ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. КаменскаШахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных актов школы. Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» предназначена для обучающихся 2-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Цели программы: 1. Обучить правилам игры в шахматы. 2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. 3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику. Задачи: 1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом. 2. Научить ориентироваться на шахматной доске. 3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ. 4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. 5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат. 6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход. 7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур. 8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур. 9. Сформировать умение записывать шахматную партию. 10.Сформировать умение проводить элементарные комбинации. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Место учебного предмета в учебном плане Программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю ( 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год). РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы» является формирование следующих умений: определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Проговаривать последовательность действий. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). К концу второго года обучения дети должны знать: шахматные правила FIDE; обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур. К концу второго года обучения дети должны уметь: правильно вести себя за доской; записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I. Краткая история шахмат. 3 ч. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. II. Шахматная нотация. 7 ч. Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии. Дидактические игры и игровые задания: «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем задаются вопросы: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли (ферзи, королевские слоны, ферзевые кони, ферзевые ладьи и т.п.) «Назови горизонталь». Задание подобно предыдущему, но дети называют горизонтали. «Назови диагональ». А здесь называется диагональ (например, диагональ е1 – а5). «Какого цвета поле?». Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет (можно попробовать это сделать «вслепую», не глядя на доску). «Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. «Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Ученики отвечают по очереди, причем после каждого ответа учитель уточняет – ближе или дальше. «Диагональ». Дети должны назвать поля, составляющие диагональ (например, е1-h4). III. Ценность шахматных фигур. 7 ч. Повторение: ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов). Дидактические игры и игровые задания: «Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?». «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. «Выигрыш материала». Учитель на демонстрационной доске расставляет положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. IV. Техника матования одинокого короля. 5 ч. Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические игры и игровые задания: «Шах или мат». Шах или мат черному королю? «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю. «На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле. «Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. V. Достижение мата без жертвы материала. 5 ч. Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата. Дидактические игры и игровые задания: «Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. «Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. VI. Обобщение 3 ч. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 6 Тема Краткая история шахмат Шахматная нотация Ценность шахматных фигур Техника матования одинокого короля Достижение мата без жертвы материала Обобщение знаний ИТОГО Кол-во часов 3 7 7 5 5 3 30 Календарно-тематический план по внеурочной деятельности шахматы на 2021-2022 учебный год Класс 2 Кол-во часов на год 30 ч. Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна Кол-во уроков в неделю 1 ч. № урок а 1. 2. 3. 4. 5. 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 6. 7. 8. 9. 10. 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 11. 3.1 3.2 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Колдата во План факт часов Краткая история шахмат – 3ч. Краткая история шахмат. 1 07.09 Выдающиеся шахматисты нашего 1 14.09 времени. Шахматные правила FIDE. Этика 1 21.09 шахматной борьбы. Шахматная нотация – 7ч. Обозначение горизонталей, 1 28.09 вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и 1 05.10 терминов. Фрагменты шахматных партий. 1 12.10 Запись шахматной партии. 1 19.10 Игровая практика. 1 26.10 Игровая практика. 1 09.11 Игровая практика 1 16.11 Ценность шахматных фигур – 7ч. Сравнительная сила фигур. 1 23.11 Достижение материального 1 30.11 перевеса. Достижение материального 1 07.12 перевеса. Достижение материального 1 14.12 перевеса. Способы защиты. 1 21.12 Способы защиты. 1 28.12 Способы защиты. 1 18.01 Игровая практика. Техника матования одинокого короля – 5ч. Линейный мат. 1 25.01 Ферзь и ладья против короля. 1 01.02 Ферзь и король против короля. 1 08.02 Ладья и король против короля. 1 15.02 Техника матования одинокого 1 22.02 короля. Решение задач. Достижение мата без жертвы материала – 5ч. Наименование раздела, темы 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 Примечание 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6.1 6.2 6.3 Учебные положения на мат в два 1 хода в эндшпиле. Учебные положения на мат в два 1 хода в миттельшпиле. Решение заданий на мат в два 1 хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два 1 хода в дебюте. Достижение мата без жертвы 1 материала. Решение задач. Обобщение – 3ч. Повторение основных вопросов 1 курса. Игра в турнире. 1 Турнирные партии. Игровая практика 1 01.03 15.03 22.03 12.04 19.04 26.04 17.05 24.05 С учетом выходных и праздничных дней – 30 ч.