Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе
федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ
«Об образовании»,
требований к результатам освоения основной образовательной
программы
основного
общего
образования
муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города
Каменск-Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных
к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана,
локальных актов МБОУ СОШ №3, .
Цели: - формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и
социальной среды и его места в этой среде как личности;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и
социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную
шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок
подрастающего поколения.
Задачи:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих
возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных
задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных
сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с
опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной
мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся
материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и
системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета
«Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч., из них в 1 классе 66 ч (2 ч в
неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в
каждом классе).
Данная программа ориентирована на использование учебника:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс:
Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов
С.А., Краснова Л.А. 3 класс: Хрестоматия- М.: Академкнига/Учебник.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является
формирование следующих умений:
 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Обучающиеся получат возможность научиться:
 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых
норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
Коммуникативные УУД:
 Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
 Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
 Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять
план.
 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в

совместном решении проблемы (задачи)..
 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является
формирование следующих умений.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
 характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
 находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты
и их названия;
 определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
 сравнивать и различать формы земной поверхности;
 находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их
название;
 моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
 проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и
водоемы»;
 называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро,
пруд, болото);
 находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
 характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
 ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во
время экскурсий;
 приводить примеры веществ;
 сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
 исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в
жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять
температуру воды с помощью градусника;
 исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха,
характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
 извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии,
дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах
воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о
свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
 сравнивать свойства воды и воздуха;
 следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
 характеризовать кругооборот воды в природе;
 исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
 характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы
(на примере своей местности);
 обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой
на примере образования и состава почвы;
 извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных
источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и
обсуждать полученные сведения;
 исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных
ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;

 различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования
полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
 извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии,
дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах
полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
 характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
 проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и
проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля,
пресного водоема родного края; использование водоемов;
 характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей
местности);
 извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии,
дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном
поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
 фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в
предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
 опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
 обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти
знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к
почве, к полезным ископаемым;
 определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры
влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира
природных сообществ;
 называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную
книгу России;
 называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в
Красную книгу России;
 понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле,
на луг;
 использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения
явлений или выявления свойств объектов;
 использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского
языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
 извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных
источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и
обсуждать полученную информацию;
 осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных
ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве,
растениям, диким животным);
 обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать
эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным
ископаемым;
 пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего
самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);

 выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать
первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
 описывать достопримечательности Московского Кремля;
 различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами
на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком,
используя при обозначении века римские цифры;
 находить место изученного события на ленте времени;
 находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город СанктПетербург;
 описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
 извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных
источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях
Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
 находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии,
словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
 соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления
великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские
цифры;
 находить на ленте времени место изученному историческому событию;
 проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с
охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской
Федерации;
 использовать дополнительные источники информации (словари учебников и
интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
 понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в
заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при
переправе через водные пространства;
 понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
 пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего
самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего
самочувствия для сохранения здоровья;
 соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов
во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные
пространства;
 соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
 осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные содержательные линии третьего класса: способы познания окружающего
мира с помощью простейших приборов; планета, на которой мы живем; неживая природа;
взаимосвязь живой и неживой природы; природные сообщества; наша страна — Россия.
Человек и природа (40 ч)

Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус — модель земного шара.
Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план
местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и
Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и на
карте полушарий. Реки и озера. План местности. Масштаб.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления,
условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и
борьбы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России (ЮгоВосточная и
Западно-Сибирская). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на
основе наблюдений и собеседования со взрослыми).
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.
Вещества, тела, частицы. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты
(то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком).
Природные тела (тела живой природы) — человек, животные, грибы, растения, микробы.
Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела —
предметы. Молекулы и атомы — мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др.
Твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды — твердое, жидкое, газообразное.
Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода — растворитель.
Растворы в природе. Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью
термометра.
Кругооборот воды в природе.
Воздух — это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства
воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.
Погода и ее составляющие: движение воздуха — ветер, температура воздуха, туман,
облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение
температуры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра
(анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый,
умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за
погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».
Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные
ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых
на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных
ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию
полезных ископаемых.
Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи
питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото — единство живой и неживой
природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные
сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.
Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у
водоема. Человек — защитник природы. Природа будет жить (размножение животных).
Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер–шмели–мыши– кошки). Природные
сообщества родного края (два-три примера). Посильное участие в охране природы родного
края.
Человек и общество (22 ч)
Установление связи между способами познания окружающего мира.
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья 58
Конституции Российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую
среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские
заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной

книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и
золотых монетах).
Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года:
зима (декабрь, январь, февраль) — весна (март, апрель, май) — лето (июнь, июль, август) —
осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век — отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории
строительства Московского Кремля (XII век — деревянный, XIV век — белокаменный, XV
век — из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства
Московского Кремля.
Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей — основателей
городов (Ярослав Мудрый — Ярославль, Юрий Долгорукий— Кострома, ПереславльЗалесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI–XVII
вв., Троице-Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде — XIV в.; музей «Ботик» в
Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме —
XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире — XII
в.).
Город Санкт-Петербург. План-карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство
города. Санкт-Петербург — морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности
города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник».
Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство.
Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.
Правила безопасного поведения (6 ч)
Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники
безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.
Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью
(советом) к взрослым.
Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного
времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при
переходе дороги на «зебре»).
Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.
Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах и местах торфяных
разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание,
переправа через водные пространства).
Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны
(заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.
Тематическое планирование (66часов)
№
п/п

Раздел

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Наш мир знакомый и загадочный
Изображение Земли на глобусе
О чём рассказала карта?
Из чего всё на свете.
Вода и её свойства.
Чудесные превращения воды в природе.
Воздух и его свойства.
Движение воздуха
Тайны недр Земли
Почва

Количество часов
1ч.
3ч.
8 ч.
5 ч.
5 ч.
5 ч.
4 ч.
4 ч.
6 ч.
3 ч.

11
12
13

7 ч.
8 ч.
8ч

Природные сообщества
Человек и природные сообщества
Путешествие в прошлое.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
окружающий мир

Классы

3

НА 2021-2022 УЧ.ГОД.
\предмет\
Кол-во часов на год 63 ч.

Учитель: Илюхина Елена Николаевна
№
п/п

№
урокав
разделе

Раздел /тема урока

Кол-во уроков в неделю 2 ч
Количество часов

Дата
По
плану

1 четверть (17 часов)
I
1.1

Наш мир знакомый и загадочный 1 ч.
Письмо Кости, Маши и Миши
1
членам
клуба»
Мы
и
окружающий мир»
Изображение Земли на глобусе 3часа

5.
6.
7.
8
9
10
11

II
2.1
2.2
2.3
III
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

12

3.8

13.
14.

IV
4.1
4.2

15.
16.

4.3
4.4

17.

4.5.

18.

V
5.1

1

2.
3
4

Глобус - модель земного шара
Материки и океаны на глобусе
Формы поверхности Земли

1
1
1

О чём рассказала карта? 8 часов
Вводная проверочная работа
1
Географическая карта
1
Учимся читать карту
1
План местности
1
Холмы и овраги
1
1
Стороны горизонта
Ориентирование на местности.
1
Компас
Ориентирование на
1
местности(урок-экскурсия)
Из чего всё на свете. 5 часов
Тела, вещества, частицы
1
Твердые вещества; жидкости и
1
газы.
Итоговая проверочная работа.
1
Вода – необыкновенное
1
вещество
Готовимся к школьной
1
олимпиаде!
2 четверть( 15 часов)
Вода и её свойства. 5 часов
Свойства воды в жидком
1
состоянии(Первое заседание
клуба)

03.09

07.09.
10.09.
14.09.
17.09.
21.09.
24.09.
28.09.
01.10
05.10.
08.10.
12.10.

15.10.
19.10.
22.10.
26.10.
29.10

09.11.

фактическ
и

Примечание

19.
20.

5.2
5.3

21.

5.4

22.

5.5

23.
24.
25.

VI
6.1
6.2
6.3

26.
27.

6.4
6.5

28.

VII
7.1

29.

7.2

30.
31.

7.3
7.4

32.
33

VIII
8.0
8.1

33.
34.
35.

8.2
8.3
8.4

36.
37.
38.
39.
40.

IХ
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5

41.

9.6

42.
43.

Х
10.1
10.2

44.

