Рабочая программа по ИЗО 6 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе

составлена на основе федерального

государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ
Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10. №1897), закона РФ «Обобразовании»,
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы №3 города Каменск - Шахтинский, федерального перечня учебников,
рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ
№3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3,с учетом примерной программы основного
общего образования Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»:
прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2012, учебника «Изобразительное искусство.
Искусство в жизни человека. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений
/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского-М.: Просвещение, 175 с.
Цели и задачи.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического
освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального
образа реальности и произведений искусства;
 освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
 формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
 развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в
ситуации неопределенности;
 формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды и понимании красоты человека;
 овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть
реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе
его эмоционально-нравственной оценки;
 овладение основами культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной,
бытовой и производственной среды.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный
учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе -34 часа, из
расчета 1 учебный час.
В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., №
1403) (приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики г. Белгорода) в рабочую
программу внесены изменения в объёме
20 %: введено рисование с натуры натюрморта из
геометрических тел, выполнение декоративного натюрморта, силуэт, портрет сказочного героя,
пейзаж в технике коллажа (коллективная работа).
Класс -6
Количество часов в неделю -1 час
Количество часов в год -35 час


Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражают
индивидуальные, общественные и государственные потребности и включают:
1. Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития
опыта участия в социально значимом труде;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, языковое, культурное, духовное
многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми младшего и старшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
2. Метапредметные результаты:
А) регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижений целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Б) познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
В) коммуникативные УУД
Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции).
3.Предметные результаты:
Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
Развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира,
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого выражения;
Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;
Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств; изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах(театр и кино);
Приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства;
Формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации
контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и
учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в
нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного

образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания –
мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1. Входной контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности.
2. Рубежный контроль в форме практической работы и теста. С помощью этого контроля
возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление
результатов обучения на отдельных его этапах.
3. Итоговый контроль.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих
методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточкизадания).
Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый,текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована
плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая
идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует
выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа,
чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Освоение основной образовательной программы основного общего образования предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения
обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и
предметных.
В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной
информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Поэтому в
текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные
учеником, с оценками типа:
-«зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об
освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона
(круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
-«хорошо», «отлично» – оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на
уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте
(или избирательности) интересов.
Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5 балльной
шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение
опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка,
как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).

В процессе обучения ученик 6 класса
научится

получит возможность научиться

Раздел: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка».

-Называть пространственные и временные виды
искусства и объяснять, в чём состоит различие
временных и пространственных видов искусства.

Характеризовать три группы пространственных
искусств: изобразительные, конструктивные и
декоративные, объяснять их различное
назначение в жизни людей.

-Иметь представление о роли художественного
материала в построении художественного образа. -Характеризовать и объяснять восприятие
произведений как творческую деятельность.
-Различать виды рисунков по их целям и
художественным задачам.
-Овладевать начальными навыками рисунка с
натуры, размещения рисунка в листе.
-Представлять выразительные возможности
линии. –
-Объяснять, что такое ритм и его значение в
создании изобразительного образа.
-Осуществлять на основе ритма тональных пятен
собственный художественный замысел,
связанный с изображением состояния природы
(гроза, туман, солнце и т.д.)

-Называть и давать характеристику основным
графическим и живописным материалам. –
-Рассматривать, сравнивать и обобщать
пространственные формы.
-Выбирать характер линий для создания ярких,
эмоциональных образов в рисунке.
-Называть линейные графические рисунки
известных художников.
-Развивать аналитические возможности глаза,
умение видеть тональные отношения (светлее
или темнее).

-Объяснять значения: основной цвет, составной
цвет, дополнительный цвет; объяснять
воздействие цвета на человека.

-Осваивать навыки композиционного мышления
на основе ритма пятен, ритмической организации
плоскости листа.

-Сравнивать цветовые пятна по тону, смешивать
краски, получать различные оттенки цветов. –

-Сравнивать особенности символического
понимания цвета в различных культурах.

-Объяснять понятия: цветовые отношения,
тёплые и холодные цвета, цветовой контраст,
локальный цвет, сложный цвет, «колорит».

-Объяснять значение понятий: цветовой круг,
цветотональная шкала, насыщенность цвета.

-Называть виды скульптурных изображений,
объяснять их назначение в жизни людей.
-Осваивать простые навыки в процессе создания
объёмного изображения животных различными
материалами.

