Рабочая программа по литературному чтению 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
общеобразовательного
стандарта
начального
общего
образования,
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, примерной программы по русскому языку
для
начального общего образования и на основе авторской программы Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение». (Рабочие программы.
Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы:
пособие для учителей общеобразовательных организаций [Л.Ф. Климанова,
В.Г. Горецкий]. — М.: Просвещение, 2020)
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих
целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование
эстетического
отношения
к
искусству
слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог,
выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым умением в системе образования младших школьников; формирование
читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской
деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению
и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование
представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной
России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально
откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное
мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения
и речевые умения.
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год
общий объём учебного времени во 2 классе составляет 136 часов (34
учебные недели) 4 часа в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский
народ, становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда
на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)
воспитание
художественно-эстетического
вкуса,
эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям
иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному
коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки
героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации
о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной
формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные
точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и
путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение
окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных,
научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и

специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой
план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности
научно-познавательных,
учебных
и
художественных
произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами
письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение
— письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения, репродукции
картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Самое великое чудо на свете (2 ч)
Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги.
Герои любимых книг.
Устное народное творчество (13 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и
перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые
и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое
зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль»,
«Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (7 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает
брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...»,
А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин.
«Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова.
«Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из
энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!..
Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь,
Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (12 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была
собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята»,
Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Из детских журналов (9 ч)
Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»;
Д. Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный
пирог»; Ю. Владимиров. «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким.
«Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима –
аукает...», «Береза».
Писатели – детям (20 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница»,
«Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой
секрет», «Сила воли».«Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не
заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым
(«Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (11 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В.
Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не
грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
И в шутку и всерьез (14 ч)
Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни
Пуха»; Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над
нашей квартирой», «Память»; В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники»,
«Кисточка»; И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» Г. Остер. «Будем
знакомы».
Литература зарубежных стран (9 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения
зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы»,
«Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в
сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»),
Э. Хогарт («Мафии и паук»)
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Наименование разделов

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Люблю природу русскую. Осень
Русские писатели
О братьях наших меньших
Из детских журналов
Люблю природу русскую. Зима
Писатели детям
Я и мои друзья

Количество
часов
2
12
8
13
12
8
11
19
11

10
11
12

Люблю природу русскую. Весна
И в шутку и всерье.
Литература зарубежных стран
Итого

10
14
9
129

Календарно-тематический план
по учебному предмету литературное чтение
на 2021-2022 учебный год
Класс 2
Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна
№

Кол-во часов на год 129 ч.
Кол-во уроков в неделю 4 ч.

Наименование раздела программы, темы урока

Дата
план

1

1.1.

2

1.2

3

2.1

4

2.2

5

2.3

6

2.4

7

2.5

8

2.6

9

2.7

10

2.8

Самое великое чудо на свете (2 ч)
Знакомство с учебником. Введение в тему
«Самое великое чудо на свете».
Мы идём в библиотеку.
Устное народное творчество (12 ч)
Устное народное творчество. Малые и большие
жанры устного народного творчества. Пословицы
и поговорки.
Русские народные песни. Рифма. Выразительное
чтение русских песен.
Потешки и прибаутки — малые жанры устного
народного творчества. Отличия прибаутки от
потешки.
Считалки и небылицы — малые жанры устного
народного творчества. Ритм — основа считалки.
Сравнение считалки и небылицы.
Загадки — малые жанры устного народного
творчества.
Распределение
загадок
по
тематическим группам.
Русские народные сказки. «Петушок и бобовое
зёрнышко».
«У страха глаза велики».
Развитие речи: обучение подробному пересказу с
сохранением особенностей сказки.
«Лиса и тетерев», «Лиса и журавль».

11
12
13

2.9
2.10
2.11

«Каша из топора».
«Гуси-лебеди».
Внеклассное чтение

20.09
21.09
22.09

14

2.12

Проверим и оценим свои достижения

23.09

15

3.1

01.09
02.09
06.09

07.09
08.09

09.09

13.09

14.09
15.09

16.09

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
27.09
Картины осенней природы.
Осенние загадки. Образ осени в загадках.
Соотнесение загадки и отгадки.

Дата
факт

Примеча
н.

28.09

4.6
4.7

Стихотворение Ф. Тютчева Есть в осени
первоначальный»
Стихотворение
К.
Бальмонта
«Поспевает
брусника»
Стихотворение А. Плещеева Осень наступила»
Стихотворение А. Фета «Ласточки пропали»
Стихотворения А. Толстого «Осень. Обсыпается
весь наш бедный сад», С. Есенина «Закружилась
листва золотая». М. Пришвин «Осеннее утро».
Стихотворения В. Брюсова «Сухие листья», И.
Токмаковой «Опустел скворечник». М. Пришвин
«Осеннее утро».
В.
Берестов
«Хитрые
грибы».
Научнопознавательный текст «Грибы».
Проверим и оценим свои достижения.
Русские писатели (13 ч)
А.С. Пушкин — великий русский писатель.
Вступление к поэме «Руслан и Людмила».
А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений
Онегин» «Вот север, тучи, нагоняя», «Зима!
Крестьянин, торжествуя»
«Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение
литературной и народной сказок.
«Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в
сказке.
«Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика
героев произведения.
И.А. Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука».
И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей».

30

4.8

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

21.10

31
32

4.9
4.10

Л.Н. Толстой «Филипок»
Л. Толстой «Правда всего дороже»

25.10
26.10

33

4.11

Л. Толстой «Котёнок».
Развитие речи: обучение подробному пересказу.

