Рабочая программа по ИЗО 8 класс

«Пояснительная записка»
Рабочая программа по изобразительному искусству в 8 классе
составлена на
основефедерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10. №1897), закона РФ
«Обобразовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №3 города Каменск - Шахтинский, федерального перечня
учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в
МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, с учетом примерной
программы «Изобразительное искусство», 11-е издание, «Просвещение» под редакцией и
руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского
Цели и задачи:
Познавательная цель предполагает:
развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации
в художественном, нравственном пространстве культуры;
получение представления о роли в культуре современного мира визуальных синтетических
искусств, возникающих на базе изобразительного искусства в следствии технической эволюции
изобразительных средств;
о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографиях и экранных
искусствах;
о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Социокультурная цель изучения предмета «Изобразительное искусство» включает
формирование коммуникативных компетенций учащихся, как показателя общей культуры
человека и способствует тому, чтобы, подросток смог воспринимать произведения
изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна с
чувством уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России
и других стран и доносить свою позицию до других: оформляя свою мысль посредством рисунка.
Задачи:
Расширение художественно-эстетического кругозора.
Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие
произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства.
Приобщение к достижениям мировой художественной культуры.
Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов.
Создание художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.
Освоение простых технологий дизайна и оформительского искусства.
Освоение закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные
закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы,
Умение видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в
рисунках.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа
реальности и произведений искусства.
Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуальнопространственной формы.

Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей,
выраженных в пространственных формах.
Развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в
ситуации неопределённости.
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и
личностно значимой ценности.
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её изобразительном
искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной
среды.
Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Овладение средствами художественного изображения.
Овладение основами практической творческой работы различными художественными
материалами и инструментами.
«Место учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в учебном плане»
Учебный план МБОУ СОШ №3, с учётом общих требований федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основной формой
организации учебного процесса является урок.
Рабочие программы по изобразительному искусству для 5- 8 классов составлены на
основе авторской программы «Изобразительное искусство Предметная линия учебников под
редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы»: А. С. Питерских, - М.: Просвещение, 2021г.;
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство».
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает
основы разных видов визуально - пространственных искусств:
живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство,
изображение в зрелищных и экранных искусствах.
Примерная программа по изобразительному искусству разработана с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника
эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных
способностей.В 8 классе – 34 часа (34 недели по 1 часу), изучается блок «Изобразительное
искусство в жизни человека» предусмотрено проведение 4 контрольных работ;
Класс – 8
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 8 - 34ч.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС)
. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство». 8 класс.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на
занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
При организации процесса обучения в рамках реализации данной программы
предполагается применение современных технологий:
Технология развивающего обучения.
Метод проектов.

Мини – проекты.
Активные формы обучения: игровые технологии, групповая работа, проблемно-диалогическая.
Здоровьесберегающие технологии.
Портфолио ученика.
Технология оценивания образовательных достижений.
Программа предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в
форме проектно-исследовательской деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
У обучающегося будут сформированы:






воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа. Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся
на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира.
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовности и способности осознанному выбору
и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в
становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи.

Обучающийся получит возможность для формирования:


осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу,
готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность
и способность к ведению переговоров).







развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном
и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с
художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою
часть работы с общим замыслом;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:






учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а
также искать их самостоятельно;

Обучающийся получит возможность научится:



самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в соответсвии
с изменяющейся ситуацией;

Познавательные УУД:
Обучающийся научится:




строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;

Обучающийся получит возможность научиться:



излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:






допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной
творческой работы;

Обучающийся получит возможность научиться:





целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование
следующих умений:
Обучающийся научится:



















понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного
искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер
построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве
художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и
вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна
одежды;
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные
творческие композиции в материалах по различным темам;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.








различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие
ценности, выраженные в главных темах искусства;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного
искусства;
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное,
компьютерное, фотографическое);

Обучающийся получит возможность научиться:

























называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс,
свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский.
С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по
созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого
единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор
объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств
фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции,
чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и
случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и
компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного
сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства
фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования
школьного телевидения;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видеоэтюда

«Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
Общая тематика курса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СИНТЕТИЧЕСКИЕ
ИСКУССТВА (КИНО, ТЕАТР, ТЕЛЕВИДЕНИЕ)».
Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств
Синтетические искусства и изображение.
Роль изображения в синтетических искусствах.
Театральное искусство и художник
Сценография - особый вид художественного творчества.
Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»
Художник в театре кукол
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению
Театрализованный показ проделанной работы
Сценография как искусство и производство
Знать:
общность и специфику восприятия художественного образа в разных видах искусства;
общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем; виды театральнозрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента; игровую
природа сценографии; выразительные средства сценографии: пространство сцены, сценосвет,
внешний облик сцены и актёров; иметь представление о видах сценического оформления:
изобразительно-живописное, архитектурно-конструктивное, метафорическое, проекционносветовое; общие законы восприятия композиции картины и сцены; театральные службы и цеха;
элементы декорационного оформления спектакля: жёсткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы,
задник, занавес) декорации; художников театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф.
Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.); костюм, его игровая природа и характерность; общие законы
восприятия композиции картины и сцены; роль грима в быту, театре и карнавально-массовых
праздниках;условность художественно-образного языка сценографии; виды театральных кукол и
способы работы с ними;
Уметь:
анализировать театральное произведение, исходя из принципов художественности;
анализировать театральные и игровые образы;
использовать выразительный язык при моделировании декораций театральных постановок;
создавать эскизы костюмов; анализировать работы одноклассников; аргументировать своё
мнение, позицию.
Понимать:
специфику изображения и визуально пластической образности в театре и на киноэкране.
Получать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в
театре, о роли художника сценографа в содружестве драматурга, режиссёра и актёра.
Узнавать
о жанровом многообразии театрального искусства.
Понимать
соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля.
Узнавать что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики.
Представлять значение актёра в создании визуального облика спектакля.
Понимать
что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра,
благодаря его игре. Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции

театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной
мультисцены).
Узнаватьчто образное решение пространства спектакля и его персонажей составляют основную
творческую задачу театрального художника.
Понимать различия в творческой работе художника живописца и сценографа.
Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов.
Приобретать представление об исторической эволюции театрально декорационного искусства и
типах оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике.
Представлять типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и
художнических профессий людей, участвующих в их оформлении.
Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.),
об этапах их на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными
цехами.
Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного
спектакля. Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового.
Представлятькаково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его
как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.).
Уметь применять в практике любительского театра художественно творческие умения по
созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании
сценического образа.
Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со
сценографией спектакля, частью которого он является.Понимать и объяснять
в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и
актёра в процессе создания образа персонажа.
Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые)
уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя
в нём в качестве художника, режиссёра или актёра. Понимать
единство творческой природы театрального и школьного спектакля. Осознавать
специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у
зрителя — равноправного участника сценического зрелища.
Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и
получения эмоционально художественного впечатления — катарсиса.
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств
Художник и художественные технологии: от рисунка к фотографии.
Грамота фотокомпозиции и съемки.
Фотография искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьра
Операторское мастерство фотопортрета.
События в кадре. Искусство фоторепортажа.
Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.
Знать: понятие общей природы художественного процесса в изобразительном искусстве, в
фотографии и экранном искусстве; этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до
компьютерной фотографии;фотоизображения и технологию процессов его получения; основы
операторского искусства – талант видения и отбора; выбор объекта;точка съёмки и ракурс как
художественно-выразительные средства в фотографии;свет в натюрморте – постановочный, в
пейзаже – природный;передача светоцветового состояния природы – средство образно-

эмоциональной выразительности фотопейзажа природные и световые эффекты (дождь, туман,
фейерверк) как тема фотосъёмки;типичное и случайное при передаче характера человека в
фотопортрете;автопортрет – портрет без прикрас постановочный и репортажный
портреты;разбор информационно-изобразительного содержания фотографий различных жанров с
точки зрения композиционного построения; случайности или правдивости, полноты передачи
облика, состояния и сути объекта или события.
Уметь: конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом
фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; проводить
сравнительный анализ; работать с фотокамерой; менять фокус камеры; определять точки и места
съёмки; делать фотоколлаж; анализировать работы одноклассников; аргументировать своё
мнение, позицию.
Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё
его правдоподобие.Различать особенности художественно образного языка, на котором
«говорят» картина и фотография.Осознаватьчто фотографию делает искусством не аппарат, а
человек, снимающий этим аппаратом.Иметь представление о различном объективного и
субъективного в изображении мира на картине и на фотографии. Понимать и объяснять что в
основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в
потоке жизни её неповторимость в большом и малом.
Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта
и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно - выразительных средств
фотографии.
Уметь
применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции,
чувства цвета, глубины пространства и т. д.
Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии.
Уметь работать с освещением (а также с точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для
передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно выразительного
фотонатюрморта.
Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации,
фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ.
Осознавать
художественную выразительность и визуально эмоциональную неповторимость фотопейзажа
уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента
съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния.
Анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии, в
которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи.
Приобретать представление о том, что образность портрета в фотографии достигается не путём
художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния
конкретного человека.
Овладевать
грамотой операторского мастерства при съёмке фотопортрета.Снимая репортажный портрет,
уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определённого душевнопсихологического состояния человека. При съёмке постановочного портрета уметь
работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи
характера человека.Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историкодокументальной ценности фотографии. Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки
события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике.
Уметь

Анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу
операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к
фототворчеству. Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка
исправление его отдельных недочётов и случайностей переходит в искажение запечатлённого
реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией.
Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой
профессиональный уровень.
Развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и
Интернет.

Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в Кино.
Художественное творчество в игровом фильме
От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.
Фильм - «рассказ в картинках».
Воплощение замысла.
Чудо движения: увидеть и снять
Бесконечный мир кинематографа.
Компьютерный анимационный фильм.
«От большого кино к твоему видео».Итоговый просмотр творческих работ.
Знать: кинослово и кинофраза как монтажно-образное построение кинокадров;
прерывистость последовательного движения или действия в кино; элементарную грамоту записи
сценарного плана и практический аспект его реализации; технологию создания раскадровки в
условиях учебной практики; жанры кино: анимационный, игровой и документальный;
многообразие сюжетной событийности и жанровых форм в документальном кино;
сиюминутность – специфика телевизионного изображения; интервью – искусство диалога
общения; фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесноигровой драматургических линий или действий;понятие о контрапункте в кино («вижу – одно,
слышу – другое»); компьютерная графика: технические диапазоны и творческие возможности в
дизайне, рекламе, создании книги и т.д.изобразительные возможности компьютера в нашей
школе.
Уметь анализировать кинопроизведение исходя из принципов художественности;
работать видеокамерой; монтажно снимать; снимать репортаж, брать интервью
разрабатывать эскизы заставок; выбирать сюжет; понимать ответственность за выбор;
анализировать киношедевры; собственные фильмы; анализировать работы одноклассников
уметь создавать проект; аргументировать своё мнение, позицию. Понимать и объяснять
синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных
средств, используемых в нём, существованию в композиционно-дрматургическом единстве
изображения, игрового действа, музыки и слова. Приобретать представление
о кино, как о пространственно-временнóм искусстве, в котором экранное время и всё
изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь
её художественное отображение).
Знать
что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда
фильма. Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства. Приобретать
представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только
творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий
Понимать и объяснятьчто современное кино является мощнейшей индустрией.

Узнаватьчто решение изобразительного строя фильма является результатом совместного
творчества режиссёра, оператора и художника.
Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих
задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино.
Осознавать
единство природы творческого процесса в фильме-блокбастере и домашнем видеофильме
Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и
сюжетной основы.
Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его
простейшие формы.
Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажносмысловое построение «кинослова» и «кинофразы».
Приобретать представление о творческой роли режиссёра в кино, овладевать азами режиссёрской
грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами.
Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра. Овладевать азами
операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять
их в работе над своим видео.
Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссёрского, монтажно-операторского
искусства фильмы мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и творческих умений.
Приобретать представление об истории и художественной специфике анимационного кино
(мультипликации). Учиться понимать роль и значениехудожника в создании анимационного
фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке.
Приобретать технологический минимум работы на компьютере в разных программах,
необходимый для создания видеоанимации и её монтажа.Приобретать представление
о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними.
Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации.
Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их
коллективного просмотра и обсуждения.

Экран – искусство – зритель. (
Информационная и художественная природа телевизионного изображения
Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа
Кинонаблюдение – основа документальноговидеотворчества.
Видеоэтюд в пейзаже и портрете.
Видеосюжет в интервью, репортаже и очерке.
Современные формы экранного языка.
Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека.
Искусство – зритель - современность. Итоговый просмотр творческих работ.
Знать: роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение, главное коммуникативное
средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого
человека. Телевидение, прежде всего является средством массовой информации, транслятором
самых различных событий и зрелищ;визуально-коммуникативная природу телевизионного
зрелища и множество функций телевидения – просветительская, развлекательная,
художественная, но прежде всего информационная;неповторимую специфику телевидения
составляет прямой эфир.

