Рабочая программа по внеурочной деятельности - Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование
приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование
приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской
области»; Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6
октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на
основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК
«Школа России»; локальных актов школы.
Программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» в качестве
приоритетной задачи развития личности школьника определяет социальное и спортивнооздоровительное направления. Программа связана с предметной областью учебного плана
«Окружающий мир». Программа представляет собой вариант1 организации деятельности
младших школьников (1–4 классы) в школьном научном сообществе (научном клубе)
«Мы и окружающий мир». Темы занятий представлены в соответствии с основными
содержательными блоками — «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила
безопасного поведения», позволяющими ученику овладеть практическими навыками по
изучению окружающего мира. Цель деятельности научного клуба младшего школьника
«Мы и окружающий мир» — формирование универсальных учебных действий учащихся
начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым»
(носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.
Содержательной основой программы являются учебники по окружающему миру (1–4
классы), дневники достижений младшего школьника (1–4 классы).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 33 часа в год – 1
класс и 34 часа в год 2-4 класс.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
— формирование экологической культуры: осознавать ценность природы родного
края и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

— формирование социальной и учебно-познавательной мотивации; —
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
— ведение устного и письменного диалога;
— аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— составление плана и последовательности действий при выполнении опыта,
эксперимента, наблюдения;
—
построение
рассуждения;
обобщение;
интерпретация
информации
(структурирование; перевод сплошного текста в таблицу, презентация полученной
информации, в том числе с помощью ИКТ);
— выбор оптимальных форм поведения на основе изученных правил безопасности;
сбор материала и составление портфолио о родном крае.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса «Мы и окружающий мир» в 1 классе носит подготовительный
характер.
1. Школьник и его жизнь в школе. 2 ч.
Презентация «Я — первоклассник». Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия
— самопрезентация (1 ч): Я — ученик первого класса. Мои интересы. Мой портрет (1 ч):
Я и моя семья (возможно привлечение родителей). Материал, подготовленный учащимися
о себе и семье, можно использовать для оформления портфолио учащегося. Дневник
достижений младшего школьника, 1 класс (с. 3–5).
2. Готовимся стать членами клуба «Мы и окружающий мир» 1 ч.
Что такое научный клуб? Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — диалог.
Что такое научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» (работа по
учебнику «Окружающий мир. 1 класс», с. 74–75). Кто может вступить в клуб. Какие
вопросы из окружающего мира интересуют учащихся (для уточнения тематического
планирования). Мое домашнее животное или растение (рисунок, рассказ).
3. Правила безопасного поведения. 2 ч.
Что такое адрес и для чего его надо знать? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения
занятия — экскурсия по городу (селу и т.п.). Где можно узнать адрес дома? Как найти
человека, зная его адрес. Адрес моей школы. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия
— защита минипроекта «Путешествие от дома до школы». Дневник достижений
младшего школьника, 1 класс (с. 6–9).
4. Живая и неживая природа. 2 ч.
Кто живет в цветке, или Для чего нужна лупа? Внеаудиторное (1 ч). Форма
проведения занятия — экскурсия в лес. Как можно рассматривать окружающий мир. В
чем отличия живой и неживой природы. Что такое лупа. Насекомые — часть живой
природы. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Оформление
настольной игры «Живое — неживое».

5. Органы чувств человека. 4 ч.
Для чего человеку нужна кожа? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия —
практическая работа. Кожа — орган чувств человека, позволяющий познавать
окружающий мир. Что можно увидеть на коже через лупу. Уход за кожей. Правила
безопасности. Почему конфета сладкая, а лимон кислый? Аудиторное (2 ч). Форма
проведения занятия — практическая работа. Язык — орган чувств человека, позволяющий
познавать окружающий мир. Секреты языка. Правила ухода за полостью рта. Правила
безопасности.
6. Правила безопасного поведения. 2 ч.
Почему нельзя есть снег, или Для чего нужны фильтры? Аудиторное (2 ч). Форма
проведения занятия — практическая работа. Опыт со снегом. Как очистить загрязненную
воду. Что такое фильтр. Какие бывают фильтры. Как сделать фильтр своими руками.
Подготовка отчета о выполненной работе в форме фотографий, рисунков.
7. Времена года. 2 ч.
Почему год круглый? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия —
практическая работа, путешествие по временам года. Времена и месяцы года. Когда я
родился. Признаки времен года. Жизнь растений и животных в каждое время года. Игры
на каждое время года. Дневник достижений младшего школьника, 1 класс (с. 12–13).
8. Человек — часть природы. 2 ч.
Чем я отличаюсь от живых организмов? Аудиторное (2 ч). Форма проведения
занятия — практическая работа. Человек — часть живой природы. Отличия человека от
живых организмов. Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка.
9. Живая и неживая природа. 2 ч.
Как путешествуют растения? Основные способы распространения растений.
Возможно проведение экскурсий. Аудиторное (2 ч). Защита мини-проекта «Путешествие
семян». Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка, фотографий.
10. Природа моего края. 2 ч.
Что такое Красная книга? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия —
практическая работа. Исчезающие растения и животные родного края. Растения и
животные родного края, которые занесены в Красную книгу. Оформление результатов
наблюдений с помощью книжки-малышки.
11. Живая и неживая природа. 2 ч.
Как живут растения и животные зимой? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения
занятия — экскурсия. Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Помощь
животным. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.
Конструирование кормушки.
12. Правила безопасного поведения. 2 ч.
Тайны волшебного озера. Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия —
экскурсия. Правила безопасного поведения на водоемах с приходом весны. Аудиторное (1
ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Подготовка к защите проекта
«Календарь природы».
13. Природные явления. 2 ч.
Правила безопасного поведения. Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия
— экскурсия. Природные явления: снег, ветер… Аудиторное (1 ч). Форма проведения
занятия — практическая работа. Правила безопасного поведения при сходе снега и
падании сосулек. Подготовка к защите проекта «Календарь природы».