27.10

34

4.12

Внеклассное чтение

28.10

35

4.13

Проверим и оценим свои достижения

08.11

16

3.2

17

3.3

18
19
20

3.4
3.5
3.6

21

3.7

22

3.8

23

4.1

24

4.2

25

4.3

26

4.4

27

4.5

28
29

36

5.1

37

5.2

29.09
30.09
04.10
05.10

06.10

07.10

11.10
12.10

13.10
14.10
18.10
19.10
20.10

О братьях наших меньших (12 ч)
Весёлые стихи о животных. Н. Сладков «Они и 09.11
мы». А. Шибаева «Кто кем становится»
Стихотворения Б. Заходера «Плачет киска в 10.11
коридоре», И. Пивоваровой «Жила-была собака»

38
39

5.3
5.4

40

5.5

41
42
43
44
45

5.6
5.7
5.8
5.9
5.10

46
47

5.11
5.12

48

6.1

49

6.2

50

6.3

51

6.4

52

6.5

53

6.6

54
55

6.7
6.8

56
57
58
59
60

7.1
7.2
7.3
7.4
7.5

61

7.6

62
63

7.7
7.8

64

7.9

65
66

7.10
7.11

Стихотворение В. Берестова «Кошкин щенок».
М. Пришвин «Ребята и утята». Развитие речи:
обучение выборочному пересказу.
М. Пришвин «Ребята и утята». Развитие речи:
обучение выборочному пересказу.
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Б. Житков «Храбрый утёнок»
В. Бианки «Музыкант»
В. Бианки «Сова».
Развитие речи: составление рассказа по серии
сюжетных картинок
Внеклассное чтение
Проверим и оценим свои достижения
Из детских журналов (8 ч)
Обучение составлению вопросов.
Запуск проекта «Мой любимый детский журнал».
Д. Хармс «Игра»
Д. Хармс «Вы знаете?»
Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

11.11
15.11
16.11
17.11
18.11
22.11
23.11
24.11
25.11
29.11
30.11
01.12
02.12

Д. Хармс «что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс 06.12
«Очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров
«Чудаки».
07.12
А. Введенский «Учёный Петя».
А. Введенский «Лошадка»
08.12
Внеклассное чтение
09.12
Проект: «Мой любимый детский журнал».
13.12
Проверим и оценим свои достижения
Люблю природу русскую. Зима (11 ч)
Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. 14.12
15.12
И. Бунин. Стихотворение «Первый снег»
16.12
К. Бальмонт. Стихотворение «Снежинка»
20.12
Я. Аким «Утром кот принёс на лапках»
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес 21.12
стоит»
22.12
С. Есенин «Поёт зима – аукает»
С. Есенин «Берёза»
23.12
Русская народная сказка «Два мороза»
27.12
С. Михалков «Новогодняя быль».
Развитие речи: обучение выборочному пересказу.
А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин 28.12
«Улицей гуляет Дедушка Мороз».
29.12
Внеклассное чтение
30.12
Проверим и оценим свои достижения.

67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87

88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98

Писатели детям (19 ч)
8.1
13.01
К. Чуковский. Сказка «Путаница».
8.2
17.01
К. Чуковский. Сказка «Путаница».
8.3
18.01
К. Чуковский. Сказка «Радость».
8.4
19.01
К. Чуковский. Сказка «Федорино горе».
8.5
20.01
К. Чуковский. Сказка «Федорино горе».
8.6
С.Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. 24.01
«Кот и лодыри».
8.7
25.01
С.В. Михалков. Стихотворение «Мой секрет»
8.8
26.01
С.В. Михалков. Стихотворение «Сила воли»
8.9
27.01
С.В. Михалков. Стихотворение «Мой щенок»
8.10 А.Л. Барто. Стихи для детей. Стихотворение 31.01
«Верёвочка»
8.11 А.Л. Барто. Стихотворения «Верёвочка», «Мы не 01.02
заметили жука»
8.12 А. Барто. Стихотворение «В школу».
02.02
8.13 А.Л. Барто. Стихотворение. «Вовка – добрая 03.02
душа»
8.14 Н.Н. Носов «Затейники»
07.02
8.15 Н.Н. Носов «Живая шляпа».
08.02
8.16 Н.Н. Носов «Живая шляпа».
09.02
Развитие речи: обучение выборочному пересказу.
8.17 Н.Н. Носов «На горке»
10.02
8.18 Внеклассное чтение
14.02
8.19 Проверим и оценим свои достижения
15.02
Я и мои друзья (11 ч)
9.1
16.02
В. Берестов. Стихотворение «За игрой».
9.2
В. Берестов. Стихотворение «Гляжу с высоты на 17.02
обиду». Э. Мошковская. Стихотворение «Я ушёл
в свою обиду»
9.3
21.02
В. Лунин. Стихотворение «Я и Вовка»
9.4
22.02
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
9.5
24.02
Ю. Емолаев «Два пирожных»
9.6
28.02
В. Осеева «Волшебное слово».
9.7
01.03
В. Осеева «Волшебное слово».
Развитие речи: обучение выборочному пересказу.
9.8
02.03
В. Осеева «Хорошее»
9.9
03.03
В. Осеева «Почему?»
9.10 Внеклассное чтение
09.03
9.11 Проверим себя и оценим свои достижения
10.03
Люблю природу русскую. Весна (10 ч)
10.1
Весенние загадки. Соотнесение загадки с 14.03
отгадкой. Сочинение весенних загадок.
10.2
15.03
Ф.Тютчев «Зима недаром злится»