Уметь:
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства
фильмы мастеров кино; использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для
формирования школьного телевидения; реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую
грамоту в практике создания видео-этюда.давать аргументированный анализ современных
явлений в искусствах кино, телевидения, видео. Узнавать что телевидение прежде всего является
средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том
числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства.Понимать
многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и
культуры, просвещения, развлечения и т. д. Узнаватьчто неповторимую специфику телевидения
составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события,
совершающегося на наших глазах в реальном времени. Получать представление
о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач уметь формировать собственную
программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед
экраном. Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной
передачи и кинодокументалистики. Приобретать и использовать опыт документальной съёмки и
тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения.
Понимать что кинонаблюдение — это основа документального видеотворчества как на
телевидении, так и в любительском видео. Приобретать представление
о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как
можно более правдиво, без специальной подготовки человека к съёмке. Понимать
эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём
человека и природы. Учиться
реализовывать сценарно-режиссёрскую и операторскую грамоту творчества в практике создания
видеоэтюда. Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа,
портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с наибольшей полнотой передать
специфику киноизображения. Понимать информационно-репортажную специфику жанра
видеосюжета и особенности изображения в нём события и человека
Уметь реализовывать режиссёрско-операторские навыки и знания в условиях оперативной
съёмки видеосюжета.Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и
организационную работу по подготовке к съёмке сюжета, добиваться естественности и правды
поведения человека в кадре не инсценировкой события, а наблюдением и «видеоохотой» за
фактом.
Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в
Интернете.Получатьпредставление о развитии форм и киноязыка современных экранных
произведений на примере создания авторского видеоклипа и т. п.Понимать и объяснять
специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмическимонтажном построении.В полной мере уметь пользоваться возможностями Интернета и
спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучании видео
клипа.
Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений.Узнавать
телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых
различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само
новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства
не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д .Узнавать
что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное
изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном
времени. Понимать и объяснять роль телевидения в современном мире, его позитивное и
негативное влияние на психологию человека, культуру и жизнь общества.

Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для личностного
духовно-нравственного развития и творческой самореализации. Развивать
культуру восприятия произведений искусства и уметь выражать собственное мнение о
просмотренном и прочитанном. Понимать и объяснятьчто новое и модное не значит лучшее и
истинное. Рассуждать, выражать своё мнение по поводу своих творческих работ и работ
одноклассников. Оценивать содержательное наполнение и художественные достоинства
произведений экранного искусства.
Тематическое планирование
№
Название темы раздела
раздела
п/п
1
Изобразительный язык и эмоционально-ценностное

Количество
часов
8

содержание синтетических искусств
2

Эволюция изобразительных искусств и
выразительных средств

8

3

Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве 10
кино?

4

Экран – искусство – зритель.

8

Всего

34

Календарно - тематическое планирование 8 класс

№
п/п

Номер
Колич
Дата
Дата Примечание
Тема урока
раздел
ество
(план)
Причина
аи
часов
(факт корректировк
темы
)
и
урока
Раздел 1. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических
искусств(8 часов)
1
1.1
1
01.09.2021
Образная сила искусства.
2

1.2

Изображение в театре и кино.

1

08.09.2021

3

1.3

1

15.09.2021

4

1.4

1

22.09.2021

5

1.5

1

29.09.2021

6

1.6

1

06.10.2021

7

1.7

1

13.10.2021

8

1.8

Театральное искусство и
художник.Правда и магия театра.
Сценография - особый вид
художественного творчества.
Безграничное пространство сцены.
Сценография как искусство и
производство.
Костюм, грим и маска, или магическое
«если бы». Тайны актерского
перевоплощения.
Художник в театре кукол. Привет от
Карабаса – Барабаса.
Спектакль – от замысла к
воплощению.
Третий звонок.

1

20.10.2021

Раздел 2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств .(8час.)
9

2.1

10

2.2

11

2.3

12

2.4

13

2.5

14

2.6

Фотография – взгляд сохраненный
навсегда. Фотография - новое
изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съемки.
Основа
операторскогофотомастерства:
умение видеть и выбирать.
Фотография искусство « светописи».
Вещь : свет и фактура.

1

27.10.2021

1

10.11.2021

1

17.11.2021

« На фоне Пушкина снимается
семейство». Искусство фотопейзажа и
фотоинтерьера.
Человек на фотографии.
Операторское мастерство
фотооператора.

1

24.11.2021

1

01.12.2021

Событие в кадре. Искусство
фоторепортажа.

1

08.12.2021

1
15.12.2021
Фотография и компьютер.
1
22.12.2021
Документ для фальсификации: факт и
его компьютерная трактовка.
Раздел 3. Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? . (10 часов)
17
3.1
29.12.2021
Многоголосый язык экрана.
1
Синтетическая природа фильма и
монтаж.
18
3.2
1
19.01.2022
Пространство и время в кино.
19
3.3
1
26.01.2022
Художник и художественное
творчество в кино.
20
3.4
1
02.02.2022
Художник в игровом фильме.
21-22 3.5
2
09.02.2022
От большого экрана к домашнему
3.6
16.02.2022
видео.
15
16

2.7
2.8

23

3.7

Азбука киноязыка.