14. Времена года. 2 ч.
Почему летом жарко, а зимой холодно? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения
занятия — экскурсия. Признаки весны (высокое солнце, тепло, таяние снега и льда,
прилет птиц и т.п.). Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.
Защита проекта «Календарь природы».
15. Конференция. 1 ч.
Защита портфолио. Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — заседание
научного клуба. На конференции учащиеся представляют свои творческие работы,
выполненные в течение учебного года. На конференцию можно пригласить учащихся
других классов, родителей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и дисциплин

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Школьник и его жизнь в школе
Готовимся стать членами клуба «Мы и окружающий мир»
Правила безопасного поведения
Живая и неживая природа
Органы чувств человека
Правила безопасного поведения
Времена года
Человек — часть природы
Живая и неживая природа
Природа моего края
Живая и неживая природа
Правила безопасного поведения
Природные явления
Времена года
Конференция
Итого:

2
1
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
30

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(30ч)
№
п/
п

№п/п
раздел/
урок

Тема

Кол
-во
час
ов

Дата
план.

1 четверть- 8 часов

1.
2.

1.1
1.2

1.Школьник и его жизнь в школе
Презентация «Я —
первоклассник».
Я — ученик первого класса.
Мои интересы. Мой

2 ч.
1

06.09

1

13.09

Дата
факт.

Приме
чания

портрет
2. Готовимся стать членами клуба «Мы и
окружающий мир»
3.
2.1
Что такое научный клуб?
3.Правила безопасного поведения
4.
3.1
Что такое адрес и для чего его надо знать?
5.
Как найти человека, зная его адрес
3.2
.
Адрес моей
.
школы
4.Живая и неживая природа
6.
4.1
Кто живет в цветке
7.
4.2 В чем отличия живой и неживой природы.
.
Что такое лупа
5.Органы чувств человека
8.
5.1
Для чего человеку нужна кожа?
2 четверть-8 часов
9.
5.2 Уход за кожей. Правила безопасности.
10.
Язык — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир.
5.3
Секреты языка.
11.
Правила ухода за полостью рта.
5.4
Правила
.
безопасности
6.Правила безопасного поведения
12.
6.1
Почему нельзя есть снег?
13.
Как очистить загрязненную воду
.6.3
7.Времена года
14.
7.1
Почему год круглый?
15.
Признаки времен года. Жизнь растений
7.2
и животных в каждое
время года.
8.Человек — часть природы
16.
8.1
Чем я отличаюсь от живых организмов?
17. 8.2
Человек — часть живой природы.
9..Живая и неживая природа
18.
Как путешествуют растения? Основные
9.1
способы распространения растений
.

1 ч.
1
2 ч.
1

20.09

1

04.10

2 ч.
1

11.10

1

18.10

4 ч.
1

25.10

1

08.11

1

15.11

1

22.11

2 ч.
1

29.11

1

06.12

2 ч.
1

13.12

1

20.12

2 ч.
1
1
2 ч.

27.12
17.01

1

24.01

1

31.01

2 ч.
1

14.02

27.09

19.
Защита мини-проекта «Путешествие семян».
9.3
20.

10.Природа моего края
Что такое Красная книга? Исчезающие

растения и животные родного края.

10.1
21.
10.2
22.
23.

11.1
11.2

Растения и животные родного края,которые
занесены в Красную книгу.
11.Живая и неживая природа
Как живут растения и животные зимой?
Помощь животным.
12.Правила безопасного поведения

24.
.12.1
25.
12.2

Тайны волшебного озера

1

21.02

2 ч.
1

28.02

1

05.03

2 ч.
1

14.03

1

21.03

Правила безопасного поведения на водоемах
с приходом весны
.
4 четверть-5 часов
13.Природные явления

2 ч.

Правила безопасного поведения

1

11.04

1
2 ч.
1
1
1ч.

18.04

1

23.05

26.
13.1
.
27.
13.2
28.
29.

14.2
14.3

30.
15.1

Природные явления: снег, ветер…
14.Времена года
Почему летом жарко, а зимой холодно?
Признаки весны
15.Конференция
Защита творческих работ

С учетом выходных и праздничных дней – 30ч.

25.04
16.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».