Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературному чтению для 4 класса первой ступени образования составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 ,авторской Программы по литературному чтению Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской «Программы по учебным предметам», (УМК «Перспективная начальная школа»). Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3,базисного учебного плана и требований к результатам начального общего образования. Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей: обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле; приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования. На изучение предмета «Литературное чтение» максимальное количество часов в 4-ом классе составляет 102 часа (3 часа в неделю). Программа обеспечена учебно-методическим комплектом: Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. Борисенкова О.В., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. «Место курса «Литературное чтение» в учебном плане В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по математике предмет «Литературное чтение» изучается с 1 (1класс – «Обучение грамоте. Чтение» и «Литературное чтение») по 3 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 510 часов. Курс 4 класса рассчитан на 102 часа(3 часа в неделю). Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение» В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе, и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития. Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности. Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи. В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи: духовнонравственные; духовно-эстетические; литературоведческие; библиографические. В области предметных общих учебных действий выпускник научится: • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги; • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два - три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы). • читать по ролям литературное произведение; • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинноследственные связи. Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться: • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; • писать отзыв о прочитанной книге; • работать с тематическим каталогом; • работать с детской периодикой. • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1); • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста). • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; • создавать иллюстрации по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; • создавать собственный текст (повествование - по аналогии, рассуждение развёрнутый ответ на вопрос; описание - характеристика героя). В области познавательных общих учебных действий выпускник научится: • свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения; • свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать еѐв разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства). В области коммуникативных учебных действий выпускник научится: В рамках коммуникации как сотрудничества: - разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя). В рамках коммуникации как взаимодействия: - понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения; - уметь корректно критиковать альтернативную позицию. В области регулятивных учебных действий выпускник научится: • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научится: • осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; • профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора). Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Выпускник научится: • читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения; • грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника «Ключ и заря»; • определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно; • представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; • перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик); • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою; • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения; • обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения; • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации); • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений; • делать самостоятельный выбор книг в библиотеке в целях решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему); • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников; • самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления) . Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Выпускник научится: • представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам; • отличать народные произведения от авторских; • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы). Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться: • отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских н ародных сказках; • отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретноисторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества — волшебной сказки и былины; • представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна); • обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии); • понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения; • понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний). Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться: • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; • обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; • устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (15 часов) Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека. Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости). Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке - интерес к миру чувств (10 часов) Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество). Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»). Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке). Народная и авторская сказка. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. (16 часов) Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора. Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. (10 часов) Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа: а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя; б) сложность характера героя и развитие его во времени; в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»); г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения; д) выразительность художественного языка. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. (10 часов) Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника): 1. роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения; 2. участие воображения и фантазии в создании произведений; 3. диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. (8 часов) Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. (17 часов) Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний). Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой). Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. (11 часов). Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений. Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта. Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка. КРУГ ЧТЕНИЯ Устное народное творчество Мифологические сюжеты: индейцев майя, Древнего Египта, Древней Греции, древних славян. Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван- царевич и серый волк»*, «Финист-ясный сокол»*; «Семь Симеонов», «Каша из топора». Пословицы и поговорки: а) русские пословицы и поговорки (сборник В. Даля), б) пословицы и поговорки народов мира; с) литературные крылатые выражения. Былины: а) Киевского цикла: «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей — разбойник»; б) Новгородского цикла: «Садко». Классики русской литературы XVIII — первой половины XX в. В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок), «Приход весны»; А. Пушкин «Тиха украинская ночь», отрывки из «Евгения Онегина»; М. Лермонтов «Парус», «Ветка Палестины», «На севере диком»; Ф. Тютчев «Песок сыпучий по колени…», «Как весел грохот…»; А. Фет «Это утро, радость эта», «Я жду…», «Соловьиное эхо…», «Я долго стоял неподвижно»; И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Еще и холоден и сыр…», «Полями пахнет…»; Н. Заболоцкий «Сентябрь»*, «Вечер на Оке»; К. Бальмонт «Трудно фее»*, С. Есенин «Топи да болота, синий плат небес»; В. Хлебников «Мне мало надо», «Кузнечик»; В. Маяковский «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям»; Б. Пастернак «Опять весна»*, «Осень. Сказочный чертог…»; А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»; А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении). Классики русской литературы второй половины XX в.: С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации; Н. Рыленков «К Родине»; Н. Рубцов «Душа хранит», «Доволен я буквально всем», «Утро на море»*; В. Берестов «Морозный день», «Вот и ландыш отцвел», «Образец»; Н. Матвеева «В лощинах снег…»; Д. Самойлов «Красная осень»; В. Шефнер «Не привыкайте к чудесам»; А. Кушнер «Сирень»; В. Соколов «Сырые будни. Осени задворки…»; К. Некрасова «Весна»*; М. Яснов «До неба»; Б. Житков «Пудя»; К. Паустовский «Приключения жука-носорога»; Ю. Коваль «Орехьевна», «Лес, лес! Возьми мою глоть!»; И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Как мы ходили в театр», «Бедная Дарья Семеновна»; В. Голявкин «Оса»; В. Драгунский «Шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; Л. Петрушевская «Нос»; Л. Улицкая «Капустное чудо», «Бумажная победа»; М. Вайсман «Шмыгимышь»; С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц»; Б. Сергуненков «Конь-мотылек». Зарубежная литература Древнегреческий «Гимн Природе»; Авторские волшебные сказки: Ш. Перро «Спящая красавица», «Рике с хохолком»; Бр. Гримм «Храбрый портной»*; Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении), «Огниво»*; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках); А. Сент Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках); Д. Даррелл «Моя семья и другие звери» (отрывок). Тематическое планирование(97 часов) № п/п Тема раздела Кол-во часов 1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человек. Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество 15 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 10 16 10 10 8 17 11 всего 97 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ( 97 часов) для 4-го класса № п/п Номер раздела и темы урока Колво часов Название темы урока(раздела) Дата по плану Дата факт. Примечание Причина корректировки 1.Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (15 ч.) 1 четверть-24 часа 1-2 3 1.1 1.2 1.3 Древние представления о Мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижние миры. Земной и волшебный мир в волшебных сказках. На материале древних книжных миниатюр. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Древнегреческое сказание Персей. 