-Развивать навык колористического восприятия
художественных произведений, умение
любоваться красотой цвета в произведениях
искусства и в реальной жизни.
-Характеризовать основные скульптурные
материалы и условия их применения в объёмных
изображениях.
-Рассуждать о средствах художественной
выразительности в скульптурном образе.

Раздел: «Мир наших вещей. Натюрморт».
Рассуждать, о роли воображения и фантазия в
художественном творчестве и в жизни человека.
-Различать разные способы изображения
предметов (знаковых, плоских, объёмных и т.д.).
-Осваивать простые композиционные умения
организации изобразительной плоскости в
натюрморте.
-Характеризовать понятие простой и сложной
пространственной формы.
-Называть основные геометрические фигуры и
геом. объёмные тела.
-Строить изображения простых предметов по
правилам линейной перспективы.
-Создавать линейные изображения геом. тел и
натюрморт с натуры геом. тел.
-Осваивать основные правила объёмного
изображения предмета (свет, тень, рефлекс,
падающая тень).
-Передавать с помощью света характер формы и
эмоциональное напряжение в композиции
натюрморта.
-Различать графические техники. Понимать и
объяснять, что такое гравюра, каковы её виды. –
-Выражать цветом в натюрморте собственное
настроение и переживания.
-Выбирать и использовать различные худ.
материалы для передачи собственного худ.
замысла при создании натюрморта.

Понимать и объяснять условность
изобразительного языка и его изменчивость в
ходе истории человечества.
-Выделять композиционный центр в собственном
изображении.
-Получать навыки художественного изображения
способом аппликации.
-Выявлять конструкцию предмета через
соотношение простых геом. фигур. Изображать
сложную форму предмета (силуэт).
-Объяснять перспективные сокращения в
изображении предметов.
-Определять понятия: линия горизонта, точка
зрения, точка схода вспомогательных линий,
взгляд сверху, снизу, сбоку, а также использовать
их в рисунке.
-Характеризовать освещение как важнейшее
выразит. средство ИЗО, как средство построения
объёма предметов и глубины пространства.
-Приобретать опыт восприятия графических
произведений, выполненных в различных
техниках известными мастерами.
-Приобретать представление о разном видении и
понимании цветового состояния изображаемого
мира в истории искусства.
-Понимать значение отечественной школы
натюрморта в мировой худ. культуре.

Раздел: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве».
Понимать изменчивость образа человека в
истории. -Называть имена нескольких великих
художников-портретистов.

Различать виды портрета (парадный и
лирический).

-Понимать и объяснять роль пропорций.

-Приобретать навыки создания портрета в
рисунке и средствами аппликации.

-Изображать голову человека в процессе
творческой работы.

-Вглядываться в лица людей, в особенности
личности каждого человека.

-Представлять индивидуальные особенности при
общих закономерностях строения головы
человека. –

-Создавать зарисовки объёмной конструкции
головы.

-Воспринимать скульптурный портрет. Называть
великих скульпторов-портретистов.
-Выполнять наброски и зарисовки близких
людей, передавать индивидуальные особенности
человека в портрете.

-Получать представление о выразительных
средствах скульптурного образа.
-По-новому видеть индивидуальность человека.
-Получать представление о графических
портретах мастеров разных эпох, о разнообразии
графических средств в решении образа человека.

-Рассуждать о задачах художественного
преувеличения, о соотношении правды и
вымысла в художественном изображении.

-Видеть индивидуальный характер человека,
творчески искать средства выразительности для
его изображения.

-Различать освещение «по свету», «против
света», боковой свет.

-Видеть и характеризовать различное
эмоциональное звучание образа при разном
источнике и характере освещения.

-Создавать различными материалами портрет в
цвете.
-Узнавать и называть несколько портретов
великих мастеров-портретистов.

-Анализировать цветовой строй произведений
как средство создания худож. образа.

-Создавать портретный образ близкого человека
(автопортрет).

-Понимать значение великих портретистов для
характеристики эпохи и её духовных ценностей.
–

-Узнавать и называть основные вехи в истории
развития портрета в отечественном
искусстве XXвека.

-Рассуждать о соотношении личности
портретируемого и авторской позиции
художника в портрете.
-Приводить примеры известных портретов
отечественных художников.
-Рассказывать о содержании и композиционных
средствах его выражения в портрете.

