Рабочая программа по внеурочной деятельности - Ритмика 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Ритмика» разработана в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта второго поколения; Закона РФ «Об
образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»;
Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального
общего
образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. КаменскаШахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного
учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных актов
школы.
Цель программы — развитие ребенка, формирование средствами
музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей,
качеств личности.












Задачи:
дать детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их
склонности и способности;
способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
прививать интерес к занятиям, любовь к танцам;
развивать танцевальные и музыкальные способности, память и внимание;
дать представление о танцевальном образе;
развивать выразительность и осмысленность исполнения танцевальных
движений;
воспитывать культуру поведения и общения;
развивать творческие способности;
воспитывать умение работать в коллективе;
развивать психические познавательные процессы — память, внимание,
мышление, воображение;
способствовать в организации здорового и содержательного досуга.

Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане учебный предмет «Ритмика» на этапе начального
общего образования во 2 классе составляет 34 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в
соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на
мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с ритмикой и хореографией.
- развитие мотивов танцевальной - учебной деятельности и реализация
творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
творчества.
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных творческих задач, в том числе танцевальных.
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной
отзывчивости, понимание и сопереживание уважительное отношение к
историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического
многообразия;
ориентированность
в
культурном
многообразии
окружающей
действительности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса,
школы, города, региона и др.);
- овладение способностью к творческой реализации собственных творческих
замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем
поискового характера;
- применение знаково-символических
средств
для решения
коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация по стилям и жанрам танцевального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий,
понимание их успешности или причин неуспешности, умение
корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,
культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к танцевальному
искусству и различным видам танцевально - творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения
разных видов хореографических искусств, размышлять о танце и ритмике
как о способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли ритмики в жизни ребенка и его духовнонравственном
развитии,
знание
основных
закономерностей
хореографического искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения
отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической,
религиозной самобытности танцевального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении
художественно-образного содержания танцевальных произведений в
различных видах хореографической и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт
творческой деятельности при
реализации различных проектов для
организации содержательного культурного досуга во внеурочной и
внешкольной деятельности.
- участие в создании театрализованных и танцевально-пластических
композиций, импровизаций, театральных спектаклей, танцевальных
фестивалей, концертов, конкурсов и др.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа по ритмике содержит 4 раздела: «Ритмика - гимнастические
упражнения»; «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»;
«Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»; «Народные пляски
и современные танцевальные движения».
На каждом уроке осуществляется работа по всем четырем разделам
программы. Однако в зависимости от целей и задач конкретного урока учитель
может отводить на каждый раздел различное количество времени (по
собственному усмотрению), имея в виду, что в начале и конце каждого урока
должны выполняться упражнения на снятие напряжения, расслабление,
успокоение.
Ритмико-гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические упражнения проводятся обычно в начале урока,
являясь организующим моментом. Они включают гимнастическую ходьбу, бег,
поскоки с хлопками и без них, переноску предметов и служат для укрепления
мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки,
исправления таких недостатков, как косолапость, шаркающая походка и т. п. В
этот же раздел входят упражнения на развитие ловкости, равновесия,
динамической и статической координации: шаги и прыжки через обруч, палку
или качающийся канат, повороты на пальцах, бег между кеглями. Упражнения
на развитие статической координации, которые можно выполнять, стоя на обеих
ногах или на одной ноге, с открытыми, а затем с закрытыми глазами,
используют в заключительной фазе урока, так как они содействуют успокоению, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в
пространстве, закалять волю.
Упражнения и сопровождающие их музыкальные ритмы используются в
порядке постепенного усложнения, строятся на чередовании различных
музыкальных сигналов: громкое и тихое звучание (громкое топанье и мягкий

«кошачий шаг»); чередование темпа (быстрое и медленное хлопанье или
поскоки); различение по высоте тона (движения в противоположных
направлениях) и т. п.
При этом у детей вместе с воспитанием наблюдательности и внимания
развивается быстрота реакции. В работе полезно использовать мячи, шары,
флажки и тому подобные предметы, а также гимнастическую скамью (широкую
и узкую), шведскую стенку и др.
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами
Для упражнений этого раздела используются детские музыкальные
инструменты: металлофоны, барабаны, бубны и др., а также любые другие
звучащие предметы — погремушки, дудки, колокольчики, треугольники,
ложки, хлопушки, самодельные коробки с горохом и т. п. (игрушечные пианино
и гармошки не рекомендуются из-за их различной звуковысотной настройки и
невозможности в связи с этим использования в детском оркестре). Большинство упражнений со звучащими инструментами проводится в сопровождении
фортепиано или аккордеона.
Вначале дети знакомятся с каждым инструментом и с его возможностями в отдельности, учатся обращению с ним. Их упражняют в реакции
на музыку (совместное начало и окончание звучания, передача динамических
оттенков, чередование длительности звучания и пауз, чередование темпов и т.
п.). Сначала все упражняются на одном и том же инструменте, воспроизводят
ритмы хорошо знакомых музыкальных произведений, при этом дети должны
обнаружить понимание сильной доли такта, слабых долей, простых мелких
долей.
По мере овладения инструментами становится возможным их
комбинированное использование, создание ансамблей и оркестра. Так,
воспроизведение сильных долей можно поручить тем, кто играет на барабане, а
слабые доли исполняют другие ученики на погремушках или треугольниках.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку
В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения
подражательного характера либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы
или песни. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно
выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие
музыкального образа.
Используемая музыка должна быть доступна детям, ярко ритмична,
мелодична. Целесообразно привлекать песни и произведения, указанные в
программе по музыке для пения и слушания; полезно чаще прослушивать одни и
те же пьесы, тогда глубже понимается их содержание. Тексты песен должны быть
хорошо знакомы ученикам, чтобы их можно было при желании напевать или
петь хором, сопровождая движения. Для успешной работы чрезвычайно важно
тщательно подбирать музыку, чтобы дети смогли выполнять такие

