Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

1

Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1 класса составлена
на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г;
Федерального государственного образовательного стандарат Начального общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от
17.12.2010 г.; основной образовательной программы Начального общего образования
МБОУ СОШ №3; авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.
Головановой «Литературное чтение» предметная линия учебников системы «Школа
России»; учебного плана МБОУ СОШ №3.

Учебно-методическое обеспечение
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника « Литературное
чтение» 1 класс в 2-х частях Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.
Головановой.2020г.
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как
средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением
техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной
потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс
«Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание
интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного
читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения
разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения
младшего школьника по другим предметам.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами
текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об
окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге,
строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным
аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях,
высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в
художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения
как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную
ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего
школьника; понимание духовной сущности произведений
.
Место предмета в учебном плане на 2021-2022 учебный год
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №3 на 2021-2022 учебный год на изучение
литературного чтения на уровне начального общего образования отводится в 1 классе
4 ч в неделю, 132 часа в год. Из них 92 часа на обучение грамоте( чтение) и 40 часов
систематический курс « Литературное чтение».
2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
К концу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся получат возможность
научиться:
- понимать прочитанное по ходу чтения;
- определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и
его по-ступкам;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа
обеспечивает
достижение
первоклассниками
личностных,метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Литературное чтение» в первом классе направлено на
получениеследующих личностных результатов:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных соци- альных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуа-ций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому
труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в
первом классе является формирование регулятивных, познавательных и
коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу,
соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале,
содержащем средства для ее решения;
- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные
действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;
3

- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
-умение осознанно читать, строить речевые высказывания;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами: умение осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной форме;
- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;
- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное
чтение»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативныхи познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- умение определять общую цель и пути её достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирал адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач при составтнии несложных монологических высказываний;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование
умения ис- -пользовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
4

-осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование
потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением
вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план,
находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
-

Требования к уровню подготовки учащихся.
-.
Личностные
Учащиеся научатся:
-называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного
края, о семье, родителях;
- понимать свою принадлежность к определённому народу России; с уважением
относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с
народным твор чеством разных народов;
- знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с
уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения разных
народов, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме;
- размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как
честность, доброта, благородство, уважение к людям;
- понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и
поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений
на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношенниях между людьми, об
отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь,
взаимовыручка);
- проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая
уважительное отношение к ней; l понимать значение новой социальной роли ученика,
принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно от- носиться к урокам
«Литературного чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам,
предназначенным для самостоятельного чтения;
- понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
5

- относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его
обычаям и традициям;
- относиться с уважением к родному языку.
Регулятивные УУД
Метапредметные
Учащиеся научатся:
- читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его
руководством учителя;
-понимать, какие учебные задачи будут решаться в про цессе изучения темы (с
какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или
найти ответ на вопрос и т. д.);
- планировать1 свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя
(например, составить план пересказа по образцу или восстановить
последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность
планирования действий.
- контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный
учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;
- оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной
учителем системе (шкале);
- определять границы известного и неизвестного под руководством учителя:
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме под руководством учителя.
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость
/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных
фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению
результата;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек,
лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа:
«У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться»,
«Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;
-стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с
помощью учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
- принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах,
обсуждать их совместно с учителем;
- понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и
под руководством учителя.
1 Первый класс – это начальный этап планирования, пропедевтика и под готовка к
формированию этого умения.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:

- осуществлять простейшие логические операции:
сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ,
разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и
научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и
текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и
свои собственные;
группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного
автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую
6

теме);
классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые
соответствуют представлениям о дружбе);
- находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер
страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте
для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для
выразительного чтения, для ответа на задание;
- работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к
учителю, взрослому, словарю;
- соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником
информации; находить заданное произведение разными способами;
- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные
иллюстрации на основе выделенной микротемы;
- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
- создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему
с помощью учителя на основе заданного образца;
- участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
- внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он
говорит;
- участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно,
вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою
точку зрения).
Учащиеся получат возможность научиться:
- задавать уточняющие вопросы на основе образца;
- принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не
конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять
вежливые слова);
- подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта,
оформлять 2—3 слайда.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:

- воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи,
сказки);
- чётко и правильно произносить все звуки;
-плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости
чтения1;
- читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания
в середине и в конце предложения;
- читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью
учителя с содержанием про изведения;
- определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с
помощью пословицы;
7

- определять последовательность событий и находить смысло- вые части произведения
(начало, основная часть, конец) под руководством учителя;
- восстанавливать текст произведения, вставляя пропущен- ные слова и предложения;
- соотносить иллюстрации и текст;
- называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их
поступках;
- уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»,
«Чем понравилось / не понравилось произведение?»;
- выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;
Темп чтения к концу обучения в 1 классе должен быть не ниже 20— 25 слов в
минуту
- отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как
догадались), сопоставлять их с отгадками;
- отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
- объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.
Учащиеся получат возможность научиться:
- соотносить название рассказа с его содержанием;
- отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое
название?».
- читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством
учителя;
читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под
руководством учителя);
- задавать вопросы по прочитанному произведению;
- при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;
- пересказывать небольшой текст на основе картинногоплана при помощи
учителя;
- выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и
художественных текстов;
определять особенности прозаического и поэтическоготекстов;
- высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;
- сравнивать разные произведения на одну тему.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных
иллюстраций (картинному плану);
- восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под
руководством учителя;
- составлять небольшое высказывание на основе образца,данного учителем (о
дружбе, о питомце);
- придумывать окончание сказок по образцу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о
природе, животных и др.) по заданнымкритериям;
-самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;
- обсуждать прочитанное или прослушанные произведение; соглашаться или не
соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с
помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.)
Литературоведческая пропедевтика
Учащие научатся:
8

- на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;
- отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;
- понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание
автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская
народная, татарская и т. д.).
- отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои
животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);
l-знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.
Учащиеся получат возможность научиться:
- находить в тексте различные средства художественной выразительности
(слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко;
сранивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому,
передается речь неживого);
- определять тему произведения, выставки;
- оценивать по предложенным учителем критериям по- ступки героев, проводить
аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

Содержание программы .
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного
анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления,
нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования,
систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На
этой основе развивается потребность в постижении языка и речи.
как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи
основных единиц языка.
В планировании предусмотрены резервные уроки, которые учитель может использовать
как дополнительные. Они могут быть резервными при карантине или других форсмажорных обстоятельствах.
Литературное чтение (40 часов)
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать
на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать
вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному
произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся,
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное
увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью
интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её
особенности.
9

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании
художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать
с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало
книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:
содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и
тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в
литературе разных народов (на примере народов России).
Характеристика героя произведения с использованием художественно- выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,характеризующих героя и
события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения:
портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к
герою на основе анализа текста, авторскихпомет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной
мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста).
Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов,
озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в
виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный
пересказ всего текста.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие
умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности
событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание
заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста.
Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение
10

текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.
Краткий пересказ текста (выделение
главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями,
обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как
вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы,
отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою
точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному,
научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.
Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с
особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма
с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.
Формирование
грамматически
правильной
речи,
ее
эмоциональной
выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в
высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом
специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача
впечатлений (из повседневной жизни, на основе художественного произведения
или произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение,
повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания.
Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с
учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных
его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
«Жили-были буквы». Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака.
Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. Стихотворения Г. Сапгира, М.
Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.
«Сказки, загадки, небылицы». Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба».
«Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Загадки.
Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки.
Небылицы. Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Сказки A.C. Пушкина.
«Апрель, апрель. Звенит капель!». Лирические стихотворения А. Майкова,
А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Литературные загадки.
«И в шутку и всерьёз». Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г.
Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, И. Пивоварова, Т. Собакина.
Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.
«Я и мои друзья». Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В.
Берестова, И.
11

Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.
«О братьях наших меньших». Стихотворения о животных С. Михалкова, Р.
Сефа, И. Токмаковой, Г. Сапгира, М. Пляцковского.
Рассказы В. Осеевой. Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова.

