Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа
разработана с учетом: Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России; примерной основной
образовательной программы начального общего образования; планируемых результатов
начального общего образования; основной образовательной программы начального общего
образования МБОУ СОШ № 3; учебного плана МБОУ СОШ №3; авторской программы
А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих
ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его
важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления
окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в
ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с
интересами природы и общества. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую
панораму природных и общественных явлений, как компонентов единого мира. В рамках
данного предмета, благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных
знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего
школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования
системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма,
опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского
общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт
прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для
дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные
естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения
2

мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых
установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в
формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру
природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных,
компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать
в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают
основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими
возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить
наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы
адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и
социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной
школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности,
формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с
отечественными традициями духовности и нравственности.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по
окружающему миру рассчитана на 66 часов при 2 часах в неделю (33 учебные недели).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные
пособия:
1. А.А. Плешаков, Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х частях, Просвещение,
2020.
2. А.А. Плешаков, Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях,
Просвещение, 2020.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение учебного предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
3

7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Изучение предмета «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. использование знаково-символических средств представления инфор-мации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7. активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14. умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении предмета «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
4

1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве).
5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ













В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:
распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья,
кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и
животных своей местности;
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных,
хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные
признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
характеризовать признаки времён года;
объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради,
дорожных знаков и др.);
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
понимать правила поведения в природе;
называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года;
правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.









К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой
природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные
растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в
природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом
людей под руководством учителя;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими
людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы
питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о
достопримечательностях родного города;

5

 объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных,
приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к
редким видам растений и животных, значение Красной книги;
 объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
 моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
 анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
 осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью
(одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и
предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет,
форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года,
снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь,
гроза.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для
всего живого на Земле.
Вода. Свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни
человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений. деревья, кустарники, травы. дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Животные родного края,
названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
2. Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и
культурные ценности - основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о
вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения
в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о
детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная.
Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и Мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный
коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и
водный транспорт. Правила пользования транспортом. ^ Средства связи: почта, телеграф,
телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
6

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный
герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России.
достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:
православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
Народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе
традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные
комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Важные сведения из истории родного края. Святыми родного края. Проведение дня памяти
выдающегося земляка.
3. Правила безопасности жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на
водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей нравственный долг каждого человека.

Перечень практических работ
№
1

№
урока
7

Тема

Виды работы

2

8

Что общего у разных растений?

3

9

Что растет на подоконнике?

4
5
6

11
15
23

7

27

Что это за листья?
Кто такие птицы?
Откуда в наш дом приходит вода
и куда она уходит?
Откуда берутся снег и лед?

Что у нас под ногами?

7

Определение образцов по фотографиям,
рисункам атласа-определителя
Нахождение у растений их частей,
показ и называние
Определение комнатных растений с
помощью атласа-определителя
Определение деревьев по листьям
Исследование строения пера птицы
Опыты, показывающие загрязнение
воды и ее очистку
Опыты по исследованию снега и льда в
соответствии с инструкциями,
формулирование выводов на основе
проделанных опытов

8

28

Как живут растения?

9

30

Как зимой помочь птицам?

10

32

11

38

Откуда в снежках и сосульках
грязь?
Где живут белые медведи?

Наблюдение за ростом и развитием
растений
Изготовление простейших кормушек и
подбор подходящего для птиц корма
Исследование снежков и сосулек на
наличие загрязнений
Нахождение на глобусе Северного
Ледовитого океана и Антарктиды, их
характеристика

Проекты
№

Название
Проект «Моя малая Родина»
Проект «Моя семья»
Проект «Мой класс и моя школа»
Проект «Мои домашние питомцы»

1
2
3
4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5

Содержание программного материала
Введение
Что и кто?
Как, откуда и куда?
Где и когда?
Почему и зачем?
ИТОГО

Количество часов
1ч
20 ч
11 ч
10ч
20 ч
62 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
уро
ка

Сроки
прохождения
план
факт

Тема урока

1

1.1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12

(62часа)

1 четверть-17 часов
Введение (1ч)
Задавайте вопросы.
Что и кто? (20ч)
Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая родина»
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений?
Что растет на подоконнике?
Что растет на клумбе?
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
8

03.09.
07.09.
10.09.
14.09.
17.09.
21.09.
24.09.
28.09.
01.10.
05.10.
08.10.
12.10.
15.10.

