Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 4Б класс

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №
1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования по учебному предмету, авторской Программы по литературному чтению Н.А.
Чураковой, О.В. Малаховской «Программы по учебным предметам», ( УМК «Перспективная начальная школа»).
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в
федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в
образовательном процессе в МБОУ СОШ №3,базисного учебного плана и требований к
результатам начального общего образования.
Данная программа ориентирована на использование учебника:
Литература Дона.Хрестоматия для чтения в 1-4 классах.-Ростов н/Д:ЗАО « Книга»,2005.
Срок реализации рабочей программы 1год.
« Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Программа закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального
развития младших школьников, умение пользоваться устным и письменным родным
языком. Курс «Литературное чтение на родном языке (русском)» обеспечивает
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП,
успешность изучения других предметов учебного плана в начальной школе.
Программа направлена на достижение следующих целей:
– совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и
развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка
межнационального общения;
– обучение русскому языку детей младшего школьного возраста как средству
укрепления русского языка (как родного).
Достижение поставленных целей изучения литературного чтения на родном языке
обеспечивается решением следующих задач:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном
языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке.
В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» включена приказом Минобрнауки от
31.12.2015года №1577. Изучение данной предметной области должно обеспечить:
– воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
– приобщение к литературному наследию своего народа;
– формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
2

культуры народа;
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Место учебного предмета « Литературное чтение на родном языке» в учебном
плане.
На изучение курса «Литературное чтение на родном языке (русском)» в начальной
школе в 4 классе – 17 ч(17 учебных недель). Уроки литературного чтения на родном языке
проводятся 1 раз в неделю во втором полугодии..
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального
российского общества;
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир
в единстве и разнообразии природы, народов, культур;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
• овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев;
• наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным
и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в
соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока
(воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать
содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму,
3

данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму,
заданному учителем);
• определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по
ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость, позитивно относиться
к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
• анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по
просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.
Познавательные УУД
• понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации
(условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с
помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого
воображения; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и
различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством
учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с
пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по
вопросу, предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей
точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений;
• осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и
литературных произведений как часть родной национальной культуры;
• осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к
тексту, пословицы и поговорки, тему, жанр;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок,
песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении
проектных заданий;
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.
Коммуникативные УУД
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение
проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;
• формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство
своей точки зрения из 3-4 предложений.
• строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме.
Слушать партнёра по общению, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками
литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные
средства.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
• воспринимать на слух различные виды текстов;
• различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
• принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным
произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и
прочитанных самостоятельно вслух текстов;

4

• называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения,
обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками
литературных героев;
• читать и понимать жанры устного народного творчества;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• при чтении отражать настроение автора читаемого текста.
Обучающиеся научатся:
Творческая деятельность
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством
учителя;
• составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения
(это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под
руководством учителя;
• составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных
отношений под руководством учителя;
• соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о
дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с
задачами, поставленными учителем;
Обучающиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика:
• различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие
фольклорные формы;
• отличать прозаический текст от поэтического;
• называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• находить в текстах народных сказок факты, связанные с историей России, её
культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования);
• использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки,
небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей
литературно-творческой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
К КОНЦУ 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Круг чтения»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными
видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного
произведения, культура речевого общения.
Выпускник научится:
• читать про себя в процессе ознакомительного,
• определять тему и главную мысль произведения; просмотрового чтения,
выборочного и изучающего чтения;делить текст на смысловые части, составлять
план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в
классе, указывать их авторов и названия;
• перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное
содержание (на уровне рубрик);
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и
разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них,
5

спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры
чтения;
• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое,
подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист,
страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
• составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники
произведений;
• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных
задач
(чтение
согласно
рекомендованному
списку;
подготовка устного
сообщения на определенную тему);
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и
тактично воспринимать мнения одноклассников;
• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая
словари и справочники разного направления).
Раздел «Работа с текстом и книгой»: 4
• представлять основной вектор движения художественной культуры: от
народного творчества к авторским формам;
• отличать народные произведения от авторских;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской
литературе (сравнение, олицетворение, гипербола, контраст, повтор, разные типы
рифмы).
: Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получит возможность научиться
• отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках
народов мира и русских народных сказках;
• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом
стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
• понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании
художественного произведения;
• понимать, что произведения, принадлежащие к разным
видам
искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только
на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия
мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты;
• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные
произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений)
делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе
обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Круг чтения: произведения классиков и современников отечественной
литературы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А. Фет, А.П. Чехов, И.А. Бунин, Н. Шмелёв,
С.А. Есенин, А.А. Блок, Б.Л. Пастернак, И. Бродский, М.М.
Пришвин, К.Д.
Паустовский,), произведения детской современной литературы (С. Алексеев, А.
Жвалевский и Е. Пастернак, Т.Пивоварова), произведения писателей и поэтов родного
края (В. Бородаевский, Н. Артюхова, К.Д. Воробьёв, Е.И. Носов, М. Колосов, В.П.
Детков, А.Н. Асмолов).