10.3
ХI

Термометр и его устройство
1
12.11.
Свойства воды в твердом
1
16.11.
состоянии(свойства льда)
(Второе заседание клуба)
Свойства воды в газообразном
1
19.11.
состоянии
Готовимся к школьной
1
23.11.
олимпиаде!
Чудесные превращения воды в природе. 5 часов
Круговорот воды в природе
1
26.11.
Туман и облака. Осадки
1
30.11.
Вода – растворитель(Третье
1
01.12.
заседание клуба)
Растворы в природе
1
03.12.
Почему воду надо беречь?
1
07.12.
Готовимся к школьной
олимпиаде!
Воздух и его свойства. 4 часа
Океан, которого нет на карте и
1
10.12.
глобусе
Проверочная работа за 1
1
14.12.
полугодие.
Воздух – это смесь газов
1
17.12.
Свойства воздуха( Четвёртое
1
21.12.
заседание клуба).Готовимся к
школьной олимпиаде!
Движение воздуха 4 часа
Температура воздуха
1
24.12.
28.12
3 четверть(20 час)
1
14.01.
Ветер
1
18.01.
Что такое погода?
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь
1
21.01.
окружающий мир»
Тайны недр Земли 6 часов
Горные породы
1
25.01.
Разрушение горных пород
1
28.01.
Что такое минералы?
1
01.02.
1
04.02.
Полезные ископаемые
Свойства полезных
1
08.02.
ископаемых(Пятое заседание
клуба)
Почему надо беречь полезные
1
11.02.
ископаемые? Тест.
Почва 3 часа
Как образуется почва
1
15.02.
Почва и её состав(Шестое
1
18.02.
заседание клуба)
Зачем и как люди заботятся о
1
22.02.
почве(Седьмое заседание
клуба)
Природные сообщества 7 часов

45
46
47
48
49

11.1
11.2
11.3
11.4
11.5

50

11.6

51

11.7.

52

ХII
12.1

53

12.2

54
55
56
57

12.3
12.4
12.5
12.6

58
59

12.7
12.8

60
61
62
63

ХIII
131
13.2
13.3
13.4

64

13.5

Лес и его обитатели
1
Лес и его обитатели
1
Луг и его обитатели
1
Поле и его обитатели
1
Пресный водоем и его
1
обитатели.
Пресный водоем и его
1
обитатели.
Болото и его обитатели.
1
Итоговая работа за 3четверть.
Человек и природные сообщества 8 часов
Значение лесов.
1
4 четверть( 13 часов)
Безопасное поведение в
1
лесу(Восьмое заседание клуба)
Луг и человек
1
1
Надо ли охранять болота?
1
Дары рек и озёр
Безопасное поведение у
1
водоемов(Девятое заседание
клуба)
Человек-защитник природы
1
Природа будет жить! Итоговая
1
комплексная работа
Путешествие в прошлое. 8 часов
Лента времени
1
Золотое кольцо
1
Золотое кольцо
1
Итоговая контрольная работа
1
за год.
Путешествие по Санкт1
Петербургу(Десятое заседание
клуба)

25.02.
01.03.
04.03.
11.03.
15.03.
18.03.
22.03.

25.03.
08.04.
12.04.
15.04.
19.04.
22.04.
26.04.
29.04.

06.05
13.05.
17.05.
20.05.
24.05.

С учётом выходных и праздничных дней запланировано 64 часов
Критерии оценивания по окружающему миру
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
Оценка "5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют
ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной
литературы.
Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения
материала.
Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются
отдельные нарушения в логике изложения материала.
Оценка "2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика
изложения учебного материала.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:
Ошибки:
неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия
несущественной;

нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является
существенной;
неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного
явления, процесса;
неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным
признакам;
незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
Недочёты:
преобладание при описании объекта несущественных признаков;
неточности в определении назначения прибора, его использование;
неточности при нахождении объектов на карте.
Контрольно-измерительный материал
Вводная проверочная работа
1. Расставь по порядку. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4:
___ Подъём
1. Ночной сон
___ Занятия в школе

__Прогулка

2. Как называется наша страна?
а) Россия
б) Родина в) Москва
4. Какая птица НЕ улетает в тёплые края?
а) ласточка б) скворец
в) голубь.
5.Укажи лиственное растение?
а) берёза
б) ель
в) сосна
6. Кто из животных является диким?
а) волчонок
б) теленок
в) жеребенок
7. Как сейчас называется профессия дяди Степы?
а) Крановщик
б) Полицейский
в) Электрик
8. Найди название времени года.
а) Август
б) Листопад

в) Лето

г) Воскресенье

11. Куда лучше всего вывезти мусор?
а) На обочину дороги
б) На перерабатывающий завод

в) В парк

12. Выбери рисунки, которые относятся к живой или неживой природе. Соедини их
стрелками с названиями.

