Рабочая программа по ИЗО 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана для обучающихся 1
класса и составлена в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Областного закона от 14.11.2013 г. №
26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; Приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.12.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного стандарта начального общего образования» с изменениями,
утверждёнными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.12.2014 г. № 1643; Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. № 1576 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»: Приказа Министерства просвещения РФ
от 28.12.2018 г. №
345 «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3 на 2020 –
2021 учебный год; Примерной программы по предмету «Изобразительное искусство» и
авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» Б.М.
Неменского.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе
— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как
высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть
средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовнонравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему
миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.
Это является залогом развития способности сопереживания.

Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса
начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1-м классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34-35 часов в год (при 1 ч в
неделю).

Учебно-методическое обеспечение
1 класс
Учебник
1. Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь».
1 класс. М. Просвещение 2017г.
Пособия для учащихся
1. Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Твоя мастерская »
2

Рабочая тетрадь. 1 класс. . М. Просвещение 2017г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть
достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
 развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение
начальных
форм
познавательной
и
личностной
рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения
классификации по родовидовым признакам;
 использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
3



умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Познавательные универсальные учебные действии:
 активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
 стремление использовать художественнее умения дл создания творческих работ;
 ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать
пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
 добывать новее знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в
предложенных учителем учебных материалах и пособиях;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установлении аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
 перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать
простейшие обобщения и выводы;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств выражении.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работ с общим замыслом;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
 слушать и понимать речь других;
 вступать в беседу ив обсуждение на уроке ив жизни;
 готовность слушать собеседника и вести диалог;
 готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, в духовно-нравственном развитии человека;
 сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимание
красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусств;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура),
конструктивной (дизайн, архитектура), декоративной ( народные и прикладные виды
искусства); а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.);
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
4





















знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отно¬шение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты
природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и
традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости
и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучении курса «Изобразительное искусство» первоклассник
научится:
 понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник –
предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник –
бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.)
 различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый,
фиолетовый, коричневый) цвета;
 различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой,
фиолетовый) цвета;
 узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных
художников, называть их авторов;
5











сравнивать различные виды изобразительного искусства (графику, живопись,
декоративно-прикладное искусство, скульптуру, архитектуру);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши,
бумагу);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи
и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению) в декоративных работах –
иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги.
Первоклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни, дл самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства, выражать собственное мнение при посещении
вставок , музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха,
пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и
включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных
(пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура;
конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного
искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а
также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве
книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими
искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный,
декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве
хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности:
изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих
трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как БратьяМастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить,
а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать
искусство.
1. Ты учишься изображать
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна,
цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая
оценка их выразительных возможностей. Наблюдение над окружающей действительностью,
нахождение изображений, сделанных художниками. Поиск красоты (интересного,
эмоционально-образного, необычного) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья,
капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т.п.), рассуждение об увиденном
6

(объяснять увиденное). Создание графическими средствами (цветными карандашами,
фломастерами) заданный метафорический образ на основе выбранной геометрической
формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). Овладение
первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, с помощью линии;
навыками работы кистью и краской Восприятие и анализ изображения пятна в иллюстрациях
художников к детским книгам(на доступном уровне). Наблюдение над линиями и их ритмом
в природе. Восприятие выразительности большой формы в скульптурных изображениях,
наглядно сохраняющих образ исходного природного материала, овладение первичными
навыками изображения в объеме (птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания).
Сочинение и рассказывание с помощью линейных изображений маленьких сюжетов из своей
жизни. Овладение навыками работы гуашью: соотношение цвета с вызываемыми им
предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.). Экспериментирование,
исследование возможностей краски в процессе создания различных цветовых пятен,
смешения и наложения цветовых пятен при создании красочных ковриков. Соотношение
восприятия цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознание, что изображать можно не
только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и
т.д.). Восприятие и эмоциональная оценка выставки творческих работ одноклассников.
Рассуждения о своих впечатлениях,
оценка, ответы на вопросы по содержанию
произведений художников (В.Васнецов, М.Врубель, Н.Рерих, Ван Гог и др.). Обсуждение
детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.
2. Ты украшаешь
Практическая художественно-творческая деятельность и восприятие красоты окружающего
мира и произведений искусства. Наблюдение, восприятие и анализ конструкции и формы
предметов, росписи и украшения, содержания, ритмики рисунка, колорита. Наблюдение и
эстетическая оценка украшения в окружающем мире. Наблюдение над неожиданной
красотой в не броских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любование красотой
природы. Создание росписи заготовок, вырезанных из бумаги. Создание из готовых
заготовок коллективной
работы. Анализ узоров и форм, созданных природой,
интерпретация их в собственных изображениях и украшениях. Изображение (декоративно)
птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их
деталей, узорчатую красоту фактуры. Понимание простых основ симметрии, ритмических
повторов узоров в природе, ритмических соотношений больших и мелких форм в узоре.
Освоение простых приемов работы в технике плоскостной и объемной аппликации,
живописной и графической росписи, монотипии, объемной аппликации, коллаже и т.д.
Наблюдение над ритмическими соотношениями пятна и линии в узоре.
Развитие
декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении
материалов. Нахождение орнаментальных украшений в предметном окружении человека, в
предметах, созданных человеком. Анализ орнаментов, поиск в них природных и
геометрические мотивов. Создание своего орнамента. Освоение первичных навыков
декоративного изображения. Рассматривание изображения сказочных героев в детских
книгах. Анализ украшения как знаков, помогающих узнавать героев. Изображение
сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа
Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т.д.). Изображение новогоднего украшения.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности
3. Ты строишь.
Рассматривание и сравнение различных архитектурных построек, иллюстраций из детских
книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития
наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных
пространственных форм. Первичное структурирование пространственной формы.
Соотнесение внешнего вида архитектурной постройки с ее назначением. Анализ, из каких
7