1

02.03.2022

Бесконечный мир кинематографа
Искусство анимации. Многообразие
жанровыхкиноформ.
26
3.10
История и специфика рисовального
фильма
Раздел 4. Экран – искусство – зритель. (8часов)

1
1

09.03.2022
16.03.2022

1

23.03.2022

Мир на экране: здесь и сейчас.
Информационная и
художественная природа
телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино.
Телевизионная документалистика:
от видеосюжета до телерепортажа.
Киноглаз, или Жизнь в врасплох

1

06.04.2022

1

13.04.2022

2

Телевидение, Интернет… Что
дальше?
Современные формы экранного
языка.

1

20.04.2022
27.04.2022
04.05.2022

1

11.05.2022

В царстве кривых зеркал,
или Вечные истины искусства.

2

18.05.2022
25.05.2022

24
25

3.8
3.9

4.1
27

28

4.2

29-30 4.3- 4.4
31

4.5

32

4.6

33-34 4.7-4.8

Итого:

С учетом выходных и праздничных дней всего - 34 часа

34

Критерии и система оценки творческой работы:

Контрольные уроки отдельными уроками не выделены.
Используемые виды и формы контроля:
Виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый, комплексный
Формы контроля: просмотр работ;обсуждение работ,выставки работ,кроссворды,
участие в проектах и конкурсах рисунков; тестовые задания; компьютерное тестирование;
фронтальный опрос; индивидуальные разноуровневые задания
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как
организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как
выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует
выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа,
чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству:
«отлично»

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей.
Владеет материалом, приемами работы.
Знает и использует на практике понятия и правила композиции, гармонично строит творческий
процесс.
Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные
связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации при выборе сюжета,
композиции.
Делает собственные выводы; формирует тематическое решение задания, не копирует, а
самостоятельно интерпретирует материал задания, темы.
Самостоятельно и использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник,
дополнительную литературу, первоисточники.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении задач на
творческом уровне.

«хорошо»

Показывает знания всего изученного программного материала.
Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные
ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий,
неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в
определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или
не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при
небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные
правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Допускает негрубые нарушения правил оформления и выполнения работ
«удовлетворительно»
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает
несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; техникой рисования
и терминологией владеет слабо, допускает ошибки, неточности, неаккуратность.
При этом допускает одну-две грубые ошибки в искусствоведческом и теоретическом составе
материала, не может их исправить без помощи учителя.
Испытывает затруднения в применении знаний и навыков, при выборе сюжета и работе с
аналогом.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных понятий при воспроизведении текста
учебник
«неудовлетворительно»
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет
применять их к решению конкретных вопросов (выбору сюжета, композиции).
При работе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи
учителя.
Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
Полностью не усвоил материал.
Предусмотрена возможность поощрения за олимпиады, конкурсы и т.д.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Диагностическая работа I четверти 8 класса
«Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических
искусствах»
Ф.И.__________________________________________________класс_______
1. Выделите синтетические виды искусств:
живопись, кино, музыка, театр, танец, фотография.
2. Вставьте пропущенные слова в высказывание
«Спектакль не может существовать без _______________ на сцене, а ___________
без изображения на экране».
3. Выделите профессии, которые участвуют в создании только художественных
фильмов:
актѐр, режиссѐр, сценарист, оператор, драматург, декоратор, монтажѐр.
4. Распределите понятия по жанрам:
А. балет
Б. «КВН»
В. оперетта
Г. телешоу
Д. «Голос»
Е. опера
Ж. мюзикл
З. «Алые паруса»
Жанры сценического искусства
Жанры визуальных зрелищ
5. Завершите написание имѐн великих драматургов и режиссѐров
В. Ш______________р
Ж-Б. М___________р
А.П. Ч_________в
К.С. С__________________ий
В.Э. М__________________д
6. Где и когда появился первый русский драматический театр?
14

