1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы №3 города КаменскаШахтинского, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, Учебного плана и локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской программы по литературе 5-9 классов Литература: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС Инновационная школа). Рабочая программа по литературе для основной школы разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, 5-е издание, М. «Русское слово» 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Цели изучения литературы Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственноэстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Место предмета в учебном плане Учебный план МБОУ СОШ № 3 отводит на изучение литературы в 8 классе 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Согласно календарному учебному графику и расписанию уроков на 2020-2021 учебный год рабочая программа составлена на 68 часов в 8 классе. Материал изучается в полном объёме. УМК 2 Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс. Концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-9-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010 - 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Предметная линия учебников Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А. 5-9 классы Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./авт.-сост. Меркин Г.С.- 5 изд. - М.:ООО «Русское слово - учебник», 2018. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС) Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Личностными результатами, формируемыми при изучениипредмета «Литература», являются: 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувствалюбви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметными результатамиизучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий. 1) Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; - самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; - самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 2) Познавательные УУД: - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения. 3) Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 3 - уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; - оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: - понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора ифольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлениезаложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и ихсовременного звучания; - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность кодному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - определение в произведении элементов сюжета, композиции,изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытииидейно-художественного содержания произведения (элементы филологическогоанализа); - владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы культуры,сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; - формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, ихоценка; - собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; - понимание авторской позиции и свое отношение к ней; и 3) в коммуникативной сфере: - восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтениеи адекватное восприятие; - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованиемобразных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы попрослушанному или 4 прочитанному тексту; создавать устные монологическиевысказывания разного типа; уметь вести диалог; - написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикойизученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; - эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетическоговкуса; - понимание русского слова в его эстетической функции, ролиизобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образовлитературных произведений. Требования к уровню подготовки обучающихся. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Предметными результатами изучения курса литературы 8 класса являются: В результате изучения литературы учащиеся должны знать: Тексты художественного произведения. Основные темы и особенности композиции изученных произведений. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений. Учащиеся должны уметь: Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним. Различать эпические, лирические и драматические произведения. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического). Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче. Давать анализ отдельного эпизода. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 8 класс Введение Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. Из устного народного творчества Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. 5 Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач. Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен. Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных песен. Краеведение: запись музыкального фольклора региона. Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни. Из древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственныхпредставлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Из литературы XVIII века Г.Р. Державин Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте. Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний. Н.М. Карамзин Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин». Из литературы XIX века Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ». К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман»,«Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение ив дикости лесов...», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»,«Разуверение», «Муза ». А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия». Н.М.Языков. «Пловец», «Родина». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм. Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана. Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века». 6 А.С. Пушкин Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино. Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу). Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина». М.Ю. Лермонтов Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский). Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции. Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник». Н.В. Гоголь Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ. Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы. Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин». И.С. Тургенев 7 Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися). Н.А. Некрасов Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа. Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей. А.А.Фет Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос. Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»: Н.И. Г н е д и ч. «Осень»; П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»; А.Н. Плещеев. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»; И.З. Суриков. «После дождя»; И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др. А.Н. Островский Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Теория литературы: драма. Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению. Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков. Л. Н. Толстой Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся. Из литературы XX века М. Горький 8 Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького. Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси». В. В. Маяковский Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер». Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся. О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) Н.А. Тэффи«Свои и чужие»; М.М. Зощенко.«Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях). Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа. Н.А. Заболоцкий Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение. Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..». М.В. Исаковский Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века. Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения. Развитие речи: выразительное чтение. Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского». В.П. Астафьев Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа. Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева). Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»: А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»; Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»; М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»; К.М. Симонов. «Жди меня»; П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы); 9 О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др. А.Т. Твардовский Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского. Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского). Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»: А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»; В.В. Хлебников. «Мнемало нужно…»; Б.Л. Пастернак. «После вьюги»; М.В. Исаковский. «Катюша»; М.А. Светлов. «Веселая песня»; А.А. Вознесенский. «Слеги»; Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля…»; B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др. В.Г. Распутин Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту. Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране. Из зарубежной литературы У. Шекспир Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене. Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра). Связь с другими искусствами: история театра. М. Сервантес Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. Теория литературы: роман, романный герой. Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся. Тематическое планирование по литературе 8 класс (2 часа в неделю, всего 65 часов) № п/п 1 2 3 Тема Кол-во часов Введение. Художественная литература и история Из устного народного творчества Древнерусская литература 10 1 2 3 4 5 6 7 Итого Литература 18 века Литература 19 века Литература 20 века Зарубежная литература 3 32 22 2 65 часов Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс (65часов, 2 часа в неделю) № п/п №в разд. 1 1 2 1 3 2 4 5 1 2 6 3 7 1 8 2 9 3 10 1 11 2 12 3 13 4 14 5 Тема урока колво час. Дата План Факт 1.ВВЕДЕНИЕ (1 час) 1 03.09 Художественная литература и история 2.ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (2 часа) 1 06.09 Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка» 1 10.09 «Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по сыне» 3.ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа) 1 13.09 «Житие Сергия Радонежского». 17.09 Глубина и сила нравственных 1 представлений о человеке. 20.09 «Житие Александра Невского». 1 Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы. 4.ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (3 часа) 24.09 Державин Г.Р. Поэт и государственный 1 чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник» 27.09 Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. 1 Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. 01.10 Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная 1 проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы 5.ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (32 часа) 04.10 Поэты круга Пушкина. Основные темы, 1 мотивы лирики В.А.Жуковского. 08.10 Поэты круга Пушкина. Основные темы и 1 мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин» 11.10 Пушкин А.С. Тематическое богатство 1 поэзии поэта. « И.И. Пущину», « 19 октября 1825 года». 15.10 Пушкин А.С. Повесть «Капитанская 1 дочка». Творческая история повести, проблематика. 1 18.10 Пушкин А.С. Повесть «Капитанская 11 Примеча ние. Причина коррект ировки 15 6 16 7 17 8 18 9 19 10 20 11 21 12 22 13 23 14 24 15 25 16 26 17 27 18 28 19 29 20 30 21 31 22 32 23 33 24 34 25 дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика. Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева. Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой. Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева. Р.Р. Классное сочинение по повести .С.Пушкина «Капитанская дочка» Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве. Лермонтов М.Ю. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше. Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри» «Мцыри – любимый идеал поэта»В.Белинский. Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор» Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига. Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора. Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление. Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя Ревизор» Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася». Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини. Вн.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берёза», «Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков «После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс» Итоговый контрольный тест №1 за 1 полугодие Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова. Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета. 12 1 22.10 1 25.10 1 29.10 1 08.11 1 12.11 1 15.11 1 19.11 1 22.11 1 26.11 1 29.11 1 03.12 1 06.12 1 10.12 1 13.12 1 17.12 1 20.12 1 24.12 1 27.12 1 14.01 1 17.01 35 26 36 27 37 28 38 29 39 30 40 31 41 32 42 1 43 2 44 3 45 4 46 5 47 6 48 7 49 8 50 9 51 10 52 11 53 12 54 13 Островский А.