием. - 2019. - С.66. Интернет-ресурсы: https://www.jv.ru/ http://salatshop.ru/ http://www.takzdorovo.ru/