7.Определите понятия:
______________________ - основа любого сценического произведения.
______________________ - литературный жанр, в котором автор пишет только
диалог актѐров.
______________________ - ему принадлежит организация действия на сцене и
решение визуального образа спектакля в целом.
______________________ - игровое пространство в партерном театре.
______________________ - уменьшенная модель сцены.
______________________ - театральный художник.
8.Уберите лишнее:
Виды декораций: живописные, природные, проекционные, натуралистическибытовые, игровые,
архитектурно-конструкционные.
Профессии сценографии: технолог, звукорежиссѐр, бутафор, портной, осветитель,
мультипликатор, постижор.
9.Чем отличается театральный костюм от бытового?
_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________
____________________________________________________
10.Назовите виды театральных кукол.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________
15

Диагностическая работа II четверти 8 класса
«Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных искусств и технологий»
Ф.И.__________________________________________________класс_______
1. Почему первые фотографии назывались дагеротипами?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Соотнесите понятия
1. Ракурс А. Степень удалѐнности от объекта
2. Объект Б. Угол зрения, под которым снимается
объект
3. Точка съѐмки В. Предмет, событие, природное
явление, человек …
4. План Г. Изменение размера и крупности кадра
5. Кадрирование Д. Конкретное место съѐмки
1.____ 2.____ 3.____ 4.____ 5.____
3. Определите, какие средства выразительности являются важными
в фотографическом натюрморте:
________________________________________
в фотографическом пейзаже:
____________________________________________
Слова для справок: фактура, цвет, линия, свет, тени, документальность,
композиция, пятно, момент съѐмки.
4. Сравните возможности изображения портрета фотографом и художником
Живописный портрет Фотографический портрет
16

5. Определите понятия:
_______________ - жанр фотографии, в котором важна оперативная съѐмка события.
_______________ - несколько фотографий, объединѐнных одним событием или темой.
6. Выделите четыре качества фоторепортажа, которые можно отнести к главным:
уникальность, эмоциональность, событийность, мгновенность, фактичность,
объективность, символичность.
7. Почему важны семейная фотохроника и сохранение старых снимков?
_______________________________________________________
8. Какие способы исправления дефектов на снимке использовались фотографами и
используются сейчас?
____________________________________________________________________
9. Укажите дизайнерские работы с фотоизображением, которые можно выполнить с
помощью программы Аdobe Photoshop? Привести не мене трѐх работ:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
10. Дайте определения:
Коллаж _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Слайд-фильм _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
17

Диагностическая работа III четверти 8 класса
«Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?»
Ф.И.__________________________________________________класс_______
1. Вставьте пропущенные слова и даты
Датой рождения кино стало __________18__ года, когда в ______________ братья
Люмьер показали свою первую короткую киноленту _________________________________
.
2. Назовите профессии, возникшие с появлением кино
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Запишите буквами события в хронологическом порядке
__________________________
А. Появление цветных фильмов
Б. Звуковое кино
В. Чѐрно-белое кино
Г. Стереокино
4. Соотнесите понятия
1.Кино А. Оно может растягиваться и сжиматься, любое
событие можно показать стремительно проносящимся, и
повторѐнным в прошедшем и будущем.
2.Время в фильме Б. Последовательное соединение планов
(фрагментов).
3.Монтаж В. Новая изобразительная условность, ещѐ боле,
чем фотография, похожая на действительность.
4.Хронометраж Г. Угол зрения, под которым снимается объект
5. Точка съѐмки Д. Продолжительность показа картинки.
1.____ 2.____ 3.____ 4.____ 5.____
5. Почему кино называют
А) синтетическим видом искусства?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
18

Б) пространственно-временным искусством?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
6. Определите круг работы художника в игровом
кино_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Распределите слова в тематические ряды:
мелодрама, сказка, игровой, детектив, анимационный, трагедия, документальный,
триллер, комедия.
1)_______________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________
8. Назовите понятия:
__________________________ - «рассказ в картинках», последовательность
картинок-кадров, сопровождающаяся комментариями.
___________________________ - ожившие рисунки или куклы на экране.
9. Назовите виды мультипликации
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________
10. Завершите написание имѐн великих мультипликаторов
У. Д____________й
Г.Я.Б____________н
В.М.К________________________н
Ф.С.Х__________к
19

Диагностическая работа IV четверти 8 класса
«Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель»
Ф.И.__________________________________________________класс_______
1. В каком году наш соотечественник В.К.Зворыкин изобрѐл первый телевизионный
кинескоп? ___________________
2. Чем отличается кинофильм от телесериала?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________
3. Назовите на мене трѐх основных жанров телевизионных передач
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
4. Выберите слова, относящиеся к понятиям
Документалистика:
____________________________________________________________________
Любительский фильм:
_____________________________________________________________________
Видеоэтюд:
____________________________________________________________________
Слова для справок: эмоционально-поэтическое отношение автора, военный
репортаж, видео семейного праздника, интервью.
5. Назовите понятия:
____________________ - краткое экранное повествование о каком-либо событии.
_____________________ - сообщение с места события.
_____________________ - рассказ, включающий исторические или иные мотивы.
6. Дополните фразы
Звуковая палитра в фильме состоит из ___________________, __________________