Клевер

Дом

Туча

Живая природа
Неживая природа

Солнце

Мышь

13. Наша планета называется ________________________.
14. Какой знак запрещает движение человека? Подчеркни его.

15*. Запиши, о какой птице идёт речь.
С раннего утра и до позднего вечера слышится в лесу стук этой птицы. Упершись
хвостом в ствол дерева, она крепко держится сильными лапами и долбит дерево клювом.
Язык у нее длинный и узкий. Им она добывает себе пищу из выдолбленных отверстий:
жучков и гусениц.
Ответ:__________________________
Проверочные тесты по темам
Тест №1 по теме «Глобус-модель Земли»
Фамилия и имя уч-ся………………………………………………………………………….

№1. Как называется модель земного шара?
А) глобус; Б) экватор; В) меридиан.

№2. Как называются круговые линии на глобусе, которые соединяют Северный полюс и Южный
полюс?
А) меридианы; Б) параллели; В) экватор.

№3. Линия, которая делит Землю на два полушария?
А) нулевой меридиан; Б) параллель; В) экватор.

№4.Можно ли увидеть параллели и меридианы на Земле?
А) можно; Б) нельзя; В) не знаю.

№5. В каком полушарии находится наша страна?
А) в Северном; Б) в Южном; В) не знаю.

№6.Проходит ли по территории нашей страны экватор?
А) да; Б) нет; В) не знаю.

№7. Соедини верный ответ. На глобусе обозначены цветом:
Суша

Синим, голубым
Коричневым, жёлтым, зелёным

Вода

Красным, розовым, чёрным

№8. Сколько материков и сколько океанов на Земле?
А) шесть материков и пять океанов;
Б) пять материков и шесть океанов.

№9. Какой материк самый большой?
А) Австралия; Б) Евразия; В) Северная Америка

№10. Какой материк омывается Южным океаном?
А) Евразия; Б) Австралия; В) Антарктида

№11. Какой самый большой океан?
А) Тихий; Б) Атлантический; В) Индийский

№12. Она бывает и Северная, и Южная
А) Австралия; Б) Америка; В) Евразия

№13. На каком материке находится Россия?
А) Антарктида; Б) Африка В) Евразия
Тест №2. по теме «Ориентирование на местности»
Фамилия и имя уч-ся __________________________________

№1. Соедини стрелками названия частей оврага и их определения.
Вершина

Место, где овраг заканчивается.

Устье

Стороны оврага.

Дно

Место, где овраг начинается.

Склоны

Самая низкая часть оврага.

№2. Подпиши названия частей холма.

________________________

_______________________________________

_________________
_________________

№3.Линия горизонта - это______________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
№4. Обозначь на схеме основные и промежуточные стороны горизонта.

Тест №3 по теме «Тела. Вещества. Частицы»
Фамилия и имя уч-ся __________________________________
1. Обведи природные тела карандашом.

2. Укажи, что из перечисленного - тела, а что - вещества.
Машина
Железо
Сахар
Тела

Проволока
Углекислый газ
Воздушный шар

Вещества

Лёд
Вода
3. Отметь знаком «+» в нужной графе, какие из перечислен-ных тел относятся к твёрдым, жидким,
газообразным.
Тела

Твёрдые

Жидкие

Газообразные

Камень
Капля воды
Пузырёк воздуха
Капля молока
Пар
Проволока
Кусок сахара
4. Определи и подпиши под схемами состояние вещества

Тест №4. по теме «Вода – необыкновенное вещество»
Фамилия и имя уч-ся __________________________________
1. Отметь знаком «+» состояние воды.
жидкое

твёрдое

Лёд
Туман
Снежинка
Сосулька
Дождь
Вода в реке
2. Обведи верные утверждения. Жидкая вода:
а) не имеет цвета и запаха;
б) имеет цвет и запах;

гозообразное

в) имеет форму;
г) не имеет формы;
д) прозрачна;
е) не прозрачна;
ж) при нагревании расширяется и при охлаждении сжимается;
з) при замерзании расширяется и превращается в лёд;
и) обладает текучестью.
3. Обведи верные утверждения. Лёд:
а) хрупкий;
б) имеет цвет и запах;
в) бесцветен и прозрачен;
г) тонет в воде:
д) не тонет в воде;
4. Обведи верное утверждения. Водяной пар:
а) прозрачный бесцветный газ с запахом; б) прозрачный бесцветный газ без запаха.
5. Укажи температуру перехода воды из жидкого в газооб-разное состояние.
а) при +500 б) при 00 в) при +1000
Тест №5. по теме «Свойства воды»
Фамилия и имя уч-ся __________________________________
Обведи нужный ответ.

