Рабочая программа по математике 4Б класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная Рабочая программа по математике для 4 класса первой ступени образования составлена
на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 ,авторской Программы
по математике А.Л.Чекина,Н.А. Чураковой, «Программы по учебным предметам», ( УМК «Перспективная начальная школа»).
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный
перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном
процессе в МБОУ СОШ №3,базисного учебного плана и требований к результатам начального
общего образования.









Изучение математики в начальной школе имеет следующие цели:
Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических
(включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов
системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач),
систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию
существенных и несущественных условий.
Математическое развитие младшего школьника: использование математических
представлений для описания окружающей действительности в количественном и
пространственном отношении; формирование способности к продолжительной
умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения,
математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные
высказывания, делать обоснованные выводы.
Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и
практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов,
сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации,
вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать
арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие
математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий,
решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую
готовность к продолжению образования.
Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к
математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
Формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм
поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят
ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с
направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего
образования:
- математическое развитие младшего школьника: использование математических
представлений для описания окружающей действительности в количественном и
пространственном отношении; формирование способности к продолжительной
умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения,
математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные
высказывания, делать обоснованные выводы.
– развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических,
включая знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование
элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при
решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование и т.д.
– освоение обучающимися начальных математических знаний: формирование умения
решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск
информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для
упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их

измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций
(строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения
арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений.
Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
– воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления
использовать математические знания в повседневной жизни.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют
требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального
образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные
темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных
программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в
абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал,
содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования второго
поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной
действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а
именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся
величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов равночисленных
множеств и т.п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания
окружающей действительности.
Данная программа ориентирована на использование учебника:

Чекин А.Л. Математика. 4 класс: Учебник. В 2 ч.-М.: Академкнига/Учебник, ФГОС Срок
реализации рабочей программы 1год.

Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по
математике предмет «Математика» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий
объём учебного времени составляет 540 часов. В 4 классе курс рассчитан на 136 часов (34
учебных недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания
обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика
целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования
математической сущности предмета (явления, события, факт); способность
характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать,
какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать
учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать
количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить
алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и
учебной задач; умение моделировать- решать учебные задачи с помощью знаков
(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и
величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства
арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы,
диаграммы для решения математических задач.

Планируемые результаты изучения курса «Математика» 4 класс
Личностные результаты.
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям
учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить
возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи
соученикам.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку
правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы,
инструментов, рисунков, образцов и т.д. позволит ученику научиться или получить
возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам
выполнения задания.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных
признаков;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек,
указателей и др.), рисунков, схем:
б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;
в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ
решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться
взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
















Предметными результатами изучения курса «Математика»
в 4-м классе является формирование следующих умений:
называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;
сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название,
и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты
сравнения с помощью соответствующих знаков;
сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с
помощью соответствующих знаков;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих
действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на
основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения
однозначных чисел;
вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
выполнять изученные действия с величинами;
решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом
действий и на основе использования свойств равенств;
определять вид многоугольника;
определять вид треугольника;
изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);
изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);












измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной
линейки;
находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
вычислять площадь прямоугольника;
выражать изученные величины в разных единицах;
распознавать и составлять текстовые задачи;
проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно,
письменно и с помощью калькулятора;
проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и
измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость
жидкостей или сыпучих тел.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика»
к концу 4-го года обучения:
Выпускник научится:






















называть и записывать любое число до 1000000 включительно;
сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или
название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью
соответствующих знаков;
устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная
последовательность;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств
этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и
двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием
таблицы умножения однозначных чисел;
вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
выполнять изученные действия с величинами;
решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между
компонентами и результатом действий;
определять вид многоугольника;
определять вид треугольника;
изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и
обозначать их;
изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;
измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи
измерительной линейки;
находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие
формулы;
вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
распознавать многогранники и тела вращения; находить модели этих фигур в
окружающих предметах;
решать задачи на вычисление геометрических величин;
измерять вместимость в литрах;




















