1 Пояснительная записка Рабочая программа разработана с учетом: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; примерной основной образовательной программы начального общего образования; планируемых результатов начального общего образования; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 3; учебного плана МБОУ СОШ №3; авторской программы В.П.Канакиной, в.Г.Горецкого (русский язык) Цели и задачи обучения предмету «русский язык» в 1 классе. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» являются: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и пись- менной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели: познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; - формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познава- тельного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Рассматриваемая программа реализуется с помощью учебника « Русский язык» 2 1 класс,2020, авторы В.П.Какнакина,В.Г.Горецкий, рабочие тетради. Место учебного предмета в учебном плане Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется в 1 классе 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 50 ч на русский язык после курса обучения грамоте. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение курса «Русский язык» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов: - чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; „ - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности/на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выхода из спорных ситуаций; - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к (работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. 3 Регулятивные универсальные учебные действия: - способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения; - сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей; - начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия: - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; - начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера; - начальные умения излагать свое мнение и аргументировать; - начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Коммуникативные универсальные учебные действия: - активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - умение определять общую цель и пути её достижения; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; - позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; - первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; - умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов; - сознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное; - владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; 4 - первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ I КЛАСС (РУССКИЙ ЯЗЫК) К концу 1 класса учащиеся должны уметь: все буквы русского алфавита; пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым; выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами; проводить звуковой анализ слов; различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове; списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах; употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения; писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов; самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему; виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации; слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета; соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель; использования прописной буквы в именах собственных; написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу; обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме; правильного написания слов типа пень, яма; правописания слов с непроверяемыми орфограммами . - - - К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся получат возможность научиться: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или не- большого текста); обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й'], пропуски, перестановки и замены букв; нару- шения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях; правильно писать изученные слова с удвоенными согласными; под руководством учителя осуществлять проверку написанного; составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев (восстановление деформированного текста); выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия меж-ду их произношением и правописанием; 5 - писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах. Содержание программы( 47часов) Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка. Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Работа с разными словарями. Подготовка к изучению морфологии. Слова - названия предметов и явлений; слова -названия признаков предметов; слова - названия действий предметов. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммыв слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: - сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; - сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.; - перенос слов; - прописная буква в начале предложения, в именах собственных; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне 6 слов); - непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова; - разделительный ь; - знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательныйзнаки. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мне-ния, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных тек- стов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Слова с непроверяемыми написаниями: Ворона, воробей, весело, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, класс- ный, корова, лисица (лисичка), машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, русский, собака, сорока, ученик, тетрадь, ученица, учитель, хорошо, язык. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 Содержание программного материала Количество часов Наша речь Текст, предложение, диалог Слова, слова, слова ... Слово и слог. Ударение Звуки и буквы 2ч 3ч 4ч 6ч 32 ч 47 часов ИТОГО Календарно – тематическое планирование(47часов) № п/п №п/п раздел /урок Тема урока 3 Ко лич ест ово час ов Дата по плану четверть-15 часов 1.Наша речь (2ч.) 1. 2 1.1 1.2 3 4 5 2.1 2.2 2.3 6 7 3.1 3.2 8 9 3.3 3.4 10 4.1 Наша речь Виды речи 1 1 2.Текст, предложение, диалог (3ч.) 1 Текст и предложение 1 Предложение 1 Диалог 3.Слова, слова, слова… (4ч.) 1 Роль слов в речи 1 Слова – название предметов, признаков предметов, действий предметов 1 Списывание с заданием. 1 Работа над ошибками. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы 4.Слово и слог. Ударение. (6ч.) 1 Слог 04.037 05.03 09.03 10.03 11.03 14.03 15.03 16.03 17.03 18.03 Дата факт. Примечание 11 12 13 14 15 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 16 17 18 19 20 21 22 23 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 24 5.9 25 5.10 26 5.11 27 28 5.12 5.13 29 30 31 32 33 5.14 5.15 5.16 5.17 5.18 34 5.19 35 5.20 36 37 38 39 5.21 5.22 5.23 5.24 40 5.25 41 5.26 42 5.27 Деление слов на слоги Перенос слов Перенос слов Ударение Ударные и безударные слоги. 4 четчерть-32 часа 5.Звуки и буквы (32ч.) Звуки и буквы Звуки и буквы Алфавит Алфавит Гласные звуки и буквы Буквы Е,Ё,Я,Ю и их функции в словах Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э Обозначение ударного гласного звука на письме Особенности проверяемых и проверочных слов Правописание гласных букв. Проверочная работа Правописание гласных букв 1 1 1 1 1 21.03 22.03 23.03 24.03 25.03 1 1 1 1 1 1 1 1 06.04 07.04 08.04 11.04 12.04 13.04 14.04 15.04 1 18.04 1 19.04 1 20.04 Зрительно – предупредительный диктант. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Согласные звуки и буквы Слова с удвоенными согласными Слова с буквами И и Й Твердые и мягкие согласные звуки Парные и непарные согласные. Заглавная буква в словах. Словарный диктант. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос с мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки Парные глухие и звонкие согласные звуки Контрольное списывание . Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков в конце слова Правописание парных согласных звуков на конце слова. . Промежуточная аттестация. Контрольный диктант. Правописание парных согласных звуков на 1 1 21.04 22.04 1 1 1 1 1 25.04 26.04 27.04 28.04 29.04 1 04.05 1 05.05 1 1 1 1 06.05 11.05 12.05. 13.05 1 16.05 8 17.05 1 18.05 43 44 45 46 5.28 5.29 5.30 5.31 47 5.32 конце слова Работа над ошибками Буквосочетание ЧК,ЧН,ЧТ . Сочетание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки» Проект «Сказочная страничка» 1 1 1 19.05 20.05 23.05 24.05 1 25.05 С учетом выходных и праздничных дней –47часов. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются: - комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, мета-предметных и личностных результатов общего образования); - использование планируемых результатов освоения основных образовательных про-грамм в качестве содержательной и критериальной базы оценки; - оценка динамики образовательных достижений обучающихся; - сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; - использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующейдинамику индивидуальных образовательных достижений; - использование наряду со стандартизированными письменными или устными 9 работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого сфор- мировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе. При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск,изучение дополнительного учебного материала и др. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализу- ется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Портфолио ученика: - является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; реализует одно из основных положений Федеральных государственных образова- тельных стандартов общего образования второго поколения формирование универсальных учебных действий; - позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; - предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Преимущество рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключается в следующем: - сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного обра-зования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия); - содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы; - учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление рефлексия; - позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять актив-ное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали. Критериями оценивания являются: - соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных 10 результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС; -динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках «Русский язык» для первого класса. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием. В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое -без выставления бальной отметки, но сопровождающиеся словесной - оценкой. Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со- путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках русского языка. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Тематическое оценивание проводится во втором полугодии с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела учебника «Русский язык» для первого класса. Контрольная работа по русскому языку. 1 класс Диктант ЛЕС. Хорош наш лес. Там много сочных трав. Вот дуб. Под дубом Ваня сорвал гриб. Рядом частый ельник. В кустах пел дрозд. Задания. 1. Поставьте ударение в словах четвёртого предложения. 2. Разделите чёрточкой для переноса слова второго предложения. 3. Списать слова: весна, дерево, медведь. Подчеркнуть гласные буквы. Списывание. 11 Кот. У Славы жил кот. Звали кота Васька. Хорош был кот! Уши белые. Шейка серая. На груди белое пятно как галстук. Хвост пушистый. Васька поймал во дворе мышку. Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач. Итоговая работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем. 12