основных частей состоят дома. Наблюдение над постройками в природе (птичьи гнезда,
норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т.д.). Анализ
их формы, конструкции, пропорции. Изображение (или лепить) сказочных домиков в форме
овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п., выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей.
Объяснение взаимосвязи внешнего вида и внутренней конструкции дома. Изображение
фантазийных домов (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид
снаружи и внутри. Сравнение реальных зданий разных форм. Конструирование из бумаги
(или коробочек, упаковок) домов. Работа в группе, создание коллективного макета игрового
городка. Конструирование из простых геометрических форм изображения животных в
технике аппликации. Усвоение информации, что в создании формы предметов быта
принимает участие художник, дизайнер, а в создании городской среды принимает участие
художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Конструировать и
украшение различных простых бытовых предметов (упаковки). Участие в создании
коллективных панно, коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладение
навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Практическая
художественно - творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира
и произведений искусства. Освоение различных художественных материалов,
художественных техник (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Работа с гуашью, акварелью. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания,
выразительности, оригинальности.
4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
Обобщение знаний, усвоение материала, что начала всех пространственно-визуальных
искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в
разных видах искусства этих элементов языка. Использование в своих работах изображения,
украшения и постройки — разных сторон работы художника. Наблюдение природы и
природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение
окружающего мира. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4

Тема
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг
другу

Кол-во часов
7ч.
7ч.
8 ч.
7 ч.
29часов

Календарно-тематическое планирование (29ч)
№
п/п

№
п\п
раз
дел
/ур
ок

Тема урока

Коли
честв
о
часов

Дата
план

Дата
факт

1 четверть-8 часов
1.
2.

1.1
1.2

1.«Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения» 7 ч
Изображение всюду вокруг нас.
1
07.09
.Мастер Изображения помогает увидеть, учит
1
14.09
рассматривать
8

Приме
чание

3.
4.
5.
6.
7.

1.3
1.4
1.5
1.6
1.7

8.

2.1

Изображать можно пятном
1
21.09
.Изображать можно в объеме
1
28.09
Изображать можно линией
1
05.10
.Наши краски
1
12.10
Изображать можно и то, что невидимо
1
19.10
(настроение) Рисуем грусть. Рисуем радость
2.Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения 7 ч
Мир природы полон украшений
1
26.10

2 четверть-8ч.
9.
10.

2.2
2.3

11.

2.4

12.
13.

2.5
2.6

14.

2.7

15.
16.

3.1
3.2

Тема блока: Красоту надо уметь замечать. 3ч.
Украшение крыльев бабочки.
1
09.11
Изображение нарядной птицы в технике
1
16.11
объемной аппликации, коллажа.
Красивые рыбки.
1
23.11
Тема блока: «Как, когда, для чего украшает себя человек» 2ч.
Узоры, которые создали люди.
1
30.11
Изображения выбранных сказочных героев и их
07.12
украшений.
1
Тема блока: «Мастер Украшения помогает сделать праздн14.12ик»: 2ч.
Коллективное панно «Новогодняя елка».
1 14.12
3.Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки 8 ч
Тема блока: «Мастер Постройки помогает придумать город» 3ч.
Дом для себя
1
21.12
Какие можно придумать дома
1
28.12

3 четверть-8ч
17.
18.
19.
20.
21.
22.

3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8

Сказочный город.
1
18.01
Все, что мы видим, имеет конструкцию
1
25.01
Все предметы можно построить
1
01.02
Дом снаружи и внутри
1
15.02
Город, где мы живем
1
22.02
Обобщение темы. Инсталляция «Наш город».
1
01.03
4.Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 7ч

23.

4.1

24.

4.2

Мастера Изображения, Украшения, Постройки
всегда трудятся вместе.
Праздник весны. Праздник птиц.

25.

4.3

26.

4.4

27.

4.5

28.
29.

4.6
4.7

1

15.03

1

22.03

4 четверть-5 часов
Уроки любования. Умение видеть. Разноцветные
1
жуки.
Мастера помогут нам увидеть мир сказки и
1
нарисовать его
Времена года.
1
Тема блока: «Здравствуй, лето!». 3 ч.
Рисование деревьев.
1
Создание коллективной композиции
1
«Здравствуй, лето!» по впечатлениям от
природы. Выставка работ учащихся

12.04
19.04
26.04
17.05
24.05

С учетом выходных и праздничных дней – 29 ч.
9

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета»
Изобразительное искусство» 1 класс.. Критерии оценивания.
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное
искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе
текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных
работ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного
оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении
итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные
работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию
результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать
конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы
оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения
изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации,
умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление
(оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника
выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов
изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие
рисунка заданной теме, название рисунка).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить
свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть
использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы. Уровень
усвоения программного материала и сформированности умений учитель может фиксировать
в предложенной ниже Таблице достижений предметных результатов с помощью
двухуровневой оценки: «+» - справляется, «-» - необходима тренировка.

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».