выражать изученные величины в разных единицах;
распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;
понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи
задачи;
проводить анализ задачи с целью нахождения её решения;
записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;
выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно,
письменно и с помощью калькулятора;
решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при
расчёте между продавцом и покупателем;
решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов
(в одном направлении и в противоположных направлениях);
решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;
решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или
выполнении работ;
проводить простейшие измерения и построения на местности;
вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с
проведением необходимых измерений;
измерять вместимость ёмкостей с помощью измерения объёма заполняющих
ёмкость жидкостей или сыпучих тел;
понимать и использовать особенности построения системы мер времени;
решать отдельные комбинаторные и логические задачи;
использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов,
событий;
читать простейшие круговые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:
 понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального
числа;
 сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты
сравнения с помощью соответствующих знаков;
 сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с
помощью соответствующих знаков;
 решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;
 определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи
транспортира;
 измерять вместимость в различных единицах;
 понимать связь вместимости и объёма;
 понимать связь между литром и килограммом;
 понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;
 проводить простейшие измерения и построения на местности;
 вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника,
используя соответствующие формулы;
 находить рациональный способ решения задачи;
 решать задачи с помощью уравнений;
 видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса
движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане
возникающих зависимостей;
 использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной
совокупности;
 читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;







осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;
строить простейшие круговые диаграммы;
понимать смысл термина «алгоритм»;
осуществлять построчную запись алгоритма;
записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к
продолжению образования, достигнут необходимый уровень их математического
развития:
1. Осознание возможностей и роли математики в познании окружающей
действительности, понимание математики как части общечеловеческой культуры.
2. Способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его
математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры,
продолжительность, соотношение частей и пр.).
3. Применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения,
установления закономерностей на основе математических фактов, создания и
применения различных моделей для решения задач, формулирования правил,
составления алгоритма действия.
4. Моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических
действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные
процессы (движение, работа и т.д.).
5. Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление
изменений, происходящих с реальными и математическими объектами.
6. Прогнозирование результата математической деятельности, контроль и оценка
действий с математическими объектами, обнаружение и исправление ошибок.
7. Осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное
ее использование и обобщение.
Содержание учебного предмета
4 класс
Числа и величины (12 ч)
Натуральные и дробные числа.
Новая разрядная единица - миллион (1 000 000). Знакомство с нумерацией чисел
класса миллионов и класса миллиардов.
Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары
натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми
знаменателями.
Постоянные и переменные величины.
Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление
(выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность.
Величины и их измерение.
Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение
между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.
Арифметические действия (50 ч)
Действия над числами и величинами.
Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком».
Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие
однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного
частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления
многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.
Сложение и вычитание однородных величин.
Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.
Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.
Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.
Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.
Деление величины на однородную величину как измерение.
Прикидка результата деления с остатком.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Элементы алгебры.
Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение
значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных).
Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения
уравнений: подбором, на основе свойств истинных числовых равенств.
Текстовые задачи (26 ч)
Арифметические текстовые
(сюжетные) задачи, содержащие зависимость,
характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы
(производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара
(расход на предмет, количество предметов, общая стоимость товара), расчета стоимости
(цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.
Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.
Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доли, части целого по его части.
Геометрические фигуры (12 ч)
Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько
треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.
Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед,
призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).
Геометрические величины (14 ч)
Площадь прямоугольников треугольника как половина площади соответствующего
прямоугольника.
Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два
прямоугольных треугольника.
Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел
произвольными мерками.
Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр,
кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с отношениями между
соответствующими единицами длины.
Задачи на вычисления различных геометрических величин: длины, площади,
объема.
Работа с данными (22 ч)
Таблица как средство описания характеристик предметов. Объектов, событий.
Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение
круговых диаграмм с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 равных долей. Выбор
соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых диаграмм.
Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блоксхемы.

Основные виды учебной деятельности обучающихся
• Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
• Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине,
площади, вместимости, массе, времени).
• Описание явлений и событий с использованием величин.
• Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
• Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
• Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические
величины (планировка, разметка).
• Выполнение геометрических построений.
• Выполнение арифметических вычислений.
• Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
• Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление,
построение.
• Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального
(удобного) способа.
• Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
• Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического
действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи,
построения геометрической фигуры.
• Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и
арифметического (в вычислениях) характера.
• Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
• Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно
проведенных наблюдений, опросов, поисков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
раздела

Тема урока

Количе
ство
часов

1

Повторение.