Раздел: «Человек и пространство в изобразительном искусстве».
Называть и различать жанры в изобразительном
искусстве.
-Различать способы изображения пространства,
представлять перспективу как средство
выражения в ИЗО разных эпох.
-Изображать перспективные сокращения в
зарисовках наблюдаемого пространства.
-Объяснять понятия: «картинная плоскость»,
«точка зрения», «линия горизонта», «точка
схода», «вспомогательные линии».
-Изображать уходящее вдаль пространство,
применяя правила линейной и воздушной
перспективы.

Объяснять разницу между предметом
изображения, сюжетом и содержанием
изображения.
-Получать представление о мировоззренческих
основаниях правил линейной перспективы как
художественного изучения реально
наблюдаемого мира.
-Объяснять правила воздушной перспективы.
-Экспериментировать на основе правил линейной
и воздушной перспективы в изображении
большого природного пространства.
-Характеризовать направления импрессионизма и
постимпрессионизма в истории ИЗО.

-Различать и характеризовать эпический и
романтический образы в пейзажных
произведениях живописи и графики.

-Приобретать умения и творческий опыт в
создании композиционного живописного образа
пейзажа своей Родины.

-Передавать в цвете состояние природы и
настроения человека.
-Называть имена великих русских живописцев и
узнавать известные картины.

-Получать представление о произведениях
графического пейзажа, о развитии жанра
городского пейзажа в европейском и русском
искусстве.

-Овладевать навыками композиционного
творчества в технике коллажа.

-Рассуждать о месте и значении ИЗО в культуре,
в жизни общества, в жизни человека.

-Создавать пейзажные зарисовки.

-Объяснять творческий и деятельностный
характер восприятия произведений искусства на
основе худ. культуры зрителя.

-Представлять взаимосвязь реальной
действительности и её худож. отображения, её
претворения в худ. образ.

Содержание учебного предмета
Тема «Изобразительное искусство в жизни человека»
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и
«зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ
художественного познания. Культуро строительная роль изобразительного искусства, выражение
ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как
части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений
искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка
служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при
сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его
образному содержанию.
- Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
- Рисунок- основа изобразительного творчества
- Линии и ее выразительные возможности. Ритм линий (Входной контроль)
- Пятно как средство выражения. Ритм пятен
- Цвет. Основы цветоведения
- Цвет в произведениях живописи
- Объемные изображения в скульптуре
- Основы языка изображения
- Реальность и фантазия в творчестве художников
Мир наших вещей. Натюрморт
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как
творческая лаборатория художника.
 Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
 Художественно- выразительные средства изображения предметного мира (композиция,
перспектива, форма, объем, свет).
 - Изображение предметного мира - натюрморт
 - Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
 - Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
 - Освещение. Свет и тень
 - Натюрморт в графике (рубежный контроль)
 - Цвет в натюрморте
 - Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Вглядываясь в человека. Портрет

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета
разных эпох. Содержание портрета- интерес к личности, наделенной индивидуальными
качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно- выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем,
свет).

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
 - Образ человека — главная тема искусства
 - Конструкция головы человека и ее пропорции
 - Изображение головы человека в пространстве





















- Графический портретный рисунок
- Портрет в скульптуре
- Сатирические образы человека
- Образные возможности освещения в портрете
- Роль цвета в портрете
- Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20 века (обобщение
темы).
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний
художника.
Историческое развития жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в
произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия
горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
- Жанры в изобразительном искусстве
- Изображение пространства Правила построения перспективы. Воздушная
перспектива
- Пейзаж - большой мир. Пейзаж - настроение. Природа и художник.
- Пейзаж в русской живописи (итоговый контроль)
- Пейзаж в графике
- Роль колорита в пейзаже
- Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Тематическое планирование
№
Название темы раздела
раздела
п/п
Виды изобразительного искусства и основы образного
1
языка.
Мир наших вещей. Натюрморт.
2
Вглядываясь в человека. Портрет.
3
Человек и пространство в изобразительном искусстве.
4
Всего

Количество часов
8
8
10
9

35

Календарно - тематическое планирование 6 класс
№
п/п

Номер
раздела
и темы
урока

1

Тема урока

Коли
честв
о
часов

Виды изобразительного искусства и основы
образного языка.

8

Примечание
Дата
(план)

(фак
т)

1

1.1

Изобразительное искусство и семь
пластических искусств.

1

02.09.2021

2

1.2

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1

09.09.2021

3

1.3

Линия и её выразительные возможности.

1

16.09.2021

4

1.4

Пятно как средство выражения. Композиция
как ритм пятен.

1

23.09.2021

5

1.5

Цвет. Основы цветоведения.

1

30.09.2021

6

1.6

Цвет в произведениях живописи.