99
100
101

10.3
10.4
10.5

102
103
104
105
106

10.6
10.7
10.8
10.9
10.10

107
108
109
110

11.1
11.2
11.3
11.4

111

11.5

112

11.6

113
114
115
116
117

11.7
11.8
11.9
11.10
11.11

118
119

11.12
11.13

120

11.14

121

12.1

122

12.2

123

12.3

124

12.4

125

12.5

16.03
Ф. Тютчев «Весенние воды»
17.03
А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»
А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже 21.03
теперь не тот»
22.03
И. Бунин «Матери»
23.03
А. Плещеев «В бурю»
24.03
Е. Благинина «Посидим в тишине»
06.04
Э. Мошковская «Я маму мою обидел»
07.04
С. Васильев «Белая берёза»
Проверим и оценим свои достижения
И в шутку и всерьёз (14 ч)
11.04
Б. Заходер «Товарищам детям»
12.04
Б. Заходер «Что красивей всего»
13.04
Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»
Э. Успенский «Чебурашка» (из повести 14.04
«Крокодил Гена и его друзья»).
Э. Успенский «Чебурашка» (из повести 18.04
«Крокодил Гена и его друзья»).
Развитие речи: обучение подробному пересказу
по коллективно составленному плану.
19.04
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»
20.04
Э. Успенский «Над нашей квартирой»
21.04
Э. Успенский «Память»
25.04
В. Берестов «Знакомый»
26.04
В. Берестов «Путешественники», «Кисточка»
27.04
И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»
28.04
Г. Остер «Будем знакомы»
04.05
В. Драгунский «Тайное становится явным»
Проверим и оценим свои достижения. 05.05
Внеклассное чтение
Литература зарубежных стран (12 ч)
Американская народная песенка «Бульдог по 11.05
кличке Дог»
Английские народные песенки «Перчатки», 12.05
«Храбрецы»
(перевод
К.
Чуковского»,
«Храбрецы» (перевод С. Маршака»
Французская народная песенка «Сюзон и 16.05
мотылёк», немецкая народна песенка «Знают
мамы, знают дети»
17.05
Ш. Перро «Кот в сапогах».
Развитие
речи:
обучение
выборочному
пересказу.
18.05
Е. Шварц сказка-пьеса «Красная шапочка»

126

12.6

Г. Андерсен «Принцесса на горошине»

19.05

127
128
129

12.7
12.8
12.9

Э. Хогарт «Мафин и паук»
Внеклассное чтение
Проверим себя и оценим свои достижения

23.05
24.05
25.05

С учетом выходных и праздничных дней – 129 ч.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание
программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных
результатов освоения программы. Формируется умение планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результатов. Данный метапредметный результат
достигается посредством системы заданий, направленных на осознание
ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её
успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную
работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы,
алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к
самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом
уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста,
пересказ
содержания
произведения
(полно,
кратко,
выборочно),
выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по
объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события),
а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы
и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная
работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с
учётом предмета чтения.
Итоговый
контроль по
проверке
чтения
вслух
проводится
индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и
содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель
после чтения задаёт вопросы.
Критерии сформированности навыка чтения второклассников:
 умение читать целыми словами и словосочетаниями;
 осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе
чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);
 умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания,
интонации, передающие характерные особенности героев;
 безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура
контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что
позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса.
Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого
количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить
пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На
выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня
подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.
При выставлении отметки следует ориентироваться на следующую
шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия во 2 классе задания по работе с детской
книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания
изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению
являются следующие:
 индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости
и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное
слитное);
 индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
 индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков
препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических
ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости – в соответствии с
характером текста);
 индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
 умение прочитать и понять инструкции, содержащиеся в тексте задания, и
следовать ей;
 ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
 интерес к чтению художественной, познавательной и справочной
литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
 замер скорости чтения;
 ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому
оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
 выразительность чтения (умение передать общий характер текста с
помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз,
логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
 выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного
высказывания;
 выполнение заданий по ориентировке в книгах;
 наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной
творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах
чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
 наблюдение
учителя за соблюдением обучающимися правил
коллективной и групповой работы;
 наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
 анализ читательского дневника;
 анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотациях, презентациях;
 анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие
тетради и в хрестоматии).

Нормы отметок навыков техники чтения (слов/мин)
Второй класс
1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

«5» больше 45 слов

больше 55 слов

больше 65 слов

больше 70 слов

«4» 35–45 слов

40–55 слов

50–65 слов

55–70 слов

«3» 25–34 слова

25–39 слов

35–49 слов

40–54 слова

«2» меньше 25 слов

меньше 25 слов

меньше 35 слов

меньше 40 слов

Отметка "5" ставится ученику, если он:
 понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова
сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие);
 читает целыми словами (2 полугодие);
 читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
 самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное,
передаёт содержание прочитанного, грамматически правильно строит
свою речь;
 понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова
и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц
и описания природы;
 твёрдо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Отметка "4" ставится ученику, если он:
 читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные
трудные слова - по слогам (1полугодие);
 читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении
пауз и логических ударений (2 полугодие);
 допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении
текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию
учителя;
 правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его
неточно;
 знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает
незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Отметка "3" ставится ученику, если он:
 читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
 переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена,
пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах
(2 полугодие);
 последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную
мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя,
при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает
речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя,

воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвёрдо, читает
монотонно.
Отметка "2" ставится ученику, если он:
 читает монотонно, по слогам (1полугодие);
 читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
 допускает более 6 ошибок;
 искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль
прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных
вопросов;
 при чтении наизусть стихотворения текст воспроизводит не полностью.

ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 1
Прочитай текст и выполни задания.
Митины друзья.
Зимой лосиха с лосёнком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под
снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи. Послышался хруст снега.
Лосиха насторожилась. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по
снегу в лес. За ними погналась стая волков.
Впереди беглецов – плетень у лесной сторожки и раскрытые ворота.
Сзади – волки. Лоси остановились: куда деваться? Животные бросились
прямо в ворота.
Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Лоси чуть не сбили его с
ног. Митя выглянул в ворота, а там волки. Митя смело замахнулся лопатой
и отогнал волков. Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они
всю зиму держались в лесу около сторожки.
(По Г. Скребицкому.)
Часть I
А1. Определи жанр прочитанного произведения?
1) стихотворение
2) сказка
3) рассказ
А2. Как зовут главного героя произведения?
1) Алексей
2) Митя
3) Игорь
А3. В какое время года происходят события?
1) зима
2) осень
3) весна
А4. Каких животных спасал от волков мальчик?
1) зайцев
2) лосей
3) оленей
А5. Как Митя смог отогнать волков?
1) замахнулся палкой
2) выстрелил из ружья

3) замахнулся лопатой
А6. Где ночевали лосиха с лосёнком?
1) в осиннике
2) в ельнике
3) в лесу
А7. Какую работу выполнял во дворе Митя?
1) строил снеговика
2) разгребал снег
3) заливал каток
А8. Почему насторожилась лосиха?
1) увидела волка
2) услышала выстрел охотника
3) послышался хруст снега
А9. Какое качество помогло мальчику отогнать волков?
1) трудолюбие
2) смелость
3) сила
А10. Дополни предложение.
Лоси оправились от испуга и…
1) ушли обратно
2) остались во дворе
3) вернулись в лес
Ч а с т ь II
В1. Восстанови порядок событий в тексте.
– Погоня.
– Во дворе лесника.
– Ночь в осиннике.
– Рядом с другом.
В2. О чём хотел рассказать автор? Напиши.
Слова для справок: о жизни животных в лесу; о смелом поступке
мальчика; о красоте зимнего леса.
В3. Закончи предложение:
Впереди беглецов –
Ч а с т ь III
С1. Объясни, как ты понимаешь значение слова плетень.

С2. Приходилось ли тебе помогать животным? Напиши об этом.
Вариант 2
Прочитай текст и выполни задания.
ТОПОЛЯ
От станции до посёлка Малиновка не более километра. Дорога была на
редкость прямой. По обе стороны её росли чудесные тополя. Они
украшали местность, радовали глаз. Мне рассказали удивительную
историю о них.
Мальчик прочитал статью о тополях. Он узнал, что из веточки может
вырасти дерево. Об этом он сообщил другу. Ранней весной обрезали
тополя. Ветки складывали в кучу и сжигали. Мальчики решили взять их.
Они наготовили две тысячи черенков. Ранним утром и поздним вечером
ребята бежали на дорогу. Они высаживали свои тополя, ухаживали за
ними.
Прошло несколько лет. Я смотрел на аллею и думал, как много
заключено в настойчивых руках.
(По
Е.
Пермяку.)
Часть I
А1. Определи жанр данного произведения.
1) басня
2) рассказ
3) сказка
А2. О каких деревьях идёт речь в тексте.
1) о тополях
2) о клёнах
3) о берёзах
А3. От имени кого идёт повествование.
1) от 1-го лица
2) от мальчиков
3) от автора
А4. Какое расстояние от посёлка до станции.
1) не менее километра
2) километр
3) не более километра
А5. Откуда получил информацию мальчик.
1) прочитал статью
2) спросил у взрослых

3) понаблюдал в природе
А6. В какое время года проводят обрезку тополей.
1) ранней весной
2) поздней осенью
3) ранней осенью
А7. Зачем мальчики решили взять обрезанные ветки.
1) построить шалаш
2) наготовили черенков
3) сжечь
А8. С кем мальчик сажал тополя.
1) с родителями
2) один
3) с другом
А9. Сколько времени потребовалось, чтобы выросла аллея.
1) несколько лет
2) 10 лет
3) много времени
А10. Дополни предложение.
Они высаживали свои тополя, …
1) поливали их
2) ухаживали за ними
3) окапывали деревья
Ч а с т ь II
В1. Восстанови порядок событий в тексте.
– О чём задумался автор?
– Дорогу украшают тополя.
– Удивительная история.
В2. Какими качествами обладали мальчики? Напиши.
Слова для справок: смелость; трудолюбие; смекалка.
В3. Закончи предложение:
Он узнал,
Ч а с т ь III
С1. Объясни, как ты понимаешь значение слова черенок.
С2. Приходилось ли тебе совершать добрые дела? Напиши об этом.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Вариант 1.
1.Отметь жанр и тему произведения Л. Толстого «Котёнок».
1) рассказ о животных
2) сказка о животных
3) рассказ о природе
4) сказка о природе
2.Знаешь ли ты имя и отечество Крылова? Отметь правильный ответ.
1) Александр Сергеевич
2) Лев Николаевич
3) Иван Андреевич
4) Михаил Михайлович
3.Отметь заголовок стихотворения.
1) «Хитрые грибы»
2) «Ласточки пропали …»
3) «Грибы»
4) «Осеннее утро»
4.Знаешь ли ты автора стихотворения «Вот север, тучи нагоняя …»?
Отметь правильный ответ.
1) А. Пушкин
2) Ф. Тютчев
3) А. Фет
4) С. Есенин
5.Отметь фамилию автора басен.
1) Ф. Тютчев
2) И. Крылов
3) С. Есенин
4) И. Токмакова
6.Найди и отметь лишнее слово.
1) скороговорка
2) загадка
3) сказка
4) рассказ
7.Найди и отметь лишнее произведение.
1) «Петушок и бобовое зёрнышко»
2) «Лиса и журавль»

