Рабочая программа по внеурочной деятельности - Шахматы 1 класс

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго
поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретенных
знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго
поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретенных
знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; Закона РФ «Об
образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; Приказа
Министерства образования «Об утверждении федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, от 6 октября 2009 г. N 373;
устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на основе анализа
деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа
России»; локальных актов школы.
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное
направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят
радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и
наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных
теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч
детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс
по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная
игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий,
создания игровых ситуаций.

2

Цели программы:
1. Обучить правилам игры в шахматы.
2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с
другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным
кодексом.
2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно
расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами.
5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением.
Место учебного предмета в учебном плане
Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию
курса отводится 1 час в неделю ( 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс –
34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
3

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение
рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и
оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно
расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь
ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде
текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода
и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение в образовательную программу.
Теория. Знакомство с программой «Шахматы». Режим занятий. Необходимое
оборудование. Правила поведения на занятиях.
Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат.
Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат.
Для чего нужно играть в шахматы.
Тема 3. Шахматная доска.
Теория. Шахматная доска. Белые и черные поля. Чередование белых и черных
полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в
горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в
вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в
горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали.
Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие
диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».
Тема 4. Шахматные фигуры.
Теория. Фигуры белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что
общего?» и др.
Тема 5. Начальная расстановка фигур.
Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур
в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» др.
Тема 6. Ходы и взятие фигур.
Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур.
ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и
чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая
фигура.
ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая
фигура.
КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая
фигура.
ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая,
ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не
бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Практика. «Игра на уничтожение», дидактические игры «Один в поле воин»,
«Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, еще раз атака», «Двойной удар», «Ограничение
подвижности»
Тема 7. Цель шахматной партии.
Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее
правила.
ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика. Дидактические игры: «Шах – не шах», «5 шахов», «Защита от шаха»,
«Мат – не мат», «Первый шах», «Рокировка».
5

Тема 8. Игра всеми фигурам из начального положения.
Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Демонстрация
коротких партий.
Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры
«Два хода» и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и дисциплин

Кол-во
часов

Введение в образовательную программу
Легенды и сказания о возникновении шахмат
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная расстановка фигур
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной партии
Игра всеми фигурам из начального положения
Итого:

1
2
3
4
5
6
7
8

1
1
3
4
3
8
6
3
29

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(29 часов)

№
п\п

Тема

Кол-во
часов

Дата
план.

Дата
факт.

Примечание

1 четверть-8 часов
1. Введение в образовательную программу
Знакомство с программой «Шахматная
школа».
2. Легенды и сказания о возникновении
шахмат

1.
1.1

2.

3.

Что такое шахматы ?Шахматная игра?
Легенды о происхождении шахмат.

. 2.1

3.Шахматная доска
Шахматная доска. Белые и черные поля.
Чередование белых и черных полей на шахматной доске.

3.1

4.
.
3.2
5.

3.3

6.
7.

.4.1
4.2

Расположение доски между партнерами.
Горизонтальная линия.

1 ч.
1

07.09

1 ч.
1

14.09

3 ч.
1

21.09

1

28.09

1

05.10

Вертикальная линия. Количес в вертикали..
Диагональ.
4.Шахматные фигуры

4 ч.

Фигуры белые и черные

1

12.10

1

19.10

Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

6

8.
4.3

Дидактические
игры
мешочек», «Угадай-ка»,
и др.

«Волшебный
«Что общего?»

1

26.10

1

09.11

2 четверть-8 часов
9.

Дидактические игры «Волшебный мешочек
«Что общего?», «Угадай-ка», и др
.
5.Начальная расстановка фигур
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур
в начальной позиции .

.
4.4

10.
;5.1
11.
12.

5.2
5.3

13.

6.1
.

14.

СЛОН. Место слона в начальном положении.
Ход слона, взятие

. 6.2
15.
6.3
.
16.

Правило «ферзь любит свой цвет»;
Связь между горизонталями, диагоналями
и начальной расстановкой фигур.
6.Ходы и взятие фигур
ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном
положении. Ход. Ход ладьи. Взятие

6.4
.

ФЕРЗЬ.
Место
ферзя
в
начальном
положении.
Ход ферзя , взятие.
Ферзь
–
тяжелая
фигура
,
КОНЬ. Место коня в начальном положении.
Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

3 ч.
1

16.11

1

23.11

1

30.11

8 ч.
1

07.12

1

14.12

1

21.12

1

28.12

1

18.01

1

25.01

1

01.02

1

15.02

3 четверть-8 часов
17.
6.5
.
18.
.6.6
19.
6.7

20.

6.8

21.
7.1
22.

7.2
.

ПЕШКА. Место пешки в начальном
положении.
Ладейная,
коневая,
слоновая, ферзевая, королевская пешка..
Превращение пешки
КОРОЛЬ. Место короля в начальном
положении. Ход короля, взятие
.
«Игра на уничтожение», дидактические игры
«Один в поле воин», «Лабиринт», «Битва
часовых».
«Игра на уничтожение», дидактические игры
«Атака, еще раз атака», «Двойной удар»,
«Ограничение подвижности»
7.Цель шахматной партии
ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой. Защита от шаха.
MAT. Цель игры. Мат ферзем, . ладьей,
слоном ,
конем, пешкой .

6 ч.
1

22.02

1

01.03

7

23.
7.3
24.
7.4

НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата.
Варианты ничьей. Примеры на пат.
РОКИРОВКА. Длинная и коротк рокировка.
Правила рокировки.

1

15.03

1

22.03

1

12.04

1

19.04

4 четверть-5 часов
25.
26.

27.
28.

29.

Дидактические игры: «Шах – не шах»,
«5 шахов», «Защита от шаха».
7.6
Дидактические игры: «Мат – не мат»,
«Первый шах», «Рокировка»
8.Игра всеми фигурам из начального положения
Общие положения о том, как на шахматную
8.1
партию. Демонстрация коротких партий
Игра всеми фигурами из начального
8.2
положения.
Дидактические
игры
«Два хода» и др.
Игра всеми фигурами из начального
8.3
положения. Дидактические игры«Два хода»
и др
.
7.5

3 ч.
1

26.04

1

17.05

1

24.05

С учетом выходных и праздничных дней – 29ч.

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».