2 01.09 03.09 07.09 1 4 1.4 Фрагмент картины Пьеро ди Козимо «Персей и Андромеда» и древнерусские иконы с изображением Георгия Победоносца. 5-6 1.5 1.6 Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции. 2 10.09 14.09 1.7 Древние представления о животных - прародителях, знакомство с понятием «тотем» 1 15.09 7 1 08.09 8-9 1011 12 1314 15 1.8 1.9 Особенности героя волшебной сказки. На материале сказок «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик - с-пальчик 1.10 1.11 Формирование понятия «герой волшебной сказки. Сказка«Сивка-бурка». Вводный контроль (проверка техники чтения) 2 1.12 Формирование понятия «герой волшебной сказки». Русская сказка «КрошечкаХаврошечка» 1 28.09 1.13 1.14 Формирование понятия «герой волшебной сказки». Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» 2 29.09 01.10 2 17.09 21.09 22.09 24.09 Формирование понятия «герой волшебной сказки». 1.15 Башкирская народная сказка . 1 05.10 Алтын-сака-золотая бабака.(хр) 2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств (10 ч.) 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Формирование понятия «былина» как жанра устного народного творчества. Былина «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Проверка техники чтения 2122 2.6 2.7 Формирование понятия «былина» как жанра устного народного творчества. Былина «Садко» 2324 2.8 2.9 1620 25 2.10 5 2 06.10 08.10 12.10 13.10 15.10 19.10 20.10 Жанровые особенности авторской сказки. На 22.10 материале сказки Ганса 2 26.10 Христиана Андерсена «Русалочка» 2 четверть-23 часа Жанровые особенности авторской сказки. На материале сказки Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» 1 27.10 3.Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человек. (16 ч.) 2627 2830 3133 3.1 3.2 Особенности поэтического взгляда на мир. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Стихотворение Василия Жуковского «Славянка». 2 29.11 09.11 3.3 3.4 3.5 Сравнительный анализ художественных и живописных произведений.. Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень» 3 10.11 12.11 16.11 3.6 3.7 3.8 Сравнительный анализ художественных и живописных произведений. Николай Заболоцкий«Сентябрь», «Оттепель» Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Детство» 3 34 3.9 3537 3.10 3.11 3.12 Приемы понимания прочитанного. Владимир Набоков «Обида» 3 3.13 Приемы понимания прочитанного. Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренне жалею...» 1 3.14 3.15 Приемы понимания прочитанного. Юрий Коваль «Лес,Лес!Возьми мою Глоть!» 2 07.12 08.12 3.16 Приемы понимания прочитанного. Борис Сергуненкова «Конь Мотылёк» . 1 10.12 38 3940 41 1 17.11 19.11 23.11 24.11 26.11 30.11 01.12 03.12 4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи (10 час) 4244 45 4.1 4.2 4.3 Драматизм рассказа Леонида Андреева «Петька на даче». 3 4.4 Проверочная работа ( навыки работы с текстом) 1 4.5 4.6 Характеристика героя. Сравнительный анализ произведений. Антон Чехов «Ванька». 2 46 47 14.12 15.12 17.12 21.12 22.12 24.12 3 четверть- 30 часов 48 4950 51 4.7 Характеристика героя. Сравнительный анализ произведений. Антон Чехов «Ванька». 1 28.12 4.8 4.9 Приемы понимания прочитанного. Антон Чехов «Мальчики» 2 29.12 14.01 4.10 Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде. 1 18.01 5. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота . (10 ч.) 5253 5455 56 5.1 5.2 Приемы понимания прочитанного. Характеристика героя. Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы» 2 19.01 21.01 5.3 5.4 Драматизм рассказа Людмилы Улицкой «Бумажная победа». 2 25.01 26.01 5.5 Сравнительный анализ живописных произведений. Картины Зинаиды Серебряковой «Катя с натюрмортом», Пабло Пикассо «Девочка на шаре» 1 28.01 57 5859 60 61 5.6 Приемы понимания прочитанного. Сказка Сергея Козлова «Не летай, пой, птица» 1 01.02 5.7 5.8 Сравнительный анализ произведений. Сказки Сергея Козлова «Давно бы так, заяц», картин Ван Гога «Огороженное поле. Восход солнца», «Звездная ночь 2 02.02 04.02 5.9 Анализ стихотворений Владимира Соколова «О умножение листвы…», Бориса Пастернака «Опять весна» 1 08.02 5.10 Анализ стихотворения Владимира Соколова «Все чернила вышли, вся бумага…» 1 09.02 6. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком (8 ч.) 6267 6869 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 Жанровые особенности сказочной повести. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» 6 6.7 6.8 Жанровые особенности сказочной повести. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 2 11.02 15.02 16.02 18.02 22.02 25.02 01.03 02.03 7. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда (17ч) 70 7.1 Особая правда искусства. Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)» 71 7.2 Заседание клуба «Ключ и заря». Знакомство с настоящим писателем (встреча Марией Вайсман) 72 73 7.3 7.4 Приемы понимания прочитанного. Сравнительный анализ произведений. Мария Вайсман «Шмыгимышь» 1 04.03 1 09.03 2 11.03 15.03 74 7.5 75 7.6 767.7 7.8 Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик» Проверка техники чтения Особый язык художников и поэтов: Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебников «Кузнечик» Особенности поэзии. Анна Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной». 1 16.03 1 18.03 22.03 2 23.03 25.03 77 4 четверть -20 часов 7.9 Особенности поэзии. Александр Кушнер «Сирень» 1 06.04 1 08.04 78 79 80 7.10 7.11 7.12 81 8283 8485 7.13 7.14 7.15 7.16 Связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой. Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Средства художественной выразительности в поэзии. Афанасий Фет «Это утро, радость эта…» Связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой. Фёдор Тютчев «Как весел грохот…» Особенности поэзии. Сравнительный анализ. Михаил Лермонтов «Парус», Максимилиана Волошина «Зелёный вал…» Проблемы выражения чувств лирического героя в лирике. Самуил Маршак «Как поработала зима» 1 12.04 1 13.04 2 15.04 19.04 2 20.04 22.04 Средства художественной выразительности в поэзии. Александр Пушкин «Евгений 7.17 1 26.04 Онегин» (отрывки): «В тот год 86 осенняя погода…», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя …» 8. Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество (11 ч.) 8789 8.1 8.2 8.3 8.4 90 91 8.5 9293 9495 9697 8.6 8.7 8.8 8.9 8.10 Формирование гражданской идентичности. Алексей Пантелеев «Главный инженер». Средства выразительности в поэзии и живописи. На материале произведений Анны Ахматовой «Памяти друга» Средства выразительности в поэзии. Николай Рыленков «К Родине», Николая Рубцова «Доволен я буквально всем…» Формирование гражданской идентичности. «Гимн Природе», 2 Государственный Гимн Российской Федерации. Проверочная работа (умение работать с текстом) Средства выразительности в поэзии и живописи. Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», Александр Пушкин «Везувий зев открыл…» 3 27.04 29.04 04.05 1 06.05 1 11.05 13.05 17.05 2 18.05 20.05 2 24.05 25.05 С учётом праздничных и выходные и дней-97 часов Особенности контроля и оценки по литературному чтению В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов. Чтение наизусть Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: 1 Правильная постановка логического ударения 2 Соблюдение пауз 3 Правильный выбор темпа 4 Соблюдение нужной интонации 5 Безошибочное чтение Оценка "5" - выполнены правильно все требования Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям Подготовка к выразительному чтению — разметка текста. Логическое ударение фразовое: Пауза: короткая - расположенными по вертикали точками средняя — одной вертикальной чертой | длинная - двумя вертикальными чертами | | Высота голоса: понижение, стрелка над словом с наклоном вправо вниз повышение, стрелка над словом с наклоном вправо вверх Отличительной чертой произнесения басни является бытовая интонация. Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: 1 Своевременно начинать читать свои слова 2 Подбирать правильную интонацию 3 Читать безошибочно 4 Читать выразительно Оценка "5" - выполнены все требования Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям Пересказ Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос,умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного. Тестовая работа «5» – 100%-90% «4» –89%-70% «3» –69%-50% «2» – 49%-30% «1» - менее 30% Контрольно-измерительные материалы Входная работа ( проверка техники чтения) Н. Носов Дружок ( Отрывок ) Один раз мы с Мишкой сидели дома. Вдруг кто-то постучал в дверь. Мишка побежал отворять. Оказался почтальон. Мишка, радостный, вбежал в комнату с письмом в руках. - Может быть, это про нашего Дружка! – сказал он и стал разбирать на конверте адрес, который был написан неразборчивыми каракулями. Весь конверт был усеян штемпелями и наклейками с надписями. - Это не нам письмо, - сказал наконец Мишка. – Это маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном слове две ошибки сделал: вместо «Песчаная» улица написал «Печная». Видно, письмо долго по городу ходило, пока куда надо дошло… Мама! – закричал Мишка. – Тебе письмо от какого-то грамотея! - Что за грамотей? - А вот почитай письмо. Мама разорвала конверт и стала читать вполголоса: - «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю…» Что это, - говорит мама. – Это ведь ты писал! Я засмеялся и посмотрел на Мишку. А он покраснел, как варё-ный рак, и убежал. ( 153 слова ) Вопросы: 1. Как Мишка охарактеризовал человека, написавшего письмо его маме? Почему? 2. Как чувствовал себя Мишка после того, как мама прочла письмо? 4-й класс (1 четверть) Г.Скребицкий Скоро зима! Люблю я бродить по лесу поздней осенью, перед самым приходом зимы. Всё в нём както примолкло, будто ждёт чего-то, кусты и деревья давно сбросили листья, стоят совсем голые, потемневшие от осенних дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами, как в самом начале осени. Теперь она плотно прибита к земле, лежит бурой преющей массой, по всему лесу от неё так славно пахнет деревенским холодным кваском. А какая в лесу тишина! Только где-то в вершинах сосен и елей попискивают синички и корольки. Они перепархивают с сучка на сучок, копошатся среди ветвей, отыскивая там жучков. Изредка тонко, протяжно засвистит в ельнике рябчик, и снова всё смолкнет. Идёшь по влажной земле совсем бесшумно, идёшь и осматриваешься по сторонам, хочешь запомнить лес именно таким – угрюмым, нахмурившимся. Ведь очень скоро, может быть, через день, через два, он станет совсем иным: весь посветлеет, оденется в белый снежный убор, сразу преобразится, как в сказке. И не узнать тех самых кустов и деревьев, на которые я теперь смотрю. (159 слов) Вопросы и задания: 1. Что слышит, что видит, что чувствует автор в лесу перед началом зимы? 2. Каким лес выглядит перед зимой и каким он станет после первого снега? Вариант 1 Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания. Джек-поводырь Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук - постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу. «Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» -ведёт в гастроном. - Джек теперь мне взамен глаз! - не нахвалится своим поводырём бывший лётчик. (Г. Юрмин) Вопросы и задания: 1. Определи жанр произведения. □1) рассказ □ 2) басня □ 3) сказка □ 4) стихотворение 2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека? □1) он отличался от всех внешним видом □ 2) он всегда гулял с собакой □3) он гулял в одном и том же месте 3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста. _____________________________________________________________________________ 4-й класс (3 четверть) К.