Рабочая программа по музыке 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 2 класса составлена в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе
авторской программы «Музыка» авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.
Шмагина в рамках учебно-методического комплекса «Школа России» по
учебнику Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2020,
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ №3, учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2021-2022 учебный год.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование
музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры
школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в
развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к
музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и
эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения
к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе
постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его
форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и
слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия
лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационнообразного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование
опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития
певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год общий
объём учебного времени во 2 классе составляет 34 часа (34 учебные недели) по
1часу в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения
образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе
изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия

русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных
направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе
сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в
жизни человека и общества.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
учебных
действий
учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в
процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее
эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во
внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
позитивная
самооценка
своих
музыкально-творческих
возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных
эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и
письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового,
стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкальнотворческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с
интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в
музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере
изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или
какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных
направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и
современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл
произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений, в импровизациях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Россия – Родина моя»:
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное
проявление
человеческого
состояния.
Интонационно-образная
природа
музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние,

выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной
выразительности (мелодия). Гимн России. Сочинения отечественных композиторов
о Родине. Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом,
гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм
Христа Спасителя.
Песенность, как отличительная черта русской музыки.
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о
Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия,
аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев,
припев). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы
нотной грамоты. Музыкальные образы родного края.
«День, полный событий»:
Музыкальные
инструменты.
Музыкальные
инструменты
(фортепиано).
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная
речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Элементы нотной грамоты.
Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность,
танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные
средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского
альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.
Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость.
Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация –
источник элементов музыкальной речи.
Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность
музыкальной
речи,
выразительность
и
смысл.
Выразительность
и
изобразительность в музыке.
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их
сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия,
аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке.
Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и
музыкальный язык.
Обобщающий
урок
1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений
второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационностилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи
композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).
«О России петь – что стремиться в храм»:
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Музыка религиозной традиции.
Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов
(«Великий колокольный звон» М.П.Мусоргского).
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные
традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в

музыкальных образах. Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев). Различные
виды музыки: хоровая, оркестровая.
Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные
песнопения.
Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского
альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»).
С Рождеством Христовым! Народные музыкальные традиции Отечества.
Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное
музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве
композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные славянские
песнопения.
Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Разучивание песен к празднику – «Новый год».
Обобщающий урок Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений
второклассников за 2 четверть.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»:
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение народного
творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов.
Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши.
Формы построения музыки: вариации.
Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение
народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни,
танцы, хороводы, игры-драматизации.
Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка.
Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск
черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами.
Проводы зимы. Встреча весны. Народные музыкальные традиции Отечества.
Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России.
Региональные музыкально-поэтические традиции.
«В музыкальном театре»:
Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни
«Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в
форме музыкального диалога.
Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об
основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных
жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр.
Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность,
танцевальность, маршевость в опере и балете.
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и
о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр.
Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Рольдирижера,
режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов.
«Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Увертюра к опере. Обобщающий
урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3
четверть.
«В концертном зале»:
Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). Музыкальные инструменты.
Симфонический оркестр. Музыкальные портреты в симфонической музыке.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности
(тембр).
«Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная
природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.
Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Формы построения
музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского
композитора В.А.Моцарта.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»:
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ
общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель.
Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.С.Баха.
Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации,
выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия,
темп).
Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда). Песня, танец,
марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп,
лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ
общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Природа и музыка. «Печаль моя светла».Многозначность музыкальной речи,
выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности
(мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача
информации, выраженной в звуках.
Первый (международный конкурс П.И.Чайковского). Мир композитора
(П.Чайковский, С.Прокофьев). Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный
урок – концерт. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и
фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль)
музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение
музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление

афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен
всего учебного года.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

Содержание
«Россия – Родина моя».
«День, полный событий».
«О России петь – что стремиться в храм».
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло».
«В музыкальном театре».
«В концертном зале».
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Итого

Кол-во час
3
5
4
4
5
4
5
30 ч.

Календарно-тематический план
по учебному предмету музыка
на 2021-2022 учебный год
Класс 2

Кол-во часов на год 30 ч.

Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна

Кол-во уроков в неделю 1 ч.

№
ур
о
ка

Раздел/Тема урока

1
2
3

1.1
1.2
1.3

4
5
6
7
8

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

9

3.1

10

3.2

11
12

3.3
3.4

13
14

4.1
4.2

15
16

4.3
4.4

17
18
19
20
21

5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

22
23
24
25

6.1
6.2
6.3
6.4

Ко
лво
час
ов

Дата
проведения
план факт

Раздел 1. Россия – Родина моя (3 ч.)
Мелодия. Здравствуй, Родина моя!
1
06.09
Моя Россия
1
13.09
Гимн России
1
20.09
Раздел 2. День, полный событий (5 ч.)
Музыкальные инструменты
1
27.09
Природа и музыка. Прогулка
1
04.10
Танцы, танцы, танцы…
1
11.10
Эти разные марши
1
18.10
Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные.
1
25.10
Мама.
Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм (4 ч.)
Великий колокольный звон.
1
08.11
Звучащие картины
Святые земли Русской. Александр Невский, Сергий
1
15.11
Радонежский
Молитва
1
22.11
С Рождеством Христовым! Рождество Христово
1
29.11
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч.)
Русские народные инструменты
1
06.12
Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны 1
13.12
девицы. Бояре, а мы к вам пришли
Музыка в народном стиле. Сочини песенку
1
20.12
Проводы зимы. Встреча весны
1
27.12
Раздел 5. В музыкальном театре (5 ч.)
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр
1
17.01
Театр оперы и балета. Волшебная палочка
1
24.01
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы
1
31.01
Какое чудное мгновенье!
1
07.02
Увертюра. Финал
1
14.02
Раздел 6. В концертном зале (4 ч.)
Симфоническая сказка «Петя и Волк»
1
21.02
Картины с выставки. Музыкальное впечатление
1
28.02
Звучит нестареющий Моцарт!
1
14.03
Симфония № 40
1
21.03
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье … (5 ч.)

Примеча
ние

26

7.1

27
28
29
30

7.2
7.3
7.4
7.5

Волшебный цветик- семицветик. Музыкальные
инструменты
Музыкальные инструменты. И всё это- Бах!
Всё в движении Тройка. Попутная песня
Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.
Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть
мелодии?

1

11.04

1
1
1
1

18.04
25.04
16.05
23.05

С учетом выходных и праздничных дней – 30 ч.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной
позиции). Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Проявление
музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «5» ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей
жизненной позиции);
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится:
- проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной
позиции) или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится:
- нет интереса, эмоционального отклика;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».