1

07.10.2021

7

1.7

Объёмные изображения в скульптуре.

1

14.10.2021

8

1.8

Основы языка изображения.
Контрольная работа

1

21.10.2021

Мир наших вещей. Натюрморт.

8

2
9

2.1

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

28.10.2021

10

2.2

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

11.11.2021

11

2.3

Понятие формы. Многообразие форм
окружающего мира.

1

18.11.2021

12

2.4

Изображение объёма на плоскости и линейная
перспектива.

1

25.11.2021

13

2.5

Освещение. Свет и тень.

1

02.12.2021

14

2.6

Натюрморт в графике.

1

09.12.2021

15

2.7

Цвет в натюрморте.

1

16.12.2021

16

2.8

Выразительные возможности натюрморта
(обобщение темы).

1

23.12.2021

Вглядываясь в человека. Портрет.

10

3

Дата

17

3.1

Образ человека – главная тема в искусстве.

1

30.12.2021

18

3.2

Конструкция головы человека и её пропорции.

1

13.01.2022

19

3.3

Изображение головы человека в пространстве.

1

20.01.2022

20

3.4

Графический портретный рисунок и
выразительный образ человека.

1

27.01.2022

21

3.5

Портрет в скульптуре.

1

03.02.2022

22

3.6

Сатирические образы человека.

1

10.02.2022

Причина
корректировк
и

23

3.7

Образные возможности освещения в портрете.

1

17.02.2022

24

3.8

Портрет в живописи.

1

24.02.2022

25

3.9

Роль цвета в портрете.

1

03.03.2022

3.10

Великие портретисты (обобщение темы).

1

10.03.2022

Человек и пространство в изобразительном
искусстве.

9

26
4
27

4.1

Жанры в изобразительном искусстве.
Контрольная работа

2

17.03.2022
24.03.2022

28

4.2

Изображение пространства.

1

07.04.2022

29

4.3

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

14.04.2022

30

4.4

Пейзаж – большой мир. Организация

2

21.04.2022

изображаемого пространства.

28.04.2022

31

4.5

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

1

05.05.2022

32

4.6

Городской пейзаж.

1

12.05.2022

33

4.7

Выразительные возможности
изобразительного искусства. Язык и смысл.
Контрольная работа

1

19.05.2022

С учетом праздничных и выходных дней – 35 часа

Отметки выставляются на основе планируемых результатов и с учетом индивидуального роста
каждого ученика:
Отметка «5»
- полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты
изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное ;
- полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их
изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;
- вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет творческую работу, соблюдая все
правила композиции, цветового решения, форму предмета и т.д.
- ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности ;
- может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи;
- правильно применяет приемы и изученные техники рисования;
- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической
последовательности, качественно и творчески;
- уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения;
- учебная задача по методу полностью выполнена.
Отметка «4»
- полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности
второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
- полностью овладел программным материалом, но при выполнении рисунка испытывает небольшие
затруднения в передаче света, тени, полутени и т.д.
- при выполнении рисунка и творческих работ допускает ошибки второстепенного характера,
которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных
пояснений.
- допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой
подсказкой учителя;
- работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
- уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные
отклонения);
- учебная задача по методу выполнена.
Отметка «3»
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
- основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных условностей
изображений усвоил;
- обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно;
- в рисунке допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и помощью учителя.
- владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом
применении при выполнении рисунка;
- понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки;
- работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.
- уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения;
- учебная задача по методу в основном выполнена (или выполнена не полностью)
Отметка «2»
- допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока;
- обнаруживает полное незнание учебного материала.
- обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
- допускает существенные ошибки в рисунке, которые не может исправить даже с помощью учителя.
- не знает основных элементов процесса рисования;

- не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными
фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.
- уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения;
- учебная задача по методу не выполнена (или выполнена не полностью)
- уровень художественной грамотности не может быть оценен, поскольку учебная задача по методу
сознательно не выполнялась.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
для 6 класса

Тесовая работа 6 класс I четверть
Темы: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

Цель: Обобщение и систематизация знаний.
1.Какие виды пластических искусств относятся к изобразительным?
графика
1.
2.
3.
4.

архитектура
дизайн
живопись
скульптура

2. Запишите последовательность цветов спектра.
3.Какой цвет не относится к основным цветам?
1.
2.
3.
4.

красный
желтый
зелёный
синий

4.Какой цвет не относится к составным цветам?
1.
2.
3.
4.

