Рабочая программа по ОРКСЭ 4А класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса «Основы православной культуры» для 4 класса разработана
на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373, примерной программы
по «Основам православной культуры» - одного из шести модулей учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» и на основе программы общеобразовательных
учреждений для 4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики» (автор
Данилюк А. Я.). Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями,
включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки к
использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3,базисного учебного плана и
требований к результатам начального общего образования.
Включение в школьную программу курса «Основы православной культуры»,
имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных
мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции,
в то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в
общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших
культурологических,
этических,
правовых,
психологических,
дидактических
и
воспитательных проблем.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это
проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы
православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Вопросы, связанные с
введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры,
рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение,
поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с
социальным
окружением,
религиозными
объединениями,
признанием
свободы
вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на
современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного
воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного
учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию
нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной
жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в
глубь времен. Учащиеся начальной школы, прежде всего должны ознакомиться со
священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему
человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Цель курса «Основы православной культуры»: формирование у школьников
мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры» изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору родителей.
В данный УМК входят:
А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной
культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендованно
Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2010 г.

- Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных
культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство
«Просвещение» 2010 г
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели по 1 часу) – в 4 классах, в
соответствии с учебным планом ОУ.

Планируемые результаты изучения курса
«Основы православной культуры»
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных
задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение
общей
цели
и
путей
её
достижения,
умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

адекватно оценивать поведение свое и окружающих.


Предметные результаты

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения
в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной
культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (1 ч.)
Россия – наша Родина. Россия как государство. Россия как часть планеты Земля.
Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений.
Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.
Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Культура и духовные ценности
человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние
представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в
современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм,
буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное
искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных
религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии.
Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Раздел 2. Введение в православную культуру (28 ч.)
Человек и Бог в православии. Кого православная культура называет Творцом. Какие
дары получили от Творца люди. Как вера влияет на поступки человека. Вечные вопросы
человечества.
Православная молитва. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвыпросьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных
верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва
перед учением.
Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые
равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основное содержание: святые в христианской
традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и
распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга
христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.

Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане
относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса
Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают
истинным и вечным.
Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа.
Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало
проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды.
Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность.
Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе.
Пасха. Пасха – главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого
поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные
пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные
звоны.
Православное учение о человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое
«внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия
рассказывает о происхождении души христианина.
Совесть и Раскаяние. Заповеди. Что христиане считают добром, злом, грехом, что
такое совесть, раскаяние, покаяние. Христианские заповеди. Совесть. Божественное
происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл
заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим
людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей
православия.
Милосердие и сострадание. Кого христиане называют «ближним». Как христианин
должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская
добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать
человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.
Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений.
Почему главное правило этики называется «золотое».
Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни
православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения
архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов.
Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о
сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма.
Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.
Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания
фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение
иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как
произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности
изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в
иконописи. Символика цвета и света в иконописи.
Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные
свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о
сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в
человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение
православия в мире. Православие как традиционная религия России.

Подвиг. Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни
архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим
временем, здоровьем, даже жизнью.
Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане
благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства
Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема.
Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе.
Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих
взаимоотношений. Прощение, умение прощать.
Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса, совершенные
Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице.
Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в
бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.
Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих.
Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения.
Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда
миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства
причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и
духовная составляющие церковных таинств.
Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного
монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время.
Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила
монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря.
Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как
объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.
Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы.
Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется
милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное
воздействие на природу?
Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение
брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности – светский и церковный
праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и
смирение как христианские добродетели.
Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает
справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Какие
поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок
Пересвета с Челубеем.
Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое
первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может
совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.
Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы
национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь,
культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви.
Жертвенность как основа любви. Защита Родины.
Раздел 3. Подведение итогов курса (4 часа).

Творческая деятельность учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена
проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на
основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания
(творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характ

Тематическое планирование( 32 часа)
№
п /п

1.
2.
3.

Наименование

разделов

программы

Кол-во часов

Раздел 1. «Россия – наша Родина»
Раздел 2. «Основы православной культуры»
Раздел 3. «Подведение итогов курса»

1
28
1
30

Итого часов

Календарно - тематическое планирование(30 часа)
№
п/п

Номер
раздела и
номер
урока

Тема урока

Дата
Дата
(план.) (факт.)

Примечание
Причина
корректировки

1четверть-8 часов
Раздел 1. «Россия – наша Родина» (1 час)
1.

1.1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

8.

3.1

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

2.7
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
3.2.

17.

2.14.

06.09.
Россия - наша Родина
Раздел 2. «Основы православной культуры»(28часов)
13.09.
Культура и религия
20.09.
Человек и Бог в православии
27.09.
Православная молитва
04.10.
Библия и Евангелие
11.10.
Проповедь Христа
18.10.
Христос и Его Крест
Раздел3 « Подведение итогов курса»
1 часа
25.10
Творческие работы учащихся
2 четверть- 8 часов
08.11
Пасха
15.11
Православное учение о человеке
22.11
Совесть и раскаяние
29.11
Заповеди
06.12
Милосердие и сострадание
13.12
Милосердие и сострадание
20.12
Золотое правило этики
27.12
Творческие работы учащихся
3 четверть -10 часов
17.01
Храм

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

2.15.
2.16.
2.17.
2.18.
2.19.
2.20.
2.21.
2.22.

26.
27.
28.
29.

2.23.
2.24.
2.25.
2.26.

30.

2.27.

Икона
Как христианство пришло на Русь
Подвиг
Заповеди блаженства
Зачем творить добро?
Чудо в жизни христианина
Православие в Божием суде
Таинство Причастия Творческие работы
учащихся
4 четверть Монастырь
Отношение христианина к природе
Христианская семья
Защита Отечества Любовь и уважение к
Отечеству
Христианин в труде Творческие работы
учащихся

24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02
14.03
21.03
6
часов
11.04
18.04
25.04
16.04
23.05

С учётом праздничных и выходных дней-30 часа

Особенности контроля и оценки по основам религиозных культур и
светской этики
3.1. При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система
оценки.
Подходы к оцениванию могут быть представлены системой вербального
поощрения,
похвалой, одобрением.
3.2. Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает
предметные,
метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов усвоения курса
Инструментарий
Предметные результаты:
- знание и принятие ценностей;
- тесты,
- понимание светской и религиозной
- составление словарей терминов и
морали
для
выстраивания контрольно
измерительные
конструктивных понятий, отношений; материалы,
- осознание и принятие нравственной
- защита проектов.
нравственности и духовности в жизни.
Метапредметные результаты
- творческие работы,
- участие в конференциях,
- диспуты,
- ролевые игры,
- тесты,
- тренинги.
Личностные качества
- диагностика качеств личности,
- портфолио.
Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и
диагностику личностных изменений учащихся. Для диагностики теоретических
знаний разрабатываются тестовые задания всех видов, анкеты, викторины,
кроссворды. Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется
мониторинг духовнонравственного развития учащихся 4-ых классов, ведѐтся
Портфолио ученика. Портфолио ученика представляет собой подборку личных
работ ученика, в которые могут входить творческие работы, лучшие работы,
отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационносправочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения,
проектные работы и пр.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».