ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем. Программа курса внеурочной деятельности «Цветок здоровья» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных актов школы. Цель: создание условий для формирования навыков здорового образа жизни, развития самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья, обучение приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Задачи: 1. Формирование: представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения; потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; 2. Обучение: осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям сохранения зрения. Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» состоит из 7 разделов: «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма; «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого; «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата; «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона; «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма; «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья»» состоит из четырёх частей: 1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими. 2 класс «Если хочешь быть здоров»:культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края. 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях. 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств. Раздел 1. Введение «Вот мы и в школе» (4 ч.) Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Тема 1. Дорога к доброму здоровью Тема2. Здоровье в порядке- спасибо зарядке Тема 3. Настроение в школе и после школы. Тема 4. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» Раздел 2. Питание и здоровье (5ч.) Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. Тема 1. Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» Тема 2. Культура питания. Приглашаем к чаю Тема 3. Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться) Тема 4. Здоровая пища для всей семьи. Тема 5. «Светофор здоровья» Раздел 3. Моё здоровье в моих руках (7ч.) Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Тема 1. Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим Тема 2. Как сделать сон полезным? Сон – лучшее лекарство! Тема 3. «Весёлые старты» в рамках фестиваля «Спорт, здоровье,творчество» Тема 4. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» Тема 5. Народные игры. Старинная русская игра «Городки» Тема 6. День здоровья «Папа, мама, я – спортивная, здоровая семья» Тема 7. В здоровом теле здоровый дух (Викторина) Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.) Тема 1. Мой внешний вид – залог здоровья . Тема 2. Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека. Подбор оздоровительных физминуток для формирования и развития мышц глаз Тема 3. Уход за зубами. Как сохранить улыбку красивой? Встреча с врачом стоматологом. Тема 4. Уход за ушами. Самомассаж ушей. Встреча с врачом – отоларингологом. Тема 5. Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты человека. Массаж стоп. Плоскостопие. Тема 6. Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (3ч.) Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". Тема 1. Хочу остаться здоровым. Встреча с действующими спортсменами города, мастерами, ветеранами спорта. Тема 2. «Я выбираю здоровье!» (встреча с инспектором ГИБДД) Тема 3. «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (2ч.) Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Тема 1. Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» Тема 2. Я б в спасатели пошел” ролевая игра Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» (2ч.) Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Тема 1. Опасности летом (просмотр видео фильма) Тема 2. Первая доврачебная помощь ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и дисциплин Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 Введение «Вот мы и в школе». Питание и здоровье Моё здоровье в моих руках Я в школе и дома Чтоб забыть про докторов Я и моё ближайшее окружение «Вот и стали мы на год взрослей» 4 5 7 6 3 2 2 Итого: 29ч Календарно - тематическое планирование(29час) № п/п № раздела и темы урока Тема урока Колво часов Дата (план.) 1 четверть-8 часов 1. 1.1. 1.Введение «Вот мы и в школе» (4ч.) Дорога к доброму здоровью 1 07.09 Дата (факт.) примечание 2. 1.2. 3. 4. 1.3. 1.4. 5. 2.1. 6. 2.2. 7. 2.3. 8. 2.4. Здоровье в порядке - спасибо 1 зарядке Настроение в школе и после школы. 1 Праздник чистоты «К нам приехал 1 Мойдодыр» 2.Питание и здоровье (5ч.) Витаминная тарелка на каждый 1 день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» Культура питания 1 Приглашаем к чаю Ю.Тувим «Овощи» (кукольный 1 театр умеем ли мы правильно питаться) Здоровая пища для всей семьи. 1 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10 26.10 2 четверть- 8 часов 9. 2.5. 10. 3.1. 11. 3.2. 12. 13. 3.3. 3.4. 14. 3.5. 15. 3.6. 16. 3.7. «Светофор здоровья» 1 09.11 3.Моё здоровье в моих руках (7ч.) Соблюдаем мы режим, быть 1 16.11 здоровыми хотим. Как сделать сон полезным? Сон – 1 23.11 лучшее лекарство! «Весёлые старты» 1 30.11 Экскурсия «Сезонные изменения и 1 07.12 как их принимает человек» Народные игры. Старинная русская 1 14.12 игра «Городки» День здоровья 1 21.12 «Папа, мама, я – спортивная, здоровая семья» В здоровом теле- здоровый дух 1 28.12 3 четверть-8 часов 17. 18. 4.1. 4.2. 19. 4.3. 20. 21. 4.4. 4.5. 22. 4.6. 23. 5.1. 4.Я в школе и дома (6ч.) Мой внешний вид – залог здоровья 1 18.01 Забота о глазах. Глаза – главные 1 25.01 помощники человека. Подбор оздоровительных физ.минуток для формирования и развития мышц глаз. Уход за зубами. Как сохранить 1 01.02 улыбку красивой? Уход за ушами. Самомассаж ушей. 1 15.02 Уход за руками и ногами. «Рабочие 1 22.02 инструменты человека. Массаж стоп. Плоскостопие. Мы весёлые ребята, быть здоровыми 1 01.03 хотим , все болезни победим 5.Чтоб забыть про докторов (3ч.) “Хочу остаться здоровым”. Встреча 1 15.03 с действующими спортсменами 24. 5.2. города, мастерами, ветеранами спорта. «Я выбираю здоровье!» (встреча с инспектором ГИБДД) 1 22.03 4 четверть-5 часов 25. 5.3. 26. 6.1. 27. 6.2. 28. 29. 7.1. 7.2. «Как сохранять и укреплять свое 1 12.04 здоровье» 6.Я и моё ближайшее окружение (2ч.) Моё настроение. Передай улыбку по 1 19.04 кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» “Я б в спасатели пошел” 1 26.04 7.«Вот и стали мы на год взрослей» (2ч.) Опасности летом (просмотр фильма) 1 17.05 Первая доврачебная помощь 1 24.05 С учетом праздничных и выходных дней – 29 часов.