Примечание

Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что нас окружает дома?
2 четверть- 15 часов
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Что и кто?»
Презентация проекта «Моя малая Родина»
Как, откуда и куда? (12ч)
Как живет семья.
Проект «Моя семья»
Откуда в наш дом приходит вода и куда она
уходит?

19.10.
22.10.
26.10.
29.10.

Откуда в наш дом приходит электричество?
.
Как путешествует письмо.
Куда текут реки?

30.11.

3.6

Откуда берутся снег и лед?
Откуда в снежках грязь.

10.12.

28

3.7

Как живут растения?

14.12.

29
30

3.8
3.9

Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?

17.12.
21.12.

31

3.10

Откуда берется и куда девается мусор?

24.12.

32

3.12

Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Как, откуда и куда?»
Презентация проекта «Моя семья»

28.12.

14
15
16
17

2.13
2.14
2.15
2.16

18
19
20
21

2.17
2.18
2.19
2.20

22

3.1

23

3.2

24

3.3

25
26

3.4
3.5

27

09.11.
12.11.
16.11.
19.11.

23.11.
26.11.

03.12.
07.12.

3 четверть-18 часов
33

4.1

34
35
36

4.2
4.4
4.5

37

4.6

38
39
40
41
42

4.7
4.8
4.9
4.10
4.11

Где и когда? (11ч)
Когда учиться интересно? Когда придет
суббота?
Проект «Мой класс и моя школа»
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?

14.01.
18.01.
21.01.
25.01.
28.01.

Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда ты станешь взрослым?
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Где и когда?»
9

01.02.
04.02.
15.02.
18.02.
22.02

Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Почему и зачем? (22ч)
Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идет дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?

43
44
45
46

5.1
5.2
5.3
5.4

47
48
49
50

5.5
5.6
5.7
5.8

51
52
53

5.10
5.11
5.12

Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

08.04.
12.04.
15.04.

54
55
56
57
58

5.13
5.14
5.16
5.17
5.18

Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолеты?
Почему в автомобиле и поезде нужно
соблюдать правила безопасности?
Почему на корабле и в самолете нужно
соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Почему и зачем?»
Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

19.04.
22.04.
26.04.
29.04.
06.05.

Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Наши домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить
бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать
тишину?

25.02.
01.03.
04.03.
11.03.
15.03.
18.03.
22.03.
25.03.

4 четверть-12 часов

59
60
61
62

5.19
5.20
5.21
5.22

13.05.
17.05.
20.05.
24.05

С учетом выходных и праздничных дней – 62 ч.
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения предмета.
Критерии оценивания.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов
освоения программы по окружающему миру должны учитываться психологические
возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в
процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования необходимо использовать систему оценки,
ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с
целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего
образования. Особенностями такой системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка
предметных, мета- предметных и личностных результатов общего образования);
10

- использование
планируемых
результатов
освоения
основных
образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы
оценки;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения
качества образования;
- использование
накопительной
системы
оценивания
(портфолио),
характеризующейдинамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или
устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические
работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого сфор- мировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический
процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо
учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а
качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной
основе.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные
качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат
интеллектуальные,творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы,
самостоятельный поиск,изучение дополнительного учебного материала и др.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
реализу- ется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система
оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает
комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки
предметных результатов служит способность первоклассников решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных
образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором
фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения
развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и
совершенствованиекачества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных
образова- тельных стандартов общего образования второго поколения формирование универсаль- ных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных
учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской
школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных
предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на
основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений
учащихсязаключается в следующем:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного
обра-зования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего
новыеобразовательные стандарты начальной школы;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся
11

путемиспользования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) осмысление - рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения,
осуществлятьактивное присвоение информации и размышлять о том, что они
узнали.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных
результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной
программы начального общего образования ФГОС;
-динамика
результатов
предметной
обученности,
формирования
универсальных учебных действий.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение
школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке
предметных результатов основную ценность представляет не само по себе
освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных
учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебнопознавательных и учебно- практических задач. Иными словами, объектом оценки
являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и
итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся
словесной оценкой.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения,
которая со- путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках
окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.).
Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно
отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к
устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью тетради, которая содержит
тесты по всем темам курса «Окружающий мир» для первого класса. С их помощью
ребенок мо- жешь быстро проверить свои знания. На каждый вопрос дано несколько
вариантов ответов, среди них только один правильный. Почти все ответы
представлены в виде рисунков. Необходимо выбрать правильный ответ и отметить
его (закрасить кружок). В конце тетради имеются ответы на все тесты. Учащиеся
выполняют работу самостоятельно. И только после этого могут проверить себя.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются
ком- плексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику
оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные
ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при
решении учебных
заданий, но и при решении жизненных задач. Комплексная работа позволяет
выявить и оценить, как уровень сформированности важнейших предметных
аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных
проблем.

ИТОГОВАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА

по предмету «Окружающий мир»
1 вариант
12

1. Расставь по порядку. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4:
__Прогулка
___ Подъём
1. Ночной сон
___ Занятия в школе
2. Как называется наша страна?
а) Россия;
б) Родина
в) Москва
3. Каким словом можно приветствовать людей?
а) Здравствуйте
б) Спасибо
в) Извините
4. Какая птица НЕ улетает в тёплые края?
а) ласточка;
б) скворец;
в) голубь.
5.Укажи лиственное растение?
а) Береза
б) Ель
в) Сосна
6. Кто из животных является диким?
а) Волчонок
б) Теленок
в) Жеребенок
7. Как сейчас называется профессия дяди Степы?
а) Крановщик
б) Полицейский
в) Электрик
8. Найди название времени года.
а) Август
б) Листопад
в) Лето
г) Воскресенье
9. Какой день недели следует за пятницей?
а) четверг
б) суббота
в) среда
10. Что является средством личной гигиены?
а) Стиральный порошок
б) Пемолюкс
в) Зубная щётка
13

11. Куда лучше всего вывезти мусор?
а) На обочину дороги
б) На перерабатывающий завод
в) В парк
12. Выбери рисунки, которые относятся к живой или неживой природе.
Соедини их стрелками с названиями.

Клевер

Дом

Туча

Живая природа
Неживая природа

Солнце

Мышь

13. Наша планета называется ______________ .
14. Какой знак запрещает движение человека? Подчеркни его.

15*. Запиши, о какой птице идёт речь.
С раннего утра и до позднего вечера слышится в лесу стук этой птицы.
Упершись хвостом в ствол дерева, она крепко держится сильными лапами и
долбит дерево клювом. Язык у нее длинный и узкий. Им она добывает себе
пищу из выдолбленных отверстий: жучков и гусениц.
Ответ:_______________
ИТОГОВАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА

по предмету «Окружающий мир»
2 вариант
14

1. Расставь по порядку. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4:
Завтрак
___ Подъём
1. Ночной сон
___ Занятия в школе
2. Как называется столица нашей страны?
а) Россия;
б) Родина
в) Москва
3. Каким словом можно благодарить людей?
а) Здравствуйте
б) Спасибо
в) Извините
4. Какая птица улетает в тёплые края?
а) ласточка;
б) воробей;
в) голубь.
5. Укажи хвойное растение?
а) Береза
б) Ель
в) Клен
6. Кто из животных является домашним?
а) Волчонок
б) Теленок
в) Лисенок
7. Как сейчас называется профессия Айболита?
а) Повар
б) Маляр
в) Ветеринар
8. Найди название времени года.
а) Апрель
б) Весна
в) Вторник
г) Снег
9. Какой день недели следует за вторником?
а) Понедельник
б) Четверг
в) Среда
10. Что НЕ является средством личной гигиены?
а) Мыло
б) Пемолюкс
в) Зубная щётка
15

__

11. Куда лучше всего вывезти мусор?
а) На перерабатывающий завод
б) В лес
в) На речку
12.Выбери рисунки, которые относятся к живой или неживой природе.

Ромашки

Изба

Облако

Живая природа
Неживая природа

Солнце

Кошка

13. Наша планета называется ________________ .
14. Какой знак обозначает пешеходный переход? Подчеркни его.

15*. Запиши, о какой птице идёт речь.
Птичка эта ростом с воробья. У нее белые щечки и грудка, желтая
брюшко, а на голове – черная шапочка, спинка зеленая, крылья серо-голубые.
Зимой ее часто можно увидеть в городе около домов. Ест она все подряд: зерно,
крупу, хлебные крошки. Даже кусочки мяса. Но больше всего птичка любит
сало. Ответ:_____________

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».