3ч

2
3
4
5
6
7
8
9
10

11.
12.
13.
14.
15.
16.

Задачи на разностное и кратное сравнение.
Класс миллионов. Буквенные выражения
Задачи «купли – продажи»
Деление с остатком
Задачи о движении
Объем
Задачи о работе
Деление столбиком
Действия над величинами
Движение нескольких объектов
Работа нескольких объектов
Покупка нескольких товаров
Логика
Геометрические фигуры и тела
Уравнение

6ч
12ч
6ч
12ч
6ч
12ч
10ч
9ч
9ч
8ч
6ч
6ч
7ч
7ч
4ч

Повторение
Итого

17

6ч
129
Календарно-тематическое планирование

№ п\п
урока

1
2
3

№
п/п
разде
ла
урока

1.1
1.2
1.3

4

2.1

5

2.2

6
7
8
9

2.3
2.4
2.5
2.6

10
11
12
13
14

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

15

3.6

16

3.7

17

3.8

18

3.9

19

3.10

20

3.11
21
22
23
24
25
26

4.1
4.2
3.12
4.3
4.4
4.5

Прим
Тема урока
1 четверть- 33часа
1 Повторение.
Сначала займемся повторением
Сначала займемся повторением
Сначала займемся повторением
2. Задачи на разностное и кратное
сравнение.
Когда известен результат разностного
сравнения
Когда известен результат разностного
сравнения
Когда известен результат кратного сравнения
Когда известен результат кратного сравнения
Учимся решать задачи
Вводная контрольная работа.
3.
Класс
миллионов.
Буквенные
выражения
Алгоритм умножения столбиком
Поупражняемся в вычислениях столбиком
Тысяча тысяч; или миллион
Разряд единиц миллионов и класс миллионов
« Задачи на разностное и кратное сравнение.»
Когда трех классов для записи числа
недостаточно
Поупражняемся в сравнении чисел и
повторим пройденное
Может ли величина изменяться?
Всегда ли математическое выражение
является числовым?
Зависимость между величинами
Поупражняемся в нахождении значений
зависимой величины
4. Задачи «купли – продажи»
Стоимость единицы товара; или цена
Стоимость единицы товара; или цена
«Класс миллионов. Буквенные выражения»
Когда цена постоянна
Учимся решать задачи
Контрольная работа за 1 четверть
5. Деление с остатком

Количе
ство
часов

Дата
по
плану

3
1
1
1

01.09
02.09
06.09

6
1

07.09

1

08.09

1
1
1
1

09.09
13.09
14.09
15.09

12
1
1
1
1
1

16.09
20.09
21.09
22.09
23.09

1

27.09

1

28.09

1

29.09

1

30.09

1

04.10

1

05.10

6ч
1
1
1
1
1
1
12ч

06.10
07.10
11.10
12.10
13.10
14.10

Дата
факт.

27
28
29
30
31
32
33

5.1
5.2
4.6
5.3
5.4
5.5
5.6

34

5.7

35

5.8

36

5.09

37

5.10

38
39

5.11
5.12

40
41
42
43
44

6.1
6.2
6.3
6.4
6.5

45
46
47
48
49
50

7.1
7.2
7.3
6.6
7.4
7.5

51

7.6

52
53
54
55
56
57

7.7
7.8
7.9
7.10
7.11
7.12

58
59
60

8.1
8.2
8.3

61

8.4

62

8.5

63

8.6

Деление нацело и деление с остатком
Неполное частное и остаток
« Задачи «купли – продажи»
Остаток и делитель
Когда остаток равен 0
Когда делимое меньше делителя
Деление с остатком и вычитание
2 четверть – 30 часов
Какой остаток может получиться при
делении на 2?
Поупражняемся в вычислениях и повторим
пройденное
Запись деления с остатком столбиком
Способ поразрядного нахождения результата
деления
Поупражняемся в делении столбиком
«Деление с остатком»
6. Задачи о движении
Вычисления с помощью калькулятора
Час, минута и секунда
Кто или что движется быстрее?
Длина пути в единицу времени; или скорость
Учимся решать задачи
7. Объем
Какой сосуд вмещает больше?
Литр. Сколько литров?
Вместимость и объем
«Задачи о движении»
Вместимость и объем
Кубический сантиметр и измерение объема
Кубический
дециметр
и
кубический
сантиметр
Кубический дециметр и литр
Литр и килограмм
Разные задачи
Разные задачи
Поупражняемся в измерении объема
« Объем»
8. Задачи о работе
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа
Кто выполнил большую работу?
Производительность
–
это
скорость
выполнения работы
Производительность
–
это
скорость
выполнения работы
Учимся решать задачи

