Рабочая программа по внеурочной деятельности - Ритмика 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Ритмика» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об
образовании в Ростовской области»; Приказа Министерства образования «Об
утверждении федерального
государственного образовательного стандарта
начального общего образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ
№3 г. Каменска - Шахтинского, а также на основе анализа деятельности
образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»;
локальных актов школы.
Программа «Ритмика» для 1-го класса составлена на основе программы
«Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования
06.03.2001г. и авторской программы по учебному предмету ритмика для учащихся
1-7 классов Беляевой Веры Николаевны "Ритмика и танец".
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит
от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и
массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником,
быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая
связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и
отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа
стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и
психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был
богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и
“тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и
сохранения здоровья учащихся.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат
чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению
детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и
общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия,
память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание
организованной, гармонически развитой личности.
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение
самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся.

к

Задачи направлены на:
 формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных
способностей каждого ученика;
 обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
 воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к
товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
 расширение кругозора школьников в области физической культуры и
хореографии.

Место программы в учебном плане
Программа
соответствует
Федеральному
государственному
образовательному стандарту второго поколения и представляет собой вариант
программы организации внеурочной деятельности учащихся 1 класса. Рассчитана
на 33 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по
неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со
школьниками.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
-

-

сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит
отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к
образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным,
гимнастическим упражнениям.
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству, физическим
упражнениям.
развитие
эстетического
вкуса,
культуры
поведения,
общения,
художественно-творческой и танцевальной способности.

-

Метапредметные результаты
 регулятивные
-

способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и
задачи;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
накопление представлений о ритме, синхронном движениии.
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной
и внеурочной деятельности

 познавательные
-

-



навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и
интерпретация информации с помощью учителя.
Учащиеся должны уметь:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место
в строю и входить в зал организованно;
под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное
положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в
коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных
направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая
круг и не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

коммуникативные
-

умение координировать свои усилия с усилиями других;

-

задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных
ситуаций.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая
деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку
разнообразные движения, петь, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба
цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения
с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к
определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений
учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают
ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер
(веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального
образа.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств
личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая
парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с
другом.
Программа по ритмике состоит из четырёх разделов:
1.
2.
3.
4.

Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Игры под музыку
Танцевальные упражнения

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и
определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть
учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в
изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель
может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что
в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения,
расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям
ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические
упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных
навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку
координационных движений.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения
ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать
возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить
учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен
сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик»
(подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик»
(подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать
детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать,
шагать).
Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по
привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и
элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой
отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со
спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать
образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет
ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно,
плавно и легко.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и
познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их
названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и
др.).
1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с
отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из
шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо,
налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время
ходьбы.
2. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы,
круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях
без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты
туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку).
Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч).
Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее
внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны,
вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание
рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки
вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление
левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой
руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно
каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись
вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым,
непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация
отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно
опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук.
Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую
(маятник).

3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером
музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение
направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в
соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется
стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым,
комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на
конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей,
птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с
определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача
притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.
Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг.
Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп.
Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг,
шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с
платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на
пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу,
пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».
Стукалка. Украинская народная мелодия.
Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.

Тематическое планирование
№

Название темы

Количество часов

п/п
1

Ритмика.Элементы музыкальной грамоты 6

2

Ритмико-гимнастические упражнения

9

3

Язык танца

18

Итого

33 ч

Календарно-тематическое планирование(33 часа)
№
урока

№
п/п
раздел/
урок

Тема

Колво
часов

1 четверть -9часов

Дата
(план)

Дата
(факт)

Приме
чание

1

Ритмика. Элементы
музыкальной грамоты .

6ч

1

1.1

1

03.09.

2

1.2

1

10.09.

3

1.3

1

17.09.

4-5

1.4
1.5
1.6
2

Что такое «Ритмика»?
Основные понятия.
Разминка. Поклон.
Музыкальный этюд «Пружинка».
Постановка корпуса
. Основные правила.
Позиции рук. Позиции ног.
Основные правила
Общеразвивающие упражнения
Ритмико-гимнастические
упражнения

2

24.09
01.10.
08.10.

6

1
9ч

7

2.1

Ритмическая схема. Ритмическая игра.

1

15.10.

8

2.2

1

22.10.

9

2.3

Движения на развитие координации.Бег и подскоки.
Разминка. Музыкальный
этюд «Листья».

1

29.10

Движения по линии танца.

2

Игры под музыку. Комбинация
«Гуси».
Комбинация «Слоник».
Индивидуальные задания.
Ритмико-гимнастические
упражнения
Язык танца
Разминка. Музыкальный этюд
«Цыплята».

1

12.11.
19.11
26.11

1
1
1

03.12.
10.12.
17.12.

18ч
1

24.12.

2 четверть-7 часов
1011
12

2.4
2.5
2.6

13
14
15

2.7
2.8
2.9

16

3
3.1

3 четверть-10 часов
Позиции в паре. Основные правила
Танец “Диско”. Элементы танца.

3

2021

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

Упражнения для улучшения гибкости

2

2223
2425
26

3.7
3.8
3.9
3.10
3.11

Комбинация «Ладошки».

2

Тренировочный танец «Стирка»

2

Ритмико-гимнастические упражнения

1

2730

3.12
3.13
3.14
3.15

Разминка. Основные движения танца
“Полька”. Разучивание движений.

4

31

3.16

Общеразвивающие упражнения.

1

1719

4 четверть-7 часов

14.01.
21.01.
28.01.
04.02.
18.02.
25.02.
04.03.
11.03.
18.03.
25.03.
.
07.04.
15.04.
22.04.
29.04

06.05.

32
33

3.17
3.18

Общеразвивающие упражнения.
Урок-смотр знаний

1
1
33

13.05.
20.05.

ИТОГО
С учетом выходных и праздничных дней– 33 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».