3) «Каша из топора»
4) «Сказка о рыбаке и рыбке»
8.Закончи предложение.
Пушкина звали Александр Сергеевич, а Тютчева - …
9.Закончи предложение.
Сказки бывают народные и …
10.Закончи предложение.
Лебедь, Щука и Рак – герои …
1) … басни И. Крылова
2) … стихотворения И. Токмаковой
3) … рассказа Л. Толстого
4) … русских народных сказок
Вариант 2
1.Знаешь ли ты имя и отчество Пришвина? Отметь правильный ответ.
1) Фёдор Иванович
2) Иван Андреевич
3) Лев Николаевич
4) Михаил Михайлович
2.Отметь автора рассказа «Осеннее утро»
1) М. Пришвин
2) А. Пушкин
3) А. Плещеев
4) Л. Толстой
3.Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
Ф. Тютчев, К. Бальмонт, А. Плещеев, А. Фет – это ...
1) … поэты.
2) … сказочники.
3) … баснописцы.
4) … летописцы.
4.Отметь лишнее слово.
1) басня
2) скороговорка
3) рассказ
4) переплёт
5.Прочитай приведённые ниже слова и определи, к какой теме они
относятся.

Потешки и прибаутки, считалки и небылицы, загадки и пословицы.
1) «О природе»
2) «Русские писатели»
3) «О братьях наших меньших»
4) «Устное народное творчество»
6.Отметь заголовок стихотворения.
1) «Осеннее утро»
2) «Опустел скворечник …»
3) «Стрекоза и Муравей»
4) «Старый дед и внучек»
7.Закончи пословицу.
Пилу точат, чтобы стала острее …
1) … кто уменьем ума набирает.
2) … все за одного.
3) … кто узнал и навстречу к нему идёт.
4) … человека учат, чтобы стал умнее.
8.Определи значение выражения.
Остаться у разбитого корыта.
1) Остаться ни с чем.
2) Остаться со старыми друзьями.
3) Остаться при своих интересах.
4) Остаться с чудом.
9.Закончи предложение.
Рассказ Л. Толстого «Старый дед и внучек» учит …
1) … любить детей.
2) … уважать старших.
3) … говорить правду.
4) … быть трудолюбивым.
10.Закончи предложение.
Впредь тебе, невежа, наука: не садится …
1) … на чужой стул.
2) … за чужой стол.
3) … не в свои сани.
4) … на колени к другу.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ

Вариант 1
Прочитай текст
Всё кувырком



Жила-была на свете ворона Алиса. Ленивей вороны свет не видел. Иногда
она засыпала прямо на лету, и ей снились самые диковинные сны.
Однажды она так крепко заснула, что полетела кувырком. И пока летела,
ей приснился сон – сон кувырком…
Кошка Мурр любила ловить мышей. Она увидела в корзине с бельем двух
мышек и потихоньку подкралась к ним.
- Смотри-ка, вон кошка! – сказала одна мышка другой. – Сейчас мы ее
поймаем!
Мурр удивилась. «Какие глупости! Разве мыши охотятся за кошками?» подумала она.
Но когда мыши погнались за ней, она от удивления побежала прочь без
оглядки
«Ну и жизнь, все идет кувырком!» - подумала Мурр.
Тут навстречу ей попался большущий пёс Гав. Гав сердито зарычал на
Мурр.
Мурр готова была уже удрать и спрятаться на дереве, но вдруг подумала:
«Если всё в этом мире идёт кувырком, Гав сам убежит от меня».
И Мурр бросилась на Гава, а Гав, само собой, бросился наутёк.
«Чудеса творятся в этом мире! – подумала Мурр. – Кошки охотятся на
собак, мыши – на кошек. В жизни не встречала ничего подобного!»
Тут она взглянула на молочника, тележку и лошадь.
Тележку тянул молочник, а лошадь сидела на тележке и погоняла его:
«Нн-оо!» Молочнику приходилось поторапливаться.
Потом Мурр встретила двух детей с родителями. Дети отчитывали своих
родителей:
- Ах вы озорники! Вот придем домой – и сейчас же в постель, без ужина!
- У-у-у-у, мы больше не будем! – хныкали родители.
Уже стемнело, но вместо луны и звезд на небе светило солнце.
«Сейчас ведь ночь, - подумала Мурр. – А ночью светят звезды и луна, при
чём же тут солнце?»
- Ну-ка, уходи! – сказала она солнцу.
- Не уйду, - сказало солнце. – В этом мире всё идёт кувырком, и я буду
светить ночью. Тогда днём у меня останется время поиграть.
«Что же дальше будет?» - со страхом подумала Мурр.
Тут она случайно подняла голову и увидела Алису, летевшую кувырком
вверх ногами.
- Эй, Алиса! Проснись! – крикнула она.
Алиса проснулась, перевернулась и полетела дальше как ни в чём не
бывало. И тут же солнце зашло, засветила луна и звезды, лошадь
молочника сама потянула тележку, Гав погнался за Мурр, а Мурр – за
мышами, пока они не спрятались опять в корзину с бельём. Мурр сильно
проголодалась и поспешила на кухню полакомится рыбкой и молоком.
Дональд Биссет
1. Какие сны ДИКОВИННЫЕ? Отметь правильный ответ.
Дикие.
