6

•
•

•
•

•
•
•
•
•

• Содержание учебного предмета
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи.
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию услышанного произведения, определение последовательности
событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по
услышанному учебному произведению.
Чтение вслух.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным
темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и
жанру произведений, осмысление цели чтения.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научнопопулярного и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов
текста.
Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга
учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление,
титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды
информации в книге. Типы книг. Выбор книг на основе рекомендованного списка,
открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения.
Пополнение понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об
авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре. Получение первоначальных
представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства
(о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и
музыкальности стихотворной речи).
Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания.
Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать
на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по
тексту.
Круг детского чтения.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и
их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях,
о природе и ее охране, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка,
обретению качеств «читательской самостоятельности».
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений,
как сказка и рассказ, стихотворение и басня; определение художественных особенностей
произведений: лексика, построение (композиция).
Работа с текстом художественного произведения

7

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное
воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения
лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и
речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских
помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство
с различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий. Развитие
умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей,
оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с
художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения,
созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
4 класс
Круг чтения
«Россия - наша Родина» С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации»,
В.Гудимов «Россия, Россия, Россия».
«Фольклор нашего народа» Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга
Святославич», Славянский миф. Особенности мифа, Народные легенды. «Легенда о граде
Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком», Народные песни. Героическая песня
«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля».
Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море», Пословицы о Родине, о
подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя».
«О братьях наших меньших» Е.И. Носов. Хитрюга, В.В. Бианки .Сумасшедшая птица,
В.П. Астафьев. Зорькина песня, Г.А. Скребицкий. Кот Иваныч, К.Г. Паустовский. Теплый
хлеб,
«Времена года» В.Бианки «Лесная газета», И. Анненский.Снег, М.М.Пришвин. Рассказы
о весне, Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не школа, а всему учит.

8

Самостоятельное чтение Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый
солдат», «Мужик и царь»; «По колено ноги в золоте»; Былины: «Как Илья из Мурома
богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец», Н.
Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской», Басни: И. Крылов «Трудолюбивый
медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов
«Тихая моя родина», Ф. Глинка «Москва», А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой
зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной
бывают дни такие…».
Работа с текстом и книгой
Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию,
иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать
её своими словами. Формирование умений определять особенности учебного и научнопопулярного текстов, выделять ключевые слова в тексте. Развитие умения различать
последовательность событий и последовательность их изложения. Формирование умения
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста
с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям,
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой
диалога повествованием, с включением рассуждений. Формирование умения выделять
выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоциональносмысловые значения. Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к
титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире
книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.
Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам;
ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени
одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета. Обучение
созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений,
анализом причин происшедшего. Формирование умения писать (на доступном уровне)
сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной
передаче. Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть
лирические произведения, отрывки Литературоведческая пропедевтика
Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.
Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.
Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором прозаических
текстов.
Тематическое планирование
№

Название раздела

Количество часов

1

Преданья старины глубокой

4ч

2

Лирика родной природы.

3ч

п/п

9

3

Народные традиции и обычаи 5ч

4

К малой родине любовь

3ч

Итого

15ч

№
п/п
урока

1-2

3
4

5-6

7

8

9-10

Календарно- тематическое планирование (15 часов)
№
Тема урока/
Коли
Дата по
Дата
п/п
раздела
чесплану
Фактич.
урока/
тво
раздела
часов
1.Преданья старины
4ч
глубокой
1.1
Былины и летописи.
2
17.01
1.2
«Илья Муромец и
24.01
Святогор»
1.3
Исторические рассказы
1
31.01
С. Алексеева.
1.4
Малые жанры устного
1
07.02
народного
творчества.Донской
фольклор.В.С.Моложавен
ко.Почему Дон
Ивановичем зовут.Про
сестёр и братьев Дона
Ивановича.
2.Лирика родной
3ч
природы.
2.1
Осень в природе и
2
14.02
2.2
поэзии среднерусской
21.02
полосы .
А.С. Пушкин.Унылая
пора!Очей очарованье!
Ф.И. Тютчев.Есть в
осени
первоначальной...
А.С. Есенин,. Нивы
сжаты. Рощи голы...
2.3
Картины родной
1
28.02
природы в
произведениях
М. М. Пришвина и
К.Д. Паустовского.

3.1

3.2
3.3

3.Народные традиции и
обычаи
Праздник Новый год в
традициях разных
народов.
Рождественские
рассказы и

5ч

10

1

14.03

2

21.03
04.04

Примечание

11-12

3.4
3.5

13

4.1

14

4.2

стихотворения в
родной литературе (Н.
Шмелёв, Л. Андреев,
И. Бродский).
Зима в природе и
поэзии среднерусской
2
полосы
(А.С. Пушкин, А.А.
Блок, А.А. Фет, Б.Л.
Пастернак).
4.К малой родине
3ч
любовь
Добрая книга – лучший
1
друг. Моя книжная
полка. Библиоурок.
Проектная работа
1
«Малая родина в
произведениях русских
писателей»

15
4.3
Защита проектов
1
С учётом праздничных и выходных дней -15ч.

11

11.04
18.04

25.04

16.05

23.05

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».