№1. Вода – это хороший растворитель.
Да. Нет.

№2. Вещества, которые растворяются в воде, называются
растворимыми.
Да. Нет.

№3. Вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми.
Да. Нет.

№4. В воде не растворяются соль, сахар, мёд.
Да. Нет.

№5. В воде растворяются песок, мел, глина.
Да. Нет.

№6. Мутную воду можно очистить с помощью отстаивания и фильтра.
Да. Нет.

№7. Для жизни людей требуется очень много солёной воды.
Да. Нет.

№8. На Земле больше всего пресной воды – она заполняет океаны и моря.
Да. Нет.

№9. Производственные и бытовые отходы не делают воду пресных водоёмов непригодной для питья.
Да. Нет.

№10. Чтобы очищать загрязнённые и отравленные воды, требуется всё больше усилий и сложного
оборудования.
Да. Нет.

№11. На многих предприятиях строят специальные очистные сооружения.
Да. Нет.

№12. Сохранить запасы чистой пресной воды – значит, спасти жизнь на Земле. Да. Нет.
Тест №6. по теме «Воздух – это смесь газов»
Фамилия и имя уч-ся __________________________________
Выбери правильный ответ.
1. Что такое воздух?
а) смесь газов, состоит он из азота, кислорода и углекислого газа
б) вещество, которое состоит из кислорода, воды, облаков, пы-ли, туч, углекислого газа.
2. В каком случае свойства воздуха указаны верно?
а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет за-паха, прозрачный.
б) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрач-ный.
3. Что происходит с воздухом при нагревании?
а) расширяется.
б) сжимается.
4. Что происходит с воздухом при охлаждении?
а) сжимается.
б) расширяется.
5. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?
а) углекислый газ.
б) кислород.
в) азот.
6. Что загрязняет воздух?
а) выхлопные газы автомобилей, выбросы заводов.
б) водяные пары, пары из окна кухни.

7. Почему растение не замерзает под снегом?
а) воздух хорошо проводит тепло.
б) воздух плохо проводит тепло.
8. Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включённым мотор своей
машины?
а) правильно.
б) неправильно
9. Что надо делать для охраны чистоты воздуха?
а) сажать вдоль дорог деревья, устанавливать очистительные фильтры на заводах.
б) сжигать осеннюю листву и пластиковые бутылки.
Тест №7. по теме «Погода»
Фамилия и имя уч-ся __________________________________

№1. Как называется движение воздуха вдоль земной поверхности?
А) ветер; Б) атмосфера; В) погода.

№2. Ночью в тёплое время года на берегу водоёма ветер дует…
А) с берега на водоём; Б) с водоёма на берег.

№3. Днём в тёплое время года на берегу водоёма ветер дует…
А) с берега на водоём; Б) с водоёма на берег.

№4. Ветер, который дует из Арктики, приносит …
А) тепло; Б) холод.

№5. Ветер, который дует от экватора, приносит …
А) тепло; Б) холод.

№ 6. Прибор для определения направления ветра, называется…
А) термометр; Б) флюгер; В) анемометр.

№ 7. Прибор для определения силы ветра, называется…
А) термометр; Б) флюгер; В) анемометр.

№ 8. Как называется очень сильный ветер?
А) умеренный; Б) бриз; В) ураган.

№9. Какую важную роль играет ветер в жизни людей?
А) срывает крыши домов, обрывает электрические провода;
Б) уносит из городов загрязнённый воздух;
В) поднимает высокую волну на море.

№10. Ветер гонит облака над поверхностью Земли, поэтому …

А) воздух всё больше и больше загрязняется;
Б) он разносит воду, так как в разных местах выпадают дождь, снег;
В) он мешает полётам птиц.