Странные, с чудесами.
Длинные.
Страшные.
2. Как ты думаешь, почему кошку звали Мурр, а собаку - Гав?
3. МОЛОЧНИК в сказке – это кто (что? ) Отметь правильный ответ.
Посуда для молока.
Продавец молока.
Ложка для молока.
Молодой человек.
4. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит,
поставь цифры 2, 3, 4, 5,6.
Дети ругают своих родителей.
Ленивая ворона Алиса заснула.
Лошадь погоняет молочника.
Кошка Мурр побежала от мышей.
Ворона Алиса проснулась.
Пёс Гав убегает от кошки.
5. Почему ворона Алиса засыпала прямо на лету?
6. Почему солнцу захотелось светить ночью?
Отметь один правильный ответ.
Чтобы днём спать.
Чтобы светить вместе с луной.
Чтобы днём поиграть.
Чтобы встретиться со звездами.
7. Закончи предложение. Однажды она так крепко заснула, что полетела
8. Соедини между собой выражение и его смысл.
полететь кувырком
сон, в котором всё понарошку, перевёрнуто
сон кувырком
ничего не получается
всё идёт кувырком
лететь, перевернувшись через голову, вверх ногами
9. Найди в тексте это предложение. Впиши пропущенное слово.
Алиса проснулась, _____и полетела дальше как ни в чём не бывало.
10. Отметь два доказательства того, что эта история – сказочная.
В жизни спящие вороны не летают перевернувшись.
Только сказочного пса могут звать Гав.
Только в сказке солнце может разговаривать с кошкой.
В жизни вороны не спят.
11. О чём рассказывается в этой сказке? Отметь один правильный
ответ
О том, кто такой молочник.
О дружбе вороны Алисы с солнцем.
О том, какой сон приснился вороне Алисе.
О смене дня и ночи.




12. Как ты думаешь, будут ли вороне Алисе сниться ещё сны
кувырком?
Да.
Нет.
Обязательно объясни, почему ты так думаешь.
Вариант 2
Прочитай текст
Кузнечик и улитка
Жил-был на свете кузнечик, ужасный гордец, звали его Дэнди. Ещё когда
он был маленьким и только учился прыгать вместе с другими
кузнечиками, он всегда прыгал выше всех. Но учитель говорил ему:
– Дэнди, ты должен учиться не только большим прыжкам, но и
маленьким.
– Нет, – отвечал Дэнди. – Я кузнечик особенный, не как все.
Я признаю только большие прыжки.
Так он и не научился делать маленьких прыжков. Однажды он вышел из
дому попрыгать и повстречался с улиткой Оливией.
– Не надоела тебе такая медленная жизнь? – спросил он её. – Целый день
ползёшь и ползёшь с собственным домом на спине.
– Ну что ты, – ответила Оливия. – Я люблю ползать. Мне очень нравится
быть улиткой, особенно когда идёт дождь, а у меня в раковине всегда
уютно и сухо. И потом: я никогда не опаздываю домой – дом всегда при
мне! Надеюсь, ты понимаешь, что я имею в виду? Быть улиткой так
интересно!
– Что ж, – сказал Дэнди, – о вкусах не спорят. Привет! – И он запрыгал
прочь, очень гордый собой.
Он и в самом деле был прекрасный прыгун. Все кузнечики хорошие
прыгуны. Но Дэнди за один прыжок отмахивал тридцать сантиметров –
это огромное расстояние, если учесть, что сам он был в десять раз меньше.
И всё-таки кое-чего он делать не умел. Не умел делать маленьких
прыжков. Он не мог прыгнуть на пятнадцать или на десять сантиметров –
только на тридцать.
Прыг – и тридцать сантиметров позади!
Пока он разговаривал с Оливией, пришло время обедать, и Дэнди
поспешил домой. Он был уже у самого дома – всего в каких-нибудь десяти
сантиметрах, но попасть домой никак не мог, потому что, сколько он ни
прыгал, он каждый раз перепрыгивал через свой дом. Ведь он не умел
делать маленьких прыжков!
Бедняжка Дэнди уже начал терять терпение и ужасно злился, но тут, на
счастье, появилась – кто бы вы думали? – улитка Оливия со своим
домиком на спине.
– Вот видишь, Дэнди, – сказала она. – Улиткам тоже есть чем гордиться.
По крайней мере, домой они попадают без всяких хлопот!


























У Оливии было доброе сердце (почти все улитки добрые, если только не
встанут с левой ноги). И она предложила Дэнди:
– Влезай ко мне на спину, я отвезу тебя домой!
Дэнди очень обрадовался, тут же сел на неё верхом, и улитка повезла его к
дому.
– Благодарю тебя, Оливия, – сказал он. – Теперь я сам вижу, что большие
прыжки – это ещё не главное на свете!
Дональд Биссет
1. ОСОБЕННЫЙ – это какой? Отметь правильный ответ.
Одинокий.
Необычный, отличный от других.
Лучший.
Осторожный.
2. Как ты думаешь, почему жизнь улитки МЕДЛЕННАЯ? Запиши.
3. Кто такой ГОРДЕЦ? Отметь правильный ответ.
Житель гор.
Тот, кто считает себя лучше других.
Самый лучший.
Тот, кто обижает других.
4. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит,
поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6.
Улитка отвезла кузнечика к дому.
Кузнечик Дэнди был гордецом.
Кузнечик не может попасть домой.
Встреча кузнечика с улиткой и их разговор.
Кузнечик благодарит улитку за помощь.
Кузнечик Дэнди – прекрасный прыгун.
5. Почему улитка никогда не опаздывает домой? Запиши.
6. Почему Оливии очень нравилось быть улиткой?
Отметь один правильный ответ.
Потому что улитки медленно ползают.
Потому что ей не нравятся кузнечики.
Потому что в её домике-раковине всегда уютно и сухо.
Потому что улитки не умеют прыгать.
7. Закончи предложение. Улиткам тоже есть чем_______.
8.Соедини между собой выражение и его объяснение, смысл.
терять терпение каждому нравится своё
о вкусах не спорят проснуться в плохом настроении
встать с левой ноги перестать сдерживать себя
9. Найди в тексте это предложение. Впиши пропущенное слово. У
Оливии было __________сердце (почти все улитки добрые, если только не
встанут с левой ноги).
10. Отметь два доказательства того, что эта история – сказочная.
В жизни у кузнечиков не бывает учителей.
Только сказочный кузнечик высоко прыгает.