Ушинский Ветер и Солнце (Басня) Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. – Посмотрим, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешествен-ник в свой плащ; Он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал путника дождём и снегом. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. – Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. (158 слов) Вопросы и задания: 1. Как разрешился спор Солнца и Ветра? 2. Какие слова выражают мораль басни К.Д. Ушинского? Объясни их значение. 3. Какие из прочитанных произведений ты мог бы перечислить под девизом "Лаской и добротой"? Тест за год Прочитай текст и выполни задания к нему: Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/час, а для крупных – около 80 км/час. Чем меньше по размеру птица, тем короче расстояние, которое они в состоянии осилить за один раз: мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70–90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км. Направления миграции у птиц бывают разными. Для птиц северного полушария (например, российских) типичным является перелёт с севера (там, где птицы гнездятся) на юг (там, где они зимуют), и обратно. Это переселение происходит потому, что летом в России длина светового дня увеличивается, и у ведущих дневной образ жизни птиц появляется больше возможности прокормить своё потомство, так что по сравнению с тропическими птицами количество яиц в их кладке больше. Осенью, когда длина светового дня сокращается, птицы переселяются в более тёплые места, где нет проблем с поиском корма. К перелётным относится большинство птиц нашей страны: дрозды, утки, гуси, зяблики, цапли, пеночки, жаворонки и многие другие. В пути перелётных птиц подстерегает множество опасностей. Тёмной ночью летят стаи мелких птичек, караваны журавлей. И вот начинается дождь. Ничего не видно сквозь сплошной занавес дождя. Мокнут перья, крылья тяжелеют, лететь дальше становится не под силу. Стая за стаей опускается на землю. Здесь уставшие, обессилевшие птицы попадают в когти и в зубы хищников. Не видят, что мчатся на скалы, и с разлёту могут разбиться о них. А страшные осенние бури? Вот стаю ласточек ураган застал над морем далеко от берегов. Свирепый ветер гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. И счастье, если птицы приметят в море корабль: забыв свой страх перед людьми, птицы опускаются прямо на палубу. Ласточки – отличные летуны. А вот перепёлки летят медленно, тяжело. Но на пути в тёплые страны лежит широкое море. По дороге им приходится присаживаться для отдыха прямо на воду. А что за белые кольца на ногах у некоторых перелётных? Эти лёгкие металлические кольца надели им на ноги учёные. Поймают птичку, наденут ей кольцо с номерком и названием страны, где она была поймана, запишут эти данные в журнал – и выпустят её на волю. Птица летит – и где-нибудь по дороге или на далёкой зимовке её поймают другие люди. Они снимут кольцо и отошлют тем учёным, которые окольцевали птицу. Или напечатают про свою находку в газете. Так учёные узнают, какими путями и куда летают зимовать пернатые. 1. текст, в котором ты прочитал, в основном, говорится о том: 1) какие виды птиц относятся к перелётным; 2) каково направление миграции птиц России; 3) почему птицы северного полушария мигрируют; 4) с какими трудностями связаны перелёты птиц. 2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли: 1) что птицы летают с разной скоростью; 2) что у перелётных птиц разные места гнездований и зимовки; 3) как можно определить пути перелёта и места зимовки птиц; 4) как ведут себя ласточки при перелётах. 3. Теперь ты знаешь, что скорость полёта крупных птиц достигает: 1) 70 км/час; 2) 90 км/час; 3) 30 км/час; 4) 80 км/час. 4. Прочитав текст, ты узнал, что отличными летунами автор считает: 1) ласточек; 2) журавлей 3) уток; 4) перепёлок. 5. Прочитав текст, ты узнал, что на кольцах, надетых учёными на лапки перелётных птиц, указывается: 1) название этого вида птиц; 2) номер и название страны; 3) дата, когда птица была окольцована; 4) фамилия человека, надевшего кольцо. 6. После чтения текста стало понятно, что во время перелётов птиц могут подстерегать следующие опасности: а) птицы могут забыть дорогу к месту зимовки; б) устав, они могут попасть во время отдыха в зубы хищникам; в) они могут потерять металлические кольца; г) в тумане птицы могут наткнуться на препятствие и разбиться. Укажи верный ответ: 1) АБ 2) ВГ 3) БГ 4) АВ 7. Укажи наиболее подходящее заглавие к тексту: 1) В пути. 2) Где зимуют пернатые? 3) Птицы. 4) Перелётные птицы. 8. Чтобы пересказать этот текст другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности. а) Разновидности перелётных птиц. б) Опасности осенних бурь. в) Кольцевание перелётных птиц. г) Направление и причины миграции. д) Скорость сезонных перемещений. е) Полёты сквозь дожди и туманы