Рабочая программа по родному русскому языку 4Б класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку разработана на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №
1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образова-тельную
область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», авторской Программы по
систематическому курсу русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А.
Байковой, Н.М. Лавровой «Программы по учебным предметам», ( УМК «Перспективная начальная
школа»).

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в
федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в
образовательном процессе в МБОУ СОШ №3,базисного учебного плана и требований к
результатам начального общего образования.
Данная программа ориентирована на использование учебника:
О.М.Александрова, Л.А.Вербицкаяи др.Русский родной язык.4класс:учебн.пособие для
общеобразоват.организаций-2-е изд. – М.:Просвещение,2020.
Срок реализации рабочей программы 1год.
Цели изучения учебного предмета «Родной язык»
Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для организаций,
реализующих программы начального общего образования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
федеральным

государственным

образовательным

стандартом

начального

общего

образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего
в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в
рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных
регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение
следующих целей:


расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и

культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам
и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;



формирование первоначальных представлений о национальной специфике

языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка
и русском речевом этикете;


совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых

единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отраженной в языке;


совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный

информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;


совершенствование

коммуникативных

умений

и

культуры

речи,

обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие
потребности к речевому самосовершенствованию;


приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому

языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи курса
 приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей
 русского народа,
 формирование представлений школьников о сходстве и различиях русского и других
языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур
народов России и мира;
 расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке
как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих
стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам
 других народов нашей страны и мира.
 формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты;
Место учебного предмета « Родной язык» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к
предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в
федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования,
и рассчитана на учебную нагрузку в 4-м классе
17часов (1час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы 4-го класса
Личностные результаты:
• осознание языка как основного средства человеческого общения;
• восприятие русского языка как явления национальной культуры;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели
индивидуальной культуры человека;
• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
• умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач;
• способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
• стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
• умение задавать вопросы.
Универсальные учебные действия
• интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
• познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять,
ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
•
организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою
деятельность).
• умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно
работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать
достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и
коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения
содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной
школе обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое
и настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношениями между
людьми;
с
качествами и
чувствами людей;
родственными отношениями);
распознавать русские

традиционные сказочные

образы,

эпитеты

и

сравнения в произведениях устного народного творчества и
произведениях
детской
художественной
литературы;
осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического
значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение
фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
•при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
Соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкция отдельные глаголы, у которых
1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

нет формы

выявлять и исправлять в устной
речи типичные грамматические ошибки, связанные
с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе,
роде, падеже;
с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое
выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными
значения слова;

толковыми

словарями

для

определения

лексического

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным

этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы
ситуации;

обращения

в официальной и неофициальной речевой

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые

средства

для

свободного

выражения

мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами
текстов об истории языка и о

слушания
научно-познавательных и художественных
культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять
наиболее
существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках,
об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более
точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить
объяснения заголовка текста.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка,
братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями
людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.).
Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские

традиционные

эпитеты:

уточнение

значений,

наблюдение

за

использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение
опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре
В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на уровне
словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (5 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Особенности озаглавливания сообщения.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного

и

выразительного

словоупотребления.

Редактирование

предложенных

и

собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Тематическое планирование
№
п\п

Название раздела

1

Раздел 1. Русский язык: прошлое и 5ч
настоящее .
Раздел 2. Язык в действии.
6ч.
5ч.
Раздел 3. Секреты речи и текста .
Итого:
16 ча
сов.
Календарно – тематическое планирование

2
3

№
п\
п

№
Тема.
урока
/разде
ла
1 четверть – 8 часов
Раздел 1. Русский язык: прошлое и
настоящее .
Не стыдно не знать, стыдно не
учиться.
Путешествие в прошлое
Вся семья вместе, так и душа на
месте.
Красна сказка складом, а песня –
ладом.
Красное словцо не ложь.
Язык языку весть подает.
Раздел 2. Язык в действии.
Трудно ли образовывать формы
глагола?
Как правильно произносить слова.
Можно ли об одном и том же сказать
по разному? Тестовая работа.
2 четверть -8 часов
Фразеологизмы.
Как и когда появились знаки
препинания?

Количес
тво
часов.

Коли Дата
чест- по
во
плану.
часов
.

5ч
1.

06.09

1.

13.09

1.

20.09

1.
1.
6ч.
1.

27.09
04.10

1.
1ч.

18.10
25.10

1ч.
1ч.

08.11
15.11

2.6

1ч.

22.11

3.1

Пословицы и поговорки. Знакомство
с афоризмами.
5ч.
Раздел 3. Секреты речи и текста .
Задаем вопросы в диалоге.
1.

29.11

3.2

Учимся передавать в заголовке тему 1.

06.12

1

1.1

2

1.2

3

1.3

4.
5.

1.4
1.5

6.

2.1

7.
8.

2.2
2.3

9.
10
.
11
.

2.4
2.5

12
.
13

11.10

.

Дата по Примечания.
факту.
Причина
Корректиров
ки.

.
14
.
15
.
16
.

3.3

или основную мысль текста.
Учимся составлять план текста.

1.

13.12

3.4

Учимся пересказывать текст.

1.

20.12

3.5

Учимся оценивать и редактировать 1.
27.12
тексты. Тестовая работа.
Итого:
16 ча
сов.
С учётом праздничных и выходных дней – 16 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».