подражательные движения, как, например, «маятник», «деревья под ветерком»,
«полет птиц» и т. п.; или участвовать в играх «Колыбельная кукле», «За работу,
лесорубы» и т. п.; или свободно изображать действия на темы «Мы бегаем по лужам»,
«Мы собираем цветы для букета», «Игра в снежки», «На параде» и т. п. Ученики могут полнее воплотить свои замыслы с помощью мимики и жестов.
В этот же раздел входит исполнение отсроченных движений (аналогичное
понятие в музыке — каноны): несколько групп учеников выполняют одни и те
же простые движения (например, ходьба вдоль стен, «змейкой», по кругу и т. п.),
однако группы вступают в действие через определенные интервалы и строго
ведут свою «партию». Исполнение отсроченных движений повышает
чувствительность к ритму, способность своевременно включиться в
деятельность, развивает внимание. Дети легче овладевают этими упражнениями,
если вместе с движением поют.
Народные пляски и современные танцевальные движения
В занятия включаются и отрабатываются отдельные танцевальные
движения (не более четырех-пяти наименований за учебный год).
Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и
совершенствуют навыки общения детей между собой. В работе используются
хороводы, общие (массовые) пляски, парные танцы. В них дети учатся
внимательно относиться к партнеру, находить с ним общий ритм движения,
терпеливо обращаться при смене и передвижке партнеров к тем ученикам, у
которых имеются какие-либо индивидуальные затруднения.
Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их,
дети приучаются различать разнохарактерные части музыкального
произведения, передавать пластикой их содержание, точно начинать и
заканчивать движение.
Следует добиваться, чтобы дети овладевали способностью свободно и
непринужденно двигаться в танце. Вместе с двигательными навыками они
должны усвоить термины «шаг польки», «переменный шаг», «галоп» и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6

Развитие музыкальности
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие умений ориентироваться в пространстве
Развитие творческих способностей
Развитие и тренировка психических процессов
Развитие нравственно – коммуникативных качеств
личности
Итого:

6
6
4
6
6
6
34

Календарно-тематический план
по внеурочной деятельности ритмика
на 2021-2022 учебный год
Класс 2

Кол-во часов на год 34 ч.

Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна

Кол-во уроков в неделю 1 ч.

№
урока

1

1.1

2
3
4

1.2
1.3
1.4

5
6

1.5
1.6

7
8
9
10

2.1
2.2
2.3
2.4

11
12

2.5
2.6

13

3.1

14
15
16

3.2
3.3
3.4

17
18
19
20
21
22

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6

23
24
25

5.1
5.2
5.3

Название темы

Колво
часов

Дата
(план)

Дата примечание
(факт)

1.Развитие музыкальности (6 часов)
Вводный урок. Ритмика, элементы
01.09
1
музыкальной грамоты.
Развитие ритмического восприятия.
08.09
1
Развитие музыкальности.
15.09
1
Основные танцевальные термины и
22.09
1
позиции.
Танцевальные термины.
29.09
1
Музыкальные игры - этюды.
06.10
1
2. Развитие двигательных качеств и умений (6 часов)
Танцевальная азбука.
13.10
1
Танцевальная азбука
20.10
1
Русский народный танец.
27.10
1
Основные движения русского народного
10.11
1
танца.
Разучивание танцевальных элементов.

17.11
Виды шагов, прыжков.
24.11
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве (4 часа)
01.12
Изучение позиций и ориентировка в
1
пространстве.
08.12
Построения и перестроения.
1
15.12
Развитие музыкальности и динамики.
1

1
1

Обобщающий урок
22.12
1
4. Развитие творческих способностей (6 часов)

Развитие ритмического восприятия.
Импровизация.
Импровизировать в драматизации.
Образные танцы.
Раскрытие творческих способностей.

29.12
19.01
26.01
02.02
09.02
Театрализация и танец.
16.02
5. Развитие и тренировка психических процессов (6 часов)
Ритмичные упражнения с предметом.
02.03
1
Мимика и пантомимика.
09.03
1
Развитие музыкальной и двигательной
16.03
1
памяти.

1
1
1
1
1
1

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Развитие эмоциональной сферы.
Упражнения на пластику.

23.03
06.04
Пластичная гимнастика
13.04
6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности (6 часов)
Правила танцевального этикета.
20.04
6.1
1
Танцевальные
этюды.
27.04
6.2
1
Развитие четкости.
04.05
6.3
1
Классический экзерсис.
11.05
6.4
1
Партерная работа.
18.05
6.5
1
Заключительный урок.
25.05
6.6
1

5.4
5.5
5.6

1
1
1

С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».