Тематическое планирование « Литературное чтение»
Содержание программного материала
1
Жили-были буквы
2
Сказки, загадки, небылицы
3
Апрель, апрель. Звенит капель!
4
И в шутку и всерьёз
5
Я и мои друзья
6
О братьях наших меньших
ИТОГО

Количество часов
7ч
8ч
5ч
7ч
8ч
5ч
40 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(40ч)
№
п/п

№
разд
ел
/уро
к

Тема урока

Коли
чест
во
часо
в

Дата
по
плану

3 четверть-13 часов
1

1.1

2

1.2

3

1.3

4

1.4

5

1.5

6

1.6

7

1.7

8

2.1

9
10

2.2
2.3

11

2.4

1. Жили – были буквы 7 часов
Знакомство с новым учебником. В. Данько
1
«Загадочные буквы»
Авторская сказка. И.Токмакова «Аля, Кляксич и
1
буква «А»
Характер героев (буквы). Саша Чёрный «Живая
азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б»,
1
нет»
Характер героев. Г. Сапгир «Про медведя».
1
М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И.
Гамазкова «Кто как кричит?»
1

04.03
05.03
09.03.

10.03
11.03

Правила вежливости. С. Маршак «Автобус номер
14.03
двадцать шесть»
1
Мудрые высказывания из старинных книг.
16.03
Урок - обобщение по разделу «Жили-были 1
буквы»
2. Сказки, загадки, небылицы 8часов
Устное народное творчество. Русские народные
1
17.03
сказки» Курочка ряба»,» Гуси –лебеди».
Авторская сказка. Е. Чарушин «Теремок»
18.03
Устное народное творчество. Русская народная
1
21.03
сказка «Рукавичка»
Малые фольклорные жанры. Загадки, песенки,
1
23.03
потешки, небылицы
12

Дата
факт.

Приме
чание

12

2.5

13

2.6

Малые фольклорные жанры. Английские песенки 1
из книги «Рифмы Матушки Гусыни»
Русские поэты. Творчество А. С. Пушкина.
1
Сказки.

24.03
25.03

4 четверть-26 часов
14

2.7

15

2.8

16

17

18
19
20

21

22
23

24
25
26
27
28

29
30
31
32
33

Устное народное творчество. Русская народная
1
сказка «Петух и собака»
Из старинных книг. Обобщение по разделу 1
«Сказки, загадки, небылицы»
Апрель, апрель. Звенит капель…
Русские поэты о природе. А. Майков «Ласточка
примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Травка
зеленеет…»
1
Русские поэты о весне. Т. Белозеров
1
«Подснежники», С. Маршак «Апрель», И.
Токмакова «Ручей»
Авторские стихи-загадки. Проект «Азбука
1
загадок»
Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа.
1
Произведения из старинных книг
Обобщение по разделу «Апрель, апрель. Звенит 1
капель…». Защита проекта «Азбука загадок»
И в шутку, и всерьез 7 часов
Юмористические произведения. И. Токмакова
1
«Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г.
Кружков «Ррры!»
Жанры произведений. Рассказ. Н. Артюхова
1
«Саша – дразнилка»
Юмористические стихотворения. К. Чуковский 1
«Федотка».Кружков.Ррры! И. Пивоварова
«Кулинаки-пулинаки»
Сказки русских поэтов. К. Чуковский
1
«Телефон»
Характеры героев. М. Пляцковский
1
«Помощник»
Из старинных книг. Рассказы К. Ушинского.
1
Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»
1
Я и мои друзья 8 часов
Произведения о дружбе. Ю. Ермолаев «Лучший
друг».

06.04
07.04
5 часов
08.04

11.04

13.04
14.04
15.04

18.04

20.04
21.04

22.04
25.04
27.04
28.04
29.04

Характеры героев. В. Орлов «Кто первый?».
Е. Благинина «Подарок»
С. Михалков «Бараны»

04.05

«Семейное согласие всего дороже». Я. Аким
«Моя родня». С. Маршак «Хороший день»
Произведения о дружбе. М. Пляцковский
«Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу»
Характеры героев. Из старинных книг. Д.
Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

06.05

13

05.05

11.05
12.05

34

Проверка техники чтения.