Сказки часто начинаются со слов «жил-был».
В жизни кузнечики не встречаются с улитками.
11. О чём говорится в этой сказке? Отметь один правильный ответ.
О том, что все кузнечики – гордецы.
О том, что кузнечики дружат с улитками.
О том, что главное на свете – иметь доброе сердце и помогать
другим.
О том, что у каждого должен быть свой дом.
12.Как ты думаешь, останется ли кузнечик гордецом?
Да.
Нет.
Объясни, почему ты так думаешь.___
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
1 вариант
Пчела и муха.
Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец.
На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие
лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже
нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья,
и аромат разносился далеко-далеко!
Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий
нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую
холодную зиму.
Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо
спросила муху:
– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?
Муха насупилась:
– Не видела я здесь никаких лилий!
– Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны
быть лилии!
– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом,
есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых
консервных банок!
Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный
нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько
могу рассказать о здешних цветах!

– Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о
грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где –
гиацинт.
И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то
хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А
ты на кого хочешь быть похожим?
1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
(Возможны два верных ответа.)
а) Зима; б) весна; в) лето; г) осень.
2. Множество каких цветов росло на лугу?
a) Лилии, гиацинты, ирисы;
б) лилии, гиацинты, ирисы, тюльпаны;
в) лилии, гиацинты, ирисы, маленькие цветочки.
3. Определи персонажей произведения.
4. Что делали на поляне пчёлки?
5. Каким словом характеризует действия пчёл автор?
а) трудились;
б) весело летали;
в) грелись на солнце.
6. Почему маленькая пчёлка не знала, где растут белые лилии?
7. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)
а) Она оказалась на лугу в первый раз;
б) лилии её не интересовали;
в) её интересовала только грязная канава.
8. Восстанови деформированный план прочитанного произведения.
а) «А ты на кого хочешь быть похожим?»
б) Ароматная поляна.
в) Диалог маленькой пчёлки с мухой.
г) Сбор нектара.
д) Каждый видит только то, что его интересует.
9. Составь план текста из трех пунктов.
10. Охарактеризуй пчёлок. (Какие они?)
11. Охарактеризуй муху. (Какая она?)

12. Ответь на вопрос автора: «А ты на кого хочешь быть похожим?»
Почему?
2 вариант
Весна – красна.
Когда-то давным-давно собралась Весна - красна в гости в северные края.
Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как
стало солнышко всё выше и выше на небе подниматься, тут она и решила
лететь.
Просит Весна перелётных птиц – гусей, лебедей: «Отнесите меня
подальше на север, там меня ждут – не дождутся и люди, и звери, и птицы,
и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы побоялись лететь на
север:«Там, -говорят, - снег и лёд, холод и голод, мы все замёрзнем и
погибнем». Сколько Весна ни просила, никто не хотел её в северные края
отнести. Совсем она загрустила: что же, видно, придётся всю жизнь на юге
прожить.
Вдруг она слышит голос откуда-то с вышины: «Не печалься Весна красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю». Взглянула на
верх, а по небу над ней плывёт белое, пушистое Облако. Обрадовалась
Весна, забралась на Облако и полетела с Северные края. Летит да вниз, на
землю, поглядывает. А там, на земле, ей все радуются, все её встречают. В
полях пестреют проталинки, бегут ручьи, взламывают на речке лёд, а
кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными, готовыми вот-вот
уже раскрыться почками.
Полетела Весна - красна с юга на север на белом пушистом Облаке. А
следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц
– гусей, лебедей, и всякой крылатой мелочи: жаворонки, скворцы, дрозды,
зяблики, пеночки, славки…
Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое
пушистое Облако, так, значит, на нём Весна - красна прилетела. Жди
теперь со дня на день тепла, полой воды, жди с юга весёлых крылатых
гостей…
1. В какие края собралась Весна - красна в гости?
а) в западные
б) в восточные
в) в южные
г) в северные
2. С кем провела Весна-красна зиму?
а) с перелетными

б) с оседлыми
в) с кочующими птицами
3. Определи персонажей произведения.
4. Когда Весна - красна, решила лететь в гости в северные края? Ответ
выпиши:
5. Кто ждал Весну - красну на севере? Выпиши из текста:
6. Отчего совсем загрустила Весна? Возможны два варианта ответа:
а)Весна - красна обиделась на птиц;
б)Ей не хочется лететь на север с тёплого юга;
в)Никто не хочет её в северные края отнести;
г)Видно, придётся всю жизнь на юге прожить.
7. Кто предложил Весне доставить её на север?
8. Где происходят изменения с приходом весны? Продолжи ряд:
9. Какие птицы потянулись в родные края вслед за Весной?
10. По какой примете, указанной в тексте, можно судить о приходе Весны?
11. Почему слова Весна и Облако написаны с большой буквы? Ответь
кратко
12. Почему Весну называют Весна - красна? Ответ оформи 3-5
предложениями.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1.
I. Прочитай текст.