Тест №8. по теме «Полезные ископаемые»
Фамилия и имя уч-ся __________________________________
1. Какое из полезных ископаемых самое прочное?
а) глина б) гранит в) торф
2. При разрушении гранита образуется:
а) известняк б) торф в) песок
3. В шахтах добывают:
а) каменный уголь б) песок в) нефть
4. Какое полезное ископаемое образовалось из морских организмов?
а) известняк б) гранит в) песок
5. Из какого полезного ископаемого делают посуду?
а) из нефти б) из торфа в) из глины
6. Какое из полезных ископаемых не обладает горючестью?
а) торф б) железная руда в) уголь
7. Назови главное свойство глины:
а) пластичность б) плавкость в) прочность
8. Какое из полезных ископаемых используется в качестве подстилки для скота?
а) песок б) торф в) гранит
9. Жидкое полезное ископаемое:
а) природный газ б) торф в) нефть
10.Какое из полезных ископаемых залегает рядом с нефтью?
а) природный газ б) каменный уголь в) гранит
11. Главное свойство железной руды:
а) горючесть б) плавкость в) пластичность
12. Мел – это разновидность:
а) гранита б) торфа в) известняка
13) Какое из полезных ископаемых не используют в строительстве?

а) торф б) гранит в) известняк
14. Из какого полезного ископаемого изготавливают стекло?
а) из глины б) из песка в) из известняка

Тест №9 по теме «Лес и луг – природные сообщества»
Фамилия и имя уч-ся __________________________________
1.Лес называют природным сообществом, потому что…
а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;
б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;
в) весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными.
2.В лесу растения образуют ярусы:
а) верхний – мхи и лишайники , средний – деревья , нижний – кустарники;
б) верхний – деревья, средний – кустарники, нижний – травы, мхи и лишайники;
в) верхний – деревья, средний - травянистые растения, нижний – кустарники.
3.На деревьях обитают…
а) белки, дятлы, кедровки;
б) мыши, зайцы, медведи;
в) кроты, лоси, черви.
4. В лесной подстилке живут …
а) бактерии, насекомые и их личинки;
б) ежи, кроты, землеройки;
в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши.
6. На лугу растут…
а) мхи и лишайники;
б) кустарники и травянистые растения;
в) только травянистые растения.
7. На лугу живут …
а) трясогузки, шмели, кобылки;
б) шмели, совы, глухари; в) лебеди, рябчики, шелкопряды.
8. Растениями луга являются…
а) ландыш, осока, ягель;
б) тимофеевка, клевер, нивяник; в) черника, пион, типчак.
9. Птицы луга устраивают свои гнёзда …

а) на деревьях б) на земле в траве в) на кустарниках
10. Основной пищей для птиц луга являются…
а) травы б) грызуны в) насекомые
Тест №10 по теме «Водоёмы»
Фамилия и имя уч-ся __________________________________
1.К искусственным водоёмам относятся…
а) реки, моря, океаны; б) водохранилища, пруды, каналы;
в) ручьи, озёра, плавни.
2. Растения водоёма это…
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
б) брусника, черника, мох; в) кувшинка, ряска, тростник.
3.Санитарами пресного водоёма считают …
а) рака, беззубку; б) прудовика, катушку; в) клопа-водомерку, жука-плавунца.
4. Очищают водоёмы от бактерий и зелёных водорослей…
а) головастики; б) лягушки; в) рачки дафнии.
5. Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются…
а) люди; б) ондатры; в) бобры.
6. С водоёмами связана жизнь …
а) зябликов, трясогузок, соек; б) цапель, уток, гусей;
в) лебедей, тетеревов, сов.
7. Вода пресных водоёмов имеет зелёный цвет, потому что…
а) это плавает ряска;
б) много микроскопических водорослей; в) на дне много ила.
8. Хищниками пресных водоёмов являются…
а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;
б) караси, мотыли, раки; в) прудовики, головастики, бобры.
9. Водоём называют природным сообществом , потому что…
а) в нём богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
б) в нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;
в) в нём от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.
10. Какое растение превращается в торф?
а) ряска; б) стрелолист; в) мох сфагнум.
11. Какие болотные растения являются хищниками?
а) тростник; б) росянка; в) рогоз.

Тест№11 по теме « Человек-защитник природы»
Фамилия и имя уч-ся __________________________________

№1. Соедини стрелками названия озёр и верное утверждение
Озеро

Самое большое озеро

Фумарольное

в Европе

Озеро Байкал

Самое промёрзшее озеро

Озеро

Самое горячее

Ладожское

озеро

Озеро

Самое глубокое

Каспийское

озеро на Земле

Озеро

Самое большое

Таймыр

озеро на Земле

№2. Соедини стрелками верные утверждения.
Луг

Это природная фабрика торфа

Поле

Это «дом» дикорастущих
травянистых растений.