и ________________.
Видеоклип скреплѐн ассоциативными связями, возникающих на стыке изображений,
__________________ и _________________.
7. Уберите лишнее:
Черты телевизонных клипов: короткие планы, неожиданные ракурсы, статичные
картинки, стремительный монтаж, рваная музыка.
20

Черты современных массовых зрелищ: громкие динамики, лазерные лучи, дым,
медленный танцевальный ритм, вспышки света.
8. Определите воздействие Интернета на художественно-информационную культуру
человека
положительное отрицательное
9. Распределите понятия по жанрам:
А. балаган
Б. перформанс
В. песня
Г. графитти
Д. видеоарт
Е. гжель
Ж. флэшмоб
З. хоровод
10. Заполните таблицу художественных профессий, не повторяя их:
В театре
В кино
На телевидении
Актуальное искусство
Традиционное искусство
21

Ключи к диагностическим работам 8 класса
I четверть «Художник и искусство театра. Роль изображения в
синтетических искусствах»
1.Выделите синтетические виды искусств (2 балла):
живопись, кино, музыка, театр, танец, фотография.
2.Вставьте пропущенные слова в высказывание (2 балла):
«Спектакль не может существовать без актѐра на сцене, а фильм без изображения
на экране».
3.Выделите профессии, которые участвуют в создании только художественных фильмов (2
балла): актѐр, режиссѐр, сценарист, оператор, драматург, декоратор, монтажѐр
4.Распределите понятия по жанрам:
5.Завершите написание имѐн великих драматургов и режиссѐров (5 баллов):
В. Шекспир, Ж-Б. Мольер, А.П. Чехов, К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд
6.Где и когда появился первый русский драматический театр? (2 балла)
В 1750 году в Ярославле
7.Назовите понятия (6 баллов):
Драматургия - основа любого сценического произведения.
Пьеса - литературный жанр, в котором автор пишет только диалог актѐров.
Режиссѐр_ - ему принадлежит организация действия на сцене и решение визуального
образа спектакля в целом.
Сцена - игровое пространство в партерном театре.
Подмакетник - уменьшенная модель сцены.

Сценограф - театральный художник.
8.Уберите лишнее:
Виды декораций: живописные, природные, проекционные, натуралистическибытовые, игровые,
архитектурно-конструкционные.
Профессии сценографии: технолог, звукорежиссѐр, бутафор, костюмер, осветитель,
мультипликатор, постижор.
9.Чем отличается театральный костюм от бытового? (1 балл)
Театральный костюм создаѐт запоминающийся образ героя
10.Назовите виды театральных кукол (4 балла)
Перчаточные, тростевые, марионетки, ростовые
Максимальное количество баллов – 34.
Жанры сценического искусства
А, В, Е,Ж
Жанры визуальных зрелищ
Б,Г,Д,З
22

Шкала перевода баллов в оценки
Баллы Оценка
0-16 2
17-22 3
23-28 4
29-34 5
II четверть «Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных искусств и технологий»
1.Почему первые фотографии назывались дагеротипами? ( 1 балл)
В честь изобретателя фотографии Л.-Ж. Дагера.
2.Соотнесите понятия ( 5 баллов)
1.Б 2.В 3.Д 4.А 5.Г_
3.Определите, какие средства выразительности являются важными (6 баллов)
в фотографическом натюрморте: свет и тени, фактура, композиция
в фотографическом пейзаже: цвет, документальность, момент съѐмки
4.Сравните возможности изображения портрета фотографом и художником (6 баллов)
Живописный портрет Фотографический портрет
Фантазийность Документальность
Длительность написания Мгновенность
Использование красок, мелков и других
художественных материалов.
Использование компьютерных
технологий
5.Определите понятия (2 балла):
Фоторепортаж - жанр фотографии, в котором важна оперативная съѐмка события.
Серия - несколько фотографий, объединѐнных одним событием или темой.
6.Выделите четыре качества фоторепортажа, которые можно отнести к главным (4 балла):
уникальность, эмоциональность, событийность, мгновенность, фактичность,
объективность, символичность.
7.Почему важны семейная фотохроника и сохранение старых снимков? (1 баллов)
Старые семейные фотографии рассказывают историю семьи.
23

8.Какие способы исправления дефектов на снимке использовались фотографами и
используются сейчас? (2 балла)