1
1
1
1
1
1
1

18.10
19.10
20.10
21.10
25.10
26.10
27.10

1

28.10

1

08.10

1

09.11

1

10.11

1
1
6ч
1
1
1
1
1
12ч
1
1
1
1
1
1

11.11
15.11

1

06.12

1
1
1
1
1
1
10ч
1
1
1

16.11
17.11
18.11
22.11
23.11
24.11
25.11
29.11
30.11
01.12
02.12

07.12
08.12
09.12
13.12
14.12
15.12
16.12
20.12
21.12

1

22.12

1

23.12

1

27.12

1

28.12

3 четверть - 39 часов
64

8.7

Отрезки;
соединяющие
многоугольника

вершины

65

8.8

66

8.9

67

8.10

68
69
70
71
72
73

9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6

74

9.7

75
76

9.8
9.9

77

10.1

78

10.2

79

10.3

80

10.4

81
82
83
84
85

10.5
10.6
10.7
10.8
10.9

86
87
88
89
90
91

11.1
11.2
11.3
11.4
11.5
11.6

92

11.7

93

11.8

94

12.1

95

12.2

96
97

12.3
12.4

98

12.5

99

12.6

100
101
102
103

13.1
13.2
13.3
13.4

Разбиение многоугольника на треугольники
Записываем числовые последовательности
.Работа с данными.
«Задачи о работе»
9. Деление столбиком
Деление на однозначное число столбиком
Деление на однозначное число столбиком
Число цифр в записи неполного частного
Деление на двузначное число столбиком
Алгоритм деления столбиком
Алгоритм деления столбиком
Сокращенная
форма
записи
деления
столбиком
Поупражняемся в делении столбиком
«Деление столбиком»
10. Действия над величинами
Сложение и вычитание величин
Умножение величины на число и числа на
величину
Деление величины на число
Нахождение доли от величины и величины
по ее доле
Нахождение части от величины
Нахождение величины по ее части
Деление величины на величину
Поупражняемся в действиях над величинами
«Действия над величинами.»
11. Движение нескольких объектов
Когда время движения одинаковое
Когда длина пройденного пути одинаковая
Движение в одном и том же направлении
Движение в одном и том же направлении
Движение в противоположных направлениях
Учимся решать задачи
Поупражняемся в вычислениях и повторим
пройденное
«Движение нескольких объектов»
12.Работа нескольких объектов
Когда время работы одинаковое
Когда
объем
выполненной
работы
одинаковый
Производительность при совместной работе
Время совместной работы
Учимся решать задачи и повторим
пройденное
Контрольная работа
13. Покупка нескольких товаров
Когда количество одинаковое
Когда стоимость одинаковая
Цена набора товаров
Учимся решать задачи