13.05

35

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

16.05

36
37
38
39
40

О братьях наших меньших 5 часов
С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит
18.05
собак»
М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир
19.05
«Кошка».
В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не
20.05
обижай». С. Михалков «Важный совет».
Д. Хармс «Храбрый еж». Н. Сладков «Лисица и
23.05
Еж»
Обобщение по разделу «О братьях наших
25.05
меньших»
Викторина «Знай и люби родную литературу»

С учетом выходных и праздничных дней – 40 ч.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
предмета.
Критерии оценивания.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов
освоения программы по литературному чтению должны учитываться
психологические возможности младшего школьника, нервно-психические
проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных
реакций ребенка. В соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, необходимо
использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку
образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки
выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой
системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка
предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование
планируемых
результатов
освоения
основных
образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы
оценки;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения
качества образования;
- использование
накопительной
системы
оценивания
(портфолио),
характеризующейдинамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными
работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы,
творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический
процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо
14

учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а
качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной
основе.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные
качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат
интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные
вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и
др.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система
оценки достижения планируемых результатов изучения литературного чтения
предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения.
Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников
решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи. Оценка
индивидуальных образовательных
достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение
опорного уровня и его превышение.
Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения
развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и
совершенствованиекачества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования второго поколения формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных
учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской
школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных
предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на
основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений
учащихся заключаются в следующем:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов
современногообразования, которыми являются УУД (универсальные учебные
действия);
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего
новыеобразовательные стандарты начальной школы;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем
- использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения,
осуществлятьактивное присвоение информации и размышлять о том, что они
узнали.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных
15

результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной
программы начального общего образования ФГОС;
-динамика
результатов
предметной
обученности,
формирования
универсальных учебных действий.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение
школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке
предметных результатов основную ценность представляет не само по себе
освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных
учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебнопознавательных и учебно- практических задач. Иными словами, объектом оценки
являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое
и итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся
словесной оценкой.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения,
которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Основная цель
текущего оценивания
- анализ хода формирования знаний и умений учащихся на уроках литературного
чтения. Это даёт возможность участникам образовательного процесса
своевременно
отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к
устранению.
Тематическое оценивание проводится во втором полугодии с помощью
заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
Для
мониторинга
метапредметных
результатов
первоклассников
используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают
ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции,
анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему
не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень
сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и
компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.

Контрольно – измерительные материалы

Техника чтения.
Летучие мыши.
Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают
вредных насекомых.
Днём летучие мыши заворачиваются в свои широкие
крылья, как в плащи, и висят в тёмных местах вниз головой.
Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие
вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в
16

это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно
важна. (53 слова)

____________________________________________________
______
Хитрая рыба.
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня
пескари.
А дед под кустиком сидит и уже ведёрко наловил. Сел и я в
тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом
месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая
рыба. (48 слов)
Проверочная работа по литературному чтению за 1 класс.
1. Прочитай текст.
Ёжик.

Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел
красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтые
листья и тоже наколол.
Заметил, наконец, в голубой луже голубую звёздочку. Тоже
хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал и
накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое
красивое солнышко.
Вот ёж смеялся! Очень.
Г. Цыферов)
2. Ответь на вопрос: о ком ты прочитал?
___________________________________________________________________
____

3. Найди предложения, в которых говорится о том, что ёжик наколол
на свои иголки. Подчеркни ответ в тексте.
4. Почему ночью ёжик не смог наколоть звёздочку на иголочки?
Подчеркни правильный ответ.
17

а) Она оказалась очень тяжелой.
б) Звёздочка была отражением.
в) Звёздочка спряталась.
4. Почему смеялся ёжик? Отметь один или несколько правильных
ответов.
а) Его рассмешили.
б) Ёжик посмеялся над своей недогадливостью.
в) Ёжик догадался, что звездочка была лишь отражением.
г) Ёжик очень обрадовался солнышку.
5. Пронумеруй находки ёжика в том порядке, в каком они
встречаются в тексте сказки.
Листья

Клюквинка

Звёздочка

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».