Ретушь, компьютерная обработка
9.Укажите дизайнерские работы с фотоизображением, которые можно выполнить с
помощью программы Аdobe Photoshop? (не более 5 баллов)
изменение цветности, изменение освещѐнности, увеличение резкости, замена
фона, образка по форме, совмещение изображений, корректировка и т.д.
10.Дайте определения (2 балла):
Коллаж - композиция из фотографий, рисунков, текстов, объединѐнные
одной темой.
Слайд-фильм – компютерная форма просмотра фотографий.
Максимальное количество баллов – 34.
Шкала перевода баллов в оценки
Баллы Оценка
0-16 2
17-22 3
23-28 4
29-34 5
III четверть «Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?»
1. Вставьте пропущенные слова и даты (4 балла):
Датой рождения кино стало 22 марта 1895 года, когда в Париже братья Люмьер
показали свою первую короткую киноленту «Прибытие поезда».
2. Назовите профессии, возникшие с появлением кино (3 балла):
оператор, музыкант-топѐр, монтажѐр
3. Запишите буквами события в хронологическом порядке (4 балла): В, Б, А, Г
4. Соотнесите понятия (5 баллов): 1В 2.А 3.Б 4.Д 5.Г
5. Почему кино называют (2 балла)
А) синтетическим видом искусства? В кино включаются другие виды искусства:
музыка, игра актѐров (театр), изобразительное искусство, компьютерная графика,
спецэффекты.
Б) пространственно-временным искусством? Кино можно посмотреть в
определѐнном месте и в определѐнное время.
24

6. Определите круг работы художника в игровом кино (не более 5 баллов)
костюм, грим, освещение, компьютерная графика, подбор и расстановка интерьера
7. Распределите слова в тематические ряды (7 баллов):
1) игровой, анимационный, документальный;
2) мелодрама, детектив, трагедия, триллер.
8. Назовите понятия (2 балла):
Анимация - «рассказ в картинках», последовательность картинок-кадров,
сопровождающаяся комментариями.
Мультипликация - ожившие рисунки или куклы на экране.
9. Назовите не менее трѐх видов мультипликации (не более 5 баллов):
рисованная, кукольная, пластилиновая, песочная, бумажная, предметная
10. Завершите написание имѐн великих мультипликаторов (4 балла):
У. Дисней
Г.Я.Бардин
В.М.Котѐночкин
Ф.С.Хитрук
Максимальное количество баллов – 41.
Шкала перевода баллов в оценки
Баллы Оценка

0-19 2
20-27 3
28-35 4
36-41 5
IV четверть «Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство –
зритель»
1. В каком году наш соотечественник В.К.Зворыкин изобрѐл первый телевизионный
кинескоп? (1 балл) 1929г.
2. Чем отличается кинофильм от телесериала? (1 балл) Кинофильм предназначен
для показа в кинотеатре, а телесериал только для телевидения
3. Назовите на мене трѐх основных жанров телевизионных передач (до 5 баллов):
трансляция, ток-шоу, раелити-шоу, телевикторины, телевизионные игры,
информационные программы, репортаж, интервью, киножурнал.
4. Выберите слова, относящиеся к понятиям (3 балла, по 1 баллу за правильный ряд)
25

Документалистика: военный репортаж, интервью.
Любительский фильм: видео семейного праздника.
Видеоэтюд: эмоционально-поэтическое отношение автора.
5. Назовите понятия (3 балла):
Сюжет - краткое экранное повествование о каком-либо событии.
Репортаж - сообщение с места события.
Очерк - рассказ, включающий исторические или иные мотивы.
6. Дополните фразы (5 баллов)
Звуковая палитра в фильме состоит из музыки, голоса и шума.
Видеоклип скреплѐн ассоциативными связями, возникающих на стыке изображений,
текста песен и музыки.
7. Уберите лишнее (2 балла):
Черты телевизонных клипов: короткие планы, неожиданные ракурсы, статичные
картинки, стремительный монтаж, рваная музыка.
Черты современных массовых зрелищ: громкие динамики, лазерные лучи, дым,
медленный танцевальный ритм, вспышки света.
8. Определите воздействие Интернета на художественно-информационную культуру
человека (4 балла, по 1 баллу за каждое высказывание).
9. Распределите понятия по жанрам (8 баллов):
Актуальное искусство
Б, Г, Д, Ж
Традиционное искусство
А, В, Е, З
10. Заполните таблицу художественных профессий (6 баллов, по у баллу за каждую
профессию)
Максимальное количество баллов – 38.
Шкала перевода баллов в оценки
Баллы Оценка
0-18 2
19-25 3
26-32 4
33-38 5
26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».