1
1

29.12

1
9ч
1
1
1
1
1
1

13.01

1

26.01

1
1
9ч
1

27.01
31.01

1

02.02

1

03.02

1

07.02

1
1
1
1
1
8ч
1
1
1
1
1
1

08.02
09.02
10.02
14.02
15.02

1

01.03

1
6ч
1

02.03

1

09.03

1
1

10.03
14.03

1

15.03

1
6ч
1
1
1
1

16.03

30.12

17.01
18.01
19.01
20.01
24.01
25.01

01.02

16.02
17.02
21.02
22.02
24.02
28.02

03.03

17.03
21.03
22.03
23.03

4 четверть- 28часов
104

13.5

105

13.6

106

14.1

107

14.2

108

14.3

109
110

14.4
14.5

111

14.6

112

14.7

113
114
115
116

15.1
15.2
15.3
15.4

117

15.5

118

15.6

119

15.7

120
121
122
123

16.1
16.2
16.3
16.4

124
125
126
127
128
129

17.1
17.2
17.3
17.4
17.5
17.6

Поупражняемся в вычислениях и повторим
пройденное
«Работа нескольких объектов»
14.Логика
Вычисления с помощью калькулятора
Как и в математике применяют союз «и» и
союз «или»
Когда
выполнение
одного
условия
обеспечивает выполнение другого
Не только одно; но и другое
Учимся решать логические задачи
Поупражняемся в вычислениях и повторим
пройденное
«Покупка нескольких товаров»
15. Геометрические фигуры и тела
Квадрат и куб
Круг и шар
Площадь и объем
Измерение площади с помощью палетки
Поупражняемся в нахождении площади и
объема
Поупражняемся в вычислениях и повторим
пройденное
Разные задачи
16. Уравнение
Уравнение. Корень уравнения
Учимся решать задачи с помощью уравнений
«Геометрические фигуры и тела.Уравнение.»
Подготовка к контрольной работе
17.Повторение
Итоговая контрольная работа
Работа над ошибками
Натуральные числа и число 0

Алгоритм вычисления столбиком
Буквенные выражения и уравнения
Геометрические фигуры и их свойства

С учётом праздничных и выходных дней-129 ч.

1
1
7ч
1

24.03
06.04
07.04

1

11.04

1

12.04

1
1

13.04
14.04

1

18.04

1
7ч
1
1
1
1

19.04

1

27.04

1

28.04

1
4ч
1
1
1
1
6ч
1

04.05

20.04
21.04
25.04
26.04

05.05
11.05
12.05
16.05
17.05

1

18.05

1
1
1
1

19.05
23.05
24.05
25.05

Особенности контроля и оценки по математике
Контрольная работа.
Примеры. Задачи.
«5» – 100%-90%
«4» –89%-70%
«3» –69%-50%
«2» – 49%-30%
«1» - менее 30%
Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий,
неправильное
решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное
задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неверно оформленный ответ
задачи;
неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.

Контрольно-измерительные материалы
Вводная контрольная работа 4 класс
Вариант 1
1. Вычисли:
(718 – 398) : 80.
2. Построй фигуру, площадь которой на 2 кв. см больше площади данного
прямоугольника.

Вычисли и запиши площадь построенной фигуры.
3. Из чисел 2, 3, 4, 5 выбери и подчеркни то число, которое является корнем
уравнения:
х · 15 = 45.
Выполни проверку.
4. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В первом доме 320 квартир, во втором – в 10 раз меньше, чем в первом. В третьем
доме на 154 квартиры больше, чем во втором доме. Сколько квартир в третьем доме?

Вариант 2
1. Вычисли: (647 – 287) : 40.
2. Построй фигуру, площадь которой на 4 кв. см меньше площади данного
прямоугольника.

Вычисли и запиши площадь построенной фигуры.
3. Из чисел: 2, 3, 4, 5 выбери и подчеркни то число, которое является корнем
уравнения:
х · 16 = 48.
Выполни проверку.
4. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В первом зале 46 зрителей, а во втором – на 274 зрителя больше, чем в первом. В
третьем зале зрителей в 10 раз меньше, чем во втором. Сколько зрителей в третьем зале?
Итоговая контрольная работа за 1 четверть
1 вариант
1.Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.

За 1 кг яблок заплатили в 3 раза меньше, чем за 1кг абрикосов. Всего за покупку
заплатили 100 руб. Вычисли и запиши цену яблок и цену абрикосов
2. Вычисли значение следующего выражения, используя вычисления столбиком.
12 · ( 226 + 564) · 406
3.Выполни деление с остатком.
72: 8 = __(ост.__)
54 : 9 =_(ост._)
74 : 8 =__(ост.__)
55 : 9 =_(ост._)
4. Запиши формулу для вычисления периметра пятиугольника, у которого все стороны имеют одинаковую длину, обозначив периметр буквой Р , а длину стороны –
буквой а. Вычисли по этой формуле значение периметра Р, если значение а=17мм.
Итоговая контрольная работа за 1 четверть
2 вариант
1. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
За 1кг картофеля заплатили в 3 раза меньше, чем за 1 кг помидоров. Всего за эту
покупку заплатили 80 руб. Вычисли и запиши цену картофеля и цену помидоров.
2. Вычисли значение следующего выражения, используя вычисления столбиком.
14 · (523 + 267) · 308
3. Выполни деление с остатком.
63 : 7 =_ (ост._)
36 : 6 = _ (ост._ )
65 :7 = _ (ост._)
37 : 6 = _ (ост ._)
4. Запиши формулу для вычисления периметра шестиугольника, у которого все
стороны имеют одинаковую длину, обозначив периметр буквой Р, а длину
стороны - буквой а. Вычисли по этой формуле значение периметра Р, если значение а= 16мм.
Контрольная работа за 1 полугодие.
Вариант 1.
1.Найди два числа, значение суммы которых равно 21, а значение разности равно 3.
2.Используя буквенные выражения, запиши решение следующей задачи.
Для поздравления с Новым годом Маша купила а открыток по цене 12 руб. и конверты ,
стоимость которых 25 руб. Найди стоимость всей покупки Маши.
Вычисли значение составленного выражения, если а =11.
3.Вычисли и запиши значение выражения.
34 : ( 91 : 7 – 9 )
4.Реши задачи. Вычисли и запиши ответ каждой из них.
а). Скорость гоночного автомобиля 240 км/ч. Какое расстояние проедет автомобиль за 4
часа?