Н. Краткие сведения о писателе. Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество». Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов. Контрольная работа по теме «Литература 19 века». 6.ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (22 часа) Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра». Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник» .Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворениях поэта. Маяковский В.В. «Хорошее отношение к лошадям» Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей. Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа. Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению) Поэзия М.В.Исаковского. « Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы» Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль». Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав 13 1 21.01 1 24.01 1 28.01 1 31.01 1 04.02 1 07.02 1 11.02 14.02 1 18.02 1 21.02 1 25.02 1 28.02 1 04.03 1 07.03 1 11.03 1 14.03 1 18.03 1 21.03 1 25.03 1 08.04 1 11.04 Астафьев В.П. Человек и война, литература 1 и история в творчестве писателя. 56 15 Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на 1 которой меня нет». Проблема нравственной памяти. 57 16 Вн.чт.«Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 1 века о войне) 58 17 Распутин В.Г. Основные вехи биографии 1 писателя. 20 век на страницах прозы Распутина 59 18 Распутин В.Г. Уроки доброты. 1 Нравственная проблематика повести «Уроки французского». 60 19 Распутин В.Г. Повесть «Уроки 1 французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости. 61 20 1 Внеклассное чтение по литературе 20 века 62 21 1 Внеклассное чтение по литературе 20 века 63 22 Итоговый годовой контрольный тест №2 1 7.ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 часа) 64 1 Шекспир У. Краткие сведения о писателе. 1 Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем. 65 2 1 Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Основной конфликт пьесы. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа Итого: 65 часов с учетом праздничных и выходных дней 55 14 15.04 18.04 22.04 25.04 29.04 06.05 09.05 13.05 16.05 20.05 23.05 Приложение №1 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе по программе ФК ГОС по учебнику под ред. Меркина Г.С. Оценка устных ответов учащихся. Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по РКО. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. 14 Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибкив формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное непонимание и незнание материала Оценка сочинений. В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: - правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; -точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Отметка “5” ставится за сочинение: -глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; -стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта. Отметка “4” ставится за сочинение: -достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; -логичное и последовательное изложение содержания; -написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов. Отметка “3” ставится за сочинение, в котором: -в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; -материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; -обнаруживается владение основами письменной речи; -в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов. Отметка “2” ставится за сочинение, которое: 15 -не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; -характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; -отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. Приложение №2 КИМы Итоговый контрольный тест №1 за 1 полугодие Вариант 1. 1. О каком литературном направлении идет речь? Назовите несколько признаков данного направления и его представителей. Это идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в других странах мира (Россия входит их число), а также в Америке. Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе. 2. 3. Ниже приведен фрагм ент из биографии писателя. О ком идет речь? Назовите несколько произведений этого автора. В 1828 году этот писатель служит чиновником в Санкт-Петербурге, где и начинается его писательская карьера. Несмотря на разочарования по поводу творческих планов писателя, он не сдается и, спустя длительное время, все же достигает успеха. Очень любит театр и хочет служить этому дело, но на актерском поприще не достигает успеха. Первым опубликованным произведением писателя стал «Басаврюк». Но широкую известность принесла его повесть «Вечер накануне Ивана Купала». В этот период его интересовали такие жанры, как историческая поэма, трагедия и элегические стихотворения. Одним из самых известных произведений является «Тарас Бульба», где автор воссоздает образ реальных событий, происходивших в прошлом веке. 3. Из приведенного ниже стихотворения М.Ю.Лермонтова выпишите не менее трех изобразительно-выразительных средств. Какое место в судьбе поэта занимает Кавказ? Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!.. 4. Из какого произведения взят отрывок? Назовите автора. Приведите примеры не менее трех произведений этого писателя. Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь, и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. 16 «Полтину на водку!» — сказал он, — «за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать». Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. Хорошо — сказал я хладнокровно; — если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп. Вариант 2. 1. О каком литературном направлении идет речь? Назовите несколько признаков данного направления и его представителей. Течение в искусстве и литературе. На первое место выходит культ души. Авторы произведений, написанных в духе этого направления, апеллируют к восприятию читателя, пытаются с помощью произведения пробудить определенные эмоции и чувства. Зародился в Западной Европе в начале 18 века. До России это направление дошло лишь к концу столетия и заняло доминирующее положение в начале 19 века. 2. Ниже приведен фрагмент из биографии поэта. О ком идет речь? Назовите несколько произведений этого автора, помимо указанных. В 1834 году начал служить в Гусарском полку в Царском селе. Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение он был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василию Жуковскому наказание удалось немного смягчить. По пути на Кавказ на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение «Бородино» (1837) к годовщине сражения. 