оранжевый
зеленый
фиолетовый
жёлтый

5.В цветовом круге дополнительные цвета находятся:
1. строго напротив друг друга
2. рядом друг с другом

6.Чтобы получить светлоту нужно добавить:
1. А.жёлтый цвет
2. белый цвет
3. серый цвет

7.Колорит это:
1. световые волны определённой длины
2. полярное противопоставление
3. взаимосвязь всех цветовых элементов

8.К ахроматическим цветам не относится:

1. чёрный
2. белый
3. коричневый

9.Основа выразительности скульптуры:
1. объёмные формы
2. линия
3. цвет

10.Основной жанр станковой скульптуры:
1. анималистический
2. портретный
3. бытовой

Тесовая работа 6 класс II четверть
Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт»

Цель: Обобщение и систематизация знаний.

1.Как называется жанр изобразительного искусства, в котором изображают
неодушевлённые предметы, организованные в группу?
1.
2.
3.
4.

пейзаж;
живопись;
портрет;
натюрморт.

2.Натюрморт - это вид изобразительного искусства?
1. да;
2. нет.

3.Материалы, используемые в графике
1.
2.
3.
4.

акварель;
пластилин;
карандаш, уголь, фломастеры;
гуашь

4.Выразительные средства в живописи
1. линия, штрих;
2. объём;

3. цветовое пятно, мазок, колорит, композиция;
4. мазок;

5.Когда и где сформировался натюрморт как самостоятельный жанр?
1. в Древней Греции;
2. в конце 16 – начале 17в в Голландии.

6.Продолжи предложение: « Геометрическое тело ……. ».
1.
2.
3.
4.

плоское;
большое;
объёмное;
круглое.

7.Как переводится слово КОНСТРУКЦИЯ?
1. геометрические тела;
2. взаимное расположение частей предмета, их соотношение;
3. геометрические фигуры разной величины.

8.Чему учат правила перспективы?
1. передавать объём;
2. отображать на плоскости глубину пространства;
3. правильно рисовать графическими материалами.

9.Наиболее светлое пятно на освещённой поверхности предмета:
1. контраст;
2. блик;
3. рельеф.

10.Светотень - это:
1. отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого;
2. тень, уходящая в глубину;
3. способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.

Тестовая работа по ИЗО в 6 классе за III четверть.
Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

Цель: Обобщение и систематизация знаний.
1. Портрет - это:

1.
2.
3.
4.

изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности;
изображение одного человека или группы людей;
образ определённого реального человека;
все варианты верны.

2. В каких видах изобразительного искусства создаются портреты?

____________, ____________, ____________, ____________, ____________.

3. При создании портрета, главной задачей художника является:
1. правдивое изображение модели;
2. банальное копирование внешности портретируемого - одежда, прическа,

украшения;
3. передача его внутреннего мира, характера.

4. По назначению, на какие группы было принято делить портреты:
1.
2.
3.
4.

парадный;
силуэтный;
камерный;
праздничный.

5. Парадный портрет имел целью показать:
1. индивидуальные особенности (используется поясное, погрудное, оплечное

изображение, фигура зачастую даётся на нейтральном фоне);
2. общественное положение (как правило, в полный рост, фигура обычно даётся на

архитектурном или пейзажном фоне).

6. Разворот головы персонажа в «профиль» - это:
1. вид спереди;
2. вид сбоку;
3. вид пол оборота.

7. Положение персонажа в картине А.А.Дайнеки «Девочка у окна» уч. 6 кл. с.35:
1. поясное;
2. в полный рост;
3. погрудное.

8. Как переводится слово конструкция?
1. геометрические тела;
2. взаимное расположение частей предмета, их соотношение;
3. геометрические фигуры разной величины.

9. Пропорции- это:
1. равенство двух отношений;
2. несоответствие с чем-либо в количественном отношении;
3. соотношение величин частей, составляющих одно целое.

10. Какие основные правила построения портрета вы знаете?
1. На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста

волос?
2. Если смотреть на голову спереди, то горизонтальная линия – ось глаз – проходит
3.
4.
5.
6.
7.

точно…..
Разделив нижнюю часть овала пополам – получим….
Чему равно расстояние между глазами?
Что равно расстоянию от одного зрачка до другого?
Что расположено между линией бровей и линией основания носа?
Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до
основания носа?

11. Светотень - это:
1. отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого;
2. тень, уходящая в глубину;
3. способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.

12. Скульптура – это:
1. вид изобразительного искусства;
2. жанр изобразительного искусства.