Болото

Это место, где заготавливают
древесину.

Лес

Это «дом» культурных растений.

№3. Где строят гидроэлектростанции?
а) на морях б) на реках в) на озёрах

№4. Главное богатство рек и озёр…
а) судоходство б) место отдыха в) пресная вода

№5. Весной поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву…
а) Нельзя. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погиба-ют подземные части многих
растений. Погибают в огне божьи коров-ки, гнезда шмелей, птиц. Нарушается круговорот веществ на лугу.
б) Можно. Освобождая луга от сухой прошлогодней травы, мы даем возможность лучше расти молодым
росткам. Насекомые от огня не страдают, так как они ещё прячутся в норках.

№6. Надо ли охранять болота?
а) Нет. Болото – это гибельное место для человека и животных.
б) Да. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды.

№7. Если вы хорошо плаваете, то…
а) Можно без взрослых идти к водоёму б) Нельзя без взрослых идти к водоёму.

Тест №12 по теме «Цепи питания»

Фамилия и имя уч-ся __________________________________
1. Кто рождает детёнышей и выкармливает их молоком?
а) звери б) птицы в) рыбы
2. Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?
а) личинка б) малёк в) головастик
3. Какое слово пропущено: яйцо – личинка - … бабочка?
а) куколка б) птенец в) икринка
4. Кто выводится у лягушек из икринок?
а) малёк б) личинка в) головастик
5. Какое слово пропущено: … - птенец – взрослая птица?
а) икринка б) яйцо в) малёк
6. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?
а) у всех насекомых бывают куколки
б) у кузнечика нет стадии куколки
7. Выбери верную цепь питания.
а) пшеница – орёл – змея – мышь б) орёл – мышь – пшеница – змея
в) пшеница – мышь – змея – орёл
8. Не все птенцы появляются на свет покрытые пухом?
а) да, не все б) нет, все
9. Что откладывают самки ящериц, черепах, ужей, змей?
а) икринки б) яйца
10. У каких зверей детёныши рождаются зрячими?
а) у белок б) у зайцев в) у кроликов
11. В красной книге цветными флажками отмечены исчезающие и редкие растения и животные.
Соедини верные утверждения.
Красными

Растения и животные, которые удалось спасти, но
они ещё малочисленны.

Жёлтыми

Растения и животные, которые находятся на грани
исчезновения

Зелёными

Растения и животные, численность которых
восстанавливается

Тест №13 по теме «Золотое кольцо»
Фамилия и имя уч-ся __________________________________
1. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского.
а) Ростов б) Ярославль в) Сергиев Посад

2.Город, который расположен на озере Неро.
а) Владимир б) Ростов в) Ярославль
3. Город, в котором Пётр I построил первую в России флотилию.
а) Ростов б) Кострома в) Переславль-Залесский
4. Город, который знаменит торговыми рядами.
а) Ростов б) Владимир в) Кострома
5. Город, в котором есть Золотые ворота.
а) Владимир б) Ярославль в) Ростов
6. Город, который знаменит колокольными звонами.
а) Владимир б) Ростов в) Суздаль
7. Город, в котором есть Троице-Сергиева лавра.
а) Ярославль б) Переславль-Залесский в) Сергиев Посад
8. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку.
а) лавра б) фреска в) шатёр
9. Город, основанный Владимиром Мономахом.
а) Кострома б) Ростов в) Владимир
10. Город, основанный Ярославом Мудрым.
а) Суздаль б) Ярославль в) Кострома
11. Город, основанный Юрием Долгоруким.
а) Переславль-Залесский б) Сергиев Посад в) Владимир
12. Кто такой Андрей Рублёв?
а) знаменитый монах
б) кораблестроитель
в) гениальный иконописец

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ
ТЕСТ №1

№1 (а); №2 (а); №3 (в); №4 (б); №5 (а); №6 (б);№7 (суша- коричневым, жёлтым, зелёным; вода- синим,
голубым); №8 (б); №9 (б); №10 (а); №11 (а); №12 (б); №13 (в).
ТЕСТ №2 №1 Вершина-место, где овраг начинается. Устье-место, где овраг заканчивается. Дно -самая
низкая часть оврага. Склоны-стороны оврага ; №2 Вершина, пологий склон, крутой склон, подошва; №3
Линия горизонта -линия, где небо как будто бы сходится с землёй; №4 Основные стороны: с.ю.з.в
промежуточные стороны: с-з, ю-з, с-в, ю-в.