3. Из какого произведения взят отрывок? Выпишите не менее трех изобразительновыразительных средств. Какова их роль в тексте? Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел, и шум его глухой Сердитых сотне голосов Подобился. Хотя без слов, Мне внятен был тот разговор, Немолчный ропот, вечный спор С упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней Он раздавался в тишине; И вот, в туманной вышине Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы; Дохнули сонные цветы, И, как они, навстречу дню, Я поднял голову мою… Я осмотрелся; не таю: Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал, Где выл, крутясь, сердитый вал; Туда вели ступени скал; Но лишь злой дух по ним шагал, Когда, низверженный с небес, В подземной пропасти исчез. 17 4. Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора, жанр. Назовите несколько произведений этого писателя. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! пришли, понюхали — и пошли прочь. Вот я вам прочту письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова, которого вы, Артемий Филиппович, знаете. Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель (бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами)… и уведомить тебя». А! Вот: «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд (значительно поднимает палец вверх). Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки…» (остановясь), ну, здесь свои… «то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живет гденибудь инкогнито… Вчерашнего дня я…» Ну, тут уж пошли дела семейные: «…сестра Анна Кирилловна приехала к нам со своим мужем; Иван Кириллович очень потолстел и все играет на скрыпке…» — и прочее, и прочее. Так вот какое обстоятельство! Итоговый годовой контрольный тест 1 вариант. 1. Повествование о Сергии Радонежском относится к жанру а. житие в. рассказ б. легенда 2. Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: а. роман б. историческая повесть в. семейно-бытовая хроника 3. Какова основная проблематика повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? а. проблема любви б. проблема чести, долга и милосердия в. проблема роли народа в развитии общества 4. Название произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри» а. указывает на главного героя б. определяет его тематику в. имеет обобщающий смысл 5. Тема «Мцыри» а. показ прошлого Грузии б. рассказ о жизни в монастыре в. красота человека, готового умереть за свободу 6. Каково происхождение сюжета комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? а. придумал сам Гоголь б. подсказал Пушкин в. вычитал в газете 7. Хлестаковщина - это а. история взаимоотношений Хлестакова с крепостными б. история любви Хлестакова и Марии Антоновны в. ложь, в самом человеке сидящая, когда он сам не понимает, что лжет 8.Исторические песни- это: а. Народные песни, в которых рассказывается об исторических событиях б. Народные песни, в которых рассказывается о жизненных историях в. Авторская песня г. Эстрадная песня 9. Композиция - это: а. последовательность событий и действий; б. движение произведения от завязки до развязки; в. последовательность частей и элементов произведения. 10. Жанр произведения И. С. Тургенева «Ася» а. рассказ б. очерк в. повесть 18 11. Какова причина несостоявшейся любви Аси и господина Н. в произведении И. С. Тургенева «Ася»? а. душевная слабость, малодушие господина Н. б. характер Аси в. несогласие Гагина 12. Как называется произведение Фонвизина: а. Недоросль б. Ревизор в. Горе от ума г. Борис Годунов 13.Какой псевдоним был у Лохвицкой Надежды Александровны: а. Тэффи б. Осип Дымов в. Антоша Чехонте г. Петров 14. Действующее лицо художественного произведения называется а. образом б. персонажем в. типом 15. Напишите название любого стихотворения , посвященного Великой Отечественной войн 19 Итоговый годовой контрольный тест 2 вариант. 1. Повествование об Александре Невском относится к жанру а. легенда б. житие в. рассказ 2. Повествование в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина ведётся от лица а. автора б. Маши Мироновой в. Петра Гринёва 3. С какой целью в повесть «Капитанская дочка» вводится сон Гринёва? а. характеризует Гринёва б. предвещает развитие отношений главных героев в. характеризует Пугачёва 4. К какому жанру относится произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? а. баллада б. поэма в. стихотворение 5. Местом действия в «Мцыри» избран Кавказ, потому что а. поэт любуется красотой Кавказа б. могучая природа Кавказа сродни стихийной, мятежной натуре Мцыри в. первозданная природа гор противопоставляется мятежному Мцыри 6. Какой эпиграф предпослан комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"? а. «На зеркало неча пенять, коль рожа крива». б. «Береги честь смолоду». в. "И жить торопится, и чувствовать спешит". 7. Фольклор – это: а. Устное народное творчество б. Художественная литература в. Жанр литературы г. Жанр устного народного творчества. 8. «Капитанская дочка» Пушкина описывает крестьянское восстание: а. Степана Разина б. Емельяна Пугачева в. Кондратия Булавина г. Ивана Болотникова 9. Что случилось в конце поэмы с Мцыри: а. Убежал из монастыря б. Остался в монастыре в. Умер г. Пошел на военную службу 10. Для речи Хлестакова из комедии «Ревизор» характерна: а. Логичность б. Юмор в. Бессмыслица 11. Какой момент в сюжете поэмы «Мцыри» можно назвать кульминационным? а. Побег из монастыря б. Встреча с грузинкой в. Бой с барсом г. Гибель Мцыри 12. Пояснение автора, которым сопровождаются поступки героев, интонации их речи, жесты, обстановка действия называется … а. мезансцена; б. картина; в. ремарка. 13. Какая была фамилия у М. Горького? а. Пешков б. Рудин в. Горький 14. Идея произведения – это 20 а. то, о чём говорится в тексте б. нравственный «урок» произведения в. главная обобщающая мысль произведения 15. Напишите название любого стихотворения, посвященного Великой Отечественной войне Ключи к итоговому тесту по литературе в 8 классе. 1 вариант. 2 вариант. 1. а. 2. б. 3. б. 4. а. 5. в. 6. б. 7. в. 8. а. 9. в. 10.в. 11.а. 12.а. 13.а. 14.б. 1. б. 2. в. 3. б. 4. б. 5. б. 6. а. 7. а. 8. б. 9. в. 10.в. 11.в. 12.в. 13.а. 14.в. Кодификатор 1. Житие преподобного Сергия Радонежского/Житие Аввакума, им самим написанное. 2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». 3. Проблематика повести А.С. Пушкина/Сон Гринева. 4, 5. М.Ю. Лермонтов «Мцыри». 6, 7. Н.В. Гоголь «Ревизор». 8, 9. Л.Н. Толстой «После бала». 10,11. И.С. Тургенев «Ася». 12.М.Горький/Художественный прием 13.В.Г.Короленко «Парадокс». 14. Тема, идея. 15. И.С. Тургенев «Ася». 21 22