13. По назначению, на какие группы принято делить скульптуры:
1. монументальные;
2. каменные;
3. камерные;

4. глиняные.

14. Бюст - это скульптурный портрет, у которого:
1. одна голова с шеей (герма);
2. целая фигура, с головы до ног (статуя);
3. голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь.

15. При изображении сатирических образов человека необходимо чувство:
1.
2.
3.
4.

меры;
злорадства;
правды;
ненависти.

16. Роль цвета в портрете:
1. помогает выявить конструкцию, подчеркнуть или скрыть форму, зрительно

уменьшить или увеличить, сузить или растянуть форму;
2. уничтожает монотонность, меняет зрительное восприятие;
3. верны все варианты ответов.

Система оценивания заданий с 1-9 работы по 1 баллу, 10 работа - 3 балла.

Итоговый тест

Цель: Обобщение и систематизация знаний.

1.Какие из перечисленных искусств являются пространственными:
а) конструктивные
б) музыка
в) театр
г) декоративно – прикладное

д) изобразительные
е) литературые
2. Какие из перечисленных понятий являются видами изобразительного искусства?
а) театр
б) живопись
в) орнамент
г) графика
д) скульптура
е) дизайн
3. Из представленных изображений выбери произведение декоративно прикладного
искусства

А)

Б)

В)

4. Какое из представленных картин не является живописным произведением?

А)

Б)

В)

Г)

Д)

5. Выразительными средствами графики являются:
а) Линия , пятно, ритм
б) Пятно, цвет, ритм,
в) Обьем, цвето- тень
г) пропорция , контраст,
6. Какие из перечисленных материалов относятся к живописным?
а) масло
б) акварель
в) сангина
г) глина
д) уголь
е) пастель
ж) темпера
7.Что является главным в языке живописи?
а) тип штриха
б) характер мазка
в) светотень
г) цвет

д) колорит
е) контраст
8.В каком жанре создана картина И.Левитана «Золотая осень»

а) батальный жанр
б) анималистический жанр
в) в жанре натюрморт
г) в жанре пейзаж
9. Что из перечисленного является наиболее типичным художественным материалом для
графики:
а) гуашь
б) карандаш
в) глина
г) акварель
д) тушь
10. В какой художественной деятельности получил широкую известность И. И. Шишкин?
а) живопись
б) иконопись
в) архитектура
г) скульптура

11. Какой жанр изобразительного искусства здесь представлен?

а) Портрет
б) Пейзаж
в) Натюрморт
г) а и в

12.Портрет - это:
а) изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности;
б) изображение одного человека или группы людей;
в) образ определённого реального человека;
г) все варианты верны
13. По назначению, на какие группы было принято делить портреты:
а) парадный

б) силуэтный
в) камерный
г) праздничный.
14. Светотень - это:
а) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого;
б) тень, уходящая в глубину;
в) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.

15. При изображении сатирических образов человека необходимо чувство:
а) меры
б) злорадства
в) правды
г) ненависти
д) комедийности
16. Роль цвета в портрете:
а) помогает выявить конструкцию, подчеркнуть или скрыть форму, зрительно уменьшить
или увеличить, сузить или растянуть форму;
б) уничтожает монотонность, меняет зрительное восприятие;
в) верны все варианты ответов
17. Какое из представленных изображений лишнее

А)

В)

Б)

Г)

18. Посмотри и определи какой вид портрета представлен?
А) камерный портрет
Б) парадный портрет
В) групповой

19 . Какой вид изобразительного искусства представлен?
А) Живопись

Б) Скульптура
В) Архитектура
20. Гуашь-это материал, какого вида ИЗО?
а) живописи
б) скульптуры
в) архитектуры
21. Рассмотри и определи жанр?
а) анималистический
б) зооморфный
в) антропологический

22. Круглой называется скульптура
а) Объемная, рассчитанная на восприятие с разных точек зрения
б) имеющая круглую форму
в) шарообразных, округлых очертаний
23. В чем отличие рельефа и круглой скульптуры?
а) Больших отличий нет
б) Рельеф располагается на плоскости, круглая скульптура рассчитана на восприятие с
разных точек зрения
в) Рельеф не является видом скульптуры
24. Какую линию горизонта применила 3. Серебрякова в
своей картине "Беление холста"

а) низкую линию горизонта
б) среднею линию горизонта
в) высокую линию горизонта
25. Какую перспективу использовал А. Рублев при
росписи иконы «Троица»

а ) Прямая линейная перспектива
б) Обратная линейная перспектива
в) Панорамная перспектива


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».