Рабочая программа по ИЗО 4Б класс

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса первой ступени
образования
составлена
на
основе
Федерального
государственного
общеобразовательного
стандарта
начального
общего
образования,
утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 ,
примерной программы по изобразительному искусству и рабочей программы
«Изобразительное искусство» авторов Б.М. Неменского, Л. А. Неменской,
Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в
федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в
образовательном процессе в МБОУ СОШ №3,базисного учебного плана и требований к
результатам начального общего образования.
Изучение изобразительного искусства в 4 классе направлено на достижение
следующих целей:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями;
- развитие общих художественных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного и пространственного мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально - ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;
.
Учебно-методический комплект, использующийся для реализации рабочей
учебной программы.
Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций / Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – 4-е изд. – М.
: Просвещение, 2014
Место учебного предмета в учебном плане.
В федеральном базисном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе
начальной школы отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана: на 34 часа в
год в 4 классе
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Изобразительное искусство»
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе
должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
 овладение навыками
коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;

 умение

обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень
сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
 использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т.д.;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
 освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;

 умение

рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную
художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры
разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты
природы, человека, народных традиций;
 умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и
традиционной культуры;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
 умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества
для современного общества;
 выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В итоге освоения программы учащиеся должны:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на
плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в
объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с
использованием различных художественных материалов;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах
искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративноприкладные и народные формы искусства;
- развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности,
эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности
человека;
- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой
деятельности;
- освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь,
акварель, пастель, мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства,
начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и общества;
- научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных
произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно
использовать художественные термины и понятия;
- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести
навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной
художественной деятельности;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения
растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и
пространственных построений, первичные представления об изображении человека на
плоскости и в объеме;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла,
выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной
деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности
человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного
мира,

- сформировать представления о деятельности художника в синтетических и
зрелищных видах искусства (в театре и кино).
Содержание
ИСТОКИ ИСКУССТВА ТВОЕГО НАРОДА (9 ч)
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей
средней полосы, выявление его особой красоты.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из
бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические
образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад
— лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на
прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы
(гуашь, кисти).
Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы...
Деревянное
церковное
зодчество.
Изображение
деревни
—
коллективное панно или индивидуальная работа.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это
выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем
соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской
красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть
повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы
счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно.
Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в
детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При
наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или
лепных фигур для уже созданной «деревни».
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник
урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч.)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый
город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь
народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать»
крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной
стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно
раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка
крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант
выполнения задания.
Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись
архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция,
символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
.Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки»
древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие
воинов.
Древние города Русской земли.
Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова,
Владимира, Суздаля и других. Изображение разных характеров русских городов.
Практическая работа или беседа.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение
интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (10 ч.)
Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию
многообразия художественных культур мира.
Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с
детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира:
это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример
культуры Востока. Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию.
Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно
многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов,
сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.
Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это
пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа.
Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ
культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход,
Одиссей, аргонавты и т. д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер
построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и
красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на
примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой
всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с
человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность
Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и
участников шествия (фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о
дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как
характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов
(полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры
или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его
физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка
дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных
черт лица, прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем».
Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа
«главного художника» работает над фоном панно.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел
свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей
общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с
подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения
(предметный мир).
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей
темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не
запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых
детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать
учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей
работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у
разных народов очень разные.
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8ч.)
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый
этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства
ребенком.
Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте
явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и
праздники — разное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество
столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны—
от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов
понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при
любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами
Земли как одинаково прекрасное.
Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для
всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не
подчиненных внешним условиям природы и истории.
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных
народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие
произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство,
ласку, их отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой
выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление
выразить его внутренний мир.
Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя.
Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через
искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому
горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное
животное, погибшее дерево и т. д.).
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной
красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения
изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о
счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
Тематическое планирование
4 класс
(30 часов, 1 час в неделю)
№

Наименование разделов и тем

1
2
3
4

Истоки искусства твоего народа
Древние города нашей земли
Каждый народ - художник
Искусство объединяет народы
Итого

Количество часов
9
8
8
5
30

Календарно – тематическое планирование

№
п/п

Номер
раздела
и темы
урока

Название темы урока

Колво
часов

Дата
по
плану

Дата
факт.

1 четверть -9 часов
Р а з д е л 1. Истоки родного искусства (9 часов)
1

1.1

Каждый народ строит,
украшает, изображает

1

07.09

2

1.2

Пейзаж родной земли.

1

14.09

3

1.3

Деревня – деревянный мир.

1

21.09

4

1.4

Красота человека.

1

28.09

Примечание

5

1.5

6

1.6

7

1.7

8

1.8
1.9

Изображение женских и
мужских образов в
народных костюмах.
Красота человека.
Изображение сцен труда из
крестьянской жизни

1

05.10

1

12.10

Народные праздники

1

19.10

Родной угол.

1

26.10

Древние соборы

9

09.10

2 четверть-8 часов
Р а з д е л 2. Древние города нашей земли (8 часов)
Города Русской земли

1

2.2.

Города Русской земли
Новгород, Псков.

1

23.11

12

2.3.

Города Русской земли,
Владимир и Суздаль,
Москва

1

30.11

13

2.4.

Узорочье теремов.

1

07.12

14

2.5.

Праздничный пир в
теремных палатах

1

14.12

15

2.6.

Страна восходящего солнца.

1

21.12

16

2.7.

Страна восходящего солнца.
Образ художественной
культуры Японии.

1

28.12

17

3.1.

Народы гор и степей

1

18.01

10
11

2.1.

16.11

3 четверть – 9 часов
Р а з д е л 3. Каждый народ — художник (9 часов)
18

3.2.

Народы гор и степей

1

25.01

19

3.3.

Города в пустыне

1

01.02

20

3.4.

Города в пустыне

1

08.02

.

3.5.

Древняя Эллада

1

15.02

3.6.

Древняя Эллада

1

22.02

23

3.7.

Европейские города
Средневековья

1

01.03

24

3.8.

Все народы воспевают
материнство

1

15.03

25

3.9.

Все народы воспевают
мудрость старости.

1

22.03

21
22

.

4 четверть- 5 часов
Р а з д е л 4. Искусство объединяет народы (5 часов)
26

4.1.

Сопереживание – великая
тема искусства.

1

27

4.2.

Сопереживание – великая
тема искусства.

1

19.04

28

4.3.

Герои, борцы и защитники.

1

26.04

29

4.4.

Юность и надежды

1

17.05

30

4.5.

Праздник искусства
« Здравствуй, лето!»

1

24.05

12.04

.

Особенности контроля и оценки по изобразительному искусству
 Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на
практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой
все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
 Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его
допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
 Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
 Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».