В один из жарких дней набрёл я на поляну в тайге. От лесного
пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли кустики
брусники и кивал головками иван-чай. На краю поляны были
заросли малины. Я собирал малину, а впереди какой-то зверь
шёл, шуршал в листьях.
Решил я узнать, что это за зверь, сел на пенёк и стал тихонько
посвистывать. Зверь сначала остановился, а потом стал ко мне
подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки
малиновых кустов тихонько шевелятся и его выдают. Вскоре из
кустов высунулся чёрный нос и два глаза. Тут я его сразу узнал –
это медвежонок.

Медвежонок подошёл ко мне и стал меня обнюхивать.
Обнюхал, облизал ботинок, нашёл пуговицу на рубашке и стал её
сосать. И тут я услышал, что в малиннике сучья затрещали. Это,
наверное, медведица медвежонка ищет.
Хотел я встать, а медвежонок в пуговицу вцепился, рычит и не
пускает. Вдруг медведица услышит, как он рычит, подумает, что
его обижают и прибежит. А у меня даже ружья нет! Я скорее
пуговицу оторвал и отдал медвежонку, а сам бегом – медведице
разве объяснишь, что медвежонок поиграть со мной захотел!
II. Выполни задания.
1. О чём рассказывается в тексте?
1) том, как медведица учила медвежонка собирать малину
2) о встрече человека и медвежонка
3) о том, как растёт в тайге малина
2. Где произошла встреча с медвежонком?
1)в сосновом бору в зарослях малины
2)в берёзовой роще на берегу реки
3. В какое время года произошла эта встреча?
1) весной
2) летом
3) осенью
4) зимой
4. Рассказчик убежал потому, что
1) ему надоел медвежонок
2) испугался медведицы
3) вспомнил, что потерял ружьё
4) испугался, что медвежонок оборвёт все пуговицы
5. Выбери правильное утверждение.
1) Медведица напала на рассказчика.
2) Медвежонок оказался очень любопытным.
3) Медвежонок испугался и убежал.
4)Рассказчик видел медведицу.
6. Как ты понимаешь выражение «кивал головками иван-чай»?
1)цветок наклонялся из стороны в сторону
2) цветок звал человека
3) цветок соглашался с происходящим
4) цветок отцвёл и засох
7. Укажи в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит,
поставь цифры 2, 3, 4.
1) Медвежонок решил поиграть с человеком.
2) Рассказчик собирал малину.
3) Медвежонок вышел на свист.

4) Рассказчик испугался и убежал.

8. Главным образом автор хотел
1) описать внешний вид медвежонка
2) объяснить, как растёт малина
3) описать таёжный лес
4) рассказать о поведении маленького медвежонка
9. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль
текста?
1) Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл.
2) А у меня даже ружья нет!
3) Медвежонок поиграть со мной захотел!
4) Сел я на пенёк и стал тихонько посвистывать.
10. Какое из названий наиболее всего подходит к истории,
рассказанной автором?
1) Заросли малины.
2) Подаренная пуговица.
3) Медвежонок
4) Медведица.
Вариант 2
I. Прочитай текст.

Вы сидите за уроками в тёплой комнате осенью и замечаете,
что запотели стёкла в окнах. Что же случилось?
Тёплый воздух комнаты коснулся охлаждённого стекла, водяные
пары сгустились и превратились в крохотные капельки воды. Так
бывает не только в комнате, но и на улице, в лесу, над рекой, над
лугами и полями, когда охлаждаются пары.
Вот закончился тёплый летний день. Село солнце, и над
рекой или болотом начал стелиться густой белый туман. Откуда
взялся этот туман?
Земля нагрелась за день, а к вечеру стала охлаждаться. Влажный
воздух над рекой сделался холоднее и уже не может впитывать
водяные пары. Они сгустились и стали видимыми. Как и на
охлаждённом стекле в тёплой комнате, они кажутся белыми.
Туман — это сгустившиеся1 водяные пары.
Туманы бывают не только весной, летом и осенью — их можно
наблюдать и зимой, когда дуют слабые тёплые ветры. Часто
образуются они над незамёрзшей рекой, прорубью.
Ранние весенние туманы защищают посевы от холодов.
По В. Архангельскому

(153 слова)
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие
содержанию текста.
1. Определи стиль речи.
а) художественный
б) научный
в) публицистический
2. Что в тексте происходит сначала, что потом?
А) водяные пары сгустились
Б) водяные пары превратились в капельки воды
В) тёплый воздух касается охлаждённого стекла
Выбери правильную последовательность
а) В — Б — А
б) Б — А — В
в) В — А — Б
3. В какое время года бывают туманы:
а) во все времена года
б) только летом и осенью
в) только весной, летом и осенью
4.При каком условии зимой бывает туман?
а) когда температура воздуха очень низкая
б) когда светит яркое солнце
в) когда дуют слабые тёплые ветры
5.Укажи слово, противоположное по смыслу слову охлаждается.
а) холодает
б) нагревается
в) потеет
6. Укажи, какое объяснение правильно раскрывает смысл слова
сгрудились.
а) собрались в тесную группу, в кучу
б) встали грудью вперёд
в) стали грустными
7. Выбери наиболее точное название этого текста
а) Защита посевов
б) За уроками
в) Туман
8. Подбери описание стелящегося тумана
а) Густой белый
б) Густой серый
в) Жидкий белый
9. Какую пользу приносят ранние весенние туманы? Выпиши ответ из
текста.
Ответ:
а) капельки (какие?)
б) пары (какие?)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».