Б.) Цена яблок 60 рублей. Определи стоимость 5 кг таких же яблок.
Контрольная работа за 1 полугодие.
Вариант 2.
1.Найди два числа , значение суммы которых равно 20, а значение частного равно3.
2.Используя буквенные выражения, запиши решение следующей задачи.
К Новому году Миша купил b синих шаров по цене 14 руб.и мишуру, стоимость которой
28 руб.Найди стоимость всей покупки Миши.
Вычисли значение составленного выражения , если b=11.
3.Вычисли и запиши значение выражения.
52 : ( 85 : 5 – 9 )
4.Реши задачи. Вычисли и запиши ответ каждой из них.
а) Скорость пешехода 65м/мин. Какое расстояние пройдёт пешеход за 3 минуты?
б) Цена одной ручки 50 рублей. Определи стоимость 6 таких ручек.
Итоговая контрольная работа за 3 четверть
1 Вариант
1. Вычисли значение данного выражения.
422715 : 15 + 918936 : 36
2. Найди всю величину, если три восьмых этой величины равны 51243кг.
3. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
От двух пристаней, находящихся на расстоянии 120км друг от друга, отправляются
одновременно навстречу друг другу два теплохода, скорость которых в стоячей воде
одинакова и равна 20км/ч. Скорость течения реки 2 км/ч. Через сколько часов теплоходы
встретятся?
4. Производительность первого насоса 150л/ч, а второго – 130 л/ч.Сколько воды смогут
перекачать два насоса за 3 часа, работая одновременно?
Итоговая контрольная работа за 3 четверть
2 Вариант
1.Вычисли значение данного выражения.
899136 : 36 + 272415 : 15
2.Найди всю величину, если три восьмых этой величины равны 45213м.
1. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
От двух пристаней, находящихся на расстоянии 160км друг от друга, отправляются
одновременно навстречу друг другу два катера, скорость которых в стоячей воде

одинакова и равна 40км/ч. Скорость течения реки 1км/ч. Через сколько часов они
встретятся?
2. Производительность первого станка 75 дет./ч, а второго – 35 дет./ч. Сколько деталей
смогут произвести два станка за 2 часа, работая одновременно?.
Итоговая контрольная работа за год
Вариант 1
1. Вычисли значение выражения.
26 • (1672 + 1448) : (8713 – 8661)
2. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В первой коробке 65 скрепок, а в другой – на 35 скрепок больше, чем в первой. В третьей
коробке в 5 раз меньше скрепок, чем в третьей. Сколько скрепок в трех коробках?
3. Найди три восьмых части от величины равной 40 кг.
4. Площадь прямоугольника 28 кв. см, а длина одной из его сторон 7 см. Вычисли
периметр этого прямоугольника.
Вариант 2
1. Вычисли значение выражения.
32 • (1462 + 748) : (7846 – 7781)
2. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
На первой полке 75 книг, а на второй – в 5 раз меньше книг, чем в первой. На
третьей полке на 35 книг больше, чем на второй. Сколько книг на трех полках?
3. Найди четыре седьмых части от величины равной 42 кг.
4. Площадь прямоугольника 36 кв. см, а длина одной из его сторон 9 см. Вычисли
периметр этого прямоугольника.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».