ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по родному языку разработана на основе требований федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск-Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской Программы по систематическому курсу русского языка. Цели изучения учебного предмета «Родной язык» Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации. В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей: расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Задачи курса приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование представлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира. формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; Место учебного предмета « Родной язык» в учебном плане Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку в объеме 34 часа в 3-ем классе 17часов (1час в неделю) Данная программа ориентирована на использование учебника: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкаяи др. Русский родной язык.3класс: учебник 2-е изд. – М.:Просвещение,2020. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык» в 3 классе: Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Универсальные учебные действия интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.); познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением); организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность). умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. К концу третьего класса обучающиеся должны уметь: подбирать однокоренные слова разных частей речи; распознавать части речи, их грамматические признаки; распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; интонационно правильно произносить предложения; определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль; распознавать текст — повествование, описание, рассуждение; составлять устный ответ-рассуждение. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.); работы со словарём (алфавит); соблюдения орфоэпических норм; овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « РОДНОЙ ЯЗЫК» Третий год обучения (17ч) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов) Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). Раздел 2. Язык в действии (5 часов) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Совершенствование навыков орфографического оформления текста. Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов) Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Тематическое планирование (16 часов) № п/п 1 2 3 Тема раздела/урока Русский язык: прошлое и настоящее Язык в действии Секреты речи и текста Количество часов 9ч 4ч 3ч КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (16часов) № № Тема раздела/урока Количе- Дата Дата п/ раздела/ ство По факти п урока часов плану чески 1 Русский язык: прошлое и настоящее 9 ч Где путь прямой, там не езди 1 1 1.1 03.09. по кривой Кто друг прямой, тот брат 2 1.2 1 10.09. родной Дождик вымочит, а красно 3 1.3 1 17.09. солнышко высушит. Сошлись два друга – мороз 4 1.4 1 24.09. да вьюга 5 1.5 1 01.10. Ветер без крыльев летает 6 1.6 1 08.10. Какой лес без чудес 7 1.7. 1 15.10. Дело мастера боится Заиграйте, мои гусли. Что 8 1.8. 1 22.10. ни город, то норов У земли ясно солнце, у 9 1.9. 1 29.10 человека – слово. Проект « Энциклопедия одного слова» 2. Язык в действии 4 ч. 10 2.1 1 12.11. Для чего нужны суффиксы? Какие особенности рода 11 2.2 1 19.11. имён существительных есть в русском языке? Все ли имена 12 2.3 1 26.11. существительные «умеют» изменяться по числам. Как изменяются имена существительные во множественном числе? Зачем в русском языке такие 1 13 2.4 03.12. разные предлоги? 3 Секреты речи и текста 4ч Создаём тексты14 3.1 1 10. 12. повествования Примечание 15 16 3.2 3.3 Создаём тексты- рассуждения Учимся редактировать 1 тексты. Проект « Старые письма моей семьи». 17.12. 24.12. С учётом праздничных и выходных дней - 16 ч.