ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных актов школы. Программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» в качестве приоритетной задачи развития личности школьника определяет социальное и спортивнооздоровительное направления. Программа связана с предметной областью учебного плана «Окружающий мир». Программа представляет собой вариант1 организации деятельности младших школьников (1–4 классы) в школьном научном сообществе (научном клубе) «Мы и окружающий мир». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками — «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющими ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира. Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» — формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки. Содержательной основой программы являются учебники по окружающему миру (1–4 классы), дневники достижений младшего школьника (1–4 классы). Место учебного предмета в учебном плане Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 33 часа в год – 1 класс и 34 часа в год 2-4 класс. Периодичность занятий – 1 час в неделю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные: — формирование экологической культуры: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; — формирование социальной и учебно-познавательной мотивации; — формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; — формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные: — ведение устного и письменного диалога; — аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; — составление плана и последовательности действий при выполнении опыта, эксперимента, наблюдения; — построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурирование; перевод сплошного текста в таблицу, презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ); — выбор оптимальных форм поведения на основе изученных правил безопасности; сбор материала и составление портфолио о родном крае. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание курса «Мы и окружающий мир» в 1 классе носит подготовительный характер. 1. Школьник и его жизнь в школе. 2 ч. Презентация «Я — первоклассник». Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — самопрезентация (1 ч): Я — ученик первого класса. Мои интересы. Мой портрет (1 ч): Я и моя семья (возможно привлечение родителей). Материал, подготовленный учащимися о себе и семье, можно использовать для оформления портфолио учащегося. Дневник достижений младшего школьника, 1 класс (с. 3–5). 2. Готовимся стать членами клуба «Мы и окружающий мир» 1 ч. Что такое научный клуб? Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — диалог. Что такое научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» (работа по учебнику «Окружающий мир. 1 класс», с. 74–75). Кто может вступить в клуб. Какие вопросы из окружающего мира интересуют учащихся (для уточнения тематического планирования). Мое домашнее животное или растение (рисунок, рассказ). 3. Правила безопасного поведения. 2 ч. Что такое адрес и для чего его надо знать? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия по городу (селу и т.п.). Где можно узнать адрес дома? Как найти человека, зная его адрес. Адрес моей школы. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — защита минипроекта «Путешествие от дома до школы». Дневник достижений младшего школьника, 1 класс (с. 6–9). 4. Живая и неживая природа. 2 ч. Кто живет в цветке, или Для чего нужна лупа? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в лес. Как можно рассматривать окружающий мир. В чем отличия живой и неживой природы. Что такое лупа. Насекомые — часть живой природы. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Оформление настольной игры «Живое — неживое». 5. Органы чувств человека. 4 ч. Для чего человеку нужна кожа? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Кожа — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. Что можно увидеть на коже через лупу. Уход за кожей. Правила безопасности. Почему конфета сладкая, а лимон кислый? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Язык — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. Секреты языка. Правила ухода за полостью рта. Правила безопасности. 6. Правила безопасного поведения. 2 ч. Почему нельзя есть снег, или Для чего нужны фильтры? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Опыт со снегом. Как очистить загрязненную воду. Что такое фильтр. Какие бывают фильтры. Как сделать фильтр своими руками. Подготовка отчета о выполненной работе в форме фотографий, рисунков. 7. Времена года. 2 ч. Почему год круглый? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа, путешествие по временам года. Времена и месяцы года. Когда я родился. Признаки времен года. Жизнь растений и животных в каждое время года. Игры на каждое время года. Дневник достижений младшего школьника, 1 класс (с. 12–13). 8. Человек — часть природы. 2 ч. Чем я отличаюсь от живых организмов? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Человек — часть живой природы. Отличия человека от живых организмов. Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка. 9. Живая и неживая природа. 2 ч. Как путешествуют растения? Основные способы распространения растений. Возможно проведение экскурсий. Аудиторное (2 ч). Защита мини-проекта «Путешествие семян». Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка, фотографий. 10. Природа моего края. 2 ч. Что такое Красная книга? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Исчезающие растения и животные родного края. Растения и животные родного края, которые занесены в Красную книгу. Оформление результатов наблюдений с помощью книжки-малышки. 11. Живая и неживая природа. 2 ч. Как живут растения и животные зимой? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Помощь животным. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Конструирование кормушки. 12. Правила безопасного поведения. 2 ч. Тайны волшебного озера. Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Правила безопасного поведения на водоемах с приходом весны. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Подготовка к защите проекта «Календарь природы». 13. Природные явления. 2 ч. Правила безопасного поведения. Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Природные явления: снег, ветер… Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Правила безопасного поведения при сходе снега и падании сосулек. Подготовка к защите проекта «Календарь природы». 14. Времена года. 2 ч. Почему летом жарко, а зимой холодно? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Признаки весны (высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, прилет птиц и т.п.). Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Защита проекта «Календарь природы». 15. Конференция. 1 ч. Защита портфолио. Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. На конференции учащиеся представляют свои творческие работы, выполненные в течение учебного года. На конференцию можно пригласить учащихся других классов, родителей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и дисциплин Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Школьник и его жизнь в школе Готовимся стать членами клуба «Мы и окружающий мир» Правила безопасного поведения Живая и неживая природа Органы чувств человека Правила безопасного поведения Времена года Человек — часть природы Живая и неживая природа Природа моего края Живая и неживая природа Правила безопасного поведения Природные явления Времена года Конференция Итого: 2 1 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 30 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(30ч) № п/ п №п/п раздел/ урок Тема Кол -во час ов Дата план. 1 четверть- 8 часов 1. 2. 1.1 1.2 1.Школьник и его жизнь в школе Презентация «Я — первоклассник». Я — ученик первого класса. Мои интересы. Мой 2 ч. 1 06.09 1 13.09 Дата факт. Приме чания портрет 2. Готовимся стать членами клуба «Мы и окружающий мир» 3. 2.1 Что такое научный клуб? 3.Правила безопасного поведения 4. 3.1 Что такое адрес и для чего его надо знать? 5. Как найти человека, зная его адрес 3.2 . Адрес моей . школы 4.Живая и неживая природа 6. 4.1 Кто живет в цветке 7. 4.2 В чем отличия живой и неживой природы. . Что такое лупа 5.Органы чувств человека 8. 5.1 Для чего человеку нужна кожа? 2 четверть-8 часов 9. 5.2 Уход за кожей. Правила безопасности. 10. Язык — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. 5.3 Секреты языка. 11. Правила ухода за полостью рта. 5.4 Правила . безопасности 6.Правила безопасного поведения 12. 6.1 Почему нельзя есть снег? 13. Как очистить загрязненную воду .6.3 7.Времена года 14. 7.1 Почему год круглый? 15. Признаки времен года. Жизнь растений 7.2 и животных в каждое время года. 8.Человек — часть природы 16. 8.1 Чем я отличаюсь от живых организмов? 17. 8.2 Человек — часть живой природы. 9..Живая и неживая природа 18. Как путешествуют растения? Основные 9.1 способы распространения растений . 1 ч. 1 2 ч. 1 20.09 1 04.10 2 ч. 1 11.10 1 18.10 4 ч. 1 25.10 1 08.11 1 15.11 1 22.11 2 ч. 1 29.11 1 06.12 2 ч. 1 13.12 1 20.12 2 ч. 1 1 2 ч. 27.12 17.01 1 24.01 1 31.01 2 ч. 1 14.02 27.09 19. Защита мини-проекта «Путешествие семян». 9.3 20. 10.Природа моего края Что такое Красная книга? Исчезающие растения и животные родного края. 10.1 21. 10.2 22. 23. 11.1 11.2 Растения и животные родного края,которые занесены в Красную книгу. 11.Живая и неживая природа Как живут растения и животные зимой? Помощь животным. 12.Правила безопасного поведения 24. .12.1 25. 12.2 Тайны волшебного озера 1 21.02 2 ч. 1 28.02 1 05.03 2 ч. 1 14.03 1 21.03 Правила безопасного поведения на водоемах с приходом весны . 4 четверть-5 часов 13.Природные явления 2 ч. Правила безопасного поведения 1 11.04 1 2 ч. 1 1 1ч. 18.04 1 23.05 26. 13.1 . 27. 13.2 28. 29. 14.2 14.3 30. 15.1 Природные явления: снег, ветер… 14.Времена года Почему летом жарко, а зимой холодно? Признаки весны 15.Конференция Защита творческих работ С учетом выходных и праздничных дней – 30ч. 25.04 16.05