ТЕСТ №3 №1 Дерево и собака; №2 Тела: машина, сахар, проволока, воздушный шар, лёд, вода. Вещества:
железо, вода, углекислый газ; №3 Твёрдые: камень, проволока, кусок сахара. Жидкие: капля воды, капля
молока. Газообразные: пузырёк воздуха, пар; №4 Твёрдые, жидкие, газообразные.
ТЕСТ №4 №1Жидкое: дождь, вода в реке. Твёрдое: лёд, снежинка, сосулька. Газообразное: туман. №2 (а,г,
д,ж,и); №3(а,в,д) ; №4(б); №5(в).
ТЕСТ №5 №1 (да); №2 (да);№3 (да); №4 (нет); №5 (да); №6 (да); №7 (нет); №8 (нет); №9 (нет); №10 (да);
№11 (да); №12 (да);
ТЕСТ №6 №1(а); №2(б); №3(а); №4(а); №5(б); №6(а); №7(а); №8(б); №9(а).
ТЕСТ №7 №1(а); №2(а); №3(б); №4(б); №5(а); №6(б); №7(а); №8(в); №9(б);№10(б).
ТЕСТ №8 №1(б); №2(в); №3(а); №4(а); №5(в); №6(б); №7(а); №8(а); №9(в); №10(а); №11(б); №12(в);
№13(а); №14(б).
ТЕСТ №9 №1(б); №2(б); №3(а); №4(а); №6(в); №7(а); №8(б); №9(б); №10(в).
ТЕСТ №10 №1(б); №2(в); №3(а); №4(в); №5(в); №6(б); №7(б); №8(а); №9(б); №10 (в); №11(б).
ТЕСТ №11 №1 Оз. Фумаральное - самое горячее. Оз. Байкал –самое глубокое. Оз. Ладожское- самое
большое в Европе. Оз. Каспийское- самое большое. Оз. Таймыр- самое промёрзшее; №2 Луг-дом
дикорастущих растений. Поле-дом культурных растений. Болото- природная фабрика торфа. Лес –место
для заготовки древесины; №3(б); №4(в); №5(а); №6(а); №7(б).
ТЕСТ №12 №1(а); №2(б); №3(а); №4(в); №5(б); №6(б); №7(в); №8(а); №9(б); №10 (б); №11 Красный цвет
– растения и животные, которые находятся на грани исчезновения. Жёлтый цвет - растения и животные,
которых удалось спасти, но они ещё малочисленны. Зелёный цвет - растения и животные, численность
которых восстанавливается.
ТЕСТ №13 №1(в); №2(б); №3(в); №4(в); №5(а); №6(б); №7(в); №8(б); №9(в); №10 (б); №11(а); №12 (в).

Аннотация к рабочей программе
по окружающему миру, 3 класс, УМК «ПНШ»
Нормативная база и УМК

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе
• Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС) (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в
образовательном процессе в МБОУ СОШ №3
 учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3
• Авторской программы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова «Окружающий мир, 3 класс:

— М.: Академкнига/ Учебник. 2013г.

Программа обеспечивается УМК «Перспективная начальная школа»
• Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. - М:
Академкнига/ Учебник. 2012.
• Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Тетрадь для самостоятельной
работы - М: Академкнига/ Учебник. 2020
• Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Хрестоматия. - М: Академкнига/
Учебник 2017.
• Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для
учителя. - М: Академкнига/ Учебник 2017.
Цели и задачи курса
Цели курса:
- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и
социальной среды и его места в этой среде как личности;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с
направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального
общего образования. Это прежде всего:
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его
жизненного опыта - опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни,
и опыта городской жизни - с развитой инфраструктурой, с разнообразными
источниками информации;
• последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных
на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные
признают на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научнопопулярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений,
физических опытов, простейших измерений;
• изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы,
человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях,
закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью
дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих
дисциплин;
• воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и
результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни,
формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного
поведения в природе, быту, обществе;
• охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Количество часов на изучение дисциплины

Количество часов в неделю -2 часа.
Количество часов в год – 68 часов.
Основные разделы дисциплины
1.Планета, на которой мы живём (12 ч)
2.Неживая природа (17ч)
3.Взаимосвязь неживой и живой природы (15 ч)
4.Природные сообщества (16 ч)
5.Наша страна Россия (8ч)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».